Идея рассказа один день ивана денисовича кратко

Обновлено: 05.07.2024

Идейно-тематическое содержание. А. Твардовский, предва­ряя публикацию в “Роман-газете”;, писал: “Читатель не найдет в повести Солженицына всеобъемлющего изображения того истори­ческого периода, который, в частности, отмечен горькой памятью тридцать седьмого года. Содержание “Одного дня”;, естественно, ог­раничено и временем, и местом действия, и кругозором главного героя повести. Но один день из жизни лагерного заключенного Ивана Денисовича Шухова под пером Солженицына, впервые вы­ступающего в литературе, вырастает в картину,

В этом прежде всего заключается редкостная впечатляющая сила произведения. Многих людей, обрисованных здесь в трагическом качестве “зэков”;, читатель может представить себе и в иной обста­новке – и на фронте или на стройках послевоенных лет. Это те же люди, волею обстоятельств поставленные в особые, крайние усло­вия жестоких физических и моральных испытаний.

В этой повести нет нарочитого нагнетания ужасных фактов жестокости и произво­ла, явившихся следствием нарушения советской законности. Авто­ром избран один

из самых обычных дней лагерной жизни. Победа художника в том, что… горечь и боль ничего общего не имеют с чувством безнадежной угнетенности.

Наоборот, впечатле­ние от этой вещи, столь необычной по своей неприкрашенной и не­легкой правде, как бы освобождает душу от невысказанности того, что должно было быть высказано, и тем самым укрепляет в ней чувства мужественные и высокие…”;.

В своей статье Твардовский определил основную тему повести “Один день Ивана Денисовича”; – утверждение победы человеческо­го духа над лагерным насилием. Сюжетная линия выстроена на со­противлении Человека Лагерю, то есть личности системе насилия.

В повести поднимается ряд проблем. Одна из них – это изобра­жение лагеря как воплощения злобы и грязи. Лагерь в судьбах миллионов людей знак помрачения души и разума, опасная и жес­токая машина, переламывающая слабых.

Лагерь представлен не как исключение из жизни, а как ее порядок, преследующий глав­ную цель – погубить внутренний мир человека, превратить его в “лагерную пыль”;.

Лагерь создан для уничтожения личности: “Здешняя жизнь трепала его от подъема и до отбоя, не оставляя праздных воспоми­наний…”;. Но Шухов имеет силы сопротивляться Лагерю. Состояние внутренней борьбы проходит через всю повесть.

В лагере существует своя система оценки человека. Одним из ее критериев является отношение к работе. Это определяет взаимоот­ношения в лагере, в шуховской бригаде.

Одни люди насильственно вырваны из жизни в годы “сплошной коллективизации”;, другие из военного потока. Бессрочный, беско­нечный абсурд, через который прошел наш многострадальный на­род, в деталях представлен на страницах повести. Осознание на­стоящей человеческой жизни противостоит чудовищному в своей привычности надругательству над людьми: конвой ведет тщатель­ный пересчет “по головам”;, человек – дороже золота. Одной голо­вы за проволокой недостанет – свою голову туда добавишь”;.

Что может быть большим издевательством над самим понятием ценно­сти человека?


Краткий анализ

Год написания – 1959.

История создания – Произведение А. И. Солженицын задумал зимой 1950–1951 гг., когда пребывал в лагере в северном Казахстане. Замысел был реализован только спустя 9 лет в 1959 г. в Рязани.

Тема – В произведении развивается тема лагерной жизни политических заключенных, жертв сталинского режима.

Композиция – А. И. Солженицын описал один день из жизни заключённого, поэтому основой для композиции стали временные рамки от утра до вечера, вернее, от подъема до отбоя. Анализируемое произведение – сплетение рассказов, раздумий, в которых важную роль играют детали.

Жанр – Рассказ, хотя перед публикацией редактор порекомендовал А. Солженицыну назвать свое произведение повестью, и автор прислушался к совету.

Направление – Реализм.

История создания

Публикация произведения стала грандиозным событием. Во всех журналах и газетах появлялись отзывы о нём. Критика считала, что рассказ стал разрушительной силой для господствующего доселе соцреализма.

для самых компанейских -

А. Солженицын описывает всего один день из жизни сосланного в северные края героя, Шухова Ивана Денисовича, что определило и смысл названия.

Это крестьянин, который честно защищал Родину на фронте. Шухова взяли в плен, но он сумел сбежать, за что и попал в ссылку. Нечеловеческие условия жизни не смогли убить истинно крестьянскую душу. Иван Денисович сохранил простодушие, доброту. В то же время он был хитёр в бытовом плане. Внутренний стержень помог ему выжить.

Кроме Ивана Денисовича в произведении есть и другие образы заключенных. С нескрываемым восхищением А. Солженицын рассказывает об Алёше-баптисте, который под давлением условий не отказался от своих взглядов, об украинцах, молящихся перед едой. Также читатель может понаблюдать за командиром, который заботился о своих подопечных, как настоящий отец.

Каждый образ – инструмент для раскрытия определенной грани лагерной жизни. В контексте главной темы формируется проблематика рассказа. Особое внимание следует обратить на такие проблемы: человеческая жестокость, несправедливость режима, взаимопомощь как способ выживания, любовь к ближнему, вера в Бога. Автор только поднимает острые для его эпохи вопросы, выводы же читатель должен сделать сам.

Идея рассказа – показать, как политический режим может разрушать судьбы, калечить человеческие тела и души. А. Солженицын осуждает репрессии, хочет, чтобы потомки не совершали таких ошибок.

Композиция

Строение рассказа продиктовано его содержанием и временными рамками описываемых событий. Сначала А. Солженицын рассказывает о подъёме в пять часов утра. Это и есть экспозиция, которая переносит читателя в лагерный барак и знакомит его с главным героем.

Кульминаций в произведении минимум две – эпизод, когда надзиратель ведёт Шухова отбывать наказание и сцена, где Цезарь прячет еду от надзирателей. Развязка – отбой: Шухов засыпает, понимая, что прожил день счастливо.

Главные герои

А. И. Солженицын по настоянию редакции определил произведение как повесть. На самом деле – это рассказ. В нём можно заметить такие признаки малого литературного жанра: небольшой объём, внимание автора сконцентрировано на сюжетной линии Шухова, система образов не очень разветвлённая. Направление произведения – реализм, так как автор правдиво описывает человеческую жизнь.

В этом рассказе Александра Исаевича Солженицына показана самая "обычная" жизнь сталинского лагеря начала 1950-х годов. Главное для героя - русского мужика Ивана Денисовича Шухова - не "просто" выжить в жестоких условиях лагеря, но и сохранять чувство собственного достоинства, и осмысленность даже такого существования.

Основная мысль. обосрать советский строй. Солженицын лукавит в цифрах, да и фамилия у него походящая.

О беспредельном терпении русского народа. Только два человека не ломаются и сопротивляются : Алеша и кавторанг, все остальные приспособились и терпят.

Солженицын показывает, что в каких бы условиях не оказался человек, у него всегда будет шанс на то, чтобы им оставаться до конца. Понять и простить можно все, но только перед самим собой может быть стыдно. Стыдно, что мог, а не делал, что имел права молчать, а говорил…

Наверное, и это относится к главной мысли рассказа Солженицына. Ведь на примере поведения одного человека, сопоставляя его с другими заключенными, автор заставляет читателя задуматься о жизни сделать соответствующие выводы. Мир, в котором жили люди после войны, практически ничем не отличается от настоящего, поэтому данный рассказ очень актуален и сегодня.

Мысли, которые вложил автор в произведение, чувства и эмоции были ему не чужды. Он сам прошел через многое из того, что описал в рассказе. Он навсегда выбрал свой жизненный путь и никогда больше не искал унизительных альтернатив.

Задумка о написании рассказа "Один день Ивана Денисовича" появилась у Солженицына во время его пребывания в лагере. Пришла мысль вместить в один день сразу все годы проведенные в заключении. Изначально рассказ планировался под названием - "лагерный номер писателя".

Главный персонаж Иван Денисович был создан, как собирательный образ. В целом его поведение имеет схожесть с солдатом Шуховым, который во время Великой Отечественной войны воевал в одной батарее с Солженицыным. В герое также воплотились разные черты других заключённых, с которыми приходилось общаться автору.

Сам автор свое произведение отнес к жанру рассказа, но во время издания в "Новом мире" оно было представлено как повесть. Ориентируясь на объем, произведение можно отнести к повести, но время, в которое ведётся действие и количество представленных героев, повести не соответствует.

Направление, к которому относится данное произведение, реализм. Исходя из названия можно догадаться, что читателю показан один день жизни человека, находящегося под стражей. Образ вобрал в себя не только повадки заключённого, но и человека не имеющего свободы при советском режиме.

Выход рассказа совершил открытие для советского человека темы, которая была под запретом - жизнь тех, кто оказался в лагере.

Рассказ поднимает целый ряд проблем связанных со свободой и человеческой личностью, справедливостью наказания и взаимоотношением людей.

Автор затрагивает проблему маленького человека. Цель лагерей в советском союзе была сделать человека винтиком в крупном механизме. Идёт обобщение всей страны в образе большого лагерного барака.

Писатель показывает полный день проведенный обычным заключённым. Посредством рассуждения и воспоминаний главного героя читателю удается узнать все о жизни зэка. День, который в понимании Ивана Денисовича считается счастливым даёт возможность читателю догадываться, каким же тогда будет несчастный день.

В произведении сняты все языковые ограничения. Жаргон заключённых представлен в полном виде (шмон, зэк, шерстить).

Повествование ведётся от третьего лица. Читателю предоставляется возможность наблюдать со стороны, как проходит день зэка.

Автор убедительно показывает на сколько может быть ужасен человек, который имеет власть над другим. Но никто из них не задумывается над тем, что от свободы до заключения при тоталитарном режиме - один шаг.

Анализ 2

Углубляясь в рассказ, становится ясно, что для людей, которые находятся в таких условиях, важны совсем другие блага, нежели для вольных людей. Героям нужно лишь получить лишнюю порцию баланды, как не замерзнуть при шмоне на морозе, в общем волнует только то, что поможет остаться в живых в этом аду. А в конце дня заключенные радуются своим маленьким успехам. Например, раздобыл табака или еще каких ни будь благ. Люди в заключении потеряли все человеческое, а именно быт, потребности, имена, индивидуальность. Теперь они отзываются на номера. Заключённый находится во власти администрации, повара и даже старшего по бараку, хотя тот является таким же ЗК. Заключенного могут с легкостью расстрелять или посадить в карцер, где он непременно подхватит туберкулез, который будет до конца дней. Но, сквозь все лишения и тяготы, люди все равно пытаются выжить и сохранять в себе человеческие качества если таковы остались. Например, если взять Ивана Денисовича, то он пытается быть отзывчивым человеком, который поможет в трудную минуту.

Выходит, так, что суровые условия лагеря никак не могут лишить человека высоких нравственных качеств. Если они присущие человеку изначально, то никакой лагерь их из него не искоренит. Тяжелая жизнь и все испытания, которые ЗК проходят в лагере лишь помогаю этим качествам крепчать и развиваться.

Анализ произведения 3

Так заканчивается рассказ А. И. Солженицына об одном из дней одного из многих, отбывающих неизвестно за что наказание, в одном из лагерей огромной страны ГУЛАГ.

Рассказ, повествующий о жизни заключенных в страшных условиях физических и нравственных страданий, не оставляет тягостного впечатления. Потому что жестокости противостоит твердость характера, злобе — доброта, оскорблениям — бесхитростный юмор.

Иван Денисович Шухов — обычный мужик из деревни. Но внимательно наблюдая, он понимает, как вести себя в непростых ситуациях, из которых состоит каждодневная жизнь заключенного с раннего утра и до позднего вечера.

Шухову ясны мотивы, движущие окружающими людьми. Он чутко улавливает, что от него требуется, с кем надо общаться, за кого надо держаться, а кого сторониться.

За восемь лет лагерей он не растерял своих природных качеств. Шухов легко обучается тому, что даст возможность выжить, в нем ценят мастерство и азарт в работе. В то же время он знает, чем можно заработать на табак, как утаить для бригады лишнюю миску еды в столовой и много других вещей, совершенно ненужных в другом мире. От этого мира Иван Денисович отделен колючей проволокой и надежной охраной. Он получает оттуда два письма в год, не может понять той жизни, стремится туда и боится вернуться.

Иван Денисович не бунтует, но и не заискивает. Поэтому его уважают за отзывчивость и порядочность, доброжелательность и бескорыстие, живой ум, спокойный нрав и мудрое отношение к обстоятельствам жизни.

После прочтения произведения чувствуешь восхищение силой духа человека, его умением оставаться самим собой в тяжелых жизненных условиях. Еще долгое время остаешься под впечатлением от прочитанного и ощущаешь прилив собственных физических и душевных сил.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Один день Ивана Денисовича Солженицына

Популярные сегодня темы

27.01.1826 - Михаил Евграфович Салтыков (печатался как Николай Щедрин). родился в Тверская губерния (село Спас-Угол) в семье дворян.

Мне нравится летними днями работать на дачном участке. Здесь тепло, свежий воздух. Поют птицы. Расцветает вишня, облепиха и абрикос. Рядом прорастают сосны, чистый воздух. Здесь в лесном бору можно подышать свежим воздухом

Берг – офицер, служащий в штабе, выведен в романе, как олицетворение практичности и расчетливости, доведенной до предела.

События в данном произведении разворачиваются в древние времена, в сказочной стране берендеев. В один сюжет собраны различные персонажи, взятые и из мифологии, и из обычной жизни.

Читайте также: