Выхожу я в путь открытый взорам блок в 1905 1908 гг кратко

Обновлено: 05.07.2024

ПУТЬ, ОТКРЫТЫЙ ВЗОРАМ.

Подмосковное Шахматово было одним из любимейших уголков родной земли для Александра Блока. Тут поэт создал свои лучшие стихи о России.

Время не сохранило старый дом поэта, и руины шахматовской усадьбы заросли лесом, кустарником. Но по-прежнему дышит поэзией Блока удивительный ландшафт этих мест. Ныне Шахматово стало местом паломничества многих любителей поэзии, здесь ежегодно проводятся поэтические торжества.

Под Солнечногорском в череде живописных холмов, составляющих Клинско- Дмитровскую возвышенность, на противоположных высоких краях долины реки Лутосни, несущей свои воды в Волгу, есть две лесистые горы, над которыми витает память о замечательных творцах русской культуры, чьи труды и вдохновения неотделимы от этих уголков Подмосковья.

В 1865 году в Боблове, Клинского уезда Московской губернии, приобрел имение Дмитрий Иванович Менделеев. С тех пор великий русский химик живет и работает здесь каждое лето вплоть до 1906 года.

Девять лет спустя по совету Д.И. Менделеева приобрел скромное имение Шахматово, расположенное в шести верстах от Боблова, в том же Клинском уезде, его друг Андрей Николаевич Бекетов — дед Блока, выдающийся русский ученый-ботаник и передовой общественный деятель, профессор и ректор Петербургского университета, основатель Высших женских курсов. С 1875 года Бекетовы проводят каждое лето в Шахматове.

Александр Блок родился в Петербурге в ноябре 1880 года, а уже на следующее лето, шестимесячным младенцем, был привезен в Шахматово. С тех пор Петербург и Шахматово неразделимы в судьбе поэта. Редкий факт в истории литературы, почти небывалая привязанность писателя к одному месту: Блок приезжает в Шахматово ежегодно в течение тридцати шести лет (1881—1916 гг.). Шахматово становится не просто местом летнего отдыха и работы, пусть даже очень любимым, местом написания многих произведений, но постоянной жизненной и поэтической темой, непрерывной сюжетной линией всей биографии.

Блоковские места расположены в основном на территории Солнечногорского, Клинского и Дмитровского районов Московской области.

Молодой город Зеленоград, близ станции Крюково. Блок побывал в Крюкове в 1917 году, когда он навещал в подмосковном санатории свою мать. В юности Блок гостил в имении Дедово, находившемся в нескольких километрах от Крюкова, у Михаила Сергеевича и Ольги Михайловны Соловьевых. Причастные к литературе и искусству, они способствовали поэтическому дебюту Блока.

Блок в 1905 году

Интересный символизм заметен во втором четверостишии:

Но густых рябин в проезжих селах
Красный цвет зареет издали.

Символизм стихотворения

Что имел в виду поэт под красным цветом рябин, который зареет издали? Красоту русской природы или отблески больших перемен, идущих на Россию под красным флагом? Склонимся ко второй версии, так как Блоку не занимать дара пророчества и, возможно, он видит, что революция 1905 года только цветочки – скоро вся земля русская окрасится в красный цвет.

Лирика Александра Блока где-то пересекается с творчеством Есенина – оба поэта одинаково сильно любили Русь, оба видели её красоту, но по-разному передавали свои ощущения читателям. Блок был более лиричен, Есенин любил врезать правдой-маткой (я читаю стихи проституткам и с бандюгами жарю спирт), но ни тот, ни другой не представляли своего существования без России. Этот момент важен для понимания строк, ведь через несколько лет Александр Александрович получит после смерти отца наследство и отправится путешествовать по Европе. Европейские дали не покорят сердце поэта и Блок навсегда останется в России, даже попытается поверить в идею социализма, но горько в ней на излёте жизни разочаруется.

Использование символизма помогает передать любовь и грусть, а антитезы позволят подчеркнуть наиболее важные моменты стихотворения. Это вносит в стихи колорит, вырезая из них серость и обыденность, которой грешили многие поэты тех лет.

Необъятность пути

Для Блока Русь – это не только берёзки да красивые закаты, это и нищий, поющий псалмы и собирающий милостыню, и разгул кабака, и тесное окошко тюрьмы. Родина в глазах автора не может быть однотонной – это переплетение тысяч тонов, оттенков и ощущений. Настоящий русский человек любит Родину и через окошко тюрьмы, и глядя сверху вниз с вершины царского трона.

Буду слушать голос Руси пьяной,
Отдыхать под крышей кабака.

Читая стихотворение, всеми фибрами души ощущаешь глубину блоковской печали на фоне любви поэта к Родине. Поэт делает свой вывод раз и навсегда – без Родины невозможно русскому человеку не жить, не плакать. Без неё теряются свои корни, без Отчизны нет будущего, ведь духовная связь со своей землёй необходима для шага вперёд. Неплохо и нам следовать этому напутствию великого русского поэта.

Выхожу я в путь, открытый взорам,
Ветер гнет упругие кусты,
Битый камень лег по косогорам,
Желтой глины скудные пласты.

Разгулялась осень в мокрых долах,
Обнажила кладбища земли,
Но густых рябин в проезжих селах
Красный цвет зареет издали.

Вот оно, мое веселье, пляшет
И звенит, звенит, в кустах пропав!
И вдали, вдали призывно машет
Твой узорный, твой цветной рукав.

Кто взманил меня на путь знакомый,
Усмехнулся мне в окно тюрьмы?
Или — каменным путем влекомый
Нищий, распевающий псалмы?

Нет, иду я в путь никем не званый,
И земля да будет мне легка!
Буду слушать голос Руси пьяной,
Отдыхать под крышей кабака.

Запою ли про свою удачу,
Как я молодость сгубил в хмелю.
Над печалью нив твоих заплачу,
Твой простор навеки полюблю.

Много нас — свободных, юных, статных —
Умирает, не любя.
Приюти ты в далях необъятных!
Как и жить и плакать без тебя!

Деревянный барский особняк, к которому вела берёзовая аллея из редкого вида лирных, имел всего шесть помещений: передняя, столовая, комната дедушки (А. Н. Бекетова), комната бабушки (Е. Г. Бекетовой), комната Прекрасной Дамы и самая знаменитая – воспетая поэтом Голубая гостиная: на густо-голубом фоне бледно-голубые французские лилии и золотые цепочки между ними. Створчатые двери гостиной выводили на терраску-балкон, а оттуда в сад.

И серый дом, и в мезонине

Венецианское окно.

Цвет стёкол – красный, жёлтый, синий,

Как будто так и быть должно.

Впоследствии Александр Александрович перестроил здание по собственному проекту, вложив сюда немалые средства. Также был несколько переделан жилой флигель, и любопытно, что в какой-то момент поэт собственноручно выпилил слуховое окошко чердака.

В двух с половиной верстах от Шахматова находилась (да и сейчас находится) деревенька Тараканово. Того, кто захотел бы узнать её подробную историю, ждёт разочарование. Сведения крайне скудны: впервые по документам местность упоминается в 1627 году как вотчина Неустроя Андреева сына Зароцкого. Именовалась она тогда селом Высоким, вероятно, из-за своего расположения на возвышенности над рекой Лутосней. А следующим владельцем называется некто Сурьяка Тараканов, судя по всему, крещёный татарин. От него пошёл дворянский род Таракановых. Так что деревня названа вовсе не в честь рыжих усатых насекомых.

Поскольку своего храма в Шахматове не было, именно здесь 17 августа 1903 года состоялось венчание Александра Александровича Блока и Любови Дмитриевны Менделеевой, которые после церемонии отправились на свадебный обед в Боблово.

К неописуемому сожалению, Тараканово, как и Шахматово, подверглось сокрушительному погрому в июле 1921 года. Территория усадьбы долгое время определялась только по одичавшим зарослям кустарника, серебристому тополю да остаткам фундамента, кое-где выступавшим из-под земли. А о великолепии Михаило-Архангельского храма до самого недавнего времени напоминали лишь старинные фотографии и рисунки. С противоположного берега пруда уцелевшее – центральный восьмеричный объём и южный придел - напоминало живописные развалины какого-нибудь оборонительного укрепления.

Собственно, доля правды здесь была. Закрытая и переоборудованная при советской власти в овощехранилище церковь в 1941-м оказалась в эпицентре сражений за Солнечногорск. По ней били из орудий и немцы, и красноармейцы. В 50-е годы сооружение едва не разобрали целиком на кирпич, дальнейшее разрушение довершило время.

Справедливости ради скажем, что попытки реставрации велись здесь с 1970-х годов, но потом всё заглохло, храмовые руины окружали подгнившие строительные леса, сводчатые перекрытия рушились. Взор радовала лишь эффектная скульптурная композиция, установленная в честь 105-летия бракосочетания Поэта и Прекрасной Дамы (скульптор А. Рожников).

Блок в 1905 году

Интересный символизм заметен во втором четверостишии:

Но густых рябин в проезжих селах Красный цвет зареет издали.

Символизм стихотворения

Что имел в виду поэт под красным цветом рябин, который зареет издали? Красоту русской природы или отблески больших перемен, идущих на Россию под красным флагом? Склонимся ко второй версии, так как Блоку не занимать дара пророчества и, возможно, он видит, что революция 1905 года только цветочки – скоро вся земля русская окрасится в красный цвет.

Лирика Александра Блока где-то пересекается с творчеством Есенина – оба поэта одинаково сильно любили Русь, оба видели её красоту, но по-разному передавали свои ощущения читателям. Блок был более лиричен, Есенин любил врезать правдой-маткой (я читаю стихи проституткам и с бандюгами жарю спирт), но ни тот, ни другой не представляли своего существования без России. Этот момент важен для понимания строк, ведь через несколько лет Александр Александрович получит после смерти отца наследство и отправится путешествовать по Европе. Европейские дали не покорят сердце поэта и Блок навсегда останется в России, даже попытается поверить в идею социализма, но горько в ней на излёте жизни разочаруется.

Использование символизма помогает передать любовь и грусть, а антитезы позволят подчеркнуть наиболее важные моменты стихотворения. Это вносит в стихи колорит, вырезая из них серость и обыденность, которой грешили многие поэты тех лет.

  • Над печалью нив твоих заплачу,
  • Твой простор навеки полюблю.
  • Приюти ты в далях необъятных!
  • Как и жить и плакать без тебя!
  • Ты и во сне необычайна.
  • Твоей одежды не коснусь.
  • Дремлю — и за дремотой тайна,
  • И в тайне — ты почиешь, Русь.

Анализ стихотворения Блока “Осенняя воля

Стихотворение А. А. Блока “Осенняя воля” навеяно лермонтовским произведением “Выхожу один я на дорогу…” . Образ пути, дороги нужно понимать здесь в широком фило­софском аспекте. Лирический герой предстает здесь в образе странника, бредущего по дорогам родной земли.

Как и у М. Ю. Лермонтова, речь в нем идет и о любви (“Много нас – свободных, юных, статных – Умирает, не любя…”), и о смерти (“Разгулялась осень в мокрых долах, Обнажила кладбища земли…”).

Мятежный осенний пейзаж заставляет героя задуматься о

смысле жизни, о собственном пути в этом мире. Это прежде всего путь поэтического познания окружающего мира. Не случайно стихотворение богато на литературные переклички. Последняя фраза “Как и жить и плакать без тебя!” переклика­ется с финальной строфой стихотворения А. Фета “Сияла ночь. Луной был полон сад…” : “… А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки. Тебя лю­бить, обнять и плакать над тобой!”. Однако лирический герой

А. А. Блока одинок, его признания в любви обращены к род­ной земле. Правда, в третьей строфе появляется загадочный женский образ, который призывно

машет вдали, но этот образ скорее всего не возлюбленная лирическою героя, а та самая Русь, к которой в шестой строфе герой обращается: “Над пе­чалью нив твоих заплачу, Твой простор навеки полюблю…”. Таким образом, если для лирического героя А. А. Фета смыс­лом жизни является любовь к женщине, то у А. А. Блока образ возлюбленной замещается образом России. Не случайно это стихотворение, написанное в 1905 году, входит в цикл “О, Русь моя. ”, а чуть позже, в 1908 году, в цикле “На поле Ку­ликовом” поэт напишет: “О, Русь моя! Жена моя!”. Здесь он еще более тесно свяжет образ родины и возлюбленной.

Интересно также в этой связи сопоставить стихотворение “Осенняя воля” со стихотворением “Осенняя любовь” , написан­ном в 1907 году. Как и первое, второе произведение включает в начальных строфах образ рябины: “Когда в листве сырой и ржа­вой Рябины заалеет гроздь…” (Сравним в “Осенней воле”: “Но густых рябин в проезжих селах Красный цвет зареет издали”).

1905 год – год первой русской революции. Красный цвет в данном случае воспринимается не только как неотъемлемая особенность осеннего пейзажа, но и как отголосок мятежных кровавых революционных событий. Созвучна с этим настрое­нием и свободолюбивая, почти анархическая позиция лириче­ского героя: “Нет, иду я в путь никем не званый, И земля да будет мне легка! Буду слушать голос Руси пьяной, Отдыхать под крышей кабака”.

А. А. Блок в стихотворении широко использует повторы и восклицания, риторические вопросы и инверсии. Пейзаж в стихотворении динамичен (“Ветер гнет упругие кусты”), оли­цетворения (“печаль нив”, “разгулялась осень в мокрых до­лах”), цветаст (“желтая глина”, “красный цвет рябин”). Коль­цевую композицию образует мотив простора. В первой строфе подчеркивается “путь, открытый взорам”, в предпоследней – простор, который навеки покорил сердце лирического героя, а в последней – вновь возникает образ необъятных далей.

Название стихотворения “Осенняя воля” можно понимать в двух планах: воля – это свобода, которой так наслаждается душа лирического героя, и одновременно волевое усилие, по­могающее ему продолжать свой жизненный путь. Произведе­ние отличается проникновенным лиризмом и философским взглядом на мир.

Александр Блок “нашел” себя в литературе, создав целый ряд замечательных произведений о родине. Интерес к данной теме символизирует расцвет, творческую зрелость писателя. В стихотворениях, посвященных России — ее сложной истории и судьбе, — выражается то неподдельное чувство признательности и любви, благоговейного восхищения и восторга, которое поэт питает к чему-то по-настоящему близкому и родному, от чего невозможно отказаться, что постоянно влечет к себе и помогает преодолевать невзгоды. Это Россия “фабричная”, родина, которую Блок запечатлел в стихотворениях “Осенний день”,

“Русь”, “Коршун” и т. п. Этой теме посвящено и стихотворение “Осенняя воля”.

Стихотворение Блока “Осенняя воля” носит, на первый взгляд, довольно странное название. “Осенняя воля” — воля осени? Действительно, не сама ли осень навеяла поэту те светлые и печальные мысли, что как минорные аккорды звучат в стихотворении? Сравнение с аккордом не случайно: произведение очень музыкально. Характерно, что в стихотворении часто встречаются слова, отсылающие читателя к музыке, искусству: “…звенит, звенит…”, “пляшет”, “распевающий”, “слушать голос”. Перед читателем предстает Русь песенная, Русь былинная. Воображение рисует ему героев русских былин и народных песен, сильных, смелых, всегда готовых постоять за Родину.

Внимательный анализ стихотворения показывает, что псалмы распевает нищий, в голосе Руси слышатся пьяные нотки… Одним словом, “Россия, Родина, тоска…”. Возникает вопрос, почему же много “свободных, юных, статных” не могут “жить и плакать” без нищей пьяной Руси, ставшей предметом изображения в творчестве Александра Блока? “Какая же непостижимая, тайная сила влечет” блоковского героя к ней?

Ответ на этот вопрос довольно прост: для лирического героя стихотворения Россия, где “призывно машет узорный, цветной рукав”, — это прежде всего неиссякаемый источник вдохновения. Именно такая Родина становится предметом воспевания: лишь она, настоящая, без тени фальши, дороже всего самому поэту. Родина — это и спасение, и облегчение, и исцеление, и усмешка в “окно тюрьмы”. И хотя лирический герой идет в путь, “никем не званный”, “земля будет ему легка”, ведь Русь придаст ему сил, вдохновит его.

При внимательном прочтении в стихотворении легко выявить перекличку темы Руси с трактовкой идеального женского образа. Поэт мыслит масштабно, выстраивая своеобразную цепочку: женщина — мать — Родина… У матери дети просят: “приюти!”. Вернее сказать, у матери не просят, она понимает это сама. И лирический герой уверен, ему найдется место “на просторах” Родины…

В заключение хочется отметить один немаловажный момент: читая это стихотворение, читатель ясно видит и “необъятные дали”, и “узорный рукав” и, что самое главное, понимает, почему же убогая родина так влечет поэта: мать мила и нужна всегда…

Читайте также: