Натурализм в немецкой литературе кратко

Обновлено: 05.07.2024

Семья Краузе, оторвавшаяся от крестьянских корней благодаря свалившемуся на нее богатству (на их участке был обнаружен уголь), живет самыми примитивными, низменными инстинктами. Богатство приводит к безделью и абсолютной пустоте существования — скучающая от безделья мать начинает пристраивать своего любовника к собственной падчерице. Развившееся на той же почве пьянство поражает не только старшее поколение (отца, в пьяном угаре путающего свою дочь с проституткой), но и младшее (старшую дочь, расплачивающуюся за алкоголизм смертью своих детей). От младшей дочери, Елены, отказывается любящий ее репортер-социалист Лот, как только узнает, что эта неиспорченная, образованная девушка родилась в семье алкоголиков, и Елена кончает с собой.

Название пьесы символично, оно дает надежду на преодоление того мрака, которым окутана повседневная жизнь немецких обывателей.

Влияние натурализма вышло далеко за пределы Европы.

В большой и плодотворной дискуссии о судьбах современной литературы, развернувшейся в последние годы в ГДР, внимание ученых привлекла и проблема натурализма – одного из сложнейших явлений культуры на рубеже двух эпох. Все более явственно вырисовывается тяготение исследователей к конкретно-историческому анализу генезиса этого течения в немецкой литературе, нередко пересматриваются некоторые традиционные суждения, отдельные устоявшиеся формулы, противоречащие реальному процессу художественного развития. При этом авторы работ рассматривают не только литературные произведения, но и другие виды искусства 80 – 90-х годов XIX века в их связи с политическими, философско-эстетическими и научными тенденциями этих лёт.

Автор книги исходит из того, что немецкий натурализм 80 – 90-х годов не был монолитным течением с какой-либо единой общественной и литературно-эстетической программой, а объединял разных по своим политическим и художественным воззрениям писателей.

Рисуя пеструю и противоречивую картину формирования натурализма в Германии, У. Мюнхов подробно освещает фазы становления натурализма, деятельность двух ведущих центров этого движения (Мюнхен и Берлин). Автор книги раскрывает общие закономерности, свойственные натурализму, опираясь на конкретный анализ его вершинных и этапных явлений. Ибо только тщательное изучение творчества всех ведущих художников может дать более или менее целостное представление о таком сложном и неоднородном течении, каким был немецкий натурализм.

После общего историко-литературного обзора мы находим в книге краткие очерки о Г. Гауптмане, М. Гальбе, О. -Э. Гартлебене, Г. Зудермане, М. Крецере, В. Поленце, К. Фибих, писателях, творчество которых в той или иной степени развивалось под влиянием натурализма. Для более полной характеристики натурализма следовало, на наш взгляд, прибавить небольшой раздел о Р. Демеле – крупнейшем поэте-лирике той поры.

Кроме Золя, огромной популярностью пользовались драмы Ибсена и романы великих русских реалистов Толстого, Достоевского, Тургенева. Натуралистов привлекали беспощадная правдивость и мужество русских художников, которые поставили в своих произведениях острейшие социальные проблемы. Известны признания Гауптмана и других писателей о влиянии на их творчество Толстого и Достоевского.

Не имея ясных политических идеалов и руководствуясь биофизиологической концепцией общественной жизни, натуралисты не вскрывали подлинных причин изображаемых ими явлений. И здесь сказывается наиболее слабая сторона эстетики натурализма: непонимание социально-классовых факторов и перенесение биологических законов на общественную жизнь.

Человек порой изымался натуралистами из общественной среды и рассматривался как биологическая особь, поступки и чувства которой определяются физиологическими законами. Отсюда повышенный интерес к проблеме наследственности, патологическим явлениям, различным болезненным состояниям.

Этот упрощенный биологический подход к человеку приводил писателей к созданию пассивных, созерцательных характеров, лишенных героических черт и неспособных активно бороться с капиталистическим миром. Недаром натуралистическая литература Германии не смогла нарисовать ни одного героического образа. Ослаблялась или вовсе исчезла социальная мотивировка поведения героев, так как художник превращался прежде всего в исследователя биологических законов человеческого существования. Поступки героя были предопределены неотвратимыми действиями сил, заложенных в самом человеке (наследственность, болезнь и т. д.). В отличие от реалистов, натуралисты не показывали обратного воздействия человека на среду. Связь между личностью и обществом давалась ими односторонне.

Свойственный натурализму детерминизм являлся подчас причиной того, что действующие лица произведений освобождались от нравственной ответственности, наделялись фаталистическими чертами. При этом среда, определяющая поведение человека, понималась натуралистами, как правило, очень узко: это бытовая среда (семья, жители одного дома и т. п.).

В первой половине 90-х годов на немецкой сцене господствует натурализм. Г. Зудерман, М. Гальбе, О. Э. Гартлебен расширили сферу изображения жизни и, откликнувшись на острые общественные проблемы времени, правдиво показали в своих драмах самые разнообразные социальные типы. В их лучших пьесах содержался заряд социальной критики, которая коренным образом отличала их от популярной тогда развлекательной драматургии. Обличительные тенденции произведений писателей-натуралистов явились причиной репрессий, которым они неоднократно подвергались со стороны официальных властей.

Драматурги-натуралисты рисуют жизнь не в динамике, а в статике, сосредоточивая внимание на изображении внешнего мира. Внутренний мир человека с его сложными душевными переживаниями мало интересует художника. Жизнь предстает в эмпирическом, повседневно-бытовом виде. Стремясь полнее запечатлеть внешнее правдоподобие, натуралисты отказываются от книжного, литературного языка, каким пользовались Ибсен и другие драматурги. В новой драме герои говорят языком, которым пользуются люди в повседневной жизни. В пьесе уже нет места монологу. Большую роль играют жесты, мимика действующих лиц и место действия, которое в натуралистической драме перестает быть нейтральным и пассивным компонентом произведения. Оно — важнейшая часть среды, которая характеризует персонажей и определяет их поступки. Поэтому столь подробно описываются все предметы, находящиеся на сценической площадке. В отличие от драматургии символизма и экспрессионизма пространство и время в натуралистической драме воспроизведены необычайно конкретно и детально.

Во второй половине 90-х гг. начинается закат натуралистического направления, оно утрачивает социальные критические тенденции, теряет интерес к реальному миру. Многие представители натурализма переходят на позиции символизма, неоромантизма и других декадентских течений.


Лекции


Лабораторные


Справочники


Эссе


Вопросы


Стандарты


Программы


Дипломные


Курсовые


Помогалки


Графические

Доступные файлы (18):

Лекция 18.doc

Натурализм

Одним из самых важных событий в истории Германии нового времени стало воссоединение страны, завершившееся 18 января 1871 г. провозглашением Германской империи. Из "лоскутного одеяла", каким, по выражению Лессинга, долгое время была Германия, -она в 70-е гг. XIX в. начала превращаться в мощное государство с высокоразвитой промышленностью.

Бурное экономическое развитие страны сопровождалось милитаризацией всех областей ее жизни, усилившейся с приходом к власти в 1888 г. Вильгельма II., Именно в этот период получили широкое распространение печально известные теории, сводившиеся к утверждению превосходства "нордической расы", необходимости для "народа без пространства" завоевать "место под солнцем". Пройдет не так уж много времени, и эти "теории" обернутся неисчислимыми бедствиями не только для немецкого народа, но и для всего человечества.

Сложность общественно-политической ситуации не могла не сказаться на литературном процессе. Картина его была поразительно пестрой. Цензура, сформировавшаяся к этому времени в целую систему изощренных государственных санкций, рынок и, наконец, сама общественная атмосфера в стране имели следствием все большее распространение апологетической и тривиальной литературы. Последняя была представлена в самых различных формах: от толкователей снов, морализаторских книг для девочек-подростков, сенсационных повествований на социальные темы, псевдоисторических и колониальных романов до приключенческих повестей, детективов и порнографии, книг милитаристского содержания. К числу наиболее издаваемых на рубеже веков авторов апологетической и тривиальной литературы относятся Г. Гримм, К. Май, Л. Гангхофер и др. Литература подобного рода преследовала отнюдь не только коммерческие цели, она была удобным средством манипулирования массовым сознанием. Книги названных выше и им подобных сочинителей внесли позднее свой вклад в воспитание будущих солдат гитлеровской армии.

Получило развитие так называемое "областническое искусство", представители которого (Ф. Линхард, А. Бартельс, Г. Френсен и др.) видели в развитии промышленности угрозу "корням" и в качестве идеала изображали крестьянина, "вечного сеятеля", никогда не променяющего свой "надел" на "городской ад".

В тесной связи с общественной ситуацией находилось и философское развитие Германии. Огромное влияние на духовную жизнь Европы начала XX в. оказал Фридрих Ницше (1844-1900). Сын пастора, воспитанный в атмосфере протестантского благочестия и намеревавшийся изучать богословие, Ницше, однако, решительно сменил теологический факультет Боннского университета на факультет классической филологии. С 1869 г. он преподавал классическую филологию и греческий язык. Жизнь Ницше была, по словам С. Цвейга, "самой потрясающей драмой человеческого духа", "нечеловеческим воплем духовного одиночества", простершегося "через весь мир, через всю его жизнь от края до края". Первые симптомы ужасной болезни Ницше ощутил в 1873 г., в 1889 г. наступило окончательное помрачение.

Мировоззрение ученого, воплотившееся в работах "Человеческое, слишком человеческое" (1878), "Так говорил Заратустра" (1885), "По ту сторону добра и зла" (1886), "К генеалогии морали" (1887), "Сумерки идолов" (1888) и др., - это непрестанная эволюция, суть которой близка к смыслу рассказанной Заратустрой притчи о трех превращениях духа: "как дух становится верблюдом, львом верблюд и, наконец, ребенком становится лев". Верблюд - это "выносливый дух", "навьюченный" уже готовыми знаниями. Однако путь верблюда ведет "в пустыню", ибо способность только "к глубокому почитанию" всего готового, даже самого совершенного, опасна бесплодностью. Чтобы избежать ее, "львом становится дух, свободу хочет он себе добыть", дабы творить новое, дополняя им "тысячелетние ценности". Но "создавать новые ценности" можно лишь в чистоте и непосредственности, а потому "хищный лев должен [167] стать еще ребенком", ибо "дитя есть невинность и забвение, новое начинание, игра".

Идеями Ницше увлекались многие писатели: Т. Манн, Г. Манн, Р. Киплинг, Э. Синклер и др. Судьба Ницше оказалась "вплетенной", по свидетельству самого Т. Манна, в историю "вдохновенно-больного музыканта" Адриана Леверкюна, главного героя его вершинного романа "Доктор Фаустус". Особенно же велико было влияние Ницше на немецких писателей-декадентов.

В литературе Германии представлены различные направления, так или иначе связанные с понятием "декаданс": импрессионизм (пейзажная лирика Детлева фон Лилиенкрона, 1844 -1909), символизм (поэзия Стефана Георге, 1868 - 1933) и др. Важнейшее место в немецкой литературе рубежа веков занял натурализм, становление которого протекало в 80 - 90-е гг. под влиянием русской, скандинавских и прежде всего французской литератур (братья Гонкуры, Э. Золя). Под воздействием позитивистских идей натурализм стремился к "объективному" бесстрастному воспроизведению реальности, уподобляя художественное познание научному. Исходит из представления о полной предопределенности судьбы, воли, духовного мира человека социальной средой, бытом, наследственностью, физиологией. Идейно направление неоднородно: социально-критические, демократические, социалистические тенденции наряду с чертами декадентства. Также — копирование отталкивающих (нередко низменных) сторон жизни, повышенный интерес к физиологическим, преимущественно сексуальным, проявлениям человеческой природы. В 1889 г. А. Хольц завершил разработку своей теории последовательного натурализма и в соавторстве с И. Шлафом обратился к ее осуществлению в драматургии. К этому времени относится и деятельность театрального общества "Свободная сцена", первым поставившего произведения Гауптмана, Хольца и Шлафа и др. Натурализм нашел воплощение в творчестве многих немецких писателей (Макс Кретцер, 1854-1941; Герман Конрада, 1862 - 1890; Отто Эрих Хартлебен, 1864 -1905; Джон Генри Макай, 1864- 1933; Арно Хольц, 1863 - 1929; Иоганнес Шлаф, 1862 - 1941; Вильгельм фон Поленц, 1861 - 1903; Карл Хенкель, 1864 - 1929; Рихард Демель, 1863 - 1920; Макс Хальбе, 1865 - 1944).

Многое отличает немецких натуралистов от французских основателей этого направления. Так, в противоположность Золя, склонному отождествлять художественное произведение с научным исследованием, большинство немецких писателей, соглашаясь с необходимостью усвоения литературой естественнонаучных методов и достижений, видели, однако, ее задачу в изображении детерминированности [169] человека не только географическими и биологическими, но и социально-общественными факторами. Они в определенной степени ориентировались на литературу реалистическую. В то же время важнейшими слагаемыми эстетики других писателей . были собственно натуралистические изыскания (скрупулезная детализация в изображении действительности, разрушение поэтических форм, звуковые эффекты, будничный язык, включение в стихотворную ткань элементов прозы). Ориентация художника на педантичную фиксацию деталей и состояний, получившая определение "секундный стиль", явилась точкой соприкосновения натурализма с импрессионизмом. Следует заметить, что в лирике, по сути, только в Германии натурализм нашел достойное проявление.

Читайте также: