Синтоизм и буддизм в японии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Во многих отношениях Японию можно назвать уникальной страной. Наряду с высокоразвитыми технологиями, здесь все еще живет дух самураев. Жители страны умеют на удивление быстро заимствовать и усваивать чужие культуры, перенимать и развивать их достижения, но при этом не терять национальное своеобразие. Может, именно поэтому так сильно прижился буддизм в Японии.

Религиозные истоки

Археологи уже давно установили, что первые цивилизации на территории Японии появились намного позже, чем в других странах. Где-то на рубеже нашей эры. Легендарным основателем японского государства был император Дзимму. Как говорят предания, он был потомком богини солнца Аматерасу и жил примерно в третьем веке нашей эры, от него ведут свою историю все японские императоры.

Своими истоками синтоизм уходит в глубокую древность, включая самые первобытные формы верований, такие как тотемизм, анимизм, магию, культы вождей, мертвых и другие.

Японцы, как и большинство других народов, одухотворяли погодные явления, животных, растения, предков. Они уважали посредников, которые осуществляли связь с миром духов. Уже позже, когда буддизм в Японии пустил свои корни, синтоистские шаманы переняли от новой религии множество направлений, превратившись в жрецов, которые отправляли обряды на честь духов и божеств.

Добуддийский синтоизм

Сегодня синтоизм и буддизм мирно существуют в Японии, качественно дополняя друг друга. Но почему так произошло? Ответ можно получить, изучив особенности раннего, добуддийского синтоизма. Изначально в религии синто выдающуюся роль играл культ мертвых предков, которые символизировали единство и сплоченность членов одного рода. Также почитали божеств земли, воды, лесов, гор, полей и дождя.

буддизм в японии

Как и множество древних народов, японские земледельцы торжественно отмечали осенние и весенние праздники, урожая и пробуждения природы соответственно. Если кто-то умирал, то к этому человеку относились так, будто он отправился в другой мир.

Древние синтоистские мифы все еще хранят исконно японский вариант представлений о становлении мира. Согласно сказаниям, первоначально в мире существовало только два божества Изанаги и Изанами – бог и богиня. Изанами умерла, пытаясь родить первенца, и тогда Изанаги отправился за ней в мир мертвых, но так и не смог вернуть ее назад. Он вернулся на землю, и из его левого глаза родилась богиня Аматерасу, от которой и повели свой род императоры Японии.

Сегодня пантеон синтоистских богов огромен. В свое время этот вопрос не контролировался и не ограничивался. Но что касается интеллектуального отношения, этой религии было недостаточно для развивающегося общества. Именно эта причина стала благоприятной почвой для развития буддизма в Японии.

Новое оружие в политической борьбе

История буддизма в Японии берет свое начало с середины VI века. В те времена учения Будды сыграли важную роль в политической борьбе за власть. Спустя несколько десятилетий эту борьбу выиграли те, кто поставил на буддизм. Буддизм в древней Японии распространился как одно из двух ведущих направлений – Махаяна. Именно эти учения стали ключевыми в период становления и упрочнения культуры и государственности.

синтоизм и буддизм в японии

Распространение буддизма

Несмотря на то что буддизм впитал много китайских и индийских течений, только в Японии нормы этой религии оказались наиболее прочными. Буддизм в Японии сыграл важную роль в становлении культуры, а начиная с VIII века стал влиять и на политическую жизнь. Последнему способствовал институт инке. Согласно этим учениям, император должен был при жизни отказываться от трона в пользу будущего наследника, а после управлять государством как регент.

Стоит отметить, что распространение буддизма в Японии происходило очень быстро. В частности как грибы после дождя росли буддистские храмы. Уже в 623 году их насчитывалось 46 на территории страны, а в конце VII века был издан указ об установлении буддистских алтарей и изображений в официальных учреждениях.

Примерно в середине VIII века правительством страны было принято решение о строительстве большого буддистского храма в префектуре Нара. Центральное место в этом сооружении заняла 16-метровая статуя Будды. Чтобы покрыть ее золотом, драгоценный материал собирали по всей стране.

Со временем количество буддистских храмов стало исчисляться тысячами, а в стране стали активно развиваться школы-секты, такие как дзэн-буддизм. В Японии буддизм нашел благоприятные условия для своего массового распространения, но он не только не подавил первобытные местные верования, но интегрировался с ними.

буддизм и синтоизм в раннесредневековой японии

Две религии

Слияние буддизма и синтоизма в раннесредневековой Японии имело успех. Правители страны обращались к синтоистским храмам и богам с просьбой поспособствовать в сооружении статуи Будды. Японские императоры напрямую заявили, что будут поддерживать как буддизм, так и синтоизм, не отдавая предпочтения какой-то одной религии.

Некоторые наиболее почитаемые ками (божества) пантеона синто удостоились статуса Бодхисаттвы, то есть небесного буддистского божества. Монахи, исповедовавшие буддизм, неоднократно принимали активное участие в синтоистских мероприятиях, а жрецы синто время от времени наведывались в храмы.

Сингон

Значительный вклад на соединение буддизма и синтоизма сделала секта Сингон. В Китае о ней практически ничего не известно, а в Индию ее учения пришли намного позже. Основателем секты был монах Кукай, он сконцентрировал все внимание на культе Будды Вайрочана, которого воспринимали как символ космической Вселенной. Из-за причастности к Вселенной изображения Будды были разными. Именно это помогло сблизить буддизм и синтоизм – секта Сингон объявила главных богов пантеона синто аватарами (ликами) Будды. Аматерасу стала аватарой Будды Вайрочана. Как воплощения Будды стали рассматриваться божества гор, что учитывалось при строительстве монастырей. К тому же мистические ритуалы Сингон позволили качественно сравнить божеств синто, олицетворявших природу с космическими силами буддизма.

дзэн буддизм в японии

Буддизм в Японии в Средние века уже был устоявшейся полноценной религией. Он перестал соперничать с синтоизмом и, даже можно сказать, поровну разделил ритуальные обязанности. Во многих храмах синто работали буддийские монахи. И только два синтоистских храма - в Исэ и Идзумо - сохраняли свою независимость. Спустя некоторое время эту идею поддержали и правители страны, которые все же видели в синтоизме опору своего влияния. Хотя это, скорее, связано с ослаблением роли императора и началом периода правления сегунов.

Буддизм во времена сегуната

В IX веке политическая власть императоров является чистой формальностью, на деле все правление начинает сосредотачиваться в руках сегунов – военных наместников на местах. При их правлении религия буддизма в Японии обретает еще большее влияние. Буддизм становится государственной религией.

Дело в том, что центрами административных правлений стали буддистские монастыри, духовенство держало в своих руках огромную власть. Поэтому за должности при монастыре шла ожесточенная борьба. Это привело к активному росту позиций буддийских монастырей на политической и экономической арене.

Долгие века, пока длился период сегуната, буддизм оставался основным центром власти. За это время власть значительно изменилась, соответственно вместе с ней трансформировался и буддизм. Старые секты заменились новыми, которые оказывают влияние на японскую культуру и сегодня.

буддизм в японии в средние века

Дзедо

Первой появилась секта Дзедо, где проповедовался культ Западного рая. Основал это течение Хонэн, который считал, что нужно упростить буддистские учения, сделав более доступными для простых японцев. Чтобы добиться желаемого, он попросту позаимствовал из китайского амидаизма (еще одного буддистского течения) практику повторения слов, которые должны были принести спасение верующим.

Со временем суматоха вокруг этого культа поутихла, а само буддистское направление обрело более спокойную форму проявления. Но количество последователей от этого не стало меньше. Даже сейчас насчитывается 20 млн представителей амидаизма в Японии.

Нитирэн

Не меньшей популярностью в Японии обладала секта Нитирэн. Она была названа в честь своего основателя, который, так же как и Хонэн, пытался упростись и очистить буддистские верования. Центром поклонения секты оказался сам Великий Будда. Не нужно было стремиться к неизведанному Западному раю, ведь Будда был вокруг, во всем что окружало человека и в нем самом. Поэтому, рано или поздно, Будда обязательно проявит себя даже в самом обиженном и угнетенном человеке.

история буддизма в японии

Это течение было нетерпимым к другим сектам буддизма, но его учения поддержало множество обездоленных людей. Конечно, это обстоятельство не придало секте революционного характера. В отличие от соседнего Китая, в Японии буддизм редко становился знаменем крестьянских восстаний. К тому же Нитирэн провозгласил, что религия должна служить государству, и эту идею активно поддержали националисты.

Дзен-буддизм

Наиболее известной сектой считается дзен-буддизм, где в полной мере проявлялся японский дух в условиях буддизма. Учение дзен появилось в Японии намного позже, чем буддизм. Наибольшего развития получила южная школа. Ее проповедовал Догэн и внес некоторые свои принципы в это течение. К примеру, он уважал авторитет Будды, и это нововведение сыграло ключевую роль в создании секты. Влияние и возможности дзен-буддизма в Японии оказались очень большими. На это было несколько причин:

  1. Учение признавало авторитет учителя, а это способствовало упрочнению некоторых исконно японских традиций. К примеру, институт инка, согласно которому автор отказывался от своих полномочий в пользу будущего наследника. Это означало, что ученик уже достиг уровня учителя.
  2. Популярными были школы при монастырях дзен. Здесь воспитывали сурово и жестоко. Человека приучали настойчиво достигать своих целей и быть готовым ради этого пожертвовать жизнью. Такое воспитание крайне импонировало самураям, которые готовы были умереть ради господина и выше жизни чтили культ меча.

Собственно, именно поэтому развитию дзен-буддизма так активно покровительствовали сегуны. Эта секта со своими принципами и нормами в основном определила кодекс самураев. Путь воина был тяжелым и жестоким. Честь воина была превыше всего – мужество, верность, достоинство. Если что-то из этих составляющих было осквернено, то должно было смываться кровью. Развивался культ самоубийства во имя долга и чести. Кстати говоря, не только мальчишки в школах, но и девчонки из самурайских семей специально обучались делать харакири (только девочки закалывали себя кинжалом). Все они верили, что имя павшего воина навеки войдет в историю, а потому были фанатично преданы патрону. Именно эти составляющие оказали немалое влияние на национальный характер японцев.

буддизм в древней японии

Смерть и современность

Фанатичные, всегда готовые пожертвовать собственной жизнью, самураи во многом отличались от воинов ислама, которые шли на смерть ради своей веры и ожидали, что их вознаградят в загробной жизни. Ни в синтоизме, ни в буддизме не было такого понятия, как другой мир. Смерть воспринималась как естественное явление и главным было достойно закончить эту жизнь. Самураи хотели остаться в светлой памяти живых, идя на верную смерть. Такое отношение было стимулировано именно буддизмом, где смерть – обычное дело, однако имеется перспектива перерождения.

Буддизм в современной Японии является полноценной религией. Жители Страны восходящего солнца посещают как буддистские, так и синтоистские храмы, чтобы уберечь себя и свою семью от злых духов. К тому же не все видят разницу в этих религиях, японцы привыкли, что буддизм и синтоизм в Японии существуют уже много столетий и считаются национальными религиями.

миниатюра

Что-то похожее произошло в Японии – буддизм вошел туда, где господствовала собственная религия – синтоизм, смешался с ним и стал полноправным вероисповеданием. Наша сегодняшняя статья поведает про отличия буддизма от синтоизма.

Синтоизм

японская книга

Существуют ками – божества определенной территории, а еще есть духи природы или покровители рода. Эти представления смешались с древними обрядами поклонения явлениям и силам природы, животным, душам умерших, с культом предков, шаманизмом. Особенно превозносится и обожествляется семья императора.

императорская семья японии

Считается, что духовная гармония достигается именно в этом мире и именно посредством единения с ками, слиянием. Вера в него породила несколько типов синтоизма, которые характеризуются тем, где проводятся традиционные церемонии и в каких масштабах:

  • народный – вера укоренилась в умах большей части нации и влияет на общественный уклад жизни;
  • домашний – проводятся обряды дома, у алтаря;
  • сектантский – религия на уровне отдельных независимых организаций;
  • храмовый – создаются специальные храмы;
  • императорский – ритуалы, проводимые в храмах императорского дворца;
  • государственный – синтез храмового и императорского синтоизма.

Буддизм

Как много мы вместе уже узнали о буддизме! Его основоположником был Сиддхартха Гаутама, индийский царевич, который позже стал Буддой Шакьямуни – пробужденным от мира роскоши, излишеств и достигшим нирваны. Чего и желают все буддисты мира.

Нирвана – состояние полного покоя и умиротворения. Оно достигается путем долгих практик, медитаций, сознательного успокоения сознания, отречения от мирских забав, земных пустых радостей и привязанностей.

статуя и сакура

Границ Японии учение Будды достигло через Тибет, вобрав в себя особенности именно тибетского течения. Здесь оно разделилось на несколько традиционных школ, которые преимущественно относятся к махаяне.

Что интересно, они здесь насаждались не насильственным путем, поэтому в Японии буддизм прижился как нельзя более гармонично, мирно адаптировался в искусстве, культуре и конфессиональных взглядах.

Какая же религия в Японии?

Ученые не могут однозначно понять, какую роль играл синтоизм в становлении государства, а какое значение имел буддизм в этом деле. В одно время вокруг этого вопроса разразилась шумная полемика. Поэтому в настоящее время Японии царит так называемый религиозный синкретизм – соединение разных конфессий.

С течением времени границы вероисповеданий стираются настолько, что появляются синто-буддийские учения, например сингон-сю, сюгэндо, разница между которыми обывателям может показаться просто призрачной.

В чем отличия?

Ритуалы, которые проводят в храмах, поклонение многочисленным божествам, слияние с природой – это то, чем похожи синтоисты и буддисты. А чем отличается одна вера от другой?

сооружение в воде

В буддизме произносятся особые молитвы – мантры, которые обращены к определенному святому. Синтоизм в этом плане содержит пережитки шаманизма, когда заклинаниями люди хотят воззвать силы к дождю или прекращению бури.

Учение Сиддхартхи гибкое, умеет адаптироваться под любой менталитет и способно странствовать по свету, перетекая в разные формы. Вера синто – это нечто национальное, близкое, родное только японцам.

Оно вообще что-то большее, чем религия в привычном понимании, это целый комплекс знаний, не поддающихся строгой структуризации, перечислению однозначных догм. Тут нужна не ортодоксальность, а непрерывная практика, обрядовость с претензией на магию и анимализм. Главное в синтоизме – не слепое следование канонам, а простота, не формальные ритуалы, а искренность.

Что особенно бросается в глаза при углублении в синтоизм – это отсутствие основоположника, как, например, Гаутама, Иисус, Мухаммед. Здесь проповедником является не отдельная святая личность, а вся нация, из поколения в поколение.

Верующие синтоисты

Заключение

Как уживаются буддизм и синтоизм в Японии? Что стерегут гигантские собаки комаину? Куда ведут ворота тории и во что на самом деле верят современные японцы?

Каким-то невообразимым образом в Японии уживаются сразу две религии – буддизм и синтоизм. Уживаются настолько мирно, что вместе составляют единую японскую культуру, ведь они соединились на достаточно раннем этапе развития государственности. Буддизм и синтоизм и сегодня оказывают огромное влияние на японскую культуру и искусство Японии.

Буддизм стал в Японии государственной религией очень быстро – буквально за сто лет. В VI веке нашей эры основы буддизма привезли в Страну восходящего солнца монахи из Кореи. Эта религия моментально обрела почёт и уважение со стороны коренного населения островов.

И хотя в течение нескольких следующих веков представители разных верований периодически выясняли между собой отношения, можно сказать, что буддизм вошёл в Японию практически бескровно. Все конфликты же были скорее связаны с переделом сфер влияния на окружение Императора.

Самое ценное, что новую религию быстро восприняли рядовые японцы – восприняли совершенно естественно, как привычную часть своего мировосприятия. И сегодня японца можно поставить в тупик вопросом о том, является ли он буддистом или синтоистом. Практически, никакого разделения нет. Японцы просто используют религии по-разному, и не знают религиозных конфликтов.

Жениться и благословлять детей они идут в синтоистский храм, так как синтоизм – религия благожелания. А вот за похороны и печали отвечает буддизм, предусматривающий жизнь после смерти. Вот и выходит, что синтоизм освобождает жизнь японцев от зла, а буддизм – связывает её с потусторонним миром. Это как шампунь и кондиционер.

Синтоизм

Японцы верят, что божества ками находятся везде вокруг – окружают их, следят за ними. Красивый камень или звонкий водопад – ками, шёпот листьев – тоже ками, причудливое соединение рек – и это ками. Ветер, солнце, луна, закат, дерево – всё это ками, и каждый японец вам это объяснит.

В синтоизме бог не похож на человека. Эта религия подразумевает наличие тысяч божественных сущностей, управляющих течением и увяданием жизни. Вот почему цель всех синтоистских ритуалов – излечение от болезней, избавление от природных катаклизмов, спасение от смерти.

Церемонии синто очень связаны с циклами сельскохозяйственных работ – всё же древние японцы, в основном, занимались земледелием, выращивали рис. В основной своей массе, синтоистские традиции возникли в период Яёй, когда в Японии появилась необходимость возделывать рис.

Тогда же японцы стали просить богов защитить их от тайфуна, в нужный момент прислать дождь или солнечную погоду. Со временем, дары богам синто превратились в яркие религиозные фестивали, которые сейчас являются важной частью туристической парадигмы Японии.

Один из наиболее заметных фестивалей – Аои Мацури, который традиционно проходит 15 мая. Это нарядное шествие, происходящее между дворцом Императора и двумя частями святилища камо (так называемыми Верхним и Нижним храмами). Участники шествия пляшут и воют – принято также облачаться в традиционные японские наряды.

Ворота тории

С точки зрения культуры, период синто характеризуется яркими ритуальными предметами, скульптурой, живописью и особой архитектурой. Святилище синто, как правило, состоит из некольких строений, расположенных на ограниченной территории. Путь к святилищу обозначен синтоистскими вратами – вратами тории. За ними начинается дорога в храм.

Ворота тории открывают путь к храму синто, обозначают границу между миром духов ками и пространством людей.

Как правило, тории окрашены в яркие цвета – красный или оранжевый. У ворот есть характерная черта – у них нет створок. Это два изящных столба, соединённых перекладинами. Ворота тории давно стали одним из наиболее узнаваемых символов Японии.Ворота обозначают границу между миром людей и миром богов. Территория за воротами священна. Пересекая ворота, человек не может собирать травы и плоды, ему запрещено рубить деревья, охотиться и рыбачить.

Иногда тории расположены довольно далеко от храмовых комплексов. Ворота лишь указывают на то, что вы переходите в обитель богов ками. Практически, святыней может быть и не храм, а красивая излучина реки, водопад, огромное дерево или необычный камень. На священной территории может вообще не оказаться никаких построек, но это ничего не меняет.

Как правило, за воротами путника встречает лестница (обычно каменная), по которой нужно подняться, чтобы оказаться непосредственно на дороге к синтоистской святыне. Перед выходом на дорогу (сандо) необходимо ополоснуть руки и рот – ёмкости с водой обязательно предусмотрены. Ритуал призван защитить святыни от скверны. Кроме того, путник должен очистить свои помыслы.

Скульптуры комаину

Корейские собаки Комаину охраняют святая святых японских храмов синто.

Китайцы считают комаину львами, но для Японцев это собаки, причём корейские собаки. Они появились в Стране восходящего солнца в эпоху Хэйан, и со временем пережили странное превращение из львов в собак.

Статуи стерегут храм от злых сил. Обычно собаки сидят. Причём, у одной из них пасть открыта, а у второй – закрыта. Бытует мнение, что первая собака произносит таким образом первый звук санскритского алфавита, а вторая – последнюю. Так, алфавит становится магическим заклинанием, а собаки стерегут Японию от любых невзгод.

Иногда храмы стерегут и другие звери. Встречаются олени, а перед храмами богини Инари – даже лисицы в красных передниках.

Религия в Японии - это замечательная смесь идей синтоизма и буддизма. В отличие от Запада, религия в Японии не является доктриной. Это моральный кодекс, образ жизни, почти неотличимый от японских социальных и культурных ценностей. Японская религия также является частным, семейным делом: она отдельна от государства, например, на школьной церемонии выпуска нет религиозных молитв. Религия редко обсуждается в повседневной жизни, так же значительная часть японцев не регулярно посещают храмы или утверждает, что не являются религиозными.

Но при этом японцы обращаются к религиозным ритуалам при рождении, браке и смерти и принимают участие в духовных мацури (праздниках) в течение всего года.

Синтоизм - это исконная духовность Японии. Считается, что каждое создание или творение в природе (например, деревья, камни, цветы, животные, даже звуки) содержит ками (божество). Следовательно, принципы синтоизма можно увидеть во всей японской культуре, где ценится природа и смена времен года. Это отражено в таких искусствах, как икебана и бонсай, ежегодное празднование сакуры. Синто получил свое название только тогда, когда буддизм пришел в Японию через Китай, Тибет, Вьетнам и, в конечном счете, Корею.

Буддизм пришел в шестом веке, утвердившись в городе Нара. Со временем буддизм разделился на несколько ветвей, наиболее популярными из которых были дзен-буддизм.

По сути, синтоизм - это духовность этого мира и этой жизни, в то время как буддизм связан с душой и загробной жизнью. Это объясняет, почему для японцев две религии существуют так успешно вместе, без противоречий. Чтобы отпраздновать рождение или брак, или помолиться за хороший урожай, японцы обращаются к синтоизму. С другой стороны, похороны – это, обычно, буддийские церемонии.

Ставьте палец вверх, если вам понравилась статья. А также приглашаем вас подписаться на наш канал , чтобы видеть в ленте больше интересного о религии.

К основным японским религиям относятся синтоизм и буддизм. Ограниченное распространение получило и христианство, число последователей которого составляет менее 1,5 % населения Японии. В настоящее время также появляются так называемые новые религии, представляющие собой синтез разнообразных элементов различных религиозных систем, чаще всего на базе учения определенной буддийской школы. (Конфуцианство, оказавшее огромное влияние на формирование японской государственности и общества, к религиям не относится и воспринимается в качестве этической, но не религиозной системы. Конфуций, в отличие от Будды и Христа, не был обожествлен.)

Синто

В синтоизме не существует понятия греха, однако считается, что совершение определенных действий может привести к ритуальному загрязнению, именуемому кэгарэ. Для очищения от скверны, охараэ, проводятся ритуалы и совершаются подношения божествам. Для синто нехарактерно разделение божеств на добрых и злых, благих и вредоносных — все они могут принести верующему пользу при отправлении правильных обрядов. Нарушение правил общения с ками способно разгневать божество и привести к татарэ — мести с его стороны. Но и на эти случаи предусмотрены ритуальные действа по его умиротворению. Почитание ками осуществляется синтоистскими священниками в святилищах, именуемых ясиро или дзиндзя. По всей стране действует более 80 тысяч святилищ. Синтоистские религиозные церемонии и связанные с ними празднества называются мацури. Мацури стали неотъемлемой частью повседневной жизни японцев и в значительной степени утратили сакральный смысл.

Буддизм

Японские религии — общие черты

Согласно данным последнего социологического опроса, на 2010 год 100 с лишним миллионов японцев причисляли себя к синтоистам, 85 миллионов — к буддистам, а 1,9 миллиона человек заявили о приверженности христианству. При этом общая численность населения Японии на тот момент составляла 128 миллионов человек. Ситуация, при которой число верующих превосходит население страны, немыслима для западных культур и совершенно естественна для Японии. Даже будучи христианином, японец не отказывает себе в удовольствии поучаствовать в синтоистских празднествах или попросить у Тэндзин — божества, покровительствующего образованию и ученым, —помощи при сдаче экзаменов.

Читайте также: