Дефекты правосознания это кратко

Обновлено: 03.07.2024

Правосознание отдельного индивида или даже социальной группы может иметь различные дефекты и деформации.

Дефекты правосознания – это недостатки правового сознания, которые свидетельствуют о его несформированности и тенденциозности (пристрастности, необъективности).

Наиболее распространенными дефектами правосознания являются:

Это дефект правосознания, который заключается в отрицательном отношении к праву, непризнании его силы и социальной ценности.Носители этого дефекта правосознания склонны подчиняться только насилию и сами действуют с позиции силы. Правовой нигилизм может выражаться в различных формах:

прямое умышленное нарушение действующих законов и иных нормативных правовых актов;

массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;

издание противоречивых или даже взаимоисключающих актов, которые как бы нейтрализуют друг друга;

подмена законности политической, идеологической или практической целесообразностью;

несогласованные действия представительных и исполнительных государственных органов на всех уровнях;

нарушения прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество;

подмена идеи суверенитета и целостности государства идеями сепаратизма и разобщенности.

Этот дефект правосознания проявляется в слепой вере в торжество закона, в его всесилие при полном отказе борьбы за право. Идеалисты ошибочно считают, что право защищает законные интересы автоматически, без вмешательства заинтересованных сторон правоотношений.

Этот дефект правосознания проявляется в одностороннем отношении индивида к правовым предписаниям: признание своих прав и отрицание своих обязанностей. Носители такого правосознания легко превышают свои полномочия и нарушают чужие права.

Этот дефект правосознания проявляется в слабом знании права и незрелом отношении к нему как к явлению якобы постороннему, далекому и неповседневному.Носители такого правосознания редко замечают ущемление собственных прав и не знают средств и способов из защиты.

Деформации правосознания – это различного рода искажения уже сформированного профессионального сознания, которое свидетельствует о его глубоком изменении.

Отрицательные особенности профессионального правосознания могут выступать в виде профессиональных деформаций. Это искаженные представления и взгляды юристов на право и правовую действительность.

В зависимости от характера искажений выделят типы деформаций:

репрессивная деформация правосознания;

Проявляется в отрицательном отношении к гражданам работниками правоохранительных органов. Они воспринимают людей как правонарушителей, для изобличения которых приемлемо применение любых мер, в том числе и насилия.

криминальная деформация правосознания.

Проявляется в убеждении сотрудников правоохранительных органов, в том, что правонарушения являются вполне приемлемым способом удовлетворения жизненных потребностей. Сотрудники правоохранительных органов с таким типом деформации правосознания вступают в связь с преступными элементами, что свидетельствует о криминальном перерождении.

Дефекты правосознания – это недостатки правового сознания, которые свидетельствуют о его несформированности и тенденциозности (Г.В.Назаренко).

Виды дефектов правосознания. Различают следующие дефекты правосознания:

1. правовой нигилизм – заключается в отрицательном отношении к праву, его силы и социальной ценности;

2. правовой фетишизм – вера во всесилие закона, в его принудительную силу;

3. правовой идеализм – слепая вера в торжество закона при полном отказе от борьбы за право;

5. правовой субъективизм –одностороннее отношение индивида в правовым предписаниям: признание своих прав и отрицание своих обязанностей;

6. правовой инфантилизм – слабое знание права и незрелое отношение к нему.

Правовой нигилизм. Правовой нигилизм – это направление общественно-правовой мысли отрицающей социальную и личную ценность права и считающей его наименее совершенным способом регулирования общественных отношений (Н.Л.Гранат).

Особенности правового нигилизма. Как социальное явление правовой нигилизм характеризуется:

1. резко критическим, крайне негативным отношением к общепринятым, объективным (абсолютным) ценностям;

2. максималистским подходом, интенсивностью, бескомпромиссностью отрицания;

3. он не сопряжен с позитивной программой;

4. несет в себе деструктивное, разрушительное начало (В.Н.Протасов).

Особенности современного нигилизма. К ним относят:

1. подчеркнуто демонстративный, воинствующий и неконтролируемый характер, что квалифицируется как беспредел;

2. массовость, распространенность не только среди граждан, но и в официальных государственных структурах, законодательных, исполнительных и правоохранительных эшелонах власти;

4. особая степень разрушительности, оппозиционная и популистеческая направленность;

5. слияние с государственным, политическим, нравственным, духовным, экономическим, религиозным нигилизмом, образующими вместе единый деструктивный процесс;

6. связь с негативизмом – более широким течением (Н.И.Матузов).

Формы правового нигилизма, Учебная литература предлагает несколько вариантов выделения форм правового нигилизма.

Одни авторы выделяют две формы правового нигилизма:

Теоретическая (идеологическая) форма - это концептуальное обоснование правового нигилизма. Утверждение того, что есть более высокие ценности, чем право вообще, а тем более право отдельного человека (например, мировая пролетарская революция). Практическая форма - это реализация указанных взглядов и учений на практике (например, террор против собственного населения).

Некоторые авторы к правовому нигилизму относят:

- равнодушное отношение к роли и значению права; скептическое отношение к потенциальным возможностям права; полное неверие в право и негативное отношение к нему (Н.Л.Гранат);

- умышленное нарушение законов и иных нормативно-правовых актов;массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний; издание противоречивых правовых актов; подмена законности целесообразностью; конфронтация представительных и исполнительных структур; нарушение прав человека; теоретическая форма правового нигилизма (в научной сфере, в работах юристов, философов и др.) ( Н.И.Мазутов).

Проф. В.А.Туманов говорит о пассивной и активной формах правового нигилизма.

Для пассивной формы характерно безразличное отношение к праву, явная недооценка его роли и значения. Активному юридическому нигилизму свойственно особенно враждебное отношение к праву Представители этого направления видят, какую важную роль играет или может играть право в жизни общества, и именно поэтому выступают против него.

Дефекты правосознания – это недостатки правового сознания, которые свидетельствуют о его несформированности и тенденциозности (Г.В.Назаренко).

Виды дефектов правосознания. Различают следующие дефекты правосознания:




1. правовой нигилизм – заключается в отрицательном отношении к праву, его силы и социальной ценности;

2. правовой фетишизм – вера во всесилие закона, в его принудительную силу;

3. правовой идеализм – слепая вера в торжество закона при полном отказе от борьбы за право;

5. правовой субъективизм –одностороннее отношение индивида в правовым предписаниям: признание своих прав и отрицание своих обязанностей;

6. правовой инфантилизм – слабое знание права и незрелое отношение к нему.

Правовой нигилизм. Правовой нигилизм – это направление общественно-правовой мысли отрицающей социальную и личную ценность права и считающей его наименее совершенным способом регулирования общественных отношений (Н.Л.Гранат).

Особенности правового нигилизма. Как социальное явление правовой нигилизм характеризуется:

1. резко критическим, крайне негативным отношением к общепринятым, объективным (абсолютным) ценностям;

2. максималистским подходом, интенсивностью, бескомпромиссностью отрицания;

3. он не сопряжен с позитивной программой;

4. несет в себе деструктивное, разрушительное начало (В.Н.Протасов).

Особенности современного нигилизма. К ним относят:

1. подчеркнуто демонстративный, воинствующий и неконтролируемый характер, что квалифицируется как беспредел;

2. массовость, распространенность не только среди граждан, но и в официальных государственных структурах, законодательных, исполнительных и правоохранительных эшелонах власти;

4. особая степень разрушительности, оппозиционная и популистеческая направленность;

5. слияние с государственным, политическим, нравственным, духовным, экономическим, религиозным нигилизмом, образующими вместе единый деструктивный процесс;

6. связь с негативизмом – более широким течением (Н.И.Матузов).

Формы правового нигилизма, Учебная литература предлагает несколько вариантов выделения форм правового нигилизма.

Одни авторы выделяют две формы правового нигилизма:

Теоретическая (идеологическая) форма - это концептуальное обоснование правового нигилизма. Утверждение того, что есть более высокие ценности, чем право вообще, а тем более право отдельного человека (например, мировая пролетарская революция). Практическая форма - это реализация указанных взглядов и учений на практике (например, террор против собственного населения).

Некоторые авторы к правовому нигилизму относят:

- равнодушное отношение к роли и значению права; скептическое отношение к потенциальным возможностям права; полное неверие в право и негативное отношение к нему (Н.Л.Гранат);

- умышленное нарушение законов и иных нормативно-правовых актов;массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний; издание противоречивых правовых актов; подмена законности целесообразностью; конфронтация представительных и исполнительных структур; нарушение прав человека; теоретическая форма правового нигилизма (в научной сфере, в работах юристов, философов и др.) ( Н.И.Мазутов).

Проф. В.А.Туманов говорит о пассивной и активной формах правового нигилизма.

Для пассивной формы характерно безразличное отношение к праву, явная недооценка его роли и значения. Активному юридическому нигилизму свойственно особенно враждебное отношение к праву Представители этого направления видят, какую важную роль играет или может играть право в жизни общества, и именно поэтому выступают против него.

Дефекты правосознания – это недостатки правового сознания, которые свидетельствуют о его несформированности и тенденциозности (Г.В. Назаренко).

Виды дефектов правосознания:

1) правовой нигилизм – заключается в отрицательном отношении к праву, его силе и социальной ценности;

2) правовой фетишизм – вера во всесилие закона, в его принуди­тельную силу;

3) правовой идеализм – слепая вера в торжество закона при полном отказе от борьбы за право;

4) правовой релятивизм – убеждение, что право есть нечто относительное.

5) правовой субъективизм – одностороннее отношение индивида в правовым предписаниям: признание своих прав и отрицание своих обязанностей;

6) правовой инфантилизм – слабое знание права и незрелое отношение к нему.

Правовой нигилизм. Правовой нигилизм – это направление общественно-правовой мысли, отрицающей социальную и личную ценность права и считающей его наименее совершенным способом регулирования общественных отношений (Н.Л. Гранат).

Особенности правового нигилизма. Как социальное явление, правовой нигилизм характеризуется:

1) резко критическим, крайне негативным отношением к общепри­нятым, объективным (абсолютным) ценностям;

2) максималистским подходом, интенсивностью, бескомпромиссностью отрицания;

3) отсутствием позитивной программ;

4) деструктивным, разрушительным началом (В.Н. Протасов).

Особенности современного нигилизма:

1) подчеркнуто демонстративный, воинствующий и неконтролируемый характер, что квалифицируется как беспредел;

2) массовость, распространенность не только среди граждан, но и в официальных государственных структурах, законодательных, исполнительных и правоохранительных эшелонах власти;

3) многообразие форм проявления – от криминальных до легальных, от парламентско-конструкционных до митингово-охлокра­тических, от "элитных" до бытовых;

4) особая степень разрушительности, оппозиционная и популисти­ческая направленность;

5) слияние с государственным, политическим, нравственным, ду­ховным, экономическим, религиозным нигилизмом, образующими вместе единый деструктивный процесс;

6) связь с негативизмом – более широким течением (Н.И. Матузов).

Формы правового нигилизма, Учебная литература предлагает несколько вариантов выделения форм правового нигилизма. Одни авторы выделяют две формы правового нигилизма:

– практическую (Р.К. Русинов, А.П. Семитко).

Теоретическая (идеологическая) форма – это концептуальное обоснование правового нигилизма. Утверждение того, что есть более высокие ценности, чем право вообще, а тем более право отдельного человека (например мировая пролетарская революция). Практическая форма – это реализация указанных взглядов и учений на практике (например террор против собственного населения).

Некоторые авторы к правовому нигилизму относят:

– равнодушное отношение к роли и значению права; скептическое отношение к потенциальным возможностям права; полное неверие в право и негативное отношение к нему (Н.Л. Гранат);

– умышленное нарушение законов и иных нормативно-правовых актов; массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний; издание противоречивых правовых актов; подмену законности целесообразностью; конфронтацию представительных и исполнительных структур; нарушение прав человека; теоретическую форму правового нигилизма (в научной сфере, в работах юристов, философов и др.) (Н.И. Мазутов).

Проф. В.А. Туманов говорит о пассивной и активной формах правового нигилизма. Для пассивной формы характерно безразличное отношение к праву, явная недооценка его роли и значения. Активному юридическому нигилизму свойственно особенно враждебное отношение к праву. Представители этого направления видят, какую важную роль играет или может играть право в жизни общества и именно поэтому выступают против него.

Деформацию правосознания можно определить, как социально-правовое явление, выраженное в искажении позитивных правовых идей, убеждений, чувств, установок, это недостатки правового сознания, которые свидетельствуют о его несформированности и тенденциозности.

Признаки деформации правового сознания. Деформация правосознания – это:

1. одно из его состояний (правосознание может быть положительным и отрицательным);

2 состояние, которое характеризуется наличием правовых взглядов, идей и представлений, неверно отражающих роль права, правовую действительность;

3. состояние правосознания, которое не является социально полезным. Деформацию правосознания нельзя считать социальной полезной, даже если можно найти оправдание конкретным случаям игнорирования законов и их нарушениям.

4. состояние, влияющее на сферы жизни общества

Как особенность деформации правосознания можно рассматривать множественность ее проявлений.

Виды дефектов правосознания:

- правовой нигилизм – заключается в отрицательном отношении к праву, его силе и социальной ценности;

- правовой идеализм (фетишизм) – вера во всесилие закона, преувеличенное, гипертрофированное представление о роли права, юридических средств в решении социально-экономических, политических и иных задач;

- правовой субъективизм – одностороннее отношение индивида в правовым предписаниям: признание своих прав и отрицание своих обязанностей;

- правовой инфантилизм – слабое знание права и незрелое отношение к нему.

Правовой нигилизм – это направление общественно-правовой мысли, отрицающей социальную и личную ценность права и считающей его наименее совершенным способом регулирования общественных отношений.

Особенности правового нигилизма. Как социальное явление, правовой нигилизм характеризуется:

-критическим, крайне негативным отношением к общепри­нятым, объективным (абсолютным) правовым ценностям;

- максималистским подходом, интенсивностью, бескомпромиссностью отрицания правовых средств;

-отсутствием позитивной программы, предложений по совершенствованию права;

- деструктивным, разрушительным началом.

К причинам правового нигилизма относят:

1.Политические причины – они заложены в политическом режиме. Правовой нигилизм получает наибольшее развитие в тех государствах, где долго существуют недемократические режимы, где права и свободы человека нарушаются. В этих условиях субъекты права утрачивают веру в него.

2.Идеологические причины – они вызваны распространённой в обществе идеологии, которая в социальном регулировании выше права ставит нравственность и религию.

3.Организационные причины – они проявляются в отсутствие борьбы с правонарушениями, безнаказанности правонарушителей.

Социальная напряженность, экономические неурядицы, региональный сепаратизм, дезинтеграция, морально-психологическая неустойчивость общества и многое другое постоянно воспроизводят и приумножают правовой нигилизм.

Формы правового нигилизма. Выделяют две формы правового нигилизма: теоретическую и практическую.

Теоретическая (идеологическая) форма – это концептуальное обоснование правового нигилизма, при котором утверждается, что есть более высокие ценности, чем право вообще, а тем более право отдельного человека (например, мировая пролетарская революция).

Практическая форма – это реализация указанных взглядов и учений на практике (например, террор против собственного населения).

Выделяют пассивную и активную формы правового нигилизма. Для пассивной формы характерно безразличное отношение к праву, явная недооценка его роли и значения.

Активному юридическому нигилизму свойственно особенно враждебное отношение к праву. Представители этого направления видят, какую важную роль играет или может играть право в жизни общества и именно поэтому выступают против него.

К правовому нигилизму можно также отнести:

- равнодушное отношение к роли и значению права; скептическое отношение к потенциальным возможностям права; полное неверие в право и негативное отношение к нему;

- умышленное нарушение законов и иных нормативно-правовых актов; массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;

- издание противоречивых правовых актов;

-подмену законности целесообразностью; конфронтацию представительных и исполнительных структур; нарушение прав человека; теоретическую форму правового нигилизма (в научной сфере, в работах юристов, философов и др.

Правовой идеализм реализуется в следующих формах:

- чрезмерное опережение позитивным правом общественных отношений.

- принятие заведомо неработающих норм права, когда их создатели наивно полагают, что они будут действовать успешно;

- отказ от учета конкретных экономических, политических, социально психических условий, в которых функционируют нормы права.

Пути преодоления нигилизма и идеализма. Правовой нигилизм и правовой идеализм преодолеваются следующими путями:

1. повышения уровня правосознания и правовой культуры всех субъектов права;

2. реальной борьбы с правонарушениями и их профилактикой;

3. ликвидации инфляции юридических норм, постоянной специализация юридических норм;

4. создания экономических идеологических и иных условий, для реализации прав граждан.

1. Понятие правосознания и его психологическая структура.

2. Основные сферы юридически значимого поведения представленные в правосознании.

3. Взаимообусловленность индивидуального и общественного правосознания.

4. Характеристика криминогенных дефектов правосознания.

1. Понятие правосознания и его психологическая структура.

Правосознание субъекта правового поведения в большинстве научных работ в наиболее общем виде определяется как знание им правовых норм, отношение к этим нормам и отношение к необходимости их соблюдения. Правосознание представляет феномен сознания различных социальных субъектов:

  • правосознание отдельного человека - индивидуальное правосознание;
  • правосознание определенной социальной группы, т.е. людей, имеющих определенный возраст, уровень образования, сферу профессиональной занятости, уровень материального достатка или другие особенности социально-демографического типа;
  • правосознание общности людей: неформальной группы, коллектива организации, населения отдельного региона, населения страны в целом, т.е. групповое, коллективное или общественное правосознание.

Правосознание имеет свою структуру и содержательные характеристики. Индивидуальное правосознание отражает правовое мировоззрение человека и включает в свою структуру те психологические свойства личности, которые относятся к феноменологии сознания, прежде всего к когнитивной сфере. В качестве таких свойств выступают знания, представления, убеждения, ожидания, оценочные эталоны, личностные принципы и нормы, отношения. По мнению А.Р.Ратинова и Г.Х.Ефремовой в структуру правосознания входят четыре основных типа отношений: "во-первых, отношения к праву (его принципам, институтам и нормам), во-вторых, оценочные отношения к правовому поведению людей, в-третьих, к правоохранительным органам и их деятельности и, в-четвертых, к собственному правовому поведению (правовая самооценка)". Эта точка зрения имеет свои основания, однако нуждается в конкретизации. Структура правосознания определяется структурно-функциональным подходом к пониманию психологического механизма юридически значимого поведения и роли в нем психологических свойств личности. Так, в психологическом механизме юридически значимого поведения (правомерного или противоправного) проявляется психическое отражение: правовых норм; юридически значимых способов, которые может использовать субъект; объектов, на которые направлено юридически значимое поведение; ожидаемых результатов своих действий; социальной среды, в которой действует субъект; мер правового реагирования; самого себя как субъекта юридически значимого поведения. Исходя из этого, можно выделить основные стороны индивидуального правосознания, т.е. его структурные элементы. К ним относятся следующие.

  1. Знания правовых предписаний определяющих обязанности, запреты, порядок реализации законных интересов. Отсутствие достаточных правовых знаний выступает предпосылкой правонарушений.
  2. Отношения к правовым предписаниям. Оно может быть положительным, отрицательным, противоречивым, иметь различные содержательные оттенки.
  3. Отношения к правомерным способам удовлетворения потребностей или разрешения проблемных ситуаций: труду на законных основаниях; к поиску компромиссов при конфликте; обращению к правомерным средствам защиты личных интересов и др.
  4. Отношение к противоправным способам удовлетворения личных интересов (корыстным, насильственным и др.).
  5. Отношение к правоохраняемым социальным ценностям, Такое отношение может быть уважительным, гуманным либо эгоистичным, потребительским либо пренебрежительным или неприязненным. Уважительное отношение к социальным ценностям существенно определяет выбор правомерных и морально одобряемых способов взаимодействия с ними. Противоположное отношение прямо не предопределяет склонность субъекта к вредоносным действиям, но характерно для лиц, совершающих противоправные посягательства на них.
  6. Представления о правовых позициях других людей. Для субъекта социального поведения характерна ориентация на других людей, прежде всего на тех, с которыми он себя идентифицирует, т.е. которые для него представляют референтную социальную группу. Он учитывает их представления, взгляды, отношения, позиции, которые наблюдает при взаимодействии с ними.
  7. Социально-правовые ожидания, выражают представления о последствиях противоправного поведения и успешности правомерных путей удовлетворения интересов. Эти ожидания касаются, с одной стороны, наступления юридической ответственности за совершение противоправных действий (ее неотвратимости или возможности избежать), с другой стороны, успешности правомерных путей удовлетворения определенных интересов.
  8. Отношение к противозаконному поведению других людей. В этом отношении, с одной стороны, проективно проявляется собственное отношение к противоправным деяниям. С другой стороны, это отношение выступает основой индивидуальной позиции по выполнению гражданского долга участия в поддержании правопорядка.
  9. Отношение к выполнению гражданского долга по участию в поддержании правопорядка, участию в защите правоохраняемых социальных ценностей и в изобличении преступников.
  10. 10. Отношение к криминогенным влияниям других лиц, склоняю щих к совершению противоправных поступков. Важнейшей составляющей правосознания выступает критическое отношение к таким влияниям, осознание собственной ответственности за свои поступки, необходимости правового самоопределения.

2. Основные сферы юридически значимого поведения представленные в правосознании.

Правосознание охватывает основные сферы юридически значимого поведения человека, а также его социальные роли, реализация которых регламентирована правом и предусматривает определенные обязанности и запреты. Основными сферами правосознания выступают:

  1. сфера обеспечения материальных интересов - применительно к ней определены права, законные способы обеспечения материальных интересов и порядок их реализации, а также установлены административные и уголовноправовые запреты, квалифицируемые как корыстные преступления;
  2. сфера взаимодействия с другими людьми (в том числе с различными группами, органами государства) - применительно к этой сфере установлены права и обязанности дееспособного лица, а также административно и уголовно наказуемые деяния, которые выражаются в насильственных и иных вредоносных действиях против социальных субъектов;
  3. сфера потребления и досуга (удовлетворения потребностей в отдыхе, развлечениях и т.п.) - для этой сферы определены незаконные действия, приносящие физический или моральный вред самому субъекту, другим людям, общественной нравственности и другим социальным ценностям.

В этих сферах человек выполняет различные социальные роли, реализация которых также регулируется правом. Так, для лиц, имеющих детей установлена обязанность материального содержания несовершеннолетних детей, участия в их воспитании, заботы об их здоровье. Установлен ряд гражданских обязанностей, невыполнение которых, влечет уголовную ответственность, например, за уклонение от призыва на военную службу, уклонение от дачи свидетельских показаний, неоказание помощи пострадавшему в определенных случаях и т.д.

В индивидуальном и общественном правосознании можно выделить уровень базисный и уровень прагматический. Базисный уровень представляет собой ценностно-нормативные идеалы личности и общества (социальной группы), касающиеся должного и запретного поведения и способов решения определенных жизненных задач. Базисный уровень правосознания отражает те взгляды, мнения, ценности в отношении правового поведения, которые соответствуют личностным идеалам большинства людей, считаются ими правильными, справедливыми, необходимыми и т.п. Однако в человек, находясь в конкретных социальных условиях вынужден приспосабливаться к ним и в большей или меньшей мере подчиняться необходимостям и возможностям, которые эти условия предоставляют. В соответствии с таким приспособлением формируется прагматический уровень правосознания, основу которого составляют субъективно приемлемые образцы поведения и способы удовлетворения потребностей. Они могут осознаваться индивидом или социальными группами как не вполне морально достойные, а как вынужденные и допустимые в данных условиях и в связи реальными возможностями удовлетворения потребностей и интересов.

3. Взаимообусловленность индивидуального и общественного правосознания.

Общественное правосознание интегрирует индивидуальное правосознание членов общества. Оно отражает статистическое распределение правовых позиций людей, однако не является их простой суммой. В общественном правосознании проявляются взаимовлияния людей, которые существенно корректируют индивидуальные взгляды, отношения, ценностные ориентации и другие составляющие индивидуальной правовой психологии. Ведь индивидуальные правовые представления формируются не только в результате личной оценки состояния правопорядка, преступности и других составляющих правовой действительности, но в значительной мере в результате ориентации на соответствующие представления других лиц, т.е. в результате их взаимного влияния. У индивида формируются субъективная, отчасти гипотетическая, картина общественного правосознания. Она отражает:

  • принятые в обществе ориентиры в юридически значимом поведении, степень приемлемости и распространенности противоправных деяний;
  • степень неотвратимости ответственности за их совершение или безнаказанности таких действий;
  • осуждающее либо оправдывающее отношение к ним окружающих людей;
  • степень готовности большинства людей участвовать в изобличении преступников;
  • возможность или невозможность обеспечить удовлетворение насущных потребностей и законных интересов правомерным путем;
  • нормотипичное содержании самих потребностей;
  • положение лиц, которые совершают противоправные действия, а также лиц, не нарушающих законов и т.д.

Благодаря указанным представлениям, формируются индивидуальные ценностные ориентации, притязания, ожидания и личностно приемлемые способы удовлетворения потребностей. Такая картина формируется как в результате общения с окружающими людьми, так и в результате проекции – приписывания окружающим своих собственных представлений, личных норм поведения и других атрибутов собственного правосознания.

4. Характеристика криминогенных дефектов правосознания.

По своей направленности правосознание может быть нормоправным, т.е. предопределяющим готовность к соблюдению правовых предписаний, либо иметь дефекты, выступающие предпосылками противоправного поведения. В таблице приведены психологические составляющие нормоправного правосознания и правосознания, имеющего криминогенные дефекты.

Составляющие нормоправного правосознания

Криминогенные дефекты правосознания

Знания о неправомерности действий (знания уголовно-правовых запретов)

Знает правовые запреты

Не знает определенных уголовно-правовых запретов

Знания о правомерных способах обеспечения интересов

Знает правомерные способы

Не знает правомерных способов или не имеет о них достаточно определенных представлений

Представления о правах, законных интересах и уровне нормотипичных притязаний (материальных, статусных, и др.)

Представления о правах, законных интересах юридически адекватные, притязания соответствуют реальным возможностям обеспечения

Представления о правах, законных интересах юридически неадекватные, притязания гипертрофированные

Представления о правовой направленности поведении других людей, относящихся к референтной социальной группе

Считает, что многие действуют правомерно и следует поступать также (следовать их примеру)

Считает, что многие действуют неправомерно (совершают преступления) и можно поступать также

Представления о значении правомерного способа для себя (личностный смысл)

Считает, что законный способ лично для него благоприятный, полезный

Считает, что законным путем невозможно обеспечить свои интересы или считает законный способ обременительным, нерациональным

Представления о социальном значении правовых требований

Считает правовые требования правильными, полезными для многих

Считает правовые требования неправильными, отрицательными для многих

Представление о значении противоправного способа действий для себя

Считает противоправный способ отрицательным или хуже, чем правомерный

Считает противоправный вариант для себя выгодным, правильным, достойным

Считает противоправный способ плохим, но вынужденным

Представление о вредоносности противоправного способа для других людей или общественных интересов

Считает противоправный способ вредоносным для других людей, для общественных интересов, несправедливым и т.п.

Считает, что противоправный способ не приносит вреда, или приносимый вред является правильным (заслуженным) или незначительным

Представление о наступлении юридической ответственности за противоправное деяние

Считает ответственность весьма вероятной, опасается наказания

Считает, что определенные нарушения не контролируются и не преследуются

Уверен, что можно избежать ответственности

Не придает значение ответственности (не думает о ней)

Отношение к потерпевшему или иному объекту возможного противоправного посягательства

Испытывает сочувствие к человеку пострадавшему от посягательства, уважительное отношение к иной правоохраняемой ценности

Отрицательно относится к потерпевшему или иному объекту посягательства, испытывает к нему презрение или безразличие

Представление о своих умениях, способностях использовать неправомерный способ

Не знает, как можно получить необходимый результат неправомерным путем, или знает, но считает, что не сумеет их использовать

Знает неправомерные способы и считает свои способности, умения достаточными для их использования (считает эти способы доступными для себя)

Отношение к себе как к субъекту правового поведения

Считает себя таким как многие законопослушные люди и совершать преступление не допустимо для своего положения

Считает, что он не такой как многие другие (или имеет судьбу преступника) противоправное поведение - это его удел

Комплексный анализ внутренних причин преступности требует изучения общественного правосознания с двух сторон. С одной стороны, необходимо выявление криминогенных дефектов общественного правосознания, которые являются социально-психологическими условиями преступного поведения и выступают факторами формирования криминогенной личности. С другой стороны, важное значение имеет изучение антикриминогенных свойств правосознания, которые выступают детерминантами правомерного поведения и в целом укрепления общественного правопорядка. Соотношение этих двух противоположных по своему содержанию сторон общественного правосознания выражается в степени распространенности и доминировании в обществе противоправных и законопослушных позиций людей.

Раскрытие криминогенных дефектов общественного правосознания может быть осуществлено на основе экстраполяции положений концепции криминогенной сущности личности преступника. Исходя из понимания криминогенности личности, такие дефекты общественного правосознания проявляются прежде всего в приемлемости для части членов общества тех или иных преступных способов действий, которые они используют для удовлетворения определенных потребностей или разрешения жизненных проблем. Иными словами, сущность криминогенных дефектов общественного правосознания выражается в социальной приемлемости противоправного поведения, которая может иметь различную степень выраженности. Социальная приемлемость характеризуется степенью распространенности в обществе лиц, для которых в той или иной мере приемлемо совершение определенных видов противоправных деяний - как корыстных, так и насильственных.

Противоположное явление выражается в степени зрелости правомерных позиций членов общества, их антикриминальной устойчивости, а также в их готовности, участвовать в укреплении правопорядка, содействовать правоохранительным органам в изобличении преступников, выполняя свой гражданский долг. Иными словами речь идет о социальной нетерпимости к тем или иным противоправным посягательствам, о социальном контроле и влиянии на пользу укрепления правопорядка.

Исходя из этих общих посылок, изучение общественного правосознания возможно путем раскрытия ряда сторон (составляющих) индивидуального правосознания членов общества (или общности) и системного обобщения полученных данных.

Вопросы для самоконтроля и практических занятий.

Как определяется понятие правосознания и к каким социальным субъекта оно имеет отношение ?

В чем заключается структурно-функциональный подход к изучению правосознания ?

Какие структурные элементы включает индивидуальное правосознание ? Какие основные сферы юридически значимого поведения охватывает правосознание ?

Что означает базисный и прагматический уровни правосознания ?

В чем выражается взаимообусловленность индивидуального и общественного правосознания ?

Какие содержательные характеристики имеет нормоправное правосознание ? Какие содержательные характеристики имеют криминогенные дефекты правосознания ?

Читайте также: