Смысл названия бежин луг кратко

Обновлено: 05.07.2024

  • Теплым июльским днем рассказчик приезжает в Чернской уезд в Тульскую губернию и отправляется на охоту. Возвращаясь поздним вечером, он теряет дорогу, идет наугад и внезапно оказывается на огромной равнине с широкой рекой. Это и есть Бежин луг.
  • С радостью замечает он впереди костры и людей и подходит к ним. Это оказывается группа крестьянских ребятишек, которые ночью должны следить за лошадьми.
  • Повествователь остается рядом с ними на ночлег, устраивается у костра и слушает мальчишек.

Здесь читатель встречается с пятеркой главных героев: Федором, Павлушей, Илюшей, Костей и Ваней. Все они очень разные, каждый интересен по-своему, а их беседа напоминает игру в страшилки. Мальчики думают, что непрошеный гость уснул, и начинают рассказывать свои истории:

  • По словам Илюши, во время одной из ночевок на фабрике он вместе с другими ребятами слышал домового. Всю ночь здание наполнялось стуком и звуками шагов, распахивались двери, но никого не было видно. Было страшно и тревожно.
  • Дальше Костя вспомнил историю слободского плотника Гаврилы. Тот собирал в лесу орехи, заблудился и задремал. Проснулся от зова русалки. Гаврила начал испуганно креститься, за что русалка его прокляла. С тех пор плотник стал печальным и невеселым. После этих слов Кости вдалеке раздалось стенание.
  • Илюша начал беседу о плотине, на которой похоронили утопленника. По словам мальчика, однажды приказчик увидел там барашка и забрал его с собой. Барашек долго странно смотрел на него, а затем заговорил человеческим голосом. В конце этой истории собаки вокруг костра начали лаять, а затем и вовсе бросились прочь. Мальчикам стало еще страшнее, но разговор продолжился.
  • Теперь Илюша поведал о том, где и когда люди видели покойника. А еще рассказал, что если в родительскую субботу посидеть на церковной паперти, то можно увидеть проходящим мимо того, кому суждена смерть. Тут над притихшими ребятишками пролетел белый голубь. Они вспомнили о виденном недавно затмении солнца и связанном с ним поверье о лукавом Тришке, который приходит в наш мир в такое время.
  • Услышав резкие крики цапли, ребята заговорили о лешем, который кричит подобным образом. Пока Павлуша бегал за водой, Илюша рассказал, что это опасно: водяной может утащить на дно. Поговорили об Акулине, которая попалась в лапы водяного, и о мальчике Васе, который недавно утонул. Когда Павлуша вернулся, то добавил, что слышал из-под воды Васин голосок.

Случай с барашком: YouTube / MyBook

В таких разговорах и прошла ночь. Под утро рассказчик уснул, встал он еще до рассвета, попрощался с Павлушей и отправился восвояси. Заканчивается рассказ трагически — упоминанием о том, что в том же году Павлуша умер. Но не водяной забрал его: он упал с лошади и разбился насмерть.

Интересно, что особый смысл в название Иван Сергеевич не вкладывал. Он стремился найти нечто звучное, чтобы акцентировать внимание читателя на красоте описанной природы. Более того, ни на одну топографическую карту луг не нанесен. Оказалось, что реальным его прототипом было совсем не поэтичное Рудинское болото.

Страшные истории: YouTube / MyBook

Тургенев известен как непревзойденный мастер описания красот русской природы. В рассказе на великолепном пейзажном фоне он раскрыл взаимосвязь человека с природой, их гармонию. Также в произведении присутствуют такие темы:

  1. Проблема жизнеустройства крестьян. Дети, которые еще не должны быть озабочены жизненными тяготами, работают, как взрослые и так же рассуждают. Но при всей неустроенности и сложности ребятишки не унывают. Напротив, они живут счастливо, ярко и интересно. Вот и во время не по годам тяжелой работы они с удовольствием развлекаются небылицами и легендами.
  2. Отсюда логично следует тема ценности жизни, важности умения радоваться ей и ощущать благодарность за то, что имеешь. Тургенев подчеркивает, что, только став частью природы, прислушиваясь к ней, можно почувствовать ее милость и щедрость.
  3. Также глубоко раскрыта тема народных легенд и сказаний. Пример мальчишек и их историй показывает силу мистицизма обычных необразованных людей. Доказательств тому множество (Гаврила, Акулина). Все зло заключается в невежестве, страхах и верованиях.

Весь этот широкий круг вопросов автору удалось изложить на удивление кратко и емко, но после прочтения, согласитесь, есть о чем задуматься.

  1. В экспозиции описывается дневной пейзаж.
  2. Завязка связана со скитаниями охотника.
  3. Кульминация — его встреча с ребятишками у костра.
  4. В качестве эпилога приведена информация о судьбе одного из мальчиков — Павлуши.

Автор мастерски использовал и включил в рассказ множество художественных средств. Так, он дает развернутые портреты ярких и самобытных мальчиков, каждому выделяет монолог. Истории уникальны, и повторить их вряд ли кому-то под силу. Между монологами показаны суждения и оценки охотника, который слушает их, притворяясь спящим. Особенностью композиции стали зарисовки пейзажей, точные, емкие и прекрасные по своей сути.

Произведение написано в жанре рассказа, о чем свидетельствуют такие характерные черты:

  1. Маленький объем.
  2. Одна сюжетная линия.
  3. Повествовательное содержание.

Литературное направление произведение — синтез реализма и романтизма. К последнему относятся поэтические описания природы, легенды и поверья, которые влились в жизнь главных героев.

Бежин луг - так называлось место, куда вышел рассказчик после того, как заблудился на охоте, и где он увидел огни костров. Именно в этом месте и происходят основные события, которые хотел описать автор. На лугу крестьянские мальчики стерегли табун лошадей, рассказывали свои истории.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Рассказчик, страстный охотник, настрелял много дичи и отправился домой. Но заблудился и решил заночевать у реки. Случайно он вышел к костру пяти мальчишек, пасших лошадей. Прилег на ночлег и долго слушал удивительные истории.

Легенды произведения

  • о домовом, живущем на фабрике;
  • про плотника Гавриле, который стал невеселым после встречи с русалкой;
  • о псаре Ермиле и говорящем барашке, скалящем зубы;
  • про нечистых местах и бродящих по ночам покойниках;
  • о Тришке, который придет перед концом света;
  • про лешего, который не дает путникам выйти к дороге;
  • об Акулине, красоту которой испортил водяной;
  • об утонувшем мальчике Васе и его сошедшей с ума матери Феклисте.

Объяснение сюжета

В чем смысл финала

Концовка рассказа трагична: Павлуша, самый симпатичный рассказчику мальчик, упал с лошади и умер. Неприятности, о которых предупреждали его друзья-мальчишки после того, как ему почудился голос утопленника, исполнились. Хотя и не так, как все предполагали.

Три ключевых момента

  • красота русской природы: автор подробно и с любовью описывает краски, звуки и запахи трав, цветов и деревьев, добиваясь точного эффекта присутствия читателя;
  • сложность и противоречивость русского народного характера: с одной стороны, сила, трудолюбие, отзывчивость, с другой – удивительное невежество и наивность;
  • раннее взросление крестьянских детей, вынужденных с малых лет заниматься тяжелым трудом.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Бежин луг.

Год написания – 1851 год.

Тема – Гармония человека и природы – центральная тема произведения. Также автор поднимает тему веры крестьян в сверхъестественное.

Композиция – Композиция рассказа достаточно сложная, многослойная. Она включает в себя речевые и портретные характеристики мальчиков, их рассказы, обрамлённые воспоминаниями рассказчика, а также лирические пейзажные зарисовки.

Жанр – Рассказ.

Направление – Реализм.

История создания

для самых рациональных -

для самых нетерпеливых -

для самых компанейских -

для самых занятых -

для самых крутых -

Будучи мастером описания красоты русской природы, Иван Сергеевич в очередной раз затронул свою любимую тему – взаимосвязи человека и природы, их гармоничного дополнения друг другом.

В своем произведении автор поднял проблему жизни простых людей. Даже дети, которым по возрасту не пристало думать о бытовых тяготах, вынуждены работать почти наравне со взрослыми.

Крестьянские мальчишки всю ночь пасут табун лошадей, следя за тем, чтобы к нему не подобрались волки. Однако неустроенность и сложность их жизни не является поводом для уныния. Напротив, каждый день для этих ребят – счастье, возможность прожить яркие и интересные моменты. Пойти в ночное для них радость, они находят способ себя развлечь, рассказывая друг другу всякие небылицы.

Таким образом, автор хотел выделить основную мысль своего произведения – необходимо ценить жизнь во всех её проявлениях, радоваться ей и быть благодарным тому, что имеешь. Счастье – чувствовать себя частью природы, ощущать на себе её милость и бесконечную щедрость. Нужно лишь прислушиваться к тому, чему учит природа, чтобы ощущать себя целостной личностью.

В рассказе Тургенев не зря поднял тему народных легенд и сказаний, которые с таким увлечением пересказывали друг другу мальчики. На их примере автор показал, насколько сильна в жизни простых, необразованных людей вера в сверхъестественное. В этом, однако, кроется и своё очарование: истории, рассказанные мальчиками, основаны на народных верованиях, фольклоре и интересе к непостижимому.

Композиция

  • Экспозиция – описание дневного пейзажа.
  • Завязка – появление в рассказе образа охотника, его скитания в лесу, зловещие изменения природы.
  • Кульминация – встреча с крестьянскими детьми, сидящими у костра, и проникновение в их мир, полный суеверий.
  • Эпилог – рассказ о судьбе одного из мальчиков – Павлуши.

Повествование о мальчиках начинается с их развернутых портретов, которое уступает место монологу каждого. Их яркие и самобытные характеры накладывают отпечаток и на манеру повествования. В результате все истории приобретают уникальную интонацию, свойственную только мальчику-рассказчику.

Между монологами мальчиков охотник вставляет собственные суждения, оценки, наблюдения.

К особенностям композиции следует отнести пейзажные зарисовки, которым автор уделил особое внимание. Всё происходящее в рассказе неразрывно связано с окружающей природой, с её изменениями в течение суток.

Таким образом, пейзаж, портрет, авторские замечания и монологи являются теми художественными средствами, которые были мастерски использованы автором и включены в строй произведения.

Главные герои

Произведение принадлежит литературному направлению реализм, однако в нём явственно проступают и черты романтизма: поэтические описания природы, всевозможные поверья и легенды, тесно переплетающиеся с реальной жизнью героев.

Читайте также: