Слово выросло на плодотворной почве русской культуры 12 века кратко

Обновлено: 02.07.2024

Содержание

Слово о полку Игореве

"Слово о полку Игореве" - известнейший памятник древней русской литературы - описывает неудачный поход на половцев новгород-северского князя Игоря Святославича в союзе с Всеволодом, Владимиром и Святославом Ольговичем (1185 г.). По времени написания "Слово" относят к 1187-1188 году.

Однако уже через месяц Игорю удалось бежать из плена с помощью сочувствовавшего ему (или подкупленного им) половчанина Лавра (Овлура). Таковы события 1185 г.

Русская культура XII века

Церковная проповедническая литература, идейная направленность которой заключалась в призыве населения к повиновению властям небесным и земным, представлена произведениями Климента Смолятича, Кирилла Туровского и др. Эти писатели были широко образованны и в своих произведениях использовали наследие античной литературы. Знаменитый книжник Климент Смолятич (середина XII в.) охотно ссылается на Омира (Гомера), Аристотеля и Платона, подвергаясь за это нападкам со стороны представителей ортодоксального богословия.


Развитие русской культуры в XII—XIII вв. происходило в тесной связи с дальнейшим развитием русской народности.

В Русской земле и в период феодальной раздробленности сохранялся общий язык (при наличии различных диалектов) и действовали общие гражданские и церковные юридические нормы. Народ был чужд феодальных распрей и хранил память о былом единстве Руси. Это нашло своё отражение прежде всего в былинах.

Русская культура играла большую роль и в жизни соседних земель. Русские летописи вошли в состав крупнейших польских хроник, на русских летописях основано летописание Литвы. Тексты русских летописей проникли даже в Англию, где получили отражение в хронике Матвея Парижского. Памятники русского ремесла сохранились в Чехии. Влияние русских фресок проявилось в Чехии, сказалось в росписях храмов Польши и Готланда. Русские косторезы пользовались заслуженной славой в Византийской империи и других странах.


Летописная повесть о походе Игоря. Игорь Святославич выступает в поход.
Миниатюра мирового летописного свода XII в.

..Автор занимал независимую патриотическую позицию, по духу своему близкую широким слоям трудового населения Руси. Его произведение — горячий призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного созидательного труда русского населения — земледельцев и ремесленников. Его художественная система тесно связана с русским народным творчеством.

И действительно, все дальнейшее так непосредственно и тесно связано с живой устной речью, звучит так искренне и страстно, что мы ему верим.

Похожие сочинения

Повесть временных лет возникла в Киеве, в знаменитой Киево-Печерской Лавре. В других древних русских городах тоже возникали свои летописи: у Чернигова на юге, а на севере у Новгорода, Суздаля и позже у Владимира на Клязьме (основан в 1108 г.) тоже были. смотреть целиком

1. Мнение историков о личности Игоря, князя Новгород-Северского. 2. Основная цель произведения и решение ее через поэтизацию образа князя Игоря. 3. Игорь — доблестный воин, благородный и бескорыстный защитник земли Русской. 4. Значение плача Ярославны. смотреть целиком

Восемь веков назад, в 1187 году, было создано Слово о полку Игореве гениальное патриотическое произведение русской литературы. Поэма Древней Руси посвящена не одной из побед, которых немало знало русское оружие, а неудачному походу князя Игоря Святославовича. смотреть целиком

“Слово. ” выросло на плодородной почве русской культуры XII века. “Слово. ” глубокими корнями связано с народной культурой, народным языком, народным мировоззрением. Вместе с тем в нем нашли свое воплощение лучшие стороны светской культуры. “Слово. смотреть целиком

Феодальная раздробленность Руси XII века, вражда князей и, как следствие, слабость обороны Руси давали возможность половцам совершать постоянные набеги, грабить раздробленные княжества.

Игорь собирает войско и идет походом на половцев. Русские терпят страшное поражение: Игорь, его брат Всеволод, сын Владимир и племянник Святослав взяты в плен.

Бескрайность просторов Русской земли отражает и пейзаж. Фон поэмы – ветер, солнце, грозовые тучи, в которых трепещут синие молнии, утренний туман, море, овраги, реки – это необыкновенный, почти сказочный пейзаж, который одновременно является действующим лицом поэмы. Деревья роняют листву от печали, звери и птицы предупреждают Игоря об опасности. Природа скорбит, когда Игорь терпит поражение, и радуется, когда он бежит из плена.

Русская земля для автора – это и народ, населяющий её: воины, князья, пахари, их жены. И все они, и природа, и люди, - огромное живое существо, которому не безразлична судьба войска Игорева, судьба Русской Земли.

Ярославна, жена князя Игоря, обращается к силам природы: ветру, Днепру и солнцу, призывая их на помощь князю. Плач Ярославны – это стихийное, неосознанное, но несомненное неприятие войны, звучащее в причитаниях княгини. Горе затмило для неё весь свет. Оно огромно и безутешно. А виной тому война.

Виктория Гончарова

Виктория Гончарова

Виктория Гончарова

Виктория Гончарова

Устные истоки художественной системы С.
Истоки русской литературы – в дописьменной Руси. Своим необычайно быстрым ростом РЛ 11-12вв. обязана прежде всего тому высокому уровню устного языка, на котором застает его появление и широкое распространение русской письменности. Это произошло потому, что созданию письменного литературного языка, в основу которого лег язык староболгарский, предшествовал устный литературный язык – язык устной литературы, содержание которой не покрывалось одним только фольклором. Общественный быт требовал устных выступлений. Произносились разного рода речи. Все эти речи свидетельствуют о высокой культуре, к примеру, воинской речи. Эти речи поражают стройностью и исключительным лаконизмом выражения. Яркой выразительностью отличались и речи, произносимые на пирах и тризнах, часто пелась слава победителям – также на пирах и на улицах. Все эти формы устной речи унаследованы Киевской Русью еще от периода патриархально-общинных отношений. Влияние этой устной речи на литературу письменную не ограничивалось только исходными годами письменности. Оно было постоянным, крепло с годами, формировало язык письменности и служило неиссякаемым источником художественных образов, навыков простоты и лаконизма. Развитие устного и письменного языка идет параллельно, оба влияют друг на друга, оба оказываются под всепоглощающим воздействием действительности, изменения форм общественной жизни. Влияние устной речи на письменную сказалось, прежде всего, на тех произведениях письменности, которые посвящены русской действительности. С особенной силой сказывалось это воздействие устной речи в летописи. По летописи можно, главным образом, судить о письменной речи 11-13вв. В ДР летописи практически не было косвенной речи. Вот почему можно говорить о следующих типах прямой речи:
Чаще всего летописец вносит в свою речь жизненно реальную речь, воспроизводит действительно произнесенную речь как документ, по возможности не изменяя ее.
С другой стороны, прямая речь в летопись вносится на основании фольклорного произведения, в этом случае она отражает особенности фольклорной прямой речи.
Наконец, прямая речь вставлена в летопись вместе с отрывком житийного произведения; в такой прямой речи может ощущаться сильный налет книжности: речи святого пересыпаны цитатами из священного писания – они большей частью не воспроизводят действительно произнесенные речи и служат религиозно-нравственным целям.
Чисто литературные функции прямой речи, употребленной, скажем, для оживления действия, для раскрытия образа действующего лица, были неизвестны летописцам до к.15в., вернее летописцы чуждались именно такого использования прямой речи, так как это внесло бы элементы вымысла. В летописи прямая речь занимает одно из центральных мест.
Слова прямой речи важны как часть самой действительности. В летописи прямая речь резко отличается в лексическом смысле по художественной манере от остальной, чисто повествовательной части летописи. В первой летописец зависит преимущественно от самой устной речи, которую он и стремился воспроизвести во всей ее неприкосновенности, во второй влияния чисто книжные гораздо сильнее. В летописи прямая речь постоянно соответствует традиции устной речи, а не письменной – вне зависимости от того, передает ли она действительно произнесенные речи или только те, которые по предположениям летописца должны быть произнесены.

Виктория Гончарова

Виктория Гончарова

Слово призывает к борьбе с половцами для защиты мирного труда. Через образы нам предстает целая политическая концепция автора, в которую входят традиционные образы устной речи.
Итак, автор Слова углублял, развивал старые образы, заставляя читателя ярко прочувствовать их красоту. Автор брал то, что уже было в русском поэтическом языке, брал общее, укоренившееся, а не случайное. Откуда брал? Фольклор, образная система деловой речи, образы, легшие в основу военной лексики и лексики феодальной. Автор Слова поэтически развивает существующую феодальную символику. Образы, которыми пользуется автор, вырастают на основе реально существующих отношений в жизни. Образ, заложенный в термине, он превращает в образ поэтический, подчиняя его идейной структуре всего произведения в целом. Новое в Слове вырастало на многовековой культурной почве и не было от нее оторвано. Поэтическая выразительность Слова была тесно связана с поэтической выразительностью русского языка в целом. Можно сказать, что Слово приучало любить обыденную русскую речь, любить красоту русского языка в целом; вместе с тем поэтическая система Слова вырастала на почве русской действительности. Военная терминология – в ее создании участвовало творческое, художественное воображение народа. Многочисленность и точность этой терминологии – показатель высоты культуры устного языка. Многие из выражений летописи, считавшиеся трафаретными, на самом деле являлись обычными воинскими терминами, хорошо известными не только летописцам, но и остальным. Многие из образов летописных описаний битв в гораздо большей степени обязаны жизни, чем литературной традиции. Сравнение летящих стрел с дождем – фольклор. Это сравнение родилось не в литературе, а в действительности. В литературу оно пришло из жизни и устойчивость его поддерживалась устным употреблением, а не письменным. Образ в данном случае породил термин, а термин основывался на образе. Также образы: меч, стяг, хоругвь, копье (битва – ломание копий, копье – орудие первой стычки, изломить копье – вступить в единоборство, символ личного участия князя в битве), боевой конь воина. Особый ореол образа коня.

Виктория Гончарова

Если вкратце – ну не умеет Дмитрий Сергеевич кратко и емко писать – истоки Слова – из народной и бытовой традиции. Автор не придумывал никаких новых термин, формулировок и обозначений, а брал уже существующие, многие даже подзабытые, обрабатывал их согласно общей поэтической традиции 12 века и вставлял в свое произведение согласно композиции. Тут желающие могут сравнить автора Слова с Пушкиным, который так же в свое время откопал все старые слова, термины и прочее, призывая отказаться от засилия иноязычных слов (вспоминаем лекции Федорова), и посему стал мега-поэтом и солнцем русской поэзии.

Читайте также: