Смерть раскольникова в романе преступление и наказание кратко

Обновлено: 04.07.2024

Раскольников идет к Алене Ивановне, известной старухе-процентщице, чтобы заложить у нее отцовские серебряные часы. На самом деле заклад часов — только предлог: посещение Раскольникова — проверка обстоятельств. Студент давно вынашивает некий план. Он обещает Алене Ивановне прийти через некоторое время заложить серебряную папиросочницу. Как выяснится позднее, он замыслил убийство:

«О боже! как это всё отвратительно! И неужели, неужели я… нет, это вздор, это нелепость! — прибавил он решительно. — И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко. И я, целый месяц…
— Раскольников о своем плане

Глава 2

На Сенной площади Раскольников заходит в одну из множества распивочных. Там он замечает неординарного для заведения человека, похожего на отставного чиновника, только сильно обедневшего. Оказывается, это спившийся титулярный советник Семен Мармеладов.

Глава 3

Раскольников получает письмо от матери из которого узнает о том, что его сестра Дуня была оклеветана некими помещиками Свидригайловыми, у которых она служила гувернанткой. Свидригайлов стал настойчиво приставать к девушке, что стало известно его жене, Марфе Петровне, которая обвинила во всем Дуню и стала распускать слухи о ней. Дуня вернулась в дом матери. Вскоре Марфа Петровна узнала от своего мужа всю правду, и извинилась перед Дуней, но чтобы устранить конкурентку свела ее со своим Петербургским родственником Петром Петровичем Лужиным. Дуня соглашается выйти за него, и вместе с матерью они собираются переехать в в Петербург.

Глава 4

Прочитав письмо Раскольников понимает, что замужество с Лужиным — это акт самопожертвования Дуни, чтобы спасти семью от нищеты. Он не может принять этой жертвы, и одновременно сознает, что не может запретить сестре выходить за надворного советника. Постепенно его мысли вновь уводят его к тревожащему его плану (убийству процентщицы).

Глава 5

Раскольников гуляет на островах. Зайдя в трактир, он съедает пирог и выпивает водки, но поскольку давно не пил спиртного, то сразу же пьянеет и до дома не доходит. Он засыпает в кустах. Раскольников видит страшный сон о лошади: в детстве они вместе с отцом стали свидетелями жуткой сцены. Теперь она возвращается во всех садистских подробностях: озверевшие пьяные мужики в наслаждении насмерть забивают тощую лошадь, которая не может увезти тяжелый воз. В слезах бессилия и ужаса, маленький Родя бросается к мертвой лошади, целует ее, и кидается на мужика (этот сон очень важен для понимания того, как теория Раскольникова воздействует на его психику).

Глава 6

Глава 7

Часть вторая

Глава 1

Раскольников просыпается на следующий день в разгар дня. Он вспоминает о произошедшем и в страхе осматривает вещи, отыскивая пятна крови. Также он прячет забытые в карманах драгоценности старушки в дыру под обоями. К нему приходит служанка Настасья. Она принесла ему повестку от квартального: герою нужно было явиться в полицейскую контору. Раскольников волнуется, но причина вызова оказывается тривиальна: с него требуют расписку о долге хозяйке квартиры.

Когда Раскольников уходит из участка, он слышит, как полицейские обсуждают убийство процентщицы. Волнение накрывает его, и юноша падает в обморок. Окружающие думают, что он болен, его приводят в чувство и отпускают домой.

Глава 2

Раскольников так и не решается сделать что-либо с украденными ценностями, ради которых он пошел на преступление. Чтобы полиция не обнаружила их, он прячет все под камень в одном из петербургских глухих дворов-колодцев.

Глава 3

Вернувшись домой, Раскольников пробредил несколько дней, а очнувшись, увидел рядом с собой Разумихина и Настасью. Родиону приносят денежный перевод от матери, приславшей деньги на оплату жилья. От Разумихина Раскольников узнает, что к нему приходил из полиции некто Заметов и пытался разузнать, были ли среди украденных у процентщицы вещей его собственные.

Глава 4

К Раскольникову приходит Зосимов, старый приятель Родиона со студенческой учебы. Зосимов учится на врача. Он рассказывает об убийстве старушки-процентщицы и ее сестры, Раскольников узнает, что у полиции уже есть подозреваемые: это Миколка, красильщик, работавший в доме Алены Ивановны.

Глава 5

К Раскольникову приходит Петр Петрович Лужин. Раскольников упрекает мужчину, что тот собирается жениться на Дуне только для того, чтобы девушка до конца жизни была благодарна за избавление ее семьи от нищеты. Лужин пытается это отрицать. Рассерженный Раскольников выгоняет его.

Глава 6

Гуляя по городу, Раскольников решает утопиться, но, передумав, в полубреду идет к дому убитой старухи-процентщицы. Дом ремонтируют. Он заговаривает с малярами об убийстве, но его лихорадочный вид отпугивает работников: они принимают Раскольникова за безумца.

Глава 7

Раскольников идет к Разумихину и по пути встречает толпу: сбили какого-то чиновника, которым оказывается известный Родиону Мармеладов. Он пьян и, кажется, при смерти. Несчастного уносят домой, Катерина Ивановна, видя полумертвого мужа, заходится в истерике. Перед смертью Мармеладов успевает попросить прощения у дочери Сони, умирая у нее на руках. Здесь они впервые и знакомятся с Раскольниковым:

Раскольников отдает все присланные матерью деньги на похороны Мармеладова.

Родион чувствует, что выздоравливает и идет в гости к Разумихину. Дмитрий провожает его домой. Подходя к дому Раскольникова, студенты видят в его окнах свет. Когда друзья поднялись в комнату, оказалось, что к Родиону приехали мать и сестра. Увидев близких, Родион вновьь падает в обморок.

Часть третья

Глава 1

Обморок Раскольникова не на шутку пугает женщин, которые давно не видели его. Он приходит в себя и успокаивает их. Он просит Дуню отказать Лужину, ведь он понимает его (как и ее) истинные мотивы. Взволнованная Пульхерия Александровна порывается ухаживать за нездоровым сыном, но Разумихин обещает позаботиться о нем, и мать с Дуней уезжают в гостиницу. Видно, что Разумихину явно приглянулась Дуня, красивая, воспитанная и благородная. В ней одновременно соседствуют мягкая, уверенная сила и женственность.

Глава 2

Утром Разумихин идет к семье Раскольникова. Они говорят о письме которое прислал Лужин. Лужин пишет, что хочет навестить их, но просит, чтобы во время их встречи не присутствовал Родион. Мать и Дуня едут к Раскольникову.

Глава 3

Раскольникову становится лучше. Он свободнее общается с близкими, но в то же время замечает, что они его точно опасаются. Родион рассказывает, как отдал все деньги Мармеладовым на похороны. Разговор снова переводится на Лужина. У Раскольникова нет к нему ни веры, ни уважения и, кроме того, он считает, что Петр Петрович неподобающе обращается с Дуней. Сестра сообщает о письме Лужина и о его странном желании не звать Родиона. Раскольников не настаивает, чтобы она приглашала его. Однако она решает не выполнять просьбу жениха и наоборот, просит Родиона присутствовать на этой встрече.

Глава 4

К Раскольникову приходит Соня Мармеладова. Зная о некоторых взаимоотношениях с отцом и помня об оставленной Родионом у них на подоконнике мелочи, она приглашает его на похороны. Раскольников представляет ее родным, хотя это считается неприличным и даже вызывающим: дворянки, пусть и обедневшие, не могут общаться с продажной женщиной. Раскольниковых это не смущает, и Дуня на прощание даже кланяется Соне, приводя ее в замешательство. На пути домой девушка осознает, что ее преследует какой-то незнакомец, который оказался ее новым соседом (дальше по сюжету становится ясно, что это был Свидригайлов).

Глава 5

Вместе с Разумихиным Раскольников едет к следователю Порфирию Петровичу: друг обещал познакомить их. Родион говорит следователю, что хотел бы забрать те вещи, которые закладывал Алене Ивановне. Порфирий соглашается — он помнит их среди изъятого — но Родиону нужно написать заявление. У них завязывается разговор, и хотя он совсем не похож на допрос, Раскольникова охватывает смутное чувство, что он под подозрением.

Уточняя детали дела, следователь спрашивает у Раскольникова, видел ли он, например, во время последнего визита к процентщице, красильщиков. Медля с ответом, юноша говорит, что не видел. Тут же Разумихин отвечает за друга, что тот приходил к Алене Ивановне за три дня до убийства, соответственно, никаких маляров там быть и не могло. Студенты уходят от Порфирия.

Глава 6

Часть четвертая

Глава 1

Глава 2

Раскольников в компании с Разумихиным приходят к семье Родиона. Мать и сестра искренне рады видеть его, однако, у них в гостях Лужин. Он сердится: ведь он просил не встречаться с ним в присутствии брата Дуни и теперь отказывается обсуждать грядущее торжество.

Глава 3

Лужин упрекает Дуню в том, что она не ценит чудесного шанса, который выпадает ее семье при этом замужестве. Он скренне считает, что спасает Раскольниковых от бедности. Гордая Дуня оскорбляется этим заявлением и, кроме того, говорит, что выбирать между женихом и братом не имеет права. Лужин выходит из себя, вспыхивает ссора. Дуня с достоинством просит его уйти. На этом отношения Дуни и Лужина заканчиваются.

Глава 4

Раскольников является на квартиру к Соне: он интересуется, что теперь будет делать Соня, ведь после смерти Мармеладова все семейство на ней. Она говорит, что не сможет оставить несчастных на верную смерть. В один момент Соня не выдерживает цинизма Раскольникова и начинает плакать. В ответ на это молодой человек внезапно падает перед ней на колени.

В разговоре с Соней, Раскольников, неожиданно для себя осознает, что не смотря на всю тяжесть положения в котором находится девушка, она сумела сохранить чистоту души. Раскольников торжественно обещает Соне в следующий раз сказать ей, кто убил Лизавету. Их разговор не остается в тайне: за перегородкой в соседней комнате живет Свидригайлов, который слышит каждое слово.

Глава 5

Глава 6

Часть пятая

Глава 1

Лужин досадует на ссору с невестой. Убежденный, что во всем виноват Раскольников, он решает ему отомстить хитрым способом. Он также полагает, что в ситуации могли бы помочь деньги, если бы он их дал Раскольниковым до свадьбы, это помогло избежать трудностей. Теперь же приходится действовать иначе. Лужин просит своего соседа Лебезятникова, который давно и хорошо знает Соню Мармеладову, пригласить ее зайти. Соне он говорит, что, к сожалению, не сможет присутствовать на похоронах Мармеладова, но желает помочь их семье. Он дает ей 10 рублей. Лебезятников, не смотря на свои убеждения о вреде всяческой благотворительности, искренне выражает восхищение поступком Лужина (позже окажется, что он видел как Лужин тайком сунул в карман Сони сторублевую купюру).

Глава 2

Глава 3

Лужин клевещет на Соню, будто она у него украла 100 рублей. Соня обретает самообладание и отрицает свою вину: она возвращает ему 10 рублей, которые брала у него. Катерина Ивановна прилюдно обшаривает карманы Сони, чтобы доказать ее невиновность, но из кармана девушки выпадает сторублевая купюра. Лебезятников, сосед Лужина, которого тот призвал в свидетели кражи, понимает, что его втянули в нечистое дело. Он заявляет, что видел, как Лужин подложил Соне купюру, но думал, что таким образом он хотел помочь девушке, а теперь не понимает смысл этого поступка. Раскольников поясняет собравшимся, что таким образом Лужин хотел очернить Соню, чтобы поссорить его с сестрой и матерью. Взбешенный Лужин грозится присутствующим полицией, а хозяйка квартиры Амалия Ивановна выселяет Катерину Ивановну и ее детей.

Глава 4

Соня настаивает, чтобы Раскольников совершил явку с повинной. Тогда его не только люди, но и Бог простит.

Глава 5


Раскольников в это время тоже у Сони. Свидригайлов предлагает ему оплатить похороны Катерины Ивановны, обещает устроить детей в дома для сирот и даже спасти Соню от панели. Он просит Раскольникова передать сестре, что это — те самые 10 тысяч, который он предлагал ей. Они пойдут на добрые дела. Озлобленный Раскольников интересуется, откуда в Аркадии Ивановиче такие перемены, на что тот открывает правду: он знает все, о чем они говорили с Соней.

Часть шестая

Глава 1

Глава 2

Порфирий честно открывается Раскольникову: он убежден, что именно Родион — убийца. Выдает его та давняя статья, да и Заметов каждое слово из их разговора в трактире передал следователю. Он также честно говорит Раскольникову, что сочувствует и симпатизирует ему, поэтому дает два дня на явку с повинной. Хотя улик против Раскольникова нет, следователь точно верит, что юноша придет. Раскольников продолжает отрицать виновность.

Глава 3

Раскольников решает встретиться со Свидригайловым — его странным образом притягивает этот дурной человек. Они видятся в трактире, Раскольников понимает, что в лице Свидригайлова есть что-то странное:

Глава 4

Свидригайлов честно рассказывает ему о странных взаимоотношениях с женой: она знала и приняла тот факт, что Свидригайлов никогда не будет ей верен, но они заключили договор со множеством условий, с кем и когда он имеет право изменять супруге.

Глава 5

Покинув трактир, Свидригайлов отправляется на встречу с Дуней, не сказав об этом Раскольникову. Он просит ее зайти к нему на квартиру, и рассказывает о подслушанном разговоре Сони с ее братом. Он предлагает ей сделку: он спасет ее брата, если Дуня согласится быть с ним. Дуня рассержена и пытается уйти, но обнаруживает, что дверь заперта изнутри. Тогда она вынимает револьвер, стреляет в Свидригайлова, но не попадает. Отчаявшись, она просит отпустить ее. Аркадий Иванович, окончательно осознав, что девушка никогда его не полюбит, подает ей ключ. Дуня бросает револьвер и уходит.

Глава 6

Вечером Свидригайлов ходит из трактира в трактир, не находя себе места. Затем он возвращается домой и заходит проститься с Соней: он говорит ей, что планирует уехать в Америку. Она благодарит его за помощь в похоронах. Свидригайлов дает ей 3 тысячи рублей, которые Соня сначала отказывается брать. Свидригайлов настаивает: так она сможет жить нормальной жизнью, и, кроме того, они пригодятся ей на каторге, ведь она готова последовать за Раскольниковым в Сибирь.

Свидригайлов уходит в дикую часть города (на теперешнюю Петроградскую сторону), идет в гостиницу. Ему снятся несколько кошмаров, то пятилетняя девочка пытается его совратить, то по телу словно бы бегает мышь, которую он никак не поймает, потом он видит девочку-подростка, в чьем самоубийстве он виноват. На рассвете он выходит на улицу и, достав Дунин револьвер, стреляет себе в голову.

Глава 7

Раскольников приходит проститься с семьей. Матери он открывает не все, сообщая лишь об отъезде надолго, Дуне же открывается полностью. Он говорит ей о решении принести явку с повинной, а также говорит, что раскаивается и честно хочет начать новую жизнь. Преступления же Родион за собой не признает. Беда в том, что душа его не хочет принять содеянного:

Глава 8

Эпилог

Глава 1

Раскольникова приговорили к восьми годам каторги (вместо двадцати, за явку с повинной и хлопоты Порфирия, а также Разумихина, срок был снижен). Несчастная Пульхерия Александровна, заболевает сразу же, как сын попадает под суд, у нее расстройство сознания: не желая верить, что сын — убийца, она создает себе иллюзию, в которую всем сердцем верит. Она полагает, что Родион уехал. Довольно скоро она умирает.

Дуня выходит замуж за Разумихина, на свадьбе присутствует и Порфирий Петрович. Молодые собираются переехать в Сибирь к Раскольникову, как только скопят средств, Разумихин утверждает, что в Сибири хорошая земля и можно развивать хозяйство.

Соня с самого начала собиралась последовать за Раскольниковым, и выполняет это. Каторжане нежно любят девушку за ее доброту и кротость, а вот Раскольникова, наоборот, все чуждаются: юноша отталкивает своей угрюмостью и держится особняком (становится понятно, что хотя он признался, внутреннего раскаяния в содеянном не произошло).

Глава 2

В Раскольникове пробуждаются раскаяние и вера в Бога:

Момент преступления Раскольникова, то есть убийства старухи-процентщицы, являются важнейшими эпизодами в романе "Преступление и наказание".

В этой статье представлено подробное, детальное описание преступления Раскольникова шаг за шагом, описание сцены убийства старухи-процентщицы и ее сестры, а также важные детали подготовки к преступлению.

Описание момента преступления Раскольникова, сцена убийства, детали, подробности преступления

На момент знакомства читателей с Раскольниковым, то есть в начале романа, герой уже в течение месяца обдумывает убийство старухи . Молодой человек до последнего момента не уверен, пойдет ли он на убийство или нет.

Известно, что он впервые побывал у старухи-процентщицы еще полтора месяца назад, чтобы действительно заложить часы и кольцо.

Накануне преступления Раскольников случайно слышит на улице, что завтра в 7 часов вечера старуха будет одна в своей квартире, так как ее сестра Лизаветаы будет отсутствовать дома. Раскольников берет эту ннформацию себе на заметку. На следующий день он спит допоздна и просыпается около 6 часов вечера. Он начинает быстро собираться к старухе, чтобы быть там в 7 часов вечера.

  1. Находясь у себя в "каморке", он разрывает старую рубашку и делает из ее части петлю для топора.
  2. Он пришивает петлю под левую мышку. Нитки и иголка были приготовлены заранее.
  3. Он делает подобие заклада (фальшивый заклад) так, чтобы по весу и размеру он был похож на ценную вещь. Для этого он связывает две дощечки - деревянную и металлическую. Раскольников оборачивает все это в белую бумагу и завязывает тесемочкой, чтобы посложнее было развязать. Все эти вещи были приготовлены уже давно и хранились под диваном.
  4. Затем Раскольников выходит из своей комнаты и идет к кухне. Изначально он собирался взять топор на кухне, но в этот момент на кухне оказывается служанка Настасья. Тогда Раскольников берет топор из каморки дворника, прячет его в петле под мышкой в пальто.
  5. После этого он отправляется к старухе.
  1. Раскольников поднимается к старухе-процентщице на 4-ый этаж и три раза звонит в дверь. Недоверчивая старуха спрашивает, кто пришел, а затем все же открывает дверь и пускает гостя в квартиру.
  2. В волнении Раскольников проходит без приглашения в комнату старухи, чтобы показать то, что принес заложить. Это ее смущает. Она с испугом следует за дерзким клиентом.
  3. Раскольников дает старухе своей заклад-фальшивку. Старуха отворачивается к окну, чтобы раскрыть обертку.
  4. Раскольников достает топор из петли в пальто и ударяет старуху по голове.
  5. Старуха вскрикивает, "оседает к полу", подносит руки к голове, держа в одной руке "заклад" Раскольникова.
  6. Раскольников ударяет старуху топором еще 2 раза по темени. Старуха падает.
  7. Раскольников кладет топор возле убитой, достает из ее правого кармана ключи и бежит с ними в спальню.
  8. Молодой человек возвращается в комнату, чтобы убедиться, что старуха мертва. Он замахивается над старухой топором, но опускает его. Ему становится очевидно, что старуха мертва.
  9. На шее у погибшей он замечает шнурок. Он замахивается топором, чтобы сорвать шнурок, но не решается. Он разрезает шнурок с помощью топора, не касаясь тела топором.
  10. На шнурке он находит два креста (кипарисный и медный), "финифтяный" образок и набитый кошелек. Кресты он сбрасывает на старуху, кошелек засовывает в карман.
  11. Затем Раскольников забирает с собой топор и снова идет в спальню старухи.
  12. Он пытается открыть комод ключами, которые достал из кармана старухи. Ему не удается.
  13. В спальне он лезет под кровать в поисках укладки (сундука). Найдя укладку, он открывает ее одним из ключей. Между одеждой он находит золотые драгоценност, набивает ими карманы пальто и панталон, но из-за спешки не успевает много взять.
  14. Вдруг он слышит шаги в комнате, где лежит погибшая старуха. Затем он слышит легкий крик, а потом — молчание.
  15. Раскольников берет топор и выбегает из спальни. Он видит, что Лизавета, которая не должна была прийти сейчас, стоит в комнате и сморит на убитую сестру. Шокированная женщина молча начинает отодвигаться от Раскольникова в надежде, что он ее не тронет.
  16. Раскольников убивает Лизавету топором, ударяя по голове. Затем он бежит в прихожую, но замечает на кухне ведро с водой. Он опускает топор в ведро, чтобы отмыть кровь. Берет на окне мыло и отмывает руки прямо в ведре. Он оттирает кровь с топора, после чего вытирает топор бельем, которое сушится тут же на веревке.
  17. Раскольников вкладывает вымытый топор в петлю в свое пальто.
  18. Он осматривает свою одежду и сапоги и видит пятна на сапогах. Он мочет тряпку в воде и вытирает пятна на сапогах .
  19. Затем Раскольников бежит в переднюю (прихожую) и обнаруживает, что входная дверь все это время была открыта. Он закрывает дверь, затем снова открывает ее и выходит.
  20. Начав спускаться по лестнице, Раскольников вдруг слышит голоса людей в подъезде. Он понимает, что люди поднимаются на его этаж.
  21. Раскольников возвращается в квартиру старухи и закрывает дверь изнутри.
  22. Неизвестный человек звонит в дверь старухи. Затем к квартире подходит еще один человек. Они возмущаются тем, что старуха не открывает дверь, ведь она все время сидит дома. Мужчины подозревают что-то нехорошее и уходят за помощью.
  23. Дождавшись, когда незнакомцы исчезнут из подъезда, Раскольников спускается по лестнице и замечает пустую открытую квартиру на втором этаже. Здесь он пережидает какое-то время, чтобы те люди поднялись наверх к старухе.
  24. Раскольников бежит вниз к выходу, выходит незамеченным из здания и идет на улицу.
  25. Он приходит к своему дому, возвращает топор в дворницкую и идет к себе в каморку. Бросается на диван в изнеможении и засыпает.

После своего преступления Раскольников просыпается на следующий день в болезненном состоянии. Он беспокоится о том, есть ли на его одежде или обуви следы вчерашнего преступления. Также Раскольникова волнует то, куда лучше спрятать награбленное. Неожиданно служанка Настасья передает ему повестку о том, что ему нужно сегодня же явиться в контору (полицию). Взволнованный Раскольников отправляется в контору, не понимаю, в чем причина вызова.

Это было описание момента преступления Родиона Раскольникова, описание сцены убийства старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы, описание деталей, подробностей преступления.


Мысли о несправедливости и зарождение теории

Зачатками мысли о необходимости какого-то нового шага, “выхода из колеи” стало осознание персонажем несправедливости, на которой держится общество и вся система. У молодого красивого умного юноши 23 лет нет ни крыши над головой, ни работы, ничего, что могло бы означать стабильность и устроенность. Крайняя нищета, обусловленная социальной несправедливостью приводит его к мысли о необходимости шага, который принесёт быстрый результат. Именно отчаяние было зерном, из которого родилась бесчеловечная теория.

Ряд обстоятельств помог Раскольникову выбрать жертву, которая должна умереть во имя идеи, да и жизнь такого злого и жадного человека, по мнению молодого человека, ничего не стоит. Её смерть принесёт избавление тясячам нуждающихся, ведь старуха очень богата. Казалось бы – вот он, благородный мотив: убить одного, чтобы спасти множество других. Но нет, это лишь небольшая причина, которая вошла в общую картину и привела к злодеянию.

Образ Раскольникова в романе

Для того, что понять подлинный мотив убийства Родиона Раскольникова, необходимо проанализировать развитие его образа и его эмоционального состояния. В своих беседах с Сонечкой Мармеладовой герои совершает искреннее признание в том, что было мотивом к убийству. Это не страсть к получению богатств, не какое-либо мщение, а нечто иное, более значимое.

Жизненные обстоятельства героя

Мотивом убийства Раскольникова была крайняя бедность, вызванная несправедливостью, она наводит героя на мысли о вынужденном смелом шаге для получения скорого результата. Из гнетущего отчаяния проросла эта бесчеловечная концепция. У главного героя Родиона Раскольникова говорящая фамилия, которая говорит, что он раскольник в обществе, способен на бунт и преступление.

Череда случайных обстоятельств способствовала выбору Раскольниковым жертвы, которой придется отдать свою жизнь во имя некой благородной теории. К тому же эта злая и скупая старуха, как полагает молодой человек, не заслуживает жизни и сама по себе ничего не стоит.

Старушка-процентщица:

  • Злобная и жадная.
  • Заработала капитал на чужом несчастье, предоставляя денежные средства в долг при кабальных условиях.
  • Ее слабоумная сестра Елизавета в служанках.
  • Завещание оформила не на сестру, а для некоторого монастыря.

Кончина принесет благо сотням нуждающихся — это убедительный мотив убийства, актеры и роли которого так идеально совпали в судьбе Родиона.

Опять же у престарелой женщины имеется солидный капитал. Кажется, что это достаточные мотивы преступления Раскольникова: расправится с одним, чтобы помочь множеству остальных. Но тут кроется страшная фатальная ошибка, которая привела к злодейству.

Родион и причины убийства

Перед убийством Раскольников случайно слышит диалог двух посторонних людей, проводящих время в трактире. Незнакомцы упоминают о старухе-процентщице, что губит другим жизнь и дурно ведет себя с родной сестрой. Раскольникову становится ясно, что множество людей терпеть не может процентщицу и хотят ей только плохого.

Перед совершением преступления также Родион встречает Мармеладова, ему становится известна история нового знакомого. Затем он узнает о грустной доле дочери Мармеладова Сонички, что вынуждена продавать свое тело для прокормления своей семьи. Повесть о Соне глубоко трогает душу Раскольникова.

Накануне убийства герою Достоевского приносят письмо от матери. В нем сообщается о насильственном бракосочетании его сестры Дуняши с мерзавцем Лужиным, в том числе рассказывается о мучениях Дуни в семействе Свидригайловых.

Родион понимает собственную вину за вынужденные страдания родных сестры и матери. Сестрица идет замуж только для получения денег. Раскольников приходит в злобное раздражение на себя по причине, что не имеет возможности устроить сестре и матери приличную жизнь.

Молодой человек также сталкивается с пьяной и обманутой девицей на проспекте. Эта грустная картина наводит юношу на мысли о своей несчастной сестре. Родион обеспокоен, что по причине отсутствия денег Дуня может прийти к чему-то подобному.

Предпосылки совершения преступления:

  • голод, бедность;
  • плохой период;
  • желал разобраться, сильная он личность или слабая;
  • желал испробовать свою теорию;
  • хотел узнать, каков его характер, способен ли он на убийство;
  • философия Раскольникова;
  • теория о разделении людей на два типа и о праве сильного.

У Раскольникова есть множество причин, которые принуждают совершить роковое преступление: нищета, неуплаченный долг, вынужденный брак сестры, нелюбовь к Алене Ивановне и таким, как она и так далее.

Истинный мотив убийства

У Раскольникова было много косвенных причин, чтобы совершить этот роковой шаг: бедность, долги, вынужденное замужество его сестры, ненависть к Алёне Ивановне и ей подобным… Но настоящий мотив он раскрывает после совершения убийства, когда его душа тянется к себе подобному, человеку, который также совершает своего рода преступление – Соне, вынужденной торговать собственным телом. “…я захотел… убить без казуистики, убить для себя, для себя одного!

Я лгать не хотел в этом даже себе! Не для того, чтобы матери помочь, я убил — вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного…”. Раскольников совершает этот шаг, потому что жаждет проверить (хотя он практически уверен, что относится к “наполеонам”), насколько он “выше” других людей, “тварь он дрожащая” или всё же природа наделила его правом на “разрешение крови по совести”.

Самое страшное для героя, что остановиться и передумать он не мог. Его отрешённость от окружающих, отшельничество, одиночество и мрачное существование привело к тому, что днями напролёт он был погружён в свои мысли, развивал свою философию и оказался её заложником. Она охватила разум и чувства героя, автор сравнивает этот феномен с ситуацией, когда некий механизм зацепил и потащил тебя за край одежды… Остановиться уже невозможно, необходимость эксперимента во имя идеи стала невыносима для Раскольникова. Он разительно меняется за небольшой отрезок времени, приходит нужный момент и герой совершает задуманное.

Философские взгляды

Истинный мотив герои сообщает уже после осуществления убийства, когда сердце юноши интуитивно тянется к кому-то сходному с ним самим, кто также совершает в некотором смысле преступление — Сонечка, отдававшая свое тело. Раскольников исповедуется девушке, что желал убить без каких-либо поводов — было любопытно само проявление насильственной смерти.

Преступление по совести

По-настоящему безумно, что молодой человек не в состоянии превозмочь себя и передумать. Он сторонится окружающих, живет отшельником, мрачен и одинок. Таким образом, Родион день за днем погружен в собственные размышления, создает философию и становится ее слугой. Она поработила ум и эмоции героя, Достоевский приводит в сравнение некоторую механическую машину, которая ухватилась за края платья и невыносимо тащит.

Прекратить это уже нет возможности, обязательность эксперимента ради воплощения теории становится нестерпимой и мучительной навящивой идеей для Раскольникова. Он необыкновенно меняется в короткие сроки, потом наступает подходящий момент, и юноша воспроизводит задуманный план.

Нежное чувство к Соне — та основная нить, что может связать его с предыдущей жизнью, пробудить сердце. Родион старается вернулся к нормальному существованию, отвергнув свою идейную философию. Он смотрит на себя с другой стороны, на истоки своего преступления, отказывается верить, что был способен совершить такое.

Надо понимать, что нет причин, которые могут оправдать преступление Раскольникова или какого-то иного преступника.

В последнее время Раскольников перестает давать частные уроки и забрасывает посещение занятий в университете. Он бездельничает в одиночестве в своей комнате. Отсутствие какого-то дела в некоторой степени формирует в молодом человеке зацикленность на собственной теории о человеческом обществе, которая впоследствии стала мотивацией для генезиса преступного поведения Раскольникова.

Наказание и крах

Попытка Раскольникова претендовать на роль Бога приносит ему ужасные страдания. Наказание в виде приступов ужаса, страха разоблачения, кошмарных снов и стоических усилий воли, чтобы не сойти с ума – это только начало. Осознание героем своей “чинности”, обыкновенности, принадлежности к “материалу” приносит ему гораздо большие терзания. Только отказ от своего детища, который приходит в конце романа, помогает Раскольникову найти мир в себе. Любовь к Соне – та ниточка, которая способна соединить его с прежним миром, вернуть душевность и теплоту. Родион возвращается к нормальной жизни, отказавшись от своей теории, видит себя со стороны, не верит, что когда-то мог совершить подобное.

В нашей статье подробно анализируются мотивы преступления Раскольникова, что будет хорошим подспорьем при подготовке к сочинению или другой творческой работе.

Образец 4

Рассмотрим причины и мотивы, которые подтолкнули простого студента Раскольникова к такому нелегкому действию, как убийство. Для начала следует определиться с понятиями. Под причиной любого преступления обычно понимается совокупность тех отрицательных условий, которые формируют в человеке готовность преступить нормы закона и морали, установки и запреты общества. Мотивами же обычно понимается конкретный повод или благо, ради которого преступник выбирает действовать, нарушая закон.

При таких определениях, на первый взгляд может показаться, что бедность Родиона и отсутствие у него денег даже на необходимые для жизни блага и есть причина совершенного им убийства старухи-процентщицы, однако произведение Достоевского не стало бы таким важным для общемировой литературы, если бы в нем описывалась история обычного убийцы-грабителя.

После создания такой теории в его жизни сформировались условия, в которых нахождение нужным мотивов стало лишь вопросом времени. Первым мотивом стала, как уже было сказано, бедность, а если быть точнее — нищета Раскольникова и жажда наживы. Вторым мотивом стало стремление установить справедливость, поскольку, как считал сам Родион, старуха-процентщица не достойна жизни, ведь она жадная и скупая, даёт людям деньги лишь под огромный процент, а всё своё имущество завещала монастырю, в результате чего её родная сестра, над которой старуха постоянно издевается, несправедливо останется ни с чем.

Таким образом, мы видим, что в рамках выведенной теории, когда преступить закон не является чем-то ужасным, убийство старухи – необходимость, поскольку Родиону очень нужны деньги, чтобы прекратить своё убогое существование в комнатке на окраине Петербурга и начать по-настоящему жить, а сама смерть старухи принесет облегчение многим людям, которые должны ей. По крайней мере так картина виделась Раскольникову до того момента, как он совершил своё преступление. Всё, что произошло дальше доказывает неправильность таких взглядов и всей его теории в принципе.

Другие сочинения: ← О чем заставляет задуматься рассказ Матренин двор↑ ДругиеХарактеристика и образ Князя Святослава из Слово о полку Игореве →

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

Теория Раскольникова и ее крах

В произведении не только появляется, но и полностью опровергается странная теория. Чтобы изменить свое решение, Родиону приходится пережить много душевных и физических терзаний. Теория Раскольникова и ее крушение происходит после того, как он видит сон, где люди уничтожают друг друга и мир исчезает.

Выясняя, как опровергается теория Раскольникова, стоит привести в пример одну простую истину – счастье нельзя построить на преступлении. Насилие, даже при возможности оправдать его какими-либо высокими идеалами, является злом. Сам герой признается, что он убил не старуху, а уничтожил самого себя. Крах теории Раскольникова был виден еще в самом начале ее предложения, поскольку проявление бесчеловечности оправдать не получится.

Плюсы и минусы теории Раскольникова

Сначала может показаться, что каких-либо положительных сторон у идеи разделения общества, нет, но если отмести все плохие последствия, то плюс все же найдется – стремление человека быть счастливым. Теория Раскольникова о праве сильной личности показывает, что многие стремятся к лучшей жизни и являются двигателем прогресса. Что касается минусов, то их больше, и они имеют значение для людей, разделяющих представления главного героя романа.

Факты, подтверждающие теорию Раскольникова

Популярные сегодня темы

Родион Романович Раскольников – главный герой романа Ф.М. Достоевского, бывший студент университета, вынужденный оставить обучение из-за отсутствия средств. Юноша живет в крайней нищете на деньги, присылаемые матерью. Является автором собственной концепции, следуя которой, решается на убийство человека.

Подлинным прототипом Раскольникова является Герасим Чистов, приказчик, принадлежавший к общине раскольников. Его жертвами стали две пожилые женщины, убитые им с целью грабежа. Также существуют исторические и литературные прототипы героя, информацию о которых можно найти в соответствующем разделе статьи.

Описание героя

Биография, внешность

Характеристика личности

Раскольников в своей каморке. Актер Г. Тараторкин. Х/ф “Преступление и наказание”. 1969

Но были в характере Раскольникова и другие черты, которые выявляли в нем способность сопереживать и делать добро. Так, из показаний Разумихина следствию, становится известно, что Родион Романович, еще будучи студентом, содержал на своем иждивении больного туберкулезом сокурсника, а после его смерти взял опеку над его старым и немощным отцом. Возил старика по больницам, а когда тот умер, похоронил его на свои средства. Квартирная хозяйка Раскольникова рассказала о пожаре, в котором едва не погибли ее дети. Родион успел вытащить их из квартиры и сам при этом получил ожоги. Недавно Раскольников совершил еще один благородный поступок, отдав последние деньги на похороны Семёна Захаровича Мармеладова.

Зарождение теории Раскольникова

Раскольников не вписывается в рамки обычных героев. Это особый тип героя-мыслителя, главным для которого является поиск истины, правды и справедливости. Но благородство этой цели меркнет перед методами, которые он собирается применить для ее достижения. Несмотря на то, что общество, к которому принадлежит герой, уже пропитано идеями нигилизма и социализма, он выбирает особый путь, который приводит его к созданию собственной теории.

Иллюстрация к роману “Преступление и наказание”. Художник М. Шемякин

Принятие решения

Адрес процентщицы Алёны Ивановны Раскольников узнал у своего сокурсника в тот период, когда буквально умирал от голода. Он заложил у нее золотое кольцо, подарок Дуни, и выручил за него совсем маленькие деньги. С первого визита в нем зародилось чувство брезгливого отвращения к этой жадной и гнусной старушонке. В этот же вечер он стал невольным свидетелем разговора между студентом и военным, предметом которого была все та же Алёна Ивановна. Студент горячо доказывал, что жизнь этой старухи, которая богата, как жид, но берет с клиентов огромные проценты, не приносит никакой пользы обществу. Далее следовало предложение убить процентщицу, а ее деньги пустить на благие цели.

Кадр из х/ф “Преступление и наказание”. 1969

Терзания Раскольникова

Раскольников и Соня Мармеладова

Иллюстрация к роману “Преступление и наказание”. Художник Д. Шмаринов

Роль героя в произведении

Развитие героя по мере сюжета

В начале повествования Раскольников описывается автором, как добрый и умный, гордый человек. Он готов прийти на помощь другим и не лишен сострадания. Но нищета, в которой он вынужден прозябать, делает его угрюмым и замкнутым. Он с трудом переносит свое унизительное положение. Отсутствие возможности что-либо изменить постепенно приводит героя к потере нравственных ориентиров. У него зарождается теория, согласно которой одним людям можно все, включая убийство, а другим – ничего. Раскольников хочет доказать, что относится к первой категории людей.

Для осуществления этой идеи он разрабатывает план убийства, как ему кажется, лишнего человека – старухи процентщицы. Он осуществляет задуманное, непреднамеренно убивая еще и сестру Алёны Ивановны, Лизавету. После преступления героя мучают кошмары, одиночество сводит его с ума, он начинает ненавидеть самого себя. Соня Мармеладова, которой он рассказывает свою тайну, убеждает героя совершить признание. Под ее влиянием меняются взгляды Раскольникова, он начинает проникаться верой, его сердце оттаивает для любви. Он отрекается от своей бессмысленной теории. Ему предстоит провести долгие годы на каторге, где его ждет полное искупление вины и духовное возрождение.

Отношение автора к герою

Достоевский не обозначает четкую позицию по отношению к своему герою, предоставляя читателям самим оценить образ этого персонажа. Вместе с тем, автор, будучи гуманистом, не оправдывает поступок Раскольникова. Он считает, что каждый человек, включая отвратительную процентщицу, имеет право на жизнь, и Раскольников не бог, чтобы решать, оставлять ее в живых или убить.

Прототипы

Кроме реального прототипа Чистова, у Раскольникова есть и другие прототипы. Так, например, московский профессор А.Т. Неофитов проходил по делу о подделке билетов пятипроцентного займа. Еще одним прототипом является французский преступник Пьер Франсуа Ласенер, который был законченным убийцей, но считал себя жертвой общества.

Экранизации героя

Самой известной экранизацией считается работа режиссера Льва Кулиджанова, которому удалось максимально передать все великолепие романа. Фильм вышел на экраны кинотеатров СССР в 1969 году и получил заслуженное признание зрителей и кинокритиков. Черно-белая кинолента длительностью более трех часов в точности передает мрачность Петербурга Достоевского. Роль Родиона Раскольникова исполнил молодой двадцатичетырехлетний актер Георгий Тараторкин.

Читайте также: