Когда луговые мари стали подданными русского царя кратко

Обновлено: 16.05.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ГБОУ РМЭ «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением

Автор: Горшкова Татьяна Павловна,

учитель марийского (государственного) языка и ИКН,

20 марта 2012 г.

Внеклассное мероприятие

Устный журнал

(Посвящается 460-летию присоединения

Марийского края к Русскому государству)

Цель и задачи:

познакомить учащихся с фактами истории, произведениями художественной литературы, музыки и изобразительного искусства, где отражена тема присоединения Марийского края к Русскому государству;

развивать навыки исследовательской деятельности, связную самостоятельную речь и слуховое восприятие, произвольность внимания, зрительную память и логическое мышление.

воспитывать у учащихся чувство гордости за с вою страну, чувство патриотизма, преданность.

Оборудование:

Компьютер, проектор, доска.

Образовательные технологии:

технология творческого погружения

технология критического мышления

Первая страница – ИСТОРИЯ

Учитель(2 слайд) До середины XVI века территория, на которой жили марийцы, входила в состав Казанского ханства. Они, как и другие народы Поволжья, платили многочисленные подати, выполняли различные повинности. Мужчины подолгу находились в военных походах ханов в соседние страны. Красивых девушек насильно забирали в гаремы хана и его феодалов. И марийцы своими силами не могли освободиться от ига казанских ханов, поэтому определенные надежды они возлагали на Русское государство.

(3 слайд) Марийцы были недовольны тем, что казанские феодалы постоянно грабили их. Потому марийские крестьяне в декабре 1546 года отправили своих послов в Москву. Послы от имени жителей края просили русского царя послать рать на Казань. Они обещали оказать помощь русским воинам.

(3 слайд) Правобережная часть Марийского края была теснее связана с Россией, чем левобережная. Там в 1523 году был основан русский город Васильсурск. Река Волга также связывала горномарийские земли с русскими. Левобережье примыкало к Казани. Здесь находились обширные земли ханских и местных феодалов.

(4 слайд) Весной 1551 года в устье реки Свияги был построен город, названный Свияжском. Марийцы помогали русским воинам строить город и снабжали их продовольствием. После основания Свияжска горные марийцы перестали признавать ханскую власть. Они вместе с чувашами и мордвой вышли из-под политического влияния Казанского ханства. Горная сторона Волги стала независимой от ханства.

(4 слайд) Русское войско около Свияжска переправилось на левый берег Волги. В октябре 1552 года Казань была взята русскими воинами. Казанское ханство пало. Земли Казанского ханства, в том числе и Марийский край, были присоединены к Русскому государству.

(5 слайд) карта

… когда черемисы последние,

Луговые, в Заволжьи жившие,

В тот же день из острогов и крепостей

Они вышли (старейшины и сотники)

И в Казань толпой много прибыли,

Изъявляя смиренье великое,

И царю покоряясь московскому,

Царь же их возлюбил, пожаловал…

Итак, Марийский край был присоединен к Русскому государству в 1552 году. Эти события стали одной из главных тем для произведений писателей и поэтов, композиторов и художников. Вот сейчас мы с вами расшифруем полное название темы нашего мероприятия. Писатели и поэты отражали эту тему – … (в литературе), композиторы - …(в музыке), художники - … (в изобразительном искусстве). («Присоединение марийского края к Русскому государству …(на слайде появляются слова в ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ)

Итак, открываем вторую страницу:

Вторая страница – ЛИТЕРАТУРА

(9 слайд) Эти события остались в исторической памяти народа, в его мировосприятии, фольклоре. Об обращении горных мари в Москву с просьбой принять их в состав Российского государства рассказывается в народном предании, записанным учителем Валерияном Лукьяновым вблизи села Еласы Горномарийского района. В нем говорится, что горные марийцы, стремясь освободиться от власти Казани, выбирали из своей среды наиболее уважаемых предводителей (мужанов) – Акпарса, Аказа, Ковяжа, Послали их в Москву просить Ивана IV принять марийский народ под свою руку.

«Перед престолом послы опустились на колени. Иван приветливо поглядел на послов и велел думному дьяку прочесть, что записали писцы со слов марийцев. Потом говорил Акпарс:

1 ученик. «Великий государь, марийский и чувашский народы в слезах умоляют тебя: возьми нас под свое крыло, как могучий орёл птенцов, и будут наши народы с Русью на вечные времена.

Йыл сир мычкы войска кеа,

Йыл выд мычкы войска кеа,

Йыл сир веле чынь рышкалтеш,

Йыл выд веле коэшталтеш.

Кыртни упшвла йылгыжалтыт,

Да сынзавла йылгыжалтыт,

Пылгом ганьы, кечы ганьы,

Тылан валгынзышвла ганьы.

Ныны лошты мары войска.

Кырык сир дон патыр войска,

Ошын-ошын веле каеш,

Руштке ташкал, пыт ашкедеш.

Ныны анзыц кого капан,

Лаштыра тум ганьы капан,

Патыр вуй – Акпарс кыдалеш

Кечы гань ош ожы вылан.

Учитель (12 слайд)

Я стою, освещенный зарею,

На вершине горы Алам-Нер.

Утро. Волга течёт под горою.

Лунный серп источился, померк.

Я стою на горе, где с Акпарсом

Иван Грозный когда-то стоял.

Мой народ за оружие брался

Марш походный марийцев звучал…

Учитель (13 слайд)

Родной деревней, где родился Акпарс, по преданиям и легендам считается деревня Нуженалы Горномарийского района.

Ученик (14 слайд) «Здесь родился в далекие годы

Тот, кто гордостью нашею стал.

Здесь искал он дорогу свободы

В теплый вечер мая к Волге я шагаю,

И кругом родные сёла предо мной.

Слышу, раздается песня боевая,

Близок мне и дорог звук ее живой.

Под рукой искусной зазвучали гусли,

Девушки играют, девушки поют

Об Акпарсе нашем, что с дружиной русской

Под Казанью эту песню пел в бою.

Все звончей, чудесней звуки этой песни!

С ними уношусь я в древние года,

Словно я с Акпарсом легендарным вместе

Штурмовал твердыню ханского гнезда.

Третья страница – МУЗЫКА

Краткое содержание сюиты:

На марийский край напали враги. Трубят тревогу. Кто защитит отчий дом, женщин и детей? И нашлись патыры – богатыри. Началась лихая погоня за врагом – отомстить недругам! Догнали. Завязалась жестокая неравная битва. Много погибло народу. Ценой огромных потерь добыта победа.

Итак, мы с вами прочитали отрывки из художественных произведений, прослушали музыку. Какие же образы предстали перед вами? Каким вы представляете Ивана Грозного, Акпарса?

А сейчас посмотрим, как изобразили эти образы наши художники. Открываем четвертую страницу нашего журнала – изобразительное искусство

Четвертая страница – ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

(24 слайд) На Картуковском повороте в Горномарийском районе установлена бронзовая скульптура Акпарсу. Он изображён стоящим, перед ним гусли, одной рукой Акпарс играет на них, а другой приветствует свой народ. Автором скульптурной композиции является творческий тандем Анатолия Ширнина и Сергея Яндубаева.

Таким образом, во второй половине XVI века Марийский край был включен в состав Российского государства. Это имело важные исторические последствия. Прекратились опустошительные войны между Москвой и Казанью на марийских землях. Создались более благоприятные возможности для хозяйственного развития.

Итак, давайте мы с вами посмотрим свои карты исследования. Скажите, пожалуйста, что вы уже знали по этой теме? А что нового вы узнали? Какой же вывод можно сделать?

Тема присоединения Марийского края к Русскому государству ярко отражена и в литературе, и в изобразительном искусстве, и в музыке

Эти события не забываются и в настоящее время, рождаются новые картины, памятники.

Эти события в судьбе нашего народа сыграли большую роль, мы можем гордиться нашими героями.

Теперь уже 460 лет мы находимся в составе Русского государства. Каждый год 26 апреля мы вспоминаем своих национальных героев, начиная с Акпарса, Болтуша и заканчивая нашими сегодняшними героями.

Марийцы. Часть 1: жизнь меж двух огней

Предки марийцев – племена финно-угорской языковой группы – появились в Марийском Поволжье в VI веке. Затем, двигаясь на север, они в основном расселились между Ветлугой и Вяткой, вытеснив и частично ассимилировав местное население. К VII-VIII столетиям прекращается тесное взаимодействие марийцев с другими финно-угорскими племенами, за исключением мордвы и удмуртов, а новыми соседями мари стали: на юге и востоке тюрки – хазары, волжские болгары, а позднее монголо-татары, на западе – восточные славяне.

Карта

Между тюрками и славянами

Оказавшись на стыке двух экспансий – болгаро-тюркской и славяно-русской, – марийцы были вынуждены приспосабливаться, сотрудничать то с одними, то с другими. Такое положение позволяло сохранять собственную социальную верхушку и столь чтимое ими язычество. Это же отчасти способствовало формированию двух групп марийцев – горных, живших в основном на правом берегу Волги, и луговых – занимавших Волго-Вятское междуречье, ориентировавшихся сначала на Волжскую Болгарию, а позднее вошедших в состав Казанского ханства.

Марийцы. Часть 1: жизнь меж двух огней

Марийская традиционная религия по-марийски называется Марий Юмын йÿла.

В Золотой Орде не так уж плохо

В середине XIII века марийцы, как и другие народы Среднего Поволжья, были включены в состав Золотой Орды. Но здесь марийцам повезло больше, чем другим. Во-первых, письменные источники не сообщают о разорительном вторжении монголо-татар на ту территорию, где жили марийцы. Во-вторых, жившие в лесной полосе и вдалеке от степной зоны, марийцы имели естественную защиту от монгольской конницы. Хуже пришлось тем марийцам, которые жили на Правобережье Волги и примыкавших к Болгарии левобережных землях. Их монголы не пощадили.

Марийцы. Часть 1: жизнь меж двух огней

Настойчивость русских князей встречала отпор со стороны некоторой части марийской элиты. Дело в том, что зависимость марийцев от Золотой Орды ограничивалась формальной уплатой дани, которую собирала марийская знать, и выполнением ряда повинностей. Монголы не претендовали на контроль над населением и территорией. Фактически власть находились в руках марийской знати. Кто готов добровольно отказаться от этого? Марийцам серьёзно досаждали новгородские ушкуйники (вольные люди, занимавшиеся торговлей и набегами), грабившие и разорявшие марийские селения вдоль Вятки, Камы, Волги и Ветлуги. В этот же период начинаются попытки христианизации марийского населения.

На обломках империи

Подчинение Казанскому хану никак не изменило положения марийцев, которым было всё равно, кому платить дань, булгарским, золотоордынским представителям власти, или Казани. Помня о желании Москвы двигаться дальше на восток, марийцы поддерживали Казань в её противостоянии с Русским государством, за что в итоге поплатились.

Для поддержки русской экспансии на восток ещё в 1523 г. в устье реки Суры был построен Васильсурск, а близлежащие марийцы стали подданными России. Однако уже на следующий год черемисы выступили против русских войск, осадивших Казань, опустошили все окрестности и перекрыли все дороги, не давая возможности войскам пополнить свои продовольственные запасы. Кроме того, возвращаясь назад, русские войска попали в засаду марийцев и чувашей. Так закончился первый короткий период марийского подданства.

Лишь спустя почти четверть века, устрашённые и измученные походами Ивана IV, марийцы вновь обратились к Москве. В декабре 1546 года было направлено посольство горных черемисов во главе с сотником Тугаем с просьбой принять их в русское подданство. По мнению ряда историков, фактором, подтолкнувшим горных марийцев принять подданство русского царя, стало обещание крымского ставленника на казанском престоле Сафа-Гирея передать ногайцам Горную сторону, если те поддержат Казань в борьбе с Москвой.

Свияжск

Продолжение следует

Литература

Свечников С.К. Присоединение Марийского края к Русскому государству. Йошкар-Ола; Казань, 2014.

Сануков К.Н. Этно-политическое развитие марийцев между тюрками и славянами // Запад-Восток. 2009. № 2.

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.


Россия является многонациональной страной, ведь в ней проживает большое количество разных народов. В республике Марий Эл живут луговые марийцы, имеющие свою культуру, язык и традиции, которые уходят корнями в глубину веков. История этого народа очень интересна, а их обычаи и красивые национальные костюмы поражают воображение. Прочитав данную статью, вы узнаете о луговых марийцах много нового.

Происхождение марийцев

Марийский этнос сформировался в IX-XI веках. О происхождении народа ученые и археологи спорят до сих пор. Некоторые считают, что марийцы близки к народу под названием меря. Кто-то пытается доказать его схожесть с представителями мордвы. Достоверно известно, что уже в IX-XI веках этнос делился на горных и луговых мари. Марийцы входят в большую семью финно-угорских народов.

Небольшой экскурс в историю марийского народа

В настоящее время в Марий Эл проживают луговые и горные марийцы. В чем разница между ними? Горные с древних времен живут на правом берегу Волги, и лишь некоторая часть обитает на левом берегу этой реки. Луговые изначально жили вблизи Малой Кокшаги, но позднее расселились и на другие территории. В настоящее время они проживают в Ветлужско-Вятском междуречье.

Выделяют три группы марийцев:

Восточными себя называют те, что проживают в Башкирии. Согласно историческим источникам, они переселились туда из-за того, что не хотели принимать православную веру. Восточные и луговые марийцы имеют общий язык, поэтому отлично понимают друг друга.

Горные марийцы с XV века подчинялись русскому царю. Некоторые историки считают, что они присоединились к Русскому государству добровольно, другие же предполагают, что у них не было другого выхода. Луговые долгое время выступали на стороне татар. Присоединение луговых марийцев к русскому государству было очень длительным. Они долго сопротивлялись и пытались сохранить свою независимость. Однако правительству Ивана Грозного удалось подавить движение повстанцев, вследствие чего луговые марийцы вошли в состав Русского государства. Несмотря на то, что их присоединение не было добровольным, а большая часть этого народа испытала страшные потрясения во время Черемисских войн (под таким названием в исторических источниках сохранилась борьба луговых марийцев с Русским государством), они смогли сохранить свою самобытность и традиции.

Мужчины готовят еду в священной роще

Образ жизни

Луговые марийцы с древних времен занимались земледелием. Выращивали рожь, овес, гречиху, репу, ячмень. Практически все семьи имели свои огороды, где сажали овощи и плодовые деревья для своих нужд. Большинство представителей марийцев разводили скот: коз, коров, овец, лошадей. В настоящее время очень хорошо развито в республике Марий Эл пчеловодство, а мед, собранный на пасеках марийского края, славится по всей стране. Благодаря тому, что марийцы проживают вблизи рек и крупных водоемов, они всегда имели возможность ловить рыбу. Также пользуется популярностью охота. Многие занимаются лесными промыслами: лесозаготовками, смолокурением.

Луговые марийцы на фоне священной рощи

Жилище марийцев

В XIX веке луговые марийцы проживали в деревянных избах с двускатной крышей. Обязательным атрибутом дома была русская печь. Обстановка в избе была совершенно простая: вдоль стен размещались лавки, на стенах имелись полки для икон и посуды. Спали на кроватях или нарах.

В теплое время года еду часто готовили в летней кухне, которая представляла из себя небольшую постройку с земляным полом. Зажиточные марийцы строили большие двухэтажные кладовые. Внизу хранили продукты питания, а на втором этаже - ценную утварь.

Вера луговых марийцев

Несмотря на то, что марийцы были вынуждены под давлением принять православную веру, они не отреклись от своих традиционных обычаев. С древних времен они посещают священные рощи, которые на марийском языке называются кусото. В рощах проводятся моления и совершаются обряды. Самое большое и красивое дерево играет важнейшую роль, ведь оно считается главным. Луговые марийцы верят в верховного Бога Юмо, а также поклоняются его помощникам. В священной роще нельзя шуметь и петь. Это место очень важно для каждого представителя марийского народа. Во время посещения священной рощи мужчины разжигают костры, устанавливают котлы и варят еду. Главному Богу приносят дары: хлеб, мед, блины.

Священная роща луговых мари

Обычаи и традиции

С древних времен марийцы объединялись в общины, куда входили жители нескольких селений. За невесту принято было платить выкуп, а ее родители, в свою очередь, давали приданное. Свадьбы были очень шумными и веселыми. Туда могли прийти все желающие, ведь создание новой семьи считалось грандиозным событием. Многие свадебные традиции сохранились у народа и по сей день. Жених с невестой и гости часто облачаются в национальные костюмы, звучат старинные марийские песни.

Праздник у луговых марийцев

У луговых марийцев была развита народная медицина. Если кто-то болел, то принято было обращаться к знахарю, который обладал необъяснимой силой. Целители и сейчас очень сильно ценятся, а запись к ним составляется на несколько месяцев вперед. Луговые марийцы верят, что знахари могут излечить любые болезни.

Отражение традиций и обычаев на экране

Наряды марийских девушек

Костюмы луговых марийцев заслуживают отдельного внимания. Представительницы женского пола предпочитали многослойные наряды, которые сложно было надеть самостоятельно. Важнейшую роль играли украшения из монет. Известно, что раньше их передавали по наследству из поколения в поколение.

Марийская девушка в национальном костюме

Заключение

История и культура марийского народа очень интересна. В республике Марий Эл существуют музеи, побывав в которых, можно окунуться в прошлое и увидеть особенности быта горных и луговых марийцев. Также там можно полюбоваться невероятно красивыми костюмами, расшитыми монетами, бисером и украшениями.

Читайте также: