Троицкий собор александров история кратко

Обновлено: 05.07.2024

Собор Покрова Пресвятой Богородицы

Царь Иоанн IV Васильевич был усердным богомольцем собора с декабря 1564 г. по декабрь 1581 г. Царь Иван Васильевич украсил этот собор двумя вратами, вывезенными им из Новгорода и Твери. Западный портал и сейчас украшают Тверские врата, вывезенные из Твери по приказу Ивана Грозного в 1569 г. Вероятно, это двери, выполненные в XIV в. для Спасо-Преображенского собора в Твери. В южный портал были установлены Васильевские врата, вывезенные из Новгорода Великого после его разгрома войсками Грозного.


Васильевские двери

Успенский женский монастырь был основан в 1651 г. преподобным Лукианом Александровским на месте загородного государева двора по жалованной грамоте царя Алексия Михайловича и благословению Патриарха Иосифа.

Троицкий Собор

К 1682 году приходской Покровский собор перешел в ведение Успенского монастыря, и, вероятно, в это же время был переосвящен в честь Пресвятой Троицы.
В сентябре 1687 года, к приезду в монастырь царя Петра Алексеевича, в Троицком соборе московскими царскими мастерами был поставлен новый пятиярусный иконостас, сохранивший и часть икон XVI века. Перед ним в 1696 году затеплились 6 серебряных с золочеными украшениями лампад и 7-я подъемная, подаренные Царевичем Алексеем Петровичем для поминовения своей бабушки — царицы Наталии Кирилловны.

В сентябре 1700 года в бывшем Никольском приделе освящен престол в честь праведного Симеона Богоприимца (упразднен в 1870 году).

В конце 1727 г. под Троицким собором погребена казначея царевны Марии Алексеевны — девица Евфимия Андреевна Львова, скончавшаяся 12 декабря 1727 г. и жившая в обители, усердно одаренной вкладами самой царевны.

Росписи, выполненные в середине XVI века в традициях школы Дионисия, украшали все стены, столпы и своды собора. Первоначальный иконостас собора представлял собой каменную алтарную преграду с фресками. Поверх нее находились тябла с иконами деисусного чина. Каменный престол был обложен медными посеребренными пластинами, резная сень над ним была позолочена.
При игумении Евгении Ивановой (1819-1835) в 1823 году построена новая настоятельская двухэтажная келья и на выданные по ее ходатайству в 1824 году из казны деньги, 18 265 руб., сделано на Троицком соборе вместо одной пять глав, покрыт собор вновь железом, штукатурка обвалившаяся внутри и снаружи исправлена; стенное и иконное писание возобновлено.


Троицкий собор. Фототипия В. Штейна. Кон. XIX века.

Главка Троицкого собора. Современный вид.

Обновление и освящение Троицкого собора в Успенском женском монастыре города Александрова


Город Александров, Троицкий собор. Фото Прокудина-Горского, 1911 год.

Успенский монастырь. Слева колокольня и церковь Преображения Господня. Фототипия В. Штейна. Нач. ХХ века.


Западные входные двери Троицкого собора.

Восточный фасад Троицкого собора

Троицкий собор

В подклете собора, под алтарем, помещаются семь гробниц. Не все захоронения идентифицированы, но точно известно, что первая от входа принадлежит иеромонаху Корнилию, духовнику и строителю Успенского монастыря (умер 11 августа 1681). Также здесь погребен генерал-аншеф И.И. Бутурлин, сосланный во времена правления Екатерины I в имение Крутец неподалеку от Александрова. Предполагается, что здесь же похоронены две малолетние дочери Ивана Грозного и Марии Темрюковны.



Распятская церковь-колокольня

Троицкий собор – единственный храм Александровского кремля, сохранивший практически первозданный вид. Как и все остальные строения кремля, Троицкий собор построен из белого камня и красного кирпича. Есть предположение, что над строительством собора работали итальянские архитекторы, имя одного из них встречается в различных исторических документах. Согласно одним данным зодчего звали Алевиз Фрязин, другие называют его Алевиз Новый. Непосредственно строительством занимались русские ремесленники, поэтому в архитектуре собора присутствуют как итальянские, так и русские элементы.



Троицкий собор не раз становился свидетелем самых значительных событий в жизни нескольких поколений царской семьи, да и всей России. В стенах собора Василий Третий брал благословения на походы, Иван Четвертый проводил собрания, где обсуждались планы нападений на непокорные города. В Троицком соборе проходил обряд венчания Ивана Васильевича Грозного с Марфой Собакиной, которая не смогла долго зваться царицей, так как была уличена в измене и казнена по приказу супруга. Затем в Троицком соборе Иван Васильевич венчался со своей пятой женой Анной Васильчиковой.

Менялось не только название собора, но и его внешний вид. Изначально стены собора были весьма пестрыми, строители не штукатурили и не белили их, поэтому каждый камень имел свой оттенок, кроме того, в глаза бросался контраст белого камня и красного кирпича. Поселившиеся на территории царского дворца монахи решили, что храм должен иметь богоугодный вид и перекрасили стены в белый цвет. Затем вокруг храма стали расти всевозможные пристройки, различных размеров и архитектурных форм. Со временем пристройки окружили собор со всех сторон, закрыв прекрасную галерею, созданную итальянским зодчим.

Иван Грозный продолжил традицию своего отца. В 1570 году он совершил поход на Новгород, завоевав его, царь забрал врата с Софийского собора. Кстати, на месте этих ворот раньше стояли Тверские врата, отправленные во Псков. Грозному достались Васильевские врата (названы в честь епископа Василия, приказавшего сделать главные врата собора вместо Тверских). Васильевские врата были выкованы из железа, на их лицевой стороне размещаются медные пластины с золотыми узорами и изображениями библейских сцен. Одна из медных пластин содержит изображение Иоанна Предтечи. Иван Васильевич приказал сделать эту пластину и разместить ее на вратах, так как святой был его покровителем. И Тверские и Васильевские врата были установлены в западном (Тверские) и южном (Васильевские) порталах Троицкого собора.

На стенах внутри храма довольно хорошо сохранились фрески и картины. В год окончания строительства храм расписывали лучшие мастера Руси. Так как храм был освящен как Покров Пресвятой Богородицы, стены и свод украсили фресками с изображением Девы Марии и некоторых моментов ее жизни. Когда было принято решение переименовать храм в Троицкий, фрески были закрыты новыми изображениями. Долгое время на территории царского дворца располагался монастырь. Монахи решили изменить внешний вид собора и заменить имеющиеся фрески на изображения библейских сюжетов. Как раз это в большей степени повредило старинной росписи стен. В настоящее время при помощи современных технологий, реставраторы пытаются открыть фрески. Благодаря тому, что храм никогда не пустовал, стены сохранились поразительно хорошо. Можно свободно понять, что изображает та или иная картина, даже изображения, нанесенные на стены в шестнадцатом веке, все еще целы.

В подклете (в месте под основным помещением храма, своего рода в подвале) Троицкого собора до сих пор находятся семь могил с богатыми надгробиями, выполненными из белого камня. Исследователям удалось установить имена только трех человек захороненных здесь. В одной могиле покоится тело иеромонаха Корнилия (духовника Успенского монастыря, умер в 1681 году), еще в двух (точнее, могилы объединены в одну) хранятся останки маленьких дочерей царя Ивана Васильевича. Рядом располагается усыпальница генерала И.И. Бутурлина. Установить имена остальных погребенных здесь людей не удалось.

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".

Троицкий собор Александров


В 1513 г. в Александровом кремле был построен загородный дворец великого князя Василия III и освящена новая церковь Покрова Пресвятой Богородицы (ныне Троицкий собор).

Архитектура Троицкого собора в Александрове

Троицкий собор Александров

Архитектура Троицкого собора в Александрове обусловлена ориентацией мастеров Василия III на главную святыню ближайшего Троице-Сергиева монастыря – храм во имя Святой Троицы. Огромный массивный храм, увенчанный большой главой на световом барабане, выглядит мощно и слегка приземисто, из-за позднейших обстроек – крытой галереи с папертью и крыльцом.

Основной объем храма – кубический, с позакомарным покрытием. Его стены не всегда были белыми; шведский путешественник Петрей де Эрлезунда, много писавший о России, описывал внешнее убранство Покровского собора так:

Собор был выстроен из белого камня, перемежающегося с кирпичом. Такая смешанная кладка была характерна, например, для Архангельского собора в Московском Кремле, а резьба повторяет мотивы Троицкого собора в Троице-Сергиевой Лавре.

Интерьер Троицкого собора

Интерьер Троицкого собора Александров

Одной из главных святынь Троицкого собора является Страстная икона Божией Матери, к которой неизменно устремляются все паломники, прибывающие в знаменитый монастырь.

Внутри собор также поражает своими размерами и простором; интерьер хорошо освещен благодаря световому барабану и окнам в верхней части стен. Очень красивы резные перспективные порталы, ведущие в главную часть собора.

Тверские врата установлены в западном портале Троицкого собора.

Росписи, выполненные в середине XVI века в традициях школы Дионисия, украшали все стены, столпы и своды собора; к сожалению, они сильно пострадали в 1887-1889 гг., когда практически все фрески были записаны новыми росписями артели Сафонова из села Палех. Реставраторам удалось расчистить только два фрагмента древних фресок, остальные до сих пор скрыты позднейшими росписями. Что касается икон собора, то многие были вывезены в московские музеи, где и хранятся до сих пор.

Отдельного внимания заслуживают медные двери в западном и южном порталах. Западный портал украшают Тверские врата, вывезенные из Твери по приказу Ивана Грозного в 1569 г. Вероятно, это двери, выполненные в XIV в. для Спасо-Преображенского собора в Твери. В южный портал были установлены Васильевские врата, вывезенные из Новгорода Великого после его разгрома войсками Грозного.

Каменный престол был обложен медными посеребренными пластинами, резная сень над ним была позолочена.

Главный престол собора первоначально был освящён во имя Покрова Божией Матери. В северной части открытой белокаменной галереи был устроен придел в честь преподобного Сергия Радонежского, в южной – святителя Николая Чудотворца. Под алтарем, в белокаменном подклете, находилась крипта для захоронений.

Цари в Троицком соборе Александровой слободы


Молитвы к Богу в Покровском храме возносил во время посещений Александровой слободы его создатель Великий Князь Василий III Иоаннович. Царь Иоанн IV Васильевич был усердным богомольцем собора с декабря 1564 г. по декабрь 1581 г.

Цари из династии Романовых много благотворили Успенской обители, не забывая и о ее древнем Троицком соборе. Именно в XVII веке собор обнесли крытой галереей с двумя белокаменными приделами, освященными во имя преподобного Сергия Радонежского и святого праведного Симеона Богоприимца.

В 1645 г. в Покровском соборе молился Царь Михаил Федорович, в дар он оставил вызолоченный потир и большое серебряное кадило. В 1671 г. приезжал Царь Алексей Михайлович.

В соборной ризнице еще в XIX столетии хранились дары русских царей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича. Известны грамоты Алексея Михайловича, а также Иоанна и Петра Алексеевичей касательно ружного жалованья священнослужителей Троицкого собора.

Царь Федор Алексеевич (1676-1682 гг.), ежегодно посещавший Успенскую девичью обитель в 1676-1681 гг., был в Покровском соборе 29 ноября 1676 г. 30 сентября 1680 г. слушал всенощное бдение на престольный праздник Покрова, а за Литургией молился 1 октября в Никольском приделе.

В свою монастырскую бытность Троицкий собор оставался соборным храмом для всей Александровской слободы.

Троицкий собор Александрова после революции

После революции 1917 года началось разорение обители. В 1919 году большевики опечатали все храмы, кроме Успенского, но и для него это была лишь отсрочка — Успенскую церковь закрыли спустя четыре года. В 1921 году в бывшем монастыре власти организовали Александровский историко-бытовой музей.

В 1946 году, с возобновлением Владимирской епархии, власти, уступая многочисленным просьбам, передали соборный храм общине верующих: на десятилетия он стал единственной действующей церковью во всей округе.

Возрождение собора

Новая эпоха для Троицкого собора началась 10 ноября 1991 года, когда был возрожден Свято-Успенский женский монастырь; он явился одним из первых возобновленных монастырей Владимирской епархии

С 1 января 1992 года в Троицком соборе снова начались богослужения по монастырскому уставу.

В 1995 году произошло знаменательное событие — обретение мощей преподобного Корнилия Александровского, погребенного в склепе под алтарем Троицкого собора. Обретенные мощи ныне покоятся в раке в южном приделе соборного храма. В том же году, ранней осенью, Успенскую обитель посетил Патриарх Алексий II, совершивший молебен в Троицком соборе — у мощей преподобного Корнилия.

Ныне именно в Троицком соборе сконцентрирована молитвенная жизнь насельниц Успенского монастыря.

Богослужения в Троицком соборе Успенского монастыря Александрова

Богослужения в Троицком соборе совершаются ежедневно: утром — в 8:00, вечером — в 16:00.

Престольные праздники Троицкого собора (даты даны по новому стилю): 18 июля и 8 октября — память преподобного Сергия Радонежского; день Святой Троицы. 26 августа празднуется Страстная икона Божией Матери; 24 августа и в 6-ю неделю по Пасхе — память преподобного Корнилия Александровского.

Контакты

Как добраться самостоятельно в Александрову слободу

Электрички из Москвы в Александров с Ярославского вокзала отправляются примерно раз в час, время в пути — чуть более двух часов.

Троицкий собор в г. Александров

Описание Троицкого собора в г. Александров

Троицкий собор был построен в начале XVI века по указу царя Василия III - отца Ивана Грозного. Еще во время строительства этот храм был освящен как собор Покрова Пресвятой Богородицы. Лишь в XVIII веке собор был назван Троицким - смысл этого переименования непонятен историкам до сих пор. Фактически совершился обмен названиями между двумя Александровскими церквями - Троицкий храм стал храмом Покрова Пресвятой Богородицы и наоборот. Известно лишь, что переименование было инициативой монашества и после пришлось заново освящать оба храма и даже менять внутреннее убранство.

Троицкий собор в г. Александров

Троицкий собор - часть архитектурного ансамбля Александровского Кремля, одной из достопримечательности Золотого кольца России. Как и все остальные здания Кремля, собор построен из кирпича и белого камня. На данный момент здание собора - единственное строение на территории Кремля, сохранившее свой первоначальный вид.

Строительством Троицкого собора руководили итальянские архитекторы, но русские мастера также участвовали в возведении храма и, естественно, вносили свои, традиционные для того времени архитектурные элементы. Таким образом, собор можно назвать грандиозным плодом совместного русско-итальянского творчества.

Здание собора, если мысленно отбросить все пристройки, появившиеся позднее, имеет форму огромного куба. Куб установлен на массивный подклет - своеобразный фундамент, имеющий внутри помещение (подвал). Своды собора имеют опору на четыре столпа. Крыша венчается круглой башенкой с большим куполом - собор одноглавый.

Несмотря на простоту архитектурных форм и массивные размеры, Троицкий собор не выглядит громоздким. Белоснежный цвет собор приобрел только после переименования, когда монахи сочли нужным придать храму богоугодный вид и покрасили фасады. До того собор был довольно пестрым снаружи, так как был построен из кирпича и натуральных белых камней, каждый из которых немного отличался по цвету.

Внутреннее убранство собора также изменилось после переименования. Фрески с изображением Пресвятой Богородицы были заменены другими. В настоящее время фрески постоянно реставрируются. Благодаря этому сейчас можно увидеть некоторые из росписей, которые были созданы в XVI - во времена, когда храм именовался в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Троицкий собор был свидетелем многих исторических событий и принимал под своими сводами многих русских царей. Именно здесь Иван Грозный был обвенчан с Марфой Собакиной, которую позднее казнил за измену. Здесь же проходило его венчание с пятой женой - Анной Васильчиковой.

В подклете собора найдено семь захоронений с богатыми надгробиями. Удалось выяснить, что одна из могил принадлежит иеромонаху Корнилию, две - маленьким дочерям Ивана Грозного. Имена остальных захороненных неизвестны.

Покро́вская, ранее Тро́ицкая, це́рковь в бывшей Александровской Слободе, ныне городе Александрове (в дальнейшем будем без оговорок называть эту церковь Троицкой) — шатровый, на погребах и подклетах, трёхапсидный храм начала XVI века.

Troitsa alexandrov.jpg


Согласно археологическим открытиям 1990-х годов, церковь была возведена в 1510-х годах, ранее церкви Вознесения в Коломенском (1529—1532 годы). Соответственно, Троицкая церковь — первый каменный шатровый древнерусский храм.

Содержание

Датировка

До 1990-х годов шатровая Троицкая церковь датировалась вторым строительным периодом Слободы — пребыванием в ней Ивана IV (с 1565 по 1582 год; поскольку строительство могло начаться несколько ранее приезда Грозного в Слободу, то в качестве даты ориентировочно принимались 1560—1570-е годы). Основанием для такой датировки был её шатровый верх: традиционно считалось, что первым шатровым храмом была церковь Вознесения в Коломенском, построенная в 1529—1532 годах, и на базе этой теоретической предпосылки Троицкая церковь не могла датироваться первым строительным периодом Слободы — 1510-ми годами (временем пребывания в ней Василия III).

В этом виде датировка Троицкой церкви просуществовала до исследований В. В. Кавельмахера. В 1980—1990-е годы он провел беспрецедентную по масштабам серию раскопок и зондажей, выявивших принципиальный факт: Покровский собор, Троицкая церковь, Успенская церковь и церковь Алексея митрополита (ныне Распятская колокольня) в Александровской слободе были возведены в одном строительном периоде. В. В. Кавельмахер показал (и это подтвердили дальнейшие исследования С. В. Заграевского), что этим строительным периодом были 1510-е годы.

Соответственно, церковь Троицы была построена Василием III в его резиденции (в дальнейшем Александровскую слободу унаследовал Иван Грозный).

Описание



Троицкая церковь соответствует типу шатрового храма, близкому к традиционному, с тремя апсидами, с четвериком, завершённым горизонтальной тягой, с кокошниками, перенесёнными на грани восьмерика. Древнее ядро Троицкой церкви состоит из собственно церкви, двойного (с двумя помещениями) белокаменного подклета и заалтарной казённой палаты. Под подклетом находятся два глубоких погреба. При общей растянутости здания в восточном направлении, все его расположенные в три этажа помещения, начиная с погребов, имеют поперечную ориентацию и слегка вытянутый план. Главный фасад здания — южный, некогда обращённый к центру дворца Василия III (воз­можно, к тронному залу).

Зодчий

Настоящее время

Читайте также: