Борьба народов дагестана с сефевидами кратко

Обновлено: 02.07.2024

Рассматриваются походы первых сефевидских шейхов на Дагестан, их причины и последствия для народов, делается попытка проанализировать роль и место Дагестана в кавказской политике первых Сефевидов.

Ключевые слова: сефевиды, шейх, роль, место, Дагестан, Джунейд, Хайдар, поход в Дагестан, причины, последствия.

Т he article Deals with the campaigns of the first Safavid sheikhs to Dagestan, their causes and consequences for the peoples, an attempt to analyze the role and place of Dagestan in the Caucasian policy of the first Safavid.

Key words: Safavid, Sheikh, role, place, Dagestan, Junaid, Haidar, trip to Dagestan, causes, consequences.

Шиизм, считавшийся тогда ересью по отношению к официальному исламу в суннитской форме, был взят Сефевидами на вооружение как знамя в борьбе за свои политические цели, за влияние на народные массы, среди которых шиизм получил широкое распространение [11, с.66]. Военные силы Сефевидов состояли из большого количества тюркоязычных племен.

Когда в следующем, 1460 г. Джунейд повторил свой поход в Дагестан, ширваншах преградил путь воинам сефевидского шейха. Выступление ХалилуллахаI против войск Джунейда было явлением вполне закономерным. Походы Джунейда были одинаково опасны как для Дагестана, так и для Ширвана. Совершая грабительские походы в Дагестан, сефевидский шейх стремился при благоприятном случае овладеть и Ширваном или захватить часть его территории, тем более что он уже предпринимал подобные попытки в прошлом. В этой связи политические интересы владетелей и народных масс Дагестана полностью совпадали с интересами ширваншахов.

9 июля 1488 г. объединенные войска ширваншаха, среди которых были и дагестанские отряды, и эмиров Ак-Коюнлу напали на кызылбашей шейха Хейдара. Войска под предводительством Сулейман-бека и ширваншаха бились в тяжелых условиях гористой местности, на краю глубокого ущелья, где лошади и люди срывались и падали в пропасть. Обе стороны сражались с ожесточением. Во время боя Сулейман-бек был ранен и отведен в сторону его воинами. В это время шейх Хейдар был смертельно ранен стрелой в шею. Сняв его с лошади, кызылбаши заслонил его, пытаясь отразить атаки противника. Однако их силы иссякли, и воины эмиров прорвали их ряды. Кызылбаши бежали, оставив умирающего шейха в руках врага. Али-ага Капучи отрезал голову шейху Хейдару и принес ее эмиру. Увидев гибель шейха, кызылбаши вернулись на поле битвы и храбро сражались. Но войска эмиров и ширваншаха разбили и уничтожили их. В ставку султана Якуба был отправлен вестник, который вместе с донесением об исходе битвы доставил также голову шейха Хейдара. В 16 июля 1488 г. он достиг юрта Арвана-кух, султан Якуб приказал выставить голову на обозрение на несколько дней, а затем отдать ее матери шейха (сестре Узун Хасана). На следующий день царский кортеж прибыл в столицу Тебриз. Султан Якуб издал приказ эмирам вернуть Фаррух-Ясару города Ширвана, Дербент и Махмудабад, отвоеванные у врага.

Таким образом, попытки шейха Хейдара, как и его отца Джунейда, завоевать Ширван и Дагестан не имели успеха и закончились для них катастрофой.

Таким образом, деятельность представителей тесно связанных между собой двух суфийских орденов суннитского направления приводило к росту числа их сторонников.

Выходит, что это обстоятельство в определенной мере объясняет попытки первых сефевидских шейхов совершать священные походы через территорию Дагестана на черкесов, заручившись поддержкой своих многочисленных сторонников в южном Дагестане и других регионов Дагестана, тяготеющих к Дербенту.

Следует отметить, что в селе. Хазра по приказу шаха ТахмаспаСефеви был воздвигнут памятный комплекс, остатки которого зафиксировал еще в XIXв. А.-К. Бакиханов [4, c.95-96].

Вышеприведенные факты говорят о наличии значительного количества сторонников первых Сефевидов в Дагестане.

Рассматривая причину устремления Сефевидов на территорию нынешнего высокогорного Дахадаевского района Дагестана, Т.М. Айтберов отмечает, что в с. Кубачи имеется почитаемое погребение Ходжа-ДжамшидаСефеви, сына шейха Джунайда. А шейх Хейдар направился на территорию нынешних Табасаранского и Дахадаевского районов по причине того, что он имел там (в 1488 г.) довольно многочисленных и влиятельных своих сторонников. По его же мнению, у Сефевидов там были и хорошо укрепленные пункты, одним из которых и являлся Кубачи.

Что же касается роли отряда Сулайманбега в этой победе, то, как явствует из того же источника, он не сыграл большой роли в сражении 1488 г. в Табасаране. так как не мог успешно действовать на сильно пересеченной местности. Многие из его конников погибли, собственно, не от ударов врагов, а сорвавшись в пропасть; сам Сулайманбег едва остался жив.

На наш взгляд, оба указанных противоречия в интерпретации материала источников в значительной мере снимаются, если постараться выяснить роль Дагестана в описываемых событиях.

Тем не менее, в той мере, в какой в источниках отразился объективный ход военно-политических событий – в такой же мере в них можно обнаружить указания на активную роль населения Дагестана (как отдельной силы) в этих событиях.

Итак, приведенные выше доводы свидетельствуют о заметной роли в разгроме первых Сефевидов населения Дагестана, защищавшего при этом свои собственные интересы на своей земле.

Такой вывод косвенно подтверждается и последующими событиями: всякое антисефевидское движение в Ширване находило активную поддержку в Дагестане. Достаточно назвать некоторые факты:

– при неудачной попытке Шейхшаха восстановить в 1509 г. независимость Ширвана Дербент был единственной крепостью, оказавшей сопротивление кызылбащам.

– в Дагестане находили себе укрытие такие крупные противники Сефевидов, как претендент на ширванский престол как Музаффар, Алькас-Мирза.

– последний ширваншахБурханэддин, борясь за независимость Ширвана, дважды находил убежище в Дагестане и дважды (в 1547 и 1548 гг.) возвращался в Ширван с войсками, состоящими из кайтагцев и других народов Дагестана.

– в 1550 г. семья Бурханаддина надолго нашла себе укрытие в Дагестане, здесь же вырос его сын Абубекр-Мирза.

Литература:

1.Айтберов Т.М. Надгробия Сефевидов второй половины XV в. на территории Дагестана (к истории шиизма на Северном Кавказе) // Кавказ, Балканы, Передняя Азия. 2004. №2 (9).

2. Барбаро И. Путешествие в Персию…// Барбаро и Контарини о России. К истории итало-российских связей в XV в. Вступ. статья, подг. текста, пер. и комм. Е. Ч. Скржинской. Л., Наука, 1971.

3.Бакиханов А. Гюлистан-Ирам. Баку, 1926.

4.История Ирана с древнейших времен до конца XVIII в. Л., 1958

6.Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда. М., 1963.

7.Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VI – XV вв. Л., 1966.

8.Петрушевский И.П. Государства Азербайджана в XV в.

9.Петрушевский И.П. Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI – начале XIX в. Л., 1949.

11.Эфендиев О.А. Образование Азербайджанского государства Сефевидов в начале XVI века. Баку, 1961.

12.Dorn B. BeitraegezurGeschichtederkaukasischenLaenderu. Voelkerausmorgenl. Quellen. Versucheiner Geschichte der Schirwanschache. St.-Pb, 1840. Serie 6.T.IV.

Нападение Надир-шаха на Дагестан

1741 год. Как и сотни лет над Дагестаном встаёт солнце, люди в своих аулах начинали новый день, каждый занимался своим ремеслом. Вместе с тем в воздухе витала напряжённость, над Дагестаном нависла угроза, которой до сих пор горцы не знали.

Уникальная самобытная культура Дагестана и самое главное для дагестанцев – их свобода и религия – были под угрозой. Кавказская цивилизация могла быть стёрта с лица Земли. С юга надвигался беспощадный и жестокий враг, гроза Вселенной, как его называли в Персии, Надир-шах во главе 100000-го персидского войска.

Эта была поистине грозная сила, которая уже покорила многие народности Востока, перед которой не устояли армии даже великих моголов. В войске Надир-шаха служили покорённые им народы: афганцы и курды, персы и таджики. Казна его пополнялась дарами из империи побеждённых Великих моголов, и шах не жалел средств на новый поход. Воины сефевидов были снабжены лучшим оружием и лошадьми.

Такую огромную силу возможно было сломить лишь одним путём – собрав воедино все силы в Дагестане. Тогда горный край был разделён на несколько ханств и вольные общества.

Сильные ханы и храбрые предводители вольных обществ готовились к великим битвам за родной край, но вместе с ними готовился ещё один человек, хотя и не имел ни богатств для войск, ни войска для битв. Он имел лишь огромный авторитет праведника и учёного, свободного от национальных, классовых и социальных предрассудков. Его звали Ибрагим аль Уради. Ибрагим-хаджи был носителем идеи, способной спасти Дагестан в то нелёгкое время.

Летом 1741 года войска Надир-шаха вышли из Дербентской крепости и начали своё продвижение в горы Дагестана. Надир-шах возглавил 50000-ое войско и направился в Кумух, другая часть во главе с Лютф Али ханом должна была через Аймакинское ущелье пройти к Гергебилю и встретиться с основными войсками Надир-шаха в Хунзахе, тем самым задавить горцев в тисках военной мощи Надир-шаха.

9 августа в ходе тяжёлых боёв персам удалось взять Кумух. А уже через месяц горцам предстояло вести бои в долине Андалял. Именно в этот момент Ибрагим-хаджи занимает очень активную позицию. Этот поход персов на Дагестан был уже четвёртым по счёту, и Ибрагим-хаджи прекрасно знал этого врага, с которым он ещё вёл переговоры во время второго похода 6 лет назад. И в этот раз Ибрагим-хаджи участвует в военных советах горцев, пытается вести диалог с наступающей силой и предотвратить кровопролитие.

В сохранившихся письмах Ибрагим аль Уради обращался к Надир-шаху:

Во имя Аллаха, Милостивого ко все на это свете и лишь к уверовавшим на том! Да будет мир над тем, кто последовал правильному пути! Послание людям очень сильным – тем, которые расположились в мусульманских округах, а также – владыкам, обладающим войсками, против которых не устоять. Вы, как видно, вознамерились искоренить селения в которых живут верующие мусульмане!

Если бы шамхал не поднялся бы к Аймакинской горе, было достаточно и того, что он делал до сих пор.

Военный отпор завоевателям был организован в основном под началом ханов и беков, и наряду с ними идейное сплачивание народов Дагестана осуществляли богословы Дагестана. Помимо Ибрагима-хаджи Урадинского были и другие богословы, которые принимали активное участие в этом. Известно, что Хадис аль Мачада со своими учениками забирался на высокую гору, оставался там и просил у Аллаха, чтобы Всевышний помог дагестанцам одержать победу. Также Абубакар Аймаки участвовал в переговорах, пытаясь не допустить кровопролитие.

Насколько же был силён среди народа авторитет Ибрагима-хаджи, что ему удалось сплотить народ.

Чтобы понять это, давайте обратимся к наследию, которое оставил Ибрагим-хаджи. Сегодня в его родном селении Урада, как говорят его сельчане – в старой её части, всё ещё можно увидеть развалины дома, принадлежащего Ибрагиму-хаджи. Но сохранилось и более ценное – это личная библиотека Ибрагима-хаджи, которая была обнародована всего лишь в 2008 году известным востоковедом Амри Шихсаидовым.

Как говорит Амри Шихсаидов, практически за 240 лет эту библиотеку никто не видел.

В своё время её хотели заполучить и разные богословы, и сотрудники КГБ в Советский период, но потомкам Ибрагима-хаджи удалось сохранить её и донести до нас.

В библиотеке имеется 150 книг, из них: шесть рукописей, датированных 15–16 веками, 25 рукописей – 17 веком, 60 рукописей – 18 веком и др.

Эта коллекция сама по себе уникальная находка, которая даёт возможность буквально прикоснуться к истории. Возраст этих книг составляет от 300 до 800 лет.

Судя по этим книгам, спектр изучаемых Ибрагимом-хаджи наук был поистине широким: мусульманское право, толкование Корана, суфизм, теология, логика, хадисы Пророка (мир ему и благословение), грамматика арабского языка, правила чтения Корана, сокровенное значение арабских цифр и букв и даже теория стихосложения и алгебра.

По тому, как эта коллекция была собрана (Ибрагим-хаджи покупал эти книги, часто сам переписывал, иногда ему их дарили сами авторы), можно сделать вывод, что Ибрагим-хаджи имел тесные связи с крупными учёными горного края того периода.

Первые шаги в образовании Ибрагим сделал в медресе у своего отца Мухаммада-хаджи, который и основал это медресе в селе Урада, затем и у других учёных Дагестана. Как пишет учёный Назир из Доргели в своём библиографическом сочинении о богословах Дагестана, Ибрагим-хаджи получил знания и в арабских странах. Обучался в Мекке у шейха Саида Мекканского и у муфтия шафиитского мазхаба Дамаска аль Газзи.

О пребывании Ибрагима-хаджи в арабских странах широко известно, в народе сохранилось предание, что он некоторое время был даже муфтием в Мекке. По возвращении он снискал огромный авторитет. Ибрагим-хаджи был не просто высокообразованным, но и очень мудрым и всесторонне развитым человеком, что давало ему возможность прекрасно разбираться в сложившихся ситуациях, находить общий язык со многими выдающими людьми своей эпохи и влиять на умы людей. К сожалению, до нас не дошли отдельные сочинения Ибрагима-хаджи, но на многих книгах можно найти его комментарии к тому или иному вопросу, что способен был делать лишь человек с глубокими познаниями в вопросах религии.

Абдурахман Казикумухский и другие богословы последующих поколений были хорошо знакомы с жизнью и деятельностью Ибрагима-хаджи. Ещё бы, как можно было не знать, так как ещё одним примечательным фактом его жизни является то, что первый имам Дагестана Гази Мухаммад приходился правнуком Ибрагиму-хаджи, его сын Исмаил (дедушка имама Гази Мухаммада) работал муэдзином в селении Гимры. Так баракат Ибрагима-хаджи распространился и на его праведных потомков, которые, как и он, пытались в своё время учёностью и смелостью объединить горцев и сохранить Дагестан.

Теперь вернёмся к событиям 1741 года. К середине августа полчища Надир-шаха подошли к долине Андалял. Послов от дагестанцев с призывом одуматься, которые и принесли то самое письмо Ибрагима-хаджи, Надир-шах приказал зарубить и повелел горцам немедленно покориться, на что гордые горцы ответили отказом. Битва стала неизбежна.

Горцы были полны решимости и уверенности, ведь за несколько дней до этого им удалось заманить в Аимакинское ущелье и разгромить 40000-ное войско Лютф Али хана. Но сефевиды в Андалале пока не знали этого, и передовые отряды персов начали своё наступление. Согратль и прилежащие к нему селения были укреплены баррикадами, полчища персов, подобно рекам, хлынувшим на эти сёла, в десять раз превышали горцев по численности. Звон стали, грохот ружей, скрежет кольчуг и треск ломающихся копий вперемешку с людскими воплями наполнили Андалялскую долину.

Но быстрой победы, как того ожидал Надир-шах, не получилось, горцы оборонялись ожесточённо и удерживали позиции уже несколько суток. С каждого народа и с каждого села воины спешили им на помощь и сразу же пополняли ряды горцев. Битва длилась уже несколько суток. 21 августа сборным отрядам дагестанцев всё же удалось остановить наступающие полчища персов и полностью сломать хребет военной машине Надир-шаха.

Сам шах убежал, бросив свою саблю и корону. Это была поистине всеобщая победа, отвоёванная всеми дагестанцами всех областей. Это был тот момент, когда Дагестан был един как никогда, как и желал Ибрагим-хаджи, который, как и все алимы на всём протяжении истории Дагестана, хотел мира и добра родной земле.

Умер Ибрагим-хаджи примерно в 1770 году и похоронен в родном селе Урада.


ДАГЕСТАН. Сефевиды и Дагестан

ДАГЕСТАН. С приходом к власти в Иране Сефевидов — новой династии, на Южном Кавказе и Дагестане происходят изменения. Шах вознамеривается колонизировать регион и с этой целью переселяет туда другие народы. По сведениям XVI-го века иранский правитель Исмаил выбивает привилегию у дербентского предводителя занять часть территорий и расселить в городе «500 семейств поколения Румиев – шиитского тюркоязычного племени. Так начинается персидское владычество в каспийском порти, жители которого меняли суннизм на шиизм.

Мурад III и огонь недовольства. Между тем империя османов серьёзно переживает об удачных проделках Сефевидов на Кавказе. Тогда турецкий султан Мурад III решает унять беспокойство, начав войну против иранцев. И вот по мере приближения войск в городе разгорается огонь недовольства. Местные жители вдруг вспоминают о непосильных налогах и гнёте шахских ставленников. За несколько мгновений они поднимают мятеж, арестовывая персидского наместника и правителя порта. Сунниты ополчаются против шиитов и истребляют отряд кызылбашей — поданных сефевидского государства.

В начале XVII-го века в Дербент решают вернуться Сефевиды. Тогда уцмий Рустем-хан с тремя сотнями кайтагской конницы, заручившись поддержкой городских жителей и отдельных горских владетелей вынуждают турецкий гарнизон сдаться.

С угасанием династии Сефевидов оканчивается владычество персов в Дагестане. Влияние Персии на регион оказывается решительным, потому что местное население во многом начинает подражать Ирану.: в общественном строе, нравах, порядках и в какой-то степени религии.


ДАГЕСТАН В БОРЬБЕ НАРОДОВ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО КАВКАЗА С ИНОЗЕМНЫМИ ЗАВОЕВАТЕЛЯМИ В XV В

Обложка

Аннотация

В статье освещается борьба народов Дагестана с иноземными завоевателями в XV в., в частности, с объединением тюркских племен Кара-Коюнлу, образовавшимся после распада Ильханской державы, а также с шиитским религиозным орденом Сефевидов. Рассматриваются причины, цель, последствия первых походов сефевидских войск в Дагесан.

Ключевые слова

Читайте также: