Сми в ссср кратко

Обновлено: 05.07.2024

Сущность и основные виды средств массовой информации; их роль в пропаганде политики и формировании общественного мнения. Тенденции развития СМИ на протяжении ХХ-ХХІ вв. Отличительные черты журналистики советского государства и Российской Федерации.

Рубрика Журналистика, издательское дело и СМИ
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 29.04.2018
Размер файла 22,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Сибирский федеральный университет

ИСТОРИЯ СМИ В РОССИИ: ОТ СОВЕТСКОГО К СОВРЕМЕННОМУ ЭТАПУ

Попова М.М.,

научный руководитель канд. ист. наук Лущаева Г.М.

Согласно ст. 2 закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-I "О средствах массовой информации" СМИ -- это совокупность таких субъектов массовой коммуникации как периодическое печатное издание (газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год), радио-, теле-, видеопрограмма, иная форма периодического распространения массовой информации. В целом средства массовой информации (СМИ) понимаются как средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую (массовую) аудиторию и действующее на постоянной основе. Условно СМИ можно разделить на 2 группы: печатные издания (пресса) - газеты, журналы и электронные источники информации - телевидение, радио, интернет.

СМИ необходимы любому государству для пропаганды своей политики (информирующая функция) и формирования общественного мнения. Поскольку СМИ РФ являются преемниками СМИ советского государства необходимо проанализировать основные тенденции развития СМИ на протяжении XX-XXI вв.

Начало советской печати положил Декрет советского правительства от 10 ноября 1917 года, в котором партия большевиков подвергла запрету всю буржуазную прессу ввиду того, что "буржуазная пресса есть одно из могущественнейших оружий буржуазии. Особенно в критический момент, когда новая власть, власть рабочих и крестьян, только упрочивается, невозможно было целиком оставить это оружие в руках врага, в то время, как оно не менее опасно в такие минуты, чем бомбы и пулеметы". В этом же документе было дано обещание, которое так и не было выполнено советским правительством: "Как только новый порядок упрочится, всякие административные воздействия на печать будут прекращены, для нее будет установлена полная свобода в пределах ответственности перед судом, согласно самому широкому и прогрессивному в этом отношении закону". В целом, в годы советской власти происходило формирование системы однопартийной печати и жесткое ограничение свободы слова, а печатные органы рассматривались и использовались как один из важнейших инструментов воздействия партии на массы.

В целом, в истории СМИ советского и современного периодов можно выделить несколько этапов. Первый этап - с 1917 до середины 1920-х гг.- период становления советской журналистики. Для упрочения идеи легитимности советской власти, с первых дней ее правления появляются первые советские газеты и журналы. В связи с курсом национальной политики советского правительства, появляются газеты и на национальных языках отдельных народов. В этот период происходила унификация газетно-журнальных изданий, которые использовались в основном для пропаганды идей советской власти и проводимой ею политики. Поскольку большинство населения было неграмотным, советская печать пестрила простыми пропагандистскими лозунгами, призывами, понятными любому, даже малообразованному человеку. Примером могут служить листовки времен Гражданской войны, пропаганда политики военного коммунизма, новой экономической политики и др. В связи со строительством школ, университетов и начавшейся программы ликбеза, формировались первые советские литераторы и журналисты, которые оказали влияние на становление советской печати и стали первооткрывателями советской журналистики. В связи с созданием такого крупного государства как СССР и развитием науки и техники было положено начало советскому радиовещанию. массовый информация журналистика пропаганда

Второй период - с середины 1920-х по конец 1930-х. В эти годы происходил профессиональный рост советских журналистов, открывались институты по подготовке профессиональных кадров. Как и в предыдущий период, шла пропаганда проводимой советской властью политики, но на данном этапе - коллективизации и индустриализации. Росло число печатных изданий и их подписчиков, во многом благодаря уже практически завершившейся программе ликбеза. В связи с популярностью у народа, и являясь авторитетом для граждан, пресса стала главным организатором и пропагандистом социалистического соревнования. Рост количества колхозов, строек по всей стране вызвал развитие рабселькоровского движения, корреспонденты которого освящали все важные события. Все более мощным средством массовой информации становилось радиовещание, расширялся его охват территории страны. 15 ноября 1934 года впервые состоялась трансляция телевизионной передачи со звуком. Однако следует отметить, что достаточно длительное время существовал лишь один канал - Первый. Историки сходятся во мнении, что пресса была важным проводником становления культа личности.

Третий период - 1941-1945 - период Великой Отечественной войны. В этот период происходила качественная перестройка журналистики. Она разделилась на военную и гражданскую. Было создано Совинформ бюро, главной задачей которого стал сбор и донесение информации о боевых действиях на фронтах до тыловиков. В связи с тем, что большинство населения находилось на фронте, значительно сократился тираж гражданских газет и увеличился тираж фронтовых. В особую группу выделилась подпольная партизанская пресса и листовые издания, которые в годы войны приобрели большой размах: тысячными тиражами издавались воззвания, обращения, плакаты. Телевидение в этот период не работало. Исследователями отмечается высокая роль публицистики и газетно-журнальных изданий в формировании патриотических настроений среди населения, что во многом способствовало победе СССР в Великой Отечественной войне.

Четвертый период - с 1946 по 1956 - период возвращения страны в целом и, в том числе, журналистики к мирному времени. Продолжалось развитие национальной прессы, происходила подготовка журналистских кадров уже на профессиональном уровне, чему способствовало открытие факультетов журналистики, первым из которых был факультет журналистики в Московском государственном университете, отрытый в 1952 году. Пресса не прекращала быть проводником идей партии среди масс - в газетно-журнальных изданиях, очерках, памфлетах был сделан упор на проблемы восстановления народного хозяйства, героизма людей, движения передовиков. В этот же период происходило становление тематических передач на телевидении, увеличивался и объем радиопередач. Начавшаяся борьба с космополитизмом, и тотальное подчинение прессы государству сыграли отрицательную роль - пресса слепо восхваляла партийных деятелей, и часто приукрашала действительность. Примером могут служить многочисленные заметки и статьи о положительном опыте колхозов, которые во многом являлись приукрашенными.

Пятый период - со второй половины 50-х до середины 80-х годов. Период охватывает столь длительные сроки, потому как в период оттепели пресса претерпела незначительные изменения, как и в предыдущие периоды, находилась под жесткой властью партии. В связи с развитием науки и техники и ускорившейся научно-технической революцией появлялось еще больше изданий и теле- и радиопередач, которые приобрели характер тематических. Так, в ноябре 1961 года вышел первый выпуск программы КВН, а в апреле 1962 - первый выпуск программы "Голубой огонек". Телевидение стало основным центром воздействия власти на массы, однако население СССР оставалось по-прежнему самым читающим в мире. Именно в этот период советские журналисты начали сотрудничество с иностранными коллегами. Тем не менее борьба с последствиями культа личности, дальнейшее восстановление народного хозяйства, события мирового уровня не получили адекватного отражения в журналистике, что обусловлено объективными причинами.

Шестой период - со второй половины 80-х по начало 90-х годов - период провозглашения в политике и журналистике "гласности и демократизации". Он открыл для журналистов реальную свободу слова и провозгласил потребность масс в объективном освящении происходящих событий. Для прессы открывались многие, ранее запретные темы, расширялась сеть газетно-журнальных изданий. СМИ были проводниками нового политического и экономического мышления среди народных масс. Пресса приобретала все больший авторитет у народа, появились новые жанры и формы публицистики: дискуссии, теле и радиомосты и др. После событий 1991 года начался период острой критики в адрес КПСС и ее лидеров. Историки журналистики отмечают в данный период развитие критических настроений в прессе, которые сыграли немаловажную роль в развале СССР и образовании Российской Федерации. В этот период журнально-газетные издания прошли путь от заголовков о новой жизни в период перестройки, до призывов к свержению страны советов.

Седьмой период - с конца 1991 по сегодняшний день - период становления и развития современной журналистики и других средств массовой информации. Началом этого периода стоит считать закон от 27.12.1991, который положил начало прессе Российской Федерации. В нем прописывалась отмена цензуры. Затем право на свободу слова было зафиксировано в главе 2, статье 29, пункте 5 Конституции РФ: "Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается". Получив свободу, пресса говорила открыто о событиях, происходящих как в нашей стране, так и за ее пределами. В этот период пресса и телевидение приобрели большой авторитет у народа. Пресса старается освящать все события, происходящие в стране, выделяется при этом в отдельную сеть и региональная пресса. Так, в Красноярском крае возникают телекомпании СТС-ПРИМА, АФОНТОВО. Пресса окончательно перестает быть однородной, появляется большое количество специализированных изданий: например, женские, молодежные журналы, агро-пресса и др. Это было вызвано накопившимся за предыдущие периоды информационным голодом читателей. В страну проникает все больше западных СМИ. Примером могут служить радио, журналы. В связи с укреплением связей с западными журналистами и проникновением в страну новых тенденций, появились новые методы работы журналистов, ранее не использовавшиеся. Однако и в этот период времени для журналистов освящение многих вопросов оставалось под запретом, примером может служить чеченский конфликт. Но в тоже время, переходя на качественно новый уровень своего развития, пресса, начинала испытывать серьезные финансовые трудности, и в связи с этим значительно сокращался тираж газет, некоторые издания закрывались.

Период кризиса конца 90-х годов стал рубежной датой в развитии СМИ РФ. Именно в период кризиса 90- годов пресса заметно "обнищала": многие издания закрывались, разорялись. И именно с этого времени пресса попала под влияние новорожденной олигархии и политических партий. Каждая партия или влиятельный бизнесмен старались обзавестись частными каналами или несколькими газетами для выражения своего мнения, своих установок и влияния посредством этих информационных каналов на массы. Ярким примером служит газета "Сегодня" медиамагната Владимира Гусинского. Все больший интерес у читателей вызывала бульварная литература. В этот период времени появилась новая форма журналов и газет - интернет-издания, которые во многом завоевали большую популярность, поскольку большая их часть находилась в открытом доступе в сети. Именно на этом этапе большое развитие получила региональная пресса, телевидение и радио, которые пережили "второе рождение", после которого произошло становление и развитие уже серьезных изданий. Однако, не смотря на отмену цензуры, многие темы сейчас остаются закрытыми для обсуждения, и многие из них получают распространение лишь в интернет-изданиях.

Сопоставляя журналистику советского государства и Российской Федерации можно отметить некоторые схожие черты: во-первых, это большой объем печатных изданий, во-вторых, разнообразность жанров изданий, в-третьих, это большое влияние журналистики на народные массы. Авторитет прессы был высок и в годы советской власти, и в современном обществе. Из отличительных черт следует назвать: во-первых, все большое проникновение западных СМИ на российский рынок, во-вторых, пресса в основном становится частной, т. е многие каналы создаются отдельными людьми, и представляют их интересы, в то время как советская журналистика в большинстве своем являлась проводником интересов государства, в-третьих, появились качественно новые формы и типы работы с читателями, в-четвертых, сейчас, происходит становление СМИ как реально функционирующей четвертой власти, и, наконец, в-пятых, это свобода слова прессы. Многие СМИ проводят свои расследования и показывают альтернативную точку зрения на различные события, однако до сих пор некоторые темы, по признаниям самих журналистов, остаются для них закрытыми.

СМИ на сегодня остаются самой влиятельной силой в обществе. Как отмечает историк журналистики России Грабельников А.А., СМИ РФ стали реально действующей четвертой властью. Развитие многочисленных жанровых и типологических изданий привели к увеличению их аудитории. Сейчас СМИ претерпевают новый этап в своем развитии и стоят перед выбором собственного пути. Устойчивые традиции советского прошлого и свобода слова сегодня - вот две основных тенденции в работе российских СМИ.

Отечественная журналистика советской эпохи – это единый пропагандистский комплекс, становление которого началось в условиях диктатуры большевиков и становления однопартийной печати. Советская журналистика направляла все свои силы на поддержание культа личности вождя. Прорывы первых пятилеток, достижения в строительстве социализма, демократические завоевания – всё ставилось в заслугу действующему вождю. Пресса стала для Сталина той самой идейно-политической трибуной, помогающей нести в массы идеи сталинизма. Журналистика стала неотъемлемой частью аппарата тоталитарной системы.

1917-1925

Несмотря на неутешительное начало, журналистика первых лет советской власти – это очень продуктивный период. Ведь в 1918 году свершилось знаменательное событие : было создано Российское телеграфное агентство. В дальнейшем благодаря РОСТА возник новый жанр — стенные газеты.

1926-1940

Второй период в истории советской журналистики берет начало в 1926 году и заканчивается в 1940. Этап характеризуется нарастающим влиянием партии на СМИ. Действующая власть внушала руководителям печати и радио мысль о том, что приоритетная задача журналистики – коммунистическое воспитание трудящихся и внедрение в массы традиций правящей партии. Спустя десять лет, в 1938 году партийному контролю органов цензуры по всему СССР подвергалось: 8850 газет, 1762 журнала, 74 вещательных радиостанции, 1176 типографий, 70 тыс. библиотек.

Начиная с 1928 года, наметилась тенденция к бурному росту количества печатных изданий. Если в первый год нового периода насчитывалось около 2000 газет, то к 1940 их было уже свыше 9000. Наибольшую популярность имела газета “Правда”, тираж которой достигал 2 млн. экземпляров. Вторую и третью позиции разделили издания “Известия” и “Крестьянская газета”.

Параллельно шло и развитие радиовещания. К 1940 году количество радиогазет достигло почти 300. Кардинально система радио преобразилась в 1930 году с появлением звукозаписи. Радио вещание увеличило территориальных охват и к концу второго периода в стране насчитывалось 5 млн. радиоточек.

Второй этап в истории развития советской журналистики знаменателен и тем, что в 1931 году в СССР состоялась первая экспериментальная телевизионная передача. Именно это событие дает основание говорить о зарождении советского ТВ, которое уже к концу 30-х годов вело относительно регулярные телепередачи.

Если рассматривать основную тематическую линию журналистики довоенного периода, то можно говорить о явном увлечении экономикой и пропагандированием достижений СССР: летопись новостроек, победы летчиков, ликбез, коллективизация. Радио и тв России изначально создавалось исключительно для внедрения коммунистических идей в самые широкие слои населения.

1941-1945

Третий период связан с Великой Отечественной войной. С 1941 по 1945 гг. советская журналистика находилась в крайне тяжелом положении. В годы войны отечественная пресса стала тем самым незаменимым инструментом, способным убедить общество и мобилизировать его на подвиг. Лучшие журналисты страны писали о заслугах воинов, любви к Отечеству и мужестве простого народа.

Вся система Средств массовой информации в годы войны была перестроена. Ведущие позиции занимало радиовещание. С момента появления Совинформбюро ежедневно люди слушали сводки о ситуации на фронтах. Любой гражданин знал имя главного диктора Юрия Левитана. Он на долгие годы стал голосом войны.

В газетах и на радио появились военные отделы. Главной темой журналистики стало разоблачение коварных замыслов врага. Газетное дело кардинально изменилось: сократилось количество центральных газет, появились новые фронтовые издания. Так, например, начала издаваться газета “Красная звезда”. В ней с началом войны публиковались произведения известных писателей: Константин Симонов, Алексей Толстой, Илья Эренбург и остальные. Возникли и специализированные издания для флота, авиации и партизан.

Военные годы ярко преобразили и жанровое многообразие отечественной прессы. Появились такие материалы, как фронтовые письма, памфлеты, карикатуры и фельетоны. Выходили специализированные издания сатирического характера: “Фронтовой юмор”, “Сквозняк” и другие. Вся публицистика была нацелена на убеждение в неизбежности нашей победы. Это вселяло в людей веру и надежду на будущее.

1946-1956

Следующее послевоенное десятилетие (1946 – 1956 гг) ознаменовалось победой над фашизмом. Однако урон, нанесенный стране войной, был огромным. Экономика находилась в упадке, хозяйство было разрушено, ощущалась катастрофическая нехватка мужской рабочей силы. Все эти обстоятельства создавали непростые условия для журналистов, которые подчинили всю свою творческую деятельность интересам советской пропаганды. СМИ всеми способами мотивировали людей на труд, новые подвиги и свершения.

Довоенная система прессы постепенно восстанавливалась. Кроме того, было возобновлено телевизионное вещание. В 1951 году началось ежедневное вещание в Москве.

Стремительно увеличилась и доля радиовещания. Партия всеми силами старалась ограничить вещание иностранных станций. Глушение западных частот обострилось в 1946 году с началом “холодной войны”. Таким образом правительство вело борьбу за единомыслие, стараясь пропагандировать советский образ жизни.

Главной особенностью этого периода стала неправдоподобность прессы. СМИ приукрашивали реальность, идеализировали героев произведений, ведь партия ставила перед журналистами особую задачу, показать благополучие и стабильность. Журналистика находилась в жестких рамках идеологической выдержанности, поэтому не было места свободомыслию и оппозиционным изданиям. Но количество газет не сократилось, так как стали выходить и новые, отвечающие идеологическим задачам партии: “Промышленность стройматериалов”, “За прочный мир, за народную демократию”, “Проблемы мира и социализма”.

1956-1985

Переломный период в истории советской журналистики пришелся на 1956 год, когда состоялся 20 съезд КПСС. Переход от эпохи культа личности Сталина к эпохе свободного строительства коммунизма открыл новые возможности для журналистики. Хрущевская “оттепель” сменила тематику СМИ: пресса приблизилась к реальности, стали высказываться недопустимые ранее идеи. Среди газет наиболее заметно эти тенденции прослеживаются в газетах “Правда” и “Известия”. Большую роль в этом процессе сыграли “толстые” журналы — прежде всего “Новый мир” во главе с А.Твардовским.

Велась борьба с инакомыслием, но это не мешало официальной прессе наполняться запрещенными произведениями, которые незаконно размножались и выходили в свет.

Телевидение того времени ничем не отличалось по тематике от газет, ведь даже развлекательный контент носил на себе идеологический отпечаток. Телеканалы свято выполняли задачу воспитания нового человека. Аналогичную задачу выполняло и радио, которое продолжало активно развиваться вопреки всем обстоятельствам. Благодаря тому, что появились портативные радиоприемники, граждане СССР могли слушать иностранные радиостанции. В целях борьбы с иностранным вмешательством власти глушили западные станции, но люди продолжали слушать “подрывные” станции как “Свобода”, “Свободная Европа” и другие, ведь именно они могли предоставить объективную информацию о существующем положении дел.

1986-1991

Последний этап в становлении журналистики СССР начался с приходом к власти М.С.Горбачева. Политические и экономические трудности и нарастающие противоречия привели к неизбежности смены существующего курcа политики. Журналистика, несомненно, стала центральным звеном проводимой перестройки.

СМИ этого периода получили свободу слова. Теперь ничего не умалчивалось. Все проблемы выносились на суд народа. Кампания по пропаганде “социализма с человеческим лицом” стояла в приоритете у СМИ. Они оповещали читателей об обстановке на мировой арене, так, например, на экранах телевидения появились западные политики.

1. Лениным были заложены основы принципы печати, он определил задачу прессы - быть коллективным организатором, то есть редакция должна опираться на сеть агентов, внештатников. Принципы - партийность, идейность и классовость. Вся советская журналистика исповедовала идеологию КПСС.

Принципы формирования изданий – социальный (классовый), национальный (укрепляться в республики, на национальных языках, учат всех делать газеты), территориальный (центральный-местный)

1. 1917 - 1921 годы. Общее положение. Период гражданской войны, большевики были заинтересованы в прессе, нужны издания, так как почти все закрыли при революции. Издания нужны были для того, чтобы объяснять преимущества строя, завоевывать доверие. Появлялись официальные – у каждого органа власти свой орган печати, который транслирует идеи и интересы. Военный коммунизм, борьба за власть. Журналистика оружие в борьбе за власть.

2. 1921 - 1929 гг. НЭП. Война закончилась, в стране упадок, поэтому они чуть отступают от коммунизма, возвращается рынок, деньги. Соответственно рынок СМИ тоже оживает. Появляются частные издания. Доминирует классовый и территориальный принцип: у каждой группы людей – свои издания, и к тому же федеральные, региональные, местные

И газеты для каждого направления

Так как немного отступили от коммунизма, возрождается реклама, раньше была запрещена. Издания на правах коммерческих предприятий. Независимая печать.

3) 30-е годы. Построение социалистического государства. Журналистика пятилеток, индустриализации и коллективизации.

Коллективизация* - процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства (колхозы) в СССР.

Индустриализация* - процесс ускоренного социально-экономического перехода от традиционного этапа развития к индустриальному, с преобладанием промышленного производства в экономике.

Как раз идет полное освещение этих событий в стране. Вся пресса направлена на определенные задачи, о частной прессе не может быть и речи.

Появляется еще одна задача прессы - журналистика должна помогать выявлять врагов народа, освещать судебные процессы. На первый план выходит национальный принцип – в республиках выпускали на своих языках, учили работать в типографии, как писать, как выпускать.

Появляется радио как самостоятельное СМИ в конце двадцатых. В 1931 образован Всесоюзный комитет по радиовещанию, до этого у государства была только доля в акционерном обществе.

4) 40-е годы. Война, закрытие специализированных изданий, переход на военный режим - фронтовые газеты, тут все ясно. Гражданскую печать сокращают, увеличивают военные.

Известные военные журналисты: К.Симонов, Н. Тихонов[К7]

6) 50-60е. Оттепель в СССР. Меняется характер подачи информации. Качественные изменения. Меняется направленность изданий, увеличивается публицистичность изданий.

Развитие ТВ. Резкий рывок. Но не очень много приемников было, два канала, плюс существовали другие – например, Ленинградское ТВ, третий канал – культурный.

7) 70-80е годы. Консервирование, при Брежневе застой, ничего не меняется. Течение жизни, производство. Никаких новых подходов – собственно, как и во всей жизни. С одной стороны, ничего нового, с другой – никаких плохих тенденций. Качественно не растет – застой в журналистике. Растут только тиражи у советских изданий.




8) Перестройка гласность, возросшее доверие к журналистике, журналисты об этом пишут, выборы показывают. Увеличиваются тиражи.

Перестройка* — общее название реформ и новой идеологии советского руководства, используемое для обозначения больших перемен в экономической и политической структуре СССР.

ПЛЮС ТВ И РАДИО. (Подробнее)

1. Лениным были заложены основы принципы печати, он определил задачу прессы - быть коллективным организатором, то есть редакция должна опираться на сеть агентов, внештатников. Принципы - партийность, идейность и классовость. Вся советская журналистика исповедовала идеологию КПСС.

Принципы формирования изданий – социальный (классовый), национальный (укрепляться в республики, на национальных языках, учат всех делать газеты), территориальный (центральный-местный)

1. 1917 - 1921 годы. Общее положение. Период гражданской войны, большевики были заинтересованы в прессе, нужны издания, так как почти все закрыли при революции. Издания нужны были для того, чтобы объяснять преимущества строя, завоевывать доверие. Появлялись официальные – у каждого органа власти свой орган печати, который транслирует идеи и интересы. Военный коммунизм, борьба за власть. Журналистика оружие в борьбе за власть.

2. 1921 - 1929 гг. НЭП. Война закончилась, в стране упадок, поэтому они чуть отступают от коммунизма, возвращается рынок, деньги. Соответственно рынок СМИ тоже оживает. Появляются частные издания. Доминирует классовый и территориальный принцип: у каждой группы людей – свои издания, и к тому же федеральные, региональные, местные

И газеты для каждого направления

Так как немного отступили от коммунизма, возрождается реклама, раньше была запрещена. Издания на правах коммерческих предприятий. Независимая печать.

3) 30-е годы. Построение социалистического государства. Журналистика пятилеток, индустриализации и коллективизации.

Коллективизация* - процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства (колхозы) в СССР.

Индустриализация* - процесс ускоренного социально-экономического перехода от традиционного этапа развития к индустриальному, с преобладанием промышленного производства в экономике.

Как раз идет полное освещение этих событий в стране. Вся пресса направлена на определенные задачи, о частной прессе не может быть и речи.

Появляется еще одна задача прессы - журналистика должна помогать выявлять врагов народа, освещать судебные процессы. На первый план выходит национальный принцип – в республиках выпускали на своих языках, учили работать в типографии, как писать, как выпускать.

Появляется радио как самостоятельное СМИ в конце двадцатых. В 1931 образован Всесоюзный комитет по радиовещанию, до этого у государства была только доля в акционерном обществе.

4) 40-е годы. Война, закрытие специализированных изданий, переход на военный режим - фронтовые газеты, тут все ясно. Гражданскую печать сокращают, увеличивают военные.

Известные военные журналисты: К.Симонов, Н. Тихонов[К7]

6) 50-60е. Оттепель в СССР. Меняется характер подачи информации. Качественные изменения. Меняется направленность изданий, увеличивается публицистичность изданий.

Развитие ТВ. Резкий рывок. Но не очень много приемников было, два канала, плюс существовали другие – например, Ленинградское ТВ, третий канал – культурный.

7) 70-80е годы. Консервирование, при Брежневе застой, ничего не меняется. Течение жизни, производство. Никаких новых подходов – собственно, как и во всей жизни. С одной стороны, ничего нового, с другой – никаких плохих тенденций. Качественно не растет – застой в журналистике. Растут только тиражи у советских изданий.

8) Перестройка гласность, возросшее доверие к журналистике, журналисты об этом пишут, выборы показывают. Увеличиваются тиражи.

Перестройка* — общее название реформ и новой идеологии советского руководства, используемое для обозначения больших перемен в экономической и политической структуре СССР.

Проведено исследование отдельных направлений советской государственной политики в отношении СМИ в 1960–1980 гг., в основе которой продолжали оставаться жесткое руководство и тотальный контроль, сохранялись четкие цензурные и идеологические рамки. Средства массовой информации находились в зоне идеологического влияния, являлись важным инструментом для проведения государственной политики, формирования общественного мнения. Установлено, что в ситуации, когда государство тотально подминает под себя не только экономическую и политическую сферы, но и культуру, гражданские свободы, литература, журналистика могут быть тем пространством, где возможно проявление разномыслия, реальны дискуссии и полемика. Традиционно для российских газет и журналов – проведение дискуссий вокруг литературного произведения, которые опосредованно, а иногда и явно превращались в дискуссии общественно-политические. Кроме того, в 1960–80-е гг. СМИ нередко использовались и как арена для жесточайшей критики произведений, выходящих за рамки соцреализма, и для проведения кампаний против их авторов.


Редакции газет и журналов должны были соблюдать сложившиеся правила, которые определяли позиции издания в оценках внутренней и внешней политики, оппонентов советского внешнеполитического курса.

Известный радиоведущий Сева Новгородцев, эмигрант из СССР, в течение длительного времени ведет передачи о рок-музыке в Русской службе Би-Би-Си. Эти передачи советские любители музыки ждали с нетерпением, так как это была, пожалуй, единственная возможность получить информацию и услышать музыку Led Zeppelin, Pink Floyd, Eric Clapton, Jethro Tull и других легендарных исполнителей.

Цензура строго контролировала все направления деятельности СМИ, кроме того, сами слушатели и зрители бдительно следили за содержанием программ, их идеологической чистотой. В партийные органы обращались бдительные граждане, которые видели в телепередачах подчас то, чего в них, возможно, и не было.

«1. Выступление А. Райкина во Дворце Съездов, где он рассказывает о молодом инженере, присланном на производство и оказавшемся круглым дураком…По этой причине заведующие организацией …решили послать его в аспирантуру.

2. Выступление А. Райкина по ЦТ 6 или 7 апреля 1969 года, здесь уже появляется «русский ученый ассистент, тоже круглый дурак, который так и не смог понять, что имя студента грузина есть Авас.

В вышеприведенных случаях письма в высокие инстанции отражают не только частное мнение; реакция власти на подобные обращения подтверждает, что это мнение многих, по крайней мере, это воспринимается как мнение многих.

Таким образом, государственная политика в области средств массовой информации в последние десятилетия советской власти сохраняла преемственность: цензурные ограничения, идеологический прессинг позволяли использовать СМИ в качестве инструмента советской идеологии, посредством которого формировалось общественное мнение, проводились кампании по дискредитации инакомыслящих, осуществлялась воспитательная работа с населением.

В то же время СМИ не могли не коснуться те изменения, которые происходят в этот период в советском культурном пространстве. Во второй половине 1980-х – начале 1990-х годов авангардом реформации в СССР станет художественная интеллигенция, которую политическая элита использовала в том числе в качестве разрушителя советской идеологии. Главным механизмом же этого разрушения станут, как известно, средства массовой информации.

Рецензенты:

Иванов А.А., д.и.н., доцент, профессор кафедры истории и культурологии Казанского государственного архитектурно-строительного университета, г. Казань;

Гайденко П.И., д.и.н., доцент, доцент кафедры истории и культурологии Казанского государственного архитектурно-строительного университета, г. Казань.

Читайте также: