Раннехристианское искусство архитектура кратко

Обновлено: 04.07.2024

Эчмиадзинский собор находится в городе Вагаршапат(ред.: в 1945 году Вагаршапат был переименован в Эчмиадзин) в Армении и был основан в период с 301 по 303 года. Главный собор армянской Апостольской церкви, Эчмиадзин - один из самых старых соборов в мире. Здание было построено после принятия Арменией христианства в течение третьего века. У него деревянные двери и фрески сцен из Ветхого Завета, а также крестообразный план с центральным куполом, пирсами и четырьмя апсидами.

Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе находится в Италии и является одной из ключевых достопримечательностей Равенны, Италия, построенной в 538 году. Широко признанная, как один из самых выдающихся примеров самых ранних христианских базилик, эта структура известна простотой и чистотой ее дизайна. Уникальная базилика имеет неф и всего два прохода.

Базилика находится в Армении и была основана в 390 году. Расположенная в провинции Арагацотн, Базилика Святого Креста - одна из самых ранних армянских церквей в Апаране. Оригинальная структура была разрушена, но частично восстановлена в ее оригинальной форме в 1877.

Базилика Сан-Марко находится в столице Италии и была построена в 336 году. Эта небольшая базилика в Риме была построена для св. Марка Евангелиста, чьи останки расположены под ее главным алтарем. Святилище являет собой древний формат базилики, а интерьер имеет элементы ранней христианской архитектуры, с деревянным потолком и мозаиками.

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово также находится в Равенне и была построена в 504 году. Установленная в 5-м веке королем остроготов Теодором Великим, эта базилика была посвящена Спасителю. Апсида и атриум этой структуры подверглись нескольким реконструкциям, но мозаики ее боковых стен и 24 колонны хорошо сохранены по сей день.

Санта-Констанца находится в Риме и была построена в 350 году. Эта церковь 4-го века в Риме была построена во время господства Константина I, как мавзолей для его дочери. Церковь имеет круглую форму и амбулаторий, который окружает центральный купол. Оригинальная структура украшена узорами из камня на своих стенах. Это сооружение считают главным примером ранней христианской архитектуры.

Этот храм был основан в Эфиопии в 4 столетии. Считающийся самой важной церковью в Эфиопии, Храм Св. Марии Сионской, по легенде, хранит Ковчег Завета. Оригинальная структура была построена во время господства первого христианского императора Эфиопии, Изана. Сегодня храм служит центром паломничества для эфиопских христиан.

Эль-Джубайль был основан в Саудовской Аравии в 4 столетии. Это старая несторианская церковь, которая была обнаружена только в 1986. Правительство Саудовской Аравии скрывает это здание от туристов и даже местных жителей, чтобы минимизировать повреждения и максимально сохранить такое важное историческое наследие.

Построенная римлянами в 4 столетии, ротонда Св. Георгия в Софии, Болгария - Ранняя христианская ротонда из красного кирпича. Она является самым древним зданием в городе. Ротонда расположена в центре древнего города Сердика, имеет цилиндрическую куполообразную структуру с квадратным фундаментом и знаменита своими фресками 12 - 14-го века.

Сант-Эусторджо - базилика 4 столетия в Милане. Она является популярной остановкой для паломников, путешествующих к Святой земле, местом могилы Трех Волхвов. У базилики выдающийся интерьер с нефом и двумя проходами с крестовыми сводами. Восстановленная базилика построена в романском стиле, но первоначально это было раннехристианское здание.

Полное название сооружения - Сан-Назаро в Броло, сооружение было построено в 382 году в Милане. Известная, как самая старая церковь латинского креста во всей Европе, Сан Назаро была первоначально построена, как подарок апостолам. План этой церкви являет собой греческий крест, с апсидами на руках. Под его алтарем находятся реликвии апостолов, а потолок нефа сделан из деревянных секций.

Базилика Сен-Пьер-о-Нонен была построена в 380 году в Метце, Франция. Эта структура была первоначально построена, как часть римского банного комплекса, но была позже преобразована в часовню. Известная, как самая старая церковь во Франции, она теперь является одной из самых популярных часовен бенедиктинского монастыря в Европе.

Базилика 374 года в Милане, Сан-Симплисиано расположена в самом центре города и является второй старейшей базиликой Италии, построенной в форме латинского креста. У фасадов есть галереи, представляющие из себя порталы с окнами и арками в верхней части. Колокольня также украшена характерными окнами со средниками.

Сан-Лоренцо в Милане - базилика 364 года. Крупнейшая церковь с ротондой для своего времени, Базилика Сан-Лоренцо - один из самых важных храмов в городе. Она расположена около парка Базилик на искусственном холме вдоль Виа Тичинезе, окружена каналами с водой и состоит из квадратного зала с четырьмя апсидами.

Монастырь Святого Антония расположен в западной пустыне Египта и был построен в 356 году. Коптский православный монастырь находится в египетском оазисе, скрытый глубоко в Горах Красного моря. Его считают одним из самых старых монастырей в мире. Монастырь также является одним из самых видных в Египте из-за его структуры, с отдельными садами, мельницей и картинами рыцарей в ярких цветах.

Трирский собор был построен в 340 году в городе Трир, Германия. Это самая старая Римско-католическая церковь в Трире, известная своей богатой историей и продолжительностью жизни. Центр главной часовни собора сделан из римского кирпича и имеет пять симметричных секций. Он также имеет апсидальный полуцилиндр на своем внешнем фасаде.

Церковь святых апостолов Петра и Павла была построена в 4 столетии в городе Нови-Пазар, Сербия. Это сербская Православная церковь - самая старая церковь в Сербии. Основанная во время римского правления, она является самым духовным местом сербской церкви. Сооружение имеет крупные колонны и восьмиугольную башню, скрывающую внутренний купол.

Римская церковь Санта-Мария-ин-Трастевере была построена в 340 году. Базилика является одной из самых старых церквей во всем Риме. В архитектурном облике сооружения сразу же выделяются 22 гранитные колонны, посвященные коринфским и ионическим столицам. Интерьер базилики заполнен мозаиками Пьетро Каваллини.

Собор Святого Петра - легендарное сооружение в Ватикане, датирующееся 333 годом. Известный, как крупнейшая церковь в мире, собор Святого Петра - самая популярная христианская церковь на сегодня. Это одно из самых главных мест паломничества, особенно среди католиков, одно из самых святых католических мест. Церковь также считается величайшим строением ее возраста с точки зрения архитектуры.

Панагия Экатонтапулиани расположена в Парикии, Греция. Сооружение было построено в 326 году и также известно, как церковь 100 Дверей - историческая церковь на острове Парос. Главную часовню окружают две другие часовни, которые в общей сложности имеют сто дверей - отсюда и название.

Базилика Сант-Амборджо находится в Милане и ведет свою историю с 313 года. Самая старая базилика в Милане, с фасадом в форме хижины и лоджиями на нескольких уровнях. У самой низкой лоджии есть три галереи, в то время как верхняя лоджия раньше была местом, где епископы благословляли граждан. Галереи поддерживаются столбами и полуколонками.

Церковь Святого Петра находится в Антиохии, Турция. Она была построена в период между 3 и 4 столетиями. Считается одной из самых старых церквей христианского мира, с пещерой, вырезанной в склоне горы Горы Стариус. У церкви есть напольные мозаики и фрески на правой стороне алтаря. Каменный алтарь расположен в самом центре, с каменной платформой на вершине.

Мегиддо - церковь в Израиле, построенная в 300 году на одноименном холме. Это одна из самых старых церквей на Святой земле, а ныне археологический памятник. Сооружение было построено в период, когда христиане преследовались Римской империей. Среди наиболее достойных внимания особенностей этой церкви ее большая мозаика, которая содержит греческую надпись и несколько геометрических фигур и христианских символов.

Церковь Дура-Европос была построена в Сирии в период между 233 и 256 годами. Она известна, как самая ранняя идентифицированная христианская церковь в Сирии. Дура-Европос была преобразована в храм после завоевания персов. Она представляет из себя дом с отдельной залоподобной комнатой и фресками, которые служат ее баптистерием. Интерьер также заполнен древними христианскими картинами. В продолжение, читайте о самых необычных церквях и соборах мира.

В последний период существования римской империи широкое распространение получило христианство. Возникшее как одна из сект иудаизма оно достаточно быстро порвало с последним и стало стремительно распространяться по римскому миру. Не имевшее поначалу ни единой идеологии, ни единой организации оно, тем не менее, консолидировалось, не в последнюю очередь благодаря гонениям, которым время от времени подвергалось. И вот, на протяжении 3 века, сформировалась сильная организация христианских церквей, возглавляемых епископами, практически не подконтрольными рядовым верующим.

Проделав к началу 4 века значительную эволюцию, новое учение превратилось в лучший инструмент удержания народных масс и рабов в повиновении обещанием посмертного воздаяния за тяготы земной жизни. Видимо, это хорошо понял император Константин I, предоставивший ему статус государственной религии. А вскоре христианство и вовсе стало религией господствующей, единственно допустимой в пределах империи.

Раннехристианская архитектура может быть разделена на два периода своего развития: от своего возникновения до Константина и от Константина до падения западной римской империи.

В первый период своего существования христиане были вынуждены скрывать места своих собраний. Это обстоятельство, а так же объединение в общинах, в первую очередь, низов общества и первоначальная простота культа и составили особенности раннехристианских сооружений.

Христианские проповедники того времени выступали в частных домах членов общин. Позднее ряд таких частных домов переоборудуется в самостоятельные церкви, так называемые титулусы. В их интерьере появляется новая символика, мозаики с изображением римских богов заменяются мозаиками на христианские темы. Внешне такие дома ничем не отличались от обычных жилых домов города, что было весьма важно в условиях полулегального существования культа.

Примером такого дома-церкви может служить дом в Дура-Европосе, превращенный в церковь около 231 года. Центром всего комплекса здесь был дворик с выходящими в него помещениями (атриум). На южной стороне располагалась главная комната размерами 5 на 13 метров с возвышением для совершения обрядов. Комнату в северо-западном углу занимал баптистерий, в котором находилась прямоугольная купель с устроенной над ней арочной сенью. Свод над купелью изображал небеса со звездами. На стенах комнаты воспроизводились различные сцены из христианской мифологии.

раннехристианская архитектура

Дура-Европос. Дом-церковь. Арочная сень в баптистерии

В Риме от этого периода сохранились развалины сдававшихся внаем жилых домов и небольших терм, превращенных в церкви. Их остатки найдены под рядом более поздних церквей.

Еще одним местом для отправлений культа стали катакомбы, в которых христиане стали хоронить умерших членов своих общин.

раннехристианская архитектура

Узкие подземные коридоры катакомб с двумя и более ярусами ниш для захоронений выдалбливались в мягкой каменной породе. От коридоров отходили крестообразные камеры, по трем сторонам которых устанавливались саркофаги. Здесь совершались церковные службы на гробах мучеников. Древнейшими в Риме являются катакомбы Святого Каллиста (начало 1 века).

Наземные захоронения мучеников или места, связанные с их мученичеством за христианскую веру, так называемые мартириумы, отмечались часовней и становились местами культа. Одним из них был мартириум Святого Петра на Ватиканском холме. Он представлял собой нишу в стене с маленьким подобием храма (эдикулой) и навесом на двух колоннах над ней на предполагаемом месте распятия апостола.

раннехристианская архитектура

Мартириум Святого Петра

Резкие изменения произошли в начале 4 века, когда христианство превратилось в господствующую религию, приобретя статус государственной. Оно повело ожесточенную борьбу против традиционных старых культов. Языческие храмы разрушались, а из их обломков строились новые христианские церкви. Только в исключительных случаях античные храмы сохранялись за счет их приспособления к потребностям христиан. Самым ярким примеров этого является Пантеон, ставший приходской церковью Святой Марии и Мучеников ( Santa Maria ad Martires ).

С о времен Константина по всей империи началось широкое строительство христианских церквей. И наиболее общим типом таких сооружений стал базиликальный.

раннехристианская архитектура

Пример христианской базилики

Вопрос о происхождении базиликального типа храма остается неясным из-за практического отсутствия документов по раннехристианской архитектуре до правления Константина. Есть лишь предположения о том, что его прототипами в равной степени могли послужить атриумные дома, римские базилики, подземные святилища и иудейские синагоги Галилеи. В любом случае такая планировка соответствовала христианскому обряду, ее интерьер вмещал в себя всех членов общины, и она не была связана с планировкой храмов враждебных христианству религий.

Подобно римской светской базилике, христианская также имела вытянутый прямоугольный план с апсидой напротив входа и рядами колонн, деливших помещение на нефы, из которых средний (основной) был шире и выше боковых (называвшихся так же боковыми проходами) и освещался окнами в верхней части своих стен. Отличие состояло в том, что перекрывался центральный неф не бетонными сводами, а двускатной деревянной крышей с открытыми стропилами внутри или (позже) с подвесным деревянным кессонированным (для облегчения конструкции) потолком. Боковые нефы обычно имели односкатные деревянные крыши.

Усложнение обряда потребовало добавления к этой схеме новых элементов. Появились большой перистильный двор (атрий), предшествовавший входу, с фонтаном для омовений в центре, широкий, но неглубокий притвор (нартекс) при входе, куда допускались лица, еще не прошедшие крещения, и трансепт (поперечный неф перед апсидой) для расширения алтарной части. Переход от центрального нефа к трансепту оформлялся триумфальной аркой, за которой располагался алтарь под балдахином на четырех колоннах. В апсиде, там где в римской базилике было место судьи, находилось кресло епископа и место для духовенства.

В таком устройстве храма отразился переход христианского культа от первоначального демократизма к могущественной церковной организации. Если в середине 3 века духовенство внешне ничем не выделялось и места всех членов общины были равны, то в 4 веке оно уже противопоставлялось общей массе верующих, которая теперь лишь наблюдала за священнодействием, совершаемым у алтаря епископами и дьяконами.

В отличие от античного храма христианская церковь служила не домом божества, а местом религиозных церемоний и собраний верующих, домом, ограждающим их от внешнего мира. В античных храмах верующие находились снаружи здания. В христианских же — наоборот, и основное внимание здесь стало уделяться интерьеру, который создавал чувство торжественного покоя и устремленности к божеству. Этой цели служили ряды мраморных колонн, ведущие к алтарю, узорные мозаичные полы, а так же фрески и мозаики с изображениями святых и сцен из священного писания на стенах, на триумфальной арке и в апсиде. Этому же способствовал и свет, падавший сверху из апсиды и окон нефа.

В 4 веке строительство базилик особенно интенсивно шло в восточной империи, чему способствовало ее более спокойное положение и близость к Палестине — месту паломничества христиан. В западной империи основным типом церквей стала трех- или пятинефная базилика. Наибольшее их количество было возведено в Италии.

Древнейшей церковью Рима является пятинефная базилика Сан Джованни ин Латерано, возведенная в 319 году среди комплекса императорского дворца, предоставленного епископу в качестве его резиденции. Несколько позже аналогичные пятинефные базилики были построены над могилами апостолов — Сан Пьетро ин Ватикано и Сан Паоло фуори ле Мура. Первая имела площадь 84 на 58 метров, делившуюся четырьмя рядами колонн (по 22 колонны в каждом), несущих на себе архитрав. Вторая имела большие размеры и по 80 (!) колонн в каждом ряду. Колонны выламывались из античных зданий. К этому же периоду относится и ряд трехнефных базилик, таких как Сан Лоренцо фуори ле Мура, Сант Аньезе фуори ле Мура и др.

раннехристианская архитектура

Базилика Св. Петра, 324—349 гг. План, реконструкция общего вида

В 5 веке широкое строительство базилик начинается по всей империи. В Италии в это время предпринимается попытка возродить открытость древнеримских базилик. В Риме это Санта Мария Маджоре и Санти Джованни э Паоло. Однако их внешние колоннады вскоре были застроены стенами.

санта мария маджоре

Санта Мария Маджоре. Вариант первоначальной базилики

Важное место в раннехристианской архитектуре занимал и другой, цилиндрический тип сооружений — мавзолеи, церкви, баптистерии.

Двухъярусный мавзолей Святой Елены (матери императора Константина) на Лабиканской дороге, построенный около 330 года, напоминал гробницу Присциллы начала империи. Но его верхний ярус был оборудован окнами, что превратило его в световой барабан, несущий купол.

раннехристианская архитектура

Лабиканская дорога. Мавзолей Святой Елены

Такой световой барабан был уже вполне развит в 3 веке (например в нимфее Минерва Медика), но здесь он означал преображение прежнего полутемного мавзолея в залитый светом храм-усыпальницу. Интересно, что вес купола мавзолея Святой Елены был снижен за счет использования в его кладке пустотелых керамических амфор.

раннехристианская архитектура

Номентанская дорога. Мавзолей Констанции. Середина 4 века

Другим примером, но уже более сложного цилиндрического сооружения с существенно измененными пропорциями отдельных частей, является мавзолей Констанции на Номентанской дороге (см. статью о базилике Сант Аньезе фуори ле Мура). Цилиндрическое основание купола, воспринимавшееся как единое целое с массивом здания в мавзолее Святой Елены, здесь отделено от него, занимая лишь среднюю часть широкой ротонды. Этот прорезанный окнами барабан опирается уже не на стены, а на внутреннее двойное кольцо колоннад.

Трехступенчатая структура интерьера усиливалась различной освещенность его частей. Яркий свет из больших окон подкупольного барабана переходил в рассеянное освещение круглой галереи со щелевидными отверстиями вверху и меркнул, доходя до нижних затененных ниш. Оттуда особенно яркими виделись мозаики купола.

В конце 4-го — начале 5-го веков мавзолей превратили в христианскую церковь и загородили пристроенной к его вестибюлю огромной базиликой. Идея храма над могилой обожествленной личности, доминировавшая в императорских мавзолеях, оказалась чрезвычайно близка христианской идее торжества духа над смертью и обычаю воздвигать памятные храмы над могилами мучеников и сделала естественным превращение римских мавзолеев в христианские церкви.

Дальнейшим усложнением типа ротонд с внутренней колоннадой, поддерживающей барабан, стала церковь Сан Стефано Ротондо, возможно, начинавшая сооружаться как античный мавзолей. Эта крупнейшая круглая церковь Рима диаметром 63 метра с четырьмя крестообразно расположенными апсидами была построена в середине 5 века.

раннехристианская архитектура

Сан Стефано Ротондо

В 5 веке на востоке империи возник совершенно новый тип сооружений — монастырь. Помимо церкви в него входили жилища монахов, а так же хозяйственные и подсобные постройки. Своей планировкой интересен монастырь Калат Семан, находившийся неподалеку от сирийской Антиохии и построенный в 480-490 годах. Он возник вокруг столпа, на котором провел последние 27 лет своей жизни Симеон Столпник, умерший в 459 году.

Столп являлся центром восьмиугольного помещения, перекрытого (скорее всего) легким деревянным куполом. К восьмиугольнику с четырех сторон примыкали трехнефные базилики, одна из которых (восточная) заканчивалась апсидами и служила, собственно, церковью. В трех других базиликах собирались и отдыхали многочисленные паломники, стекавшиеся к знаменитому месту культа. Жилые и хозяйственные постройки занимали южную территорию комплекса.


Калат Семан сегодня. Фото с сайта frontinfo.media

В целом раннехристианская архитектура, зародившаяся в эпоху поздней античности, явилась завершением развития античного зодчества. Вместе с тем она создала ряд типов культовых христианских сооружений, послуживших основой для создания многочисленных вариантов христианских церквей в странах Европы и Востока. Значение раннехристианской архитектуры определяется тем фактом, что она оказалась стоящей на грани двух эпох — уходящей античности и надвигающегося феодализма, став связующим звеном между ними.

Арианский баптистерий Фасад

Раннехристианское искусство и его особенности

5 лет ago Enottt Комментарии к записи Раннехристианское искусство и его особенности отключены

Сначала история

После этого Вечный город еще несколько раз осаждают и занимают — в 536 г. византийский император Юстиниан, через 5 лет — гот Витигис, а потом Тотила, взявший в заложники и перебивший весь сенат. Это продолжается до конца VIII в., когда Риму угрожают уже лангобарды, однако раннехристианский период для Западной Европы кончается, пожалуй, вместе с приходом в Италию византийцев. К VI в. в Европе существует ряд уже вполне оформившихся варварских королевств.

А теперь про искусство

Второй период раннего христианства — примерно с 350 до 600 г. — время от окончательного утверждения его в качестве единственной религии империи (если не считать четырехлетнего правления Юлиана Отступника в 360-х гг.), время появления настоящей христианской церковной архитектуры монументальной живописи, ее украшающей — прежде всего фрески и мозаики. Главная проблема этого периода — поиск образцов для построек и живописных композиций. И для того и для другого образцы находятся в римском искусстве и архитектуре — и раннехристианская базилики, и первые мозаики, изображающие Христа и святых заимствуют самый распространенный тип общественной постройки Рима и типологию императорского портрета. Длинные повествовательные ряды вроде рельефов колонны Траяна или иллюстрированных рукописей Энеиды и Илиады становятся прообразами ветхо- и новозаветных циклов мозаик, фресок или миниатюр.

Умирающая Империя оставляет своим наследникам на Западе — варварским королевствам — огромный пласт информации — не только весь корпус античной науки, не только выкованные в мучительных спорах формулы христианской веры, но и несметное количество зрительных образов и их значений, которые варварам предстоит осмыслить и обогатить ими язык своего молодого искусства.

Искусство катакомб

Катакомбы были действующими кладбищами до V в., однако продолжали почитаться как место погребения первохристианских святых вплоть до разграбления Рима и его кладбищ лангобардами в VIII в. К VII в. появился даже своеобразный путеводитель по катакомбам для паломников. В начале IX в. останки мучеников были перенесены в крипты римских церквей.

Архитектура

Раннехристианская архитектура

Базилика Санта-Пуденциана

Базилика Санта-Пуденциана

Латеранская базилика

Латеранская базилика

Константин начинает одновременно строительство базилик-мартириев в Святой Земле (на месте Гроба Господня, в Вифлееме, Назарете, Гефсимании и т.д.) и в Риме. Первая базилика, построенная в Риме и долгое время имевшая статус кафедрального собора — Латеранская (313-319). Константин, сам еще не будучи христианином, сознательно строит ее не в центре города, близ Форума с его языческими святынями, а на отшибе, почти у самой городской стены, у особняка семейства Латеранов, превращенного в епископский дворец, и бывших казарм преторианцев. Таким образом это строительство могло, не раздражая языческий Сенат и сановников, иметь статус личного подарка христианам Рима от императора как частного лица. Она сильно перестроена в 1657 г. Карло Борромини, и прежний ее вид мы можем восстановить лишь по фреске 1651 г. Рядом с базиликой возводится баптистерий — крещальня — восьмигранное здание с восьмигранной же купелью внутри. Крещение в те времена совершалось лишь над взрослыми, после длительной подготовки, только в пасхальную ночь и только в Латеранском баптистерии.

Базилики и баптистерии строятся и в других городах Западной Римской Империи. В резиденции императора

Баптистерий ариан Баптистерий православных

Еще одна проблема раннехристианских построек — использование мавзолеев для церковных нужд. Мавзолей-ротонда Константины (Санта-Костанца) — сестры императора Константина — построенный около 330 г. на Номентанской дороге — стал использоваться как церковная постройка, причем саркофаг

Базилика Сан-Витале

Базилика Сан-Витале

Итак, к VI веку восточная и западная архитектурные традиции уже достаточно разошлись, чтобы стало очевидно, что к моменту юстиниановского завоевания в раннехристианской Италии обычным типом церковной постройки становится базилика, и Запад окончательно остановит свой выбор на этом варианте вплоть до конца Средневековья. Центрические постройки на Западе будут скорее исключением, в то время как для Византии исключением будет как раз базилика, а правилом — центрическое здание.

Архитектура раннего христианства и Визинтии

Основы архитектуры

Базилика

Христианство было официально признано в 313 г., когда римский император Константин, издал Миланский эдикт. К 326 г. оно стало официальной религией Римской империи. Византия, восточная часть Римской империи с новой столицей, Константинополем (ныне — Стамбул), протянулась от Милана и Кёльна на западе, до Сирии на востоке, Греции и Египта на юге. Христианство нуждалось в новых архитектурных формах, но первоначально была использована античная базилика с прямо-угольным залом для собраний, которая могла служить для различных общественных целей и не была связана с язычеством. Она прекрасно подходила для христианских богослужений.

Базилика была обычной прямоугольной в плане, с полукруглой апсидой с восточной стороны и входом — с западной. В апсиде располагался алтарь. Интерьер базилики делился двумя рядами колонн на три нефа.

Внешний облик раннехристианских базилик был чрезвычайно простым, например фасад базилики Св. Петра. Это также относится и к храмам Ближнего Востока, например, церкови V в. в Турманине. Она типична для Сирии, с широкой аркой входа и двумя соединенными колоннадой башнями над западным фасадом.

bazilika_san-vitale

Стены базилик обычно были из кирпича или перемежающихся кирпича и бетона с облицовкой из камня. Тип зданий в виде базилики оказался очень удобным для церковной архитектуры. Он использовался как в ранних христианских постройках, так и в поздних, как в римских, так и в византийских. Трансепт — поперечный неф между апсидой и пространством продольных нефов. В плане пересечение трансепта и нефа образует латинский крест.

Базилика Св. Петра. Рим (319- 322 гг.)

Базилика Св. Петра построена в Риме при Константине над могилой св. Петра. Этот пятинефный храм с большим трансептом и нартексом был ориентирован с запада (где находилась апсида) на восток. Атриум — это большой перистильный двор, расположенный перед входом. За ним находился широкий притвор, или нартекс, куда допускались верующие, еще не принявшие крещение.

Интерьеры храмов

Простой внешний облик ранних христианских церквей (III-V вв.) контрастировал с роскошью интерьера. Легкие арочные колоннады и тонкие, с большими окнами стены среднего нефа казались хрупкими, нематериальными. Это ощущение подчеркивал еще и свет, падающий из окон и из апсиды. Стены были покрыты полированным мрамором, мозаикой и фресками. Мраморные колонны завершались позолоченными капителями. Пол был покрыт мраморной мозаикой, перекрытия позолочены. На всем этом играли блики света, подчеркивая переход от освещенной средней части к затененным боковым нефам. Апсида была украшена мозаикой с изображением Христа. В Риме капители, колонны и антаблемент часто переносились из античных построек. Апсида — полукруглый выступ, который находится в восточной торцовой части храма. Ее перекрывает полукупол или сомкнутый полусвод (конха). В апсиде находится часть алтаря.

Центральный и боковые нефы были разделены рядами колонн с аркадами, опирающимися на них. Аркада могла быть двухъярусной. Перекрытие боковых нефов было ниже, чем центрального, позволяя окнам в верхней части стен центрального нефа — клерестория — освещать помещение сверху.
Боковые нефы иногда имели второй ярус, или хоры. Часто женщины во время службы стояли на хорах; если их не было, то мужчины и женщины находились вместе.

Алтарь в храме был приподнят на несколько ступеней и отделен от центрального нефа парапетом и алтарной преградой. Алтарная часть — вима, предназначалась только для священника. Отсюда он мог проследовать к амвону. Амвон в раннехристианских и византийских церквях — кафедры, расположенные по сторонам хора или под центральным куполом. Символизирует камень у Гроба Господня. Обычно он был вырезан из камня и богато декорирован. Стены и пол многих церквей были декорированы мозаикой из цветных мраморов, составляющих орнаментальный геометрический рисунок.

Базилика святого Димитрия в Салонниках

Базилика святого Димитрия в Салонниках

В центральном нефе базилики Св. Димитрия в Салониках были использованы античные колонны и капители.
Эта капитель украшена листьями аканта и орлами. Над ней расположен импост — верхний камень столба, служащий опорой арки. Здесь — в виде четырехгранной перевернутой пирамиды.

Центрический план

Раннехристианская архитектура заимствовала у римских построек центрический план, основывающийся на круге, кресте или многоугольнике. Эта форма была характерна для погребальных сооружений типа тумулусов. Идея храма- мавзолея (мартириума), воздвигнутого над могилой христианского мученика, возникла в первые века христианства. Развитие конструктивных возможностей таких храмов-мавзолеев привело к выделению купольной части со световым барабаном и развитию крестовокупольной системы во многих христианских храмах и баптистериях.

Мавзолеи

Раннехристианские гробницы следовали традиции римских мавзолеев, которые также были центричны. Они отличаются от своих римских прототипов тем, что строились обычно возле базилики. Большинство имело центральное пространство с колоннами и галереей.

Раннехристианские мавзолеи


Интерьеры мавзолеев были богато украшены, как, например, в мавзолее Констанции. Здесь мозаика покрывала стены. Ее сюжеты следовали четкой схеме: сначала геометрические орнаменты, затем виноградные лозы и путти и наконец ветхозаветные сцены в куполе.

Латеранский баптистерий. Рим (ок. 315 г.)

В эпоху раннего христианства строились специальные здания для крещения — баптистерии. Чаще всего они были центричны в плане, с куполом, опирающимся на цилиндр или восьмиугольник. Число 8 символизирует возрождение, потому что мир начался на восьмой день после Сотворения.

м

Мавзолей Констанции. Рим (350 г.)

Эта гробница, построенная для дочери Константина Констанции, — круглое, перекрытое куполом пространство. Прорезанный окнами барабан опирался на арки, которые поддерживал двойной ряд коринфских колонн, соединенных попарно импостами.

Мавзолей Констанции

Равенна

В 395 г. Римская империя была разделена. Пока на востоке Византийская империя процветала, запад был под угрозой постоянных вторжений.
В результате, в 402 г. западная столица была перенесена из Милана в Равенну, и в конце V в. остготский король Теодо- рих (495-526 гг.) перевел двор в Равенну, поддерживающую близкие связи с Константинополем. Когда в VI в. Италия была вновь завоевана Юстинианом, Равенна стала местом пребывания византийских вице-королей. Политически и географически она соединяла Запад и Восток, и многие постройки демонстрируют влияние зарождающегося византийского стиля.

Равенна

Сант-Аполлинаре-ин-Классе (532-549 гг.)

Хотя это всего лишь простая трехнефная базилика, Сан-Аполлинаре-ин-Классе сочетает множество восточных элементов: нартекс, с двумя башнями по бокам; центральная апсида, скорее многоугольная, чем полусферическая снаружи;
и две апсиды по бокам.

Мозаики создавались из маленьких кусочков камня или пекла. Стекло покрывалось с оборотной стороны золотом, что создавало особый эффект блеска и мерцания света. Мозаики покрывали большие поверхности, создавая монументальные композиции. Эта мозаика изображает императора Юстиниана в церкви Св. Виталия в Равенне.

Сант-Аполлинаре-ин-Классе

Ранневизантийская архитектура

Эпохой наивысшего расцвета Византийской империи был VI век, время правления Юстиниана (527- 562 гг.). Константинополь доминировал как политический и культурный — если не религиозный — центр. Огромное строительство, которое велось в Византии, привело к тому, что раннехристианские формы развились в византийский стиль. Пока базилика оставалась доминирующей формой на западе, на востоке возрастала центричность, квадратное подкупольное пространство, барабан с окнами и купол. Такая схема храма частично была обусловлена особенностями литургии. Новый центрический план фокусировал внимание на центральном нефе и подкупольном пространстве.

Церковь Сергия и Вакха. Константинополь (527-536 гг.)

Построенная Юстинианом, церковь в плане представляет собой восьмиугольник, вписанный в квадрат. Переходом между ними служат угловые ниши. Восемь столбов несут купол. На первом этаже церкви капители несут следы античности в некоторой скульптурности объемов, но применение прорезного орнамента говорит о стремлении к легкости и ажурности форм.

Церковь Сергия и Вакха

Купол церкви Сергия и Вакха в диаметре — 16 м. Он опирается на восьмигранник. Купол не скрыт под деревянной крышей и виден снаружи.

Святая София. Константинополь (532-537 гг.)

Собор Св. Софии — самый грандиозный и выдающийся памятник византийской архитектуры. Он совершенно уникален — ничего похожего никогда больше не было построено. Он воздвигнут императором Юстинианом на месте разрушенной базилики с тем же названием. Строители Софии в Константинополе — Анфимий из Тралл и Исидор из Милета были не просто квалифицированными ремесленниками, но выдающимися инженерами и архитекторами, людьми, прекрасно образованными.

Святая София. Константинополь

В соборе Св. Софии учтены все основные достижения архитектуры прошлых веков, вое назначение, новые конструктивные приемы, новые художественные особенности. Св. София является памятником своей эпохи, обладающим необыкновенной силой воздействия. Основной строительный материал собора — кирпич, но также использован и камень для восьми столбов подкупольного пространства.
В 558 г., через 20 лет после завершения работ купол, видимо из-за землетрясения, упал. В 563 г. он был восстановлен.

Собор Св. Софии — купольная базилика в плане, Здесь сохраняется центральный и боковые нефы и большое полку мольное пространство. Купол в диаметре 32 м опирается на четыре арки, поддерживаемые четырьмя большими столбами.

Система полукуполов связывает купол Св. Софии с ее базиликальной основой. В эту систему входят два больших полукупола и пять малых, шестой полукупол заменен цилиндрическим сводом над главным входом в центральную часть интерьера из нартекса.

Различные купола и полукупола были покрыты свинцом и четко вырисовывались во внешнем облике собора. направляя взгляд к центральному куполу. Построенный из кирпича, без украшений снаружи, храм массивен и аскетичен.

Архитектура после Юстиниана

В Византии никогда больше уже не было построено столь грандиозного собора, как Св. София. После смерти Юстиниана в 562 г. империя потеряла часть своих территорий. В VIII в. на западе стало возрастать значение франков. Завоевания Карла Великого привели к созданию обширной империи, и в 800 г. папа провозгласил его императором. Веря в то, что упадок Византийской империи является результатом божественного гнева из-за почитания икон, император Лев III в 726 г. начал иконоборческое движение. Церкви рас-писывались теперь лиственными и геометрическими орнаментами, крестами. Аскетичность была характерна и для внешнего вида храмов. Церкви строились маленькие, доминировали купольные базилики и крестово-купольные храмы.

Крестово-купольная церковь Св. Софии в Салониках (780-е гг.)

Крестово-купольный тип церкви был очень распространен в течение долгого времени после смерти Юстиниана. Купол опирается на четыре столба, а перекрытые цилиндрическими сводами концы креста почти одинаковы. Этот центральный объем был окружен боковыми нефами и нартексом-галереей.

церковь Св. Софии в Салониках

Это типичная крестово-купольная церковь, ее крестообразная в плане центральная часть отделена от крайних боковых нефов аркадами, которые опираются на столбы и колонны. Такое чередование разных опор характерно для ранневизантийской архитектуры. В восточной части расположены три апсиды.

Архитектура средневизантийского периода

Период, начиная с 843 г, с конца иконоборчества до захвата крестоносцами Константинополя в 1204 г., известен как средневизантийский период. Первые 180 лет правления Македонской династии были почти золотым веком: возвращены территории в Греции и Италии, завоеваны новые земли на Востоке, и культурное возрождение соеди-нилось с появлением множества новых типологий в церковной архитектуре.
В 1057 г. власть захватила династия Комнинов. Их правление было относительно стабильно. В 1054 г. произошел раздел христианской церкви на западную, римско-католическую, и восточную, греко-кафолическую (православную). К восточной церкви примкнули Сербия, Болгария и Россия.

Тромп — это свод в форме половины или четверти конуса, применяемый как переход от квадратного основания к многогранному или круглому куполу. Был особо распространен в армянской архитектуре VII в.

Купольный октагон. Неа Мони. Хиос (1042-1056 гг.)

Схема возведения купола при помощи тромпов на восьми опорах, которыми служат торцы стен и свободно стоящие столбы, является одной из наиболее распространенных в Греции. Таков собор монастыря Неа-Мони. Тромпы в углах центрального нефа образовывали октагон, поддерживающий круглый купол.

Неа Мони. Хиос

Церковь Успения Богоматери монастыря в Дафни близ Афин (ок. 1080 г.)

Храм крестово-купольный с использованием тромпов. От центрального подкупольного пространства отходят четыре цилиндрических свода, образующих крест. Небольшие пространства между рукавами креста и стенами были перекрыты сводами.

Церковь с обходом. Мечеть Фетие/церковь Паммакаристос (Богоматери Радующейся). Константинополь (XI в.)

Церковь Успения Богоматери монастыря в Дафни близ Афин

Церковь с обходом была похожа на более раннюю крестово-купольную церковь, но ее неф меньше, рукава креста редуцированны до арок в стене. Окружающее пространство было также более широким и одной ширины, в то время как галереи были устранены, создав простой обход вокруг подкупольного ядра.

Поздневизантийская архитектура

Церковь Св. Феодора. Константинополь

Церковь XI в. была расширена за смет пристроенных нартексов с тремя куполами в 1320 г. Тщательно разработанный фасад с высокими нишами, аркадами в первом и втором ярусах.

Церковь Св. Феодора. Константинополь

Храм Богородицы монастыря Константина Липса. Константинополь

Церковь Св. Иоанна Крестителя была пристроена к более раннему храму Богородицы монастыря Липса. Церкви были соединены нартексом. и к ним была пристроена погребальная капелла.

Храм Богородицы монастыря Константина Липса

Эта церковь имеет портики, возможно, это влияние грузинской архитектуры. Ее удлиненные нефы делают ее похожей на ранневизантийские постройки.

Читайте также: