Религия древнего вавилона кратко

Обновлено: 08.07.2024

Медово-лимонная курица со спаржевой фасолью Нежнейшее куриное филе, обжаренная спаржевая фасол.

Торт с творожным заварным кремом Торт с творожным заварным кремом Любители тортов хотя и г.

Куриные рулетики в беконе Ингредиенты: Куриные грудки или очищенное филе &mda.

Шоколадный тарт с грушами Ингредиенты: Песочное шоколадное тесто (данного коли.

Витамин E для волос: уникальные рецепты Рецепт №1. Маска для регулярного ухода за волосам.

-Видео

Спецпроект "Победа":"Сдержанная ярость" 28.06.2015 --> Смотрели: 1 (0) Интервью с ополченцем позывной "Чех" 28.06.2015 --> Смотрели: 79 (0) Установка IE6 в Windows 2000 31.03.2015 --> Смотрели: 7 (0) Настройка BIOS для установки Винды с фле 31.03.2015 --> Смотрели: 21 (0) Воспоминание о Windows 2000 часть 2 обзо 05.12.2013 --> Смотрели: 15 (0)

-Метки

-Рубрики

  • Война на Донбассе (605)
  • Вкуснятина (532)
  • Праздники (393)
  • Церковные праздники (233)
  • Здоровье (177)
  • тесты,гороскопы и гадания (86)
  • Молитвы (75)
  • Apple (72)
  • iPhone (24)
  • iPad (23)
  • Mac (18)
  • iPod (3)
  • История древнего мира (68)
  • Славяне (21)
  • древний Египет (11)
  • Кельты (9)
  • Древний Рим (6)
  • Древняя Ассирия (5)
  • Древняя Греция (4)
  • Древний Вавилон (4)
  • Хетты (2)
  • Древняя Япония (2)
  • древняя Индия (2)
  • Шумеры (2)
  • Древний Китай (1)
  • Православные традиции (63)
  • Постные рецепты (37)
  • Великий пост (17)
  • Рождественский пост (16)
  • Масленица (14)
  • Успенский пост (3)
  • Пасха (2)
  • Рождество Христово (1)
  • Красота (57)
  • Мариинский театр (50)
  • Балет (50)
  • Большой балет (42)
  • Office 2003 (32)
  • Microsoft Word 2003 (24)
  • Microsoft Excel 2003 (4)
  • Приколы и киноляпы (31)
  • Лошади (31)
  • Политические приколы (24)
  • Михайловский театр (24)
  • Житие святых (22)
  • Ультрабуки (20)
  • Способы подключения к интернету (20)
  • ADSL (7)
  • Dial-up (4)
  • Спутниковый интернет (2)
  • Wimax (2)
  • GPON (2)
  • Армии мира (16)
  • Армия Древнего Рима (16)
  • Решение компьютерных проблем (16)
  • нетбуки (14)
  • Сервисы онлайн-дневников (13)
  • Программы для создания разделов на диске (10)
  • Acronis Disk Director (10)
  • Кремлевский балет (9)
  • Музеи мира (8)
  • Полезности (7)
  • Браузеры (6)
  • Яхты и катера (5)
  • DirectX (5)
  • Снифферы (4)
  • Волхование (4)
  • Ведовство (4)
  • Религия славян до Крещения Руси (3)
  • Программы для общения в интернете (3)
  • Skype (3)
  • Электронная почта (2)
  • Протоколы (1)
  • Сети (2)
  • IP-телефония (2)
  • Создание сайтов (2)
  • Drupal (1)
  • Замена экрана загрузки (1)
  • BootSkin (1)
  • Автомобили (0)
  • Замена экрана приветствия (0)
  • уроки фотографии (0)
  • животные (17)
  • Мудры (16)
  • Компьютерное железо (126)
  • Видеокарты (37)
  • Оперативная память (18)
  • Материнские платы (15)
  • Сетевые карты (12)
  • Чипсеты (9)
  • Жесткие диски (7)
  • Звуковые карты (5)
  • процессоры (22)
  • Учение Порфирия Иванова (23)
  • Кошки (150)
  • Породы кошек (36)
  • Линейка Windows NT (514)
  • Windows 2000 (431)
  • Windows 10 (20)
  • Windows 8.1 (2)
  • Windows 7 (9)
  • Windows 8 (2)
  • Windows NT 3.5/3.51 (8)
  • Windows NT 4 (12)
  • Windows NT3.1 (8)
  • Windows Vista (5)
  • Windows XP (19)
  • Любимые актеры (242)
  • Любимые фильмы (277)
  • Робин из Шервуда (201)
  • Шерлок(сериал) (15)
  • Бандитский Петербург (3)
  • ван Хельсинг (4)
  • Дюна (5)
  • Звездные войны (44)
  • Музыка (139)
  • Ноутбуки (38)
  • Ноутбуки новинки (13)
  • Премьеры (6)
  • тайны и загадки (868)
  • Юмор (138)
  • приколы о животных (88)
  • Анекдоты (4)

-Ссылки

-Музыка

-Приложения

  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Календарь биоритмовЭтот бесплатный калькулятор биоритмов Вы можете разместить у себя в блоге или на своей домашней странице. Это позволит Вам или вашим друзьям не терять время в Сети в поисках программы биоритмов, а сра
  • Нумерология рожденияОнлайновый нумерологический расчет психоматрицы, позволяет узнать характер на основе даты рождения по методике Пифагора
  • Сохранение видео с любого сервисаСохрани видео с любого видео хостинга!
  • Программа телепередачУдобная программа телепередач на неделю, предоставленная Akado телегид.

-Фотоальбом

Лето 19:37 22.07.2016 Фотографий: 9 Кадры любимых фильмов 23:16 08.11.2013 Фотографий: 10

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Статистика

Вавилонское рабовладельческое общество, будучи наследником древнего Шумера, восприняло и достижения его культуры. В свою очередь вавилонская культура оказывала огромное влияние на культурное развитие современных ей народов Передней Азии и даже далёкого Египта. Немало её достижений вошло впоследствии в состав культуры древних греков и других народов Европы и Азии. Огромное историческое значение вавилонской культуры определяется положительными достижениями науки и искусства. Эти достижения были велики, несмотря на то, что характер вавилонской культуры в значительной мере определялся религиозной идеологией. Вавилонская религия навязывала человеку идею его бессилия перед сверхъестественными силами, которые, по вавилонским верованиям, навеки установили мировой порядок и существовавший общественный строй; она мешала подлинному познанию мира и препятствовала активному воздействию человека на окружающий мир.

Старые боги шумеро-аккадского пантеона сохраняли свое значение и в религии Вавилонии, но религиозные воззрения значительно усложнились.Унаследованный от глубокой древности культ умирающего и воскресающего бога растительности имел широкое распространение. Олицетворением умирающей и вновь воскресающей растительности был бог Таммуз (Думузи) —возлюбленный богини Иштар.

Немаловажным божеством был бог грозы и дождя — Адад (у шумеров Ишкур), почитавшийся особенно в более северных районах, где известную роль для земледелия играло орошение дождевыми водами (“воды Адада”).

В Вавилонии почитался ряд местных богов, отождествлённых с небесными светилами. Важную роль играли божества Солнца и Луны — Шамаш и Син. Иштар, соответствующую шумерской Инанне, богине Урука, олицетворяла планета Венера. В кроваво-красной планете Марсе видели Нергала, бога войны, болезней и смерти, главного бога города Куту. Бог мудрости, письма и счёта Набу (что соответствует западно-семитскому наби — “пророк”), почитавшийся в соседней с Вавилоном Борсиппе, сопоставлялся с планетой Меркурием. Наконец, с планетой Сатурном был сопоставлен Нинурта, бог удачной войны. Бог Мардук отождествлялся с самой большой планетой— Юпитером. Семь главных астральных (звёздных) богов вместе с триадой — Ану, Бел (Энлиль), Эа — играли важнейшую роль в религии Вавилона. В честь этих богов храмовые башни строились или в три этажа (небо, земля, подземная вода) или в семь (семь планет). Пережитком почитания вавилонских астральных богов является современная семидневная неделя. В некоторых западноевропейских языках названия дней недели и в настоящее время отражают имена семи божеств.

В Вавилонии получил большое развитие культ умерших царей и обожествление самой царской власти. Цари провозглашались стоящими неизмеримо выше людей, и их власть укреплялась в сознании эксплуатируемых народных масс как священная власть.Вавилонское жречество воздействовало на народные массы пышностью культа в громадных храмах с их величественными ступенчатыми башнями—зиккуратами. Сохранились сведения о большом количестве храмовой утвари из золота, а также о богатейших жертвах, приносимых ежедневно на алтари храмов. Обожествление царской власти, внушение покорности богам и царю, ставленнику рабовладельческой знати, были основой культа.

В истории Двуречья неоднократно выдвигалось то или другое государство, которое выступало претендентом на господство над своими соседями. Наиболее удачливым претендентом на господство над всей долиной выступил, как выше было показано, Вавилон. Это нашло своё отражение и в той роли, которую стал играть Мардук, бог-покровитель Вавилона, в основном мифе о мироздании.

В вавилонском мифе о сотворении мира (в основу этого мифа был положен аналогичный шумерский миф), написанном на семи глиняных табличках, рассказывается, что сперва был хаос, водная пучина, которая олицетворялась в виде чудовища Тиамту. Родившиеся из недр её боги задумали погубить Тиамту, внеся порядок в хаос. Тиамту, узнав об этих замыслах, решила в свою очередь уничтожить богов. Один лишь Мардук (в более древней версии Энлиль) не убоялся её и выразил готовность вступить с ней в борьбу, но потребовал в случае победы над Тиамту полного подчинения богов его господству, чтобы “непреходящим и беспрекословным был бы приказ его уст”. Когда боги на своём совете приняли требование Мардука, последний вступил в единоборство с Тиамту и, убив её, создал из её тела небо со звёздами, землю с растениями, животными и воду с рыбами. Завершением мироздания являлось сотворение человека, созданного из глины и из крови одного из богов, казнённого за измену богам и помощь Тиамту. Обязанностью человека стало жертвоприношение богамТаково краткое содержание очень древнего мифа о сотворении мира, обработанного вавилонским жречеством. Политическая тенденция выступает в этой обработке чётко и определенно. Вавилон победил, и все прочие города подчинились ему как наиболее сильному; надлежало закрепить эту победу указанием на то, что с начала мира самым мощным из богов был Мардук, бог-покровитель Вавилона.

Таким образом, бог Мардук был объявлен царём богов, но вавилонские жрецы в стремлении возвеличить своего бога не довольствовались этим. В дальнейшем они пытались слить в образе Мардука образы всех великих богов Вавилонии. Об этом свидетельствует, в частности, более поздний религиозный текст, объявляющий великих богов теми или иными проявлениями Мардука: бога войны, болезни и смерти Нергала — Мардуком силы, бога письменности Набу — Мардуком мудрости, бога Луны Сина — Мардуком ночного света и т. д. В особенности же стремилось вавилонское жречество включить в образ Мардука популярный образ умирающего и воскресающего бога. Об этом свидетельствует текст из храмовой библиотеки города Ашшура, посвящённый страстям Бела-Мардука, его казни и возвращению к жизни. Согласно этому мифу Бола-Мардука казнят на судилище у подземного царства вместе с каким-то преступником. Окровавленную одежду бога очищает богиня, любовь которой сильное смерти. Уход бога в подземное царство вызывает на земле ожесточённые смуты, жена Бела-Мардука, “владычица Вавилона”, спускается за ним в подземное царство, и бог воскресает к новой жизни.

Этот вкратце изложенный миф, несомненно, косвенно повлиял на оформление евангельского мифа о Христе. Как миф о мироздании, так и миф о страстях Бела-Мардука читались в главном храме Вавилона в новогодний праздник. В этой части ритуала новогоднего праздника имеется зародыш религиозной драмы. Миф об умирании и оживлении природы составляет основу и вавилонского мифа о схождении богини. Иштар в “страну без возврата”, т. е. в царство мёртвых. В этом мифе, также переработанном из шумерского, дошедшем до нас в прекрасном стихотворном изложении, действующей силой выступает женское начало — богиня Иштар, богиня любви и плодородия, а также её жестокая противница богиня Эрешкигаль. В этом нельзя не видеть некоторых пережитков представлений времени господства материнского рода.

Мощным средством воздействия жречества на народные массы была магия. Путём магических формул жрецы-заклинатели “спасали” людей от болезней и несчастий, “вызванных” злыми духами, ведьмами и колдунами. Жрецы-предсказатели якобы предвещали своим искусством человеку грядущую беду и пытались предотвратить её при помощи колдовства. Прорицания давались на основании полёта птиц, восхода и захода небесных светил (астрология), по форме печени овцы и т. д. Вавилонские заклинания и прорицания оказали сильнейшее воздействие на религию соседних стран, а при посредстве хеттов — и на греческую религию. Античный же мир передал многие элементы из вавилонской магии и средневековой Европе

Культура Вавилона

За полторы тысячи лет существования Вавилонского царства культура Вавилона добилась немалых достижений. Некоторые особенности вавилонской религии были позаимствованы другими народами, а значительная часть мифологии легла в основу ряда других религиозных учений.

Древние культуры

Культура и религия Вавилона

Культура Вавилонского царства имеет огромное значение для истории. Это государство дважды приходило к расцвету и дважды утрачивало влияние, пока не утратило независимость окончательно. Большое влияние на вавилонскую культуру оказал тот факт, что Вавилон неоднократно был завоёван разными народами, которые смешивались с коренным населением и привносили что-то своё. Сами вавилоняне многое позаимствовали у шумеров, ранее населявших Месопотамию.

Культура Вавилона кратко

Суть культуры Вавилонского царства

При этом вавилонская религия навязывала человеку идею его бессилия перед сверхъестественными силами, которые, по вавилонским верованиям, навеки установили мировой порядок и существовавший общественный строй; она мешала подлинному познанию мира и препятствовала активному воздействию человека на окружающий мир.

Характеристика и особенности культуры Вавилона

Особенности культуры Вавилона

Вавилонская наука оказала значительное влияние на развитие других культур

Другой интересной особенностью являются вавилонские архитектурные традиции. Во-первых, вавилоняне строили массивные и монументальные культовые сооружения, чем-то напоминающие египетские пирамиды. Во-вторых, свои храмы они строили всегда трёхэтажными, так как эти три этажа олицетворяли подземный мир, земной мир и небесный мир соответственно. Вавилонская культура развивалась достаточно хаотично, и множество её элементов было позаимствовано у других народов.
В ней развивались точные науки, в частности, математика и геометрия, но при этом они всё ещё оставались тесно связанными с магией.

Древний город Вавилон существовал очень долго и был центром государств, созданных разными народами. Их мировоззрение, верования, традиции и практические знания переплелись и вместе породили то, что именуют культурным наследием Вавилона. Благодаря многочисленным находкам клинописных табличек и успешной расшифровке клинописи ученым достаточно много известно о вавилонской культуре.

Клинопись и ее культурное значение

Вавилон создавался и управлялся разными народами – шумерами, аккадцами, арамейцами, ассирийцами… Точная дата его основания неизвестна, но письменные и археологические источники доказывают, что в IV тыс. до н.э. город уже существовал. При этом относительно хорошая изученность истории Вавилона во многом объясняется ранним появлением здесь письменности – сохранившиеся письменные документы рассказывают много о древнем государстве.

Вавилонская письменность возникла благодаря развитию письменности пиктографической – по мере усложнения языка и понятийного аппарата. который требовалось отображать в записях. Восходит эта письменность к шумерской древности, но именно вавилоняне сделали ее в середине II тыс. до н.э. своеобразным языком международного общения в Передней Азии. Клинописью пользовались Ассирия, Сирия, Урарту, даже Персия и частично Египет.

Глиняный цилиндр с клинописным текстом

Широкому распространению этого способа записи способствовало наличие в древнем Вавилоне школьного образования. Школы создавались при храмах, писцы считались одновременно и служителями культа, жрецы были грамотны. Школы учили не только грамоте, но и началам основных наук, основам религии, музыке и некоторым другим дисциплинам. Археологами были найдены даже учебные пособия – словари и счетные таблицы для учеников.

Благодаря такой системе подготовки кадров и относительной простоте клинописи она стала первым важным вкладом Вавилона в мировую культуру. Благодаря клинописным записям ученым известно многое о религиозных представлениях вавилонян, их праве и научных знаниях.

Вавилонская религия и мировоззрение

Религия Вавилона формировалась на основе религиозных воззрений всех городов-государств Месопотамии и представлений разных народов. Богов было много, представления об их роли и значении были разными в разные периоды. Наряду с главными богами (покровителями стихий и главных сил мироздания) почитались и местные, считавшиеся покровителями отдельных городов и даже отдельных людей.

Храмы и жрецы играли большую роль в жизни вавилонян. Но роль эта скорее относилась к устройству земной жизни – боги полагались способными вмешиваться в жизнь людей, помогать им или наказывать их, а жрецы выступали в роли посредников. Храмы также были центрами культуры, образования, медицины; жрецов полагали магами, способными творить чудеса. Вопросы же посмертного устройства души вавилонян беспокоили относительно мало, хотя они и верили в то, что после смерти душу ожидает некий божественный суд.

Некоторые из богов Вавилона

Очевидно, что главные вавилонские боги воплощают силы природы. Однако с развитием общества и государства толкование их образов менялось. Подъем Вавилона вызвал рост авторитета Мардука. Он стал считаться основоположником мироздания (через победу над хтоническим чудовищем по имени Тиамат) и правителем мира. Так через религию укреплялся авторитет власти – вавилонский царь признавался воплощением и представителем Мардука на земле.

Для почитания богов в Вавилоне строили зиккураты – башни-храмы в виде усеченной ступенчатой пирамиды на 3 уровня. Верхний уровень считался жилищем бога; остальные два занимали жрецы, там проводились различные обряды.

Жрецы убеждали людей, что боги наделяют их особыми способностями, магическими дарованиями. Это укрепляло авторитет жречества. Нередко за магию выдавали, например, медицинские манипуляции – в этом виде она приносила пользу.

Вавилонский царь перед богом

Развитие науки в Вавилоне

Земледельческое хозяйство Вавилона зависело от разливов Евфрата. Их следовало точно предсказывать, наперед знать их сроки. Раздел земли, строительство храмов и укреплений требовали сложных расчетов. Наконец, совершенствование государства требовало правовой системы и строгого учета.

Соответственно, из наук в Вавилоне наибольшее развитие получили астрономия и математика. Здесь вели подобие исторических хроник, описывая деяния того или иного правителя. Вавилон – родина древнейшего из известных писаных сводов законов – так называемых законов Хаммурапи ( XVIII век до н.э.).

Вавилонским астрономам были известны 5 планет Солнечной системы (что следует из уже упомянутых их ассоциаций с богами). Они также составили достаточно точный календарь (год был поделен на 354 дней, но периодически добавлялись дополнительные дни для корректировки) и установили прохождение Солнца через 12 зодиакальных созвездий (это представление сохраняется и сейчас).

Математика в Вавилоне опиралась на числа 5 и (в большей степени) 6 и производные от него (12, 30, 60…). Отголоски этой системы сохраняются в делении круга на 360 градусов и в некоторых других формулах. В Вавилоне знали теорему Пифагора и ее доказательство, умели рассчитывать объем усеченной пирамиды (это было необходимо для строительства зиккуратов) и приблизительно – длину окружности. Для упрощения расчетов составлялись особые таблицы умножения, сложения и вычитания.

Вавилонская табличка с геометрическими расчетами

Искусство в Вавилоне

Археологические раскопки дали ученым также представление об уровне и особенностях развития вавилонского искусства. Хотя древний кирпич в условиях Месопотамии сохраняется плохо, обнаруженные руины городов (включая и сам Вавилон) позволили понять, что застройка столицы была плановой, в городе имелись четко выделенные улицы, на которые можно было попасть через въездные ворота.

Здания в Вавилоне имели форму параллелепипеда или усеченной пирамиды, строились преимущественно из кирпича, иногда из камня. Характерной особенностью является отделка внешних стен дворцов, храмов и главных городских ворот цветной плиткой, которой даже выкладывали различные изображения.

мозаичные изображения животных в Вавилоне

Вавилонское изобразительное искусство ориентировалось более на такую своеобразную мозаику, а также на рельефные изображения, вырезанные на камне. Скульптура была более примитивной – возможно, особенности местного камня не давали ей становиться более утонченной. Скульптурные изображения людей (царей, богов, жрецов) и животных довольно схематичны. Но вот рельефные изображения (их нельзя назвать барельефами из-за недостаточной фактурности) бывают весьма сложными.

Среди изображений животных преобладают львы, но есть и фантастические создания, соединяющие в себе черты многих видов. Имеются даже рельефы, на которых изображено мифическое чудовище Тиамат.

О вавилонской музыке известно немногое, так как музыкальные инструменты не могли сохраниться до наших дней. Однако известно, что музыка в Вавилоне была – в том числе в храмовом варианте. То же можно сказать о танцах. Сохранившиеся в письменных источниках упоминания говорят о том, что существовали и народные музыка и танцы, в том числе сопровождавшие разные обряды, связанные с хозяйствованием или профессией.

Самое известное произведение вавилонской литературы – поэма о герое Гильгамеше, его борьбе с разными чудищами, дружбе с лесным зверочеловеком Энкиду и поисках рецепта бессмертия. В нескольких списках найдена также история о путешествии богини Иштар в царство мертвых (так в вавилонской мифологии отображается идея природного возрождения и круговорота жизни) и о борьбе Мардука с Тиаматом. Немалую известность получила также история, называемая иногда басней об орле и змее.

Мардук и Тиамат

Вавилонские писцы старательно переписывали литературные произведения. Поскольку клинописные тексты наносили на мягкие глиняные таблички, которые затем обжигались, сохранялись они долго и хорошо. Множество из них уже обнаружены археологами и прочитаны, что и позволяет весьма полно судить о состоянии литературы в Вавилоне.

Значение культуры Вавилона

Вавилон в эпоху своего расцвета был высокоразвитым, сильным государством. Поэтому его культура повлияла даже на те народы, с которыми у вавилонян были не лучшие отношения. Этот факт отображен, например, в библейских преданиях, где Вавилон неизменно выступает в символической роли врага всего, что важно для еврейской религии.

Как уже было сказано, клинописью в течение веков пользовались многие народы – как относительно простой системой ведения записей. Во многих культурных традициях отразилась также вавилонская система счисления (римляне, к примеру, считали дюжинами, то есть 2 по 6, а мы ныне выделяем 12 зодиакальных созвездий, делим сутки на 24 часа, час – на 60 минут, а окружность на 360 градусов). А вот теорему Пифагора Пифагору пришлось формулировать и доказывать заново.

Вавилонская религия тоже отразилась на традициях многих народов. Особой популярностью пользовалась Иштар, которую почитали в Египте, Персии, Мидии – во многих странах.

Ворота Иштар в Вавилоне - реставрировано

Хотя гибель Вавилона в середине VI века до н.э. в результате персидского завоевания ограничила возможности распространения его влияния, все же оно было достаточно велико. И именно отражение силы и могущества этого древнего государства в Библии вызвало интерес к его истории у археологов. В результате история Вавилона на сегодня изучена достаточно хорошо – над этим работало множество историков и лингвистов.

Вавилонская религия навязывала человеку идею его бессилия перед сверхъестественными силами, которые, по вавилонским верованиям, навеки установили мировой порядок и существовавший общественный строй; она мешала подлинному познанию мира и препятствовала активному воздействию человека на окружающий мир.

Старые боги шумеро-аккадского пантеона сохраняли своё значение и в религии Вавилонии, но религиозные воззрения значительно усложнились.

Унаследованный от глубокой древности культ умирающего и воскресающего бога растительности имел широкое распространение. Олицетворением умирающей и вновь воскресающей растительности был бог Таммуз (Думузи) — возлюбленный богини Иштар.

В Вавилонии получил большое развитие культ умерших царей и обожествление самой царской власти. Цари провозглашались стоящими неизмеримо выше людей, и их власть укреплялась в сознании эксплуатируемых народных масс как священная власть.

Вавилонское жречество воздействовало на народные массы пышностью культа в громадных храмах с их величественными ступенчатыми башнями — зиккуратами. Сохранились сведения о большом количестве храмовой утвари из золота, а также о богатейших жертвах, приносимых ежедневно на алтари храмов. Обожествление царской власти, внушение покорности богам и царю, ставленнику рабовладельческой знати, были основой культа.

В истории Двуречья неоднократно выдвигалось то или другое государство, которое выступало претендентом на господство над своими соседями. Наиболее удачливым претендентом на господство над всей долиной выступил, как выше было показано, Вавилон. Это нашло своё отражение и в той роли, которую стал играть Мардук, бог-покровитель Вавилона, в основном мифе о мироздании.


Статуя из Мари. Около 1800 г. до н. э. Известняк.

Таково краткое содержание очень древнего мифа о сотворении мира, обработанного вавилонским жречеством. Политическая тенденция выступает в этой обработке чётко и определённо. Вавилон победил, и все прочие города подчинились ему как наиболее сильному; надлежало закрепить эту победу указанием на то, что с начала мира самым мощным из богов был Мардук, бог- покровитель Вавилона. Таким образом, бог Мардук был объявлен царём богов, но вавилонские жрецы в стремлении возвеличить своего бога не довольствовались этим. В дальнейшем они пытались слить в образе Мардука образы всех великих богов Вавилонии. Об этом свидетельствует, в частности, более поздний религиозный текст, объявляющий великих богов теми или иными проявлениями Мардука: бога войны, болезни и смерти Нергала — Мардуком силы, бога письменности Набу — Мардуком мудрости, бога Луны Сина — Мардуком ночного света и т. д. В особенности же стремилось вавилонское жречество включить в образ Мардука популярный образ умирающего и воскресающего бога. Об этом свидетельствует текст из храмовой библиотеки города Ашшура, посвящённый страстям Бе- ла-Мардука, его казни и возвращению к жизни. Согласно этому мифу Бела-Мардука казнят на судилище у подземного царства вместе с каким-то преступником. Окровавленную одежду бога очищает богиня, любовь которой сильнее смерти. Уход бога в подземное царство вызывает на земле ожесточённые

Письменность вавилонян, унаследованная ими от шумеров, была хорошо развитой клинописью, приспособленной к осо-

бенностям семитического аккадского языка. Этот язык во

II тысячелетии до н. э. стал общепризнанным языком дипломатической переписки. Вавилонскую клинопись изучали даже в писцовых школах далёкого Египта. Клинописью написаны многочисленные документы, религиозные тексты, сказания. Господство религии и жречества в области идеологии являлось определяющим для вавилонской литературы. Даже популярные произведения устного народного творчества подвергались обработке в духе господствующей идеологии. Характерным для вавилонской литературы того времени является настойчивое подчёркивание слабости человека и ограниченности его возможностей, проповедь смирения и покорности человека порядкам, установленным самими богами, и власти обожествляемых царей. Подвергались обработке и приспособлялись к новым условиям древние мифы и предания, вроде упоминавшихся уже ранее мифов о сотворении мира, о нисхождении богини Иштар в царство мёртвых и др.

Обработке подверглись также шумерские сказания о Гильгамеше. Возможно, что именно к этому времени были сведены в единый эпос ранее существовавшие разрозненные предания о Гильгамеше, хотя некоторые исследователи относят создание этой эпической поэмы ещё к концу III тысячелетия. Вавилонская обработка сказалась, в частности, в трактовке образа главного героя эпоса.

Содержание эпоса о Гильгамеше в том виде, в каком он был написан на аккадском языке, таково: Гильгамеш, царь Урука, не находя применения своим могучим силам, угнетает жителей Урука. Услышав их молитвы, боги создают первобытного человека — героя Энкиду, живущего со зверями.

Перед Гильгамешем встаёт вопрос о смертности людей. Несмотря на уговоры богов и людей, несмотря на величайшие препятствия, он предпринимает путешествие на край света, где находится переживший потоп герой Утнапиштим (Зиусудра). Тот рассказывает ему историю потопа и своего спасения, но уверяет Гильгамеша, что вечной жизни для человека быть не может. Тем не менее он помогает Гильгамешу найти волшебное растение, освобождающее человека от старости. Гильгамеш решает разделить его со


Гильгамеш и Энкиду убивают Хумбабу. Терракотовый рельеф. Начало II тысячелетия до н. э.

своим народом, но на обратном пути растение похищает змея. Поэма первоначально кончалась похвалой мудрецам, построившим древние стены Урука и тем создавшим вечную ценность.

Эта мужественная и глубокая по мысли поэма, герои которой выступают как поборники блага людей и богоборцы, подверглась тенденциозной переработке в господствовавшем духе проповеди смирения и покорности богам. В частности, в конце к поэме был прибавлен перевод проникнутой религиозным духом шумерской песни о том как Гильгамеш вызвал из преисподней дух Энкиду и тот рассказал ему о печальной судьбе мёртвых, страдающих от голода и жажды. Эта судьба несколько облегчается якобы лишь выполнением соответствующих погребальных обрядов и принесением жертв.

Эпос о Гильгамеше был написан стихотворным размером, основанным на счете ударений. Точное представление о подлиннике даёт прекрасный перевод первых строк эпоса, сделанный крупнейшим советским ассириологом В. К. Шилейко с полным учётом размера подлинника.

Об увидавшим всё до края мира,

О проницавшем всё, постигшем всё.

Он прочёл совокупно все писанья,

Глубину премудрости всех книгочётов. Потаённое видел, сокровенное ведал,

И принёс он весть о днях до потопа.

Далёким путём он ходил, но устал и вернулся, И записал на камне весь свой труд.

В вавилонской литературе появляются зачатки драмы в форме религиозных мистерий, а также лирики, элементы которой мы находим в различных гимнах, молитвах и т. д. Нам известно, что существовала и светская лирика, но образцы её не дошли до нас.

Математика, которая решала в Вавилонии ряд практических задач, существенных для измерения полей, создания построек и ирригационных сооружений и т. п., оказалась более свободной от влияния религиозных представлений и смогла достигнуть в храмовых школах Вавилонии наибольших успехов. В одном вопросе вавилонская математическая наука стояла даже несколько выше позднейшей древнегреческой, а именно в вопросе написания всех мыслимых чисел минимальным количеством цифровых знаков. В вавилонской математике, как и в современной, был осуществлён принцип, согласно которому одна и та же цифра имеет различную числовую значимость в зависимости от места, занимаемого ею в числовом контексте (позиционная система). Однако в Вавилонии, наследнице культуры Шумера, числовая система покоилась не на десятичной основе, а на шестидесятиричной. Вавилонская числовая система продолжает жить и в наше время в делении часа на 60 минут, минуты на 60 секунд, а также в делении окружности на 360 градусов.

Вследствие потребностей высокоразвитого ирригационного земледелия наряду с математикой в Вавилонии больших успехов достигла и астрономия. Основы звёздной карты в той мере, в какой она может быть установлена без применения телескопа, были созданы в Вавилонии и, вероятно, через хеттское общество переданы европейским странам Средиземноморья. В своём дальнейшем развитии вавилонская астрономия оказала значительное влияние на греческую науку. Но вавилонская астрономия не смогла оторваться от тех религиозных воззрений, которые подчиняли себе изучение в то время любого конкретного явления окружающего мира. Вавилонская астрономия была тесно связана с астрологией, и между ними трудно провести чёткое разграничение.

Медицина и химия были переплетены с магией. Тщательно разработанные колдовские действия сопутствовали, например, изготовлению плавильной печи, установке её и работе на ней. Наши сведения о вавилонской химии, к сожалению, ещё ограниченны вследствие трудности понимания соответствующих клинописных текстов, часто намеренно, в магических целях, затемнявшихся древними писцами.

Зоология, ботаника и минералогия нашли своё выражение в одних лишь длинных списках названий животных, растений и камней. Впрочем, эти списки могут быть отнесены скорее к филологическим справочникам, которыми были столь богаты писцовые школы Вавилонии, обращавшие большое внимание на изучение языка, его словарного состава и грамматики.

Интерес к проблемам языка в значительной мере был обусловлен тем, что у вавилонских жрецов вымерший к тому времени шумерский язык продолжал играть роль священного языка. Кроме того, без знания шумерского языка нельзя было правильно применять для аккадского языка письменность, сложившуюся первоначально на основе шумерского языка. Поэтому вавилонские писцы были поставлены в необходимость изучать наряду со своим, аккадским языком ещё и второй, чуждый им язык. Это изучение заставляло их более сознательно относиться и к своему родному языку. Наряду со словарным составом вавилоняне стали впервые изучать и грамматику.

Меньшие достижения, нежели языкознание, имеет вавилонская историография. Несколько хроник свидетельствуют лишь о зачатках исторических знаний.

Автор этого замечательного по силе языка и мысли произведения нашёл в себе мужество подвергнуть сомнению традиционное мировоззрение, но не создал, однако, взамен его ничего нового.

В горах Армении находятся источники Евфрата и Тигра. В своем нижнем течении обе реки ограничивают лежащую между ними многоводную и плодородную страну. Сначала они приближаются одна к другой на небольшое расстояние, потом снова расходятся и, наконец, как близко начались, так близко друг от друга и впадают в Персидский залив.

Вавилонская религия

Страна, заключенная внутри этого нижнего их течения, и есть Вавилония. Ежегодно весною речные воды выходят из берегов и посредством множества каналов распространяются по всей стране. Плодоносное время года быстро сменяется удручающе знойным летом. Зима - дождливое время года.

Этими естественными преимуществами страны воспользовался мирный и трудолюбивый народ. В Вавилонии развилось земледелие, садоводство и скотоводство. Появились цветущие города - торговые центры, в которых деятельно занимались всякого рода науками и искусствами. Если вавилоняне в архитектуре и скульптуре и были превзойдены ассирийцами, то в науках, особенно в астрономии и в законоведении, они стоят впереди всех культурных народов Востока. Развитие фантазии и изобретательности у вавилонян доказывается их поэтическими произведениями, а также рано образовавшимися у них космогоническими и космологическими представлениями.

Из развалин древних культурных городов дошли до нас письменные памятники вавилонской истории и культуры, начертанные на камне и металле или на обожженной глине. Древность их доходит до V тысячелетия, и уже с IV тысячелетия они дают нам средство для точного исторического изучения. С этого времени наука о вавилонской религии строится уже на основании оригинальных источников. Для древнейшего времени такими источниками служат преимущественно посвятительные храмовые надписи, удостоверяющие построение царями храмов, цилиндры, служившие печатями, рельефные изображения, дворцовые надписи и исторические записи царских архивов. К ним примыкают документы, касающиеся правовых отношений и частной жизни. Для определения значения, которое имела вавилонская культура в передней Азии, важны найденные в Тель-ель-Амарна, загородной резиденции египетского фараона Аменофиса IV-гo, таблицы с клинообразными письменами Неисчерпаемое богатство религиозно-исторического материала заключается в не вполне еще изданных и лишь в незначительной их части использованных надписях из архивов ассирийских царей династии Саргонидов. Ашурбанипал (669—625) продолжал дело, начатое его предшественниками. Он собрал из вавилонских храмовых архивов старинные письменные памятники, незадолго до их окончательного уничтожения, и приказал их переписать и перевести, чтобы присоединить к своей большой библиотеке. В них заключаются астрологические сочинения вавилонян, заклинания, гадательные таблицы, гимны, покаянные псалмы и эпические поэмы, разъясняющие нам представления вавилонян об устройстве мира и его происхождении. Важное пособие составляют списки богов с указанием их эпитетов, их круга деятельности и мест их культа, а также с сопоставлением идеографического и силлабического способов написания их имен.

Все ассиро-вавилонские письменные памятники написаны частью фонетическим, частью идеографическим способом. Письменные знаки, изображающие слоги, имеют в то же время значение целого слова или нескольких слов, изображая их на манер ребуса (идеограммы) В числе религиозных сочинений, собранных Ашурбанипалом и его предшественниками, так же как и более древних исторических источников, есть такие, которые написаны только идеографически. Идеографические знаки грамматически обозначены префиксами и суффиксами Ашурбанипал велел своим ученым снабдить такие тексты подстрочными переложениями Этот способ писания в самих текстах называется языком Шумера и Аккада Эти названия носит в историческое время часть древнего Южно-Вавилонского царства.

Развитие вавилонских городских общин и культурных центров в одно большое, единое государство, совершившееся при Хаммурапи в конце III тысячелетия, дает возможность получить многие интересные сведения и о развитии вавилонской религии в период этих государственных переворотов; но основные начала вавилонского пантеона находятся уже в древнейших надписях, найденных в Теллохе. Тоже и в позднейшее время: ни нашествие эламитов и их господство над Вавилонией около 2300 года, ни шестисотлетнее подчинение Вавилонии Коссейским царям во II тысячелетии не имело заметного влияния на строй вавилонской религии. Из идеографического способа изображения имен богов нельзя вывести никакого доказательства относительно их чужестранного происхождения. Имена двух самых высших вавилонских божеств Еа и Ninib всегда без исключения написаны идеографически, так что невозможно с точностью установить их произношение. Изменчивый способ писания имен богов и изменения в самых именах объясняются также переменами политических условий, вследствие которых на место одного культурного центра становился другой, причем, естественно, исчезала оригинальность местного культа, отходившего на второй план. Даже если и признавать, что некоторые из идеографически написанных имен богов - имена первоначально шумерийских божеств, то из этого можно было бы заключить лишь то, что пришлые семиты приняли и их вместе с письмом и культурой и по каким-то, может быть, чисто внешним, причинам объединили своих богов с божествами чужого народа.

Правда, относительно одного пункта, в котором вавилонская религия существенно отличается от других близко сродных ей семитических религий передней Азии, можно бы было легко предположить присутствие чуждого влияния; для этого история религий дает многие аналогичные примеры. Именно: мы находим в вавилонской религии, даже в самые древнейшие времена, рядом с таким богопочитанием, какое существует и в других семитических религиях, очень распространенное верование в духов и соответствующие ему гадательные обряды, волшебные формулы и заговоры. Это была низшая форма культа, употреблявшаяся рядом с обычной формой богослужения.

Относительно вавилонской астрологии и смешения астрологических представлений с теологическими достойно замечания то, что южно-вавилонская область Шумера и Аккада, с издревле священным городом Уром, была страною халдеев, появляющихся впервые в истории на исходе второго тысячелетия и основавших потом, после падения Ассирийского царства, Ново-Вавилонское царство. Библейские сказания говорят о магии и служении светилам как о преимущественно халдейской мудрости. Может быть, и в этом случае предание оказалось бы верным.

Развитие Вавилонской религии. Местные культы

Вавилонская религия есть политеистическая религия природы, принадлежавшая народу, занимавшемуся земледелием в баснословно плодородной стране. Ежедневное движение светил и ежегодное возвращение времен года составляли для него причину всех жизненных радостей и надежд. Великие светила, солнце и луна, были для народа олицетворением благодетельных, живущих в небе и царствующих над землею богов, и к ним в вавилонской религии присоединялась блестящая звезда, сопровождающая оба светила: утренняя и вечерняя звезда. Надеяться на силы природы есть жизненная потребность для всякого народа, находящегося в естественном состоянии. Представление о божестве у вавилонян соответствует таким же представлениям у других семитических народов. В силах природы проявляется божественная сила. Храмы суть изображения небесного жилища богов, а потому украшены изображениями светил. Боги суть небесные властители людей, определяющие их судьбу, дарующие жизнь, поддерживающие ее и снова уничтожающие, цари и владыки страны и ее защитники. Исходя из этих двух точек зрения они получают и свои имена по своему положению, как властители над миром и человеком, и по своему проявлению в таинственном и могущественном управлении силами природы. Очень распространенное мнение, что вавилонская религия вначале имела характер поклонения светилам, не подтверждается древними памятниками местных культов. Общеупотребительное доказательство этого, состоящее в том, что знак, изображающий божество, похож на звезду, неубедительно. Это изображение может быть точно так же символом небесных пространств или представлять собою идею небесного владыки. Действительно, следы местных культов в большей части случаев указывают на почитание повелителя неба. В северной Вавилонии на это указывает культ бога солнца в Сиппаре, Бела в Ниппуре, бога весны Мардука в Вавилоне, может быть, и Небо в Борзиппе, которому приписывался рост полевых хлебов. Также и Нергаль в Куфе был сначала небесным богом и потом уже в качестве бога палящего солнечного зноя, уничтожающего всякую жизнь, сделался богом преисподней. В южной Вавилонии владыка неба есть бог луны, почитаемый в Уре. Что эта связь не представляет ничего натянутого, доказывается позднейшим названием бога луны Ану, то есть владыкою неба. Подобное же положение занимали, конечно, почитаемые в качестве солнечных богов верховные боги Ниниб (Нингирсу) в Сирпуле и бог солнца в Ларсаме; и северный город Агане с южным Уруком соединялись в служении небесной богине Истар, которая в виде утренней и вечерней звезды сопровождает действие благодетельных творческих сил ночи. Только в культе Еа в Ериду не заметно никакого отношения к Еа как небесному богу. В качестве вышних богов эти местные божества могли быть первоначально очень родственными одно другому. Только по их положению в вавилонском пантеоне, где все они подчинены великому, далеко находящемуся и редко вспоминаемому при богослужении Ану, высшему повелителю неба, можно определить их первоначальное значение в том смысле, что они представляли собою различные формы проявления солнца. Если же они сделались солнечными божествами, то становятся позади лунного бога Син, согласно общесемитическому воззрению. Истар в ее своеобразном виде сохраняет неизменно значение царицы неба.

Рядом с главным божеством мужского пола каждого местного культа почти постоянно находится стоящее возле него женское божество, его супруга. По-видимому, эти женские божества в более древнее время играли роль более значительную, чем впоследствии, когда они сделались только дополнением мужских божеств с участием в их праве на власть, а следовательно, и на поклонение. В надписях Гудеи особенно прославляется мать земли Ба'у, супруга Нингирсу. Посвященный ей праздник Нового года имеет, по-видимому, значение празднования их брака, сообразно чему ей в этот день приносились свадебные дары. Только Иштар составляет исключение: она всегда имела свой самостоятельный культ. Вавилонские богини суть представительницы производительной силы природы, ее творческой жизненной силы; это богини плодородия, великие матери, противопоставляемые небесным богам как богини земли.

Время, когда мы видим, как из маленьких собранных вокруг религиозного центра общественных единиц образуются большие соединенные государства с выступающим снова религиозным центром, относится к IV тысячелетию. Очень важное значение имело основание царства Хаммурапи (около 2250 г.), прочно соединившего Южное и Северное Вавилонские царства в одну общую монархию.

Вопрос о том, в северной или южной Вавилонии возникли ранее города, бывшие центрами культа, не может быть решен с точностью. Достоверные исторические свидетельства указывают нам на существование соединенного Северно-Вавилонского царства около 3800 года. Более подробных сведений о нем нет. В числе городов выдаются Сиппар, Агане, Ниппур и Вавилон, позднее также Куфа.

Из развалин храма Бела в Ниппуре были получены новые сведения. Ниппур делается известным в первый раз под владычеством южно-вавилонских царей, возобновивших в нем храм и богослужение. Это первое место, где воздается поклонение Белу - богу воздушных сил. Демоны бурь — его слуги и посланники. Вместе с ним почитается владычица Бельтис как его жена и великая мать и богиня земли.

Эти города в первое время имели гораздо большее значение, чем Вавилон. Борсиппа, родственный лишь в позднейшее время, и был в полной зависимости от Вавилона, так что вавилонский солнечный бог Мардук считался отцом Неба, солнечного бога Борсиппы. Так как на культ Мардука было перенесено многое из культа Бела в Ниппуре, то относительно древнего местного культа Вавилона можно сказать с достоверностью только одно, что Мардук почитался в качестве солнечного бога. Сарпанит есть жена Мардука, лучезарная богиня жизненной силы. Может быть, она олицетворяет собою утреннюю зарю. Более ранним был культ Нергаля в Куфе. Достаточно рано Нергаль, бывший сначала солнечным богом, был вместе со своей женой Аллату поставлен в ближайшую связь с подземным миром. И самый подземный мир, как город мертвых, был назван по имени города, где был культ Нергаля, Куфа. Но и в качестве божеств подземного мира Нергаль и Аллату были богами - творцами жизни и плодородия.

Раскопки в Сирпурла (Теллох) заключают в себе древнейшие остатки южно-вавилонской культуры. Предполагают, что на месте Сирпурла был древний Лагас. Надписи здесь представляют особенный интерес в силу того обстоятельства, что они уже во времена владычества в Сирпурла царей-жрецов, около 2800 г., указывают на богатый и распространенный культ с уже выработавшимся вавилонским пантеоном. Местным богом в Сирпурла был Ниниб (Нингирсу), воинственный солнечный бог, властитель оружия, сильный боец Бела. Рядом с ним стоит его супруга Ба'у, которой был посвящен

особый праздник в начале года, мать богов, милостивая, дочь Ану, небесного бога. Наравне с Ба'у почиталась ее сестра, Нина, богиня воды, а следовательно, и плодородия, впоследствии приравненная к Истар.

Местный бог Урука был небесный бог Ану (со своей супругой Анату). Но имеющиеся сведения указывают почти исключительно на культ Истар, которая в Уруке называлась Нана. Она почиталась здесь как богиня вечерней звезды и, как таковая, называлась небесной владычицей. Храм ее называется домом неба. Культ Нана в Уруке представляет поразительное сходство с культом Анунит в Агане. Изображения ее как героини эпоса об Издубаре встречаются на цилиндрических печатях как в Уруке, так и в Агане. Подобно Анунит, она есть богиня войны и владычица жизни природы. Только в урукской Нана сильнее выступает характер богини чувственной любви и, соответственно этому, она имеет здесь также мрачный характер, как губительная, смертоносная богиня. Культ Таммуза как солнечного бога, по-видимому, также существовал в Уруке с самого начала.

Самый южный город Вавилонии - Эриду. Очень вероятно, что он был основан при море или совсем близко от него. Здесь был культ Эа, доброго морского бога который живет в глубине моря и является хранителем неизмеримо глубокой и таинственной мудрости. Ни в одном из местных культов, если не считать Мардука в позднейшее время, божество не сохраняло такой крепкой связи с первоначальным местом своего богослужения и не было так неразрывно соединено с ним в народном представлении, как морской бог Эа с городом Эриду. Это указывает также и на первоначальное особенное значение Эа как водяного бога, которое не совпадало ни с каким другим местным культом кого-либо из небесных богов. Из Эриду происходят сильные заклинания. Вода находится в плодоносном супружестве с землей. Дамкина, жена Эа, есть властительница земли - и в качестве ее супруга творящий морской бог носит также титул владыки земли. Как и Ур, священный город Эриду с его культом относится к главным древним священным городам Вавилонии.

Читайте также: