Русская православная церковь история и современность кратко

Обновлено: 13.04.2024

Ру́сская Правосла́вная Це́рковь [7] (аббревиатура — РПЦ; другое официальное наименование — Моско́вский Патриарха́т, кратко МП [8] ) — автокефальная поместная православная Церковь.

Занимает пятое место в диптихе автокефальных поместных Церквей мира.

Правовым основанием своего устройства и деятельности полагает Божественные заповеди, содержащиеся в Священном Писании, а также Священное Предание. Последнее включает в себя каноны, авторизованные Церковью богослужебные тексты, творения святых отцов, жития Святых, а также обычаи Церкви. Исповедует Никео-Цареградский Символ веры.

Содержание

История

Русская православная церковь связывает своё возникновение с Крещением Руси, когда была создана Киевская митрополия Константинопольского патриархата как институт признанный и поддерживаемый киевским князем. Статус автокефалии имеет де-факто с 1448 года, когда Московский поместный собор осудил Флорентийскую унию и поставил на Русскую митрополию Рязанского епископа Иону без предварительных согласований с Константинополем.

С 1448 по 1589 год Московская Церковь управлялась фактически независимыми митрополитами всея Руси [14] . Начиная с царствования Иоанна III, в Московском государстве появилась концепция, согласно которой, вследствие политического падения Византии, единственным оплотом вселенского православия становилась Москва, которая получала достоинство Третьего Рима. В несколько модифицированном виде эта идея была формально закреплена в Уложенной Грамоте 1589 года от имени Константинопольского Патрирха Иеремии II. В 1589—1593 годах Московские митрополиты получили достоинство Патриархов и формальное признание автокефалии от восточных патриархов.

В годы Советской власти

Патриаршество в Православной российской церкви было восстановлено решением Всероссийского Поместного Собора 28 октября (11 ноября) 1917; первым патриархом в послесинодальный период был избран святитель Тихон (Беллавин), митрополит Московский.

Вскоре после октябрьской революции 1917 года Православная церковь была отделена от государства, в 1918 году на территории, контролируемой большевиками, прекратилось финансирование духовенства и религиозного образования из казны [18] ; Церковь пережила ряд инспирированных властями расколов (Обновленческий, Григорианский и др.) и период гонений (см. в статье Религия в СССР). После смерти Патриарха Тихона в 1925 году, власти не позволили проведение собора для избрания его преемника; патриаршим местоблюстителем стал митрополит Петр (Полянский), вскоре репрессированный.



По некоторым сведениям, в первые пять лет после большевистской революции было казнено 28 епископов и 1200 священников [21] .

Основной мишенью антирелигиозной партийно-государственной кампании 1920-х и 1930-х годов была Патриаршая церковь, имевшая наибольшее число последователей. Почти весь её епископат, значительная часть священников и активных мирян, были расстреляны или сосланы в концлагеря; богословские школы и иные формы религиозного обучения, кроме частного, были запрещены. Основным инструментом проведения партийной политики в отношении Патриархии было 6-е отделение ОГПУ, возглавляемое Евгением Тучковым, который проводил политику разъединения и подчинения органам ОГПУ епископата и иных лиц духовенства и мирян.

8 сентября 1943 года Собор епископов избрал митрополита Сергия (Страгородского) на Патриарший престол; было открыто несколько богословских школ (впоследствии семинарий и академий); тысячи храмов, открытых на территории, занятой германской армией, оставались открытыми после восстановления на территории советского контроля. С 1947 года, на идеологическом и пропагандистском уровне, началось некоторое ужесточение антирелигиозной политики, которое распространялось также и на РПЦ.

Начиная с 1987 года, в рамках проводимой при Михаиле Горбачеве политики гласности и перестройки, начался постепенный процесс передачи в пользование Патриархии, епархий и общин верующих зданий и имущества, ранее находившихся в церковном ведении; происходила либерализация режима контроля над религиозной жизнью и ограничения деятельности религиозных объединений. Важной вехой явился 1988 год — год празднования тысячелетия Крещения Руси, проведения юбилейного поместного собора РПЦ. Был снят запрет на освещение религиозной жизни в СССР по телевидению: впервые в истории Советского Союза люди смогли видеть прямые трансляции богослужений по телевизору.

Новейшая история

Президент Российской Федерации Д. А. Медведев подчеркивал особую роль Церкви как крупнейшего и наиболее авторитетного общественного института современной России [28] .

Современное устройство и управление

Современная структура Русской Православной Церкви (Московского Патриархата), порядок формирования её центральных и местных органов управления, их полномочия определены Уставом Русской Православной Церкви, принятым Архиерейским собором 16 августа 2000 года [29] с поправками, принятыми 27 июня 2008 года на Архиерейском Соборе [30] . Устав Русской Православной Церкви — строго внутренний документ, не регистрировавшийся в Минюсте РФ [31] , а посему ничтожный с точки зрения действующего законодательства. По мнению протоиерея Павла Адельгейма (РПЦ), Устав РПЦ 2000 года в ряде своих положений противоречит как действующему российскому законодательству, так и церковному праву [32] [33] .

Согласно Уставу Русской Православной Церкви, высшими органами церковной власти и управления являются Поместный собор, Архиерейский собор и Священный Синод во главе с Патриархом, обладающие законодательными, исполнительными и судебными полномочиями — каждый в своей компетенции.

Патриарх



С 1 февраля 2009 года предстоятель Русской православной церкви — патриарх Кирилл.

Сан Патриарха является пожизненным [41] . Кандидатом для избрания в Патриархи может быть только архиерей (епископ) Русской Православной Церкви не моложе 40 лет, имеющий высшее богословское образование и достаточный опыт епархиального управления; вопрос гражданства (подданства) Уставом не оговорён [42] . Право церковного суда над Патриархом, а также решение об уходе его на покой принадлежит Архиерейскому Собору [43] . В случае кончины Патриарха или невозможности выполнения им своих обязанностей (уход на покой, нахождение под церковным судом и т. п.) Священный Синод под председательством старейшего по хиротонии постоянного члена Священного Синода немедленно избирает из числа своих постоянных членов Местоблюстителя патриаршего престола. Процедура избрания Местоблюстителя устанавливается Священным Синодом. [44] .

Являясь прямо и непосредственно правящим епископом города Москвы (Московская область находится в непосредственном управлении Патриаршего Наместника — митрополита Крутицкого и Коломенского), Патриарх обладает определёнными общецерковными административными полномочиями: вместе со Священным Синодом созывает Архиерейские Соборы и заседания Священного Синода, в исключительных случаях — Поместные Соборы, и председательствует на них; несет ответственность за исполнение постановлений Соборов и Священного Синода; издает указы об избрании и назначении епархиальных архиереев, руководителей Синодальных учреждений, викарных архиереев, ректоров Духовных школ и иных должностных лиц, назначаемых Священным Синодом; награждает архиереев установленными титулами и высшими церковными отличиями; награждает клириков и мирян церковными наградами; утверждает присуждение учёных степеней и званий [45] .

Московская Патриархия — учреждение Русской Православной Церкви, объединяющее структуры, непосредственно руководимые Патриархом [46] . Патриарх — священноархимандрит (настоятель) Троице-Сергиевой Лавры, а также ряда других монастырей, имеющих статус патриарших ставропигий.

Священный Синод

Священный Синод Русской православной церкви состоит из председателя — Патриарха (или Местоблюстителя), девяти постоянных и пяти временных членов — епархиальных архиереев [38] . Постоянными членами Священного Синода являются следующие иерархи (по кафедре или должности):

  • митрополит Киевский и всея Украины;
  • митрополит Минский и Слуцкий — Патриарший Экзарх всея Белоруссии; ;
  • митрополит Кишинёвский и всея Молдовы;
  • митрополит Астанайский и Казахстанский; ;
  • Председатель Отдела внешних церковных связей; .

В 2011 году в число постоянных членов Синода были включены митрополит Астанайский и Казахстанский и митрополит Среднеазиатский (данное решение Синода должно в последующем быть утверждено Архиерейским собором). [47]

Временные члены вызываются на полугодичные сессии из числа епархиальных архиереев в порядке очередности. Как правило, заседания Синода являются закрытыми. Рассматриваемые вопросы решаются общим голосованием или большинством голосов. Воздержание от голосования не допускается.

С 22 ноября 1990 года существуют отдел религиозного образования и катехизации (председатель — митрополит Меркурий (Иванов), до 2009 года — архимандрит Иоанн (Экономцев)) и отдел по церковной благотворительности и социальному служению (глава — епископ Пантелеимон (Шатов)). В июле 1995 был создан отдел по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными учреждениями [52] [53] , возглавляемый с 17 июля 2001 года протоиереем Димитрием Смирновым [54] . 31 марта 2009 года были образованы отдел по взаимодействию Церкви и общества, во главе которого был назначен протоиерей Всеволод Чаплин [55] и информационный отдел (председатель — В. Р. Легойда).

Структура

В канонической зависимости от РПЦ находятся автономные Японская Православная Церковь и Китайская Православная Церковь; последняя фактически прекратила своё существование в конце 1960-х годов.

Основная территориальная единица — епархия, возглавляемая епархиальным архиереем (епископом, архиепископом или митрополитом) и объединяющая находящиеся на данной территории приходы (приходские общины), объединённые в благочиния и монастыри. Границы епархий определяются Священным Синодом с учётом административно-территориального деления областей, краёв, республик или государств. Органами епархиального управления являются Епархиальное собрание и Епархиальный совет, при содействии которых архиерей управляет епархией.

Основная структурная единица церковного устройства — приход — община православных христиан, состоящая из клира и мирян (прихожан), объединённых при храме [61] . Во главе прихода стоит настоятель храма, назначаемый епархиальным архиереем для духовного руководства верующими и управления причтом и приходом. Органами приходского управления являются возглавляемое настоятелем Приходское собрание, Приходской совет (исполнительный орган, подотчетный Приходскому собранию, состоящий из председателя — церковного старосты, его помощника и казначея) и Ревизионная комиссия.

Некоторые календарно-литургические и иные особенности

Русская Православная Церковь в целом придерживается в своей литургической жизни Юлианского календаря и Александрийской Пасхалии для исчисления дня празднования Пасхи. В богослужении с конца XIV века действует устав Иерусалимской Церкви. Основной литургический язык — церковнославянский. В XIX веке всеобщее распространение в приходской практике получило партесное пение, почти вышел из обихода знаменный распев. К концу синодального периода сложился ряд отличительных особенностей в литургической и пастырской практике, утвердившихся в XX веке: служение вечерни, утрени и Первого часа в рамках единой службы, совершаемой вечером, фактическая отмена малого повечерия, обязательная исповедь для причастников непосредственно перед принятием Святых Тайн или накануне.

Современное состояние



С 1920-х годов находится в состоянии затяжного юрисдикционно-канонического конфликта с первой по чести Константинопольской Церковью [66] [67] [68] . (Подробнее см. в статье Православие.) С 1990-х годов притязания на исключительную юрисдикцию оспариваются иными поместными Церквами в Эстонии [69] и Молдавии [70] .

Согласно сведениям, оглашённым 12 декабря 2008 года управляющим Московской епархией митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием (Поярковым) [71] [72] , в ведении Московского Патриархата было: 157 епархий; 203 архиерея, из них 149 правящих и 54 викарных; кроме того, 14 архиереев пребывало на покое; 804 монастыря: из них в России мужских — 234, женских — 244, в странах СНГ — 142 мужских и 153 женских монастырей, в странах дальнего зарубежья — 3 мужских [73] и 3 женских монастыря; кроме того, 203 подворья и 65 скитов (сюда не включены 16 мужских и 9 женских обителей Русской Православной Церкви Заграницей); в ведении Патриаршего престола находилось 25 ставропигиальных монастырей, в число которых входило 4 мужских и 4 женских обители, находящихся в Москве; Действовало 5 духовных академий, 3 православных университета, 2 богословских института, 38 духовных семинарий, 39 духовных училищ, пастырские курсы Красноярской епархии; общее число духовных школ — 87; при нескольких академиях и семинариях имелись регентские и иконописные школы.

По данным, приведённым на Архиерейском совещании 2 февраля 2010 года Патриархом Кириллом [6] , в РПЦ было 160 епархий, 207 правящих и викарных епископов, 30 142 прихода, 28 434 священника, 3 625 диаконов; 788 монастырей, в том числе 386 мужских и 402 женских.

РПЦ не ведёт учёта количества своих членов или посещаемости богослужений.



Экономическая деятельность

Каждая структурная единица, находящаяся в каноническом ведении Русской православной церкви, зарегистрована Росрегистрацией как самостоятельное юридическое лицо (религиозная организация).

Определением Священного Синода от 31 марта 2009 года [80] учреждено Финансово-хозяйственное управление Московской Патриархии (впервые было организовано в 1946 году; упразднено 17 февраля 1997 года [81] ).

С точки зрения налогообложения законодательство РФ рассматривает структуры Церкви, как и прочих религиозных объединений, в качестве НКО. Русская православная церковь предоставляет Федеральной регистрационной службе финансовую отчётность упрощённой формы, предусмотренной для религиозных объединений [83] , и имеет ряд налоговых льгот [84] .

Согласно газете Аргументы и факты в настоящее время в России действуют православные агентства недвижимости [85] .

Имущество

По состоянию на декабрь 2008 года в состав Русской православной церкви входило 29 263 приходов, 804 монастыря, в том числе в России мужских — 234, женских — 244, в других странах СНГ и Балтии — 142 мужских и 153 женских, в странах ближнего зарубежья (у РПЦ) — 3 мужских и 3 женских монастыря. В ведении Русской Православной Церкви Заграницей находятся 16 мужских и 9 женских обителей. Кроме того, у Русской Церкви есть 203 монастырских подворья и 65 скитов. При храмах РПЦ действует 11 051 воскресная школа для взрослых и детей. [72] [86]

По состоянию на декабрь 2008 года в ведении Русской православной церкви находились 87 духовных школ, в том числе 5 духовных академий, 3 православных университета, 2 богословских института, 38 духовных семинарий, 39 духовных училищ, а также пастырские курсы Красноярской епархии. [86]

30 ноября 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон о передаче церкви имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной или региональной собственности [92] .

Русская православная церковь имела ряд имущественных споров с государством, религиозными организациями [93] и частными лицами [94] [95] ; некоторые из споров вызвали общественный резонанс [96] [97] [98] . По мнению Валерия Назарова, главы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, имущественные споры между государством и религиозными организациями чаще всего возникают вокруг музеев, памятников истории и культуры. [99]

Основные учебные заведения

Общецерковные СМИ, издательская деятельность

С XVII века действовали органы духовной цензуры в издательской продукции в форме контроля за Печатным двором со стороны Московского Патриарха, впоследствии — Святейшего Синода. С 2000 года, [100] контроль за издаваемой и распространяемой Русской православной церковью печатной продукцией религиозного содержания осуществляет Издательский совет Русской православной церкви, который не является цензурным.

Современные научные издания по истории РПЦ

Московская Патриархия и религиозные объединения других конфессий

Католицизм

Иудаизм

Руководство Московской Патриархии традиционно поддерживает отношения с Главным раввином России Адольфом Шаевичем, представляющим Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России. С начала 2000-х, ввиду политического усиления Федерации еврейских общин России, на протокольные мероприятия Патриархии также приглашается Главный раввин последней — Берл Лазар.

Ислам

9 февраля 2010 года председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, протоиерей Всеволод Чаплин приветствовал [106] [107] начавшийся в конце 2009 года процесс объединения основных исламских структур России: Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ), Совета муфтиев России (СМР) и Координационного центра мусульман Северного Кавказа (КЦМ СК) [108] .

Неоязычество

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на открытии Архиерейского собора 2004 года в своём выступлении назвал распространение неоязычества одной из главных угроз XXI века, поставив его в один ряд с терроризмом и другими губительными явлениями современности [109] .

Критика деятельности

Оспаривание легитимности

Легитимность канонической преемственности современной РПЦ от синодальной Церкви, а также Патриаршей Церкви (устроенной в согласии с решениями Поместного Собора 1917—1918 годов), продолжает оспариваться неканоническими православными организациями русской традиции, а также группами, не признавшими присоединение РПЦЗ к Московской Патриархии (2007), которые, в соответствии с прежней позицией зарубежного Архиерейского Синода [110] [20] , обычно полагают Патриаршего Местоблюстителя Петра (Полянского) последним законным предстоятелем поместной Российской Церкви [111] , считая митрополита Сергия (Страгородского) узурпатором церковной власти [112] [113] .

Письмо десяти академиков

Главная страница > Публикации > Православие > Русская Православная Церковь. Современное положение и краткая историческая справка.

Русская Православная Церковь. Современное положение и краткая историческая справка.

Русская Православная Церковь является одной из 15-ти поместных автокефальных Церквей и находится в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими поместными православными Церквами. Русская Церковь приобрела автокефальный статус в 1448 году. В диптихе автокефальных православных Церквей она занимает пятое место, после четырех Восточных Патриархатов. При этом Русская Церковь является самой многочисленной среди православных Церквей, ее паства, насчитывая более 100 млн. чел., составляет практически половину всего православного населения мира. Паства Русской Православной Церкви многонациональна, каноническая территория Русской Церкви простирается на пределы России, других стран СНГ, кроме Грузии, а также на три балтийских страны: Эстонию, Латвию и Литву. При этом в таких странах, как Россия, Украина, Белоруссия и Молдавия, к ней принадлежит абсолютное большинство населения. Юрисдикция Русской Церкви распространяется также на лиц православного исповедания в диаспоре, добровольно входящих в нее.

С 1589 года Русская Православная Церковь имеет статус Патриархата. В настоящее время титул Предстоятеля Русской Православной Церкви — Святейший Патриарх Московский и всея Руси, поэтому другое официальное наименование Русской Церкви — Московский Патриархат. Святейший Патриарх Московский и всея Руси как Глава Русской Православной Церкви имеет первенство чести среди епископов и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам. Имя Пaтриapxa возносится за богослужением во всех храмах Русской Церкви. Патриарх созывает Поместные и Архиерейские Соборы, назначает заседания Синода и председательствует на них. Он несет ответственность за исполнение постановлений Соборов и Синода, представляет Соборам отчеты о жизни Церкви в межсоборный период, осуществляет начальственное наблюдение за всеми синодальными учреждениями и духовными школами, обращается с посланиями к полноте Русской Церкви, представляет Русскую Церковь перед государственной властью. Патриарх является епархиальным архиереем Московской епархии. Сан Патриарха является пожизненным. В настоящее время Русскую Церковь возглавляет Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Его интронизация состоялась 10.06.1990. Алексий II — 15-й Московский Патриарх со времени учреждения Патриаршества и пятый — со времени восстановления Патриаршего Престола в 1917 году.

В соответствии с ныне действующим Уставом об управлении Русской Православной Церковью высшими органами церковной власти и управления являются Поместный Собор, Архиерейский Собор и Свящ. Синод во главе с Патриархом. Председателем всех коллегиальных органов высшей церковной власти является Патриарх.

В настоящее время Русская Православная Церковь насчитывает 132 епархии. Число архиереев на сегодняшний день — 175, из них 132 — епархиальных, 32 — викарных, 11 — находящихся на покое.

Действуют 688 монастырей, в том числе: в России — 207 мужских и 226 женских обителей; на Украине — 85 мужских и 80 женских; в других странах СНГ — 35 мужских и 50 женских; в зарубежных странах — 2 мужских и 3 женских.

В Патриаршем ведении находятся 25 ставропигиальных монастырей.

Общее количество приходов — 26600, из них в России — 12665.

Система образования Русской Православной Церкви в настоящее время включает 5 Духовных академий, 2 православных университета, 1 Богословский институт, 34 духовные семинарии, 36 духовных училищ. При нескольких академиях и семинариях действуют регентские и иконописные школы.

Русская Православная Церковь возникла одновременно с просвещением Древней Руси светом Православия в середине двухтысячелетней истории христианства и присутствия в мире Вселенской Христовой Церкви. Она возникла как новая ветвь могучего древа, неотделимая от ствола и сохранившая его свойства, возникла как митрополия Константинопольского Патриархата. Каждый православный христианин сопричастен исторически далекой, но духовно близкой древней Церкви первых апостолов. В благодатном преемстве от них, ближайших учеников Христа, в сохранении неискаженного учения Христова — залог и духовной, и исторической жизненности Православия. Вероучение, основные канонические и литургические традиции едины для всех Поместных Православных Церквей, но каждая Церковь имеет собственный неповторимый путь и свой уникальный опыт, важный не только для нее, но и для всего Вселенского Православия.

Ко времени появления Русской Церкви уже явлены были высокие примеры подвижнической христианской жизни и мученические свидетельства веры. На Вселенских Соборах в бескомпромиссной борьбе с ересями были уже сформулированы догматы христианского вероучения. Церковное право обрело свою каноническую структуру, сформировался основной свод литургического предания, были созданы непревзойденные образцы церковного искусства. Все это Церковь подарила славянам вместе с величайшим сокровищем — письменностью. Эти дары древней Православной Церкви и Византии, великой греческой культуры, стали решающим фактором в духовном и организационном становлении Русской Церкви, так что Русь ко времени монголо-татарского нашествия была просвещена светом Православия, имела православных государей, развитую систему церковного управления, храмы и монастыри, церковную литературу (как переводную, так и оригинальную почти во всех жанрах), искусство, своих национальных святых. Надо также помнить, что Русская Церковь родилась незадолго до трагического разделения христианского мира, до отпадения Западной Церкви. Это до сих пор не преодоленное уклонение от Православия огромной части христианского мира наложило свой отпечаток на историю Русской Церкви и русского церковного самосознания.

У историков принято делить прошедшее на этапы и периоды, отмечая своеобразие каждого из них. Не менее важно проследить единство исторического и духовного бытия Русской Церкви на протяжении тысячелетия, непресекающуюся линию исторического развития. Жизнь Русской Церкви определялась прежде всего деяниями святых равноапостольных великого князя Владимира и великой княгини Ольги, трудами основателей русского монашества преподобных Антония и Феодосия, преподобного Сергия Радонежского и его учеников, мудрым, а подчас и героическим, служением первосвятителей Русской Церкви, подвигами святых благоверных князей, глубокими наставлениями русских вероучительных сочинений. С другой стороны, крайне важным стало усвоение уроков злополучного Ферраро-Флорентийского унийного Собора 1438–1439 гг., осознание невозможности жертвовать догматическими истинами ради даже самых благих политических перспектив, укрепившаяся подвигом святого Марка Эфесского вера в конечное торжество истины. Здесь — начало движения Русской Церкви к автокефалии, ее пути к полной самостоятельности, вехами на котором стали поставление Собором русских епископов святителя митрополита Ионы в 1448 г. и учреждение Патриаршества на Руси в 1589 г.

С началом многовекового турецкого владычества в православных странах Восточной Европы и падением Константинополя в 1453 г. Русская Церковь и Русское государство стали оплотом Православия в мире. Сохранение и защита Православия воспринималось и Церковью, и государством как общая цель, определявшая единство стремлений. В церковном сознании рядом с преподобным Сергием Радонежским и святителем Алексием Московским встает образ святого благоверного князя Димитрия Донского, великие деяния Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского неразрывно связаны с подвигом святителя Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси. Середина XVII столетия омрачилась многими бедами для Русской Церкви, последствия которых ощущались и века спустя: конфликтом между Патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем, расколом Русской Церкви и возникновением старообрядчества. Сегодня мы отчетливо осознаем раскол как духовную, историческую и жизненную трагедию.

Наступивший с началом XVIII столетия долгий синодальный период жизни Церкви, когда она утратила Патриаршее возглавление, явился временем непрекращавшихся попыток превратить высшее церковное управление в часть государственного аппарата и подчинить церковную жизнь бюрократическим требованиям. Но этот же период стал эпохой величайших духовных достижений, временем расцвета старчества и укрепления монашеского подвига (благодаря преподобным Паисию Величковскому, Серафиму Саровскому, Оптинским старцам), создания высоких образцов русской патристической литературы (святителями Тихоном Задонским, Игнатием Брянчаниновым, Феофаном Затворником и др.), временем достижений богословской мысли и капитальных трудов практически во всех сферах церковной науки, временем успехов православных миссионеров как в России, так и за ее пределами, временем возрождения истинного пастырского служения святым Иоанном Кронштадтским и многими другими пастырями.

Десятилетия безраздельного господства атеистического мировоззрения в системе государственного образования, массовое наступление нео- и псевдорелигиозных культов, в том числе и откровенно сатанистских, нередкие случаи католического и протестантского прозелитизма требуют от Церкви, от ее пастырей и паствы, огромных усилий. Особая задача Церкви сегодня — это спасение людских душ в условиях падения уровня жизни и обнищания значительной части населения, когда подмена подлинной культуры суррогатами массовой псевдокультуры, развязанная пропаганда насилия, разврата и гедонизма, широкое распространение наркомании и алкоголизма ведут к духовной, нравственной, интеллектуальной и даже физической деградации народа. Падение уровня жизни привело к росту числа абортов, сокращению численности населения, появлению беспризорных детей. Забота о будущем нашего народа — детях — одно из основных направлений социального служения Церкви.

Возрождение церковной культуры и науки, объединение светских и церковных научных сил стало одним из знамений нашего времени. Рушатся искусственные препоны между верой и знанием, воздвигнутые антирелигиозным мышлением. Этому способствует и укрепление системы духовного образования, и активное участие светской науки в общезначимых церковных просветительских и исследовательских проектах. Жизнь общества многообразна, поэтому все больше и больше оно нуждается в благотворном влиянии духовного начала, в сотрудничестве с Церковью, которая на протяжении всей отечественной истории сохраняла и несла пастве высшие духовные и нравственные ценности.

Добавить комментарий Отменить ответ

Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (переходящее празднование в субботу сырной седмицы). Прп. Льва, еп. Катанского (ок. 780). Прмчч. Валаамских: Тита, Тихона, Геласия, Сергия, Варлаама, Саввы, Конона, Сильвестра, Киприана, Пимена, Иоанна, Самона, Ионы, Давида, Корнилия, Нифонта, Афанасия, Серапиона, Варлаама, Афанасия, Антония, Луки, Леонтия, Фомы, Дионисия, Филиппа, Игнатия, Василия, Пахомия, Василия, Феофила, Иоанна, Феодора, Иоанна (1578).

Сщмч. Николая Розова пресвитера (1938).

Рим., 115 зач., XIV, 19–26. Мф., 16 зач., VI, 1–13. Прпп.: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Мф., 43 зач., XI, 27–30.

Православием именуется одна из основных и наиболее древних ветвей христианства – мировой религии, которую исповедует около трети населения Земли. Другими главными направлениями являются католицизм и протестантизм. Также существуют менее распространённые древневосточные христианские течения. Тем, кому интересна история Православия, необходимо узнать о происхождении этого понятия. Оно появилось задолго до разделения христианской Церкви.

история Православия

Монастырь Русской Православной Церкви

Раскол христианской Церкви

Как появилось Православие? К 4-му веку христианство окончательно утвердилось в Римской империи. Однако в том же столетии произошло разделение государства на Западную и Восточную (Византийскую) империю с перенесением столицы в Константинополь. Политические изменения затронули и жизнь Церкви. При сохранении формального единства христианство в Риме стало всё больше отличаться от христианства в Константинополе. Естественным образом возникли и постепенно накопились значительные обрядовые, дисциплинарные, а затем и догматические расхождения.

Так, римский епископ стал именоваться папой, а константинопольский – патриархом. Падение Западной Империи в 5-ом веке привело к кризису гражданской администрации в тех землях. Поэтому её функции стал выполнять папа. Претензии римских епископов на светскую власть в последующие столетия лишь усиливались.

Перечислим другие основные отличия Римского и Византийского христианства. Богослужения на Западе и Востоке велись на разных языках (латынь и греческий соответственно). Западные священники, в отличие от восточных, соблюдали безбрачие. Латинская Церковь использовала для Евхаристии пресный хлеб. Это противоречило Евангельскому преданию, согласно которому, Господь на Тайной Вечере преломлял именно квасной хлеб.

О чем спорили христиане между собой?

Когда появилось Православие на официальном уровне? Многочисленные разногласия и притязания римского папы на господство во всей Церкви создали непреодолимые противоречия между Западом и Востоком. Формально история Православия началась в 1054 году: христианские иерархи Востока и Запада предали друг друга анафеме – отлучению от Церкви. Это событие считается официальным актом разделения христианства на католицизм и Православие.

Краткая история Православия в России

Откуда пришло христианство на Русь? До конца первого тысячелетия на землях восточных славян господствовало местное язычество. Зародившееся в 9-ом веке Древнерусское государство с центром в Киеве установило тесные политико-экономические связи с православной Византией. Это привело к постепенному проникновению христианства на территорию будущей Руси. Уже во второй половине 9-го века там появились первые христианские общины.

В 988 году киевский князь Владимир Великий принял христианство греческого обряда и сделал его государственной религией. В следующем столетии преподобным Антонием Печерским была основана по афонскому образцу Киево-Печерская монашеская обитель. Монастыри стали духовно-культурными центрами молодой страны, из которых распространялись проповедь и грамотность. Монахи вели историческую хронику (летописи), развивали иконопись и книжное дело.

Во время татаро-монгольского ига (1237-1480 гг.), на фоне политической раздробленности и ослабления Руси, авторитет Церкви значительно возрастает. Она становится идеологической, экономической и политической силой, объединяющей народ в освобождении Отечества от захватчиков.

В течение первых пяти столетий своего существования Русская Церковь была одной из митрополий Константинопольского патриархата. Автокефалию (административную независимость) она де-факто обрела в 1448 году, когда русские архиереи самостоятельно избрали и поставили митрополита Иону предстоятелем Церкви. Русское Православие стало самостоятельным в связи с падением Византийской империи в середине 15-го века.

В 1589 году на Руси было утверждено собственное патриаршество – система церковного управления с патриархом во главе. Это высший церковный сан (титул), носитель которого обладает большими полномочиями, по сравнению с митрополитом. Так русская Церковь повысила свой статус в мире и встала на один уровень с древними Церквями. Первым отечественным патриархом стал митрополит Московский Иов.

История Православия в России XVII-XX веков

Во второй половине 17-го века в Русском Православии произошёл раскол (разделение). Он был вызван реформой патриарха Никона по изменению богослужебных книг и некоторых церковных обрядов. Противники реформы – старообрядцы – были преданы анафеме как еретики (отменена в 1971 году). Вплоть до начала 20-го века они преследовались церковными и светскими властями. Сегодня старообрядческие общины легально действуют не только на постсоветском пространстве, но и во многих других странах.

Период Русской Церкви с 1700 по 1917 гг. именуется Синодальным. Петр I упразднил патриаршество и учредил государственный орган общецерковного управления – Святейший Синод. Данная реформа сделала Церковь практически полностью зависимой от государства, встроила её в бюрократическую систему светской власти.

Патриаршество было восстановлено лишь после падения монархии, в революционный 1917 год. Всероссийский поместный собор тогда избрал предстоятелем Церкви митрополита Московского Тихона (Белавина).

История Православия в России на протяжении почти всего 20-го века — история гонений со стороны безбожной советской власти. Подавляющее большинство храмов было закрыто или разрушено, а почти всё духовенство – репрессировано. Власть воспринимала религию как пережиток прошлого, который мешает развитию нового коммунистического общества. Конкретно русскую Церковь большевики также рассматривали как один из главных столпов ненавистного им монархического строя.

Возрождение Православия в России началось лишь во второй половине 80-х годов – во время Перестройки и празднования 1000-летия Крещения Руси.

Современное состояние Православия

Сегодня Православие – третье по численности последователей христианское направление. Его исповедуют около 280 млн. человек, (католицизм – свыше 1 млрд., протестантизм – около 800 млн). Данная конфессия наиболее распространена в странах бывшего СССР и Балканского полуострова (Греция, Сербия, Румыния, Болгария и др).

Православие является государственной религией в Греции и Финляндии (наряду с евангелическим лютеранством). В Греции Церковь не отделена от государства, в Финляндии – отделена, но финансируется за счёт государственного бюджета. Православие имеет особый статус во многих других странах Восточной Европы.

Мировое Православие представляет собой сообщество поместных Церквей, которые находятся в евхаристическом общении друг с другом (возможность совместного участия в Таинстве Причастия). Большинство из них являются автокефальными, то есть полностью самостоятельными и независимыми с канонической и административной точки зрения. Существуют и автономные Церкви, которые канонически зависимы от автокефальных. Тем, кто уже понял, откуда взялось Православие, полезно ознакомиться со списком всех Поместных Церквей. Диптих Московского Патриархата включает 11 автокефальных (Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Албанская, Польская, Чешских земель и Словакии, в Америке) и 4 автономных Православных Церкви (Синайская, Финляндская, Японская, Китайская).

Читайте также: