Синтаксический строй предложений кратко

Обновлено: 05.07.2024

Термин синтаксис (древнегреч. σύνταξις ‘построение, порядок, составление’) употребляется в трех значениях: 1) синтаксический строй языка; 2) раздел языкознания; 3) номинация отдельного издания.

Синтаксис языка – это правила сочетания слов и построения предложений. В синтаксисе как разделе лингвистики изучаются синтаксические связи, структура и грамматическое значение словосочетаний и предложений. В предложении завершается образование коммуникативной единицы, поэтому главный предмет синтаксиса – предложение. Центральной единицей синтаксиса является простое предложение как элементарная коммуникативная структура. Макросинтаксис изучает сверхфразовые единства – большие, чем предложение, фрагменты текста. Специальной дисциплиной является лингвистика текста.

Как и морфология, синтаксис занимается словом, которое рассматривается здесь как структурный компонент словосочетания и член предложения. Разница между словом морфологической и синтаксической сторонами слова состоит в следующем. Морфологические признаки слова присущи ему и вне предложения, а синтаксические реализуются только в предложении.

Синтаксис тесно связан с мышлением и экстралингвистической действительностью. Универсальная логика человеческой мысли отражает мир в языковой форме и получает в предложениях языков разных типов национально-специфическую окраску. Структура человеческой мысли имеет субъектно-предикатный характер. Предмет речи (субъект) составляет тему высказывания и выражается подлежащим. Приписанный субъекту признак называется предикатом и выражается сказуемым. Без субъекта и предиката предложения быть не может. Субъект есть даже в безличных предложениях, что хорошо обнаруживают трансформации их логического содержания: Мне холодноЯ испытываю холод; В лесу пахло грибами – Грибы пахли в лесу; СветаетСвет озаряется мир.

Синтаксис связан и с другими языковыми уровнями – с морфологией, лексикой и фонетикой. Можно сказать, что все уровни работают на синтаксис, подготавливая для предложения свои единицы. На синтаксическом уровне слова приобретают свойства, необходимые для их организации в коммуникативную единицу. Морфология придает словам соответствующую форму. Форма слова – кирпичик предложения, его минимальная строительная единица.

Слово в предложении становится семантико-синтаксической позицией – членом предложения. Замещение позиций определяется правилами языка и личными особенностями. Каждый говорящий обязан использовать одну из общих для всех схем предложения. Но то, каким лексическим материалом он ее наполнит, зависит от конкретных особенностей человека.

Словосочетание

Критерием разграничения словосочетания и сложного слова служит ударение: вялотекущая шизофрения и шизофрения, вяло текущая вначале, начала прогрессировать; англ. black - cock ‘тетерев’ (одно ударение), black cock ‘черный петух’ (два ударения).

Лексики и морфологии недостаточно для создания нормального словосочетания. Лексика не видит аномальности словосочетания * мягкий булочка, а для морфологии приемлемым будет * волевая булочка. В словосочетании слова связываются не только как лексические и морфологические единицы. В словосочетании появляется и синтаксическая особенность. Между словами устанавливаются синтаксические смысловые отношения, определяемые по вопросу и выражаемые определенными синтаксическими конструкциями: футбольный мяч и мяч для футбола – разное строение, обусловленное разными видами синтаксической связи, но одинаковые смысловые отношения.

Словосочетание выполняет номинативную функцию. В расчлененной номинации понятие обычно уточняется (рубашка – белая рубашка), но бывает и наоборот (декабрьзимний месяц).

Одно и то же понятие может передаваться в разных языках по-разному – словом или словосочетанием: венг. panasz könyv ‘книга жалоб’; англ. railway ‘железная дорога’; англ. motor ship ‘теплоход’; болг. писáлище ‘письменный стол’; кататься на коньках – фр. patiner; кататься на лыжах – нем. schlitschulaufen.

Предложение.

Предложение – коммуникативная единица, грамматически оформленная по законам данного языка и выражающая законченную мысль. Предложение – главная единица языка, т.к. выполняет его основную функцию – коммуникативную. Кроме коммуникативной предложение участвует в мыслеобразовании и номинации.

Под предикативностью понимают отнесенность информации предложения к действительности через специальные языковые средства. Они позволяют представить событие как реальное или нереальное, а реальное событие отнести к одному из временных планов – прошлому, настоящему или будущему. Иначе говоря, средством выражения предикативности являются наклонение и время. Данное понимание предикативности представлено в работах академика В.В. Виноградова (1895-1969).

Более узкая трактовка предикативности видит в ней свойство сказуемого связываться с подлежащим. Предикативность в этой концепции рассматривается как отношение бытийного признака (сказуемого) к грамматически независимому предмету (подлежащему). В этой концепции соотнесенность предложения с действительностью называется модальностью.

Предикация – приписывание предикативного признака субъекту. Предикация всегда совершается определенным образом. Предикат мыслится как реальный, возможный или желательный признак, а если реальный, то в каком-то временном плане. Конкретный способ предикации и есть модальность. Кроме объективного указания на время, высказывание может осложняться субъективным выражением отношения его автора к обозначаемой ситуации. Поэтому следует различать объективную и субъективную модальность.

Объективной модальности не может не быть, т.к. говорящий обязан выразить отношение высказывания к действительности. Субъективная – выражается далеко не всегда. Говорящему по-русски необходимо указать, является событие реальным (изъявительное наклонение), желательным (повелительное) или возможным (сослагательное). Для реального события еще нужно сообщить: было оно в прошлом, есть в настоящем или произойдет в будущем. Точки зрения на событие гораздо разнообразнее трех русских наклонений. В нахских языках[158] 10 наклонений: изъявительное, повелительное, безотлагательно-повелительное, желательное, просительно-желательное, категорически-повелительное, понудительное, сослагательное, потенциальное, неопределенное[159]. То, что по-русски выражается лексически (чтобы сделал! немедленно извинись! пожалуйста, помоги) или инфинитивом (всем оставаться на местах) в дагестанских языках имеет регулярные грамматические показатели.

Субъективная модальность выражает отношение говорящего к действительности и реализуется посредством модальных слов: наверное (неуверенность), конечно (уверенность), к сожалению, к счастью и т.п.

Помимо предикативности и модальности, грамматической категорией предложения является коммуникативность, под которой понимают информацию о завершении одного речевого акта. Выражается коммуникативность особой интонацией – интонацией конца предложения.

Предложение (языка) – модель построения конкретных речевых актов. Реализованное в речи предложение называется высказыванием (фразой). По модели одного предложения можно построить потенциально бесконечное количество высказываний: Дети идут в школу. Птицы улетают на юг. Студенты опаздывают на занятия и т.п.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Опишите в целом предмет изучения синтаксиса.

2.Какие точки зрения высказываются по поводу словосочетания?

Синтаксис, синтаксический строй языка (от греч. syntaxis ‘по­строение, порядок’) — это часть грамматической системы языка, представляющая собой иерархически организованную совокупность единиц разных рангов — словосочетаний, простых и сложных предло-

жений разных типов, — а также правила и закономерности сочетания и использования в связной речи различных классов слов с учетом их грамматических свойств.

Принято различать три основных аспекта синтаксиса:

• грамматический (формальный, или конструктивный, или струк­турный);

Первый аспект — наиболее традиционный. Именно таким образом рассматриваются единицы синтаксиса в школьных учебниках и курсах. В рамках данного подхода словосочетания и предложения описыва­ются как определенные конструкции разных типов (при этом пред­почтение отдается форме, а не содержанию), изучается система этих конструкций в конкретном языке.

Второй аспект позволяет вывести на первый план содержательную, а не структурную сторону синтаксических единиц и рассматривать предложение как обозначение той или иной ситуации или какого-то фрагмента неязыковой действительности.

Третий аспект актуален постольку, поскольку синтаксические еди­ницы возникают в речи и используются, в первую очередь, для пере­дачи какой-либо информации, причем чаще всего вполне конкретному адресату с вполне конкретной целью. Коммуникативная сторона син­таксиса бывает не менее важна, чем структурная и содержательная.

Термин синтаксис (древнегреч. σύνταξις ‘построение, порядок, составление’) употребляется в трех значениях: 1) синтаксический строй языка; 2) раздел языкознания; 3) номинация отдельного издания.

Синтаксис языка – это правила сочетания слов и построения предложений. В синтаксисе как разделе лингвистики изучаются синтаксические связи, структура и грамматическое значение словосочетаний и предложений. В предложении завершается образование коммуникативной единицы, поэтому главный предмет синтаксиса – предложение. Центральной единицей синтаксиса является простое предложение как элементарная коммуникативная структура. Макросинтаксис изучает сверхфразовые единства – большие, чем предложение, фрагменты текста. Специальной дисциплиной является лингвистика текста.

Как и морфология, синтаксис занимается словом, которое рассматривается здесь как структурный компонент словосочетания и член предложения. Разница между словом морфологической и синтаксической сторонами слова состоит в следующем. Морфологические признаки слова присущи ему и вне предложения, а синтаксические реализуются только в предложении.

Синтаксис тесно связан с мышлением и экстралингвистической действительностью. Универсальная логика человеческой мысли отражает мир в языковой форме и получает в предложениях языков разных типов национально-специфическую окраску. Структура человеческой мысли имеет субъектно-предикатный характер. Предмет речи (субъект) составляет тему высказывания и выражается подлежащим. Приписанный субъекту признак называется предикатом и выражается сказуемым. Без субъекта и предиката предложения быть не может. Субъект есть даже в безличных предложениях, что хорошо обнаруживают трансформации их логического содержания: Мне холодно – Я испытываю холод; В лесу пахло грибами – Грибы пахли в лесу; Светает – Свет озаряется мир.

Синтаксис связан и с другими языковыми уровнями – с морфологией, лексикой и фонетикой.

Можно сказать, что все уровни работают на синтаксис, подготавливая для предложения свои единицы. На синтаксическом уровне слова приобретают свойства, необходимые для их организации в коммуникативную единицу. Морфология придает словам соответствующую форму. Форма слова – кирпичик предложения, его минимальная строительная единица.

Слово в предложении становится семантико-синтаксической позицией – членом предложения. Замещение позиций определяется правилами языка и личными особенностями. Каждый говорящий обязан использовать одну из общих для всех схем предложения. Но то, каким лексическим материалом он ее наполнит, зависит от конкретных особенностей человека.

Структурировано и детально он изучается ближе к окончанию средней школы, сразу после морфологии.

Синтаксис?

Однако внимание его основному объекту – предложению – начинают уделять намного раньше. Словосочетания (что это?), члены предложения, его структура, построение текста – всё это рассматривается именно в рамках синтаксиса.

Синтаксис — это.

Такое трактование позволило использовать данный термин не только языковедам, но и представителям других направлений – семиотики, логики и программирования. Однако именно его лингвистическая трактовка наиболее известна широким массам.

Итак, согласно академику А.А.Шахматову, в науке о языке:

Синтаксис – это раздел грамматики, изучающий способы соединения слов и форм слова в словосочетания и предложения, предложений в сложные предложения. А также – сами словосочетания и предложения, их типы, значения, функции, условия употребления, характер и виды взаимодействия.

Грамматика

Если на уровне младших классов школы, то:

Определение

Но данный термин применим не только к самому разделу грамматики, но и к объекту его изучения. В таком значении

Синтаксис – это синтаксический строй языка, выраженный в ряде закономерностей, актуальный для построения синтаксических единиц – словосочетания, предложения, текста.

В данном случае можно говорить о синтаксисе конкретного языка – русского, английского, немецкого…

Предмет изучения и основные единицы синтаксиса

Исходя из определения синтаксиса, можно легко выделить его предмет, который условно распадается на две составляющие:

  1. правила связывания слов и словоформ;
  2. языковые единицы, в строении которых и реализуются эти правила.

Такие единицы носят название синтаксических. В их перечень разными учеными включается разное количество компонентов.

Традиционно выделяли две единицы – словосочетание и простое предложение. Такая теория поддерживалась многими крупными учеными прошлых лет, к примеру, В.В.Виноградовым.

Книга

Однако сегодня перечень синтаксических единиц таков:

  1. словосочетание, ,
  2. сложное предложение.

В рамках изучения синтаксиса также принято рассматривать сверхфразовые единства (в школе их могут называть сложным синтаксическим целым), а иногда и тексты. Такой подход показан в этом фрагменте презентации:

Единицы

Однако эти единицы не могут быть названы синтаксическими, поскольку в уровне этой языковой системы не проявляют свои основные свойства.

Аспекты синтаксиса

Названные выше единицы сложны и многогранны с точки зрения структуры и смысла. А потому даже в рамках одного раздела требуют разностороннего изучения. В связи с этим в рамках современной лингвистики синтаксис представлен в трех аспектах:

    Грамматический. Наиболее известный широкому кругу людей, поскольку именно такой синтаксис является традиционным. Его изучают в школе, он же был первым и долго доминирующим в академической науке.

Внутри грамматического синтаксиса представлен ряд моделей-схем, которые могут в языке иметь различное семантическое воплощение.

В предложении

С точки зрения семантики (что это?), то же предложение изучают как отражение ситуации, как вербализацию, описание фрагмента действительности.

Аспект

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Читая посты в интернете, порой кажется, что многие даже не подозревают о том, что такое синтаксис, морфология и грамматика в целом.

Читайте также: