Положение женщин во второй половине 19 века кратко

Обновлено: 04.07.2024

Справедливости ради стоит заметить, что формирование женских военных частей нельзя назвать действиями в защиту прав и возможностей женщин. Инициатива создания женских подразделений принадлежала министрам Временного правительства, которые таким образом пытались удержать разложившуюся армию в окопах.

Да и сама история женского движения в России до 1917 года может стать источником вдохновения для десятка других — феминистских — фильмов.

О феминистском движении в России трудно говорить, потому что практически невозможно найти слова для его описания: движение было сложным, неоднородным, а поздние наслоения коммунистических интерпретаций запутывают всё еще больше.

Во-первых, движение традиционно делят на два крыла: собственно феминистское (или либеральное) и революционное (социалистическое). Само это деление искусственно и не всегда работает.

Лавстори о разрешении проблемы любовного треугольника

Во времена, когда брак был навсегда, а желания девушки почти никто не спрашивал (хотя еще с петровских времен формально русские женщины могли отказаться от нежеланного брака), подобные темы производили эффект разорвавшейся бомбы.


Эти и другие произведения французской писательницы вызвали целую бурю обсуждений в европейском обществе: впервые о чувствах и желаниях женщины говорили открыто, впервые женщине была дана свобода чувств и отношений за пределами брака.

Но в судьбе российского феминизма особую роль сыграл еще один любовный треугольник.

В 1853 году малоизвестный российский журналист Михаил Михайлов познакомился с парой Шелгуновых: Николай Шелгунов был публицистом и участником революционного движения, его жена Людмила Шелгунова (Михаэлис) занималась переводами и литературной деятельностью. Михайлов страстно влюбился в Людмилу, со временем она ответила ему взаимностью. Пара обо всем рассказала мужу, и он принял ситуацию, оставшись другом и соратником обоих. В 1862 году Михайлов был арестован и сослан, супруги Шелгуновы последовали за ним в Нерчинск.

Сведения о женщинах вписывались либо в паспорт отца, либо в паспорт мужа. Чтобы уехать из дома для, например, получения образования женщины вступали в фиктивные браки.

Горизонтальные бизнес-связи в XIX веке

Начало женского движения в России связывают с реформами и либеральным движением 1860-х. Но это движение стоит называть не женским, а дамским: в него были вовлечены женщины из высших и средних слоев общества, женщины с деньгами, связями и образованием. Зачем им было это нужно?

После освобождения крестьян в 1861 году оказалось, что простой мужик из села обладает большими возможностями, чем иная графиня: у женщин не было даже паспортов.

Во-вторых, образованные русские женщины XIX века существовали в европейском информационном пространстве. Жорж Санд уже написала свои романы, в США прошел первый съезд за права женщин, по всей Европе действовали женские политические клубы за отмену рабства и хлебных законов. Идеи женского равноправия активно распространялись ведущими русскими публицистами-мужчинами: Добролюбовым, Чернышевским, Герценом.

Участие мужчин в поддержке женского движения стоит отметить отдельно: это не было чем-то необычным.

Освобождение в условиях капиталистического общества означает прежде всего экономическую независимость, поэтому первым шагом на пути женской мобилизации было проникновение дам в конторы, библиотеки, читальни, типографии и книжные магазины.


Почему именно издательская артель?

Кто же участвовал в работе?

  • Анна Философова — дочь пермского купца, жена первого главного прокурора империи;
  • Надежда Белозерская — журналистка и переводчица из семьи лесничего, жена украинского журналиста и общественного деятеля;
  • Мария Менжинская — из семьи высокопоставленных чиновников (в скобках заметим, что именно ее сын, Вячеслав Менжинский стал одним из первых руководителей ОГПУ);
  • Елена Штакеншнейдер — хозяйка литературного салона, писательница;
  • Варвара Тарновская — выпускница Екатерининского института.

Что издавали?

Со временем права женщин на труд в России неуклонно расширялись, предоставляя женщинам относительную экономическую свободу и создавая возможности для борьбы за права политические. Правда, борьба за равную оплату труда ведется до сих пор, и не только у нас.

По следам Чернышевского

После выхода романа Чернышевского многие революционеры использовали его в качестве инструкции и создавали коммуны. Они совмещали в себе коммуну, школу и мастерскую-артель.

Состав был очень неоднородным: от образованных аристократок до вчерашних секс-работниц, которые не всегда отличались политической сознательностью.

Что делать, если вам не пришло письмо из Хогвартса?

В 1858 году власти начали открывать женские училища для всех сословий, причем в основном в провинции.

Училища были двух типов: с шестилетним курсом и трехлетним. Образовательная программа была серьезной: помимо закона Божьего и рукоделия студентки изучали физику, арифметику, географию, историю и естественную историю. В 1870 году училищ первого типа было уже 37, второго — 94, в них обучались 27 000 девочек из разных сословий.

Университетские двери оставались закрытыми для женщин, но в 1860-х годах им было разрешено посещать публичные лекции, а в 1863-м советы почти всех университетов (за исключением Московского и Дерптского) проголосовали за допуск женщин в стены вузов.

Однако министр просвещения был против, поэтому новый устав позволял посещать лекции, но не поступать в университет. И российские женщины отправились за границу.

Дело дошло до того, что в 1873 году в Правительственном вестнике было опубликовано требование всем девушкам, обучавшимся в Цюрихском университете и политехникуме (а их было более 100 человек), вернуться в Россию до 1 января 1874 года.

В противном случае им грозил запрет на профессиональную деятельность в России. Указ был отменен только в 1886 году. В Цюрихе учились Надежда Суслова (первая русская женщина-врач), Вера Фигнер, Софья Бардина и многие другие.

Бестужевские курсы

Дамское феминистское движение активно боролось за открытие дверей университетов для женщин: эта тема не сходила со страниц печати, женщины писали петиции и лоббировали свои интересы в коридорах власти. Почему их волновало именно высшее образование? Как мы помним, движение было дамским, они и так были хорошо образованны, но институтское воспитание позволяло занять разве что должность гувернантки. А высшее образование открывало двери к более престижным (то есть заметным в обществе) профессиям.


Все они были закрыты или преобразованы впоследствии, Бестужевским курсам удалось уцелеть, так как активистки пригрозили массовым отъездом студенток в Цюрих.

В семидесятых годах появляются высшие женские курсы в Казани, Киеве и Томске. Количество слушательниц росло в геометрической прогрессии. Всего за всю историю курсов их окончили почти 7000 женщин.

Большинство студенток происходили из обедневших дворянских семей, для оплаты своего содержания и учебы они давали уроки и подрабатывали сочинительством. Часто снимали вместе комнаты, спали по графику. Посещение лекций было свободным, однако экзамены отличались строгостью. Многие курсистки оставили воспоминания и мемуары, где рассказывали о порядках на курсах и сложностях своей жизни.

Образование позволяло преподавать в гимназиях (а позже и в университетах), получать должности в библиотеках и заниматься профессиональной деятельностью. Но большинство бестужевок шли преподавать и работать в органах просвещения, так как на другие должности начальники-мужчины их брали неохотно.

Среди бестужевок было много первых в своем деле женщин: Е. В. Соломко (Сотириадис) — первая в России женщина-петрограф и палеонтолог, М. Н. Сиряцкая — теоретик в области практической педагогики, Ю. И. Андрусова (Фаусек) — первая в России женщина-зоолог беспозвоночных, В. Е. Богдановская (Попова) — одна из первых в России женщин-химиков. М. В. Жилова была первой женщиной-сотрудницей Пулковской обсерватории.

Врач — женская профессия

Женщины особенно стремились к получению медицинского образования. Первые опыты работы женщин в медицине были еще во времена Крымской войны. Впоследствии главный хирург осажденного Севастополя Николай Пирогов очень тепло отзывался о смелости и самоотверженности медсестер. Однако становиться врачами женщины не могли.

Первой женщиной-врачом России стала Надежда Суслова, первой женщиной, получившей медицинское образование в России, — Варвара Кашеварова-Руднева. В 1868 году она закончила Медико-хирургическую академию, куда ее взяли в виде исключения. Примечательно, что ее учеба была оплачена оренбургским казачьим войском с условием, что она будет специализироваться на венерологии и приедет работать в Башкирию. Башкирские мусульманки отказывались идти к врачам-мужчинам, а в регионе свирепствовал сифилис.

В 1872 году в Петербурге были открыты Высшие женские медицинские курсы. Учеба и здесь была очень тяжелой, физически до выпуска дожили не все: из 90 студенток первого набора 12 погибли, в основном от болезней.

Но несмотря на все трудности, уже в 1910 году в России насчитывалось 1500 женщин-врачей (10 % от общего количества), втрое больше, чем в Великобритании или Франции.

Все эти учебные заведения для женщин практически не финансировались государством. Львиная доля расходов оплачивалась пожертвованиями, которые собирали женщины-активистки. Благотворительный опыт феминисток, которые начинали с помощи бедным, здесь очень пригодился. Основными жертвователями были как сами женщины, так и мужчины-ученые, немало среди них было и преподавателей курсов.

Права не дают, их берут

Борьба за свои права чаще всего трактуется как борьба за права политические, в начале XX века битва развернулась вокруг права голоса для женщин. В Европе и США такие разговоры шли с середины XIX века, но не в России.

В России ограниченное избирательное право появилось только в ходе реформ 1864–1870-х годов (земское и городское самоуправления), в широком смысле выборы появились только после революции 1905 года. И тогда феминистки перешли в наступление.

В начале XX века в России сложилась определенная преемственность поколений. С одной стороны, были сильны благотворительные традиции и идеалы 1860-х, выразившиеся в работе Русского женского взаимно-благотворительного общества. С другой, появилось новое поколение феминисток, которые заканчивали Бестужевские курсы, хорошо разбирались в изменившихся реалиях. С третьей — женщины были активны и в окрепшем революционном крыле, более того, они обладали широкими международными связями в рамках II Интернационала.

В плане борьбы за политические права у русских женщин был и замечательный пример — Финляндия, пользовавшаяся значительной автономией в рамках Российской империи. Финские женщины окончательно получили избирательные права в 1906 году.

Равноправки всей России, объединяйтесь!

Самой мощной женской организацией на рубеже веков было Русское женское взаимно-благотворительное общество (РЖВБО), которое занималось преимущественно материальной помощью, организовывало детские сады и ясли, боролось с алкоголизмом.

Несмотря на небольшую численность (около 1000 человек в среднем), оно было чрезвычайно влиятельным. В 1906 году был открыт Отдел избирательных прав, и в течение года РЖВБО завалило чиновников петициями и требованиями. Письма были направлены премьер-министру, Госсовету, всем министрам, 51 губернатору, 46 предводителям дворянства, сотням земств и городских дум. Но, увы, время петиций прошло.

  • равноправие крестьянок в праве владения землей;
  • охрана труда работниц и социальное страхование (пенсии и отпуск по уходу за ребенком);
  • совместное обучение мальчиков и девочек;
  • реформа законов о проституции;
  • отмена смертной казни.

Ариадна Тыркова-Вильямс, напротив, была окружена революционерами с юности, несмотря на респектабельное помещичье происхождение. Ее брат, Аркадий Тырков, участвовал в покушении на Александра II и был сослан. Ее двоюродная тетя Софья Лешерн фон Герцфельд вела пропаганду среди крестьян, участвовала в нелегальной деятельности, стала первой революционеркой, приговоренной к смертной казни в 1879 году. Затем приговор заменили каторгой.

Краткая хроника борьбы

I Всероссийский женский съезд

Основной задачей для РЖВБО стала организация первого женского съезда. Во-первых, необходимость этого давно назрела. Во-вторых, Шабанова планировала создание зонтичной организации, объединяющей все женские группы России. Это было необходимо не только для координации деятельности, но и формального присоединения к влиятельному Международному женскому совету.

10 декабря 1908 года Съезд был открыт, в нем приняли участие 1053 делегатки со всей страны. Деньги на проведение съезда женщины искали сами. Большая часть участниц была из среды образованной интеллигенции, 84 % — с образованием.

Работа съезда была разделена на четыре секции:

1-я секция — Деятельность женщин в России на различных поприщах.

2-я секция — Экономическое положение женщин и вопросы этики в семье и обществе.

3-я секция — Политическое и гражданское положение женщины.

4-я секция — Женское образование в России и за границей.

В ходе жестких обсуждений (женское движение к тому времени уже раскололось по политическому признаку) было принято более 20 резолюций: о страховании работниц, охране материнства и детства, изменению брачного законодательства и политических правах.

Резонанс съезда был огромным, за ним пристально следили и в России, и в мире. Десятки публикаций, высказываний политиков — как восторженных, так и уничижительных.

За Первым ВЖС последовали I Всероссийский съезд по борьбе с торгом женщинами (1910), I Всероссийский съезд по образованию женщин (Петербург, 1912). II Всероссийский женский съезд, намечавшийся в Москве на 1913 год, не состоялся. Он прошел только через 100 лет, в 2008 году, и ничем примечательным для широкого круга женщин не запомнился.


На пороге революции

К 1917 году женское движение России успешно функционировало, причем без большевиков (большевистское женское движение было закрыто в 1915-м). Из-за войны резко возросло количество работниц, в 1915-м открылись водительские курсы, в 1912-м появились первые летчицы. Была создана зонтичная организация Национальный женский совет.

Временное правительство регулярно шло на уступки: всего за полгода женщины были допущены к адвокатской работе и присяжным, была гарантирована равная оплата труда, появились проекты женских университетов.

Все женские организации были запрещены декретами большевиков в начале 1918 года.

Наметившаяся свобода женщины света в русском обществе проявилась и том, что в XIX веке, начиная с войны 1812 года, многие светские девицы превратились в сестер милосердия, вместо балов щипали корпию и ухаживали за ранеными, тяжко переживая постигшее страну несчастье. Так же они поступали и в Крымскую войну и во время других войн. После подавления восстания 1825 года жены сосланных на каторгу государственных преступников добровольно, сознательно пошли на утрату своего прежнего высокого статуса, разлуку с родителями и даже детьми и все ради того, чтобы разделить и облегчить судьбу своих мужей в сибирской ссылке. Это сочувственно воспринималось обществом. Так получилось, что в тяжелую николаевскую эпоху женщины были даже свободнее мужчин, скованных страхом перед грозной властью. Салоны в Петербурге и Москве были местом относительной свободы, дружеского, откровенного общения.

Среди женщин появилось немало образованных, интеллектуальных особ, бывших душой своих салонов, в которых собирались писатели, артисты. Такой салон был у Авдотьи Панаевой, жившей в одном доме со своим мужем Иваном Панаевым и поэтом Н. А. Некрасовым, бывшим ее сожителем. В доме Панаевых в 1840–1850-е годы бывало столько выдающихся деятелей литературы (Н. Некрасов, И. Тургенев, Л. Толстой, Ф. Достоевский), что там шутили: если рухнет потолок, то погибнет весь цвет русской литературы.

Заглянем в источник

Вот выдержка из одного подобного пособия.

…Большинство мужчин без того склонны считать женщин ограниченными в умственном отношении, пустыми, аффективными, мелочными, поэтому женщин, которые дорожат своим достоинством, не следует укреплять в этом мнении своею манерою вести беседу. Мы советуем молодым девушкам, чтоб они давали себе труд принимать участие в таких разговорах, которые лежат несколько дальше обыденной сферы мышления, побеждали бы свою робость и показывали обдуманными вопросами, что предмет беседы доступен их пониманию… Для мужчины нет худшего разочарования, как заметить в своей собеседнице небрежное отношение к тому, что он с жаром излагает ей…

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

13. ЖЕНСКИЙ ВОПРОС В ДОИСТОРИЧЕСКИЕ ВРЕМЕНА

13. ЖЕНСКИЙ ВОПРОС В ДОИСТОРИЧЕСКИЕ ВРЕМЕНА Отношения между женщиной и мужчиной, как и вообще между людьми, устанавливаются не по чьему-либо произволу, а в зависимости от различия между ними по уму и характеру. Древняя неолитическая женщина равноправна с мужчиной.

Беды начала XVII века

Беды начала XVII века Несчастьем окончилась и благотворительная акция Бориса, который хотел сделать доброе дело. Как уже писалось, начало XVII века ознаменовалось страшным голодом. Борис, желая помочь московскому простому люду, велел ежедневно раздавать деньги, чтобы было

2.4. ВОЕННЫЕ СОБЫТИЯ XIV ВЕКА И, МОЖЕТ БЫТЬ, ДАЖЕ НАЧАЛА XVII ВЕКА, СВЯЗАННЫЕ С ТИХВИНСКОЙ ИКОНОЙ, ТОЖЕ ОТРАЗИЛИСЬ НА СТРАНИЦАХ БИБЛИИ КАК СТРАНСТВИЯ КОВЧЕГА ЗАВЕТА

2.4. ВОЕННЫЕ СОБЫТИЯ XIV ВЕКА И, МОЖЕТ БЫТЬ, ДАЖЕ НАЧАЛА XVII ВЕКА, СВЯЗАННЫЕ С ТИХВИНСКОЙ ИКОНОЙ, ТОЖЕ ОТРАЗИЛИСЬ НА СТРАНИЦАХ БИБЛИИ КАК СТРАНСТВИЯ КОВЧЕГА ЗАВЕТА Обратим внимание еще на одно любопытное обстоятельство. В странствиях библейского ковчега Господня громко

Глава 7. Женский вопрос

Глава 7. Женский вопрос Про королей я рассказала, но ведь были еще и королевы. А еще — просто знатные влиятельные дамы, а также прорицательницы и так далее. Многие историки считают, что в кельтском обществе женщины пользовались такой свободой, которая была редкостью даже

Глава XVIII Грузия во второй половине 20-х годов XX века и до начала 40-х годов этого века

Глава XVIII Грузия во второй половине 20-х годов XX века и до начала 40-х годов этого века §1. Социальная и экономическая система В период утверждения советского оккупационного режима и его трансформации (первая половина 20-х годов XX века) отмечается упадок экономики и

Глава 7 Русская история конца XVI века и начала XVII века на страницах книги Есфирь

Глава 7 Русская история конца XVI века и начала XVII века на страницах книги Есфирь 1. Позднее происхождение книги Есфирь Книга Есфирь занимает особое положение в Библии. Как мы сейчас покажем, она относится к группе шести библейских книг от 1-й книги Ездры до Есфири, которые

Быт остяков XIX – начала XX века

Быт остяков XIX – начала XX века Остяки часто ходят даже в жестокие зимние морозы без шапки, в летних кафтанах с открытою голою грудью.Многие остяки для предохранения глаз от слишком яркого зимнего света носят самодельные очки, состоящие из медных или железных кружков,

Московское княжество до начала XVI века

Московское княжество до начала XVI века Во второй половине XIII и начале XIV века на северо-востоке Руси начинает возвышаться до сих пор незаметное княжество Московское. Прежде чем перейти к определению причин и хода возвышения этого княжества, скажем несколько слов об его

4.6. Миф о Ромуле и Реме состоит из двух слоев: событий конца XII — начала XIII века и событий конца XIV века


До революции 1917 г. в России действовал режим раздельности супружеского имущества, который предоставлял жене достаточно широкие возможности, хотя и с определенными ограничениями, по распоряжению принадлежащим ей имуществом. Следует отметить, что в рассматриваемый период развития истории России приходится больше говорить о месте и роли женщины в семье, нежели в общественных отношениях. Самое главное, и, что представляло жизненную выгоду для женщины тех времен — это удачное заключение брака 1, с.37.

С раннего возраста девочек начинали готовить к семейной жизни, воспитывая из них хозяек большого семейства. В основании брака лежало соглашение между сочетающимися — брак не мог быть законно совершен без взаимного и непринужденного согласия жениха и невесты. Как и всякий договор, брак в любой период предполагал свободу воли и сознания. Поэтому брак, который был совершен по принуждению или обману, будет считаться недействительным, из-за отсутствия существенного элемента добровольности 2, с.14.

Зависимое и не равноправное положение женщины возникло, как нам кажется, не потому, что природа создала женский организм более слабым, чем мужской, а потому, что в обществе исторически сложилась социальная система более несправедливая к женщинам, чем к мужчинам. Известно, например, что во времена матриархата женщина занимала ведущее положение в семье и обществе, но это положение она утратила при переходе от матриархата к патриархату. И совсем не потому, что изменилась физическая структура людей, что женщины стали физически слабее, а мужчины сильнее. Физическая структура людей не изменилась, а изменилась общественная структура. Мужчина занял ведущее и затем господствующее положение в семье и обществе, а женщина оказалась в зависимом, рабском положении. Прошли тысячелетия. И то, что было создано обществом, стало казаться естественным и само собою разумеющимся 5, с.286.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, жена, муж, женщина, брак, замужняя женщина, консервативно-патриархальная концепция, неограниченное послушание, подчиненное положение, Российская империя.

Похожие статьи

Правовое положение женщин в России XIX — начале XX вв.

Брачно-семейные отношения в России в XIX веке: правовые.

Неравноправное положение женщин в Российской империи. В Своде законов Российской Империи правовые последствия заключения брака сформулированы следующим образом: «Муж обязан любить. Эта концепция являлась основой законодательства.

Особенности заключения церковного брака в Российской Империи

Неравноправное положение женщин в Российской империи.

Неравноправное положение женщин в Российской империи. В основании брака лежало соглашение

В российской семье жена должна была повиноваться мужу и проживать с мужем совместно, следовать за.

Советское законодательство о положении женщины в 1917-1930-гг.

Согласно своду законов Российской империи "жена обязана повиноваться мужу своему, как главе семейства, пребывать к нему в любви и, почтении и неограниченном послушании, оказывать ему всякое угождение и привязанность" [2, С. 18].

Историко-правовой аспект регулирования личных.

Женщина разделяла социальное положение мужа: «жена князя становится княгиней

20. Свод законов Российской Империи.

Основные термины (генерируются автоматически): жена, муж, супруг, расторжение брака, брак, женщина, развод, семья, гражданское состояние, отношение.

О женщинах Новгородской земли в XIII–XVI вв. | Статья в журнале.

Неравноправное положение женщин в Российской империи. Пушкарёва Н. Л. Русская женщина: история и современность. Россия, муж, жена, женщина, замужняя женщина.

Проблема положения женщины в современном российском.

Главный статус для женщины — быть женой своего мужа, матерью детей, домохозяйкой.

женщина, дискриминация, Российская Федерация, сфера труда, отношение женщин, работа, Россия, трудовой договор, Трудовой кодекс, Норвегия.

История развития правового регулирования имущественных.

В контексте имущественных отношений супругов муж и жена могли выступать как

В XVIII веке в Российской империи окончательно утвердился принцип раздельности имущества супругов. Так, для защиты прав женщин, состоящих в браке и имевших свое имущество, в.

Соотношение положений Гражданского и Семейного кодексов.

Однако, провести границу между правоотношениями, подчиненным нормам семейного или

Современное семейное законодательство России (так же, как и семейное

Равно как и вопросы заключения и расторжения брака, регулируемые положениями Семейного кодекса.


Обязательно ли брак должен быть патриархальным институтом, вынуждающим женщину обменивать независимость на защиту?

Справедливо ли, что перед лицом закона жена менее значима, чем муж, и выступает его подопечной? Должна ли женщина отказываться от всех экономических прав и принимать на себя единственное обязательство — заботиться о домашнем очаге? Обязана ли она вообще выходить замуж?

В Швеции и Норвегии, которые на тот момент составляли Объединенное королевство, жаркие дебаты о женском вопросе привели в 1874 году к принятию закона, который переопределял права женщины. Впервые замужняя женщина получала контроль над своим личным имуществом.

Как правило, наследницами крупного состояния или владелицами солидного приданого были представительницы высшего класса, и они выходили замуж за мужчин того же статуса; и все же, несмотря на это, до 1874 года они не имели права распоряжаться теми богатствами, которые привносили в брак.

и не находились под финансовой опекой родителей. История показывает, что женщины становятся более независимыми, когда получают доступ к деньгам, которые либо наследуют, либо зарабатывают сами. Такая независимость всегда вызывала беспокойство у мужчин. Тем, кто сегодня продолжает считать, что все беды в современном обществе идут от того, что жены работают вне дома, следует присмотреться к спорам, которые разворачивались в конце XIX века вокруг женского вопроса. Все эти проблемы уже поднимались в них. […]

Для своих последовательниц она была долгожданной освободительницей, которая наконец восстановит справедливость в отношениях между полами и отвоюет привилегии для женщин в семье и в обществе. Хулители же считали ее не более чем возмутительной хабалкой, ошибкой природы, которая силится разрушить установленный свыше гендерный порядок и посеять хаос в таких священных гражданских институтах, как брак и материнство.

Портрет супругов Эдвардс. Анри Фантен-Латур. 18.

Портрет супругов Эдвардс. Анри Фантен-Латур. 1875 год

Но Кэрд не отвергала брак полностью. Она желала не уничтожения его, а перерождения, достичь которого позволило бы развеивание определенных заблуждений — например, уход от обязанности жить вместе, которое распространялось даже на тех супругов, что несчастливы в браке.

На протяжении XIX века доказанная измена была единственным легальным основанием для развода, а стоимость этой процедуры делала ее невозможной для большинства британцев.

В подборке, опубликованной в The Daily Telegraph в связи со статьей Кэрд, были письма от замужних женщин, женатых мужчин, одиноких дам, холостяков, вдов и вдовцов, священнослужителей, буфетчиц, врачей, моряков, медсестры, художника, врача, актрисы, меховщика, нескольких секретарш и т. д. Авторы писем были по большей части представителями среднего класса, хотя встречались ответы и от представителей рабочего класса. Они либо были безоговорочно солидарны с Кэрд, либо категорически не соглашались с нею. Они рассказывали свои личные истории, радостные и несчастные, предлагали свои причины того, почему стоит отказаться от современного брака, или делали предложения, как его улучшить. Многие давали советы авторам писем, которые были опубликованы ранее. […]

Развитие дискуссии в Великобритании и Европе

Статья в The Daily Telegraph не положила конец спорам по женскому вопросу. В Великобритании поборницам женской независимости Моне Кэрд, Саре Гранд и Оливии Шрейнер противостояли противницы реформ — например, Элиза Линн Линтон, миссис Хэмфри Уорд и популярная романистка Уида. Мужчины-писатели также не скрывали своего отношения к женскому вопросу.

В отличие от более ранней прозы Остин, Бронте, Гаскелл и Диккенса, романы 1880–1890-х годов уже необязательно завершались свадьбой:

теперь брачная церемония могла расположиться в начале или середине романа, а следом могло идти описание проблем, которые она за собой повлекла. Или же в романе могло и вовсе не быть свадьбы.

Несмотря на то что и Флобер, и Толстой сочувствуют своим героиням, они все же заставляют тех поплатиться за измену. Женская измена, оставшаяся без наказания, все еще была немыслима.

Женский вопрос в Америке

К 1890-м годам стало невозможно игнорировать те изменения, которые происходили в роли как одинокой, так и замужней женщины в городском среднем классе. Появление женских колледжей, таких как Смит, Маунт-Холиок, Брин-Мор, Уэллсли и Вассар, возникновение женских клубов и организаций, принятие того, что одинокая женщина и даже в некоторых случаях женщина замужняя может работать, распространение представлений, что брак не кладет конец женскому увлечению литературой, музыкой или спортом (женщины чаще всего занимались теннисом или велосипедной ездой), — все это способствовало тому, что перед женщинами открывались новые свободы и возможности.

Главным символом женской эмансипации был велосипед.

Гилман признавала, что

Читайте также: