Немецкая слобода это кратко

Обновлено: 02.07.2024

Немецкая слобода — место поселения иностранцев в Москве в XVI—XVIII веках.

Содержание

Старая немецкая слобода [ ]

Первая Немецкая слобода в Москве появилась при Василии III, который завёл при себе почётную стражу из наёмных иноземцев и отвёл им для поселения слободу Наливки в Замоскворечье, между Полянкой и Якиманкой. Эта слобода была сожжена крымским ханом Девлетом I Гиреем во время его нападения на Москву в 1571 году.

Походы царя Ивана IV в Ливонию доставили в Москву очень большое количество пленных иностранцев. Часть их была разослана по другим городам, другая часть поселилась в Москве, где для постройки домов им отвели новое место, близ устья Яузы, на её правом берегу. Московский иноземный пригород русские прозвали Кукуем, по названию протекавшего по близости ручья Кукуй, притока реки Чечёра. В XVI веке Немецкая слобода была лишь одним из поселений иностранцев в городе. По свидетельству англичанина сэра Джерома Горсея, шотландцы проживали в районе Болвановки. Найденные на территории Данилова монастыря немецкие надгробные плиты возможно свидетельствуют о проживании вблизи монастыря иностранцев. В 1578 году Немецкая слобода была подвергнута Иваном IV погрому.

Новая немецкая слобода [ ]

Согласно указу царя Алексея Михайловича от 4 октября 1652 года, иностранцы, не принявшие православия, должны были разобрать и перенести свои дома на новое место и образовать иноверческое поселение за пределами города — в Новой Немецкой слободе. Под эти цели был выделен пустующий участок на правом берегу Яузы, западнее Басманных слобод и южнее дворцового села Покровского. Границами территории Новонемецкой слободы были: на севере — Покровская дорога, на востоке и юге — река Яуза, на западе — река Чечёра. Иностранцы застраивали Новонемецкую слободу преимущественно деревянными домами. Участки для постройки отводились каждому, в зависимости от его состояния, должности или промысла. Поселение было разделено правильными улицами, центральной из которых стала Большая улица (Немецкая, ныне — Бауманская).


Мейерберг. Вид Новой Немецкой слободы. 1660-е

С начала XVIII века слободской уклад почти исчез, территория стала застраиваться дворцами аристократии — по сей день сохраняются памятники этой эпохи. В 1799 году в Немецкой слободе родился Александр Пушкин. В 1701 году Я. Г. Грегори открыл в Немецкой слободе частную аптеку. Переулок, на котором стояла аптека, получил название Аптекарского переулка. На берегу Яузы появилась Шёлковая фабрика русского предпринимателя П. Белавина, ленточная фабрика Н. Иванова и др.

Немецкая слобода сильно пострадала от пожара в сентябре 1812 года, когда выгоревшим оказался практически весь район. После наполеоновского погрома 1812 года бывшая Немецкая слобода заселена главным образом купцами и мещанами. По Немецкой слободе получила название Немецкая улица (с 1918 года — Бауманская улица). С середины XIX века название Немецкая слобода исчезает в московской лексике и на её территории частично распространяется название Лефортово.

Этнический состав немецкой слободы [ ]

Г. де Витт. Немецкая слобода. Фрагмент. 1705

Немецкая слобода по своему этническому составу была очень разнородной. В ней были представлены почти все западноевропейские народы французы и англичане, шведы и голландцы, итальянцы и немцы. Последних было большинство, поэтому их язык был в слободе господствующим. Впрочем, жители слободы отличались не только страной исхода и языком. У них было разное вероисповедание. Религиозные разногласия еще в те времена делили население и государства Западной Европы на враждебные лагеря. Однако в Москве не было отголосков этой борьбы, какие бы резкие формы она не принимала за рубежом.

Мирное сожительство различных конфессий – одна из отличительных черт российского государства — отразилась и в быту Немецкой слободы. Московские лютеране и кальвинисты жили у нас мирно. Не враждовали между собой на нашей территории и католики с протестантами.

Важным принципом московской политики по отношению к иностранцам была охрана православия. Власти категорически запрещали пропаганду западноевропейских вероисповеданий и вообще старались, чтобы москвичи поменьше общались с иноверцами. Да и сами москвичи настороженно относились к чужим религиям, а на их приверженцев смотрели как на неполноценных христиан, существ более низкого уровня и вообще нечистых.

Если такой иноверец входил в русскую церковь, она считалась оскверненной. Существовал даже особый чин очищения церкви, в которой побывал иноверец. По смыслу он приравнивался к чину очищения после случайного входа в церковь собаки. Считалось, что своим присутствием иноверец оскверняет иконы и в частных домах. Даже в собственных домах иностранцам запрещалось держать православные иконы, которые они пытались заводить ради русских знакомых.


Лефортовский дворец. Реконструкция

Род занятий [ ]

По роду занятий население слободы было также неоднородно как и этнически. Изначально преобладали военные. Московские власти практиковали найм на службу европейских военных инструкторов. Офицерам платили хорошо, и они были весьма зажиточными людьми.

Но первое место по размерам казенного вознаграждения занимали врачи. В XVI-XVII веках докторов-иноземцев начали выписывать из Европы для царской семьи. Немало получали и аптекари, которые состояли на службе в Аптекарском приказе. Память об аптекарях, живших в немецкой слободе, сохранилась в названии Аптекарского переулка. Другую группу слободского населения составляли иноземные торговцы. Многие купцы благодаря коммерческой сноровке и льготам наживали в России огромные состояния.

Иноземцы подчинялись русским законам. Торговые и приезжие иноземцы судились Посольским приказом, а служилые – Иноземным.

Ступень к Петербургу [ ]

После того, как Петр I перенес столицу на берега Невы, многие его сподвижники, жившие в немецкой слободе, вслед за царем перебираются в Санкт-Петербург. Сразу же меняется как национальный, так и социальный состав слободы. Со смертью Петра Великого закончился самый интенсивный период жизни Немецкой слободы. Следующее поколение ее жителей растворилось в русском обществе. Многие приняли православие и обрели дворянские титулы, но многие продолжали хранить традиции и уклад недавнего прошлого.

Вскоре ухоженная территория слободы влилась в Москву и стала привилегированным местом. Здесь поселились графы Воронцовы, Демидовы, канцлер Бестужев-Рюмин, канцлер Безбородко, граф Алексей Орлов. Теперь же лишь названия некоторых улиц и сохранившихся с тех времен зданий говорят об ее истории, до сих пор еще стоит дом, в котором по преданию жила немецкая красавица Анна Монс.

Содержание

История

Первая Немецкая слобода в Москве появилась при Василии III, который завёл при себе почётную стражу из наёмных иноземцев и отвёл им для поселения слободу Наливки в Замоскворечье, между Полянкой и Якиманкой. Эта слобода была сожжена крымским ханом Девлетом I Гиреем во время его нападения на Москву в 1571 году.

Походы царя Ивана IV в Ливонию доставили в Москву очень большое количество пленных немцев. Часть их была разослана по городам. Другая часть поселилась в Москве и для постройки отвели им новое место, близ устья Яузы, на её правом берегу. В 1578 году эта Немецкая слобода была подвергнута Иваном IV погрому.

Покровителем иностранцев был Борис Годунов. В его правление в Москве появилось много иностранцев. Однако Смута принесла с собой новое разорение: Немецкая слобода была выжжена дотла. Её население разбежалось по городам, а те, кто остались в Москве, стали селиться в местности у Поганых прудов, но дома их были на Арбате, на Тверской улице и на Сивцевом Вражке.


Немецкая слобода в конце XVII века. С гравюры Генриха де Витта. Первая половина листа

Когда мы слышим название Немецкая слобода, возникают ассоциации с временами молодости Петра I , когда Москва была еще столицей России, в ней находились все главные институты государства, а так же иностранные посольства и представительства. Однако первая Немецкая слобода появилась в Москве задолго до Петра I и населяли ее не только немцы. Слово немец в понимании русского человека - это не только выходец из германских земель, но и любой иностранный гость, не говорящий по- русски, т.е. немой.

Первая Немецкая слобода

Первая Немецкая слобода появилась в Москве в начале 16 века при отце Ивана Грозного - великом князе Василии III , который завел себе охрану из наемных иностранцев, и выделил им землю для поселения в Замоскворечье, между Полянкой и Якиманкой . Поселение существовало аж до 1571 года , пока не было сожжено подошедшими к Москве войсками крымского хана Девлет-Гирея.

После этого пожара слобода в этом месте больше не восстанавливалась.

Вторая Немецкая слобода

В ходе продолжительных военных действий , было взято довольно много пленных. Когда король Ливонии Магнус признал себя вассалом Ивана Грозного , царь выделил ливонцам, коих было около 4000 человек , земли в Московии и разрешил заниматься виноделием. что у них неплохо получалось. Так на правом берегу реки Яузы появилась новая Немецкая слобода . Но существовала она недолго. С начала 1580х годов Россия потерпела несколько поражений, король Магнус перешел на сторону Стефана Батория и речи Посполитой. За это предательство расплатились жители Немецкой слободы : под разными предлогами их"бизнес" отобрали, дома сожгли. Кое-кто вернулся на родину, некоторые остались. влача незавидное существование. Возрождение Немецкой слободы пришлось на время правления Бориса Годунова, мечтавшего породниться с каким нибудь европейским монаршим семейством.

Он сосватал свою дочь Ксению за Датского герцога Иоанна. Но, увы, этот брак не состоялся, жених скончался накануне свадьбы. Говорят, не обошлось без яда. Кому- то из окружения Годунова не хотелось,чтобы Россия сближалась с Европой . Наступило Смутное время , в пламени которого окончательно погибла вторая Немецкая слобода .

Третья Немецкая слобода

С окончанием Смутного времени и воцарении на Московском престоле Михаила Романова, в Москву вновь потянулись иноземные торговцы и мастера. Но селились они в разных местах. Такая ситуация не устраивала церковников. В 1643 году настоятели московских храмов обратились к царю с жалобой, что богатые не православные немцы скупают дворы в их приходах, сокращая число православных прихожан, а следовательно, доходы храмов. Решать проблему пришлось уже его сыну молодому царю Алексею Михайловичу .

Своим указом молодой царь выделил землю для новой Немецкой слободы . Границы ее определялись с востока и юга правым берегом реки Яузы , с севера - селом Елоховым , а с запада - ручьем Кукуй . Москвичи так и стали называть слободу Кукуй. Сначала это была обычная слобода с русскими бревенчатыми домами, снаружи ничего европейского. Только к концу 17 века Кукуй начинает принимать облик европейского поселения: прямые мощеные улицы, каменные дома, сады с беседками.

Внутри немецких домов было много интересных и незнакомых русскому человеку вещей: механические часы, инструменты, станки, карты и прочее.

Немецкая слобода при Петре I

На противоположном берегу реки Яузы в Преображенском дворце жил в это время молодой Петр Алексеевич . Он регулярно посещал слободу со своим наставником Никитой Зотовым . Здесь он познакомился и сблизился со своими будущими сподвижниками - Яковом Брюсом, Францем Лефортом , Патриком Гордоном.

В первые годы царствования Петра I, пока в Москве еще не открыли Навигационную школу , Немецкая слобода была единственным настоящим учебным центром, где учили математике, иностранным языкам, философии и прочим европейским премудростям. Это уже была "форточка в Европу". Здесь люди носили легкую и удобную европейскую одежду, надевали вошедшие в моду парики, женщины были более свободны в общении и поведении, внешне более изящны. Здесь Петр увидел впервые увидел Анну Монс , влюбился. Недолго думая, отправил законную жену Евдокию Лопухину подальше в Суздаль , в Покровский монастырь . Правда романа хоть и длился много лет, браком не закончился. Анна не любила своего покровителя, а поскольку была свободной европейской девушкой, позволяла себе измены. Узнав правду. Петр прервал отношения. Он нашел себе другую немку - Марту Скавронскую , простую немецкую женщину, которая приняла православие и стала первой русской императрицей.

Немецкая слобода после переноса столицы в Петербург

После переноса столицы в Петербург и быстрого роста и развития новой столицы, приближенные и сподвижники Петра I и многие состоятельные немцы уехали вслед за царем, помогать ему прорубать " окно в Европу ", но все таки "форточка" осталась в Москве. Остались предприниматели и торговцы, осталась часть науки. Известная нам всем кондитерская фабрика "Красный октябрь" изначально называлась "Эйнем" и принадлежала Юлиусу Гейсу . Зять Гейса способствовал продвижению на российский рынок немецких автомобилей Вильгельма Даймлера "Мерседес" . Остался великолепный Лефортовский дворец , построенный по приказу царя для своего учителя и сподвижника Франца Лефорта.

Здание Лефортовского дворца в течение веков много раз меняло хозяев
и перестраивалось. Трудно сказать, кто из архитекторов больше повлиял на современный вид здания, да и архитектурный стиль определить непросто .Сейчас во дворце располагается Российский военно-исторический архив.

Рядом располагается Слободской дворец, построенный уже в 18 веке по проекту известного зодчего А. Жилярди. В 1826 году по распоряжению вдовы Павла I Марии Федоровны, принцессы Вюртенбергской были открыты первые в России ремесленные классы, первое техническое учебное заведение. Теперь мы его знаем как МГТУ им. Н. Баумана.

В наши дни память о Немецкой слободе осталась в нескольких зданиях и в названиях улиц. Прямая как стрела ул. Бауманская ( раньше Немецкая), и отходящие от нее переулки. Аптекарский переулок , в котором немец Грегориус открыл первую в Москве аптеку, Посланников переулок , в котором жил прусский посол Мардефельд . В Старокирочном переулке стояла католическая церковь (кирха), построенная Патриком Гордоном. Еще где-то здесь прячется за высоким забором дом, в котором жила Анна Монс . Говорят, он много лет на реставрации. Будем надеяться, что когда-нибудь реставрационные работы закончатся и мы увидим этот дом таким, каким его увидел молодой царь Петр I.

Заморские гости

Первая немецкая слобода появилась в Москве еще в конце XVI века. Жители Государства Российского называли немцами не только выходцев из Германии, но и вообще всех иностранцев. Те, якобы, были немы, поскольку не знали русского языка. Приглашать иноземцев на поселение в столицу начал Василий III. Он отвел заморским гостям слободу Наливка между Полянкой и Якиманкой. Просуществовала та слобода недолго — в 1571 ее сожгли войска Девлета Гирея.

Фото 3.jpg


Карта немецкой слободы

Изгнание из Кукуя

Фото 4.jpg

Императорские кутежи

Первая любовь Петра I

Фото 5.jpg

Дружба с Лефортом и Гордоном

К началу XVIII века немецкая слобода потеряла свою автономию. Кукуй постепенно стал застраиваться дворцами аристократов. Во время войны с Наполеоном слобода почти полностью выгорела. После этого ее заселили купцы и мещане. Часть территорий бывшей немецкой слободы получили название Лефортово. В памяти горожан Кукуй остался лишь благодаря Немецкой улице, которую ныне переименовали в Бауманскую.

Немецкая слобода

В старину на Руси "немцами" называли иностранцев, отсюда и название слободы – немецкая, то есть место, где жили "немые" - не знающие русского языка иноземцы.

Лефортовский дворец

Располагалась слобода в Москве на правом берегу Яузы в районе современной Бауманской улицы. По слободе протекал ручей Кукуй, поэтому и саму слободу назвали Кукуем. До наших дней сохранились лишь два архитектурных памятника той эпохи. Это Лефортовский дворец конца 17 века и так называемый Слободской дворец 18 века.

Первыми иноземцами, которые появились в Москве, были купцы. Лежащая на оживленном перекрестке торговых путей между Западом и Востоком, Москва издавна привлекала купеческий люд. В свою очередь правители Москвы всячески приветствовали торговлю иноземцев, давали им льготы.

Образ жизни купца оседлым не назовешь, было их не так много, да и жили они в Москве дисперсно, а не компактно.

Итальянские слуги

Московский кремль

Первое значительное по численности поселение представителей западно-европейских народов появилось в Москве в конце 15 века. Тогда великий князь и уже государь Всея Руси Иван III развернул грандиозную стройку, для которой пригласил лучших европейских специалистов. Иноземные мастера итальянцы укрепили и обустроили Кремль, немцы отлили колокола и пушки, организовали артиллерию. Московское правительство щедро награждает их за труды, окружает различными почестями, но отказывает в возможности вернуться домой. Знаменитый Аристотель Фиорованти поплатился опалой и заточением за попытку добиться возвращения на родину.

Так при Иване III появляется тактика принуждения в отношении нужных иноземцев, которая впоследствии перерастет в московскую политическую традицию, следы которой можно заметить и в наши дни.

Европейские пьяницы

Спасоналивковский переулок Москва

При сыне Ивана III – Василии количество иноземцев, принятых на московскую службу, значительно увеличивается. Появляется новый разряд – военные. Для иноземных солдат Василий основывает особую слободу в Замоскворечье, которая получила забавное название Налейка или Наливки. Располагалась эта слобода в районе современных Спасоналивковских переулков.

Название своё получила от глагола "наливать". Иноземным солдатам дозволялось пить спиртное в любое время, тогда как местным жителям разрешалось только по большим праздникам. Вот иностранцы и "наливались" в любое время дня круглый год. Поэтому главным мотивом основания слободы было желание оградить москвичей от тлетворных западных привычек. Слобода Наливки стала первым иноземным поселением, территориально обособленным от московского посада. Это была своего рода резервация.

Пленная рабсила

При Иване Грозном на смену слободе Наливки в Москве появилась немецкая колония. Во время войны с тевтонским орденом московским правителям пришла мысль использовать пленных как рабочую силу. Основную массу пленных составляли ливонские немцы. Их поселили в отдельной слободе на берегу реки Яузы.

В 1575 году с дозволения царя ими была выстроена первая в Москве лютеранская церковь. Правда, просуществовала она недолго. Через 5 лет разгневанный за что-то на немцев царь наслал на слободу опричников, которые разорили дома и разрушили церковь.

Годуновская оттепель

Вновь церковь в слободе была отстроена уже при Борисе Годунове. Борис всячески старался привлекать иноземцев на службу в Москву, он чрезвычайно благоволил выходцам из Ливонии и немцам вообще. В его царствование население слободы выросло и стало походить на настоящий немецкий городок.

В смутное время в 1610 году слобода была истреблена пожаром, а ее обитатели рассеялись. Вновь иноземцы появляются в Москве при Михаиле Федоровиче. Сначала они не образуют компактного поселения, а живут разрозненно на Тверской и Арбате, Сивцевом Вражке и Маросейке, Покровке и Мясницкой. Но со временем они выстаивают себе церкви и стараются селиться к ним поближе.

Сегрегация

И посадские люди, и духовенство очень косо смотрели на иноземцев, которые начинали селиться группами вокруг своих церквей. Причины недовольства были отчасти экономические. Немцы подняли цены на землю и дворы до такой степени, что она стала недоступной местному русскому населению. Как следствие, находящиеся в этих районах православные церкви стремительно беднели вслед за уменьшением численности их приходов.

Патриарт Никон

Жалобы священников и посадских людей принудили власти к решительным действиям. Издается постановление о переносе всех кирх за черту Земляного города – подальше от православных церквей места. Вводится запрет на продажу иноземцам дворов в границах города. Затем по инициативе патриарха Никона иноземцам запрещают носить русский костюм, который они было с радостью освоили. В 1652 году выходит распоряжение о выселении всех немцев за город – на берега Яузы, где им предоставили место для основания новой слободы.

Новоиноземная слобода (так она официально называлась) образовалась на том месте, где было немецкое поселение в конце 16-го, начале 17-го веков. Эта территория прилегала к правому берегу Яузы и соприкасалась с Басманными слободами, дворцовыми селами Покровским и Преображенским.

Идилия

Немецкая слобода в Москве

Слобода отстроилась быстро. При переселении каждый житель получил земельный участок. Тем, у кого в городе были деревянные дома, велели их разобрать и перенести в слободу. Первое время все дома были деревянными, но со временем появились и каменные.

До нас дошел отзыв о слободе очевидца, который в 1675 году пишет, что она имела вид немецкого города: "Вдоль прямых и широких улиц тянутся ряды небольших уютных домиков с черепичными крышами. Хотя многие из них деревянные, все они искусно выкрашены "под кирпич". К домам ведут песчаные дорожки, оп краям которых зеленеют аккуратно подстриженные деревья. За низенькими оградами в палисадниках чудно пахнут душистые цветы. В центре слободы вырыт четырехугольный пруд, в чистых водах которого отражаются кроны окружающих его деревьев. Неподалеку машет крыльями ветряная мельница.

На косогоре у реки пасутся тучные коровы, тонкорунные овцы, свиньи и множество всякой птицы. На огородах зреют выращенные трудолюбивыми немцами овощи и в том числе неизвестный на Руси картофель. Улицы аккуратно подметены, люди веселы и приветливы. Буквально на всем ощущается налет немецкой добротности, уюта и чистоты".

Кирхи

Кирха в Старосадском

Почти одновременно с домами иноземные жители строят себе церкви. К концу царствования Алексея Михайловича в Новоиноземной слободе церкви все деревянные, без колоколов и органов, отапливаются большими изразцовыми печами. Первая каменная церковь была построена в 1686 году купеческой лютеранской общиной. Вторую каменную кирху построили в Кирочном переулке, по слухам, которые ходили тогда среди иноземцев, на средства Петра I. Молодой царь лично присутствовал при ее освящении.

Этнический состав

Немецкая слобода по своему этническому составу была очень разнородной. В ней были представлены почти все западноевропейские народы французы и англичане, шведы и голландцы, итальянцы и немцы. Последних было большинство, поэтому их язык был в слободе господствующим. Впрочем, жители слободы отличались не только страной исхода и языком. У них было разное вероисповедание. Религиозные разногласия еще в те времена делили население и государства Западной Европы на враждебные лагеря. Однако в Москве не было отголосков этой борьбы, какие бы резкие формы она не принимала за рубежом.

Мирное сожительство различных конфессий – одна из отличительных черт российского государства - отразилась и в быту Немецкой слободы. Московские лютеране и кальвинисты жили у нас мирно. Не враждовали между собой на нашей территории и католики с протестантами.

Чем занимались

По роду занятий население слободы было также неоднородно как и этнически. Изначально преобладали военные. Московские власти практиковали найм на службу европейских военных инструкторов. Офицерам платили хорошо, и они были весьма зажиточными людьми.

Аптекарский переулок

Но первое место по размерам казенного вознаграждения занимали врачи. В 16-17 веках докторов-иноземцев начали выписывать из Европы для царской семьи. Немало получали и аптекари, которые состояли на службе в Аптекарском приказе. Память об аптекарях, живших в немецкой слободе, сохранилась в названии Аптекарского переулка.

Другую группу слободского населения составляли иноземные торговцы. Многие купцы благодаря коммерческой сноровке и льготам наживали в России огромные состояния.

Иноземцы подчинялись русским законам. Торговые и приезжие иноземцы судились Посольским приказом, а служилые – Иноземным.

Приравняли к собакам

Важным принципом московской политики по отношению к иностранцам была охрана православия. Власти категорически запрещали пропаганду западноевропейских вероисповеданий и вообще старались, чтобы москвичи поменьше общались с иноверцами. Да и сами москвичи настороженно относились к чужим религиям, а на их приверженцев смотрели как на неполноценных христиан, существ более низкого уровня и вообще нечистых.

Москва 16 век

Если такой иноверец входил в русскую церковь, она считалась оскверненной. Существовал даже особый чин очищения церкви, в которой побывал иноверец. По смыслу он приравнивался к чину очищения после случайного входа в церковь собаки. Считалось, что своим присутствием иноверец оскверняет иконы и в частных домах. Даже в собственных домах иностранцам запрещалось держать православные иконы, которые они пытались заводить ради русских знакомых.

В то же время часты были случаи принятия иноземцами "русской веры". За такой переход, который сопровождался перекрещиванием по православному обряду, из казны новообращенным выдавалась весьма щедрая премия. Только после перехода в православие иноземец мог жениться на русской.

Ступень к Петербургу

Немецкая слобода и ее обитатели сыграли весьма заметную роль в истории России. Вспоминаются слова русского историка С. Соловьева о том, что "немецкая слобода – это ступень к Петербургу, как Владимир когда-то стал ступенью к Москве".

После того, как Петр I перенес столицу на берега Невы, многие его сподвижники, жившие в немецкой слободе, вслед за царем перебираются в Санкт-Петербург. Сразу же меняется как национальный, так и социальный состав слободы. В ней начинают селиться богатые и знатные русские.

Читайте также: