Смысл молитвы символ веры кратко

Обновлено: 05.07.2024

Мы назы­ва­емся пра­во­слав­ными хри­сти­а­нами, то есть право, пра­вильно сла­вя­щими Бога. Для того, чтобы быть уве­рен­ным, что дела­ешь что-то пра­вильно, нужно многое узнать, мно­гому научиться. Про­честь книги, рас­спро­сить опыт­ных людей. Если чело­век ничего не знает и не хочет знать, но пол­но­стью уверен, что все делает пра­вильно – жди беды. Про­стой пример. Некий чело­век совер­шенно не знает о пра­ви­лах дорож­ного дви­же­ния, но он само­уве­ренно садится за руль и начи­нает ехать на машине. Прой­дет очень немного вре­мени и он поймет, что делает что-то не так: он едет по левой сто­роне дороги, но почему-то все машины несутся ему навстречу, гудят, и он еле-еле успе­вает увер­нуться от них. Он подъ­ез­жает к све­то­фору, заго­ра­ется крас­ный свет, но этот чудак уверен, что он может про­дол­жать дви­же­ние, ведь правил он не знает! Что про­изой­дет дальше, думаю ясно. Очень скоро этот несчаст­ный попа­дет в аварию и, слава Богу, если оста­нется жив. Но если в жизни обыч­ной, мате­ри­аль­ной повсе­днев­ной мы пре­красно пони­маем, что должны изу­чать законы и пра­вила, соблю­дать тех­нику без­опас­но­сти, чтобы не попасть в беду, то тем более в жизни духов­ной. Там тоже суще­ствуют уста­нов­лен­ные от Бога законы, есть свои пра­вила без­опас­но­сти. И вред, кото­рый мы можем нане­сти себе, не зная этих зако­нов или пре­не­бре­гая ими гораздо боль­ший, чем от незна­нии зако­нов физи­че­ского мира. Ибо мы можем нане­сти непо­пра­ви­мый урон не телу, а душе.

Цер­ковь Пра­во­слав­ная потому так и назы­ва­ется, что она в пол­ноте и непо­вре­жден­но­сти, без иска­же­ний сохра­нила учение, данное нам Самим Богом. Мы знаем как пра­вильно верить в Бога, как пра­вильно его про­слав­лять, Он сам открыл нам это, поэтому наша вера правая, наша вера пра­во­слав­ная

Символ веры состав­лен в 4‑м веке, отцами Пер­вого и Вто­рого Все­лен­ских собо­ров. В древ­ней Церкви и ранее суще­ство­вали сим­волы веры, но с воз­ник­но­ве­нием и уси­ле­нием ложных учений о Боге, потре­бо­ва­лось соста­вить более точное и дог­ма­ти­че­ски без­упреч­ное испо­ве­да­ние веры, кото­рым могла бы поль­зо­ваться вся Все­лен­ская Цер­ковь.

Первый Все­лен­ский Собор был созван в городе Никее по поводу лже­уче­ния пре­сви­тера Ария, кото­рый учил, что Сын Божий, Иисус Хри­стос сотво­рен Богом Отцом и не явля­ется истин­ным Богом, а лишь высшим тво­ре­нием. Собор осудил эту ересь и изло­жил пра­во­слав­ное учение, соста­вив первые семь членов Сим­вола веры. На втором все­лен­ском соборе, созван­ном для осуж­де­ния ереси Маке­до­ния, кото­рый отвер­гал Боже­ство Свя­того Духа, были даны после­ду­ю­щие пять членов Сим­вола веры.

Символ веры нужно знать еще до кре­ще­ния, потому что необ­хо­димо еще до при­ня­тия этого таин­ства и вступ­ле­ния в Цер­ковь иметь пра­виль­ные знания о Боге и осно­вах веро­уче­ния. При кре­ще­нии мла­ден­цев, за них Символ веры читают вос­при­ем­ники, крест­ные, и они также, конечно, обя­заны знать его наизусть и читать без ошибок. Выучить Символ Веры несложно, ведь он входит в состав утрен­них молитв, и каждый пра­во­слав­ный читает его, молясь по утрам. Также Символ веры поется каждую литур­гию, в храме всем наро­дом, и чело­век, кото­рый регу­лярно молится по утрам и ходит на вос­крес­ные и празд­нич­ные литур­гии, очень скоро его запом­нит.

Но нам сле­дует не только знать текст Сим­вола веры, но и пони­мать его смысл, для этого надо изу­чать его.

Символ веры

1. Верую во еди­наго Бога Отца, Все­дер­жи­теля, Творца небу и земли, види­мым же всем и неви­ди­мым.
2. И во еди­наго Гос­пода Иисуса Христа, Сына Божия, Еди­но­род­наго, Иже от Отца рож­ден­наго прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рож­денна, несо­тво­ренна, еди­но­сущна Отцу, Имже вся быша.
3. Нас ради чело­век и нашего ради спа­се­ния сшед­шаго с небес и вопло­тив­ша­гося от Духа Свята и Марии Девы, и воче­ло­веч­шася.
4. Рас­пя­таго же за ны при Пон­тий­стем Пилате, и стра­давша, и погре­бенна.
5. И вос­крес­шаго в третий день по Писа­нием.
6. И воз­шед­шаго на небеса, и седяща одес­ную Отца.
7. И паки гря­ду­щаго со славою судити живым и мерт­вым, Егоже Цар­ствию не будет конца.
8. И в Духа Свя­таго, Гос­пода, Живо­тво­ря­щаго, Иже от Отца исхо­дя­щаго, Иже со Отцем и Сыном спо­кла­ня­ема и ссла­вима, гла­го­лав­шаго про­роки.
9. Во едину Святую, Собор­ную и Апо­столь­скую Цер­ковь.
10. Испо­ве­дую едино кре­ще­ние во остав­ле­ние грехов.
11. Чаю вос­кре­се­ния мерт­вых,
12. и жизни буду­щаго века. Аминь.

1. Верую в еди­ного Бога Отца, Все­дер­жи­теля, Творца неба и земли, всего види­мого и неви­ди­мого.
2. И в еди­ного Гос­пода Иисуса Христа, Сына Божия, Еди­но­род­ного, рож­ден­ного от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога истин­ного от Бога истин­ного, рож­ден­ного, не сотво­рен­ного, одного суще­ства с Отцом, Им же все сотво­рено.
3. Нас ради людей и ради нашего спа­се­ния сошед­шего с небес и вопло­тив­ша­гося от Духа Свя­того и Марии Девы, и сде­лав­ше­гося чело­ве­ком.
4. Рас­пя­того же за нас при Понтии Пилате, стра­дав­шего, и погре­бен­ного.
5. И вос­крес­шего в третий день, согласно с Писа­нием.
6. И вос­шед­шего на небеса, и сидя­щего по правую сто­рону от Отца.
7. И снова гря­ду­щего со славою, чтобы судить живых и мерт­вых, и Цар­ству Его не будет конца.
8. И в Духа Свя­того, Гос­пода, пода­ю­щего жизнь, от Отца исхо­дя­щего, равно с Отцом и Сыном покла­ня­е­мого и про­слав­ля­е­мого, гово­рив­шего через про­ро­ков.
9. В единую, Святую, Собор­ную и Апо­столь­скую Цер­ковь.
10. Испо­ве­дую одно кре­ще­ние для остав­ле­ния грехов.
11. Ожидаю вос­кре­се­ния мерт­вых,
12. и жизни буду­щего века. Истинно так.

О ПЕРВОМ ЧЛЕНЕ СИМ­ВОЛА ВЕРЫ

Верую в еди­ного Бога Отца, Все­дер­жи­теля, Творца неба и земли, всего види­мого и неви­ди­мого

Бог – все­со­вер­шен­ный Дух. Он вечен. Не имеет ни начала, ни конца. Бог – Все­мо­гу­щий. В Свя­щен­ном Писа­нии Он назван Все­дер­жи­те­лем, так как Он все держит в своей силе и власти.

Бог имеет Все­ве­де­ние. В его бес­ко­неч­ной памяти запе­чат­ле­лось все про­шлое. Он все знает и видит в насто­я­щем. Ему изве­стен не только любой чело­ве­че­ский посту­пок, но каждое слово и чув­ство. Гос­подь знает буду­щее.

Бог Вез­де­сущ. Он на Небе, на земле. Созер­ца­ние Боже­ствен­ного все­при­сут­ствия вызы­вает радость и поэ­ти­че­ское уми­ле­ние у псал­мо­певца Давида:

Бог – Творец неба и земли. Он явля­ется При­чи­ной и Созда­те­лем всего види­мого и неви­ди­мого мира. Наш мир, все­лен­ная неве­ро­ятно сложно и пре­мудро устро­ена, и конечно создать все это мог только Высший, Боже­ствен­ный Разум. В сотво­ре­нии мира участ­во­вала Вся Боже­ствен­ная Троица. Бог Отец творил все своим Словом, то есть Еди­но­род­ным Сыном, при содей­ствии Свя­того Духа.

Кроме того, что Бог явля­ется Твор­цом види­мого, мате­ри­аль­ного мира, Он также сотво­рил мир духов­ный, неви­ди­мый нами. Мир духов­ный, ангель­ский создан Богом еще раньше нашего мате­ри­аль­ного мира. Все ангелы были сотво­рены доб­рыми, но часть из них, во главе с вер­хов­ным анге­лом Люце­фе­ром, воз­гор­ди­лась и отпала от Бога. С тех пор эти ангелы стали тем­ными духами злобы, жела­ю­щими людям, как тво­ре­нию Божию, вся­кого вреда. Они вся­че­ски ста­ра­ются совра­тить людей во грех и погу­бить. Но Бог очень сильно огра­ни­чил их власть и воз­дей­ствие на людей, к тому же у каж­дого хри­сти­а­нина есть свой ангел-хра­ни­тель, кото­рый обе­ре­гает и защи­щает его от зла, в том числе и от воз­дей­ствия дья­воль­ских сил.

О ВТОРОМ ЧЛЕНЕ СИМ­ВОЛА ВЕРЫ

И в еди­ного Гос­пода Иисуса Христа, Сына Божия, Еди­но­род­ного, рож­ден­ного от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога истин­ного от Бога истин­ного, рож­ден­ного, не сотво­рен­ного, одного суще­ства с Отцом, Им же все сотво­рено

Второй член Сим­вола веры посвя­щен Сыну Божию, Гос­поду Иисусу Христу, и здесь настало время пого­во­рить о тайне Святой Троицы.

Земной чело­ве­че­ский ум соб­ствен­ными силами без Бога не может воз­вы­ситься до этой тайны. Другие моно­те­и­сти­че­ские рели­гии (иуда­изм, ислам), осно­ван­ные на есте­ствен­ном разуме, а не на Откро­ве­нии, под­няться до этой тайны не могли.

— И сказал Гос­подь Бог: вот, Адам стал как один из Нас ( Быт.3:22 ).

— И сказал Гос­подь: вот, один народ, и один у всех язык… сойдем же и сме­шаем там язык их ( Быт.11:6-7 ).

О ТРЕ­ТИЕМ ЧЛЕНЕ СИМ­ВОЛА ВЕРЫ

Нас ради людей и ради нашего спа­се­ния сошед­шего с небес и вопло­тив­ша­гося от Духа Свя­того и Марии Девы, и сде­лав­ше­гося чело­ве­ком

Он вос­при­нял все чело­ве­че­ское есте­ство, душу и тело, чтобы вос­со­здать, обо­жить, спасти его. Боже­ствен­ная при­рода во Христе не погло­тила чело­ве­че­ское есте­ство, как учат неко­то­рые ере­тики, но два есте­ства в Нем пре­бу­дут навечно нес­литно, неиз­менно, нераз­лучно и нераз­дельно.

Спа­си­тель, приняв на себя чело­ве­че­скую плоть и душу, явля­ется и одно­вре­менно истин­ным Богом и истин­ным чело­ве­ком, во всем, кроме греха.

Он пришел на нашу землю, пол­но­стью пройти путем чело­ве­че­ской жизни. Он тру­дился для Своего про­пи­та­ния, Он испы­ты­вал холод, зной, голод и жажду, Его также пре­сле­до­вали соблазны и иску­ше­ния от дья­вола и немощи чело­ве­че­ской, но Он побе­дил их и соблазны не кос­ну­лись Его. Гос­подь неустанно тру­дился для людей: про­по­ве­до­вал, исце­лял боль­ных, вос­кре­шал мерт­вых.

О ЧЕТ­ВЕР­ТОМ ЧЛЕНЕ СИМ­ВОЛА ВЕРЫ

Рас­пя­того же за нас при Понтии Пилате, стра­дав­шего, и погре­бен­ного.

Допу­стим, некий юноша, почти еще отрок, совер­шил пре­ступ­ле­ние. Он должен поне­сти за него очень суро­вое нака­за­ние, напри­мер, много лет про­ве­сти в лагере стро­гого режима, а может быть даже уме­реть. При совер­ше­нии пре­ступ­ле­ния при­сут­ство­вал его отец. И вот отец, зная, что сын не сможет поне­сти нака­за­ние, что вся его жизнь будет иско­вер­кана, испор­чена тюрь­мой, а может быть он и вовсе нико­гда не выйдет из лагеря и сгинет там навечно, реша­ется на подвиг. Он, будучи сам неви­нов­ным, берет на себя пре­ступ­ле­ние сына и несет за него нака­за­ние. Тем самым он спа­сает сына от стра­да­ний и смерти и дает пример высо­чай­шей любви и само­по­жерт­во­ва­ния.

О ПЯТОМ ЧЛЕНЕ СИМ­ВОЛА ВЕРЫ

И вос­крес­шего в третий день, согласно с Писа­нием

Почему без Вос­кре­се­ния наша вера была бы тщет­ной и поте­ряла бы смысл? Потому что Хри­стос при­хо­дил на землю, стра­дал и умер, чтобы вос­кре­сить нашу чело­ве­че­скую при­роду и одер­жать победу над дья­во­лом, адом и смер­тью. А если бы не было вос­кре­се­ния, все это было бы невоз­можно. Все закон­чи­лось бы страст­ной пят­ни­цей, смер­тью и погре­бе­нием Христа. Но Хри­стос вос­крес и теперь мы имеем веру и надежду вос­крес­нуть с Ним.

После своего вос­кре­се­ния Гос­подь неод­но­кратно являлся своим уче­ни­кам:

Пещеру, где было погре­бено тело Христа, охра­нял отряд воинов рим­ской армии, одной из самых лучших, обу­чен­ных и дис­ци­пли­ни­ро­ван­ных в мире. Если бы уче­ники Хри­стовы пришли ночью унести Его тело, как гово­рили потом иудеи, хоть один из них заме­тил бы их и схва­тил, к тому же вход в пещеру закры­вал боль­шой, тяже­лый камень, кото­рый бес­шумно не отва­лишь. Даже если бы похи­ще­ние уда­лось, апо­столы были бы схва­чены, и их попы­та­лись бы пыт­ками заста­вить выдать место­на­хож­де­ние тела Учи­теля. Но мы знаем, что они спо­койно раз­гу­ли­вали на сво­боде, совер­шенно не скры­ва­ясь. Если бы тело Иисуса забрали Его враги, то, конечно бы они не стали скры­вать этот факт и очень скоро пока­зали бы его народу, чтобы опро­верг­нуть при­жиз­нен­ные сви­де­тель­ства Христа о Своем вос­кре­се­нии.

О ШЕСТОМ ЧЛЕНЕ СИМ­ВОЛА ВЕРЫ

И вос­шед­шего на небеса, и сидя­щего по правую сто­рону от Отца

После своего вос­кре­се­ния Гос­подь еще в тече­ние сорока дней нахо­дился на земле, со своими уче­ни­ками, чтобы уве­рить их в истин­но­сти вос­кре­се­ния, укре­пить их веру и дать необ­хо­ди­мые настав­ле­ния.

Гос­подь Иисус Хри­стос воз­несся на Небо, Своим чело­ве­че­ством, а Своим Боже­ством он всегда пре­бы­вал с Богом Отцом. Небо, на кото­рое воз­несся Гос­подь – это место осо­бого при­сут­ствия Божия, горнее, то есть воз­вы­шен­ное место, Цар­ство Божие. Хри­стос прошел весь путь нашей чело­ве­че­ской жизни и воз­несся на небеса, этим Он про­сла­вил наше чело­ве­че­ское есте­ство и указал путь в Оте­че­ство Небес­ное, в горний Иеру­са­лим. Он открыл его для всех своих истин­ных после­до­ва­те­лей.

О СЕДЬ­МОМ ЧЛЕНЕ СИМ­ВОЛА ВЕРЫ

И снова гря­ду­щего со славою, чтобы судить живых и мерт­вых, и Цар­ству Его не будет конца

И если она в том грехе не пока­я­лась, не осво­бо­ди­лась от него, она на Страш­ный Суд придет с тем же жела­нием сла­до­сти греха и нико­гда не удо­вле­тво­рит своего жела­ния. В ней будет стра­да­ние нена­ви­сти и злобы. Это адское состо­я­ние.

Послед­ний суд будет страш­ным, потому что пред всеми откро­ются все чело­ве­че­ские дела и пре­гре­ше­ния, и еще потому, что после этого суда уже ничего нельзя будет изме­нить, и каждый полу­чит достой­ное по делам своим.

Как чело­век жил на земле, как гото­вился к встрече с Богом, и какого состо­я­ния достиг, то и пойдет с ним в веч­ность. И пойдут достой­ные, пра­вед­ные в вечную жизнь с Богом, а греш­ники в муку вечную, уго­то­ван­ную дья­волу и его слугам. После этого насту­пит вечное Цар­ство Христа, Цар­ство добра, правды и любви.

О ВОСЬ­МОМ ЧЛЕНЕ СИМ­ВОЛА ВЕРЫ

И в Духа Свя­того, Гос­пода, пода­ю­щего жизнь, от Отца исхо­дя­щего, равно с Отцом и Сыном покла­ня­е­мого и про­слав­ля­е­мого, гово­рив­шего через про­ро­ков

Святой Дух - третья ипо­стась, лицо Святой Троицы. Дух Святой еди­но­су­щен и равен Отцу и Сыну, поэтому Он также име­ну­ется в Сим­воле веры Гос­по­дом.

Про­роки, про­воз­вест­ники слова Божия писали свои книги не от себя, а по наитию Свя­того Духа, поэтому Свя­щен­ное Писа­ние назы­ва­ется Бого­дух­но­вен­ным.

О ДЕВЯ­ТОМ ЧЛЕНЕ СИМ­ВОЛА ВЕРЫ

В единую, Святую, Собор­ную и Апо­столь­скую Цер­ковь

Гос­подь создал Цер­ковь и вложил в нее все потреб­ное для нашего спа­се­ния: учение истин­ное, пра­во­слав­ное, цер­ков­ную иерар­хию, святые таин­ства.

Цер­ковь назы­ва­ется собор­ной, потому что мы все состав­ляем во главе со Хри­стом Спа­си­те­лем, и свя­щен­но­на­ча­лием, единый собор, собра­ние веру­ю­щих людей. Слово Цер­ковь, по-гре­че­ски эккле­сия, пере­во­дится как собра­ние веру­ю­щих. Также Цер­ковь явля­ется собор­ной, так как высшая власть в ней при­над­ле­жит Все­лен­ским собо­рам. Они соби­ра­ются для обсуж­де­ния очень важных цер­ков­ных вопро­сов и осуж­де­ния лже­уче­ний. На Все­лен­ских Собо­рах при­сут­ствуют епи­скопы, по воз­мож­но­сти, со всей Все­лен­ской Церкви. Также жизнью Церкви руко­во­дят помест­ные соборы, кото­рые регу­лярно соби­ра­ются в помест­ных пра­во­слав­ных церк­вах. Помест­ные Церкви – это церкви, рас­по­ло­жен­ные в разных стра­нах, каждая из них имеет своего пред­сто­я­теля, глав­ного епи­скопа церкви, но все явля­ются чле­нами единой Все­лен­ской пра­во­слав­ной Церкви.

Цер­ковь как бого­че­ло­ве­че­ский орга­низм, вечна и пре­бу­дет, по обе­ща­нию Спа­си­теля, до скон­ча­ния века.

О ДЕСЯ­ТОМ ЧЛЕНЕ СИМ­ВОЛА ВЕРЫ

Испо­ве­дую одно кре­ще­ние для остав­ле­ния грехов

ОБ ОДИ­НА­ДЦА­ТОМ ЧЛЕНЕ СИМ­ВОЛА ВЕРЫ

Ожидаю вос­кре­се­ния мерт­вых

Нынеш­нее состо­я­ние усоп­ших, то есть суще­ство­ва­ние души без тела явля­ется не окон­ча­тель­ным и непол­ным. Чело­век это не только душа, но душа и тело вместе. И поэтому для Суда над всеми людьми и даль­ней­шей вечной жизни, Гос­подь вос­кре­сит усоп­ших в теле. Те люди, кото­рые на момент вто­рого при­ше­ствия Хри­стова будут живы, также пред­ста­нут на суд Божий.

Поня­тие бес­смер­тия души есть почти у всех наро­дов, ибо в чело­веке, как суще­стве изна­чально бес­смерт­ном, суще­ствует чув­ство, ощу­ще­ние своей веч­но­сти.

О ДВЕ­НА­ДЦА­ТОМ ЧЛЕНЕ СИМ­ВОЛА ВЕРЫ

и жизни буду­щего века. Истинно так.

В животе бере­мен­ной жен­щины раз­го­ва­ри­вают двое близ­не­цов. Один из них веру­ю­щий, а другой – неве­ру­ю­щий. Неве­ру­ю­щий счи­тает, что вся их жизнь- это оби­та­ние в этом тесной и темном поме­ще­нии, где они могут только слегка шеве­литься, и ника­кой другой жизни нет. Другой мла­де­нец, напро­тив, верит в то, что их нынеш­нее поло­же­ние, вре­мен­ное, это только начало насто­я­щей, пре­крас­ной жизни, что когда-нибудь они увидят свет, кра­соты мира, будут сами есть пищу ртом и ходить своими ногами. А глав­ное, этот малыш верит, они увидят свою мать. На что неве­ру­ю­щий отве­чает, что верить в мать – просто безу­мие, мы не видим ее, а значит она не суще­ствует. Его веру­ю­щий брат пыта­ется его раз­убе­дить, говоря, что мать рядом с ними, она забо­тится о них, дает им жизнь и пита­ние, мать везде, она вокруг них. Но неве­ру­ю­щий близ­нец оста­ется стоять на своем.

2 И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

3 Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

4 Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

5 И воскресшаго в третий день по Писанием.

6 И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

7 И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

8 И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

9 Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

10 Исповедую едино крещение во оставление грехов.

11 Чаю воскресения мертвых,

1 2 и жизни будущаго века.

Веровать в Бога — значит иметь живую уверенность в Его бытии, свойствах и действиях и всем сердцем принимать откровенное слово Его о спасении рода человеческого. Бог есть един по существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная. В Символе веры Бог называется Вседержителем, потому что все, что ни есть, Он содержит в Своей силе и Своей воле. Слова Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым означают, что все сотворено Богом и ничто не может быть без Бога. Слово невидимым указывает, что Бог сотворил невидимый, или духовный, мир, к которому принадлежат Ангелы.

Сыном Божиим называется второе Лицо Святой Троицы по Своему Божеству. Он назван Господом, потому что Он есть истинный Бог, ибо имя Господь есть одно из имен Божиих. Сын Божий назван Иисусом, то есть Спасителем, это имя наречено самим Архангелом Гавриилом. Христом, то есть Помазанником, назвали Его пророки — так издавна называли царей, первосвященников и пророков. Иисус, Сын Божий, назван так потому, что Его человечеству безмерно сообщены все дары Духа Святого и, таким образом, Ему в высочайшей степени принадлежат ведение пророка, святость первосвященника и могущество царя. Иисус Христос называется Сыном Божиим Единородным, потому что Он только один есть Сын Божий, рожденный из существа Бога Отца, и потому Он — единого существа с Богом Отцом.

В Символе веры сказано, что Он рожден от Отца, и этим изображается то личное свойство, которым Он отличается от других Лиц Святой Троицы. Сказано прежде всех век, чтобы никто не думал, что было время, когда Его не было. Слова Света от Света некоторым образом изъясняют непостижимое рождение Сына Божия от Отца. Бог Отец есть вечный Свет, от Него рождается Сын Божий, Который также есть вечный Свет; но Бог Отец и Сын Божий есть единый вечный Свет, нераздельный, единого Божеского естества. Слова Бога истинна от Бога истинна взяты из Священного Писания: Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (1 Ин. 5, 20).

Слова рожденна, несотворенна прибавлены святыми отцами Вселенского собора для обличения Ария, который нечестиво учил, что Сын Божий сотворен.

Слова единосущна Отцу означают, что Сын Божий есть одного и того же Божественного существа с Богом Отцом. Слова Имже вся быша показывают, что Бог Отец все сотворил Сыном Своим как вечною премудростию Своею и вечным Словом Своим.

Нас ради человек и нашего ради спасения — Сын Божий, по обещанию Своему, пришел на землю не для одного какого-либо народа, а вообще для всего рода людского. Сшедшаго с небес — как сам о себе говорит: Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах (Ин. 3, 13). Сын Божий вездесущ и потому всегда был на небе и на земле, но на земле Он прежде был невидим и стал видим лишь когда явился во плоти, воплотился, то есть принял на Себя плоть человеческую, кроме греха, и сделался человеком, не переставая быть Богом. Воплощение Христово совершилось содействием Святого Духа, так что Святая Дева как была Девою прежде зачатия, так и в зачатии, и после зачатия, и в самом рождении пребыла Девой. Слово вочеловечшася прибавлено, чтобы никто не подумал, что Сын Божий принял одну плоть или тело, но чтобы в Нем признавали совершенного человека, состоящего из тела и души.

Иисус Христос был распят за нас — Он крестною смертию Своею избавил нас от греха, проклятий и смерти.

Слова при Понтийстем Пилате указывают на время, когда Он был распят. Понтий Пилат — римский правитель Иудеи, которая была покорена римлянами. Слово страдавша прибавлено, чтобы показать, что распятие Его было не одним видом страдания и смерти, как говорили некоторые лжеучителя, но подлинное страдание и смерть. Он страдал и умер не Божеством, а человеком, и не потому, что не мог избежать страдания, а потому, что восхотел пострадать. Слово погребен удостоверяет, что Он действительно умер и воскрес, ибо враги Его приставили даже стражу ко гробу и запечатали гроб.

И воскресшаго в третий день по Писанием — пятый член Символа веры учит, что Господь наш Иисус Христос силою Божества Своего воскрес из мертвых, как написано о Нем у пророков и в псалмах, и что Он воскрес в том же теле, в котором родился и умер. Слова по Писанию означают, что Иисус Христос умер и воскрес точно так, как о том пророчески написано в книгах Ветхого Завета.

И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца — эти слова заимствованы из Священного Писания: Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все (Еф. 4, 10). Мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах (Евр. 8, 1). Слова седяща одесную, то есть сидящего с правой стороны, надо понимать духовно. Они значат, что Иисус Христос имеет одинаковое могущество и славу с Богом Отцом.

И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца — Священное Писание так говорит о будущем пришествии Христовом: Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян. 1, 11).

Дух Святый называется Господом, потому что он, как и Сын Божий, — истинный Бог. Дух Святой называется Животворящим, потому что Он вместе с Богом Отцом и Сыном дает тварям жизнь, людям же в том числе и духовную: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5). Дух Святой исходит от Отца, как говорит об этом Сам Иисус Христос: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин. 15, 26). Духу Святому приличествует поклонение и прославление, равное со Отцом и Сыном — Иисус Христос повелел крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19).

В Символе веры сказано, что Дух Святой глаголал через пророков — это основано на словах апостола Петра: никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет. 1, 21). Причастным Духу Святому можно сделаться через таинства и усердную молитву: если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него (Лк. 11, 13).

Церковь едина, потому что Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас (Еф. 4, 4–6). Церковь Святая, потому что Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Еф. 5, 25–27). Церковь Соборная, или, что то же, кафолическая, или Вселенская, потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но включает в себя истинно верующих всех мест, времен и народов. Церковь Апостольская, потому что она непрерывно и неизменно от времен апостолов сохраняет и учение, и преемство даров Святого Духа через освященное рукоположение. Истинная Церковь называется также Православной, или Правоверующей.

Крещение — это Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Крещение едино, потому что оно есть духовное рождение, а родится человек однажды, потому и крестится однажды.

Воскресение мертвых — это действие всемогущества Божия, по которому все тела умерших людей, соединясь снова с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны.

Жизнь будущаго века — это жизнь, которая будет после Воскресения мертвых и Всеобщего cуда Христова.

— краткое и точное изложение основ христианского вероучения, составленное и утвержденное на 1-м и 2-м Вселенских Соборах.

— краткое и точное изложение основ христианского вероучения, составленное и утвержденное на 1-м и 2-м Вселенских Соборах.

Молитва Символ веры — краткое и точное изложение основ христианского вероучения, составленное и утвержденное на 1-м и 2-м Вселенских Соборах.

По-церковнославянски

По-русски

Икона

Валаамский хор

Толкование на Символ веры

О Символе Веры

Протоиерей Александр Шмеман

протопресвитер А. Шмеман

1. Введение

Исторически Символ веры возник из подготовления новообращенных, т. е. вновь уверовавших, готовящихся ко вступлению в Церковь, к таинству крещения. В древности принимали крещение, главным образом, взрослые. Как и в наши дни, люди приходили к вере, принимали Христа, желали вступить в Церковь, стать членами церковной общины -каждый в итоге своего особого пути. Ибо всякое обращение, всякая встреча человека с Богом — есть тайна благодати Божией, проникнуть в которую нам не дано. Одни приходят к Богу в страдании и горе, другие в радости и счастье. Так было, так будет всегда.

Христианская жизнь новоуверовавшего начиналась, таким образом, с того, что его приводили к епископу местной Церкви, и тот начертывал рукою крест на лбу нового христианина, как бы ставя на нем метку Христову. Человек пришел к Богу, поверил во Христа. Теперь, однако, надлежит ему узнать содержание веры. Он становится учеником его начинают, как говорится в церковных книгах, оглашать. Ибо христианство — это не эмоция, не просто чувство, нет, это — встреча с Истиной, это — трудный подвиг приятия ее всем существом. Как человек, страстно любящий музыку, для того, чтобы исполнять ее, должен пройти через трудное обучение, так и поверивший во Христа, полюбивший Христа должен теперь осознать содержание своей веры и то, к чему она обязывает.

С тех пор вселенский Символ веры поется или читается в Церкви на каждой литургии. Он есть всеобщее, для всех обязательное выражение Церковью своей веры. И потому всякий, желающий узнать, во что верит Церковь, в чем наша вера, в чем та Истина, которую несет христианство миру, — ответ на это находит в Символе веры.

2. Верую…

Остановимся на том слове, с которого начинается Символ веры. Слово это — верую. Оно определяет собою всю тональность Символа веры, его духовную исключительность и единственность. Поэтому, хотя слово это кажется знакомым и понятным, в него нужно вдуматься, его нужно заново открыть и постоянно открывать для себя каждому из нас.

Таким образом, очевидно, что слово верую относится только к тому, что во мне и вне меня — лишено очевидности. К тому, иначе говоря, что лишено и чувственной очевидности, и очевидности рациональной, и, наконец, очевидности фактической.

3. Во единого Бога Отца…

Поэтому провозгласить, исповедать единого Бога — значит утвердить примат духовного, высшего бытия, которое одно способно явить смысл каждого явления жизни.

Мир создан любовью. И если отпадает от любви, то это именно падение, а не сущность мира.

4. И во единого Господа, Иисуса Христа…

И именно этот титул не признавали за императором христиане, не боясь ни смерти, ни преследований, утверждая, что у мира один Господь, один носитель. Божественной власти и что Господь этот — Иисус Христос. И за это, за этот отказ, Римская Империя на протяжении двухсот лет преследовала христиан. Но потому с этого слова и следует начать объяснение христианской веры во Христа.

От всех этих религий христианство отличается тем, что, одновременно с чистейшим монотеизмом, т. е. верой во единого Бога, оно той же верой обращено ко Христу: к Человеку, по имени Иисус, жившему в Палестине около двух тысяч лет тому назад, жизнь которого: пришествие, учение, смерть — записаны в книге, называемой Евангелием — т. е. благой и радостной вестью, составленной четырьмя евангелистами: Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном.

Христос. Произнося это слово, мы привычно соединяем два имени — Иисус Христос, и забываем, что если первое имя – Иисус – есть действительно человеческое имя, довольно частое в Палестине той эпохи, то второе — Христос — титул, означающий Помазанник. Слово это переведено с древне — еврейского Мессия. Через все книги Ветхого Завета проходит пророчество о том, что Бог пошлет в мир Мессию, Помазанника, т. е. Человека, которого Он, Бог, облечет божественной властью, наполнит Своим духом и пошлет для того, чтобы возвестить людям свою волю, спасти их от греха и зла, соединить навек с Собою.

Как царей и пророков помазывали елеем, символом духовной силы, так и этот Божественный посланец будет Мессией. Ожидание Мессии особенного напряжения достигло как раз в эпоху, описанную в Евангелии. Первое утверждение Евангелия в том и состоит, что Человек Иисус, начавший проповедь Свою в Палестине, и есть Мессия, Помазанник Божий — Христос. Тот, Кого ждали, о ком молились и кого провозглашали все пророки, пришел. Человек Иисус — есть Христос. Таково начало христианской веры.

5. ….И во единого Господа, Иисуса Христа, Сына Божьего единородного, иже от Отца рожденного прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, имже вся быша…

И, наконец, последнее, все собою увенчивающее, все обнимающее откровение: этот Господь, этот Христос, Которого послал Бог в мир, как Свою любовь и Свое спасение, — есть Сын Божий Единородный. Я нарочно говорю — откровение. Ибо все остальные слова: Господь, Христос, Помазанник — мы находим в истории спасения, они все еще могут быть ограничены человеческим, тварным.

Но явить во Христе Сына Своего Единородного может только Бог, только Отец. И в день, когда Иисус Христос приходит креститься у Иоанна Предтечи, в смиренном послушании Богу, Бог открывает эту тайну нам:

И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского
И крестился от Иоанна во Иордане,
И когда выходил из воды, увидал Иоанн разверзающиеся небеса.
И духа, как голубя, сходящего на Него.
И глас с небес: Ты сын мой возлюбленный,
В котором Мое благоволение.

Да, изнемогает наш ум, наш падший и ограниченный рассудок. Изнемогает перед глубиной, величием и – по-человечески — непостижимостью этой тайны. Но именно эту тайну возвещает нам Христос: совсем другое, новое для нас и неслыханное учение о Самом Боге. И вот на это Церковь не перестает утверждать, что Христос — «Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного.

Поэтому с приятия именно этой тайны и начинается христианская вера, и в вечном углублении в нее состоит христианская жизнь.

6. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес…

7. И воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечившегося…

8. Распятого за нас при Понтийском Пилате…

Каков смысл этого упоминания в кратком перечислении всего того, во что верит Церковь, — Пилата? Почему одно это имя упоминается в связи с распятием смертью и воскресением Христа, одно имя среди бесчисленных имен людей, участвовавших в Осуждении и мучении невинного Учителя? На вопрос этот нужно дать два ответа одинаково для нашей веры важных, существенных центральных.

Первый ответ таков: имя Пилата упоминает потому, что, называя его, Церковь утверждает историчность тех событий, в которых исповедует она спасение мира и человека.

9. Распятого…

10. Страдавшего…

По-человечески — мы все еще хотим от Бога, от Христа прекращения, а не претворения страданья, хотим того, чего хотели от Него люди, видевшие во Христе только целителя, только Того, кто может уничтожить страданье. Но Христос не уничтожил страданья ни для себя, ни для нас. Христос счел нас достойными неизмеримо большего:

11 . Погребенного…

Всем нам предстоит войти в смерть, умереть. Но словом Символа веры Церковь утверждает что в смерти мы встречаем Христа, что Он смерть превратил во встречу с собою, в преддверие воскресения.

12. И воскресшего в Третий день по Писаниям…

Итак, для того, чтобы ощутить смысл христианской веры в воскресение, нам нужно начать не с него, а с тела и смерти, с христианского их понимания. Именно тут корень недоразумения даже внутри христианства.

13. Бессмертие

14. И восшедшего на небеса…

15. И паки грядущего…

16. Его же Царствию не будет конца…

17. И в Духа Святого…

18. Глаголавшего пророки…

Почитайте ветхозаветных пророков. Они пишут о событиях: войнах, переворотах, убийствах, завоеваниях, в мировой перспективе, каких-то маленьких государств, о людях и событиях давно всеми забытых и с точки зрения наших современных проблем, современного знания — в сущности, ничтожных. Все эти царства истории, войнам которых между собою посвящена огромная часть Библии, сегодня можно облететь на самолете в два-три часа. Почему же мы должны все это не только знать и помнить, но еще признавать священным, Боговдохновенным Писанием, Словом Божиим? да потому что пророки — в этих малых событиях — сами видят и нам раскрывают — волю Божию, уже не об этих только народах и событиях, а о самом человеке, о самой жизни, о самом мире. для них, пророков, все становится знаком, откровением, призывом, уроком. Через малое раскрывается во всем своем неизреченном величии замысел Божий о нас. Замысел не только о том, что совершается сейчас, но также, и прежде всего, о конечной цели мироздания. В этом смысле пророчество обращено и к настоящему, и к прошлому, и к будущему.

19. Во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь…

И это так потому, что учение Христа целостное, и это значит: всеобъемлющее, обнимающее собою всю жизнь человека, отвечающее на все его вопросы, обращенное ко всей жизни

20. Во едино крещение…

Именно в свете этих слов, а также в свете смысла слово крещение, как оно употребляется в Евангелии, мы и должны постараться понять крещальное исповедание Символа веры.

Все время приходят люди ко Христу, слышат Его голос, отдают Ему свое сердце, свою любовь, свою жизнь. Эта самоотдача Христу и есть крещение. Отдав себя Ему, получают они от Него Его жизнь, Его самоотдачу нам. И эта самоотдача Христа нам — есть крещение.

21. Чаю воскресения мертвых…

Символ веры с толкованием

Подготовка к Таинству Крещения - очень важное время в жизни будущих крестных родителей. Во время огласительных бесед очень подробно рассказывается о чинопоследовании Крещения, а также о том, что должен в обязательном порядке знать восприемник. К этой категории относится и "Символ веры".

По своей сути, Символ веры - это не молитва. В ней нет обращения, молитвенной просьбы к Богу, Богородице или Святым. В "Символе веры" сосредоточено краткое и очень точное изложение основ всего христианского вероучения, которое было составлено и утверждено еще на Первом и Втором Вселенских Соборах.

1 Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 2 И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. 3 Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. 4 Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. 5 И воскресшаго в третий день по Писанием. 6 И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. 7 И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. 8 И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. 9 Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. 10 Исповедую едино крещение во оставление грехов. 11 Чаю воскресения мертвых, 12 и жизни будущаго века. Аминь.

12 догматов православного Символа Веры с толкованием

Рассмотрим каждое утверждение Символа веры подробно.

1-й догмат: Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

Бог - Вседержитель, потому что весь мир держится на Его силе. Бог называется Творцом Неба и земли, потому что Он создал из небытия Вселенную за шесть дней. Подвластно Ему все и видимый мир (материальная Вселенная), и невидимый. Под невидимым понимается, конечно, бессмертные души людей, а также жизнь Ангелов, которые не имеют материального тела.

2-й догмат: И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

3-й догмат: Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.


Карточка с текстом Символа веры, молитвы "Отче наш" и "Богородице Дево, радуйся" вложена в каждый крестильный набор нашей мастерской.

4-й догмат: Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

5-й догмат: И воскресшаго в третий день по Писанием.

Здесь рассказывается о том, что в третий день Христос силой Своего Божества, воскрес из мертвых. Смерть была уничтожена. С Пасхального утра начался обратный ход мировой истории – процесс воскресения всех умерших. Об этом предсказывали и древние пророки. Их слова дошли до нас в священном Писании.

6-й догмат: И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

На сороковой день после Своего воскресения Христос плотью вознесся на небеса, прокладывая нам путь в вечное отечество. Господь Иисус восседает по правую сторону (одесную) Отца, и, как Человек, участвует в управлении миром. Он ожидает окончания проповеди Церкви, собирающей в Царство всех спасенных.

7-й догмат: И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

Здесь говорится о Втором Пришествии Господа Иисуса Христа. Он придет на землю уже не как Спаситель, а как Праведный Судья. По Его слову при пении трубы архангела воскреснут все мертвецы. Все живые будут мгновенно преображены. Так что человечество с первого человека и до последнего соберется перед Его троном.

Тогда Господь воздаст каждому по делам его. Праведники получат вечную жизнь, а грешники вместе с сатаной будут брошены в вечный огонь. И после суда наступит вечное Царство славы, которое больше никогда не кончится. В нем не будет ни смерти, ни болезней, ни печали, ни греха, но только все возрастающая радость.

Прослушайте текст Символа веры

Представлены два варианта - в исполнении хора и в прочтении батюшки.

Аудиофайлы можно также скачать.

9-й догмат: Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

На земле Церковь - это собрание христиан. Всех нас объединяет православная вера, богослужебное общение, следование закону Бога. Церковь называется единой - единственной, так как Она одна и нет других.

Церковь называется соборной или вселенской, потому что Она в целой вселенной для всех времен и всех без исключения народов несет свет спасения. В Ней нет ни национальности, ни социальных различий.

Апостольской называется Она потому, что основана через апостолов. И дар Духа Святого передается в Ней непрерывно через рукоположение епископов и священников от самих учеников Христа.

10-й догмат: Исповедую едино крещение во оставление грехов.

11-й догмат: Чаю воскресения мертвых.

Каждый христианин с надеждой ожидает воскресения мертвых. Нам известно, что душа человека бессмертна. Полное воздаяние совершится в день Суда. Тела людей, те самые, которые умерли, вновь соединятся с душами. Они будут совершенны. Наступит вечность, в которой воскресшие будут вечно пребывать с телами, ибо смерти больше не будет.

12-й догмат: И жизни будущаго века. Аминь.

Здесь говорится о том, что все христиане ждут вечной жизни. Только получат ее праведники. Они будут всегда созерцать Бога и от Него получать все большее знание, счастье и наслаждение. Святые будут царствовать вместе с Христом в новой вселенной.

Читайте также: