Изменения в положении сословий при петре 1 кратко

Обновлено: 02.07.2024

Необходимость создания социальной опоры абсолютизму вызвала проведение Петром I социальной реформы. Сословные реформы оформили деление населения России па четыре сословия: шляхетство (дворянство), духовенство, мещанство и крестьянство. Кроме того, все население страны подразделялось на две категории - податное и неподатное.

Шляхетство (дворянство) - стало основным господствующим сословием. Объединяло князей, бояр и дворян. Правовой статус дворянства определялся: Указом о единонаследии 1714 г., Табелью о рангах 1722 г., Манифестом о даровании вольности и свободы всему российскому дворянству 1762 г., Жалованной грамотой дворянству 1785 г. Шляхетство (дворянство) делилось наличное и потомственное. Главной обязанностью дворян являлась государственная служба: военная, придворная и гражданская. Дворяне освобождались от телесных наказаний, личных податей, рекрутской повинности.

Духовенство делилось на белое и черное - церковное и приходское. Было неподатным сословием, освобожденным от всякого рода повинностей.

Крестьяне делились на шесть разрядов:
• государственные (черносошные) - имели личную свободу, право покупки и аренды земли, занятий промыслами;
• дворцовые (с 1797 г. - удельные) - были приписаны к царским угодьям, обслуживали дворцовое хозяйство;
• экономические (бывшие церковные и монастырские) - были уравнены в правах с государственными;
• посессионные (купленные, отданные навечно, мастеровые) - приписанные к фабрикам и заводам. Использовались только на заводских работах;
• однодворцы - потомки мелких служилых людей, не вошедшие в дворянское сословие, проживавшие преимущественно на окраинах империи. Платили подушную подать и выполняли различные повинности;
• помещичьи или крепостные (дворовые, барщинные, оброчные). Их положение было близким к рабству. Платили оброки, отрабатывали барщину. Могли быть проданы, обменены, заложены, подарены помещиком против их воли.

Реформа способствовала консолидации феодалов и дальнейшему закрепощению крестьянства.

Для абсолютизма характерно стремление рационально регламентировать правовые положения сословий. Законодатель стремился определить правовой статус каждой социальной группы и регламентировать ее социальные действия.

Дворянство. Прежде всего, в период формирования абсолютной монархии, происходила консолидация класса феодалов (что укрепляло социальную базу абсолютизма). Особое положение феодальной аристократии (боярства) уже в конце XVII в. стало резко ограничиваться, а затем и было ликвидировано. Важным шагом в этом направлении был акт об отмене местничества (1682). При назначении на руководящие государственные посты стало приниматься во внимание не аристократическое происхождение, а такие критерии, как выслуга, квалификация и личная преданность государю. Экономическую консолидацию дворянства (при Петре I — шляхетства) завершил Указ о единонаследии 1714 г., политическую консолидацию — Табель о рангах 1722 г.

Логическим продолжением Указа о единонаследии стала Табель о рангах.

Табель о рангах разделила службу на военную и гражданскую (последнюю, в свою очередь, — на статскую и придворную). Все чины (и воинские и гражданские) были разделены на 14 классов. Продвижение по иерархической лестнице чинов было возможным только начиная с низшего чина (на практике уже после рождения дети аристократов записывались в должность и по достижении ими 15 лет имели достаточно высокий чин). При этом устанавливались сроки службы в определенных чинах, строгая регламентация служебного положения и т.д. Достигнув определенного чина можно было превратиться из недворянина в дворянина, то есть получить личное или потомственное дворянство: все чины с XIV по IX класс получали личное дворянство, начиная с VIII класса (для военных даже с XII класса) — потомственное дворянство (к концу 1720-х годов число дослужившихся до дворянства составило 1/3 всего дворянского сословия).

Служба для дворян была при Петре I обязательной и пожизненной. В 1714 г. была произведена перепись дворян в возрасте от 10 до 13 лет, с 1722 г. за неявку на службу назначалось шельмование.

С 1714 г. устанавливалось обязательное начальное обучение для дворянских детей (за необученных детей на родителей налагались штрафы; без изучения правил геометрии дворянину запрещалось жениться). Для ведания делами дворянского сословия при Сенате в 1722 г. была учреждена должность герольдмейстера , надзиравшего за составлением дворянских списков и обучением дворян-недорослей.

Дворяне составляли значительную часть в структуре нарождающегося бюрократического класса: в верхних его слоях (сенаторы, руководители коллегий, канцелярий, приказов, губернаторы, вице-губернаторы) они были монополистами; подавляющее большинство высших чиновников (от коллежских советников до асессоров) также состояло из дворян.

Требуя от дворян пожизненной службы, от которой не освобождало даже увечье, государство закрепляло статус дворянства как привилегированного сословия:

  1. монополия дворян на землю закреплялась в Указе о единонаследии 1714 г.;
  2. Воинский устав 1716 г. освободил дворян от пыток (если речь шла не о государственных преступлениях);
  3. Указ о подушной переписи 1718 г. закрепил привилегированное положение дворянства как неподатного сословия.

Духовенство. Традиционно духовенство делилось на черное (монастырское) и белое (приходское). Черное духовенство не было наследственным и не входило в сословие. Уже в 1667 г. Московский собор принял решение о запрете постригать в монашество молодых и женатых людей. Духовный регламент 1721 г. устанавливал возрастные критерии и обязательное согласие начальства для желающих принять постриг.

В 1723 г. поступление в монашество запрещалось вовсе, однако в 1725 г. этот запрет был отменен, а решение вопроса в каждом отдельном случае передавалось на усмотрение Синода.

Белое духовенство состояло из священнослужителей (священников или дьяконов) и церковнослужителей (дьячков и пономарей).

С 1722 г. духовенство стало наследственным. Одновременно стало жестко регламентироваться и вступление в духовное сословие: из дворянских родов сан могли принимать только младшие сыновья, достигшие 40-летнего возраста. За представителей податных сословий, поступивших в духовенство, подушный налог должен был уплачиваться их родичами.

Духовенство было неподатным сословием (только церковнослужители платили подушную подать и рекрутский налог).

Указ 1698 г. запрещал духовенству заниматься торговлей, промыслами, вступать в подряды и откупа, закреплять за собой крестьян, приобретать населенные имения.

Крестьянство. До 92% всего населения России составляло крестьянство. Оно разделялось на несколько категорий — государственных, дворцовых, монастырских и помещичьих. В интересах дворянства продолжался процесс дальнейшего закрепощения крестьян. В 1722-1725 гг. была проведена перепись, которая дала основу для закрепощения категорий крестьянства, имевшего до этого иной статус. Делались неоднократные попытки распространить крепостную зависимость на казаков и однодворцев, однако эти группы продолжали занимать промежуточное место между государственными крестьянами и служилыми людьми.

Обязанность уплаты подушной подати и оброчного сбора была распространена, помимо владельческих (крепостных) крестьян, с 1719 г. и на черносошенных крестьян, однодворцев, украинцев, татар и ясачных людей, а с 1724 г. — на всех попавших в переписные книги. Все эти категории относились к государственным крестьянам.

Черносошенные крестьяне, жившие общиной, сохраняли право собственности на пашни, покосы, угодья, которые они обрабатывали, могли их продавать, заложить, отдать в приданное. Они уплачивали государству денежный оброк и выполняли натуральные повинности.

Крестьяне нерусского населения Поволжья и Приуралья, кроме того, уплачивали ясак (натуральную дань) государству.

Однодворцы (выходцы из московских служилых людей, не попавшие в состав дворянства) платили подушную и оброчную подати.

Государственные крестьяне имели право перехода в иные сословия, могли менять место жительства, нередко освобождались от налогов. Но казенные земли очень активно раздавались в собственность помещикам (только в 1796 г. было запрещено продавать казенные земли).

Частновладельческие крестьяне делились на две группы — дворцовые (проживали на дворцовых землях) и помещичьи (наиболее многочисленная группа крестьянства).

Феодальные отработки крестьян выражались в барщине, месячине (когда крестьянин всю неделю работал на господина, получая за это месячный провиант) и оброк в денежной форме.

Монастырские и церковные крестьяне в 1764 г. были переданы в ведение Коллегии экономии и стали называться экономическими (в 1786 г. они были уравнены с государственными). Эта категория крестьян в отличие от частновладельческих не могла подвергаться произвольному переселению, но, как и первые, могла отдаваться в рекруты и наказываться плетьми.

Положение всех категорий крестьян в период реформ Петра I ухудшилось в результате следующих нововведений:

  1. рекрутской повинности (с 1705 г. одного рекрута забирали от 20 дворов, с 1714 г. — от 40 дворов, с 1715 г. — от 75 дворов);
  2. введения подушной подати с 1718 г. (на все категории крестьян);
  3. подводной повинности на государственных крестьян в период Северной войны;
  4. постойной повинности, которая выражалась не только в размещении по крестьянским домам офицеров, солдат, рекрутов, но и в снабжении кормом их лошадей и т.п. (только указом от 24 февраля 1727 г. был предписан перевод полков в города).

Вследствие государственного интереса к развитию промышленности был установлен порядок приписки к мануфактурам государственных крестьян (в государственном секторе экономики) и покупки крестьян с землей при обязательном использовании их труда на мануфактурах (в частном секторе). Эти категории крестьян получили наименование приписных и посессионных (указ 1721 г.). Посессионных крестьян нельзя было продавать отдельно от фабрик, переводить с фабрики на фабрику, отпускать на волю, закладывать или отдавать в рекруты за крепостных. Они выполняли рекрутскую повинность, уплачивая подать, платили подушный налог, фабриканты могли применять к ним телесные наказания и ссылку в Сибирь.

Городское население. Около 3-4% населения страны составляло городское население. По некоторым данным, в этот период в России насчитывалось 336 городов (однако часть их была обыкновенными военными крепостями и лишь в 189 городах было торговопромысловое население). В среднем на один город приходилось около 1,5 тыс. душ мужского пола. Лишь 30 городов имело более 2 тыс. душ мужского пола.

Гильдии в городах управлялись гильдейскими сходами и старшинами.

По указу 1722 г. городские ремесленники были объединены в цехи.

Высший чин московской дворовой знати — боярство — вовсе исчез. Боярская дума прекратила свое существование, а высших должностных лиц центрального и областного управления Петр назначал, совершенно не считаясь с их происхождением.

Служебная повинность всего дворянского сословия при Петре не только не облегчилась, но наоборот, стала гораздо более тяжелой, чем она была в Московском государстве.

Там дворяне, отбыв военный поход или сторожевую службу, разъезжались по домам, а при Петре они обязаны были с 15 лет поступать в регулярные солдатские полки и, только пройдя продолжительный искус солдатской муштры и страды или показав особые боевые отличия, могли быть произведены в офицеры. И затем они должны были служить в армии до старости или до потери трудоспособности.

С другой стороны, всякий солдат, дослужившийся до офицерского чина, получал потомственное дворянство.

Таким образом доступ в дворянское сословие через военную службу был открыт всем классам населения.

Учрежденный при Сенате герольдмейстер, курирующий дворянство и его службу, должен был вести дворянам строгий учет и следить, чтобы никто из них по достижении пятнадцати лет не уклонялся от службы. Ему было предписано также следить чтобы в гражданской службе было не более трети мужчин каждой дворянской фамилии.

Кроме служебной повинности, Петр возложил на дворян совершенно новую учебную повинность. Он посылал сотню молодых дворян за границу учиться главным образом военному и морскому делу.

Всех дворянских детей мужского пола велено было (в 1714 году) учить грамоте, арифметике и геометрии.

Когда Петр приказал произвести перепись населения для обложения его подушной податью, то переписчики вносили в списки только крестьян, ибо холопы по прежнему положению не подлежали обложению.

Сознавая важное значение коммерции и промышленности в жизни государства, Петр всячески старался поднять активность и социальный уровень русского торгово-промышленного класса. Учредив выборные городские магистраты для управления городами, Петр хотел также, чтобы русские ремесленники по образцу западноевропейских организовались в цехи (необходимо отметить, что в Европе в это время уже шла борьба с цеховой системой).

Однако попытка Петра насадить в России самоуправ­ление и цеховой строй не увенчалась успехом.

Главной целью сословной реформы Петра I было оформление прав и обязанностей каждого сословия – дворянства, крестьянства и городского населения.

Указ о вотчинах (1704 г.), по которому и бояре, и дворяне получили вотчины и поместья.

Указ об образовании (1706 г.) – все боярские дети обязаны получить начальное образование.

Указ о единонаследии (1714 г.), по которому дворянин мог оставить наследство только одному из сыновей.

Табель о рангах (1721 г.): служба государю делилась на три отдела – армия, государство и двор - каждый из которых был разделен на 14 рангов. Этот документ позволял человеку низшего сословия выслужить себе дворянство.

Большинство крестьян были крепостными. Холопы могли записаться в солдаты, что освобождало их от крепостной зависимости.

Среди свободных крестьян были:

государственные, обладающие личной свободой, но ограниченные в праве перемещения (т.е. по воле монарха они могли быть переданы в крепостные);

дворцовые, принадлежавшие лично царю;

посессионные, приписанные к мануфактурам. Владелец не имел право продавать их.

В 1722 г. появились цеха, которые объединяли мастеров одного ремесла.

Судебная реформа Петра I

Функции верховного суда осуществляли Сенат и Юстиц-коллегия. В провинциях действовали надворные апелляционные суды и провинциальные суды, возглавляемые воеводами. Провинциальные суды вели дела крестьян (кроме монастырских) и горожан, не включенных в посад. С 1721 г. судебные дела горожан, включенных в посад, вел магистрат. В остальных случаях дела решал земской или городовой судья единолично.

Церковная реформа Петра I

Петр I упразднил патриаршество, лишил церковь власти, а ее средства перевел в государственную казну. Вместо должности патриарха царь ввел коллегиальный высший управленческий церковный орган – Святейший Синод.

Главной целью сословной реформы Петра I было оформление прав и обязанностей каждого сословия – дворянства, крестьянства и городского населения.

Указ о вотчинах (1704 г.), по которому и бояре, и дворяне получили вотчины и поместья.

Указ об образовании (1706 г.) – все боярские дети обязаны получить начальное образование.

Указ о единонаследии (1714 г.), по которому дворянин мог оставить наследство только одному из сыновей.

Табель о рангах (1721 г.): служба государю делилась на три отдела – армия, государство и двор - каждый из которых был разделен на 14 рангов. Этот документ позволял человеку низшего сословия выслужить себе дворянство.

Большинство крестьян были крепостными. Холопы могли записаться в солдаты, что освобождало их от крепостной зависимости.

Среди свободных крестьян были:

государственные, обладающие личной свободой, но ограниченные в праве перемещения (т.е. по воле монарха они могли быть переданы в крепостные);

дворцовые, принадлежавшие лично царю;

посессионные, приписанные к мануфактурам. Владелец не имел право продавать их.

В 1722 г. появились цеха, которые объединяли мастеров одного ремесла.

Судебная реформа Петра I

Функции верховного суда осуществляли Сенат и Юстиц-коллегия. В провинциях действовали надворные апелляционные суды и провинциальные суды, возглавляемые воеводами. Провинциальные суды вели дела крестьян (кроме монастырских) и горожан, не включенных в посад. С 1721 г. судебные дела горожан, включенных в посад, вел магистрат. В остальных случаях дела решал земской или городовой судья единолично.

Церковная реформа Петра I

Петр I упразднил патриаршество, лишил церковь власти, а ее средства перевел в государственную казну. Вместо должности патриарха царь ввел коллегиальный высший управленческий церковный орган – Святейший Синод.

Читайте также: