Появление цвета в кино кратко

Обновлено: 28.06.2024

Кинематограф с первых дней повторял историю фотографии, ведь пленка была холстом для режиссеров, так же как для фотографов. Но когда на пленке появился цвет, кинематографисты первыми освоили новый художественный прием — используя или игнорируя игру цвета в кадре, они создали целые киномиры и заново переписали историю визуального искусства. При этом за 100 лет экспериментов в кино режиссерам и операторам так и не удалось исчерпать цветовую палитру или даже приблизиться к этому.

Почему сначала кино
было черно-белым

Фотография начала стремительно развиваться в середине XIX века, и к началу XX века фотокамеры, которые все еще оставались роскошью для своего времени, стали распространенным средством заработка.

Многие семейства заказывали фотопортреты, приуроченные к важным жизненным событиям: дням рождения, свадьбам, встречам семьи. Эта традиция прижилась во всех слоях общества — например, в Америке XIX века на портреты фотографировались даже чернокожие семьи, только что освобожденные из рабства.

Существовал даже викторианский обычай портретов с покойными родственниками, которых не удалось снять при жизни. Специально для фотографии покойникам открывали глаза, чтобы на портрете вся семья была в сборе, несмотря на смерть одного из ее членов. Фотография обходилась дешевле портрета маслом, поэтому со временем съемка у фотографа превратились в ритуал, через который каждый человек проходил несколько раз в жизни. Городские власти стали заказывать владельцам фотоателье съемки важных событий, городских собраний или пейзажей.

В век литографии и масляной живописи фотография поначалу казалась слишком хрупкой, но со временем стало очевидно, что и она может оставить след в истории.

Первые пленки были однослойными, и изображение на них формировалось за счет чередования темных и освещенных участков на пленке. Отражения солнечного света от ясного неба, темного пиджака или рыжих кудрей давали разные оттенки серого. Контрастность и экспозиция регулировались во время проявки: продлив химическую реакцию, можно было драматизировать взгляд или пейзаж и, наоборот, сделать их более лирическими, прервав взаимодействие реагентов. Самые ранние фильмы раскрашивались вручную, а когда появилась многослойная пленка, процесс усложнялся от долгой и рискованной проявки — привычные цвета могли отобразиться самым неожиданным образом. Все опыты по проявлению пленки были сродни алхимии: многие фотографы и операторы того времени травились ядовитыми растворами, обжигали руки или портили себе зрение в бесконечных экспериментах в темноте.

В кинопроекторе в одну секунду сменяется 24
кадра, поэтому задача по применению цвета
усложнялась ровно в 24 раза.


Вскоре после того, как в 1895 году братья Огюст и Луи Люмьер изобрели кинематограф, новое искусство завоевало бешеную популярность. И публика сразу захотела видеть на экране цвета. На помощь пришло ручное раскрашивание, появились и первые цветные ленты, но до естественных цветов было еще далеко. WAS вместе с LG помогает понять историю развития цветного кино.

Ли-Тернер колор

Самый ранний цветной фильм из известных на данный момент. Снят Эдвардом Тренером в 1902 году

Кинемаколор

Первую технологию цветного кинематографа, коммерчески успешную, изобрели в 1906 году два режиссера — англичанин Джордж Альберт Смит и американец Чарльз Урбан. Она также опиралась на аддитивный способ образования цветов, но использовала только два светофильтра — красный и зеленый. Не слишком реалистичная цветопередача, но картинка была более четкая.

Техниколор

Синтез цвета путем выделения из белого отдельных спектральных составляющих

Синеколор

Главным конкурентом техниколора в течение десятилетий был синеколор, изобретенный в 1932 году англичанином Уильямом Креспинелом, который основал в США компанию Cinecolor. Эта технология была основана на двухцветной системе бипак, но позволяла использовать обычные камеры.

Многослойные пленки

Трехпленочный техниколор был очень сложным и дорогим: в 1939 году таких киноаппаратов насчитывалось лишь 14 в мире, один стоил в 5 раз дороже обычных — $ 16000 . Более дешевый синеколор имел проблемы с отображением цветов. Решением стала новая субтрактивная технология — многослойная кинопленка, созданная еще в начале 1930-х. Ее усовершенствовали нацисты.


Обычно считается, что старые фильмы снимались в черно-белом формате, а новые — в цветном, как будто между ними существует какая-то четкая грань. Однако, как и в большинстве разработок в области искусства и технологий, с течением времени в киноиндустрии перестали использовать черно-белую пленку, но когда произошел резкий переход на цветную, точно не известно.

Черно белый формат

Первые цветные фильмы

История

История свидетельствует, что в первые десятилетия киносъемки цветные фильмы представляли для режиссера аналогичный художественный выбор.

Создание первых образцов цветных пленок

Первые образцы

Ранние цветные пленки были разработаны вскоре после того, как было изобретено кино. Однако эти процессы были либо рудиментарными, либо дорогостоящими, либо и тем и другим.

Даже в самые ранние дни киноискусства цвет уже использовался в кино. Наиболее распространенный процесс заключался в том, чтобы использовать краситель, который был способен оттенять цвет определенных сцен. Например, таким образом отображались сцены, которые происходили в ночное время. Они окрашивались в темно-фиолетовый или синий цвет. Такая подсветка помогала визуально различать сцены, которые происходили в ночное время или при дневном освещении. Конечно, это было всего лишь вкрапление цвета.

За следующие несколько десятилетий были сделаны большие успехи в улучшении цветного трафарета и скорости его осуществления, но требуемое время и расходы привели к тому, что этот метод использовался лишь для производства небольшой части фильмов.

Технология Kinemacolor

Фильм

Одним из самых важных событий в мире цветного кино было появление технологии Kinemacolor, созданной в 1906 году англичанином Джорджем Альбертом Смитом. Кинофильмы с использованием Kinemacolor проецировали фильм через красные и зеленые фильтры, что позволяло имитировать фактические цвета, используемые в кинокартине. Хотя это был прогрессивный шаг, процесс двухцветного фильма передавал полный спектр цветов не точно, оставляя множество из них слишком яркими, размытыми или полностью отсутствующими.

Американские новшества

Новшества

Этот процесс требовал проецирования фильма посредством двух проекторов, один из которых содержал в себе красный фильтр, а другой — зеленый. Призма объединяла проекции на одном экране.

Как и другие цветовые процессы, ранний метод Technicolor был дорогостоящим по причине использования специальных технологий съемок и проекционного оборудования. В результате The Gulf Between был единственным фильмом, созданным с использованием оригинального двухцветного процесса Technicolor

Улучшенный процесс Technicolor

Цветной

В начале 1920-х годов Technicolor разработал цветной процесс, который запечатлевал цвет на самой пленке. Это означало, что цвет может быть представлен на любом проекторе соответствующего размера. Это было похоже на немного более ранний, но менее успешный цветной формат Prizma.

Тем не менее использование цветной пленки было все еще дорогим удовольствием. Для процесса требовалось гораздо больше света, чем для производства черно-белой кинокартины. Поэтому многие фильмы, которые использовали Technicolor, использовали этот метод только для некоторых коротких эпизодов в черно-белом фильме.

Трехцветный Technicolor

Технический прогресс

Technicolor и другие компании продолжали экспериментировать и совершенствовать цветную съемку фильмов в течение 1920-х годов, хотя черно-белая пленка оставалась стандартной.

Конечно, результаты были потрясающими, но этот процесс по-прежнему был дорогим и требовал камеры гораздо большего размера. По этой причине цвет использовался для более престижных проектов в конце 1930-1950-х годах. Разработки, сделанные как Technicolor, так и Eastman Kodak в 1950-х годах, сделали процесс съемки цветного фильма более легким и дешевым.

Цветное кино становится стандартным

Новый стандарт

Компания Eastman Kodak Eastmancolor конкурировала с Technicolor и Eastmancolor, а также отличалась совместимостью с новым широкоэкранным форматом CinemaScope.

Широкоэкранные фильмы и цветные фильмы были индустриальным способом борьбы с растущей популярностью маленьких черно-белых телевизионных экранов. К концу 1950-х годов большинство голливудских постановок снимались в цветном формате, поэтому к середине 1960-х годов новые черно-белые версии стали более дешевыми. Этот процесс продолжался в последующие десятилетия. Черно-белые кинокартины в основном были распространены у индийских кинематографистов.

Сегодня применение цифровых форматов делает процесс использования цветной пленки почти устаревшим. Тем не менее зрители будут продолжать ассоциировать черно-белый фильм с классическим образцом Голливуда, а также восхищаться яркими цветами ранних цветных фильмов.

история возникновения. развитие

Цветно́е кино́ — совокупность технологий кинематографа, позволяющая получать в кинофильмах изображение с натуральными цветами, соответствующими цветам снятых объектов или рисунков художников-мультипликаторов. К цветному кино также относятся колоризованные кинофильмы.

Первые попытки сделать киноизображение цветным были предприняты сразу же после изобретения кино. Самой первой технологией стала ручная раскраска чёрно-белой киноплёнки анилиновыми красителями, применявшаяся уже в конце XIX века.

Субтрактивные процессы
Все аддитивные технологии основывались на использовании неокрашенной чёрно-белой киноплёнки, цветное изображение с которой получалось только на экране при проекции через цветные светофильтры. Это требовало специальных кинопроекторов сложной конструкции, поэтому дальнейшее развитие шло по пути субтрактивных технологий, использовавших вирирование цветоделённых позитивов, и синтез цвета непосредственно в фильмокопии.

Гидротипные технологии печати цветного изображения, получаемого с помощью трёхплёночной техники съёмки, пережили оригинальный процесс и применялись до конца XX века при тиражировании цветных фильмов. Главное достоинство гидротипных фильмокопий — чрезвычайно высокая устойчивость красителей к выцветанию, недостижимая для позитивных многослойных киноплёнок.

Разрез проявленной современной цветной негативной киноплёнки. Буквами обозначены: А — защитный слой; B — ультрафиолетовый фильтрующий слой; C и D — синечувствительные полуслои; Е — жёлтый фильтрующий подслой; F и G — зелёночувствительные полуслои; H — промежуточный разделительный слой; I и J — красночувствительные полуслои; K — подложка и L — противоореольный слой
В современном цветном кинематографе применяются технологии, предусматривающие использование цветных многослойных киноплёнок или цифровых кинокамер с цветоделением при помощи нескольких светочувствительных матриц (3CCD или 4CCD) или решётки Байера в одной матрице.

Читайте также: