Смысл названия рассказа век живи век люби кратко
Обновлено: 05.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Цель: формировать навыки самостоятельной исследовательской (анализа) работы с текстом; умение вступать в диалог.
ТИП УРОКА: урок-диалог
ЗАДАЧИ УРОКА:
1.создать условия для формирования навыка самостоятельной исследовательской работы с текстом;
2.формировать умения понимать учебную задачу урока, сравнивать и классифицировать информацию
3. способствовать формированию толерантности, уважения к окружающим и самоуважения, атмосферы свободного выбора и доверительности.
ОБОРУДОВАНИЕ: портреты В.Г. Распутина, мультимедийная презентация, мультимедиапроектор, портативный компьютер
Как вам читалось?
Понравился ли вам этот отрывок из рассказа или не понравился? Напишите 2-3 предложения о рассказе (понравился/ не понравился, о чём рассказ, что запомнилось, какие чувства вызвал, герои, не понял рассказ… Почему?
Учитель просит озвучить написанный текст в тетрадях.
-Почему не понравился?
Приветствуют учителя, говорят, что прочитали рассказ. В тетрадях записывают предложения о впечатлениях от рассказа В.Распутина.
-Для меня очень сложным показался текст рассказа. Встречается много непонятных слов.
-А мне понравился рассказ, наоборот, своей сложностью. Мне нравится все сложное.
-Мне понравилось, как мальчик видит природу и воспринимает ее.
-Описание природы в рассказе показывают красоту леса и ночью, и днём, и утром.
-А я считаю, что слишком много описания природы.
- Мне понравился эпизод первой ночевки в тайге Сани.
-Мое внимание привлёк поход мальчика в лес, его приключения.
-Понравился главный герой
-Понравились размышления главного героя.
Сначала сложно, тяжело было читать - это не понравилось, а потом понравилось.
Уметь определять свое отношение, позицию к чему-либо.
2.карта первичных смыслов
На доске учитель фиксирует смыслы
Что понравилось и не понравилось
Что не понравилось
Впечатления мальчика о природе, его первая ночевка в тайге
Поход мальчика в лес
Сначала сложно, тяжело было читать - это не понравилось, а потом понравилось
Сложный текст (в чем именно?)
Встречаются непонятные слова
Много описания природы
Вывод: ребята, оказывается, прочитав один и тот же отрывок, у вас сложились разные мнения по поводу рассказа, он произвел на вас разное впечатление.
-Кто является главным героем произведения?
-Как вы его себе представляете?
– Главный герой - мальчик Саня, которому15 лет.
-А вы любите проявлять самостоятельность?
-Вот и Саня проявляет самостоятельность, к которой каждый стремится, но не каждому это удается, пытается понять себя, свой внутренний мир.
-Зачем идёт в лес с Митяем и д. Володей?
-Чьими глазами мы воспринимаем мир природы? Почему?
-Саня, который первый раз оказался в тайге.
-Мне Саня представляется мальчиком лет восьми с конопушками.
-Я тоже думаю, что это маленький мальчик.
-Да нам нравиться принимать самостоятельные решения.
-Саня идет в лес с Митяем за ягодой.
-Мир природы мы воспринимаем глазами Сани, потому что он первый раз в тайге. Для него все впервые.
-А я думаю, что Саня-ребенок, а Митяй и д. Володя – взрослые и у них разное восприятие одного и того же.
Уметь работать с отдельными эпизодами и фрагментами текста, осознавать прочитанное.
3.знакомство с культурными образцами
-Какой тип речи представляет собой композиция данного отрывка?
-Как это связано с главным героем?
-Зачем Распутин дает так много размышлений мальчика?
-Вспомните описание первой ночи у костра, проведенной Саней в тайге? Какие чувства вызывает ночная картина у мальчика?
-Какие запахи чувствует Саня ночью? Какие звуки слышит?
-каковы ощущения мальчика?
- Какие чувства испытывает Саня после утреннего пробуждения? Какие звуки слышит?
-Какие запахи ощущает?
- Какие слова передают смятение души героя?
Меняется ли картина природы днем? Как?
-Какие чувства испытывал Саня, окунувшись в природу?
- Что начинает понимать Саша, столкнувшись с природой? какой вывод делает для себя?
- Можно ли природу считать одной из действующих лиц произведения? Какую роль она играет?
-Вспомните отрывок из учебника. Все ли здесь логично?
-Какой эпизод вы бы вставили?
-Да, ребята, авторы учебника представили нам не весь рассказ, а отрывок (как воспринимает Саня природу), но немаловажен и показателен и другой отрывок. Как вы думаете, с какой целью Распутин вводит данный эпизод?
(учитель читает отрывок, на слайде также представлен данный фрагмент)
Столько ягоды Саня никогда еще не видывал. И не представлял, что ее может столько быть. Саня раздвигал кусты и замирал от раскрывшегося потревоженного густоплодья. Дымчато-синяя, сыто и рясно подрагивающая сыпь ослепляла, вызывая и удивление, и восторг, и вину, и что-то еще, чему Саня не знал имени и что западало в душу все это вместе скрепляющим чувством - смутным и добротворным. Нагибая к себе куст, обряженный то круглыми, то продолговатыми плодами, Саня приступал к нему с игрой, которая вызвалась сама собой и нравилась ему. "Не обижайся,- наговаривал он,- что я возьму тебя. я возьму тебя, чтоб ты не пропала напрасно, чтоб не упала на землю и не сгнила, никому не дав пользы.
Солнце вошло в силу, воздух нагрелся - пора было приниматься за дело. Саня заглянул в свое ведро, стоящее по-прежнему в рюкзаке под кедром, ягода в нем заметно осела и сморилась. Но только начал он брать, только потекла сквозь пальцы первая ягода - руки заработали сами собой, и удержать их было уже невозможно. Он и не заметил, как набрал один бидон, потом другой. Ведро было полнехонько, а он только разохотился. От избытка счастья Саня сладостно вздохнул - так хорошо было, так светло и покойно и в себе и в мире этом, о бесконечной, яростной благодати которого он даже не подозревал, а только предчувствовал, что она где-то и для кого-то может быть. Но чтоб для него. И в себе, оказывается, многого не знал и не подозревал - этого, например, нечеловечески сильного и огромного чувства, пытающегося вместить в себя все сияние и все движение мира, всю его необъяснимую красоту и страсть, всю обманчиво сошедшуюся в одно зрение полноту. Саню распирало от этого чувства, он готов был выскочить из себя и взлететь, поддавшись ему. он готов был на что угодно.
Захотелось вдруг пить, и он, спустившись к речке, попил, прихлебывая из ладони.
Саня принялся опять за ягоду, за дело, которое было ему по силам, но, смущенный и раздосадованный то ли неумелостью, то ли оплошностью своей, помешавшим понять ему что-то важное, что-то такое, что было совсем рядом и готово было помочь ему, расстроенный и недовольный собой, он провозился с последним бидоном долго ощущал тепло и волнение в себе от их дыхания и вздрагивал от их прикосновения, с готовностью раскрывался и замирал от их обещающего присутствия.
Увидев, что дядя Володя направляется к шалашу, Саня пошел вслед за ним и хотел высыпать из своего бидона в его далеко не полный горбовик, но дядя Володя неожиданно грубо и резко не позволил. Саня, очень удивленный, отступил и поставил бидон на землю рядом с рюкзаком.
В названии рассказа – метафора: "Век живи – век люби".
Ведущая тема – любовь к людям, ко всему живому, к красоте мира
звучит как завет молодому поколению. Человек должен беречь в себе
эту гармонию и чувство прекрасного, быть добрым к людям и миру
вопреки любым сложностям. Проявлять милосердие, сострадание,
уметь прощать, понимать, сопереживать, быть внимательным к другим.
Автор показывает не только чувства мальчика, которые вызвала
природа, но и человеческий мир, взаимоотношения между людьми.
Герой и название рассказа тесно связаны.
я просто не могу не похлопать этому человеку. это просто шедевр, это лучшее за все время ответ который я видел. .
Название произведения звучит как наказ: человек должен беречь в себе чувство прекрасного, быть добрым к людям и миру вопреки любым сложностям.
Потому что вся наша жизнь построена на любви.. На любви к маме, которая подарила тебе жизнь, к родным и близким.
Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?
- Написать правильный и достоверный ответ;
- Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
- Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.
Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.
Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!
Связаться с нами:
Но будут ли все эти действия признаками самостоятельности? Сомневаюсь. Саня же делал то, что делали окружающие его взрослые: полол грядки как бабушка, давал деньги, как папа, собрался в лес, как делали это дачники и деревенские жители.
Свою взрослость и самостоятельность Саня проявил и когда Митяй выкинул его ягоду, оказавшуюся ядовитой. Дядя Володя преподносит мальчику плохой урок, он не собирается предупредить его сразу в поезде, что пользоваться оцинкованным ведром, когда собираешь голубицу нельзя.
Потому что вся наша жизнь построена на любви..На любви к маме,которая подарила тебе жизнь,к родным и близким.
Прыгает так шустро вскачь,
Наш зеленый, круглый .
Ночь перед Рождеством- сложное на понимание произведение,не показывающие новогоднюю сказку.В нём есть немного комедии,немного ужастика. Оно хорошо показывает происходящее,учит верить в мечту и в необыкновенное
Герасим символизирует угнетённый русский народ,живший под крепостным правом.На вид Герасим был двенадцати вершков роста. Богатырского телосложения.От рождения он был немой,но этот недостаток не мешал ему в деревенской работе.
1)Характер Алёны Дмитриевны -это собирательный образ русской женщины.Автор объединил лучшие качества русских красавиц и наделил ими свою героиню.Алёна красивая и статная,но скромная и старается не привлекать к себе внимания,бережёт свою красоту для мужа,надевая платок и прикрывая лицо.Она любит мужа и детей,заботится о них и ведёт домашнее хозяйство.Алёна бережёт честь,гордо отклоняет ухаживания опричника.Она не кается перед мужем,вины за ней нет.а просит защиты у мужа.Алёна Дмитриевна уважает устои семьи,муж для царь и только ему она подвластна,он ей судья.Набожная и верная ,уважающая царя и народ,Алёна и есть воплощение народного идеала русской женщины-жены и матери.
2)Речь героев не характеризует их ,а точно передаёт образы,созданные автором.Алёна Дмитриевна тверда в своих словах,уважительно и почтительно разговаривает с мужем.Она не виновата,говорит с достоинством и просит защиты.Купец Калашников прямой и искренний,он не заискивает перед царём и не робеет перед опричником.Купец говорит правду с достоинством и уважением.Он не называет причину,по которой убил противника,но Кирибеевичу смело говорит в лицо,что вышел на смертный бой.Обращаясь к народу,купец прощается с ним.Кирибеевич говорит льстиво с Алёной,заискивает перед царём и обманывает его,не говоря правды.Он бахвалится перед боем,высокомерно говорит,что убьёт любого,вставшего у него на пути.Но когда узнаёт,кто его противник,то пугается,понимая,что его ожидает.Автор передаёт словами характеры героев,как они говорят -твёрдо,взволновано,лукаво,с достоинством.
Пожалуйста помогите написать сочинение ,Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание (Детство -Данко)В чем гуманизм произведений Ру
Сказки, в которых говорится о людях, наказанных за какие-то пороки. За что они были наказаны и как сложилась их жизнь
Назови заповедники, которые есть в той местности ,где ты живёшь. Я живу в Набережных Челнах!!Надо срочно.
Читайте также: