Смысл финала преступление и наказание кратко

Обновлено: 05.07.2024

Определить, как эпилог помогает раскрыть образ главного героя.

Откроем последние страницы романа. Прошло почти полтора года со дня преступления. В остроге уже девять месяцев заключён ссыльно-каторжный второго разряда Родион Раскольников.

-- Каким он предстаём перед нами?

Внешне Раскольников остался таким же; сосредоточен на себе, замкнут. Не зря его не любят каторжные.

-- Верит ли он также в свою теорию?

-- Но если верна теория, жива и мечта Раскольникова -- стремление подняться над людьми, ощутить себя необыкновенным. Как он воспринимает её теперь?

-- Какая интонация звучит в размышлениях героя?

( В словах Раскольникова мы слышим сомнения, мечта ему видится теперь просто надеждой, фантазией. А о высшем смысле – ни слова.)

-- Из жизни Раскольникова уходит таинственный призрак необыкновенности, но как мучительно смириться с этим, как хочется обрести хоть какую-то точку опоры. И наступает момент, когда в новом свете предстаёт то, что когда-то было самым сокровенным. Отражением напряжённых раздумий Раскольникова является его сон в эпилоге.

Ученик пересказывает сон Раскольникова.

-- В чём значение сна Раскольникова?

( Страшная картина погибающего мира озаряется надеждой на появление избранных - тех, кто должен спасти других).

-- Как вы считаете, кто же эти избранные: Свидригайлов, Лужин или, может быть, кто-то другой?

- Вспомните, как относился раскольников к Соне?

-- обратимся к эпилогу. Как герой относится к Соне в первые месяцы своего заточения?

Затем эти встречи обратились в привычку, а иногда даже тосковал по Соне.)

Учитель: Разве это не свидетельство наметившейся переоценки ценностей, не свидетельство перелома во взглядах, в отношении к прошлому, к людям? Раскольников понимает, что стать человеком можно лишь при наличии в себе силы, не имеющей ничего общего с его мечтой. И это понимание приводит его к Евангелию.

Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен. Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий. Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря. Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился.

После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею. Ученики сказали Ему: Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда? Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним. Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему. Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним.

Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе. Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати; и многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их. Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома. Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир. Сказав это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя. Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему. Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа.

Иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она пошла на гроб - плакать там. Мария же, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри. Иисус прослезился. Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его. А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер? Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет.

Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него. А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус. Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом. Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино.

С этого дня положили убить Его. Посему Иисус уже не ходил явно между Иудеями, а пошел оттуда в страну близ пустыни, в город, называемый Ефраим, и там оставался с учениками Своими. Приближалась Пасха Иудейская, и многие из всей страны пришли в Иерусалим перед Пасхою, чтобы очиститься. Тогда искали Иисуса и, стоя в храме, говорили друг другу: как вы думаете? не придет ли Он на праздник? Первосвященники же и фарисеи дали приказание, что если кто узнает, где Он будет, то объявил бы, дабы взять Его.

-- Ради чего Раскольников просил Соню прочитать о воскресении Лазаря, что хотел услышать?

Учитель: Новый взгляд на жизнь проявляется в отношении героя к Соне, что-то неведомое открывается ему в ней. Не удивительная ли сила спасительной чистоты?

«Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и все лицо ее помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него. Но тотчас же, в тот же миг она все поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же, наконец, эта минута.

Они хотели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их глазах. Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого.

-- Какие чувства вы испытали после прослушанного ( увиденного) эпизода?

(Нет слов раскаяния, но мы видим, что Раскольников любит. Мы чувствуем, что он осознал пагубность своей теории).

-- А как вы думаете, что пережил герой за эти минуты?

( Мы не слышим слов раскаяния, но слёзы- новый рубеж: начинается контакт с окружающими, он изменил мнение к Соне, каторжным, к миру).

-- Каково значение этого эпизода в романе?

-- К какому человеку инстинктивно тянется Раскольников?

( К тому, кто способен верить, любить, страдать. Он сердцем чувствует, что Соня сильнее его, но качество это несовместимо с тем, что он пытался культивировать в себе раньше. Поэтому терпит крах его бесчеловечная, антигуманная теория).

а) по карточкам ( 3-4 ученика) ( См. Приложение)

И в наш XXI век, век компьютеров и новых технологий, в век космического прогресса, человек не имеет права распоряжаться жизнью другого человека, не имеет права на убийство.

Но в повседневной жизни мы видим совсем иное: убийства на религиозной почве, братоубийственные войны ( Чечня, Сирия, Украина).

( В эпилоге мы видим раскаявшегося героя, который встал на путь очищения, на путь любви, духовного возрождения).

Роман Ф.М.Достоевского является предупреждением человечеству о грозящей ему опасности быть ввергнутым в ад бездуховности. Всё творчество писателя – тревожная дума о будущем человечества, о судьбах России.

Домашнее задание на выбор:

Напиши письмо Соне от имени ссыльного Родиона Раскольникова.

Смысл названия Преступление и наказание

Названием книги, автор хотел подчеркнуть, что если было совершенно преступление — будет выполнено и наказание. По другому невозможно.

Смысл произведения Преступление и наказание

Также, в то время были популярны различные теории, по большей части вызванные Великой французской революцией, из-за которых происходили разнообразные общественные беспорядки, бунты и перевороты. На примере собственного произведения Достоевский показал глупость и ошибочность всех подобных теорий.Писатель продемонстрировал во всей красе одну из собственных мыслей: принятый правительством закон и наказание не пугают преступников, не являются весомой угрозой для них. Достаточно легко избежать правосудия, поэтому в системе наказания государством столь много недостатков и помех.

В конце своего романа Достоевский оставляется Раскольникова на пороге духовного перелома. Медленного, но верного перерождения.

Во время суда и в первые дни на каторге Раскольников не ощущает раскаяния и свое преступление он видел только в том, что не выдержал этой ноши и во всем признался.

Таким образом, смысл финала в том, что гордыня, которую осознал Раскольников, становится той благодатной почвой, из которой вырастает главное преступление героя — преступление против собственной человечности. Внутри него происходит столкновение рационального с чувственным, человечным. И этот разум заглушил его совесть и привел Раскольникова к трагедии.

Главная цель Достоевского (изобразить трагедию сознания) была достигнута. Разум, наряду с тем, что был раскрепощающей силой, стал порабощающей, исказившей все правильные человеческие чувства, задуманные Богом.

Жизнь Сони в финале

Соня стала жить иначе. И это её путь становления. Её любовь к миру, чистота — помогли не опуститься, не сломаться, не погрязнуть в грехах. Её вера и идеи оказались не просто правдой, а истиной, которая была сильнее теории Раскольникова.

Вместо заключения

Роман имеет композиционную незавершенность. Открыть финала помогает понять, что жизнь героев может сложиться как угодно.

Но надежда есть на то, что дальнейшая жизнь каждого из героев будет счастливой, поскольку каждый из них прошел путь очищения через страдание.

Краткое содержание эпилога в романе "Преступление и наказание", краткий пересказ финала

Роман "Преступление и наказание" заканчивается тем, что бывший студент Родион Раскольников приходит в контору (полицейский участок) и признается в совершенном им преступлении. Это происходит в конце 6-ой части романа. Сразу после этого следует "Эпилог".

О чем говорится в "Эпилоге"?

Из "Эпилога" читатель узнает, что после явки с повинной начался суд над Раскольниковым. Спустя пять месяцев после явки ему вынесли приговор: 8 лет каторги в Сибири. Следом за Раскольниковым в Сибирь отправилась и самоотверженная Соня Мармеладова.

Спустя несколько месяцев после суда Дуня, сестра Раскольникова, вышла замуж за его друга Разумихиина. На их грустной, тихой свадьбе присутствовал следователь Порфирий Петрович и врач Зосимов. Таким образом, Порфирий Петрович из врага Раскольникова превратился в друга всей семьи Раскольниковых.

После суда над Раскольниковым его друг Разумихин продолжил учебу в университете в Петербурге. Разумихин и Дуня планируют через 5 лет переехать в Сибирь поближе к Раскольникову, предварительно накопив для этого денег. Молодые супруги Разумихины поддерживают переписку с Соней, которая сообщает им подробности о жизни Родиона на каторге.

Мать Раскольникова Пульхерия Александровна так и не узнает, что именно произошло с сыном: Дуня бережет мать и скрывает от нее правду. Однако несчастная мать догадывается, что с сыном произошло что-то страшное. Душевные страдания подрывают ее здоровье. Через несколько месяцев мать умирает в возрасте около 43-44 лет. В это время Раскольников находится на каторге.

В Сибири Соня Мармеладова живет в городе, где Раскольников отбывает каторгу. Она навещает молодого человека почти каждый день. Раскольников относится к Соне пренебрежительно и грубо, но девушка терпеливо сносит обиды. На новом месте Соня работает модисткой (швеей) и пользуется успехом у местных клиентов. Окружающие любят и уважают ее. Благодаря своим новым связям Соня добивается улучшений условий на каторге для Раскольникова.

Спустя 9 месяцев каторги в душе Раскольникова происходит перелом: судя по всему, он раскаивается в преступлении. Он также искренне раскаивается в том, что был несправедлив к доброй Соне. В отношениях молодых людей начинается новый этап: Соня наконец чувствует, что Раскольников ее любит. Герои счастливы, что есть друг у друга. Они терпеливо ждут окончания каторги. Раскольникову остается 7 лет срока.


Таково краткое содержание эпилога в романе "Преступление и наказание" Достоевского: краткий пересказ финала произведения.

Через полтора года после совершения преступления Раскольников оказался в Сибири. Судебное расследование по его делу прошло без особых затруднений. Все удивлялись, что он даже не воспользовался украденным. Свидетели представили доказательства, которые благоприятно повлияли на вынесение приговора. Он был осуждён на 8 лет каторжных работ. Соня отправилась на каторгу вместе с ним. Там она зарабатывала шитьём и завела некоторые знакомства, дающие ей возможность хоть немного облегчить участь Роди в остроге.

Мать Родиона сильно заболела. Её состояние граничило с помешательством. Ей не говорили правду о сыне. Она с радостью благословила брак дочери с Разумихиным и вскоре умерла.

Спустя какое-то время Раскольников попал в больницу. Его антигуманная философская теория потерпела крах. Душевными терзаниями он так изнурил себя, что у него начался жар и бред. Ему приснился странный сон, однако смысл этого сновидения был ясен для него.

Сперва к Соне Мармеладовой и её визитам Родион относился равнодушно, но однажды его сердце что-то пронзило. В очередной визит девушки он бросился к её ногам. Долго плакал, обнимая её колени. Соня догадалась о чувствах, переполнявших Раскольникова. Её глаза засветились от счастья.

Любовь послужила толчком к воскрешению их обоих, однако до окончательного исцеления им нужно было пройти ещё долгий путь. Требовалось ждать и терпеть. Стоя на пороге новой жизни, Родион ощутил потребность прочитать Евангелие, чтобы понять и принять убеждения любимой.

Произведение учит, что при любых обстоятельствах нужно верить в лучшее и суметь сохранить в своём сердце сострадание, доброту и противостоять злу в любых его проявлениях.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Достоевский. Все произведения

Эпилог романа Преступление и наказание. Картинка к рассказу

Сейчас читают

В начале произведения рассказчик пытается передать читателю чувство неудовлетворенности от того, что согласился посетить санаторий, располагающийся на берегу моря. По прибытии ему стало понятно

Произведение относится к философской прозе писателя с включением в нее элементов народной притчи, ненавязчиво раскрывая проблематику несправедливых взаимоотношений неограниченной власти и отдельной личности

Все действия происходят в конце девятнадцатого века, в начале – двадцатого в России. Тихон и Кузьма как родились в это время. Они родились и стали жить в деревеньке под названием Дурновка.

Даже после признания в убийстве и раскаяния Родион Раскольников до конца не отказывается от своей теории и все еще верит в нее, а свою слабость он видит больше не в совершенных поступках, а в их последствиях. Однако некоторые преобразования в нем все же произошли. Во-первых, Раскольникова мучила совесть, и она во многом изменила его.

Он не отказался от теории, но винил себя за убийство. Во-вторых, он стал по-другому относиться к вниманию Сони к нему: она долго за ним ухаживала, навещала, писала Дуне. Он сначала относился к ней с раздражением,

По-другому стала жить и Соня: это время становления на истинный путь. Ее любовь к людям и к миру, ее чистота – все это не дало ей погрязнуть в грехах, в моральной нищете. Ее идеи стали не просто правдой, а истиной, поскольку ее вера была намного сильнее теории Раскольникова.

Открытость финала, композиционная незавершенность говорит о том, что жизнь главных героев может сложиться как угодно: может и очень хорошо, а может и наоборот, однако содержание конца романа говорит о том, что, скорее всего, дальнейшая жизнь героев будет счастливой. Соня прошла свое “перерождение через страдания”. Раскольников уже начал свой путь “очищения” – “жизнь недаром же ему дается… ее надо дорого купить, заплатить за нее великим подвигом”.

Читайте также: