Зинаида серебрякова биография кратко

Обновлено: 02.07.2024

Зинаида Евгеньевна Серебрякова (Zinaida Yevgenyevna Serebriakova; родилась 10 декабря 1884 г. — умерла 19 сентября 1967 г.) была одной из самых талантливых и самобытных русских художниц XX века. Картины Зинаиды Серебряковой настолько узнаваемы, что их нельзя спутать с произведениями иных мастеров. Художница не получила канонического художественного образования, но это не помешало ей заслужить признание поклонников.

Зинаида Серебрякова прожила непростую жизнь. Но она ни разу не изменила искусству. Словно якорь оно удерживало ее на поверхности во время житейских бурь, которых выпало немало на долю художницы. Очаровательные детские и лиричные женские портреты, монументальные произведения на крестьянскую тему, а также трогательные пейзажи Зинаиды Евгеньевны навсегда стали важной частью русской культуры.

Биография Зинаиды Серебряковой

Зинаида Серебрякова увидела свет 10 декабря (28 ноября по старому стилю) 1884-го года. Место рождения будущей художницы — родовое имение Нескучное, которое было расположено в Курской губернии Белгородского уезда. Девочка стала шестым и последним ребенком в творческой семье.

После смерти главы семейства — это случилось, когда Зинаиде не было еще и двух лет — семья вернулась в Петербург. Вдова с детьми поселились в доме отца, Николая Людовиковича Бенуа. В доме царила творческая атмосфера: каждый что-то рисовал, за чаем обсуждали искусство. В такой атмосфере и формировалась будущая художница.

Зинаида Евгеньевна росла так же, как и многие ее сверстницы из благородных фамилий. Она прилежно училась в Коломенской гимназии, которую окончила в 1900 году, бывала с матерью на выставках и в театре, проводила лето на семейных дачах. Но уже чуть ли не с младенчества Серебрякова начала рисовать и посвящала этому занятию все свободное время.

После гимназии Зинаида поступила в Художественную школу княгини Тенишевой. Проучилась недолго — всего месяц. Дальнейшее обучение девушка продолжила у Осипа Эммануиловича Браза. Его мастерскую юная художница посещала два года — с 1903 по 1905. Параллельно она почти ежедневно бывала в Эрмитаже, где копировала картины старых мастеров.

После долгого перерыва семья вновь проводила каждое лето в родовом имении Нескучном. Здесь и состоялось знакомство Зинаиды с Борисом Серебряковым. Он приходился юной художнице кузеном. Этот факт не помешал двоюродным брату и сестре влюбиться друг в друга. Брак между столь близкими родственниками был огромной проблемой — на него требовалось особое разрешение. Зинаида и Борис даже подумывали принять лютеранство, но дело неожиданно уладилось. Влюбленные обвенчались.

Зинаида Серебрякова. Фотография с детьми

Осенью 1905-го Зинаида Серебрякова уезжает с матерью и супругом в Париж, где проводит всю зиму. Она продолжает обучаться живописи в Академии де ла Гранд Шомьер и ждет первенца. По сути, в Париже и заканчивается период ученичества Серебряковой.

Революция перевернула жизнь Серебряковых. Нескучное разорили и сожгли, а в 1919-м умер от тифа супруг художницы. Зинаида Евгеньевна переезжает сначала в Харьков, а затем в Петроград. Семья находится на грани выживания. В надежде обеспечить ей сносное существование Серебрякова уезжает в Париж, оставив четверых детей в России. Увы, в 1920-е годы воссоединиться Зинаиде Евгеньевне было суждено только с сыном Александром и дочерью Екатериной. Старший сын Евгений и средняя дочь Татьяна смогли увидеться с матерью лишь в 60-е годы прошлого столетия.

Зинаида Серебрякова скончалась после кровоизлияния в мозг в Париже 19 сентября 1967 года. Она похоронена на русском кладбище под Парижем.

Самые известные картины Зинаиды Серебряковой

Картины Зинаиды Серебряковой поражают своей искренностью и строгой чистотой. Не случайно ее произведения сравнивают с шедеврами Боттичелли. Самые известные из ее работ:

Творчество Зинаиды Серебряковой дало русскому искусству бесконечно многое. И как жаль, что вклад этот был оценен уже после смерти художницы.

Зинаида Серебрякова. Фото художницы

Каждый ценитель искусства может пополнить свою коллекцию живописи или антиквариата, участвуя в аукционах онлайн-площадки Very Important Lot. Кроме того, сайт предоставляет уникальную возможность недорого купить картины у современных художников напрямую.

Зинаида Лансере окончила женскую гимназию и художественную школу. Была ученицей известного живописца Осипа Эммануиловича Браза (1873-1936). Также обучалась в парижской Академии де ла Гранд Шомьер. В 1905 году вышла замуж за железнодорожного инженера Бориса Серебрякова.

Искусство художницы, которая прославила русскую живопись, очень душевное и тёплое. При помощи своего творчества она пыталась передать зрителю красоту русской земли и русской культуры. Также много путешествовала. В 1924 году уехала в Париж и долгое время не могла видеться с детьми. Первый раз после разлуки она встретилась со своей дочерью только спустя 36 лет в 1960 году, когда наступила хрущёвская оттепель. Умерла в Париже 19 сентября 1967 года. В настоящее время её картины находятся в собраниях таких крупных музеев, как: Одесский художественный музей, Русский музей, Государственная Третьяковская галерея.

Хотите украсить свой дом предметом искусства или сделать красивый подарок? В Мастерской портретов вы сможете заказать портрет маслом от профессионального художника. Высокое качество и быстрые сроки исполнения.

Зинаида Серебрякова. За туалетом. Автопортрет. 1909. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Зинаида Серебрякова. За туалетом. Автопортрет. 1909. Государственная Третьяковская галерея, Москва

За туалетом. Автопортрет. 1909.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Искусствовед Алексей Савинов

Искусствовед Алексей Савинов

Вот для меня всегда казалось, что быть любимой и быть влюбленной — это счастье, я была всегда как в чаду, не замечая жизни вокруг, и была счастлива, хотя и тогда знала и печаль и слезы… Вы так молоды, любимы, цените это время, драгоценный друг.

Революция 1917 года застала Серебрякову в родовом имении Нескучное — рухнул спокойный устоявшийся усадебный быт, надежды на выставки за рубежом, каникулы на крымском побережье. Соседние имения разорялись восставшими крестьянами — находиться в Нескучном тоже уже было небезопасно.

Зинаида Серебрякова. Беление холста. 1917. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Зинаида Серебрякова. Беление холста. 1917. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Беление холста. 1917.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

В начале 1919 года из Оренбурга наконец-то приехал Борис Серебряков, перевез семью из Нескучного в Харьков и снова отправился на поиски работы. В марте этого же года Борис умер у художницы на руках от сыпного тифа — заразился по пути домой из командировки. Серебрякова овдовела в 36 лет, как и ее мать. Удивительное совпадение — Борису Серебрякову было всего 39 лет, как и отцу художницы, когда тот умер.

Письмо Зинаиды Серебряковой к Галине Тесленко. Петроград, 28 февраля 1922 года

Письмо Зинаиды Серебряковой к Галине Тесленко. Петроград, 28 февраля 1922 года

Началась другая жизнь в голодном Харькове — теперь, с четырьмя детьми на руках, ей не на кого было полагаться. Писать в это время было тяжело, но Зинаида нашла в себе силы взяться за уголь и карандаш: масляные краски стали непозволительной роскошью. В это же время до семьи художницы дошла весточка из Нескучного — родовое имение разорено и сожжено.

Зинаида Серебрякова. Карточный домик. 1919. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карточный домик. 1919.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Живем мы по-прежнему каким-то чудом, т. к. фантастические миллионы, которые теперь стоит жизнь, все растут и растут. В феврале здесь будет выставка… Я же с ужасом вижу, что у меня за этот год опять нет ничего значительного, интересного, что выставить. Наконец я буду получать ученый паек с Нового года.

Новая советская власть хоть и не отобрала квартиру, но вскоре подселила в комнаты чужих людей. К счастью, ими оказались близкие по духу искусствовед Сергей Эрнст и художник Дмитрий Бушен — неразлучные друзья и оба страстные балетоманы. Благодаря их помощи старшая дочь Татьяна начала посещать балетные занятия, а Серебрякова смогла наблюдать за сложным и интересным миром закулисья Мариинского театра. Так появилась целая серия балетных сцен, легко и стремительно намеченных пастелью. Ее юные танцовщицы, переодевающиеся и готовящиеся к выступлениям, невесомы, невинны, грациозны и в то же время серьезны.

Зинаида Серебрякова. Балетная уборная. Снежинки. 1923. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Балетная уборная. Снежинки. 1923.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В 1924 году Серебрякова окончательно осознала, что в новой Советской России у нее нет ни перспектив, ни надежды обеспечить семью. Единственная возможность хоть как-то существовать — писать портреты на заказ, но это случалось редко. Художница решила, что выход один — ехать во Францию и работать там. В Париже уже жил дядя Зинаиды Александр Бенуа.

Если бы Вы знали, дорогой дядя Шура, как я мечтаю и хочу уехать, чтобы как-нибудь изменить эту жизнь, где каждый день только острая забота о еде (всегда недостаточной и плохой) и где мой заработок такой ничтожный, что не хватает на самое необходимое. Заказы на портреты страшно редки и оплачиваются грошами, проедаемыми раньше, чем портрет готов.

В России художница оставила 74-летнюю мать и всех детей: Женю, Сашу, Тату и Катю. Серебрякова рассчитывала уехать на время, но судьба сложилась так, что в эмиграции во Франции художница провела большую половину своей жизни — 43 года.

Зарабатывать деньги живописью в Париже оказалось вовсе не так просто: на пятки наступал авангард, а приверженность к классическим формам оказалась непопулярной. Публика с каждым годом становилась все равнодушнее к творчеству художницы — из-за нехватки денег ей было трудно снять квартиру и мастерскую, порой даже нечем было заплатить натурщикам. В 1925 году Серебряковой с помощью дяди Александра Бенуа удалось добиться выезда в Париж младшего сына Александра, а в 1928 году — младшей дочери Екатерины.

В Париже Серебрякова жила замкнуто: дружила с семьей Бенуа, а также перебравшимися в Париж художниками Константином Сомовым и Дмитрием Бушеном, искусствоведом Сергеем Эрнстом. Чтобы не проводить лето в душном Париже, осваивала французскую Ривьеру, Прованс, Бретань, ездила к родственникам в Англию и Швейцарию, вновь посетила Италию. Для экономии снимала только дешевое деревенское жилье, вдали от скопления отдыхающих.


Письмо Зинаиды Серебряковой к Татьяне Серебряковой. Бретань, 9 августа 1934 года

Зинаида Серебрякова. Бретань. Пляж в Камаре. 1926. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Бретань. Пляж в Камаре. 1926.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Письмо Зинаиды Серебряковой к Татьяне Серебряковой. Бретань, 9 августа 1934 года

Художник Александр Бенуа

Художник Александр Бенуа

Природа Северной Африки, экзотика Касабланки и Марракеша, арабские кочевники, африканцы в бурнусах, загадочные мусульманки, снежные отроги Атласских гор стали плодотворной почвой для творчества — во время двух поездок по Марокко Серебрякова сделала около 60 набросков и этюдов.

Вплоть до 1940 года Серебрякова оставалась гражданкой СССР и хранила надежду на воссоединение с семьей. Но во время оккупации Франции фашистами ей грозил концлагерь за связь с СССР. Чтобы получить нансеновский паспорт — международный документ, удостоверяющий личность беженца,— ей пришлось отказаться от советского гражданства. А это означало прекращение переписки с родными, оставшимися в Советской России. Возможность получать от них письма появилась лишь через 6 лет.

В 1957 году постоянный представитель СССР при ЮНЕСКО Владимир Кеменовой и посол СССР во Франции Сергей Виноградов передали художнице предложение от советского правительства вернуться домой. Но пришли болезни и старость — Серебряковой было уже за 70, и она практически не писала. На переезд художница так и не решилась.

Зинаида Серебрякова. Автопортрет. 1956. Тульский областной художественный музей, Тула

Письмо Зинаиды Серебряковой к Татьяне Серебряковой. Париж, 9 марта 1964 года

Зинаида Серебрякова. Автопортрет. 1956. Тульский областной художественный музей, Тула

Автопортрет. 1956.
Тульский областной художественный музей, Тула

Письмо Зинаиды Серебряковой к Татьяне Серебряковой. Париж, 9 марта 1964 года

В мае 1960 года Серебрякова узнала, что наконец-то встретится со старшей дочерью Татьяной, которой разрешили посетить мать в Париже после 36 лет разлуки. Татьяна к тому времени уже стала маститым театральным художником во МХАТе. Серебрякова не любила фотографироваться, поэтому Татьяна не знала, как мать выглядит спустя все эти годы, и была счастлива увидеть, что она почти не изменилась.

После этого свидания Татьяна Серебрякова обратилась в правление Союза художников СССР с просьбой организовать выставку произведений матери на родине. И очень кстати: в эпоху хрущевской оттепели правительство поставило задачу вернуть лучших представителей искусства из числа эмигрировавших. Серебрякова в этом смысле была безупречным кандидатом — она никогда не позволяла себе антисоветских замечаний, к тому же была искренней патриоткой России. В ее скромную парижскую квартиру с важной миссией приехали влиятельные советские художники Дементий Шмаринов, Александр Герасимов и Андрей Соколов — отобрать работы для персональной выставки в СССР.

Серебрякова не верила происходящему, хотя собственноручно набивала подрамники и осторожно прикладывала к ним картины. Ведь долгие десятилетия до ее живописи никому не было дела. Не верила она и тогда, когда работы были отправлены на родину, когда уже была готова афиша к выставке. Художница боялась не оправдать ожиданий, боялась, что ее найдут скучной и банальной.

В 1965 году наконец-то открылись сразу три ее выставки — в Москве, Киеве и Ленинграде; подготовка к ним заняла пять лет. Зинаиде Серебряковой было уже за 80, и она ждала вестей о реакции публики на картины. И дождалась. Успех был оглушительным — толпы у входа на выставки, восторженные отклики в газетах. Десятилетиями забытая, она стала знаменитой. Советские музеи скупали ее картины, а альбомы с ее работами выпускались миллионными тиражами. Наконец-то картины Серебряковой увидели те, кто только слышал о ней.

Содержание

Биография Зинаиды Серебряковой

Своим художественным развитием Зинаида в первую очередь обязана своему дяде Александру Бенуа — брату матери и старшему брату.

В 1886 году после смерти отца, семья перебирается из имения в Петербург. Все члены семьи были заняты творческой деятельностью, с увлечением рисовала и Зина.

В 1900 году Зинаида закончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой.

В 1902-1903 годах во время поездки в Италию она создала множество набросков и этюдов.

В 1905 она выходит замуж за Бориса Анатольевича Серебрякова. После свадьбы молодые отправились в Париж. Здесь Зинаида посещает Академию де ла Гранд Шомьер, много работает, рисует с натуры.

Через год молодые возвращаются домой. В Нескучном Зинаида напряжённо работает — создает этюды, портреты и пейзажи. В самых первых работах художницы, уже можно разглядеть ее собственный стиль, определить круг ее интересов. В 1910 году Зинаиду Серебрякову ждет настоящий успех.

В 20-х годах Зинаида Серебрякова вернулась с детьми в Петроград, в бывшую квартиру Бенуа. Дочь Зинаиды Татьяна начала заниматься балетом. Зинаида, вместе с дочерью посещают Мариинский театр, бывают и за кулисами. В театре Зинаида постоянно рисовала.

Семья переживает тяжелые времена. Серебрякова пробовала писать картины на заказ, но у нее ничего не получилось. Она любила работать с натурой.

В первые годы после революции, в стране началась оживлённая выставочная деятельность. В 1924 году Серебрякова стала экспонентом большой выставки русского изобразительного искусства в Америке. Все представленные ей картины были проданы. На вырученные деньги, она решается ехать в Париж, чтобы устроить выставку и получить заказы. В 1924 году она уезжает.

Годы, проведенные в Париже, не принесли ей радости и творческого удовлетворения. Она тосковала по родине, стремилась отразить свою любовь к ней в своих картинах. Ее первая выставка прошла лишь в 1927 году. Заработанные деньги она высылала матери и детям.

В 1961 в Париже ее навещают два советских художника – С. Герасимов и Д. Шмаринов. Позже в 1965 году, они устраивают для неё выставку в Москве.

В 1966 году состоялась последняя, большая выставка произведений Серебряковой в Ленинграде и Киеве.

В 1967 году в Париже в возрасте 82 лет Зинаида Евгеньевна Серебрякова скончалась.

Творчество Серебряковой

Картины, которые появились в экспозициях выставок 1909 – 1910 гг., выражают своеобразный и неповторимый стиль.

За туалетом За завтраком Беление холста

Художница трактует эту работу как ритуальное действо, показывая красоту людей и мира, при помощи живописного и линейного ритма картины. К сожалению, это последняя большая работа Зинаиды Серебряковой.

В этом же году Бенуа заказывают украсить росписью Казанский вокзал и он приглашает для работы свою племянницу. Художница решает по-своему создать восточную тему. Представить Индию, Японию, Турцию и Сиам как красивых женщин Востока.

Серебрякова отвечает категорическим отказом освоить стиль футуризма и находит работу в археологическом музее Харькова, делая карандашом эскизы экспонатов.

Любители искусства почти даром, за еду или старые вещи приобретают ее картины.

Серебрякова путешествует по африканским странам. Экзотические пейзажи удивляют ее, она пишет Атласские горы, портреты женщин-африканок, создает цикл этюдов о рыбаках Бретани.

В 1966 году в столице СССР в Москве и некоторых крупных городах были открыты выставки работ Серебряковой, многие из картин приобретены российскими музеями.

Интересные факты из жизни художницы

В юности Зинаида влюбилась и вышла замуж за собственного двоюродного брата. Семья не одобряла их брак, и молодые были вынуждены уехать из родных земель.

В полотнах русской художницы Зинаиды Серебряковой есть множество картин, описывающих жизнь и работу крестьянского населения. Она рисовала работающих на земле людей с натуры прямо на поле, где трудились крестьяне. Чтобы успеть схватить все детали, художница вставала раньше рабочих, приходила в поле с красками и кистями до начала всех работ.

harvesting-1915

Из-за постоянной нищеты Серебрякова была вынуждена самостоятельно делать краски, так как купить их было просто не за что. Сегодня за работы Серебряковой предлагаются баснословные суммы, хотя при жизни продать свои картины Зинаиде удавалось не всегда, и всю практически все отведенное на земле время художнице пришлось жить в бедности.

Уехав во Францию, и оставив дочь и сына в России, Серебрякова не могла и представить, что в следующий раз увидит собственного ребенка только через 36 лет.

Вернуться в Россию художница так и не смогла. Её похоронили во Франции на русском кладбище в Сен-Женевьев-де-Буа.

Читайте также: