Взаимосвязь невропатологии и дефектологии кратко

Обновлено: 05.07.2024

1. Предмет и методы невропатологии. Связь невропатологии и коррекционной педагогики

2. Невропатология

o
o
o
раздел медицины, который изучает
болезни нервной системы
Происхождение названия дисциплины:
neuron — нерв,
pathos — болезнь,
logos — наука

3. Невропатология изучает

o
o
o
причины заболеваний нервной системы
(этиология),
механизмы развития болезней (патогенез),
симптомы поражения различных отделов
нервной системы,
распространенности заболеваний нервной
системы:
в различных климатографических зонах,
среди людей разного возраста
среди представителей различных профессий.

4. Невропатология разрабатывает

o
o
o
o
o
методы
диагностики,
лечения,
профилактики болезней нервной системы;
принципы организации специализированной
медицинской помощи с учетом:
формы заболеваний,
возрастных и профессиональных
особенностей;
изучает влияние нервной системы на развитие
заболеваний внутренних органов.

5. Невропатология – часть неврологии

o
o
o
Неврология - наука о структуре и функциях
нервной системы.
Последние десятилетия ознаменовались
стремительным прогрессом в познании нервной
системы:
получены многочисленные новые данные,
сформулированы гипотезы, созданы концепции,
объясняющие закономерности работы нервных
клеток, центров и системной деятельности мозга.
Установлено, что нервная система регулирует
основные функции организма, поддерживает
постоянство внутренней среды, играет важную
роль в приспособлении к условиям жизни.

6. Неврологи изучают морфо-функциональную основу сугубо человеческих функций:

Неврологи изучают морфофункциональную основу сугубо
человеческих функций:
речь,
память,
мышление,
поведение.

7. Методы современной неврологии:

электрофизиологические,
биохимические,
морфологические,
нейропсихологические,
изучение нервной системы на клеточном,
молекулярном и субмикроскопическом
уровнях;
математическое моделирование.

8. Отечественная невропатология имеет материалистическую основу, связь с эволюционной теорией.

Направления развития основаны на исследованиях
И.М. Сеченова, И. П. Павлова, В.М. Бехтерева.
Изучаются эволюционно-возрастные аспекты
невропатологии, среди которых центральное место
занимает проблема влияния возрастных изменений
на развитие мозга ребенка и специфику поражения
его нервной системы.
Самостоятельная отрасль - невропатология детского
возраста.

9. Невропатология детского возраста

изучает строение и функции нервной системы
детей различных возрастных групп,
разрабатывает нормативы нервнопсихического развития ребенка,
выявляет причины задержек и/или
“искажений” развития,
изучает заболевания нервной системы у детей,
разрабатывает методы лечения,
Ищет пути профилактики.

10. Перинатальная неврология

важный раздел детской невропатологии
peri — около, natus — родовой
исследует особенности формирования
нервной системы в раннем периоде в
нормальных и неблагоприятных условиях.

11. Разделы неврологии

Самостоятельное значение приобретают:
геридитарная неврология (heriditas —
наследственный), изучающая наследственные
болезни,
отоневрология (oticus — ушной), исследующая
сочетанные поражения нервной системы, органа
слуха и вестибулярного аппарата,
офтальмоневрология (ophthalmos — глаз),
изучающая поражения нервной системы и органа
зрения.

12. Педагогическая неврология

Термин и понятие появились недавно.
В задачи педагогической неврологии входит
изучение особенностей нервной системы
применительно к проблемам обучения
детей, в том числе страдающих различными
нарушениями слуха, зрения, двигательной
сферы, речи, отстающих в умственном
развитии.

13. Знание основ невропатологии —

o
o
o
o
необходимая предпосылка для
педагогической работы с детьми,
страдающими патологией:
речи,
органов чувств,
двигательными нарушениями,
задержками нервно-психического развития.

14. Немного истории

В египетских папирусах около 3000 лет до н.э.
упоминаются параличи, нарушения
чувствительности.
В Аюр-Веды сообщается о судорожных
припадках, обмороках, головной боли.
В трудах Гиппократа, Рази, Ибн-Сины
описаны проявления заболеваний нервной
системы, методы их диагностики и лечения.

15. Немного истории

В Средние века Д.М. Морганьи и Т. Виллизий
связали определенные неврологические
нарушения с соответствующими структурами
мозга.
Важный вклад в развитие учения о морфологии
нервной системы сделали Андрей Везалий, Якоб
Сильвий, Констанцо Варолий.
Декарт сформулировал понятие рефлекса, что
можно рассматривать основанием
нейрофизиологии.

16. Немного истории

XVIII в. - описательный период невропатологии:
Появлялись описания отдельных симптомов,
синдромов, заболеваний нервной системы.
Предпринимались попытки их лечения.
XIX в. - изучение структуры и функций нервной
системы:
систематизированы патологоанатомические
исследования,
научились фиксировать и окрашивать нервную
ткань, получать серийные срезы,
начали проводить микроскопические
исследования нервной системы.

17. Немного истории

Большую роль в развитии неврологии
сыграли сравнительные анатомические,
эмбриологические и экспериментальные
исследования.
Они заложили основу изучения физиологии
нервной системы.
Развитие этого направления связано с
именами И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Н.
Е. Введенского, А. А. Ухтомского, Магнуса,
Шеррингтона и др.

18. Немного истории

И.М.Сеченов (1829 —
1905) -основоположник
рефлекторной теории
психической деятельности,
показал, что рефлекс — универсальный способ
реакции мозга на самые разнообразные внешние
воздействия.
И. М. Сеченов выступил против убеждения в том,
что работа мозга не подчиняется законам
материального мира и недоступна для
объективного изучения.

19. Немного истории

Конкретные формы рефлекторной деятельности
головного мозга открыл И.П. Павлов (1849—
1936) и его школа.
Он разработал учение о высшей нервной
деятельности.
И.П. Павлов ввел термин “условный рефлекс” для
обозначения временной, гибкой связи сигналов с
ответной реакцией организма;
показал, что условные рефлексы формируются в
процессе индивидуального опыта по принципу
наибольшего соответствия сложившимся
условиям.

20. Немного истории

И. М. Сеченов, И. П. Павлов
и их ученики
А.А. Ухтомский и
Н. Е. Введенский
разработали основы теории
нервизма, благодаря чему
значительно расширилось
представление о механизмах
работы мозга человека.

21. А.Я. Кожевников (1836 — 1902)

создал первую в мире невропатологическую
клинику и неврологический музей, в котором
была представлена коллекция материалов по
анатомии и гистологии нервной системы;
в 1869 г. возглавил первую кафедру нервных и
душевных болезней в Московском университете;
описал особые судороги, которые в мире
известны как “кожевниковская эпилепсия”;
организовал первое в России общество
невропатологов и психиатров;

22. В. М. Бехтерев (1857 — 1927)

проводил эксперименты с удалением
и раздражением отдельных участков
коры мозга,
внес вклад в изучение локализации
функций в коре головного мозга.
Эти исследования легли в основу классических
трудов “Проводящие пути головного и спинного
мозга”, “Основы учения о функциях мозга”;
обогатил науку описанием новых симптомов
болезней, форм патологии и методов лечения.

23. В.М. Бехтерев, вклад в детскую невропатологию

o
o
o
o
o
изучал:
навязчивые и насильственные движения,
влияние голодания на развитие мозга
новорожденных,
поражения кожи неврогенного происхождения.
привлекал внимание к проблемам:
воспитания здоровых и больных детей,
необходимости опираться в процессе на знание
анатомо-физиологических особенностей мозга
ребенка

24. В.М. Бехтерев, вклад в детскую невропатологию

выступал против взглядов на наследственность,
как определяющий фактор формирования
личности.
Как К.Д.Ушинский и П.Ф.Лесгафт, он считал, что
человек может воздействовать на свои природные
склонности и противодействовать
неблагоприятной наследственности;
подчеркивал, что воспитывать следует сообразно
с индивидуальными особенностями ребенка,
обращал внимание на то, что воспитание играет
огромную роль в развитии характера.

25. И. П. Мержеевский

проводил патологоанатомические
исследования идиотии и
прогрессивного паралича.
Описал микрогирию при идиотии.
Под его руководством была построена
клиника душевных и нервных болезней
Военно-медицинской академии в
Петербурге.
Наиболее известные исследования
посвящены идиотизму, алкоголизму,
прогрессивному параличу.

26. Взаимосвязь невропатологии и дефектологии

o
o
Сходство:
изучают особенности людей с физическими и
психическими недостатками (глухие,
слабослышащие, слепые, слабовидящие, умственно
отсталые дети и др.).
Различие:
дефектология изучает психофизиологические
особенности развития аномальных детей,
закономерности их воспитания, образования и
обучения.

27. Взаимосвязь невропатологии и дефектологии

невролог и дефектолог:
устанавливают характер дефекта, степень его
выраженности, влияние на развитие ребенка той
или иной функции нервной системы;
прогнозируют возможности и пути развития
аномального ребенка;
выбирают оптимальные методы его обучения и
воспитания,
определяют методы коррекции нарушенных
функций.

28. Задание на дом

Связь невропатологии и коррекционной
педагогики в виде таблицы соответствия
Теоретические основы
Цели
Задачи
Средства
Результаты

1.1 Нейрофизиологические основы механизмов обучения и воспитания.

1.2 Взаимосвязь между развитием, обучением и воспитанием.

II. Патология нервной системы.

III. Клинические проявления инфекционных болезней нервной системы.

3.4 Невриты, полиневриты.

3.7 Сифилис нервной системы.

3.8 Туберкулезные поражения нервной системы.

IV Роль педагога-дефектолога восстановительном лечении детей с поражениями нервной системы.

Введение

Нервная система представляет собой тончайший и сложнейший инструмент, который на низших ступенях развития живых организмов выполняет простую роль связи между рецепторами и мускулатурой. Усложняясь в своем строении, у более организованных организмов она принимает на себя все более сложные функции взаимосвязи между средой и организмом. Она не может быть поставлена рядом с другими системами, например с кровеносной, пищеварительной, выделительной. Нервная система находится в совершенно иных взаимоотношениях с другими органами и системами организма. Она стоит над ними, так как несет верховную функцию. Головной мозг держит в своем ведении все процессы, происходящие в теле.

Невропатология – (от греч. neuron-нерв, pathos-болезнь, logos-наука) - раздел медицинской науки, который изучает болезни нервной системы.

Невропатология является частью неврологии – науки о структуре и функциях нервной системы. Последние два десятилетия ознаменовались стремительным и все ускоряющимся прогрессом в познании структурно-функциональной организации нервной системы. Получены многочисленные новые данные, сформулированы гипотезы и созданы концепции, объясняющие закономерности работы нервных клеток, нервных центров и системной деятельности мозга в целом. Установлено, что нервная система осуществляет регуляцию основных функций организма, поддерживает постоянство его внутренней среды (гомеостаз), играет важную роль в приспособлении к условиям жизни. Проводится исследование таких высокоорганизованных функций, как речь, память, поведение. Процессу неврологии способствует использование современных электрофизиологических, биохимических, морфологических и нейропсихологических методов исследования, а также изучение нервной системы на молекулярном, клеточном субмикроскопическом уровнях.

Наряду с этим в неврологии широко применяются современные методы математического моделирования. Совершенствуются представления о заболеваниях нервной системы, принципах диагностики и лечения.

Успехи медико-биологических наук, а также развитие методов раннего распознавания болезни сделали возможным лечение многих заболеваний нервной системы, которые до недавнего времени приводили к тяжелой инвалидизации больных.

Знание основ невропатологии – необходимая предпосылка для любого вида педагогической работы, особенно с детьми, страдающими патологией речи, органов чувств, двигательными нарушениями, задержками нервно-психического раз

I . Невропатология и дефектология

Невропатология и дефектология - тесно связанные между собой науки. Обе они изучают особенности людей с теми или иными недостатками (глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, умственно отсталые дети и др.).

Дефектология изучает психофизиологические особенности развития аномальных детей, закономерности их воспитания, образования и обучения.

Будучи отраслью общей педагогик, дефектология опирается на ее теоретические положения и методы исследования, а также на ряд медицинских дисциплин, поскольку изучает людей с теми или иными отклонениями в развитии и нарушениями нервной системы. Среди этих дисциплин важнейшее место принадлежит невропатологии, которая изучает причины, проявления, течение болезней нервной системы, разрабатывает методы их лечения, диагностики и профилактики.

В повседневной практике невропатолог и психоневролог совместно с дефектологом устанавливают характер дефекта, степень его выраженности, влияние на развитие ребенка той или иной функции нервной системы. Врач и дефектолог совместно прогнозируют вопросы развития аномального ребенка, выбирают наиболее оптимальные методы его обучения и воспитания, определяют методы коррекции нарушенных функций.

Невропатология и дефектология — тесно связанные между собой науки. Обе они изучают особенности людей с теми или иными физическими и психическими недостатками (глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, умственно отсталые дети и др.). Дефектология изучает психофизиологические особенности развития аномальных детей, закономерности их воспитания, образования и обучения.

Будучи отраслью общей педагогики, дефектология опирается на ее теоретические положения и методы исследования, а также на ряд медицинских дисциплин, поскольку изучает людей с теми или иными отклонениями в развитии и нарушениями нервной системы. Среди этих дисциплин важнейшее место принадлежит невропатологии, которая изучает причины, проявления, течение болезней нервной системы, разрабатывает методы их лечения, диагностики и профилактики.

В повседневной практике невропатолог или психоневролог совместно с дефектологом устанавливают характер дефекта, степень его выраженности, влияние на развитие ребенка той или иной функции нервной системы. Врач и дефектолог совместно прогнозируют вопросы развития аномального ребенка, выбирают наиболее оптимальные методы его обучения и воспитания, определяют методы коррекции нарушенных функций.

Нейрофизиологические основы механизмов обучения и воспитания

Дефектология, как и педагогика в целом, строит теорию обучения и воспитания аномальных детей на знании строения нервной системы, ее функций и особенностей развития. Кроме того, дефектология опирается на знание закономерностей становления и развития психики.

Научное познание вопросов психической деятельности человека началось, по существу, со второй половины XIX в. В 1863 г.

И.М.Сеченов опубликовал работу “Рефлексы головного мозга”, в которой привел убедительные доказательства рефлекторной природы психической деятельности мозга. Он подчеркивал, что ни одно впечатление, ни одна мысль не возникают сами по себе, а всегда в результате какой-нибудь причины. Самые разнообразные переживания, чувства, мысли в конечном итоге ведут к тем или иным ответным действиям.

Богатейший материал был получен И. М. Сеченовым в результате тщательных наблюдений за развитием поведения и сознания ребенка. В процессе этих наблюдений он установил, что простые врожденные рефлексы с возрастом постепенно усложняются. Огромное влияние на этот процесс усложнения рефлексов оказывают обучение и воспитание. Под их воздействием рефлексы по объективным законам мозговой деятельности входят во все новые отношения друг с другом. В результате человек овладевает сложными формами поведения.

Работа И.М.Сеченова “Рефлексы головного мозга” имела огромное значение для развития нейрофизиологии и педагогики, так как сконцентрировала внимание исследователей на материальной основе психических процессов.

С нейрофизиологической точки зрения обучение и воспитание есть изменение ответных реакций по мере приобретения и накопления личного опыта. Процесс обучения тесно связан с восприятием сенсорной (входящей, чувствительной) информации и аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Анализ означает как бы расслоение, разделение поступающей в мозг информации на отдельные части, синтез представляет собой их соединение в единый образ. В основе восприятия предмета или явления лежат механизмы связи между отдельными анализаторами и различными отделами мозга, а также механизмы памяти.

Поступающая через анализаторы информация достигает первичных полей коры головного мозга. Именно там формируются образы предметов и явлений. Однако тот или иной образ может быть сформирован при наличии необходимой связи между отдельными анализаторами. Так, серия взаимосвязанных различений может быть выработана при условии сохранности прилежащих к зрительному полю участков коры височной доли. Усвоение навыков поведения более высокого типа, чем простое различение, предполагает сохранность расположенных вблизи первичных полей ассоциативных областей.

Одной из самых важных ассоциативных областей считаются лобные доли. Поражение этих долей на самых ранних этапах онтогенетического развития (сразу после рождения или несколько позже) значительно задерживает и нарушает психическое развитие ребенка.

Сохранность лобной ассоциативной области — важная предпосылка успешного усвоения знаний в процессе обучения. Например, благодаря участию лобных долей можно осуществлять сопоставление наличного раздражителя со следами прошлых впечатлений. Такое сопоставление является, в частности, важным компонентом мнемической деятельности (запоминание, воспроизведение и т.д.).

Лобные доли тесно связаны с теми отделами мозга, которые имеют непосредственное отношение к сфере эмоций. Можно сказать, что весь процесс обучения и воспитания в существенной мере связан с эмоциональной сферой. В процессе обучения и воспитания эмоции не только формируются, но и проявляются. Эмоции способствуют концентрации внимания на том или ином объекте изучения. В конечном счете без них оказалось бы невозможным решать встающие перед человеком практические и теоретические задачи.

Таким образом, кора головного мозга выполняет анализ и синтез поступающих через анализаторы (зрительный, обонятельный и др.) раздражений. В коре головного мозга происходит замыкание нервных связей. Кора обеспечивает сохранность поступающей извне информации, сопоставление сигналов с ответными реакциями, исправление допущенных ошибок. Поступающие в кору головного мозга сигналы предварительно перерабатываются (дробятся и объединяются) в других отделах нервной системы.

Ни один вид психической деятельности не может совершаться без одновременного участия трех функциональных блоков, трех основных аппаратов мозга.

Первый блок (энергетический, или блок регуляции тонуса и бодрствования) анатомически представляет собой сетчатое образование ствола головного мозга. Он располагается в глубинных отделах мозга. В процессе эволюции эти отделы сформировались первыми. Первый блок принимает сигналы возбуждения, приходящие из внутренних органов и от органов чувств, улавливающих информацию о происходящих во внешнем мире событиях. Затем он перерабатывает эти сигналы в поток импульсов и постоянно посылает их в кору головного мозга. Импульсы тонизируют кору, без них она “засыпает”.

Второй блок (блок приема, переработки и хранения информации) находится в задних отделах больших полушарий и состоит из трех подблоков — зрительного (затылочного), слухового (височного) и общечувствительного (теменного). Каждый подблок имеет иерархическое строение. Условно в них выделяют первичные, вторичные и третичные отделы. Первые дробят воспринимаемый образ мира (слуховой, зрительный, осязательный) на мельчайшие признаки: округлость и угловатость, высоту и звонкость, яркость и контрастность. Вторые синтезируют из этих признаков целые образы. Третьи объединяют информацию, полученную от разных подблоков, т.е. от зрения, слуха, обоняния, осязания.

Третий блок (блок программирования, регуляции и контроля) Расположен преимущественно в лобных долях мозга. Человек, у которого этот участок нарушен, лишается возможности поэтапно организовать свое поведение, не умеет перейти от одной операции к другой. В связи с этим личность такого человека как бы “распадается”.

Итогом анализа и синтеза поступающей информации является программа действий, которая должна отвечать заданным условиям. Если с помощью этой программы “задача” не решается, то в мозгу вновь и вновь создаются новые программы, которые в итоге должны привести к адекватной реакции организма на поступающие сигналы. Таким образом, сложный процесс выработки решения рассматривается как циклический круг возбуждения. Этот круг составляет основу деятельности мозга и его различных отделов.

Неограниченные возможности ассоциативных связей в нервной системе, отсутствие узкой специализации нейронов коры создают условия для возникновения самых разнообразных межнейронных связей, формирования сложных “ансамблей нейронов”, охватывающих различные функции. В этом состоит важнейшая основа способности к обучению.

Невропатология и дефектология — тесно связанные между собой науки. Обе они изучают особенности людей с теми или иными физическими и психическими недостатками (глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, умственно отсталые дети и др.).

Дефектология изучает психофизиологические особенности развития аномальных детей, закономерности их воспитания, образования и обучения.

Будучи отраслью общей педагогики, дефектология опирается на ее теоретические положения и методы исследования, а также на ряд медицинских дисциплин, поскольку изучает людей с теми или иными отклонениями в развитии и нарушениями нервной системы. Среди этих дисциплин важнейшее место принадлежит невропатологии, которая изучает причины, проявления, течение болезней нервной системы, разрабатывает методы их лечения, диагностики и профилактики.

В повседневной практике невропатолог или психоневролог совместно с дефектологом устанавливают характер дефекта, степень его выраженности, влияние на развитие ребенка той или иной функции нервной системы. Врач и дефектолог совместно прогнозируют вопросы развития аномального ребенка, выбирают наиболее оптимальные методы его обучения и воспитания, определяют методы коррекции нарушенных функций.

Читайте также: