Сепаратизм во франции кратко

Обновлено: 05.07.2024

Сепаратизм во Франции — явление, вызванное стремлением ряда этнических групп, компактно проживающих на территории Франции, к образованию независимых национальных государств.


Содержание

Идеологом баскского национализма явился Сабино Арана (1865—1903), который ещё в XIX веке заявлял, что Испания и Франция превратили Страну Басков в свои колонии, и требовал полной независимости баскских земель через создание конфедерации четырёх испанских (Бискайя, Гипускоа, Алава и Наварра) и трёх французских регионов (Суль, Лабур и Нижняя Наварра), населённых басками. Баскская сепаратистская организация ЭТА основана в 1959.

С античных времен Корсика входила в сферу влияния различных сре­диземноморских держав: Этрурии, Великой Греции, Карфагена, Рима, Пизы, Арагона, Генуи и, наконец, Франции. В 1769 году ос­тров на пятнадцать лет оказался под властью французской короны.

В XVIII веке на острове началась война за независимость. Сначала была провозглашена монархия, затем — республика. Национальный лидер Па-оли считал, что Корсика слишком мала, чтобы оставаться независимой. Поэтому, когда Франция выкупила ос­тров у Генуи (1768 год), а затем предо­ставила корсиканцам те же права, что и жителям континентальной Франции (1789 год), Паоли отступил.

Однако уже в 1794 году остров вос­стал против режима монтаньяров и пе­редал себя в руки Англии. В 1796 году, после крушения конституционной мо­нархии в Париже, при активном уча­стии итальянской армии, руководи­мой самим Бонапартом, Корсика была завоевана и снова стала французской.

Любой гражданин Франции считается по национально­сти французом, а не представителем того или иного этноса.

Но вопреки ожиданиям французского правительства, все проблемы национальных меньшинств не только не исчезли, но и в значительной степени обострились. Особенно остро эти проблемы в наши дни проявились именно на Корсике, что объясняется совокупностью многих факторов — географических, историко-культур­ных, этнических, демографических и, конечно, экономических. Достаточно сказать, что указанный регион дол­го оставался самым бедным во Фран­ции — доход на душу населения в по­слевоенные годы был здесь примерно на треть ниже среднего по стране.

Между тем корсиканская проблема продолжала сохранять сугубо марги­нальные позиции в рамках француз­ского политического дискурса.

Остается, однако, вопрос: являются ли корсиканцы французами? Вопрос не праздный — он в стране, и особенно на самой Корсике, всегда стоял довольно остро. Напомним, что географически остров находится от Франции дальше, чем от Италии (170 и 83 километра со­ответственно).

Своими действиями французская администрация нередко ставила под сомнение способность управлять та­кими сложными территориальными сообществами, как Корсика. Она ока­залась неспособной остановить на­силие и произвол со стороны кланов, обеспечить полноценное действие на острове французских законов.

В результате нерешенности ключе­вых проблем развития на Корсике в наши дни активизировалось движение за автономию, использующее насиль­ственные методы.

Корсиканский сепаратизм, в отличие от действи­тельно массового движения за ад­министративную, политическую и этноязыковую автономию, не имеет прочных перспектив и корней в корси­канском обществе. У национал-радика­лов сепаратистского толка отсутствуют как реалистическая и конструктивная социально-экономическая программа, так и сам план построения полно­ценного корсиканского государства. Именно поэтому национал-радикалы и индепендантисты не оказывают се­годня существенного влияния на по­литическую жизнь острова.

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Начало священного для мусульман месяца Рамадан - ИноСМИ, 1920, 02.10.2020

Хотя изначально власти предполагали разделить разные проблематики и решать их отдельно (организация ислама, борьба с подъемом радикальной идеологии…), Эммануэль Макрон решил в начале 2020 года охватить всю совокупность вопросов, которые имеют отношение к мусульманскому коммунитаризму. Ключевой концепцией стала борьба с сепаратизмом, но он все же будет стремится найти решение для конкретных задач, в частности с помощью нового законопроекта.

Коммунитаризм пригородов

В феврале Эммануэль Макрон отправился в Мюлуз (департамент Верхний Рейн), чтобы начать наступление на сепаратизм. Место было выбрано отнюдь не случайно: речь идет об одной из 15 зон исламистского влияния, которые были взяты под особый надзор с февраля 2018 года в экспериментальном порядке.

Проблематика растущего влияния радикального ислама уходит корнями в начало 2000-х годов. Государственные власти следят за обстановкой, но издалека. Позднее, волна отъезда джихадистов в Сирию и теракты на французской территории в 2015 году пролили свет на связь этих оказавшихся под влиянием исламистов зон с терроризмом.

Наблюдение за радикальным исламом

Политики требуют радикальных мер вроде закрытия салафитских мечетей и запрета проповедей на арабском языке, но такие решения едва ли совместимы с соблюдением основополагающих свобод. В то же время в 15 определенных в 2018 году зонах власть усилила наблюдение за местами, где радикальный ислам стремится расширить свое влияние.

Префектам также предлагают использовать все возможные меры административного контроля (регламентация гигиены, безопасности, приема несовершеннолетних…) для закрытия мечетей, школ, мест собраний и спортивных клубов. В Елисейском дворце говорят, что с 2017 года в общей сложности было закрыто 212 кафе, 15 храмов, 11 учреждений для несовершеннолетних и 4 школы.

Законопроект усилит контроль над ассоциациями, обязав те из них, что получают субсидии, с уважением относится к определенным принципам, таким как как свобода совести и равноправие полов.

Культурный разрыв

В любом случае, этот вопрос культурного сепаратизма формирует раскол в интеллектуальной и политической среде. Ультраправые и часть традиционных правых считают, что ислам попросту несовместим с нашими ценностями. В то же время часть левых приравнивает любую критику к исламофобии и отстаивает право носить вуаль. У находящегося между двумя крайностями большинства нет единого мнения, а Эммануэль Макрон продвигается вперед с осторожностью.

Обсуждаются и другие вопросы, такие как многоженство или лишение дочерей наследства. В государственном секторе также будут запрещены определенные практики вроде отказа от смешения полов на рабочем месте.

Наступление политического ислама

Реальное влияние этих организаций с трудом поддается оценке. В недавнем докладе Сената указывается цифра в 40 000 салафитов на территории страны. Капля в море по сравнению с миллионами мусульман, но многие подчеркивают тактику проникновения этого сектантского течения, которое постепенно насаждает свои нормы в образе жизни людей (предписания в одежде, пище…). Оно активно пользуется соцсетями и стремится представить себя как ортодоксальный ислам (осуждение богохульства, отступничества…), хотя является всего лишь одним из его течений.

Спецслужбы активно расширяют штат на протяжении последних пяти лет, а префектам была поручена координация системы надзора на местном уровне. Во всех департаментах были сформированы группы по выявлению радикализации.

Помимо надзорной деятельности власти намереваются дать отпор попыткам исламистов войти в политику. Перед муниципальными выборами правые отмечали эту угрозу и представили законопроект для борьбы с ней.

На местах несколько попыток представить мусульманские избирательные списки практически не дали результатов. Большинство настаивает на неконституционности подобного запрета, но в то же время намеревается ужесточить контроль за мэрами, которые могут уступить требованиям коммунитаристов по предвыборным соображениям. В Елисейском дворце отмечают, что будущий законопроект может содержать в себе наказание за такое поведение вплоть до отстранения чиновников.

Ислам под иностранным влиянием

В период с 2018 по август 2020 года во Франции было закрыто всего 15 из 2 600 мечетей и молитвенных залов. Таким образом, борьба с радикальной идеологией обошла стороной подавляющее большинство ассоциаций верующих. Президент Макрон повторяет, что его действия не направлены против ислама, а призваны добиться лучшей интеграции этой религии, что предполагает ясность в ее функционировании.

Мечети финансируются на деньги верующих, а также средства из-за границы, в частности с Аравийского полуострова. Рынок халяльных продуктов и организация паломничества в Мекку тоже формируют непрозрачные финансовые потоки.

Этим моментам были посвящены первые заявления президента Макрона в феврале. По соглашению с Алжиром и Марокко, от системы отправки имамов откажутся к 2024 году. Остается убедить Турцию, а также активно работать с инстанциями французского ислама для формирования системы подготовки.

Пять основ законопроекта

— Нейтралитет государственных служб. В тексте будут содержаться меры по обеспечению смешения полов на рабочем месте, учитывая, что в некоторых относящихся к госсектору организациях и предприятиях мужчины отказываются работать вместе с женщинами.

— Контроль над ассоциациями. Цель в том, чтобы заставить получающие субсидии ассоциации соблюдать такие принципы как свобода совести или равенство полов.

— Детство. Закон ужесточит контроль над частными школами и их финансированием. Предусматривается также формирование национального реестра не ходящих в школу детей.

— Религиозный контроль. В закон 1905 года могут быть внесены небольшие изменения, чтобы усилить надзорные органы и призвать организации верующих зарегистрироваться в качестве культурных ассоциаций.


В настоящее время на этих территориях действуют различные региональные сепаратистские группы. Крупнейшим из них является Mouvement Région Savoie (Савойское региональное движение) и Ligue savoisienne (Савойская лига), причём первая группа выступает с позиций автономизма, в то время как Лига ратует за полную независимость Савойи. Оба этих движения были созданы в 60-х годах, во время столетнего юбилея присоединения Савойи к Франции. Савойская лига регулярно выступает на местных выборах, крупнейшего успеха партия добилась в 1998 году, когда она смогла набрать 5,39% голосов в регионе (4.42% в департаменте Савойя и 6.05% в департаменте Верхняя Савойя), и получить большинство мест в Рейн-Альпийском региональном совете. И Лига, И Движение являются полноправными членами Европейского Свободного Альянса.

Особенным регионом является во Франции Эльзас. Двуязычная территория, трижды переходившая из рук в руки только в XX столетии, Эльзас долго являлся яблоком раздора между Германией и Францией. Независимый с 1354 года имперский город Штрассбург был захвачен в 1681 году французами, и стал Страсбуром. Почти двести лет немецкий Эльзас входил в состав Франции, пока не вошёл в состав новообразованной Германской империи по Франкфуртскому договору 1871 года. Уже тогда половина его жителей говорила по-французски, а вторая половина – по-немецки, использовался и эльзасский язык – диалект немецкого. Эльзас перешёл к Франции снова в 1918 году, по Версальскому мирному договору, был снова включён в состав Германии в 1940-м, и возвращён Франции в 1945-м, уже окончательно.

Сходной с эльзасскими партиями позиции придерживаются и сепаратистские группы Нормандии. Mouvement normand (Нормандское движение), образовавшееся из студенческих профсоюзов конца шестидесятых (в 1971 году Fédération nationale des étudiants de France, набравшая популярность на волне выступлений 1968 года, объединилась с l'Union pour la Région Normande), выступает за объединение департаментов Верхняя Нормандия и Нижняя Нормандия в один, предоставление широких полномочий региональной власти, и сохранение и развитие уникальной нормандской культуры, которая, по их представлению, берёт начало в VII веке нашей эры. Большей автономии требуют и регионалисты Пикардии. А вот население Южной Фландрии, голландоговорящей части департамента Норд, стоит на позициях ирредентизма – стремится к сближению с фламандской частью Бельгии и с Голландией.




flag-bretagne1

Локальный сепаратизм во Франции не ограничивается одной Корсикой. Очень сильные позиции имеет сепаратизм бретонский, охвативший сразу несколько французских департаментов. Но сепаратизм Бретани радикально отличается от корсиканского, во-первых, своим гораздо более мирным характером, и, во-вторых, особенной средой распространения – более восьмидесяти процентов бретонцев не знают бретонского языка, тем не менее, ощущая себя именно бретонцами, а не французами.

этнополитические конфликты в Европе, во Франции Бретань является по многим параметрам уникальным регионом. Достаточно сказать, что это единственный регион Франции (кроме заморских владений) с нефранцузским (негерманским по происхождению) населением. Четыре департамента, официально образующих эту область (и ещё один неофициально туда входящий), населены тремя миллионами человек – почти все они являются бретонцами. Множество бретонцев проживают также и в других регионах Франции, в Аргентине и Канаде.

Древняя Арморика была завоёвана Цезарем в пятом десятилетии до н.э. силами пяти легионов и многочисленного флота. Кельтское население отличалось весьма буйным нравом, и не раз восставало против римского владычества – например, в 52 г. до н.э., когда случилось общее восстание кельтов под руководством Верцингеторикса. Но когда территория современной Бретани стала перевалочной базой для римского вторжения на британские острова, полуостров постепенно интегрировался в римский мир. Три столетия в составе империи привели Арморику к процветанию и покорности.

С началом распада Римского государства на Арморику, как на пограничную территорию, стали нападать варвары. Уход легионов из Британии привёл к дероманизации бриттов тамошнего кельтского населения и усилению натиска соседей: пиктов с севера, скоттов из Ирландии и саксов из Германии. С V по VI века количество пришельцев с континента возрастает в геометрической прогрессии. Становится ясно, что вытеснить саксов обратно в Германию уже невозможно, несмотря на яркое и героическое сопротивление бриттов во главе с легендарным королём Артуром. С V века начинается миграция больших групп кельтов на континент, в ближайшую Арморику, почти пустую от постоянных набегов саксов. Конан Мериадок, легендарный герой и предводитель кельтских легионеров римской армии якобы первым обосновался на континенте в 388 году. Как бы то ни было, к моменту появления франков большинство бриттов переселяется в Арморику и даёт ей новое имя – Бретань. Себя они называют бретонцами.

Пипин Короткий, отец Карла Великого захватывает часть земель бретонцев, и организовывает там Бретонскую марку. Одним из первых маркграфов Бретонских был знаменитый Роланд. После его гибели в Ронсевальском ущелье (778 г.) происходит несколько восстаний. Карл Великий и его сын Людовик Благочестивый ведут с бретонцами постоянные бои, и, в конце концов, Людовик даруют бретонцам автономию, поставив во главе марки их земляка Номиноэ. Но после смерти императора бретонцы, пользуясь смутой и борьбой трёх наследников за трон, объявляют о своей независимости. Карл Лысый, первый король Франции, дважды вторгается в Бретань, и дважды терпит поражение. Бретонцы настолько усилились, что провозгласили свою землю королевством.

Правда, ненадолго: присоединив франкоязычные земли и попав под влияние французской культуры, Алан Барбетрот в 938 году надевает всего лишь герцогскую корону. Активно участвуя во внешней политике, бретонцы становятся участниками первого Крестового похода. В середине XII века Бретань на короткое время входит в состав империи Плантагенетов Генриха II. В 1341 году, во время Столетней войны страна, разорванная династической борьбой, становится пешкой в войне Англии и Франции. Борьба де Блуа и де Монфоров заканчивается победой последних, но поражение англичан в Столетней войне ставит Бретань в зависимость от Франции. Это особенно выгодно Парижу, так как бретонцы – прирождённые моряки, в отличие от сухопутных французов.

Не желая быть поглощёнными Францией, бретонцы пытаются лавировать между французами, англичанами и бургундцами, не присоединяясь ни к одной из сторон. В битве при Сен-Обин-дю-Кормье 28 июля 1488 года Бретань терпит поражение, и входит в династическую унию с Францией, на положении младшего партнёра. Агония герцогства продолжается до 1532 года, когда Штаты Бретани под дулами французских мушкетов ратифицируют вхождение Бретани в состав Франции. Бретонцы сохранили собственный парламент, который, тем не менее, находился на вторых ролях, и занимался исключительно финансовыми и налоговыми вопросами.

Но одновременно с войнами и революцией проходили и другие процессы. Начало XIX века было ознаменовано рождением романтизма в культуре и искусстве, который достаточно быстро охватил европейские умы. Во Франции романтизм вылился в том числе и в растущий интерес к фольклору, народным традициям и местным языкам. Большое количество энтузиастов из числа интеллигенции и буржуазии приступили к изучению истории и культуры Бретани. Главными достижениями являлись стандартизация письменного бретонского языка и составление сборников народных сказаний, подобных Калевале. В 1805 году императором Наполеоном была основана Кельтская Академия, которая изучала бретонский язык уже профессионально. На протяжении XIX века создавалась литература и периодика на бретонском языке, интеллигенция Бретани переживает подъём (достаточно упомянуть, что бретонцем по происхождению был Жюль Верн). Однако это не была в полном смысле слова национальная интеллигенция – все её представители чувствовали себя в первую очередь французами.

Первые политические местные организации, которые ставили своей целью в том числе и независимость, появляются лишь в начале XX века – в 1900 году была основана Социалистическая федерация Бретани, а в 1904 – выходит в свет Национальная конституция Республики Бретань, за авторством Лионеля Радигэ. В 1911 году Камилла ле Мерсье д’Эрм основывает первую бретонскую политическую партию — Parti nationaliste breton (Бретонская национальная партия), которая быстро консолидирует силы бретонцев-патриотов.

В то же время создаётся огромное количество бретонских национальных партий и союзов. Часть из них ведёт исключительно просветительскую работу, но другая часть занимается только политикой. Их политические взгляды эволюционируют от простого консерватизма к таким популярным идеологическим течениям, как пацифизм, федерализм, интернационализм, анархизм. Самая старая и самая влиятельная партия, PNB, с 1932 года открыто поддерживает национал-социализм, даже несмотря на запрет официальных властей.

Вторая мировая война расколола надвое и бретонских патриотов. Сепаратисты открыто поддержали Гитлера, надеясь на послевоенную независимость. Их знамя было почти копией нацистского – красный флаг с белым кругом, в котором вместо свастики был изображён геральдический мех горностая (герб Бретани). Однако командующий оккупационными войсками во Франции генерал фон Штюльпнагель, заявил, что для Германии бретонский вопрос давно уже решён и очевиден: поддержка культуры и языка Бретани, и отказ от помощи сепаратистам. В то же время Бретань была одним из центров Сопротивления: бретонцы прятали евреев и пилотов союзной авиации, за что многие из них подверглись репрессиям. Сегодня ветераны Сопротивления обеспокоены попытками бретонских националистов реабилитировать коллаборационистские силы, сотрудничающие с немецкими оккупационными властями.

Читайте также: