Скальные гробницы и храмы среднего и нового царств кратко

Обновлено: 06.07.2024

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Архитектура эпохи Среднего и Нового царств Древнего Египта

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Начало эпохи Среднего царства ознаменовалось рядом успешных захватнических войн Египта, которые принесли большое количество рабов и новые территории. Для защиты города обносятся толстыми стенами из сырцового кирпича до 8 м. толщиной.

Интенсивная строительная деятельность фараонов Среднего царства сопровождалась сокращением масштабов собственно самих зданий и ансамблей.

Фараон 9 династии Ментухотеп 1 возводит свой заупокойный храм на скальных террасах на западном берегу Нила напротив Фив. Это был новый тип погребальных сооружений, в котором архитекторы Среднего царства, продолжая традиции и учитывая возросшую роль заупокойных храмов, сочетали тип скальной гробницы с традиционной формой пирамиды.


Формируется тип прискальных ступенчатых ансамблей. На платформе размещены несколько террас храма, окруженью колоннадами, к верхней из которых ведёт специальный пандус. Сверху храмовый комплекс увенчивала пирамида. Вместо традиционной протяжённости планировки по горизонтали (т.е. рядом) здесь архитектор располагает оба сооружения вертикально, совмещая их в единой конструкции. Все сооружения храмового комплекса непосредственно примыкали одно к другому, определяя общее направление к святилищу, вырубленному в скале. Посаженные правильными рядами аллеи сикомор оживляли архитектуру, дублируя вертикальный ритм колоннад.

Фараоны продолжали строительство пирамид, но они уступали древним и по размерам и по конструкции - например, сооружённые из кирпича-сырца пирамиды фараонов Сенусета 1 и Сенусета 2 вообще не сохранились.

В архитектуре этого периода впервые появляется такое конструктивное решение, как оформление входа в виде 2 массивных башен-пилонов - в дальнейшем этот приём будет закреплён в канонической системе планировки древнеегипетских храмов.

После изгнания гиксосов и освобождения страны наступает эпоха Нового царства. Традицию скальных ступенчатых ансамблей продолжил храм царицы Хапшепсут в Дейр-эль-Бахри (1480 г. до н.э.).


Композиция храмового комплекса удачно вписана в природное горное окружение и отличается осевым развитием композиции. Более чем километровая аллея сфинксов вела к первому двору. Рассекая первый ярус пополам, специальный пандус, поднимаясь на второй двор-террасу, в глубине которой ещё один пандус, ведёт к третьему двору, окруженному колоннадой. Святилище, замыкающее план храма, вырублено в толще скалы.

С целью упрочнения государственной власти потребовалось введение единого общегосударственного культа. Эта роль была уготована фиванскому солнечному богу Амону. Новый культ определил и характер религиозных церемоний: процессии связанные с ритуалом перенесения в храм святой ладьи обусловили последовательность расположения основных помещений храма по продольной оси. Таким образом, формируется классическая планировочная схема храма Нового царства. Классический пример - Храм Хонсу (12 в. до н.э.).

Помимо строительных проблем, архитекторы решали задачи пространственной композиции, вписывая храмовые комплексы в окружающий ландшафт. При этом существенное значение имело местоположение их относительно Нила, от которого к пилонам вели аллеи сфинксов.

14 знаменитых скальных гробниц и храмов

Скальные гробницы стали впечатляющей разновидностью архитектуры, придуманной разными древними цивилизациями для погребения своих выдающихся или просто богатых людей. Они обычно высекали погребальные камеры в скальном монолите, а снаружи запечатывали их массивными плитами. Одни скальные гробницы были очень хорошо замаскированы, другие открыто представлялись в виде величественных храмов, которые для ещё большей приметности иногда ярко раскрашивали.

1. Петра , где остановиться


Путешественник, попавший в скальный город Петра, от прикосновения к сокрытым в ней древним тайнам испытывает особые чувства. Этот город-крепость находится на территории современной Иордании, а когда-то он был столицей набатейцев.
Построена Петра была свыше 4000 лет назад. Помещения вырубали в гористой местности возле долины Вади Муса, где имелись красно-розовые скалы. Центр местной пустыни является одним из наиболее засушливых мест на нашей планете. В зависимости от времени дня это место меняет оттенки от пурпурного до оранжевого, от тёмно-красного до розового.
Много веков назад этот город служил набатейцам в качестве важного центра пересечения маршрутов караванов с пряностями и шёлком, шедших из Индии, Китая и Южной Аравии в сторону Египта, Греции и Рима.
Особенно впечатляет сокровищница Петры Эль-Хазне, высеченная в песчаной скале, её массивный фасад является местной доминантой и первым привлекает к себе внимание.



В нашем быстро меняющемся мире одни города растут и развиваются, а другие оказываются заброшенными и забытыми. Некогда популярные и посещаемые места п.

2. Абу-Симбел , где остановиться


Абу-Симбел представляет собой исторический памятник, включающий два грандиозных скальных храма, а расположен он на западном берегу озера Насер на юге Египта. Большой храм задумал построить фараон Рамзес II в память о своих заслугах и посвящённый богам Амону, Ра-Хорахте и Птаху. В нём имеются пиктограммы и иероглифические надписи об этом фараоне, его победах в битвах, а также жизненных ценностях. Малый храм построили для Нефертари – первой жены Рамзеса II, которой покровительствовала богиня Хатхор. Перед входом в этот храм стоят 6 статуй высотой 10 метров.
В 1960-е годы комплекс Абу-Симбел полностью перенесли на новое место, спасая от затопления возникшим при создании Асуанской плотины на Ниле громадным водохранилищем Насер. Демонтаж колоссальных объектов потребовал огромного труда, как и последующая сборка деталей на новом месте. Зато и теперь туристы могут восхищённо рассматривать этот архитектурный памятник как снаружи, так и изнутри.

3. Долина царей , где остановиться


В Египте есть уникальная Долина царей, в которой на протяжении около 500 лет (XVI-XI века до н. э.) строились гробницы для фараонов и высшей знати Нового царства. Всего в долине найдено 63 гробницы и погребальные камеры, начиная от сложнейших комплексов с 120 камерами до простых ям.
Археологи и египтологи активно исследовали район Долины царей с конца XVIII столетия, впрочем, и сегодня историков будоражат здешние гробницы и иные захоронения.
В начале XX века долина прославилась после исторической находки гробницы Тутанхамона и связанных с этим слухов об якобы ужасающем проклятии фараонов. Поэтому её можно смело причислить к разряду величайших археологических памятников мира.
Гробницы фараонов украшают сцены из египетской мифологии, которые позволяют глубже понять погребальные ритуалы и верования той далёкой эпохи. Судя по их состоянию, все местные гробницы были вскрыты и разграблены древними мародёрами, лишь гробница Тутанхамона смогла избежать столь печальной участи, пока её не нашёл американский археолог Картер.

4. Долина цариц , где остановиться


Своих жён египетские фараоны предпочитали хоронить в Долине цариц, которая находится неподалёку от вышеупомянутой Долины царей, расположенной напротив Луксора (бывшие Фивы) на берегу Нила.
Эту пустынную холмистую местность древние правители страны выбрали из-за её близости к прежней столице и относительной её изолированности. Здешний некрополь состоит из более чем 70 скальных гробниц, многие из которых были богато украшены. Расположенная на западном берегу Нила долина расположена в центре Фиванского некрополя и разделена на две части: восточную, где расположено большинство царских погребений и западную.
Наиболее интересна гробница Нефертари Меренмут – жены Рамсеса II. Её стены украшены великолепной полихромной фресковой живописью.

5. Пещеры Эллора , где остановиться


В Индии, в 30 км от города Аурангабад находятся пещеры Эллора, являющиеся отличным образцом индийской скальной архитектуры. Здесь между V и X веками были построены 34 индуистских, буддистских и джайнских скальных монастыря и храма.
Самыми ранними были сооружения буддистов, в основном они представляют собой крупные многоуровневые помещения, высеченные в горном склоне. Здесь есть жилые помещения, кухни, спальни и прочие комнаты.
Центральным элементом всего комплекса Эллоры является храм Кайласа – громадное сооружение, формой напоминающее священную гору Кайлас. Он был высечен в недрах единой скалы, а его площадь более чем в 2 раза больше площади афинского Парфенона.

6. Пещеры Аджанта , где остановиться


Скальные пещеры Аджанта, расположенные в индийском штате Махараштра, датируются II веком до нашей эры. Здесь насчитывается 29 пещер, из них в 13 сохранились уникальные росписи, которыми покрыты колонны, стены и потолок помещений.
Аджанта фигурирует в списке ЮНЕСКО и является популярной индийской достопримечательностью.
Монастырский комплекс Аджанты включает несколько общих монашеских залов (вихар) и монументальных залов ступы (чайтья), вырубленных в горном склоне. Но к концу V века местные пещеры были заброшены, а за последующие за этим 1300 лет всё поглотили джунгли, скрывшие пещеры. В результате те не видели людей до 1819 года, когда английский офицер случайно обнаружил высеченные в скалах храмы.



Заброшенные здания и острова, города-призраки и руины замков с приведениями – у всех этих мест есть интересная и порой грустная история, рассказ.

7. Церкви Лалибэла , где остановиться


По святости для жителей Эфиопии город Лалибэла уступает только Аксуму, поэтому сюда направляются паломники со всей страны. Этот небольшой провинциальный городок прославился на весь мир своими монолитными храмами, внёсшими свой вклад в историю скальной архитектуры.
Точное время появления этих храмов не установлено, но предполагают, что они в основном появились в период между XII и XIII веками, когда здесь существовала собственная цивилизация. Последним из 11 построенных и самым известным храмом стала церковь Святого Георгия. Её размеры составляют 25х25х30 метров. Перед входом в неё есть небольшая купель для крещения, помещённая в искусственную траншею.
Древним строителям требовались изощрённые познания в геологии, чтобы отыскивать в горной породе цельные пласты достаточной величины, лишённые неоднородностей и трещин. Сооружения имеют высоту 12 метров и существуют минимум 8 веков. Археологам так и не удалось найти следов столь грандиозного строительства, отчего история этого лишь расцветилась многочисленными легендами.

8. Церкви Гёреме , где остановиться


Когда около 2000 лет назад в турецкой Каппадокии произошло извержение вулкана, то из застывшей лавы образовались мягкие породы. Самые нестойкие камни уничтожила эрозия ветра и воды, а на вершине колонн остался более твёрдый камень, который теперь сформировал подобие дымоходов. Это навело местных жителей на мысль, что мягкие породы можно легко удалить, чтобы получились ниши для домов, храмов и монастырей. Всего, не считая жилищ, здесь было вырублено свыше 150 храмов, большинство из которых оказались в долине Гёреме, а самый старый из них построен в VI веке.
В VIII-IX веках иконоборцы уничтожили многие изображения на церковных стенах, а затем им на смену пришли мотивы и символы исламского искусства: на сводах и колоннах появились росписи, где кресты сочетались с птицами и растительными орнаментами. Паломников особенно впечатляют вырубленные отшельниками-христианами в скалах тёмные тоннели, в которых они скрывались в периоды гонений.
Но эта земля недолго была христианской, поскольку Анатолия не могла сдержать натиска персов, турок и мавров, а затем пала и Византийская империя. Но эти скальные храмы напоминают о стойкости тогдашних христиан.



Эти места полны призраков прошлого. Они обросли ужасающими слухами. Сюда приезжают только самые отчаянные туристы. Именно здесь природа медленно и вер.

9. Гроты Юньган , где остановиться


В комплекс гротов Юньган входят 252 рукотворные пещеры, находящиеся в китайской провинции Шаньси в 16 км юго-восточнее города Датун. В них найдено около 51 000 изображений Будды, самые большие из которых достигают в высоту 17 м.
Юньган является наиболее полным образцом искусства династии Северной Вэй со столицей в Датуне. Основная часть пещерных храмов появилась в 460-525 годах в период первого расцвета китайского буддизма. Помимо статуй, в стенах каменных помещений устроены многочисленные ниши со скульптурами летящих апсаров, цветами, сюжетами на тему буддизма и причудливыми орнаментами. Все они имеют большое значение в деле изучения древнего китайского зодчества, живописи, скульптуры, костюмов, музыкальных инструментов и резьбы по камню.

10. Гроты Лунмэнь , где остановиться


Комплекс буддийских пещерных храмов Лунмэнь был высечен в известняковых скалах, образующих берега реки Ихэ. В это одно из крупнейших культовых сооружений планеты входят 40 пагод и примерно 1350 пещер, в которых находится свыше 100 000 ликов и статуй Будды самых разных размеров.
Но не все они сохранились в первоначальном великолепии. Часть из них погибла в IX веке в процессе движения против буддизма, другие были украдены мародёрами в XIX-XX веках, что-то вывезли. Поэтому скульптуры из Лунмэнь теперь можно увидеть в Токийском государственном музее, в музее Метрополитен и даже в Канзасе.
Несмотря на это пещеры Лунмэнь выглядят прекрасно и стали одним из посещаемых туристических объектов Китая, который в 2000 году вошёл в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

11. Пещеры Могао , где остановиться


492 пещеры Могао из китайской провинции Ганьсу прославились своими настенными росписями и статуями. По ним можно изучать тысячелетнюю историю буддийского искусства. В 1987 году они вошли во Всемирное наследие ЮНЕСКО. Обустраивать пещеры начали в 366 году, когда в них начали свозить предметы искусства и священные тексты. Вместе с пещерами Юньган и Лунмэнь пещеры Могао составляют тройку наиболее древних китайских скальных храмов.

12. Мадаин-Салих , где остановиться


Великолепный комплекс наскальных строений Мадаин-Салих является самым древним памятником архитектуры в Саудовской Аравии, которому около 2000 лет. В стоящих посреди пустыни скалах вырублены 111 монументальных гробниц, жилые помещения и башни. Здесь также сохранились фрагменты гидротехнической системы и примерно 50 рисунков и надписей ещё более древнего, чем набатейский, периода.
В 2008 году ЮНЕСКО взяло Мадаин-Салих под свою охрану. Здешние архитектурные элементы были заимствованы из разных культур, они сохранились на фасадах гробниц.
В скалах вырезаны рельефы и статуи. По оформлению захоронений можно судить, откуда приехали сюда те, кто был здесь погребён.

13. Ликийские гробницы , где остановиться


14. Гробницы королей , где остановиться


На юго-западе Кипра возле Пафоса сохранился большой некрополь IV века до нашей эры с царскими захоронениями. Гробницы были вырублены в скалах, а историки предположили, что здесь хоронили выдающихся сановников или аристократов до III века нашей эры. Почти все захоронения щедро украшены различным декором, в первую очередь дорическими колоннами и фресками. Некоторые из вырубленных в скале гробниц внешне напоминают обычный жилой дом.
На стене одной из самых просторных камер изображён герб с двуглавым орлом, который, как известно, принадлежал династии египетских царей Птолемеев. Кроме того, есть предположения, что в период, когда островом владели римляне времён поздней империи, здесь скрывались от преследования первые христиане.

Руки в Ноги. Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте и читайте все наши статьи первыми!

Кроме пирамид в Древнем Египте строились заупокойные храмы в честь богов. Наиболее распространены были храмы-святилища в честь особо почитаемого бога Амона-Ра. Наиболее примечателен сложный архитектурный комплекс в Карнаке и Луксоре, который был возведён по обеим сторонам Нила недалеко от города Фивы. Этот грандиозный ансамбль строился на протяжении нескольких столетий.

Главным святилищем монументального ансамбля в Карнаке является древний храм Амона. Это самый просторный в мире храм с колоннами. Он мог бы вместить знаменитый парижский собор Нотр-Дам. Он состоит из более чем сотни обширных помещений, огромных дворов, бесчисленных аллей, переходов, колоссальных размеров статуй богов и фараонов, сфинксов, обелисков. Дорогу, ведущую от Нила к главному входу в храм, охраняли сфинксы. Два пилона – башни в виде трапеции с высокими обелисками – составляли фасад здания.

Великолепен и грандиозен храм Амона-Ра в Луксоре, главным украшением которого была колоннада длиной 260 метров. Перед его фасадом стояли два обелиска и шесть огромных статуй фараона.

Храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре соединены между собой дорогой, охраняемой сфинксами.

На левом берегу Нила простирается Долина царей, где находятся сорок гробниц царей и их потомков.

В начале 15 в. до н.э. здесь был высечен в скале храм царицы Хатшепсут. Храм состоял из трёх широких террас, поднимающихся одна над другой и соединённых между собой пологими пандусами. Гробница Хатшепсут уходит на глубину 97 м. и имеет длину 213 м.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Скальные гробницы и храмы" в других словарях:

ЕГИПЕТ ДРЕВНИЙ — древнейшее гос во в долине р. Нил, его территория простиралась от Средиземного м. на севере до 1 го порога Нила на юге. Территория страны исконно делилась на 2 части: Нижний Е. Дельту Нила и Верхний Е. узкую плодородную долину реки, ограниченную… … Православная энциклопедия

ГРОБ ГОСПОДЕНЬ — гробница в Иерусалиме вблизи Голгофы, где было положено тело Иисуса Христа после распятия; величайшая из святынь христианства, свидетельство и символ чуда Воскресения Христова. Часовня Гроба Господня (Кувуклия) Часовня Гроба Господня (Кувуклия)Г … Православная энциклопедия

Раскопки — I. МЕТОДЫ РАСКОПОК Р. на Ближнем Востоке Мариэтта в Египте (1850 1980 гг.), П.Э.Ботты и О.Г.Лэйярда в Месопотамии (соотв. с 1843 г. и с 1845 г.) начались как кладоискательство . Их целью было приобретение для европ. музеев по возможности наиб.… … Библейская энциклопедия Брокгауза

Набатейское царство — древнее государство набатеев (группы арабских племён) в конце III в. до н. э. 106 н. э., преимущественно на территории Иордании. Столица Петра. Искусство Набатейского царства, не утрачивая древнеарабских художественных традиций, испытало… … Художественная энциклопедия

Хронологический список древнеримского искусства — Основная статья: Древнеримское искусство Хронологический список древнеримского искусства список исторических мест и памятников древнеримской эпохи, начиная с предшествовавших римской цивилизации италиков и этрусков периода… … Википедия

Культура и религия в державе Ахеменидов — Письменность и языки Управляя обширным государством, Ахемениды нуждались в развитой системе письменности. Наследники культурного богатства старых государств древнего Востока, персы заимствовали клинопись, которая впервые была создана в Двуречье.… … Всемирная история. Энциклопедия

АЛЕКСАНДРИЯ — [греч. ̓Αλεξάνδρεια, араб. ], центр Александрийской Православной Церкви, второй по величине город Арабской Республики Египет, крупный морской порт на побережье Средиземного м., в зап. части дельты Нила. Площадь ок. 65 кв. км (без пригородов),… … Православная энциклопедия

Турция — Турецкая Республика, гос во в Зап. Азии и на Ю. В. Зап. Европы. Национальное название гос ва Turkiye образовано от этнонима тюрки, которым обозначают как все тюрко язычные народы, так и, в узком смысле, жителей Турции (русск. турки). Русск.… … Географическая энциклопедия

Та-сети — (егип.) Омбойский/Омбройский ном (греч.) Омбосский ном (лат.) I ном Верхнего Египта … Википедия

ПИРАМИДЫ — (греч., ед. ч. pyramis) гробницы фараонов в Др. Египте. П. сооружались с 28 по 16 вв. до н. э. фараонами III XVII династий из камня (в период Среднего царства из кирпича). Первая П. ступенчатая воздвигнута Имхотепом для фараона III династии… … Советская историческая энциклопедия

Имя Ментухотепа I (№ 12) в Карнакском списке из храма Ипет-Исут, Лувр

Особенности египетской архитектуры Среднего царства

6 лет ago Enottt Комментарии к записи Особенности египетской архитектуры Среднего царства отключены

В эпоху Среднего царства (2200 — 1500 гг.до н.э.) получали распространение скальные гробницы, декорированные росписями на традиционные сюжеты, и полупещерные храмы. На внешней стороне скалы располагался лишь фасад такого храма, представленный гигантскими скульптурами, а в глубине – анфилада помещений, оформленных скульптурами, рельефами и многоцветными росписями. Этот период характерен тем, что начинают строиться сооружения с массивными колоннами, на которые опираются перекрытия, т.е. появляются конструкции стоечно-балочной системы. Сначала так оформляли входы в гробницы.

Закат Древнего Царства

Среднее царство охватывает период около 300 лет — от конца III тысячелетия до вторжения в Египет в XVII в. до н. э. чужеземных племен гиксосов. В последний период Древнего царства, т. е. в конце III тысячелетия до н. э., Египетское государство пришло в в упадок. Грандиозные строительные работы, предпринятые фараонами Древнего царства, истощили материальные ресурсы страны. Отвлечение на сооружение пирамид большого числа людей пагубно отразилось на сельском хозяйстве, которое основывалось на искусственном орошении, связанном с большими затратами труда.

Периоду Среднего царства предшествовал длительный период междуусобной борьбы. В конце Древнего царства все большее значение приобретала местная знать. Власть номархов усиливалась, и часто они противопоставляли себя столичной знати и самому фараону. В конце концов это привело к распаду страны на полузависимые от власти фараона области. Последним сильным фараоном VI династии был Пепи II. После него правила VII династия, во время которой, по свидетельству древнего греческого историка Манефона, за 70 дней сменилось 70 царей. VIII династия, происходившая из города Мемфиса, правила недолго.

Имя Ментухотепа I (№ 12) в Карнакском списке из храма Ипет-Исут, Лувр

Имя Ментухотепа I (№ 12) в Карнакском списке из храма Ипет-Исут, Лувр

Фараоны IX и X династий, происходившие из Гераклеополя, пытались объединить страну. Но хотя гераклеопольские фараоны и подчинили себе значительную территорию, номархи продолжали активно бороться за свою самостоятельность.

В папирусе № 1116А из Государственного Эрмитажа — так называемом Поучении гераклеопольского царя — фараон Ахтой III призывает жестоко бороться с теми, кто вербует себе сторонников и сеет смуты.

Особенно большую роль стали играть правители Фиванской области. Борьба между Гераклеополем и Фивами, носившая острый характер, принесла победу Фивам. Фиванские правители объединили вокруг себя Южный Египет.

Окончательное объединение страны произошло при четвертом фараоне XI династии Ментухотепе I.

Среднее Царство

В 2050 году до н. э. Ментухотеп I вновь объединил Египет и восстановил единую власть фараонов под эгидой Фив. Столетия, отделяющие эпоху Среднего царства от времени заката Древнего царства, много значили в духовной жизни египтян. Распад страны, войны, упадок центра и божественной власти фараона — всё это создало почву для развития индивидуализма.

Индивидуализм египтян проявился прежде всего в том, что каждый стал заботиться о собственном бессмертии. Теперь уже не только фараон и вельможная знать, но и простые смертные стали претендовать на привилегии в потустороннем мире. Так возникла идея равенства после смерти, что сразу же отразилось на технической стороне культа умерших. Он очень упростился. Стали излишней роскошью гробницы типа мастаба. Для обеспечения вечной жизни было уже достаточно одной стелы — каменной плиты, на которой были написаны магические тексты и все, что требовалось умершему в загробном мире.

Все отражение эпохи Среднего царства, нашло себя в архитектуре. Был создан ряд форм и композиционных приемов для архитектуры. Позже, они получили колоссальное развитие и были применены в построениях храмов. Для примера можно отметить, что с того века пришли: ворота в форме двойных башен, применилось поднятие потолка над средними проходами в колонных залах, для того, чтоб устроить окна в просветах, между двумя уровнями перекрытия.

Классической чертой, которая встречается практически во всех постройках Среднего царства, являлась колонна, или же колоннада. Все они были вынесены за наружный фасад здания. К сожалению, с тех времен практически ничего не сохранилось. Хоть и проводилось большое количество раскопочных работ, всю картину, как выглядела архитектура того времени, мы получить не сможем. Этой эпохе характерен подъем всей хозяйственной жизни Египта, большое прибавление и рост городов, а так же культуры.

Погребальные постройки Среднего Царства

Однако фараоны продолжали строить гробницы в виде пирамид, желая подчеркнуть законность обладания престолом. Правда это были уже не те пирамиды, что возводились в эпоху Древнего царства: размеры их значительно уменьшились, материалом для строительства служили не двухтонные блоки, а кирпич-сырец, изменился и способ кладки. Основу составляли восемь капитальных каменных стен, расходившихся радиусами от центра пирамиды к её углам и середине каждой из сторон. От этих стен под углом в 45 градусов отходили другие восемь стен, а промежутки между ними заполнялись обломками камня, песком, кирпичом. Сверху пирамиды облицовывались известняковыми плитами, соединявшимися друг с другом деревянными креплениями. Так же, как и в Древнем царстве, к восточной стороне пирамиды примыкал верхний заупокойный храм, от которого шёл крытый переход к храму в долине. В настоящее время эти пирамиды представляют собой груды развалин.

Заупокойный храм фараона Ментухотепа II

Заупокойный храм фараона Ментухотепа II

Наряду с пирамидами, которые по сути копировали пирамиды Древнего царства, появился новый тип погребальных сооружений, сочетавший в себе традиционную форму пирамиды и скальную гробницу. Наиболее значительным из подобных памятников была усыпальница царя Ментухотепа II в Дейр-эль-Бахри. К ней из долины вела ограждённая каменными стенами дорога в 1200 метров длиной и 32 метра шириной. Главную часть усыпальницы составлял заупокойный храм, оформленный портиком; по центру пандус вел на вторую террасу, где второй портик окружал с трех сторон колонный зал, в центре которого возвышалась сложенная из каменных глыб пирамида. Её основанием служила естественная скала. С западной стороны находился открытый двор, оформленный портиками, с выходами в колонный зал и святилище, вырубленное в скале. Гробница фараона размещалась под колонным залом.

Значительным сооружением эпохи Среднего царства является и заупокойный комплекс фараона Аменемхета III в Хавара.

Пирамида сложена из кирпича и облицована известняком, погребальная камера высечена из цельной глыбы отполированного жёлтого кварцита. Особую известность получил заупокойный храм при пирамиде. Этот храм вошёл в историю культуры под названием лабиринта. Храм занимал площадь в 72000 квадратных метра и делился двумя рядами колонн на три нефа, из которых центральный был выше боковых и освещался через различные проёмы в верхней части стен.

Пирамида в Хаваре

Пирамида в Хаваре

Время правления Аменемхета III оценивается от 45 до 48 лет (хотя Манефон упоминает лишь о 8 годах правления этого царя, которого он называет Лахарес/Ламарес/Лампарес). Последний прижизненный источник известный нам датирован 46-м годом Аменемхета III. Он, как и его отец, оставил после себя серию замечательных скульптурных портретов прекрасной работы.

Лабиринт считается самым выдающимся из множества многоколонных храмов, построенных в период Среднего царства. Колонны его были стилизованы под растительные формы, что соответствовало символике храма как дома божества — солнца, которое, по одной из египетских легенд, родилось из цветка лотоса. Чаще всего колонны имитировали связку стеблей папируса, были также колонны с растительной капителью, изображающие цветок папируса или лотоса. Все колонны богато украшали цветным орнаментом и позолотой. Между капителью и тяжёлым перекрытием египтяне помещали значительно меньшую по размерам плиту абак, незаметную снизу, в результате чего, казалось, что потолок, расписанный под звездное небо с золотыми звёздами, парит в воздухе.

О монументальном зодчестве первой половины Среднего царства можно судить на основании заупокойного храма Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри. Он был построен на западном берегу Нила невдалеке от Фив, у подножья высоких скал. От расположенной в долине молельни вела вверх дорога, огражденная с обеих сторон белыми известняковыми стенами; она имела в длину 1200 м, а в ширину 33 м. Вдоль стен по обеим сторонам дороги были посажены деревья и установлены статуи фараона. Постепенно поднимаясь, дорога подводила к массивной стене, окружавшей большой двор. От двора к храмовому комплексу вела широкая аллея, обрамленная колоссальными статуями фараона, возвышавшимися за двором, на скалистой террасе. Переднюю часть комплекса храма образовывал многоколонный (гипостильный) зал, перед которым находился открытый портик с двумя рядами столбов. На гранитных столбах портика было высечено имя фараона Ментухотепа I; составлявшие его иероглифы были окрашены в желтый и синий цвет. Известняковые плиты, облицовывавшие стены портика, были покрыты цветными рельефами, рассказывавшими о военных подвигах и охотах царя.

Храм Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри

Храм Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри

В заупокойном ансамбле фараона Ментухотепа I тип скальной гробницы, свойственный погребениям его предков — фиванских номархов, сочетается с обязательной для фараонов предшествующего периода гробницей в форме пирамиды, помещенной здесь в центре его заупокойного храма. При этом в отличие от пирамид Древнего царства и пирамид фараонов последующей, XII династии, пирамида в комплексе Ментухотепа I лишена погребальных функций и является памятником, символизирующим величие фараона.

Архитектурная композиция ансамбля пирамиды и храма Ментухотепа I чрезвычайно интересна. Здания расположены на разных уровнях, и для их обозрения требуется постепенный подъем; при этом перед посетителем храм предстает с различных точек зрения. Обнаруживается стремление зодчего выделить главный фасад: к передней части здания прибавлен нижний портик, акцентирующий фасад заупокойного храма.

Гробницы знатных вельмож в период Среднего царства сооружались в непосредственной близости от усыпальниц фараонов.

Гробницы вельмож времени фараона Ментухотепа I, построенные недалеко oт погребального храма фараона в Дейр-эль-Бахри, по плану очень близки между собой: у подножия скалы сооружались ворота, за которыми находилась небольшая молельня со статуей покойного; перед ней совершались жертвоприношения. От ворот вверх вел крутой подъем, обрамленный кирпичными стенами. Непосредственно перед входом в гробницу возводили иногда портик с колоннами, от него вел длинный коридор, в конце которого находился зал с нишей, где стояла другая статуя покойного. Рельефы и росписи покрывали стены: портика, коридоров и зала. Под залом в скале вырубалась шахта, которая вела в погребальную камеру. Стены камеры облицовывались известняковыми плитами, покрытыми раскрашенными рельефами.

Постройки, не связанные с погребальным культом

Наряду с традиционными для египетского зодчества колоннами, появилась новая форма колонны с каннелированным стволом и трапециевидной капителью. Некоторые исследователи считают их прообразом дорического ордера, но эти довольно неопределённые совпадения могут оказаться случайными.

Наряду с заупокойными сооружениями от периода Среднего царства сохранились архитектурные памятники, непосредственно не связанные с загробным культом.

Сенусерт I воздвиг величественный храм Атума в Ону, от которого в настоящее время сохранился один обелиск. Он построил также храм Осириса в Абидосе, подробно описанный в заупокойной стеле — архитектора, руководившего строительством храма, начальника всех работ царя Ментухотепа:

Архитекторы Среднего царства не воздвигали таких грандиозных сооружений, как пирамиды Древнего царства. Постройки этого времени характеризуются разработкой внутренних пространств, увеличением длины здания, усилением роли колонны в наружном и внутреннем оформлении здания. Все эти черты получили дальнейшее развитие в архитектуре Нового царства.

Период XII династии характеризуется большими ирригационными работами. Восстанавливаются старые каналы и дамбы, пришедшие в упадок во время смут, строятся новые. На севере, в районе Фаюма, было осушено много болот, которые превратились в плодородные земли, используемые для сельского хозяйства. Здесь создали огромное водохранилище, названное впоследствии греками Меридовым озером. Оно было соединено особым каналом с Нилом. Благодаря постройке шлюзов и плотин стало возможным направлять воду из Нила во время разлива в водохранилище, а затем использовать ее для орошения.

Кахун

В районе Фаюмского оазиса был построен большой город Кахун, куда Сенусерт II перенес свою резиденцию. На основании проведенных в конце прошлого века раскопок удалось восстановить расположение улиц в этом городе.

Кахун был построен в короткий срок по единому плану. Город занимал лощадь около 10 га (260 X 380 м) и был обнесен кирпичной стеной. Стена имела двое ворот — с юго-западной и с северо-западной стороны.

В конце главной улицы, с правой ее стороны, на некотором возвышении был расположен царский дворец, окруженный со всех сторон толстой кирпичной стеной (в настоящее время дворец совершенно разрушен).

В Кахуне сохранился фундамент дома одного из вельмож фараона Сенусерта II, расположенный рядом с царским участком. От улицы дом был отгорожен глухой глинобитной стеной. Узкая входная дверь находилась против помещения привратника. Отсюда по открытому коридору вдоль внешней стены можно было попасть в хозяйственные помещения. Другой открытый проход вел к жилым помещениям. Эти помещения состояли из мужской и женской половин, разделенных большим открытым двором. Вдоль южной стороны двора шла галерея, крыша которой опиралась, вероятно, на деревянные столбы. На эту галерею выходили жилые комнаты. Плоская крыша центрального, наиболее обширного помещения поддерживалась четырьмя свободно стоящими колоннами. Центральной частью женской половины был квадратный двор, окруженный открытыми галереями на колоннах. В северной части главного двора находилась лестница, которая вела на плоскую крышу.

Во всей планировке дома следует отметить стремление отгородиться от улицы, замкнуться в помещении, являющемся центром всего участка и открывающемся только в сторону двора, ориентированного на север. Жаркое египетское солнце заставляло летом искать прохлады в тени галерей, открытых доступу северного ветра.

Источник: Всеобщая история архитектуры в 12 томах. Том 1. Архитектура древнего мира . 2-е изд., 1970

Читайте также: