Культура русского севера кратко

Обновлено: 04.07.2024

Эта книга – итог многолетних исследований, посвященных изучению сельских исторических поселений, традиционных ландшафтов, выявлению и научному истолкованию культурных смыслов народной архитектуры Русского Севера (поселение, дом, храм, часовня, крест), являющейся феноменом русского и мирового наследия. Автор исследует Русский Север, как специфическое культурное пространство, раскрывает особенности культурного ландшафта на примере традиционных поселений: с. Черевково Красноборского района; с. Кижма Мезенского района и др. Издание содержит богатый иллюстративный, историко-архивный материал. Оглавление, название иллюстраций, краткое содержание, информация об авторе переведены на английский язык.

Работа адресована историкам, фольклористам, культурологам, этнографам, а также всем интересующимся культурой Русского Севера.

Васёв В.Н. Двинская земля: шаги времени /В.Н. Васёв.- Вологда, 2011.- 496с.

В основу книги положены неопубликованные ранее источники, хранящиеся в архивах и музеях Архангельска, Вологды и ряда районов области. В работе затронуты наиболее важные и интересные, с точки зрения автора, узловые вехи развития региона в критические периоды истории: итоги переписи 1937 года, исследования политики спецпереселенчества в Северном крае в 30-х годах XX века, периода гражданской войны и военных лет (1941-1945) на Архангельском Севере. Отсутствие иллюстраций дает возможность автору включить много цифрового материала.

Залывский Н.П. Пинежский вектор истории России: монография /Н.П. Залывский; Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова.- Архангельск: Поморский университет, 2007.- 477с.

В книгу включены разнообразные документы, результаты аналитического обозрения отдельных исторических событий и фактов, имевших место на пинежской земле. Экономическая жизнь, пинежская культура и этнокультура местного населения отражена в документах и цифрах. К историческим событиям дается авторский комментарий.

Данная работа предназначена преподавателям, студентам гуманитарных специальностей, историкам, краеведам, учителям общеобразовательных учреждений.

Шульман Ю.М. История посада Нёноксы: историко- краеведческий очерк /Ю. Шульман.- М.: Фонд Бориса Шергина, 2008.- 356с., ил.

Книга адресована преподавателям, студентам, учителям, всем кто любит свой край.

Галимова Е.Ш. Земля и небо Бориса Шергина: монография /Елена Галимова; Поморский гос. ун-т им. М.В.Ломоносова.- Архангельск: Поморский университет, 2008.- 223 с.: портр.

В монографии исследуются различные аспекты художественного мира выдающегося русского писателя Бориса Викторовича Шергина (1893-1973), анализируется своеобразие языка непревзойденного мастера слова.

Книга предназначена специалистам - филологам, студентам, учителям русского языка и литературы, всем читателям, неравнодушным к богатствам отечественной словесности.

Окунева Л.В. Словарь архангельских антропонимов XVI – XVIII веков / Л.В. Окунева, Т.В.Симашко; Поморский гос. ун-т им. М.В.Ломоносова. Северодвинский фил. – Архангельск, 2010. - 152 с., [10]л. цв. ил.

Вниманию читателей предлагается первый опыт словаря архангельских антропонимов, зафиксированных в документах деловой письменности XVI – XVIII веков. В рассматриваемый период антропонимы – имена собственные, называющие людей, - еще не сложились в привычную для нас систему: имя, отчество, фамилия. В текстах документов лица именовались одним словом, двумя, тремя и более словами. В данном издании представлены только такие именования, которые состоят из одного или двух имен, т.е. однокомпонентные или двухкомпонентные. Этим определяется и структура словаря. Содержание иллюстраций и некоторые комментарии отражают различные историко-культурные сведения, позволяют представить черты быта и трудовой деятельности северян.

Адресуется научным сотрудникам, преподавателям, студентам, краеведам и всем интересующимся историей Архангельского края.

Чашев А.И. Тайны языка земли Холмогорской /А.И.Чашев.-Архангельск: Правда Севера, 2010. – 247 с.

В книге раскрывается тайный смысл названий рек и озер земли Холмогорской, полученных в разные времена от далеких предков саамов, карел, финнов, коми и русских. В качестве дополнительной версии автор анализирует возможность существования самого древнего – протоиндоевропейского пласта названий. Результаты исследования позволяют объединить в одной гипотезе такие явления, понятия и загадки, как арии, чудь, феномен Сейда и …даже истоки гения Ломоносова.

Книга адресована преподавателям, студентам, читателям, интересующимся историей и топонимикой.

Книга будет полезна студентам, педагогам, всем интересующимся данной темой.

Личутин В.В. Марфа-поморка: [очерки] /Владимир Личутин, Станислав Половников. – Архангельск : Правда Севера, 2006. - 232с., ил.

Марфа Семеновна Крюкова (1876-1954) в истории русской фольклористики занимает особое место.

В книгу вошли документальные очерки, рассказывающие о жизни талантливой сказительницы. Опубликована переписка М.С.Крюковой с известными фольклористами, писателями, журналистами, представителями областной администрации, раскрывающая многие ранее неизвестные страницы ее жизни.

Издание книги имеет педагогическое и культурное значение. Рассчитано на преподавателей, студентов, краеведов, школьников, всех интересующихся историей и культурой севера.

Смирнов Г.Д. Пинежье - Веркола моя ненаглядная: пособие для тех, кто изучает творчество и биографию Федора Абрамова /Г.Смирнов.- Архангельск, 2011.- 75 с.

Пособие предназначено для тех, кто изучает краеведческую литературу в вузах, в общеобразовательных учреждениях, интересуется творчеством нашего земляка, его жизнью и духовными исканиями.

На Белом взморье: иллюстрированная книга о Северодвинске.- Архангельск: Медиа-Тур, 2010.- 175с., ил.

На краю суши, среди раскидистых сосен и песчаных дюн, вырос город. Совсем молодой, несколько педантичный: строгая геометрия улиц и широких проспектов, немеркнущее солнце летних ночей, берега, поросшие диким шиповником… Северодвинск – колыбель современного подводного флота. Авторы постарались не обойти вниманием ни одну из сфер городской жизни. Уверены, книга будет интересна северодвинцам и всем, кто любит наш город.

Клочев С.Ю. Заповедная улица (проспект Чумбарова - Лучинского) /С.Ю.Клочев – [Изд. 2 –е, испр. и доп.]. – Архангельск, 2011. – 40 с.: ил., фот.

Идея сохранить деревянные дома появилась в последней четверти XX века. Для размещения зданий была выбрана часть проспекта Чумбарова - Лучинского, от улицы И. Кронштадтского до улицы К. Либкнехта. Проект Заповедной улицы начал осуществляться с 1983 года. На протяжении 800 метров здесь разместилось более 40 домов старого города. Этот удивительный проспект Архангельска – своеобразный музей, где экспонаты – дома, в которых жили архангелогородцы в начале XX века. Старые здания многое могут рассказать о быте и жизни горожан. Часть текста переведена на английский язык.


Мирное освоение северных богатств.

К Х веку русские охотники, пахари и купцы вышли по рекам на берега Студеного моря, как тогда называли бассейн Северного Ледовитого океана. Покорение новых земель шло двумя потоками: сначала из Новгорода, а затем и из Ростова Великого. Север привлек Новгородцев пушниной, рыбой и морскими животными. Со временем там сформировался русский субэтнос поморов, а позже утвердилась территориальная единица - Поморье.

Природные богатства, которые доставались новгородцам, подтолкнули к Северу и ростово-суздальских князей. Между колонизаторами даже начали происходить вооруженные стычки. Жители Русского Севера и сегодня различают, из каких конкретно мест пришли их предки. В Архангельской области верховье Северной Двины называют Ростовщиной. А жители побережья Онежского озера не забывают о своих новгородских корнях.



Деревянное зодчество Поморья.

По отношению к северным аборигенам освоение новых земель шло преимущественно мирным путем, поэтому взаимоотношения с населением края сложились добрососедские. Плавная ассимиляция коренных жителей привела к появлению единой исторической общности, соединившей в себе культурные традиции славян и северных аборигенов.

С XVII века, после раскола Православной церкви, на Север пришли староверы, не принявшие нововведений патриарха Никона. Так, в Поморье развернулось масштабное старообрядческое движение с зарождением на пустынных болотистых землях десятков монастырских угодий. Множество северных подвижников прославились духовными подвигами и впоследствии были канонизированы Русской Православной Церковью.



Поморы в летних костюмах.

Русский Север снабжает Британский флот

Россия торговала поморскими металлами, пушниной, мясом, смолой, пенькой. Британский флот оснащался канатами, изготовленными на вологодском и холмогорском канатных дворах. К началу XVII века аналогичное канатное производство в Архангельске считалось крупным конкурентоспособным предприятием со штатом в 400 человек. Еще один промысел национального значения - смолокурение. Смолу использовали в кожевенном, обувном ремеслах, для смазки колес, стен, дверей. Но больше всего произведенная на Русском Севере смола ценилась в качестве водонепроницаемого защитного материала для кораблей. Постоянным закупщиком северной смолы была Англия.

Обогащались русские и северной солью. Ее добыча несколько веков подряд была одним из ведущих промыслов русских поселенцев. На этой отрасли процветали целые города. В XVII веке один только северный Соловецкий монастырь ежегодно продавал около сотни тысяч пудов соли.



Кенозерье – национальный парк Архангельской области.

Весомой статьей русского экспорта была слюда, считавшаяся лучшей в мире. Северный слюдяной промысел приносил немалые дивиденды допетровским предпринимателям. В устьях северных рек поморы добывали жемчужные раковины. В это время жемчуг становится традиционным украшением народных костюмов, завоевав особое положение среди украшений по всей Руси.

В 1745 году Поморье стало родиной первого российского нефтепромысла. Рудоискатель Фёдор Прядунов освоил кустарную добычу нефти на реке Ухта, переправляя ее бочками в Москву. Отсюда же, из Поморья, началось грандиозное продвижение русских в Сибирь и на Дальний Восток.

Русский Север повлиял на развитие всего Российского флота, став колыбелью судостроения. Морские суда поморов отличались достойными мореходными качествами. Исследователь Арктики Барроу, в 1555 году посетивший север России, отмечал масштабы развития русского мореплавания, указывая и на достойные мореходные качества русских судов.

Самое грамотное крестьянство России

Отсутствие традиционного крепостного права на Русском Севере позитивно сказалось на развитии края. И хотя северные крестьяне облагались всяческими податями и несли казенные повинности, барщины с полной личной зависимостью там не знали. В силу сжатого северного вегетационного периода земледелие этого края удовлетворяло лишь собственные потребности. Поэтому крепостничество в Поморье не прижилось. Дух свободы и предприимчивости сделал северян самыми грамотными сельчанами во всей России.



Вологда – Северная Фиваида, центр раннехристианского монашества.

Имело значение и не добравшееся на Север татарское нашествие, парализовавшее земли большей части Руси. Здесь не затухало русское самосознание и крепла национальная культура. Допетровское Поморье по праву считалось свободным европейским обществом, основой жизни которого стала не боярская вотчина, а крестьянская волость. Большая часть сибирских землепроходцев – уроженцы Русского Севера. Из поморов вышли ученый Михаил Ломоносов, священник Иоанн Крондштатский, скульптор Федор Шубин. Александр Баранов, славный губернатор Аляски, тоже родом из Поморья.

Как петровский упадок Поморья русскую культуру сберег

Модернизатор Петр Великий много сделал для развития России, забросив передовое Поморье. Самых способных мореходов мобилизовали на флот, множество старообрядцев выжили преследованиями, а на смену главному торговому центру Архангельску пришел Петербург. Десятки преуспевающих городов Приморья превратились в захудалые деревни, а инициативное и образованное население Севера устремилось кто куда.

Парадоксально, но в силу экономического упадка Русский Север законсервировал первозданную старорусскую культуру, дав толчок развитию многих художественных промыслов, впоследствии ставших всероссийским достоянием. Русский Север сохранил образцы древнерусского зодчества, песенные и былинные традиции, древнерусскую книжную культуру, уникальное иконописание.



Создатели совершенной морской культуры.

0_d6ff3_1cdd7120_L (500x73, 31Kb)

Источник

Щепная птица — резное деревянное изделие с тонким волнистым оперением крыльев.

Годовые кольца образуют текстуру птицы, неповторимый узор ее крыльев. По поверьям щепная птица приносит многие блага в дом. Кроме того, эта птица — символ солнца. Раньше такие птицы висели почти в каждом доме крестьянина в красном углу, над обеденным столом, напротив русской печи или над детской колыбелью.

РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ

Резные прялки широко были распространены в Поморье и Каргополье. Для изготовления прялок на Севере нередко срубали целое дерево (ель или сосну): из ствола вырубали ножку с лопасткой, а из горизонтального ответвления — сиденье-донце. В ее художественное оформление вкладывалось много душевного тепла.

ТРАДИЦИОННЫЕ РОСПИСИ

В северном краю всегда активно развивалось искусство росписи по дереву.

Северно-русские крестьянские росписи – один из самых молодых видов народного искусства. Основные образы и мотивы народной живописи Русского Севера встречаются, главным образом, в росписях жилых домов и на предметах быта.


СЕВЕРНЫЕ ПРЯЛКИ


ДОМОВые РОСПИСи


МЕЗЕНСКАЯ РОСПИСЬ

Круг (солнце) часто является основным мотивом узора. Порой в центре круга помещался цветок с шестью или восемью лепестками.

Мотив круга (иногда ромба или шестигранника) с лучистым или цветочным обрамлением хорошо известен по росписям Севера. Геометрические знаки, игравшие существенную роль в композиции, несли, по-видимому, определенную смысловую нагрузку.

Археологические материалы подсказывают, например, значение, фигуры ромба как символа плодородия: судя по его месту в различных композициях, он мог означать землю, растение и женщину одновременно.

РОСПИСИ ГРАФИЧЕСКИЕ И ЖИВОПИСНЫЕ

Графические росписи связаны с древнерусским искусством переписи и оформления книг, иконописью, русским рисовальным лубком. В графических росписях значительную роль играла линия — контур орнамента, она четко обрисовывала изображения, выводила на светлом фоне черным или коричневым цветом.

Свободно-кистевые (живописные) росписи широкое распространение получили несколько позже, во второй половине XVIII века. Их объединяет, помимо общей техники, практически один мотив — различные варианты цветов, наносившихся масляными красками по масляному фону.

ТРАДИЦИОННЫЕ РЕМЁСЛА

Широко развиты на Архангельском Севере художественные промыслы и народные ремесла: резьба по кости, шитье золотом, жемчугом, берестяной промысел, медный промысел, усольская финифть, бондарный промысел, каргопольский гончарный промысел и глиняная игрушка, кузнечное дело, ткачество, вышивка, лоскутное шитьё, узорное вязание, роспись козуль.

В крестьянском доме бытовала кованая медная посуда и утварь. Развит был медный промысел в Сольвычегодском уезде, на Кегострове, на Мезени, где лили церковные колокола по собственным рецептам сплавов, создавая богатую музыкальную палитру северных звонов.


ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗЬБА


КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА


НАРОДНЫЕ РЕМЁСЛА

КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА

Каргопольская глиняная игрушка — традиционный промысел, самый узнаваемый и знаменитый бренд города Каргополя. С течением времени менялись методы и способы изготовления и оформления игрушки. Ее формы уходят в глубокую древность, имеют символический смысл и сохраняют оттенок древних верований.

Каргопольская игрушка — это одиночные фигурки, праздники, сценки из деревенской жизни, а также сказочные персонажи: фантастическое существо Полкан, Берегиня, игрушки в виде птиц. Каргопольская глиняная игрушка занимает одно из первых мест среди российских народных промыслов игрушки, благодаря мастерам Ивану Дружинину, династии гончаров-игрушечников Шевелёвых и Ульяне Бабкиной.

ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ

Для нужд косторезов привозили из-за границы дорогую слоновую.
В руках искусных мастеров становилась похожей на благородную простая трубчатая коровья кость (цевка).

Кость обрабатывали (резали) по всему Северу: от Архангельска до Сольвычегодска и Великого Устюга. Однако центром косторезного промысла стали Холмогоры — родина великого Ломоносова.

Северный вектор русской культуры

Православная теология ориентирует человека на расширение духовных, культурных, экзистенциальных границ и поощряет стремление личности к подвигу. Один из архетипических образов русской культуры – витязь на распутье. Правильный выбор труден и опасен. В ценностно-смысловой топографии этот вектор указывает в сторону инобытийности – на Север. Восприятие Севера в русской культуре соотносится с образами Зимы, Монастыря, Моря.

Предельные для земледельцев климатические условия предопределили появление Северной Фиваиды в районе Вологды и Белоозера (сопоставление высокой концентрации северных монастырей с исторической Фиваидой принадлежит Андрею Николаевичу Муравьёву). Со временем центр Северной Фиваиды из Кирилло-Белозерского монастыря сместился к Белому морю – на Соловки.

Русский парусный флот до Петра Первого

Коч на фоне сухогруза

Странничество в русской культуре стало духовным вызовом, возможностью решения социальных и экономических проблем. Смена пространственных координат подразумевала отказ от собственности и привычного образа жизни, предполагала после символической смерти рождение в новом качестве – Преображение. Промысловиков, которые зимовали на Груманте (на Шпицбергене), а возвращались, когда их уже отчаялись ждать, называли отпетыми. Это был высокий морально-нравственный статус людей, ещё не исполнивших своё земное предназначение.

Семья поморов

Типы поморского населения в летней одежде

Василий Матонин

Автор: Василий Николаевич Матонин, к.и.н., доктор культурологии,

профессор кафедры культурологии и религиоведения

Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова,

Народы, населяющие суровые северные земли, в силу природных причин вплоть до ХХ века жили обособленно. Географически отделенные от развитых цивилизаций, они словно бы выпали из мирового исторического процесса. Это явилось причиной того, что народы Севера донесли до наших дней жизненный уклад и культуру своих далеких предков.

Шаманизм – исконная религия народов Севера

Шаманизм

Религиозные верования северных народов до проникновения новых религий, которое произошло относительно недавно, были основаны на поклонении духам. Считалось, что все объекты живой и неживой природы, природные явления, умершие соплеменники имеют своих духов, которые могут навредить, если с ними обращаться неподобающим образом. Религиозные культы были направлены, главным образом, на то, чтобы задобрить духов и сделать их своими союзниками в ежедневной борьбе за выживание.

Выразителем интересов людей перед духами выступал шаман. По названию служителя культа, формы верований народов Севера стали называть шаманизмом. Значение шамана для этнического поселения переоценить невозможно. Он излечивал больных, предсказывал будущее, совершал обряд проводов душ умерших, помогал в житейских делах, находя пропавших животных и разрешая споры, обеспечивал благосклонность духов, и вместе с нею – удачу в промыслах, плодовитость, защиту от бед. Все эти добрые дела шаманы вершили путем камлания – ритуальной пляски с бубном, во время которой шаман, входя в транс, посещал иные миры и общался с духами. Чаще всего камлание совершалось с целью излечения больных, и, в основном, вера в исцеляющую силу этого лечения помогала людям выздороветь.

Шаманизм народов Севера России был подвержен двум волнам дискриминации. Вначале это были православные миссионеры, затем – противница всякой религии – советская власть. Но, несмотря на это, обладатели шаманского дара ценятся и сегодня. Пусть ушли в прошлое их функции служителей культа, но как народные целители, психологи и психотерапевты, шаманы в почете до сих пор.

Медвежий праздник

Ярким примером религиозного культа народов Севера является медвежьи праздники, которые проводились вплоть до 30-х годов прошлого столетия. Культ медведя характерен для многих северных народов, но обычаи проведения медвежьего праздника в различных культурах могут отличаться. Устраивалось это празднество либо после удачной охоты на медведя, либо периодически, в определенные дни года.

Медвежий праздник

Добытого медведя разделывали в строгом соответствии ритуалу, не разрубая костей, а разделяя их по суставам. Шкуру с медвежьей головой укладывали особым образом на полу в доме добывшего его охотника, располагали перед ней угощения, ритуальные фигурки, подожженную чагу. Приходящие соплеменники кланялись медвежьей шкуре, отдавали почести, целовали лапу. Позже устраивались песнопения, охотники извинялись, уверяли мертвого зверя, что это не они виноваты в его гибели.

Песни, танцы, веселье, инсценировки в масках продолжались несколько ночей. Мужчины варили мясо медведя в особых котлах, ели его соплеменники только ночью, издавая крики ворон, чтобы отвести вину на птиц. Кости хоронили, череп укрепляли на высоком пне, шкуру окуривали и сохраняли как святыню, лапы либо вешали в жилище в качестве талисмана, либо отдавали для использования при ритуалах шаману.

Календарные медвежьи праздники у некоторых народов проводились с использованием ритуальной медвежьей шкуры, которую хранили как святыню. Но в отдельных культурах специально для этого праздника выращивали в клетке в течение трех лет найденного в лесу медвежонка. Сложный и длительный обряд включал в себя вождение зверя по селению с его кормлением и возданием ему почестей, песни, пляски, убиение выращенного медведя с водворением его головы на пьедестал, принесение в жертву собак, приготовление и поедание медвежьего мяса. Праздник сопровождался гонками на собаках, соревнованиями по стрельбе из лука и другими развлечениями. Исполняя все эти обряды, северяне верили, что дух священного животного поможет им обрести удачу и благополучие.

В то время, как человечество шло по пути прогресса, развивая науку, производство и культуру, обитатели северных земель словно остались законсервированными в огромном холодильнике истории, сохранив древнейшие родоплеменные отношения. Да, у народов Севера не было своей письменности, науки, фабрик и заводов, но их жизненный уклад и культура позволяли им выживать в неимоверно суровых климатических условиях, а значит, в них есть настоящая мудрость.

Читайте также: