Государство и право римской республики кратко

Обновлено: 04.07.2024

В 509 году до н.э. римляне изгнали царя Тарквиния Гордого. Это событие стало причиной возникновения Римской республики. Отныне Римом правили магистраты, избираемые из патрициев.

Период характеризуется развитием производства и изменениями в некоторых общественных группах. Двигателями прогресса стали победоносные войны, позволяющие расширить границы государства.

Периодизация

Римская республика просуществовала почти 500 лет. Можно выделить два периода: первый относится к V–III вв. до н. э., второй – к II–I вв. до н. э.

Ранняя республика. Активные социальные преобразования, освоение новых территорий, успешные завоевания. Граждане подвергаются делению на пять имущественных классов. Ввоз большого количества рабов.

Поздняя республика. Отличительные черты: неосуществленные реформы, кризисные явления, политические разногласия. Продолжались военные действия. Рабовладельцы богатели. Военные активно влияли на городскую жизнь, в 82 г. до н.э. верховный военноначальник временно сверг правительство и установил диктатуру. Это было серьезным ударом по государственным устоям.

Общественное устройство

Все жители республики делились на свободных людей и рабов. Свободные граждане назывались квиритами и жили за счет коллективной собственности и рабов. Собственность вскоре стала фиктивной, начала переходить в частную, которую аграрный закон в 3 году до н.э. утвердил единственной формой землевладения.

Присутствовали и демократия, и аристократия. Богатые рабовладельцы причислялись к знати и имели привилегии.

Органы власти

В первые пять веков с начала становления республики структура органов власти не менялась, огромная территория контролировалась из столицы, что было неэффективно. Народные собрания существовали, но имели меньше влияния, чем магистратура и сенат.

Народные собрания делились на три группы.

  • Центуриальные. Главенствующий подвид. На них разрешались разногласия среди аристократов и богатых рабовладельцев, принимались законы, избирались консулы, преторы, цензоры, рассматривались вопросы объявления войн и смертных приговоров
  • Трибутные. Делились на плебейские и патрициано-плебейские. На них выносили штрафы, избрали на низшие должности. С III в. до н.э. их политическое влияние возросло благодаря праву на принятие законов.
  • Куриатные. Упразднились после реформ Сервия Туллия: превратились в собрание тридцати ликторов.

Голосования на народных собраниях стали тайными только в самом конце республиканского периода.

Сенат - важное звено государственной системы. Сенаторами становились представители знатных семей, их назначали цензоры. Это совещательный орган, который контролировал деятельность народных собраний, распоряжался казной, решал вопросы безопасности, налогов, благоустройства, религии. Не мог объявлять войну, однако заключал мирные договоры и распоряжался армией. В исключительных обстоятельствах мог установить режим диктатуры.

Магистраты избирались центуриальными собраниями. За исключением диктатора, каждую должность занимали несколько человек. Существовала иерархия: вышестоящий магистрат при желании отменял приговоры нижестоящего.

Полномочия магистратов делились на две категории:

  • Высшая власть. Включала в себя право заключать мир, вершить суд, издавать законы, назначать наказания. Диктатору позволялось выносить окончательные смертные приговоры.
  • Общая власть. Давала возможность штрафовать и отдавать распоряжения.

Оба римских консула возглавляли магистратуру. Они назначали полководцев и решали судьбу военной добычи. Их помощники (преторы) оставались управлять городом, когда консулы отсутствовали.

Двое цензоров вели перепись населения и назначали сенаторов. Двое эдилов следили за порядком в городе. Квесторы были ответственны за финансовые и уголовные дела.

1. Общие понятия

Республиканский образ правления установился в Древнем Риме в 509 г. до н. э., после изгнания рекса Тарквиния Гордого.

Республиканский период принято делить на периоды ранней республики и поздней республики. В этот период интенсивно развивалось производство, что привело к значительным социальным сдвигам. В Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, обеспечивавшие привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев.

2. Общественный строй

Полную правоспособность в Риме имело только лицо, обладавшее тремя статусами:

По статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов. Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы:

· имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев);

· мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших большинство общества. К последним примыкала городская беднота. Рабы были государственные и частные. В период республики они превращаются в основной эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был военный плен, а к концу-республиканского периода получила распространение самопродажа в рабство.

Независимо от того, какое место занимал раб в производстве, он являлся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его имущества. Власть хозяина над рабом была неограниченной. По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов). Вольноотпущенники также относились к гражданам, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ограничены в правах.

Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане.

К перегринам относились свободные жители провинций - завоеванных Римом стран, находящихся вне Италии, а также свободные жители иностранных государств. Для защиты своих прав они должны были избирать себе покровителей - патронов, в отношении которых находились в положении, не отличавшемся от положения клиентов. Перегрины несли налоговые повинности.

По мере развития имущественной дифференциации возрастает роль богатства в определении положения римского гражданина. В конце III - II в. до н. э. возникают привилегированные сословия - нобилей и всадников. Высшее сословие - сословие нобилей - образовалось в результате слияния самых знатных и богатых патрицианских родов с верхушкой плебса. Экономической базой нобилитета было крупное землевладение. Сословие всадников образовалось из торгово-финансовой знати и средних землевладельцев.

Статус семьи означал, что полной политической и гражданской правоспособностью пользовались только главы римских семей - домовладыки. Остальные члены семьи считались находящимися под властью домовладыки.

Полноправным мог быть только домовладыка, свободный и свободнорожденный римский гражданин.

В публичном праве полная правоспособность означала разрешение участвовать в народном собрании и занимать государственные должности, в частном праве - разрешение вступать в римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях.

3. Государственный строй

Высшими государственными органами в Римской республике являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Существовали три вида народных собраний:

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. К середине III в. до н. э. с расширением пределов государства и увеличением числа свободных изменилась структура собрания: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное количество центурий - по 70, а общее число центурий было доведено до 373. В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

Трибутные собрания в зависимости от состава жителей триб делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Кроме того, плебейские собрания избирали плебейского трибуна, а с III в. до н. э. получили право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима.

Куриатные собрания потеряли свое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и впоследствии были заменены собранием тридцати представителей курии - ликторов. Действительно важное значение в государственном механизме Римской республики играл сенат. Раз в пять лет цензоры (специальные должностные лица, распределявшие граждан по центуриям и трибам) составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, то есть сенаторы не избирались, а назначались, что делало сенат органом, независимым от воли большинства свободных граждан. Хотя сенат формально был совещательным органом, в его полномочия входили функции:

· законодательные - он контролировал законодательную деятельность центуриатных и плебейских собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая законопроекты;

· финансовые - в распоряжении сената находилась казна государства, он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы;

· по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу,

· внешнеполитические - если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями.

Государственные должности именовались магистратурами. Магистратуры делились на:

· ординарные (обычные), к которым относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.;

· экстраординарные (чрезвычайные), которые создавались в чрезвычайных обстоятельствах - тяжелая война, восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. В таких обстоятельствах сенат мог принять решение об установлении диктатуры.

Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Магистратуры замещались по следующим принципам:

· выборность - все магистраты, кроме диктатора, избирались центуриат-ными или трибутными собраниями;

· срочность - один год (за исключением диктатора);

в Древнем Риме играла весьма важную роль, поскольку внешняя политика этого государства характеризуется почти непрерывными войнами.

Уже в царский период общее собрание римского народа было и войсковым собранием, смотром военной силы Рима; оно строилось и голосовало по подразделениям - куриатным комициям. Воинскую повинность обязаны были нести все граждане с 18 до 60 лет, как патриции, так и плебеи. Правда, вместо патрона выполнять военные обязанности мог клиент.

В республиканский период, когда римский народ был разделен на имущественные разряды, каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались сотни - центурии. Всадники составляли центурии конницы, первый, второй и третий разряды - центурии тяжеловооруженной пехоты, четвертый и пятый разряды - легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Командование армией вручалось сенатом одному из двух консулов.

В 107 г. до н. э. консул Гай Марий провел военную реформу, после которой армия стала постоянной профессиональной организацией. Была ограничена воинская повинность римских граждан, производился набор добровольцев, получавших вооружение и жалованье от государства. Легионеры награждались частью военной добычи, а ветераны - земельными наделами из числа конфискованных и свободных земель. Армия сделалась инструментом политики, наемной силой, содержавшейся за счет завоеванных народов.

5. Падение республики

Развитие рабовладельческого общества привело к обострению всех его классовых и социальных противоречий. Важнейшим явлением социально-экономической и политической жизни Древнего Рима во II в. до н. э. следует считать кризис полисной организации, когда старые республиканские учреждения, приспособленные к нуждам небольшой римской общины, оказались в новых условиях недостаточно действенными. Распад Римской республики отмечен следующими яркими политическими событиями:

· восстания рабов - два восстания в Сицилии (138 г. и 104 - 99 гг. до н. э.) и восстание под руководством Спартака (74 - 70 гг. до н. э.);

· борьба между мелким и крупным землевладением, широкое революционное движение сельского плебса, которое едва не привело к гражданской войне и возглавлялось братьями Гракхами, пытавшимися провести аграрную реформу (20-е - 30-е гг. II в. до н. э.);

· Союзническая война (91 - 88 гг. до н. э.), общеиталийское восстание против власти Рима, в результате чего наступила эпоха диктатур - вначале Суллы, а затем Цезаря.

Ключевые слова конспекта: Римская республика, консул, народные трибуны, право вето, Ганнибал, Сенат, рабы, реформы, диктатура, Цезарь.

После изгнания седьмого царя Тарквиния Гордого в Риме была установлена республика (510 г. до н.э.). Высшая власть принадлежала Народному собранию, состоявшему из граждан и избиравшему высших должностных лиц: двух консулов и народных трибунов.

Два консула:

  • — обладали высшей гражданской и военной властью;
  • — по очереди председательствовали в Народном собрании;
  • — обладали равной властью;
  • — производили набор в войска;
  • — предлагали новые законы;
  • — избирались на 1 год.

Народные трибуны (от 2 до 10 чел.) — высшие должностные лица, избираемые из плебеев. Им принадлежало право вето — право отменять распоряжения консула, решение Совета, запретить голосовать закон.

Внутреннюю и внешнюю политику определял Сенат, состоявший из 300 членов. Пожизненными сенаторами являлись патриции-аристократы. Денег за свою работу они не получали. Сенат разрабатывал планы ведения войны, вел переговоры с другими государствами, распоряжался государственной казной. Судьями могли стать только сенаторы.

В Древнем Риме сложилась единая рабовладельческая элита под названием нобилитет (V — III в. до н.э.). Он состоял из патрициев и богатых плебеев. Массу свободного трудового населения составляла плебс, у которого не было рабов. Беднейшую часть плебса именовали пролетариями.

римская республика

Рим вел многочисленные войны за расширение своей территории. Он подчинил всю Италию (V—III вв. до н.э.).

Рим завоевал Восточное Средиземноморье, подчинив Македонию и Грецию (II в. до н.э.), Сирию (I в. до н.э.), Птолемеевский Египет (30 г. до н.э.).

В итоге сложилось развитое рабовладельческое государство, в котором рабы делились на:

  • частных рабов — использовали в сельском хозяйстве и в качестве слуг;
  • государственных рабов — на рудниках и тяжелых общественных работах;
  • гладиаторов — особых рабов, сражавшихся на арене цирка для развлечения римлян.

Завоевательные походы разоряли крестьянство. Поэтому народные трибуны братья Тиберий и Гай Гракхи провели реформы с целью остановить разорение крестьянства, укрепить государство и армию. По требованию Тиберия Гракха Народное собрание приняло закон о наделении бедняков землей без права продажи (133 г. до н.э.). Начался передел земли. После гибели братьев-трибунов был отменен запрет на продажу земли. Начался период гражданских войн (133-30 гт. до н.э.).

Рим потрясли восстания рабов, самым крупным было восстание под руководством Спартака (74-71 гг. до н.э.).

Вскоре в Риме была установлена военная диктатура (I в. до н.э. в.). Первым военным диктатором становится Корнелий Сума (83-79 гг. до н.э.).

В результате борьбы за власть между полководцами Гнеем Помпеем, Марком Лицинием Крассом и Юлием Цезарем, составлявших ранее триумвират, последний стал диктатором — правителем, обладающим неограниченной властью (44 г. до н.э.). Цезарь был убит на заседании Сената (организаторы Марк Брут, Гай Кассий) — 15 марта 44 г. до н.э.

Читайте также: