Смысл истории и идея исторического прогресса кратко

Обновлено: 17.05.2024

Прогресс – это направленное развитие при котором происходит движение от низших форм организации к более высоким и совершенным.

Бесконечный прогресс в рамках философии

Идея неуклонного движения общества вперед, т.е. его постоянного совершенствования появилась довольно давно. Уже в античности авторы пытались выявить стадии развития общества, от времен, когда люди не умели ничего и кутались в звериные шкуры, до современного их времени общества. Особенно характерна идея прогресса в истории для Нового времени. Именно в это время формируется устойчивый исторический оптимизм, выражавшийся в идее бесконечного прогресса цивилизации.

Причины формирования идеи постоянного общественного прогресса:

  • развитие капиталистических отношений вширь и вглубь;
  • новые достижения в науке и культуре;
  • развитие философской идеи о бесконечном прогрессе человеческого разума;
  • политическое развитие общества, идеи по совершенствованию государственного устройства и др.

Тюрго и Кондорсе, используя исторический принцип, описывают, как постепенно развивалось общество, постепенно улучшая условия своего существования, совершенствуя свои орудия, одежду, жилища и т.д. Тюрго отмечал, что несмотря на войны и переживаемые каждым народом трудности, прогресс идет вперед, хотя ему присуща такая черта, как неравномерность. Для Тюрго исторический прогресс – это, прежде всего, расцвет человеческого разума, развитие науки и просвещения, другие аспекты человеческого общежития, например, экономика, его не интересуют.

Для Гегеля По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Гегеля. подробнее прогресс в истории также неоспорим. У него прогресс выступает как развития сознания свободы. Для него характерен диалектический подход к проблеме, который выражается в том, что без борьбы невозможно достижение прогресса в человеческом обществе. Он также усматривал в человеческой истории периоды регресса, но они не останавливают общее поступательное развитие общества.

Готовые работы на аналогичную тему

Антипрогрессистские идеи в философии 20 века

Вера в общественный прогресс сохранялась в течение всей первой половины 19 века, однако уже во второй половине столетия все чаще высказываются идеи, направленные против постоянного развития социума. Весь 20 век наполнен скепсисом относительно прогрессивного развития. Изменения в философских настроениях напрямую связаны с изменениями в самом обществе.

Причины роста скептических идей в отношении исторического прогресса:

  • обострение буржуазных отношений;
  • две мировые войны, многочисленные революции;
  • экономические кризисы, рост безработицы, обесценивание человеческого труда;
  • тоталитарные режимы и проблемы западной демократии и др.

Смысл истории в контексте исторического прогресса

Прогресс человеческого общества напрямую связан со смыслом всей истории. Длительное время эти понятия не мыслили одно без другого. Уверенность в прогрессивном развитии общества закономерно снимала проблему смысла всего происходящего. Все происходящее имеет свое значение в рамках будущего развития, все идет так, как должно быть, ведь общество в своем развитии постоянно движется вперед.

Продумывая в процессе работы над книгой логику состава ее проблематики, я счел необходимым и логичным завершить его рассмотрением таких двух фундаментальных вопросов, как смысл истории и идея исторического прогресса. Они логически вытекают из всего предыдущего содержания данного произведения и составляют необходимое звено как завершающая часть книги, венчая ее содержание.

О смысле истории

Размышляя о смысле истории, К. Ясперс писал: “Мы стремимся понять историю как некое целое, чтобы тем самым понять и себя. История является для нас воспоминанием, о котором мы не только знаем, но в котором корни нашей жизни. История — основа, однажды заложенная, связь с которой мы сохраняем, если хотим не бесследно исчезнуть, а внести свой вклад в бытие человека. Историческое воззрение создает ту сферу, в которой пробуждается наше понимание природы человека”(1).

В постижении истории в ее единоцельности у человека происходит углубление самоосмысления: его духовный мир, приобщаясь к истории путем ее осознания и запоминания, как бы поднимается на высокую вершину, с которой ему становится виднее не только прошлое и не только настоящее, но в какой-то мере и грядущее. Он не только понимает все это глубже, но и по-иному оценивает себя. Историческое воззрение ставит перед нами зеркало, в котором мы, видя прошлое, лучше понимаем свою собственную природу: тут и пример для подражания, и укор нашей совести, и призыв к покаянию и к подвигу, к самосовершенствованию. И еще. Содержание исторически познанного отнюдь не безразлично для нас, оно становится составляющим моментом нашего бытия, порой даже неосознанно или, говоря точнее, в какой-то мере неосознанно.

Разве не в этом заключается смысл истории?! Правда, Ф. Ницше говорит: шаг за шагом мы боремся с исполином — случаем, и человечеством до сих пор правит бессмыслие! Можно согласиться с Ницше, ограничив обобщенную категоричность его утверждения. Да, в истории много бессмысленного, иррационального, даже нелепого и более того, просто омерзительного. Но сводится ли все в истории к бессмыслию? Такой вывод был бы неверным. В истории много и исключительно не просто разумного, но и гениального, например прогресс культуры, скажем, философии, творения гениев литературы, поэзии, живописи, скульптуры, достижения науки, техники и т.д. Постигая прошлое, мы черпаем силы в том, что было, что, по словам Ясперса, определило наше становление, что является для нас образцом, и безразлично, когда жил великий человек: все располагается как бы на одной вневременной плоскости чего-то очень значимого, и тогда данные исторические события воспринимаются нами как нечто непосредственно присутствующее в нашей жизни.

Что касается объективного смысла истории, то она, видимо, в своем пути во времени имеет какую-то объективную цель и время в ней расчленено на эпохи. и конечно. Никто из людей не ведает этого конца, но мы знаем, что конец этот наступит: ведь наш дом (планета Земля) не вечна, а к тому же многое в истории происходит стихийно, а люди немало совершают такого, что приближает гибель Земли. Было бы высокомерием сказать, что все мы поступаем мудро. Каждый, как ему кажется, действует разумно, но многие в действительности поступают жестоко и эгоистично, а в целом получается много просто преступного перед разумом истории. А преступное рано или поздно наказуется. Конечно, можно допустить, что все люди вдруг одумаются и начнут поступать по-Божески мудро, оберегая каждую травинку и каждое животное. Это, конечно, продлит жизнь на Земле. Но никто и ни при каких условиях не подарит человечеству такое благо, как вечность бытия(2).

И еще о смысле истории. Мудрость веков гласит: история учит нас тому, что у нее непременно нужно учиться. Для человека и общества важна сама возможность извлекать из прошедшего уроки для будущего, что позволяет нам осмыслить ход исторической жизни человечества и тем самым наметить философскую концепцию истории. Для этого необходимо знание прошлого соединить с тем, что нам открывает современная эпоха по отношению как к прошлому, так и к будущему. Сделать это возможно, по словам Н.И. Конрада, только принимая во внимание историю всего человечества, а не какой-либо группы народов или стран. И в заключение: решение вопроса о смысле истории, подобно вопросу о смысле нашего личного бытия в мире, может лишь несколько приблизить нас к крайней грани нашего понимания, но за ее пределами, тем более в безбрежной дали времени, для нас все окутано непроницаемой мглой.




(1) Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. С. 240.

(2) Я писал это в грустную минуту моих раздумий, в глубокой ночи уединения и тревоги, в минуты возмущенного осознания того, как человечество издевается над нашей общей матерью-природой и как люди нередко издеваются друг над другом, погрязши во взаимной ненависти и злобе. Разве все это не заслуживает Суда Разума истории?! Разве Абсолютный Божественный разум не воздаст нам того, чего мы заслуживаем?! Да и сама всемирная история есть Всемирный Суд: он мудр и беспощаден, и все и всех ставит на свое место.

Об историческом прогрессе

Идея прогресса. На протяжении почти всей истории развития философской мысли в ряду с другими фундаментальными идеями существенное место занимала идея прогресса. Большая часть человечества, прежде всего мыслители, верует в прогресс, т.е. не только в эволюцию, а в поступательное движение человечества к одной высшей разумной цели, к идеалу блага, достойного всеобщего желания, искупающего все жертвы, все страдания. И хотя иногда, как говорил Г. Лейбниц, и встречается попятное движение наподобие линий с заворотами, тем не менее в конце концов прогресс возобладает и восторжествует(1). Г. Гегель определял всемирную историю как “прогресс в сознании свободы — прогресс, который мы можем познать в его необходимости”(2).

Вопрос о прогрессе — это не простой вопрос умозрения, а жизненный вопрос о судьбе человека и всего человечества, а в еще более широком плане — и всего мирового бытия.

Процесс развития предполагает накопление качественных новообразований, которые необратимо уводят систему от ее исходного состояния в направлении либо повышения уровня организации системы, либо ее понижения, либо сохранения в общем того же уровня при некоторых модификациях. Такие формы развития выражаются категориями прогресса, регресса и одноплоскостного развития. Бросив взгляд на историю человечества, возвращаясь мыслью от звена к звену в глубь веков, мы обозреваем непрерывную цепь сменявших друг друга поколений людей. Каждое из них родилось, жило, радовалось, страдало и уходило в мир иной. Ткань всемирной истории состоит из вечно обрывающейся жизни индивидов и из непрерывной цепи того, что создано их усилиями.

Долог и тернист путь человечества. От первобытного стада до современных социальным систем, от каменного рубила до использования энергии атома, автоматики, электроники и информатики, от стойбища вокруг костра и шалаша до современных гигантских городов, от бродячих сообществ дикарей до великих наций, от примитивных знаний, переплетенных с мифологическими вымыслами, до глубоких и изощренных теорий.

На “подмостках” истории сыграно неисчислимое множество великих и малых, героических и гнусных, злодейских сцен, произошло множество кровавых войн. Подсчитано, что за шесть тысяч лет истории человечества на Земле было более 20 тысяч войн, которые унесли многие миллионы человеческих жизней — значительно больше, чем сейчас проживает на земном шаре; историки зарегистрировали всего лишь 292 мирных года за 3600 лет. В течение немногих месяцев, дней или даже часов разрушается то, что создавалось десятилетиями и столетиями. В истории возникают мощные государства, расцветают и гибнут колоссальные империи. Из великих, шедших в авангарде человеческой цивилизации, этносы становились малыми, из богатых — нищими. В огне революций сгорала власть одних социальных групп и рождалась власть других. Разбивались и рушились царские и королевские троны, срывались с голов короны, а сами головы нередко слетали с плеч. Уходят в небытие тираны, но, к сожалению, приходят новые.

Раздумья о социальном прогрессе приводят к противоречивым вопросам, например: становится человечество физически и духовно более здоровым и счастливым или нет? Развивается ли утонченность ума и чувства людей или современные люди не продвинулись в своем умственном развитии ни на йоту по сравнению с великолепием умов, скажем, в древних цивилизациях? Что принесла людям современная техника — этот “идол” человечества? Чем авангардизм и абстрактное искусство лучше полотен Рафаэля и Леонардо да Винчи? И чем пьесы или стихи наших современников лучше творений Шекспира, Гете, Пушкина, Лермонтова и Тютчева?

Прогресс в его чисто логическом смысле — есть всего лишь абстракция. Развитие искусства это особенно хорошо доказывает. Сравните такие шедевры, отдаленные друг от друга сотнями лет, как “Илиада” Гомера, “Божественная комедия” Данте, “Гамлет” Шекспира, “Фауст” Гете и “Евгений Онегин” Пушкина. Какое из этих произведений можно назвать более высоким по силе гениальности и художественности? Каждое из них — великое творение.

В науке проще — явное преимущество на стороне более современного автора: он или резко ограничил значимость своего предшественника, или отверг его теорию как ошибочную. Но Пушкин не отверг ничего в Шекспире. Время как бы еще более усиливает мощь художественного шедевра.

Некоторые авторы утверждают, что люди биологически, интеллектуально и нравственно вырождаются, доказывая это тем, что увеличивается число раковых больных, больных сердечно-сосудистыми, нервно-психическими, аллергическими и иными недугами; угрожающе много рождается детей с отклонениями от нормы в физиологической сфере, увеличивается число умственно отсталых. Следует также учесть еще число людей, страдающих СПИДом, наркоманией, алкоголизмом.

Нарушение экологического равновесия, чудовищное загрязнение окружающей среды, накопление термоядерных, химических, биологических средств массового истребления как “подарок” ученых. В результате всего этого современное человечество подошло вопреки своей воле к краю пропасти своего бытия в этом мире

Каждый новый источник энергии являет собой результат научных открытий, свидетельствуя о взлете научной мысли, способствующей дальнейшему прогрессу производительных сил. Но это я

Продумывая в процессе работы над книгой логику представления ее проблематики, я счел необходимым и логичным завершить его рассмотрением таких двух фундаментальных вопросов, как смысл истории и идея исторического прогресса. Они логически вытекают из всего предыдущего содержания и составляют необходимое звено как завершающая часть книги, венчая ее содержание.

[6. Выводы материалистического понимания истории: преемственность исторического процесса, превращение истории во всемирную историю, необходимость коммунистической революции]

[6. Выводы материалистического понимания истории: преемственность исторического процесса, превращение истории во всемирную историю, необходимость коммунистической революции] [20] История есть не что иное, как последовательная смена отдельных поколений, каждое из которых

§ 4. Труды Плеханова по вопросам исторического материализма, эстетики и истории философии

§ 4. Труды Плеханова по вопросам исторического материализма, эстетики и истории философии Центральное место в философских произведениях Плеханова занимают вопросы исторического материализма.Плеханов о законах развития общества, о роли народных масс и личности в

4.5. Смысл и назначение истории

4.5. Смысл и назначение истории Смысл истории обретается вместе с уверенностью, что происходящие на поверхности социальной действительности процессы не исчерпывают исторической логики. В то же время история не должна выступать в роли старого Рока античности,

Глава 1 Интерпритация истории и парадигмы исторического знания

Глава 1 Интерпритация истории и парадигмы исторического знания Память не восстанавливает прошлое таким, каким оно было, она преображает это прошлое, идеализирует его в соответствии с ожидаемым будущим. Н. А. Бердяев 1.1. О возможностях и границах историософской

1.3. Парадигма исторического прогресса

1.3. Парадигма исторического прогресса Природа неразрывно связала прогресс просвещения с прогрессом свободы, добродетели, уважения к естественным правам человека Ж.А Н Кондорсе Со времен эпохи Просвещения идея прогресса стала активно использоватьс в качестве всеобщего

Тема 1. Интерпретация истории и парадигмы исторического знания

Тема 1. Интерпретация истории и парадигмы исторического знания Историософские парадигмы как основа формирования концептуальных моделей истории. Роль и значение методологического сомнения при изучении и сравнении различных концептуальных моделей истории. Основные

[6. Выводы материалистического понимания истории: преемственность исторического процесса, превращение истории во всемирную историю, необходимость коммунистической революции]

[6. Выводы материалистического понимания истории: преемственность исторического процесса, превращение истории во всемирную историю, необходимость коммунистической революции] [20] История есть не что иное, как последовательная смена отдельных поколений, каждое из которых

5. Идея для универсальной истории

5. Идея для универсальной истории Так далеко никогда историческое созерцание еще не заносилось, даже и тогда, когда оно видело сны; ибо теперь история человечества есть только продолжение истории животного и растительного царства; даже на дне морском исторический

3.2 Смысл и направленность истории

3.2 Смысл и направленность истории Проблема “направленности” истории трудностей в пони– мании не вызывает: понятно, что философы разрабатывали и разрабатывают вопрос о том, откуда и куда идет общество. Проблема “смысла истории” несколько сложнее, поскольку смысл

Глава 40 Идея и идеология. Международная интеграция и кооперация. Ватикан и ООН. Гуманистическая идея. Союз наций

Глава 40 Идея и идеология. Международная интеграция и кооперация. Ватикан и ООН. Гуманистическая идея. Союз наций Единственный способ изменить мир – это его объяснить сколь-нибудь удовлетворительно; объяснить его – это значит спокойно изменить его под воздействием

Пытаясь объяснить исторический процесс развития общества, многие мыслители выдвигали идею о том, что человечество движется к цели. Это кажется вполне естественным с религиозной точки зрения. Ведь если человек был создан высшей сверхъестественной силой, то возникает вопрос, с какой целью он его создал? Должна быть цель, для которой существует человечество. В продвижении к этой цели лежит суть исторического прогресса. Таким образом, история человека находит смысл в исполнении предназначенной для него судьбы сверху.

Проблема смысла истории - Исторический прогресс

Исторический прогресс

Но может ли быть так, что сама природа подготовила миссию для человечества, и цель истории состоит в том, чтобы выполнить эту миссию?

Природа и человек

То, для чего природа создала человека, является ложным вопросом. Природа уже сделала для человека все, что могла, наделив его мозгами и руками. Теперь человек должен понять, кто он такой, и определить свою судьбу.

Но смысл человеческой истории не может быть открыт, точно так же, как астроном обнаруживает неизвестную до сих пор звезду, или биолог обнаруживает генетический код, определяющий программу поведения животного. Ни от Бога, ни от природы мы не можем получить ответ на вопрос, в чем смысл истории. И сама история не может на это ответить. Никакое изучение исторических фактов не скажет нам, к чему мы должны стремиться. Факты, будь то факты истории или факты природы, не могут решить за нас, ради чего мы живем.

Цели истории

До тех пор, пока исторический прогресс является полилинейным, мы не можем говорить о единой цели или едином значении истории. Человечество должно сначала осознать свое единство и организоваться глобально, что является предпосылкой для осуществления целенаправленных, единых универсальных действий. Только тогда он может объединиться для выполнения задач, которые являются смыслом его развития.

Смысл истории

Сущность человека, природа его происхождения, смысл существования человека — все это составляет ту тайну, которая на каждом этапе исторического развития человечества лишь частично раскрывается перед человеком в виде выработанных им идеалов, и эти частичные разгадки становятся лишь временной и иллюзорной оболочкой.

Это вечная тайна, вечная проблема и вечная задача человечества в его продолжающейся истории.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: