Скульптура древней греции и рима кратко

Обновлено: 04.07.2024

Греческие и римские статуи отличаются друг от друга стилем и характеристиками. Действительно, искусство Греции и Рима достигло новых высот благодаря статуям, созданным скульпторами и архитекторами. В то же время эти статуи тоже имели отличия.

Греческие статуи и скульптуры могут стоять сами по себе без какой-либо внешней поддержки. С другой стороны, римские статуи нуждались в какой-то внешней поддержке, поскольку они не могли стоять вертикально. Фактически они использовали столбы для поддержки статуй. Это одно из главных различий между греческими и римскими статуями.

Греки использовали бронзу в основном при изготовлении статуй. С другой стороны, римляне в основном находились под влиянием греков в использовании бронзы, но в дополнение к бронзе они также использовали мрамор и порфир при создании статуй. Это еще одно важное различие между греческими и римскими статуями.

Полихромная терракота использовалась при создании греческих статуй. Затем полихромная терракота была тщательно расписана. С другой стороны, считается, что римляне смешивали материалы при создании статуй в качестве меры экономии. Еще одно важное различие между ними - римские художники создали множество бюстов. С греческими художниками дело обстоит иначе.

С другой стороны, греческие художники при создании статуй больше сосредоточились на своей мифологии. С римскими художниками дело обстоит иначе. Греки придавали большее значение атлетизму, и они успешно создавали идеалистические статуи. С другой стороны, римляне верили в реализм. Они не особо верили в мифологию, но придали большое значение реализму и, следовательно, проявили огромный интерес к созданию статуй реальных людей.

Римляне создавали статуи исторического значения в дополнение к созданию реальных людей. С другой стороны, греческие художники не создавали слишком много статуй реальных людей. Это в первую очередь причина того, почему римские бюсты стали настолько популярными, что отражает их стиль создания статуй. Эти статуи-бюсты действительно сделали римских художников очень популярными.

Интересно отметить, что греческие скульпторы вначале сосредоточились на создании только небольших статуэток. Постепенно они перешли к созданию статуй мифологических персонажей. Они также возвысились как создатели мраморных скульптур. Так развивались греческие скульпторы и художники после медленного старта. Фактически, можно сказать, что они тоже быстро прогрессировали по сравнению со своими римскими коллегами. Это также важное различие между греческими и римскими статуями.

С другой стороны, римские художники и скульпторы изначально пытались сохранить культуру и традиции статуй и, следовательно, очень внимательно следили за работой греческих художников. Впоследствии, со временем, они выработали свой собственный неповторимый стиль роста. Это различия между двумя важными стилями создания статуй, а именно греческим и римским.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Поскольку мне тут придется в скором времени прочесть курс лекций по всеобщей истории искусств, я готовлюсь и повторяю материал. Решил выложить кое-что из него и свои размышления об этом предмете. Это еще не сама лекция, а мысли на узкую конкретную тему.

Трудно переоценить место скульптуры в искусстве Античности. Однако два ее важнейших национальных проявления - скульптура Древней Греции и скульптура Древнего Рима - представляют собой два совершенно разных, во многом противоположных явления. В чем же они состоят?

Скульптура Греции поистине знаменита и на самом деле должна быть поставлена на первое место по сравнению с греческой архитектурой. Дело в том, что саму архитектуру греки воспринимали как скульптуру. Любое здание для грека - это прежде всего пластический объем, монумент, совершенный в своих формах, но предназначенный прежде всего для созерцания со вне. Но об архитектуре я напишу отдельно.

Имена греческих скульпторов хорошо известны и на слуху у каждого, учившегося в школе. Столь же знамениты и прославлены были греческие станковые живописцы, однако, как это иногда бывает в истории искусства, от их работ не сохранилось ровным счетом ничего, ну может быть, предположительные копии на стенах домов богатых римлян (какие можно увидеть в Помпеях). Впрочем, как мы увидим, не так хорошо обстоит дело и с оригиналами греческих статуй, так как большинство их известны опять-таки по римским, лишенным греческого совершенства репликам.

Однако, при столь внимательном отношении к именам творцов искусства греки оставались совершенно индифферентны к индивидуальности, к тому, что сейчас назвали бы личностью человека. Сделав человека центром своего искусства, греки видели в нем возвышенный идеал, проявление совершенства, гармоническое сочетание души и тела, но отнюдь не интересовались частными особенностями изображаемого лица. Греки не знали портрета в нашем понимании этого слова (за исключением может быть позднейшего, эллинистического периода). Воздвигая статуи человекообразных богов, героев, прославившихся граждан своего полиса, они создавали обобщенный, типичный образ, воплощающий в себе положительные качества души, героизм, добродетель и красоту.

Мировоззрение греков начало меняться лишь с окончанием эпохи классики в 4 веке до н.э. Конец прежнему миру положил Александр Македонский, своей беспрецедентной деятельностью родивший тот культурный феномен смешения греческого и ближневосточного, который был назван эллинизмом. Но только через 2 с лишним столетия на арену истории искусств вышел уже могущественный к тому времени Рим.

Как это ни странно, но добрую половину (если не большую часть) своей истории Рим почти никак не проявлял себя с художественной точки зрения. Так прошел почти весь республиканский период, оставшийся в памяти народа как время римской доблести и чистоты нравов. Но вот, наконец, в 1 веке до н.э. возник римский скульптурный портрет. Трудно сказать, насколько велика была в этом роль греков, трудившихся теперь для покоривших их римлян. Надо полагать, без них Рим вряд ли бы создал столь блистательное искусство. Однако, кем бы ни создавались римские произведения искусства, они были именно римскими.

Парадоксальным образом, хотя именно Рим создал может быть самое индивидуализированное искусство портрета в мире, не сохранилось никаких сведений о скульпторах, создававших это искусство. Таким образом, скульптура Рима и прежде всего скульптурный портрет - явление обратное классической скульптуре Греции.

Надо сразу заметить, что в его формировании важную роль сыграла еще одна, на этот раз местная, италийская традиция, а именно искусство этрусков. Что же, посмотрим на памятники и по ним охарактеризуем основные явления в античной скульптуре.

Уже в этой мраморной голове с Кикладских островов 3 тыс. до н. э. заложено то пластическое чувство, которое станет главным достоянием греческого искусства. Этому никак не вредит минимализм деталей, который конечно восполнялся росписью, так как вплоть до высокого ренессанса скульптура никогда не была бесцветной.


Известная (ну так можно сказать почти про любую статую греческого скульптора) группа, изображающая тироноубийц Гармодия и Аристогитона, изваянных Критием и Несиотом. Не отвлекаясь на формирование греческого искусства в эпоху архаики, мы обратились уже к произведению классики 5 в. до н.э. Представляя двух героев, борцов за демократические идеалы Афин, скульпторы изображают две условные фигуры, лишь в общих чертах подобные самим прототипам. Главная их задача соединить в единое целое два прекрасных, идеальных тела, захваченных одним героическим порывом. Телесное совершенство здесь подразумевает внутреннюю правоту и достоинство изображенных.


В одних своих работах греки стремились передать гармонию, заключенную в покое, в статике. Поликлет достигал ее как благодаря пропорционированию фигуры, так и за счет динамики, заключенной в постановке фигуры. Т. н. хиазм или иначе контрапост - противоположно направленное движение разных частей фигуры - одно из завоеваний этого времени, навсегда вошедшее в плоть европейского искусства. Оригиналы Поликлета утрачены. Вопреки сложившейся у современного зрителя привычке, греки часто работали, отливая статуи в бронзе, что позволяло избежать мешающих восприятию подставок, возникших в мраморных повторениях римского времени. (Справа бронзовая копия-реконструкция из ГМИИ им. Пушкина, насколько она лучше!)


Мирон прославился передачей очень сложных состояний, в которых покой вот вот должен смениться активным движением.Опять привожу два варианта его дискобола (оба поздние): мраморный и бронзовый.



"Рублев" Древней Греции, великий создатель скульптуры Афинского Акрополя Фидий напротив достигал красоты и уравновешенности даже в самых напряженных и подвижных композициях. Здесь мы имеем возможность видеть подлинники 5 в. до н.э., выполненные на этот раз из мрамора как связанные с плотью архитектуры Парфенона. Даже в разбитом виде, без рук, ног и голов, в виде жалких руин греческая классика поразительно совершенна. Такого не могло больше никакое искусство.


А что же портрет? Вот известное изображение великого Перикла. Но что мы можем узнать из него о этом человеке? Только то, что он был великим гражданином своего полиса, выдающимся деятелем и доблестным полководцем. И более ничего.


Иначе решен "портрет" Платона, представленного уже не молодым мудрецом с пышной бородой и интеллектуальным, умственно напряженным лицом. Утрата росписи глаз, конечно, в значительной степени лишает образ выражения.

Portrait of Plato. Luni marble. Roman copy after a Greek original of Silanion. Inv. No. MC 1377. Rome, Capitoline Museums, Museum Montemartini.

Уже иначе воспринимался образ в конце 4 столетия. Сохранившиеся реплики портретов Александра Македонского, созданных Лисиппом, показывают нам уже не столь цельную, уверенную и однозначную в себе личность, как мы видели только что в классический период Греции.


Теперь, наконец, настало время перейти к Риму, точнее пока что к этрускам, создававшим погребальные изображения усопших. Канопы - урны для праха - этруски делали с изображениями голов и рук, уподобляя, пока что условно, усопшему человеку. Терракотовая канопа 6 века до н. э.



Более сложными произведениями были вот такие надгробия с фигурами возлежащих как бы на пиру людей, часто семейных пар.

Очаровательные улыбки, похожие на улыбки архаических греческих статуй. Но здесь важно другое - это конкретные, погребенные здесь люди.


Этрусские традиции заложили своего рода фундамент для собственно римского портрета. Возникнув только в 1 веке до н.э., римский портрет резко отличался от всякого другого. Первостепенным в нем стала достоверность в передаче жизненной правды, не приукрашенного облика человека, изображение его таким, какой он есть. И в этом римляне несомненно видели собственное достоинство. К римскому портрету конца республиканской эпохи как нельзя лучше приложим термин веризм. Он даже пугает своей отталкивающей откровенностью, не останавливающейся ни перед какими чертами уродства и старости.


Для иллюстрации следующего тезиса приведу энциклопедический пример - изображения римлянина в тоге с портретами предков. В этом обязательном римском обычае было не только человеческое желание сохранить память о ушедших поколениях, но и религиозная составляющая, столь типичная для такой домашней по своему характеру религии, как римская.


Вслед за этрусками римляне изображали на надгробиях супружеские пары. Вообще, пластика, скульптура была для жителя Рима столь же естественна, как для нас фотография.


Но вот настало новое время. На рубеже тысячелетий (и эр)) Рим сделался империей. Начиная с этого времени наша галерея будет представлена прежде всего портретами императоров. Однако, это официальное искусство не только сохранило, но и приумножило тот необыкновенный реализм, который изначально возник в римском портрете. Впрочем, сначала в эпоху Августа (27 г. до н. э. - 14 г. н. э.) римское искусство пережило первое серьезное взаимодействие с идеальной красотой, присущей всему греческому. Но и здесь, став совершенным по форму, оно сохранило верность портретным чертам императора. Допуская условность в совершенном, идеально правильном и здоровом теле, облаченном в доспехи и пребывающем в церемониальной позе, римское искусство помещает на это тело настоящую голову Августа, такого, каким он был.


От Греции к римлянам перешло потрясающее владение обработкой камня, но здесь это искусство не могло заслонить собой того, что было внутренне присуще римскому.


Еще один вариант официального изображения Августа как Великого Понтифика в наброшенном на голову покрывале.


И вот, уже в портрете Веспасиана (69 - 79 гг. н. э.) мы видим опять неприкрытый веризм. Этот образ с детства запал в мою память, завораживая личными чертами изображенного императора. Умное, благородное и одновременно хитрое и расчетливое лицо! (Как ему идет отбитый нос))


Вместе с тем, осваиваются и новые техники обработки мрамора. Применение бурава позволяет создавать более сложную игру объемов, света и тени, вводить контраст различных фактур: шершавых волос, отполированной кожи. Для примера женский образ, а то до сих пор у нас были представлены одни лишь мужчины.


Троян (98 - 117 гг.)


Антонин Пий был вторым после Адриана императором, отпустившим бороду на греческий манер. И это не только некая игра. Вместе с "греческим" обликом в образе человека появляется и нечто философское. Взгляд уходит в сторону, вверх, лишая человека состояния уравновешенности и довольства телесным. (Теперь зрачки глаз намечаются уже самим скульптором, что сохраняет взгляд даже при утрате былой тонировки.)

Antoninus Pius (Museo del Prado) 01

Со всей очевидностью это проступает в портретах философа на трона - Марка Аврелия (161 - 180 гг.).


Этот интересный осколок привлекает меня вот чем. Попробуйте сделать прорись черт лица, и получится икона! Вглядитесь в формы глаза, века, зрачка и сравните их с византийскими иконами.


Но не одним лишь доблестным и праведным быть темой римского портрета! Гелиогабал (правильно - Элагабал), приверженец восточного культа солнца, удивлял римлян вполне противными им обычаями и сам не блистал чистотой жизни. Но и это со всей очевидностью являет нам его портрет.


Наконец, золотой век Рима остается далеко позади. На престол один за другим возводятся так называемые солдатские императоры. Выходцы из каких угодно сословий, стран и народов могут в одночасье стать владыками Рима, будучи провозглашены своими солдатами. Портрет не самого плохого из них Филиппа Аравитянина (244 - 249 гг.). И снова какая-то тоска или тревога во взгляде.


Ну это смешно: Требониан Галл (251 - 253 гг.).


Здесь пора уже отметить то, что время от времени проступало в римском портрете и раньше. Теперь форма начинает неумолимо схематизироваться, пластическая лепка уступает место условной графичности. Сама плоть постепенно уходит, уступая место чисто духовному, исключительно внутреннему образу. Император Проб (276 - 282 гг.).

И вот, мы приблизились к концу 3 - началу 4 столетий. Диоклетиан создает новую систему управления Империей - тетрархию. Два августа и два цезаря правят четырьмя ее частями. Старый город Рим, давно уже потерявший роль столицы, теперь не важен. В Венеции сохранилась забавная, вывезенная из Константинополя группа из четырех почти одинаковых фигур, отождествляемых с тетрархами. Ее часто показывают как конец римского портрета. Но это не так! На самом деле это, скажем так, особый эксперимент, авангард того времени. К тому же, если верить некоторым моим учителям, это египетское произведение, что в частности видно по применению твердого порфира. Столичная же римская школа оставалась конечно иной и не умирала еще по крайней мере столетие.



В подтверждение сказанному еще один образ из Египта - император Максимин Даза (305 - 313 гг.). Полная стилизация, схематизация и абстракция, если угодно.


А вот, что продолжало твориться в Риме. Полновластным правителем Империи становится Константин Великий (306 - 337 гг.). В его колоссальном по масштабу портрете (это, собственно, и есть голова Колосса - гигантской статуи, установленной в римской базилике Константина-Максенция) полноценно присутствует и идеальная, совершенная проработка формы и окончательно сформировавшийся новый, отрешенный от всего временного образ. В огромных, прекрасных, смотрящих куда-то мимо нас глазах, волевых бровях, твердом носе, сомкнутых губах теперь является не только образ земного правителя, но и что-то уже перешедшее за границы той рефлексии, снедавшей Марка Аврелия и других его современников, тяготившихся этой телеcной оболочкой, в которой оказалась заключена душа.


Если знаменитый Миланский эдикт 313 года лишь прекращал гонения на христианство, позволяя христианам легально существовать в Империи (сам Константин крестился лишь при смерти), то к концу 4 столетия после Р. Х. христианство стало уже господствующим. И в это время христианской Античности еще продолжали создаваться скульптурные портреты. Портрет императора Аркадия (383-408 гг.) поражает своей красотой, но и неземной отвлеченностью.



Вот куда пришел в конце концов римский портрет, вот какой образ он родил, сам по себе став уже христианским искусством. Скульптура теперь уступает место живописи. Но великое наследие прежней культуры не отвергается, продолжая жить, служа новым целям и задачам. Христианский образ (икона) с одной стороны, родился из слов: "Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Ин. 1: 18). С другой же стороны, он впитал в себя весь опыт предшествующего ему искусства, как мы увидели, давно уже мучительно искавшего истину, и наконец Ее нашедшего.

Античная скульптура Греции и Рима

Античная скульптура Греции в классический период вносит новшества, которые лежат в основе господствующей западной традиции в искусстве. Это справедливо как для живописи, так и для скульптуры.

Существенной характеристикой классического греческого искусства является героический реализм. Художники и скульпторы пытаются изобразить человеческое тело в движении или покое именно таким, каким оно представляется глазу. Акцент сделан на людях необыкновенной красоты или моментах высокой и благородной драмы. Но техническая способность улавливать привычный облик вещей — это новшество, которое впоследствии может быть адаптировано к любому предмету.

Масштаб и амбициозность классической греческой скульптуры можно увидеть во фрагменте раннего шедевра. Знаменитый дельфийский возничий, бронзовый в натуральную величину, единственная сохранившаяся фигура из большой группы, состоящей из колесницы и ее лошадей, царственного пассажира на борту с возничим и сопровождающим его мальчиком-рабом.

Эта большая работа была подарена храму Аполлона в Дельфах правителем греческой колонии на Сицилии в ознаменование победы в гонке колесниц на Пифийских играх в 477 году до нашей эры.

Возничий изображен в своей колеснице во время Парада Победы. Легкий поворот тела, от босых ног до головы, предполагает совершенно естественную позу — точно так же, как рука, кажется, подразумевает легкое давление на поводья. Столь же тонким образом на его лице отражается тихое ликование человека, только что завоевавшего большую честь в торжественном состязании. Спортивные состязания в Греции имеют почти религиозный статус.

Всадник с мыса Артемисион

Мальчик-наездник, живший три столетия спустя, говорит о том, как хорошо новый натурализм греческих скульпторов справится с движением. Эта бронзовая дистилляция человеческой жизненной силы, является одним из самых очаровательных образов, сохранившихся от древнего мира.

Обнаженная натура и античная скульптура Греции с 5 века до нашей эры

В легкой атлетике, в отличие от гонок на колесницах, участники обнажены. Мужское тело — признанный объект красоты в Древней Греции, а мужская нагота, возможно, является величайшим достижением греческой скульптуры.

Самый ранний сохранившийся шедевр такого рода датируется примерно 480 годом до нашей эры. Приписываемая скульптору Критию, она изображает молодого человека в совершенно естественной позе. Его вес лежит на одной ноге и бедре, а другое колено согнуто. Воздействие на мышцы под кожей, через колени и ягодицы до мягкого изгиба спины, чудесным образом показано в мраморе. (Эту же позу позднее приняли греческие скульпторы для женской обнаженной натуры, в полноразмерных фигурах Афродиты, богини любви — см. Афродита в скульптуре).

Самая известная греческая скульптура атлета в действии датируется примерно сорока годами после первой сохранившейся натуралистической мужской обнаженной натуры. Это метатель диска (Дискобол) Мирона, в котором напряженное тело обнаженного атлета, кажется, всегда готово запустить диск вдаль.

Скульптура известна только в римских копиях. Высеченные из мрамора, они нуждаются в неуклюжих опорах — таких, как ствол дерева, на который, кажется, опирается атлет. Утраченный оригинал, отлитый из бронзы, не нуждается в подобных приспособлениях. Подобно Дельфийскому возничему, этот образ предъявляет большие требования к греческим мастерам литья из бронзы.

Античная скульптура Греции как публичное высказывание с 5 в. до н. э.

Середина 5-го века до н. э. представляет собой пик греческой скульптуры, как в количественном, так и в качественном отношении. Именно в тот период, когда Мирон создает метателя диска, афиняне строят Парфенон. Скульптуры и рельефы, украшающие храм, были завершены в течение примерно десяти лет, начиная с 447 года до нашей эры. Внутренний фриз, изображающий великую Афинскую процессию, простирается более чем на 150 метров, в то время как скульптуры на внешней стене занимают почти столько же места и гораздо более искусно вырезаны.

Армия скульпторов теперь явно доступна для общественных работ. Использование скульптуры для украшения центрального здания общины станет мощной европейской традицией, особенно заметной в церковной скульптуре Средневековья.

Римляне очень искусно развивают эту греческую тему повествовательного фриза, используя ее особенно, поскольку это милитаристское общество, для важного дела пропаганды побед Рима. Выдающимся примером является непрерывная полоса длиной почти 200 метров, которая окружает свой путь вверх по мраморной колонне Траяна в Риме. Датируемая 113 годом нашей эры, она в мельчайших и реалистичных деталях описывает успешную кампанию императора в Дакии (регион современной Румынии).

Но тип скульптуры, который римляне делают особенно свой собственный, — это портретный бюст. И здесь Траян тоже может служить примером.

Соперничающие стили

По одному из странных совпадений истории, в 5 веке до нашей эры появляются первые шедевры в двух несовместимых стилях скульптуры. Почти 2500 лет спустя эти стили становятся непримиримыми соперниками в студиях нашего времени.

Один из них — классический реализм, который будет преобладать с эпохи Возрождения до конца 19-го века. Другая — скульптура Африки, искажающая человеческие черты и конечности в драматически выразительной манере. Африканские фигуры в этой долгой и яркой традиции вдохновляют эксперименты Пикассо с кубизмом, которые запускают мейнстрим современного искусства.

Римские портреты и христианские панно из слоновой кости 1-6 в. н. э.

Греческие скульпторы античности иногда вырезают головы, которые кажутся портретами. Но это неизменно красивые люди, чьи привлекательные лица сияют светом разума. Они кажутся идеализированными.

Бюст Траяна создает мощный контраст. Вот опасный и явно неприятный человек, изображенный скульптором без малейшего намека на нормальную лесть, хотя вполне возможно, что именно таким хочет видеть себя успешный завоеватель. На портретных бюстах римские императоры кажутся кучкой беспринципных головорезов (как и в исторических записях). Нигде в древнем мире мы не чувствуем себя так близко к реальным людям. Редко искусство скульптуры использовалось с таким сокрушительно честным эффектом.

Один римский триумфальный портрет достигает, напротив, героического качества, которое сделает его чрезвычайно влиятельным в более поздние времена. Это конная статуя Марка Аврелия, первоначально стоявшая на Капитолии в Риме. Сделанный из позолоченной бронзы (превосходное достижение бронзового литья), он, вероятно, создан, чтобы праздновать победы на Востоке в 162-64 годах нашей эры.

Его настроение очень понравится европейским князьям и военачальникам, начиная с эпохи Возрождения. Но в последующие века скульптура в основном использовалась христианскими художниками для более мучительных тем, будь, то боль распятия или воображаемые муки ада.

Заметным исключением, в годы, предшествовавшие окончательному краху Римской империи на Западе, является ранняя традиция христианской слоновой кости. Лучшие из них вырезаны в Риме в V веке и в Константинополе чуть позже. Эти прекрасные маленькие панно с евангельскими сценами, в миниатюре повторяющие натурализм Греции и Рима, часто достигают глубокой безмятежности. Они как бы нежно прощаются с классической традицией Средиземноморья, перед появлением нового и энергичного стиля скульптуры в Северной Европе.

Между тем Азия предоставляет большие возможности скульпторам в развитии индуистского и буддийского искусства.

Урок 2. Античное искусство: Древняя Греция и Древний Рим

Античное искусство – одно из красивейших и совершеннейших во всей истории человечества. Именно во времена Античности были заложены традиции искусства, получившие развитие в последующие периоды истории.

На первое место вышел человек во всей своей красоте и совершенстве. И, если раньше поклонялись божествам, мифологическим существам и священным животным, в античном искусстве даже боги изображены в виде людей. Древнегреческая мифология дала огромный импульс развитию всех видов искусства, да и саму мифологию тоже можно считать искусством.

Цель урока: изучить развитие искусства в период Античности, познакомиться с основными трендами в искусстве Древней Греции и Древнего Рима.

Изучив урок, вы получите представление, как развивались архитектура, скульптура, живопись, литература, музыка и зрелищные искусства в древнегреческий и древнеримский периоды истории.

Содержание:

Как вы уже поняли, начнем мы с истории искусства Древней Греции.

Искусство Древней Греции

Искусство Древней Греции – это все произведения искусства, созданные собственно в Греции, греческих колониях, на территории эллинистического побережья Передней Азии и в части Скифии, испытывавшей влияние древнегреческой культуры, до момента, когда Греция оказалась под властью Рима, т.е. до 2 века до нашей эры.

В истории древнегреческого искусства принято выделять несколько основных этапов:

  • Эгейская, она же Крито-Микенская культура – 3-2 тыс. лет до нашей эры.
  • Гомеровский, он же геометрический период – 12-8 века до нашей эры.
  • Архаический период – 7-5 века до нашей эры.
  • Классический период – конец 5-4 век до нашей эры.
  • Эллинизм – конец 4 века до нашей эры – 2 век нашей эры.

Каждому из периодов свойственны свои черты и закономерности. Мы посмотрим, как развивались различные виды искусства в каждый из периодов. Пойдем по уже привычной и отработанной нами схеме:

  • Архитектура.
  • Скульптура.
  • Живопись.
  • Письменность и литература.
  • Музыка и зрелищные искусства.

Архитектура

Памятники архитектуры древнегреческого периода сохранились достаточно хорошо и в большом количестве, что позволяет увидеть определенные тренды и закономерности в развитии.

Крито-Микенский период

Крито-Микенский период характеризуется активными контактами со странами Востока, заимствованием восточной культуры и адаптацией ее к западным традициям. Как вы помните, в Древнем Египте особое внимание уделяли погребальным сооружениям, а примером адаптации к западным традициям могут служить микенские гробницы:

Микенские гробницы

Примером адаптации традиций строительства может служить Кносский дворец, названный так по наименованию древнего города Кносс на острове Крит:

Кносский дворец

К слову, Кносский дворец считается первым в истории человечества образцом многоэтажного строительства с водопроводом, канализацией, искусственным освещением, подземными сооружениями (лабиринтом), вентиляцией и даже отоплением. Схема лабиринта была воспроизведена на монетах Римского периода, когда Греция оказалась под властью римлян.

В целом, древнегреческие архитектурные традиции были более светскими, чем восточные, и у греков было меньше кричащей вызывающей роскоши. Этот тренд сохранился и в последующие периоды.

Гомеровский период

Архаический период

Архаический период характеризуется зарождением двух определяющих стилей и направлений – ионического и дорического. Они во многом похожи, поэтому разницу, малозаметную для неспециалиста, лучше изобразить схематически:

Основные различия ионического и дорического стиля

Классический период

В классический период господствует дорический стиль, который изначально отличается некоторой тяжеловесностью, но затем прогрессирует до легких изящных форм. Образцы дорического стиля – это, например, храм Геры в Олимпии и храм Зевса в Афинах:

Храм Зевса в Афинах

В конце классического периода получает развитие такое направление в архитектуре, как коринфский стиль, который занимает господствующее положение в следующий период эллинизма.

Эллинизм

Период эллинизма в архитектуре Древней Греции прошел под эгидой коринфского стиля. Его красота и изящество стали определяющими для всей эпохи, а присущие ему тренды сохранились и в последующие периоды истории. Одним из красивейших образцов коринфского стиля является мавзолей в Галикарнасе на территории современного Бодрума в Турции:

Мавзолей в Галикарнасе

Мавзолей в Галикарнасе по сей день открывает все новые и новые тайны, что находит отражение в научных исследованиях 21 столетия [К. Jeppeson, 2002].

Напомним, границы влияния Древней Греции были намного шире, нежели территория современной Греции, а культурный обмен благодаря тому, что Эгейское и Средиземное моря были судоходными, шел достаточно интенсивно.

И прежде, чем мы продолжим, предлагаем вам выполнить небольшое, но очень интересное задание.

Выше вы познакомились с основными периодами развития архитектуры Древней Греции и наверняка в общих чертах уловили характерные их признаки и черты. На этом и основывается следующее задание.

Скульптура

Теперь о скульптуре и, как и в предыдущем разделе, пройдемся по всем периодам. Памятники самого древнего периода истории не столь многочисленны, как более поздних, но от того не менее прекрасны.

Крито-Микенский период

Интереснейшим образцом скульптуры Крито-Микенской культуры является барельеф, венчающий Львиные ворота на входе в акрополь в Микенах. Мы можем видеть элементы заимствования из египетских скульптурных традиций, однако греческой скульптуре свойственны более плавные линии:

Львиные ворота

Гомеровский и архаический период

Голова юноши

Классический период

Эллинизм

Лаокоон

Живопись

Начнем, как обычно, с Крито-Микенской культуры, она же Эгейская. В живописи, как и в архитектуре и скульптуре, прослеживается тема заимствования восточных традиций.

Крито-Микенский период

Как и в предыдущих разделах, обратимся к наиболее сохранившемуся и потому наиболее информативному памятнику искусства. Элементы сходства в росписи Кносского дворца видны невооруженным глазом, однако силуэты не такие строгие и симметричные, как у египтян, а линии более плавные:

Фрески Кносского дворца

Гомеровский период

Амфора с геометрической росписью

Архаический период

В архаический период, помимо геометрической росписи, стали чаще использоваться изображения людей и животных, особенно лошадей. Тут мы вновь видим явное заимствование из египетской культуры. Люди часто изображены с выставленной вперед ногой, что было свойственно изображениям людей в Древнем Египте. Например, как на работах мастера вазописи Евфрония:

Работа вазописца Евфрония

Классический период


Эллинизм

В эпоху эллинизма художники традиционно старались не только изобразить событие, реальное или мифическое, но и максимально убедительно передать эмоции. Примером может служить картина Тимомаха, изображающая Медею в момент сомнений – убивать или не убивать своих детей:

Письменность и литература

Литература Древней Греции начала развиваться до момента появления и распространения письменности. Так, мифы и легенды Древней Греции, связанные с религиозными представлениями, изначально передавались в устной форме.

  1. Развитие эпоса, лирики, возникновение драмы, комедии, зарождение прозы.
  2. Расцвет драмы, комедии, философии, красноречия, всех видов поэзии и прозы.

Рубиконом считается 5 век до нашей эры, т.е. архаический период. В классический период мощного расцвета достигли драматургия и комедия. Произведения Софокла, Эсхила, Аристофана, Еврипида по сей день пользуются популярностью.

Музыка и зрелищные искусства

Положение человеческих фигур на некоторых фресках Кносского дворца позволяет предположить, что уже тогда древним грекам были известны танцы и единоборства. Состязания спортсменов организовывались в присутствии зрителей, и спорт в Древней Греции изначально был зрелищным мероприятием. Возможно, это и стало предпосылкой к появлению Олимпийских игр.

Не менее захватывающим зрелищем были лошадиные бега или скачки. В 680 году до нашей эры гонка на колесницах была включена в программу олимпийских соревнований.

О развитии музыки известно из греческой мифологии. В частности, из мифа об Орфее и Эвридике. Согласно мифу, музыка Орфея очаровывала не только людей, но даже зверей и птиц. В распоряжении древних греков было множество музыкальных инструментов: арфа, лира, форминга, многоствольная флейта (сиринга), самбука и прочие.

Амфитеатр в Ларисе

В рамках темы зрелищных искусств стоит затронуть тему костюмов, которые шили для театральных постановок. Ткани почти никогда не сшивались, а вся красота форм достигалась за счет драпировки. Этот же тренд был характерен для повседневной одежды.

Искусство Древнего Рима

История искусства Древнего Рима ведет отсчет со 2 века до нашей эры, т.е. с момента, когда в результате 2-й Македонской войны римлянам удалось подчинить Грецию, и вплоть до падения Западной Римской империи в 476 году нашей эры. История Древнего Рима имеет свою периодизацию:

  • Царский период.
  • Республика.
  • Империя.

Ввиду того, что тренды в искусстве для всех периодов имели много общего, мы будем рассматривать виды искусства только по направлениям, без разделения на периоды. Мы рассмотрим все основные тренды в искусстве на территории Римской империи, которая во время своего расцвета во 2 веке нашей эры охватывала земли от современной Великобритании до Судана и от Португалии до Ирака.

Архитектура

История римской архитектуры и искусства – это история заимствований. В архитектуре Древнего Рима прослеживаются элементы архитектуры едва ли не всех завоеванных территорий, но самое сильное влияние оказали традиции эллинизма. В частности, римляне высоко оценили пространственные решения, принятые в его архитектуре.

Однако римская архитектура была более прикладной, чем у греков, и архитектор был, в первую очередь, инженером, и уже потом дизайнером. Большого успеха римляне достигли в строительстве крепостей, водопроводов, очистных сооружений, мостов, акведуков и прочего. Параллельно появляются новые типы сооружений: виллы, библиотеки, архивы.

Ввиду прикладного характера архитектуры и ограниченного количества времени на строительство фортификационных сооружений в условиях бесконечных войн, римляне работали над усовершенствованием технологий строительства и строительных материалов. Так, именно римляне изобрели бетон.

Колизей

Скульптура

Скульптура Древнего Рима была заметно ближе к реализму, чем это было принято в прочих культурах. Так, скульптурные и портретные композиции стремятся передать реальность настолько, что даже не исправляют некоторые изъяны и асимметрию во внешности человека. В итоге римский скульптурный портрет стал своего рода хранителем истории, благодаря чему мы понимаем, как в реальности выглядели правители и прочие политические деятели Древнего Рима.

Мальчик, вынимающий занозу

Живопись

Бытовые сюжеты распространены и в живописи Древнего Рима, в основном, на фресках. И, в целом, древнеримская живопись известна нам преимущественно по настенным росписям. Искусство стенописи развивалось бурными темпами, что привело к формированию четырех самостоятельных стилей в стенописи:

Стенопись: основные стили

Письменность и литература

Латинский язык, на котором говорили в Древнем Риме, сформировался примерно в 4 веке до нашей эры, хотя появился намного раньше, ориентировочно в 8 столетии до нашей эры. Словарь латинских слов содержит множество заимствований из языков разных народов мира, в том числе греческого.

Его ученик Тит Макций Плавт стал известным комедиографом и профессиональным актером, игравшим в своих же комедиях. До сегодняшних дней дошли два десятка его комедий. В целом, его творчество стало началом национальной римской литературы и театра.

Помимо собственно художественных произведений, в Древнем Риме были популярны философские трактаты Сенеки, Плиния-старшего и Плиния-младшего, исторические очерки Юлия Цезаря, Тацита, Антония Юлиана и многих других.

Музыка и зрелищные искусства

Театр в Древнем Риме долгое время был на вторых ролях. Спектакли шли на специально сооруженных для этого деревянных подмостках, которые после мероприятий уничтожались. Первый стационарный деревянный театр появился в 179 году до нашей эры, первый каменный театр – в 178 году до нашей эры.

Спектакли в Древнем Риме, в отличие от Греции, носили преимущественно развлекательный характер. Было не принято использовать сцену для восхваления богов и правителей. Возможно, именно поэтому театр в Древнем Риме не пользовался поддержкой государства.

Такой же и даже больший ажиотаж вызывали бои гладиаторов. Это эксклюзивное явление в древнеримской культуре: таким способом рабы могли получить свободу, если победят в турнире. Нередко кандидаты в магистраты использовали всенародную любовь к гладиаторским боям в качестве предвыборной агитации, организовывая такие зрелища для своих потенциальных избирателей.

Музыкальная культура Древнего Рима впитала в себя традиции многих народов, однако наибольшее развитие получила инструментальная музыка. Представители высших слоев древнеримского общества имели собственные оркестры, где на музыкальных инструментах играли рабы, а сольные исполнители практиковали турне по различным городам, где показывали свое мастерство на концертах. У знати стало трендом обучать своих детей музыке, нанимая действующих музыкантов и преподавателей.

И даже высшие правители, такие, как, к примеру, император Нерон, были не чужды музыки. Так, Нерон писал стихи, пьесы и увлекался пением. Нотных записей древнеримского периода нет, о развитии музыкальной культуры можно судить лишь по упоминаниям в литературе и сохранившимся изображениям. Например, на вилле в Боскореале найдена фреска, изображающая даму с кифарой:

Дама с кифарой

Обратим внимание на еще один аспект, повлиявший на развитие искусства в Древнем Риме. Там издревле серьезное внимание уделялось культуре публичных выступлений. Например, Марк Цицерон известен не только как политический деятель, но и как блестящий оратор. Понятно, что для декламации стихов и постановки спектаклей ораторское мастерство имело большое значение, и развитие культуры публичных выступлений было на руку развитию искусства в целом.

Мы в общих чертах изучили развитие искусства в период Античности, познакомились с основными трендами в искусстве Древней Греции и Древнего Рима, и теперь вы точно готовы пройти проверочный тест.

Проверьте свои знания

Античность — важнейшая эпоха в развитии человеческой цивилизации не столько с точки зрения истории, сколько с позиции культурного развития. Если говорить кратко, искусство Древнего Рима стало закономерным продолжением, а точнее — копированием традиций Древней Эллады. Именно благодаря трудолюбивым римлянам, делавшим скульптуры из бронзы, многие творения греков в копиях дошли до наших дней.

Искусство Древнего Рима

Специфические особенности культуры

Древнейшая столица Италии, прекрасный город Рим, начал свою историю в 754−753 гг. до н. э. Здесь развивались все основные категории искусства: архитектура, скульптура, живопись, музыка и танец, театр и литература. Процветали философия, естественные науки, новый виток развития получила медицина. Можно выделить особенность культуры Древнего Рима (кратко они выглядят так):

Боги Рима

  1. Ощутимое влияние традиций Греции. Римляне использовали все достижения завоеванной ими Эллады, внесли мало чего своего в скульптуру. Даже боги Рима остались такими же, как и в Греции. Им просто дали новые имена: Зевс стал Юпитером, кровавый Арес — бог войны — Марсом, Афродита — Венерой.
  2. Развитие получили и древние этрусские традиции, которые органично переплелись с греческими.
  3. Основная функция искусства — утилитарная. Архитектурные постройки возводились таким образом, чтобы в них было удобно жить или наслаждаться зрелищами. Скульптура прославляла императоров.

Выделяемые периоды

Первый этап древнеримского искусства — царский. Процветает ваяние из бронзы, делают керамические сосуды, украшенные узорами. Значительно влияние этрусков, которое накладывается на собственно-римские традиции, рождая уникальный художественный тандем. В зодчестве преобладает квадровая кладка, обилие ложных сводов. Гигантизма, который в дальнейшем станет отличительной чертой архитектуры, пока нет. Используется кирпич-сырец, терракотовая облицовка.

После захвата Греции традиции этой страны стали постепенно перениматься римлянами. Особенно сильно влияние на скульптуру и портреты.

Второй период — Республика, начинается он войнами с Карфагеном. Начинают формироваться основные особенности римского искусства, особенно архитектуры. Появляется тяга к гигантизму, симметрии, торжественности. Появляется огромное количество живописных вилл и резиденций, в которых архитектурные формы гармонично вписываются в природные ландшафты. Именно в период Республики возводятся наиболее известные постройки Рима:

Базилики Древнего Рима

  • термы;
  • базилики;
  • амфитеатры;
  • мосты;
  • акведуки.

Популярными становятся статуи общественных деятелей, бюсты, рельефы, иллюстрирующие исторические события. Распространение получает и мозаика из цветных камней.

Для периода Империи характерно появление новых архитектурных форм: арок, куполов. Возводятся триумфальные арки, прославляющие деяния монархов. Постройки становятся пышными, богатыми. Развитие получают рельефы, в том числе сложные по композиции. Для позднего периода характерна условность.

Влияние Греции и собственные традиции

Скульптура Древнего Рима наиболее ощутимо испытала греческое влияние. Древнеримские скульпторы часто копировали творения греческих предшественников. Статуи, конечно, с художественной точки зрения значительно уступают эллинским, но зато они дошли до наших дней. Отличительные черты римской скульптуры:

Создание скульптурного портрета

  1. Несмотря на наличие индивидуальных черт на лицах статуй, творения римлян уступают греческим.
  2. Присутствует упрощенность форм, некоторая угловатость.
  3. Больше реализма, чем у греков. Объект не идеализировался, главное для мастера — максимально приблизить его к натуре.

Одно их главных достижений римлян — создание скульптурного портрета. Первоисточником этого вида искусства являются знаменитые восковые маски, которые отливали с лиц умерших.

Собственные черты римского наследия наиболее ярко представлены в архитектуре. Ей присуща масштабность, сложность композиции, многоярусность.

Именно в Римской империи появляется литературный жанр романа, в этот период творят и выдающиеся античные комедианты, например Луцилий.

Архитектурные памятники

Основные памятники архитектуры:

Колизей- грандиозный амфитеатр

  1. Колизей. Это грандиозный амфитеатр, на арене которого проводились кровопролитные гладиаторские бои.
  2. Форум. Это целая площадь, на которой располагались храмы и триумфальные арки. Изначально место представляло собой болото, поэтому перед постройкой его пришлось осушить.
  3. Пантеон — классический храм всех богов.
  4. Термы Каракалы. Это банный комплекс, где не только мылись, но и вершили государственные дела.

Несмотря на использование опыта греков и этрусков, римляне смогли привнести в архитектуру и собственные нюансы, прежде всего, монументальность, грандиозность. Многие памятники тех лет отличаются колоссальными размерами. Основная задача таких сооружений — отображение в камне мощи и величия империи.

Развитие скульптуры

Культурные особенности скульптуры Древнего Рима позволяют считать ее не слепым подражанием греческой, а уникальной. Основными характеристиками являются знанием мимики, реалистичность, точность. Источником идей была не только религия, хотя изображения богов дошли до наших дней. Также делали портреты полководцев, вельмож, философов и, конечно, императоров. Скульпторы пытались придать каждой своей работе максимальное сходство с первоисточником, часто в ущерб эстетической привлекательности.

Основные скульптурные произведения:

Конная статуя Марка Аврелия

  1. Капитолийская волчица.
  2. Лаокоон и его сыновья.
  3. Статуя Октавиана Августа.
  4. Конная статуя Марка Аврелия.

Составляя конспект по теме, нужно упомянуть, что материалами для создания статуй изначально служили глина, бронза, затем — мрамор. С развитием техники в ход пошли горный хрусталь, драгоценные камни, золото. До наших дней дошли как рельефы, так и статуэтки, бюсты, сложные композиции. Мастера работали с различными темами: исторической, батальной, мифологической. Присутствует и элемент аллегории, символизма.

Изобразительное искусство

Оно носило утилитарный, материальный характер. Живопись Рима отличается многообразием, но основной разновидностью были фрески. Основными цветами, с которыми работали художники, были красный, желтый, белый, черный. Применялась и техника инкрустации с использованием мрамора, яшмы, самоцветов.

 Живопись Рима

К живописи относятся и мозаики, и монументальные фрески, на которых изображены люди в полный рост. Для них характерны сложность сюжета, детализация, реалистичность. Основными героями являются боги и герои, также появляются и бытовые сюжеты, батальные сцены. Наиболее известные из дошедших до нас фресок находятся в Помпеях, городе, который оказался погребен под лавой извергающегося Везувия. Катастрофа стала причиной гибели всех жителей, но пепел позволил сохранить произведения искусства.

Таковы особенности древнеримского искусства. Менялись императоры, шли кровопролитные войны, а зодчие и скульпторы творили свои бессмертные произведения, многие из которых дошли до наших дней и сейчас являются ценнейшими экспонатами музеев.

Читайте также: