Лирическая опера это кратко и понятно

Обновлено: 05.07.2024

Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.

Найдено определений: 3 лирическая опера

Лири́ческая о́пера - оперный жанр, сложившийся во Франции во второй половине XIX в. Отличается стремлением к правдивой обрисовке персонажей, демократичностью музыкального языка (претворение интонаций бытовой лирики). Среди авторов: Ш. Гуно, Ж. Бизе, А. Тома, Ж. Массне.

ЛИРИЧЕСКАЯ ОПЕРА - ЛИРИ́ЧЕСКАЯ О́ПЕРА,

1) опера лирического характера.

2) Оперный жанр, сложившийся во Франции во 2-й пол. 19 в. Отличается стремлением к правдивой обрисовке персонажей, демократичностью музыкального языка (претворение интонаций бытовой лирики). Среди авторов: Ш. Гуно (см. ГУНО Шарль), Ж. Бизе (см. БИЗЕ Жорж), А. Тома (см. ТОМА Амбруаз), Ж. Массне (см. МАССНЕ Жюль) .

ЛИРИЧЕСКАЯ опера - 1) опера лирического характера.

2) Оперный жанр, сложившийся во Франции во 2-й пол. 19 в. Отличается стремлением к правдивой обрисовке персонажей, демократичностью музыкального языка (претворение интонаций бытовой лирики). Среди авторов: Ш. Гуно, Ж. Бизе, А. Тома, Ж. Массне.

ЛИРИЧЕСКАЯ ОПЕРА (французское opera lirique), французский оперный жанр, возникший во 2-й половине 19 в. Характерны лирические бытовые сюжеты, ариозно-романсовый мелодический стиль. Среди представителей - Ш. Гуно, А. Тома, Ж. Массне.

Лирическая опера – оперный жанр, сложившийся во Франции во 2-й пол. 19 в. Отличается стремлением к правдивой обрисовке персонажей, демократичностью музыкального языка (претворение интонаций бытовой лирики) . Среди авторов: Ш. Гуно, Ж. Бизе, А. Тома, Ж. Массне.

опера
Жанровая разновидность французской оперы, сложившаяся во 2-й половине 19 в. (opera lyrique). Генетически связана преимущественно с наследием комической оперы. Во французской музыке 2-й половины 19 в. лиризация была типичной для большой и комической оперы, оперетты.

Эта характерная тенденция времени означала в оперном искусстве тягу к углублению психологического начала, интерес к личности человека и его интимному миру, в противовес историко-героическим и легендарным сюжетам, приподнято-романтическим образам большой оперы. Внутри большой оперы она сказалась (ещё не разрушая граней жанра) в поздних операх Дж. Мейербера, в оперетте проявилась сентиментальной струёй в некоторых произведениях крупнейших её представителей, в т. ч. Ж. Оффенбаха.

жанровая разновидность франц. оперы, сложившаяся во 2-й пол. 19 в. (opera lyrique). Генетически связана преим. с наследием комич. оперы. Во франц. музыке 2-й пол. 19 в. лиризация была типичной для большой и комич. оперы, оперетты. Эта характерная тенденция времени означала в оперном иск-ве тягу к углублению психологич. начала, интерес к личности человека и его интимному миру, в противовес историко-героич. и легендарным сюжетам, приподнято-романтич. образам большой оперы. Внутри большой оперы она сказалась (ещё не разрушая граней жанра) в поздних операх Дж. Мейербера, в оперетте проявилась сентиментальной струёй в нек-рых произв. крупнейших её представителей, в т. ч. Ж. Оффенбаха. Отчётливый переход к новому жанру, наметившийся в творчестве Ш. Гуно и А. Тома, завершился у Ж. Бизе, Л. Делиба, Ж. Массне. Лирич. тенденции характерны также для итал. и рус. оперного иск-ва ("Евгений Онегин" - "лирич. сцены"). Процесс лиризации оперы был связан со стремлением художников раскрыть душевный мир человека. Каковы бы ни были сюжеты Л. о., трактовка образов приближала их к современности. Избирая для своих опер произв. классич. лит-ры ("Фауст", "Гамлет", "Миньон", "Вертер", "Манон"), авторы Л. о. выделяли в них преим. лирич. драму. В сравнении с лит. первоисточниками оперы суживали идейную проблематику, переводя образы из философского, обобщённого плана в бытовой. "Фауст" Гуно и "Гамлет" Тома были в общем далеки от произв. И. Гёте и У. Шекспира ("Вертер" и "Манон" Массне претерпели относительно меньшие изменения). Тем не менее Л. о. на сюжеты из классич. лит-ры открыли новые возможности для оперного иск-ва и завоевали широкий успех. Начало было положено оперой "Фауст", тонкость психологич. раскрытия сюжета была достигнута также в опере "Вертер". Ряд Л. о. на экзотич., "восточные" сюжеты ("Джамиле" Бизе, "Лакме" Делиба) обнаружили новое, поэтич. ощущение оперного "ориентализма". Муз. язык Л. о. приобрёл более демократич. характер, приблизился к бытовой лирике, в композицию шире вошла танц. музыка и др. бытовые жанры. Муз. драматургия более гибко следовала за развитием действия, детализировались выразит. свойства речитатива. Авторы Л. о. приблизили её к слушателю, любовные драмы (нередкоЗс социальным оттенком, как драмы неравенства) развёртываются на совр. бытовом фоне. Как самостоят. жанр франц. Л. о. важна для последней трети 19 в., позжеЗнек-рые её черты в преобразованном виде становятся характерными для франц. оперного натурализма и символизма (А. Брюно, Г. Шарпантье, К. Дебюсси). Известное родство с Л. о. обнаруживают произв. итал. веристов, особенно Дж. Пуччини.

Литература : см. при ст. Опера.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973—1982 .

Полезное

Смотреть что такое "Лирическая опера" в других словарях:

ЛИРИЧЕСКАЯ ОПЕРА — 1) опера лирического характера.2) Оперный жанр, сложившийся во Франции во 2 й пол. 19 в. Отличается стремлением к правдивой обрисовке персонажей, демократичностью музыкального языка (претворение интонаций бытовой лирики). Среди авторов: Ш. Гуно,… … Большой Энциклопедический словарь

ЛИРИЧЕСКАЯ ОПЕРА — (французское opera lirique), французский оперный жанр, возникший во 2 й половине 19 в. Характерны лирические бытовые сюжеты, ариозно романсовый мелодический стиль. Среди представителей Ш. Гуно, А. Тома, Ж. Массне … Современная энциклопедия

Лирическая опера — (французское opera lirique), французский оперный жанр, возникший во 2 й половине 19 в. Характерны лирические бытовые сюжеты, ариозно романсовый мелодический стиль. Среди представителей Ш. Гуно, А. Тома, Ж. Массне. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

лирическая опера — оперный жанр, сложившийся во Франции во второй половине XIX в. Отличается стремлением к правдивой обрисовке персонажей, демократичностью музыкального языка (претворение интонаций бытовой лирики). Среди авторов: Ш. Гуно, Ж. Бизе, А. Тома,… … Энциклопедический словарь

лирическая опера — (opéra lyrique) термин, относящийся к французской опере 19 в. и обозначающий разновидность жанра, находящуюся как бы между большой оперой (grand opéra) и комической оперой (opéra comique) … Русский индекс к Англо-русскому словарь по музыкальной терминологии

ОПЕРА — (ит., от лат. opus труд). Драматическое представление, текст которого поется с аккомпанементом инструментальной музыки. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОПЕРА драматическое произведение, действующие… … Словарь иностранных слов русского языка

ОПЕРА — (итал. opera букв. сочинение), музыкально театральное произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. Возникла в Италии на рубеже 16 и 17 вв. В ходе исторической эволюции выработаны разнообразные оперные формы: ария,… … Большой Энциклопедический словарь

Опера — (итальянское opera, буквально сочинение), вид музыкально театрального искусства; произведение, основанное на синтезе музыки, слова и сценического действия. Возникла в Италии на рубеже 16 17 вв. (смотри Флорентийская камерата). Состоит из… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ОПЕРА — ОПЕРА, оперы, жен. (итал. opera от лат. мн. opera творения). 1. Музыкально вокальное произведение в драматической форме; драматическое произведение, в котором речи действующих лиц поются с сопровождением оркестра. Лирическая опера. Комическая… … Толковый словарь Ушакова

Жанровая разновидность франц. оперы, сложившаяся во 2-й пол. 19 в. (opera lyrique). Генетически связана преим. с наследием комич. оперы. Во франц. музыке 2-й пол. 19 в. лиризация была типичной для большой и комич. оперы, оперетты. Эта характерная тенденция времени означала в оперном иск-ве тягу к углублению психологич. начала, интерес к личности человека и его интимному миру, в противовес историко-героич. и легендарным сюжетам, приподнято-романтич. образам большой оперы. Внутри большой оперы она сказалась (ещё не разрушая граней жанра) в поздних операх Дж. Мейербера, в оперетте проявилась сентиментальной струёй в нек-рых произв. крупнейших её представителей, в т. ч. Ж. Оффенбаха. Отчётливый переход к новому жанру, наметившийся в творчестве Ш. Гуно и А. Тома, завершился у Ж. Бизе, Л. Делиба, Ж. Массне. Лирич. тенденции характерны также для итал. и рус. оперного иск-ва ("Евгений Онегин" — "лирич. сцены"). Процесс лиризации оперы был связан со стремлением художников раскрыть душевный мир человека. Каковы бы ни были сюжеты Л. о., трактовка образов приближала их к современности. Избирая для своих опер произв. классич. лит-ры ("Фауст", "Гамлет", "Миньон", "Вертер", "Манон"), авторы Л. о. выделяли в них преим. лирич. драму. В сравнении с лит. первоисточниками оперы суживали идейную проблематику, переводя образы из философского, обобщённого плана в бытовой. "Фауст" Гуно и "Гамлет" Тома были в общем далеки от произв. И. Гёте и У. Шекспира ("Вертер" и "Манон" Массне претерпели относительно меньшие изменения). Тем не менее Л. о. на сюжеты из классич. лит-ры открыли новые возможности для оперного иск-ва и завоевали широкий успех. Начало было положено оперой "Фауст", тонкость психологич. раскрытия сюжета была достигнута также в опере "Вертер". Ряд Л. о. на экзотич., "восточные" сюжеты ("Джамиле" Бизе, "Лакме" Делиба) обнаружили новое, поэтич. ощущение оперного "ориентализма". Муз. язык Л. о. приобрёл более демократич. характер, приблизился к бытовой лирике, в композицию шире вошла танц. музыка и др. бытовые жанры. Муз. драматургия более гибко следовала за развитием действия, детализировались выразит. свойства речитатива. Авторы Л. о. приблизили её к слушателю, любовные драмы (нередкоЗс социальным оттенком, как драмы неравенства) развёртываются на совр. бытовом фоне. Как самостоят. жанр франц. Л. о. важна для последней трети 19 в., позжеЗнек-рые её черты в преобразованном виде становятся характерными для франц. оперного натурализма и символизма (А. Брюно, Г. Шарпантье, К. Дебюсси). Известное родство с Л. о. обнаруживают произв. итал. веристов, особенно Дж. Пуччини.

Читайте также: