Сопоставьте выступления на вече двух ораторов князя холмского и марфы борецкой кратко

Обновлено: 02.07.2024

Подобная форма повествования была удобна для Карамзина-историка, высту­павшего в своих исторических трудах с позиций монархиста и крайне отрица­тельно характеризовавшего в них Марфу Борецкую, которую он обвинил даже в тайном сговоре с литовцами.

Боярин Холмский выступает от имени московского князя. В своей речи он стре­мится доказать преимущества самодер­жавного строя. Холмский наполняет свою речь упреками в адрес новгородского бо­ярства и обвиняет его и горожан в забве­нии общенациональных интересов и в предательстве, говоря, что, пока русские гибнут в борьбе с иноземцами, жители Новгорода с радостью приветствуют тор­говцев чужеземных. Боярин обвиняет новгородцев в корыстолюбии. Говоря о вольности, он отмечает, что новгородский народ несвободен, он находится под властью бояр, торгующих благом народа.

Речь московского боярина логически стройна. Он выдвигает основной тезис — самодержавный строй имеет несомненные преимущества перед республиканским правлением, и далее он доказывает этот тезис. Его выступление не лишено эмоций и риторических вопросов, лексически бо­гато, исполнено патриотического пафоса.

Речь Марфы как произведение оратор­ского искусства выстроена лучше выступ­ления Холмского, она выше по силе убеж­дения и воздействия на слушателей.

Будучи убежденным сторонником мо­нархической формы правления и единства централизованного государства, Ка­рамзин как писатель был захвачен инте­ресом к героическим напряженным ситу­ациям русской истории, необычным ярким образам, одержимым страстной идеей, в частности к личности женщины — по­литического деятеля, и поэтому героизи­ровал Марфу, ее убежденность и бескомп­ромиссность. Драматический финал про­изведения соответствует логике характера героини, подчеркивает непокоренность ее натуры, готовность отдать жизнь за свои убеждения, героику и трагизм ее судьбы.

Народ на площади своим криком заглу­шает колокол и требует открытия веча. Юные новгородцы в штыки воспринима­ют появление Холмского и призывают его смириться перед новгородской вольни­цей, остальные безмолвствуют. Безмолвие продолжается и после речи боярина: чи­новники и граждане находятся в недоуме­нии.

Появление Марфы предваряется воск­лицаниями толпы, она сразу вызывает к себе симпатию. Окончание ее речи сопро­вождается возгласами народа, готового умереть за отечество и не допустить Иоан­на в Новгород. Но падение башни с вече­вым колоколом приводит граждан в ужас, и, пораженные этим зрелищем, они за­стывают в безмолвии. Успокаивается на­род только тогда, когда слышит звон ко­локола, повешенного на другой башне.

Защищая идею монархического правле­ния, Карамзин, вероятно, считал такое за­вершение событий вполне закономерным.

Прочтите предисловие к повести. Каков его смысл? Почему Карамзин избирает в качестве рас­сказчика старинного новгородского гражданина? В чем совпадают и чем отличаются его взгляды на описанные события от взглядов Карамзина-писателя?

Подобная форма повествования была удобна для Карамзина-историка, высту­павшего в своих исторических трудах с позиций монархиста и крайне отрица­тельно характеризовавшего в них Марфу Борецкую, которую он обвинил даже в тайном сговоре с литовцами.

Сопоставьте выступления на вече двух ора­торов — князя Холмского и Марфы Борецкой. Как они понимают вольность и свободу? Чьи аргумен­ты более убедительны для новгородских граждан и читателей повести?

Боярин Холмский выступает от имени московского князя. В своей речи он стре­мится доказать преимущества самодер­жавного строя. Холмский наполняет свою речь упреками в адрес новгородского бо­ярства и обвиняет его и горожан в забве­нии общенациональных интересов и в предательстве, говоря, что, пока русские гибнут в борьбе с иноземцами, жители Новгорода с радостью приветствуют тор­говцев чужеземных. Боярин обвиняет новгородцев в корыстолюбии. Говоря о вольности, он отмечает, что новгородский народ несвободен, он находится под властью бояр, торгующих благом народа.

К каким историческим событиям обращаются в своих речах ораторы, как их оценивают? В чем цель их обращения к отечественной истории?

Н. М. Карамзин. Марфа-посадница, или Покорение Новагорода. Сопоставьте выступления на вече двух ора­торов.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сравнительная характеристика речей Холмского и Борецкой в исторической повести Н.М. Карамзина «Марфа-посадница, или Покорение Нов.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Покорение великого Новгорода московским князем Иоанном III является одним из самых драматичных и ярких событий русской истории. Оно и нашло свое отображение в повести Н.М.Карамзина.

Безусловно, речи обоих политиков яркие и эмоциональные. Но князь Холмский мыслит широкими государственными масштабами, печется о будущей судьбе России, не уделяя внимания жизни простого народа.

Речь Марфы проста и доступна, она использует в ней понятные сравнения, поэтому ее аргументы более убедительны для новгородских граждан. Это обращение к народу я оцениваю как настоящее произведение ораторского искусства, которое еще долго останется одним из лучших в исторической литературе.

Почуму Карамзин избирает в качестве рассказчика стартнного новгородского гаражинина ?

В чем совпадают и чем отличаются его взгляды на описаные события от взглядов Карамзина - писателя ?

2. сопоставьте выступления на вече двух ораторов - князя Холмского и Марфы Борецкой.

Как они понимают вольность и свободу ?

Чьи аргументы более убедительны для новгородских горожан и читателей повести ?

3. К каким историческим событиям обращаются в своих речах ораторы, как их оценивают?

В чем цель их обращения к отечественной истории ?

4. Сопоставьте используемые в речах Холмского и Борецкой средства эмоциональной выразительности.

Чью речь вы можете оценить выше как произведение ораторскогораторског искусства по силе убеждения?


Автор характеризует повесть от имени издателя, выступающего вдумчивым и объективным читателем.

Рассказчик стремится правдиво изобра­зить героев, не преувеличивая и не пре­уменьшая их достоинств.

Такой рассказ­чик — участник событий, новгородец, объективно оценивающий события, — ус­пешно воплощал задачи писателя, создав­шего яркую картину драматических для великого города дней и героизировавшего яркий художественный образ пламенной защитницы новгородской вольницы.

Подобная форма повествования была удобна для Карамзина - историка, высту­павшего в своих исторических трудах с позиций монархиста и крайне отрица­тельно характеризовавшего в них Марфу Борецкую, которую он обвинил даже в тайном сговоре с литовцами.

Сопоставьте выступления на вече двух ора­торов — князя Холмского и Марфы Борецкой.

Как они понимают вольность и свободу?

Чьи аргумен­ты более убедительны для новгородских граждан и читателей повести?

Боярин Холмский выступает от имени московского князя.

В своей речи он стре­мится доказать преимущества самодер­жавного строя.

Холмский наполняет свою речь упреками в адрес новгородского бо­ярства и обвиняет его и горожан в забве­нии общенациональных интересов и в предательстве, говоря, что, пока русские гибнут в борьбе с иноземцами, жители Новгорода с радостью приветствуют тор­говцев чужеземных.

Боярин обвиняет новгородцев в корыстолюбии.

Говоря о вольности, он отмечает, что новгородский народ несвободен, он находится под властью бояр, торгующих благом народа.

Марфа в своей речи выступает не как чиновник, не как посланец московского князя, а как человек, чьи предки были друзьями Вадима Новгородского и в раз­ные времена отдали свою жизнь за неза­висимость Новгорода.

Умело используя приемы ведения полемики, посадница предлагает возможные условия, при кото­рых Новгород мог просить защиты и по­кровительства Иоанна, и тут же показы­вает, что город находится в расцвете свое­го могущества и силы и не нуждается в подчинении князю московскому.

Она го­ворит о том, что понятно желание Иоанна повелевать градом : он собственными гла­зами видел богатство и славу его.

Но мос­ковский князь ничего не может дать Нов­городу.

Марфа утверждает, что «…мы благоденствуем и свободны!

Благоденст­вуем оттого, что свободны!

В чем цель их обращения к отечественной истории?

Речь Холмского наполнена патриотиче­ским пафосом и преклонением перед геро­ическими деяниями властителей русского государства : «Олег, следуя за течением Днепра, возлюбил красные берега его и в благословенной стране Киевской основал столицу своего обширного государства ; но Великий Новгород был всегда десницею князей великих, когда они славили дела­ми имя русское.

Олег под щитом новго­родцев прибил щит свой к вратам Царе­градским.

Холмский постоянно подчеркивает исто­рическое содружество киевских и новго­родских князей, которое приводило к славным победам.

Марфа не хуже Холмского знает исто­рию, но по - иному подбирает и интерпре­тирует происходившие в прошлом собы­тия.

Она с волнением рассказывает о борь­бе Вадима с Рюриком за независимость Новгорода.

Марфа с уважением говорит о противниках новгородской рес­публики — Рюрике («…да отдадим спра­ведливость сему знаменитому витязю.

Читайте также: