Биология 5 и 6 класс кратко
Обновлено: 07.07.2024
Ботаника
Растительная клетка, ее строение
Корень
Побег. Лист. Стебель
Цветок — видоизмененный побег
Размножение растений
Опыление. Оплодотворение
Строение семян. Прорастание и распространение
Развитие растительного мира
Водоросли
Бактерии
Лишайники
Мхи
Папоротники
Хвощи и плауны
Отдел Голосеменные
Отдел Покрытосеменные, или цветковые растения
Цветковые растения. Класс однодольные
Цветковые растения. Класс двудольные
Царство Грибы
Зоология
Общие сведения о животных. Одноклеточные
Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные
Тип Плоские черви
Тип Круглые черви
Тип Кольчатые черви
Тип Моллюски
Тип Членистоногие
Класс Насекомые
Тип Хордовые
Надкласс Рыбы
Класс Земноводные (Амфибии)
Класс Пресмыкающиеся (Рептилии или Гады)
Класс Птицы (Пернатые)
Класс Млекопитающие (Звери)
Эволюция животного мира
Анатомия и физиология человека
Общий обзор организма человека
Опорно-двигательная система человека
Ткани, их строение и функции
Мышцы. Их строение и функции
Внутренняя среда организма
Иммунитет
Кровообращение. Лимфообращение
Строение сердца
Дыхание
Газообмен в легких и тканях
Пищеварение
Размножение человека
Выделение
Кожа
Железы внутренней секреции
Нервная система человека
Органы чувств (Анализаторы)
Высшая нервная деятельность
Общие биологические закономерности
Основные положения клеточной теории, ее значение
Химический состав клеток
Обмен веществ и превращение энергии в клетке
Фотосинтез
Синтез белка
Вирусы, их строение и функционирование
Деление клеток — основа размножения и роста организмов
Мейоз
Половое и бесполое размножение организмов
Эмбриональное развитие животных
Общая биология
Основы генетики. Законы наследственности
Половые хромосомы и аутосомы. Генотип
Изменчивость, ее формы и значение
Приспособленность организмов к среде обитания,ее причины
Генетика и теория эволюции
Додарвиновский период в развитии биологии
Эволюционное учение Дарвина
Антропогенез
Основы селекции
Основы экологии. Биогеоценоз
Агроценоз
Учение о биосфере
Задачи биологии: изучение закономерностей проявления жизни (строения и функций живых организмов и их сообществ, распространение, происхождение и развитие, связи друг с другом и неживой природой); раскрытие сущности жизни; систематизация многообразия живых организмов.
Методы биологических исследований. Современная биология располагает широким набором методов исследования. Основными являются следующие методы. Метод наблюдения и описания заключается в сборе и описании фактов. Метод измерений использует измерения характеристик объектов. Сравнительный метод основан на анализе сходства и различий изучаемых объектов. Исторический метод изучает ход развития исследуемого объекта. Метод эксперимента даёт возможность изучать явления природы в заданных условиях. Метод моделирования позволяет описывать сложные природные явления относительно простыми моделями.
Связь биологии с другими науками. Биoлoгия тесно связана с фундаментальными науками (математикой, физикой, химией), естественными (геологией, географией, почвоведением), общественными (психологией, социологией), прикладными (биотехнологией, бионикой, растениеводством, охраной природы) и принадлежит к комплексу естественных наук, то есть наук о природе.
Значение биологии. Биолoгия является теоретической основой таких наук, как медицина, психология, социология. Биологические знания используются в пищевой промышленности, фармакологии, сельском, лесном и промысловом хозяйстве. Достижения биологии используются при решении глобальных проблем современности: взаимоотношения общества с окружающей средой, рационального природопользования и охраны природы, продовольственного обеспечения.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО БИОЛОГИИ
(с) Цитаты из вышеуказанных учебных пособий использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ).
4 среды обитания - водная, наземно-воздушная, почвенная и среда образуемая самыми живыми организмами.
5 отделов головного могзга - продолговатый мозг, мозжечок, средний мозг, промежуточный мозг, передний мозг (2 полушария).
Автотрофы - организмы, способные самостоятельно создавать питательные вещества.
Азотофиксирующие бактерии (клубеньковые) - бактерии, поселившиеся на корнях бобовых растений, способные поглощать азот из воздуха.
Анатомия - наука о внутреннем строении организмов.
Бактерии - просто устроенные микроскопические, чаще одноклеточные организмы.
Бациллы - палочковидные бактерии.
Биологические часы - способность живых организмов ориентироваться во времени.
Биология - наука о любом проявлении жизни.
Биосфера - область распространения жизни.
Ботаника - наука о растениях; наука о строении, развитии, жизнедеятельности растений, их распространении и происхождении.
Вакуоль - органоид растительной клетки, заполненный клеточным соком с запасом питательных веществ (ЗПВ).
Вибрионы - бактерии в виде запятой.
Виды растительных тканей - образовательные, основные, проводящие, механические, покровные.
Волокна - растительные клетки с утолщенными оболочками.
Высшие растения - растения, имеющие ткани и органы.
Газообмен - обмен газов между окружающей средой и внутренней средой организма.
Гетеротрофы - организмы, поглощающие готовые питательные вещества извне.
Головной мозг - это главный координирующий центр у позвоночных.
Гормональная регуляция - регулирующее воздействие гормонов на функции организма.
Гормоны - биологически активные вещества.
Грибы - одно из царств растений, сочетающие признаки растений и животных.
Гуморальная регуляция - гормональная регуляция + регуляция с помощью продуктов обмена веществ (углек газ) , выделяемыми клетками и тканями в кровь, лимфу и тканевую жидкость.
Гуморальная регуляция - длительные процессы жизнедеятельности (рост, индивидуальное развитие).
Двудольные растения - растения с двумя семядолями.
Дыхание - поглощение кислорода и выделения углекислого газа.
Индивидуальное развитие - развитие от зиготы до естественной смерти.
Испарение - удаление паров воды с поверхности.
Клетка - структурная и функциональная единица живого.
Клеточный сок - полужидкое вещество вакуолей, содержащее красящие и питательные вещества, воду и придающие окраску лепесткам и другим органам растений.
Кожица (эпидерма) - покровная ткань, представленная живыми, плотно сомкнутыми клетками.
Кокки - шарообразные бактерии.
Корневое давление - давление в проводящих сосудах корней, обеспечивающее водой надземных органов.
Лейкопласты - бесцветные пластиды.
Лепестки - внутренние окрашенные листочки околоцветника.
Листопад - массовое опадение листьев перед наступлением неблагоприятных условий.
Лишайники - организмы, образованные симбиозом гриба и водоросли.
Лупа - простейший увеличительный прибор с разрешающей способностью 2-30 раз.
Межклеточное вещество - полужидкое вещество, соединяющее оболочки соседних растительных клеток.
Механическая - ткань, состоящая из волокон и придающая прочность растению.
Микориза (грибокорень) - симбиоз нитей грибницы шляпочных грибов и корней высших растений.
Микроскоп - сложный увеличительный прибор с разрешающей способностью 300-400 раз (световой), 3500-4000 раз.
Минеральное питание - процесс поступления из почвы через корни воды и минеральных веществ.
Минеральные удобрения - азотные способствуют росту листьев и стеблей, калийные росту корней, фосфорные для скорейшего созревания плодов.
Мицелий (грибница) - система ветвящихся белых нитей (гиф).
Мозжечок - координирует сложные движения, равновесие тела.
Мхи - отдел царства Растений, характерной чертой которых является наличие тканей и примитивных органов (стебель, лист).
Нейрогуморальная регуляция - это нервная + гуморальная регуляция.
Нейрон - клетка нервной ткани.
Нервная регуляция - координирующее влияние нервной системы на клетки, ткани и органы, приводящее их деятельность в соответствие с потребностями организма и изменениями окружающей среды.
Нервная система - осуществляет связь клеток, тканей, органов, систем внутри организма и с внешней средой.
Низшие растения - растения, состоящие из одной или многих неспециализированных клеток.
Обоеполые - цветки, содержащие пестики и тычинки.
Оболочка - особая часть клетки, придающая прочность, защищающая клетку (у растений состоит из целлюлозы).
Околоцветник - структуры, расположенные вокруг мужских и женских частей цветка.
Органоиды - особые структуры цитоплазмы, выполняющие определенные функции и имеющие определенное местоположение.
Органы - это часть организма, имеющая определенное строение, занимающая определенное положение и выполняющая определенные функции.
Основная ткань - ткань, заполняющая пространство между другими тканями.
От древних папаротников - голосеменные и покрытосеменные.
От риниофитоподобных растений - мхи, плауны, хвощи, папоротники.
Паразиты - организмы, питающиеся питательными веществами живых организмов.
Передний мозг состоит - из подкорки и коры больших полушарий.
Пестик - женская структура цветка, состоящая из рыльца, столбика и завязи.
Пигменты - красящие вещества.
Питание - поступление питательных веществ (ПВ) в организм.
Пластиды-органоиды - растительных клеток, отвечающие за фотосинтез (зеленые и красные) или запасающие питательные вещества (бесцветные).
Плодовое тело - у большинства грибов ножка и шляпка.
Плодородие - способность почвы обеспечивать необходимыми веществами растения.
Поведение - действия, совершаемые организмами при добывании пищи, разможении, дыхании и других процессах жизнедеятельности.
Покой - приспособление организмов к неблагоприятной среде.
Покровная (кожица, пробка, кора) - ткань, находящаяся на поверхности растения, выполняющая защитную функцию.
Почва - верхний, плодородный слой земли, обеспечивающий растения водой и минеральными веществами.
Признаки царства растений - способность к фотосинтезу.
Пробка - покровная ткань, представленная мертвыми, плотно сомкнутыми клетками.
Проводящая - ткань, транспортирующая воду и питательные вещества.
Продолговатый мозг - координирует дыхание, сокращение сердца, сосудов.
Прокариоты - организмы, не имеющие оформленного ядра.
Промежуточный мозг - координирует зрение.
Развитие - качественные изменения организмов.
Раздражимость - реакция организма на изменения окружающей среды.
Размножение - увеличение численности особей (организмов).
Растения бывают - низшие и высшие.
Рефлекс - ответная реакия организма на раздражение, осуществляемая с помощью нервной системы.
Ризоиды - бесцветные ветвистые нитевидные клетки, служащие водорослям для прикрепления.
Рост - увеличение размеров тела (количественные изменения).
Сапротрофы - организмы, получающие органические вещества из отмерших организмов или выделений живых организмов.
Семенные - голосеменные и покрытосеменные.
Семязачаток - зачаток семени, расположенный в завязи пестика.
Семя содержит - запасающую ткань(эндосперм), зародыш и семенную кожуру.
Симбиоз - взаимополезное совместное существование организмов.
Сине-зеленые бактерии (или цианобактерии) - зеленые бактерии, способные к фотосинтезу.
Ситовидные трубки - живые вытянутые клетки, поперечные перегородки в виде сита.
Сосуды - мертвые вытянутые клетки, лишенные перегородок, проводящие воду и минеральные вещества.
Спириллы - спиралевидные бактерии.
Спора бактерии - форма бактерий, служащая для перенесения ими неблагоприятных условий.
Споровые растения - водоросли, мхи, папоротники.
Споры грибов - структуры вегетативного размножения грибов.
Средний мозг координирует - ориентировочные рефлексы на зрительные и звуковые раздражения.
Таллом (слоевище) - тело низших растений (водорослей).
Ткань - группа клеток, сходных по строению, выполняющих одинаковые функции и имеющих одинаковое происхождение.
Тычинки - мужская структура цветка, состоящая из пыльника и тычиночной нити.
Фенология - наука о сезонных периодических явлениях природы.
Физиология - наука о функциях и процессах в организме.
Фотопериодизм - соотношение продолжительности светлого и темного времени суток.
Фотосинтез - процесс образования органических веществ в зеленых частях растений при помощи света из углекислого газа и воды, выделяя при этом кислород.
Хлорофилл - зеленый пигмент хлоропластов.
Хромопласты - красные и желтые пластиды.
Хромосомы - особые уплотненные структуры ядра несущие информацию об организме.
Цветок - видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения.
Цитология - наука о строении и функционировании клеток.
Цитоплазма - особая часть клетки, состоящая из жидкого вязкого вещества с погруженными органоидами.
Цитоплазматическая мембрана - особая часть клетки, выполняющая избирательный транспорт веществ.
Экология - наука об отношениях организмов между собой и окружающей их средой.
Эндокринные железы(железы внутренней секреции) - гормоны у животных.
Эндосперм - запасающая ткань семени.
Эукариоты - организмы, имеющие оформленное ядро.
Ядро - особая часть клетки, отвечающая за хранение и передачу информации об организме.
На этом уроке вы изучите буквально все вокруг - небо, землю, моря и океаны, животных и растения, поймете суть предметов и явления природы.
Урок
Клетка- основа жизни
В этом уроке вы узнаете как устроены клетки животных и растений, в чем их различия, а также познакомитесь с интересными фактами.
Яркая графика и интересные картинки не оставят тебя равнодушным!
Урок
Ткани растений
В этом уроке мы узнаем какие бывают ткани растений, познакомимся с их функциями и поговорим об особенностях клеток растений
Урок
Ткани животных
Сегодня мы поговорим о многоклеточных животных, которые состоят из миллиардов клеток.
Урок
Вирусы
Сейчас ты узнаешь о маленьких и опасных существах- вирусах! :)
Урок
Бактерии
Сегодня мы поговорим о самых многочисленных обитателях нашей планеты!
Урок
Грибы
Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным
Урок
Водоросли. Мхи. Лишайники
Эти растения можно назвать самыми ленивыми, ведь пока их сородичи эволюционировали, они миллионы лет спокойно оставались в своей изначальной форме.
Урок
Плауны. Хвощи. Папоротники
Плауны и хвощи - многолетние вечнозеленые травянистые растения!
Урок
Строение семени. Плод
Семя - структура растения, которая служит для его размножения и расселения. Плод защищает семена от повреждений, питает их и помогает расселяться.
Урок
Голосеменные
Растения, которые выживают в суровых условиях, при отрицательных температурах и с минимальным количеством влаги!
Урок
Корень. Побеги. Стебель и почки
Сегодня мы узнаем, что такое корень, побеги , стебель, почки. А также о том, что усики у гороха - это видоизмененные сложные листочки!
Урок
Строение листа
Лист - это видоизмененный побег. Лист очень важный орган растения, например, любой комнатный цветок может погибнуть, если большая часть листьев у него пострадала.
Урок
Цветок и соцветие
Сегодня вы узнаете, что такое цветок и зачем он нужен растению.
Урок
Химический состав растений
А вы знаете, что некоторые растения способны накапливать разные химические элементы? Такие растения есть, например, морская капуста, в которой содержится йод.
Урок
Дыхание растений. Передвижение и испарение воды в растениях
Даже одноклеточные растения, такие как водоросль хлорелла, дышат, хотя и живут в воде.
Урок
Систематика растений. Классы цветковых
В данном уроке мы изучим систематику растений и познакомимся с двумя классами цветковых.
Урок
Семейство Крестоцветных и Розоцветных
В этом уроке мы поговорим о наиболее часто встречающихся классах Крестоцветных и Розоцветных. Крестоцветные также называют капустные, а Розоцветные - это фрукты и ягоды.
Урок
Семейство Бобовых, Пасленовых и Астровых
Сейчас мы познакомимся с очень важными для человека растениями! Достаточно назвать такие культуры, как подсолнечник, горох, фасоль, соя, картофель, томат и т. д.
Урок
Семейство Лилейных и Злаковых
Сегодня мы узнаем о представителях, характеристиках семейства Злаковых и Лилейных.
Урок
Растительные сообщества
Сегодня мы узнаем о том, почему в природе растения не растут изолированно, о взаимодействиях растений в сообществе, также о смене растительных сообществ.
Урок
Экофакторы и группы
В этом уроке вы познакомитесь с экологией - наукой о живых существах и их взаимодействии с окружающей средой.
Урок
Размножение растений и животных
В этом уроке мы узнаем как разные организмы воспроизводят себе подобных
Лэйдл предлагает пройти онлайн-уроки биологии за 6 класс. Мы тщательно изучили школьную программу, выбрали самые ценные сведения и структурировали их по темам. Вам остается лишь выделить время и начать обучение в режиме онлайн.
Темы уроков по биологии охватывают весь растительный и животный мир, знакомят ребенка с окружающим миром, строением и особенностями его обитателей. Ребенку предстоит узнать о природе вирусов и бактерий, цветах и деревьях, подводных растениях.
3 причины выбрать Лэйдл
- Четкий план.
Все занятия имеют четкую структуру, благодаря чему ребенок не запутается в изложенной информации и с легкостью освоит школьную программу за 6 класс. Опытные преподаватели Лэйдл также заполнили некоторые пробелы и добавили в курс множество интересных фактов. - Дополнительные материалы.
Нам удалось упростить процесс обучения, сделать его интересным и занимательным. Для этого мы снабдили уроки фото- и видеоматериалами. - Доступные знания.
С этого момента вам не нужно тратить время на поиск информации в Интернете. Все самые важные сведения по биологии собраны в тематических уроках – просто читайте и запоминайте.
Зарегистрируйтесь на нашем сервисе сегодня, и уже завтра ваш ребенок начнет свое онлайн-обучение по биологии!
Читайте также: