Суд над никоном кратко

Обновлено: 04.07.2024

Β ноябре 1666 года приехали патриархи. Целый месяц прошел в торжествах по случаю их прибытия и в совещаниях их с царем, духовными властями и боярами, на которых они были ознакомлены с делом, главным образом при посредстве Паисия Лигарида. Β конце ноября Никон сам был позван на собор. 1 декабря в кремлевских палатах в присутствии царя и бояр собрался собор из греческих и русских иерархов, какого еще никогда не видала Русская церковь; на нем присутствовали 2 патриарха. 10 митрополитов, 7 архиепископов, 4 епископа, 30 одних русских только архимандритов, 9 игуменов и множество других духовных и светских лиц [48] . Никон явился с обычной торжественностью, с преднесением креста, совершил вход и хотел было сесть на патриаршем месте, но, не видя его приготовленным для себя, не сел, а стоя провел все время заседания, продолжавшегося более 10 часов. Обвинителем явился сам царь. Весь взволнованный, в слезах стоял он пред святителем, произнося обвинения на своего бывшего друга, жаловался на самовольное его удаление, на восьмилетнюю церковную смуту по его вине, отрицал всякую вражду к нему со своей стороны. Никон держал себя неуступчиво, не делая ни шагу к примирению; на обвинения царя отвечал, что ушел от царского гнева, но патриаршества не оставлял. Царь представил собору грамоту Никона к патриарху Дионисию и жаловался на бесчестие. Все остальное время заседания проведено было в чтении этой грамоты; содержание ее возбуждало постоянные замечания и споры, в которых разные лица, главным образом сам царь, обвиняли патриарха в гордости, превышении власти, в клеветах на царя, в бесчестии на Русскую церковь, защищали себя и вызывали Никона на резкие ответы. Особенно крепко привязались к сильным фразам письма ο неправославии Паисия, бросавшим тень на всю Русскую церковь, давшую Лигариду право голоса на своих соборах и право рукоположения. На другом заседании 5 декабря, на которое тоже призван был Никон, и на котором он вступал в особенно горячие споры с своими обвинителями, он выразил сомнение в полномочиях и правах самих патриархов, судивших его, и даже в православии самой греческой Кормчей, на которую неоднократно делались ссылки. По нужде и дьявол истину исповедует, сказали ІІатриархи, а Никон истины не исповедует. Было еще несколько других заседаний по делу Никона, но его самого на них не приглашали. На новом заседании 12 декабря в Благовещенской церкви Чудова монастыря собор наконец прочитал Никону обвинительные пункты что он самовольно и с клятвой оставил кафедру, по оставлении ее самовольно же священнодействовал и распоряжался в своих монастырях, один монастырь назвал Иерусалимом, а разным местам в его окрестностях давал гордые названия Вифлеема, Голгофы, Иордана и прочие, отнимал для своих монастырей вотчины у других монастырей, мешал избранию нового патриарха, злоупотреблял анафемой, анафематствовал в неделю православия русских архиереев, двоих архиереев, посланных к нему царем, назвал Анною и Каиафою, а двоих бояр Иродом и Пилатом, патриархов называл беспрестольными, отвергал правила поместных соборов, бывших после VII вселенского собора, греческую Кормчую называл еретической, в письме к патриарху обвинял всю Русскую церковь в латинстве, царя называл мучителем неправедным, уподоблял его Иеровоаму и Осии, самовольно низверг и предал биению епископа Павла Коломенского, так что тот сошел с ума и погиб безвестно, называл Паисия еретиком, бил и два года мучил в тюрьме духовника своего, старца Леонида, в Воскресенском монастыре иноков и бельцов мучил мирскими казнями, а иных на пытке жег. За все это его объявили лишенным патриаршества и священства с оставлением за ним только иночества. При снятии сана Никон сказал: Зачем вы действуете здесь, в монастырской церкви, тайно, как воры? При всем народе, в соборе умоляли меня принять патриаршество, пойдем и теперь в ту же великую церковь. Патриархи сами сняли с него клобук и панагию. Жемчуг-то разделите, снова заговорил Никон. Будет вам по нескольку золотников, чтобы заплатить дань султану. После этого его увезли в Ферапонтов монастырь.

Заточение Никона в первые годы было очень тяжко. Никон, впрочем, сам отвергал знаки участия к нему царя и отсылал обратно все царские дары. Только в Пасху 1667 года он в первый раз принял присланное ему вино и пил за царское здоровье. После этого царь немедленно облегчил его заточение, позволил ему выходить из монастыря, дал лучшее содержание и особую церковь. Никона стали почитать в монастыре. Толпы народа стекались к нему за благословением и молитвой. Β Москву доносили даже, что он хочет бежать из монастыря и возвратить себе патриаршество с помощию черни. Во время Разинского бунта его подвергали по этому поводу даже допросу, но ничего не нашли. Β 1676 году царь Алексей скончался, оставив в своем завещании моление к Никону ο прощении и разрешении. Суровый патриарх заплакал при известии об этом, но скрепился и не дал письменного разрешения почившему. По смерти царя участь Никона отягчилась. С воцарением Феодора Алексеевича пал боярин Матвеев, друг Никона, потеряли значение благоволившие к заточнику Нарышкины родня второй супруги Алексея; первенствующее значение при дворе получили родственники первой супруги покойного царя, матери Феодора, Милославские и Хитрово, враги Никона. Под тем предлогом, что Никон дурно отзывается ο судивших его патриархах, считает их приговор незаконным, продолжает называться патриархом и допускает жесткости в отношении к окружающим его людям, его перевели в более тяжкое заточение в Кириллов монастырь. Уже под конец царствования, когда влияние Милославских и Хитрово ослабело, царь вспомнил Никона и, по ходатайству своей тетки, царевны Татьяны, велел перевести его в любимый его Воскресенский монастырь. Но монастырь этот увидал только бездушное тело своего строителя, скончавшегося на дороге к нему близ Ярославля в 1681 году. Царь велел предать его погребению по чину архиерейскому, невзирая на несогласие патриарха Иоакима, и сам нес его гроб до могилы. Вскоре он исходатайствовал у восточных патриархов грамоту ο разрешении Никона и поминовении его в патриаршем сане наряду с другими московскими патриархами.

Собор 1666 и 1667 гг.

Суд над Никоном составлял только один эпизод из деяний большого московского собора, состоявшего собственно из двух соборов одного, созванного в феврале 1666 г. из русских иерархов для решения вопросов ο церковных исправлениях Никона и расколе, и из собора, начавшегося в конце того же года с участием восточных патриархов. Это был такой же многосодержательный собор, как в ХVI веке Стоглавый. Различные церковные исправления, энергичное, даже бурное патриаршество Никона, возникновение раскола, многочисленные обличения современных церковных нестроений, раздававшиеся со всех сторон, и от своих, и от чужих наезжих людей, тяжелое столкновение церковного и государственного ведомств все это сильно встревожило русскую жизнь и возбудило множество острых и настоятельных вопросов, для разрешения которых правительство и церковная власть спешили теперь воспользоваться помощью такого важного по составу собора. Во время своих многочисленных заседаний собор действительно успел отозваться на все главные вопросы времени, постарался решить и те из них, которые специально касались государственного положения церкви, церковного управления и состояния духовного чина.




Осудив великое государствование Никона, его чрезмерные притязания и некоторые частные распоряжения, например, образование им особого, лично ему принадлежащего церковного удела из трех его монастырей, возвратив незаконно отобранные для вотчины и самые монастыри эти подчинив местным архиереям, собор признал, однако, справедливым основной взгляд Никона на государственное положение церкви и на монастырский приказ. Определено было, что патриарх не должен носить титула великого государя и вступаться в мирские дела, но в то же время подтверждена была прежняя независимость церковного ведомства от мирского суда. Духовных лиц не велено было вовлачать в мирския судилища не только по делам гражданским, но до снятия сана даже и по делам уголовным; светские лица церковного ведомства по гражданским делам тоже подчинены были суду одних своих епархиальных архиереев. Собор определил, кроме того, чтобы и сами святители судили свое духовенство во всех делах, а мирян в делах духовных, брачных и по духовным завещаниям, через духовных же, а не мирских людей своих архиерейских домов, вследствие чего при архиерейских кафедрах стали заводиться духовные приказы из судей духовного сана, светским же чиновникам архиерейских домов стали предоставляться главным образом дела суда гражданского, хозяйственные по архиерейским и церковным вотчинам, полицейские и разные исполнительные действия по духовному суду. Кроме того, как было уже замечено, собор обратил внимание на слабость церковной власти, происходившую от непомерной величины русских епархий; и порешил увеличить число епархий; выразил также желание, чтобы для совещания об общих делах архиереи чаще съезжались в Москву на соборы.

Множество церковных нестроений, вскрытых церковным движением последнего времени и представших пред очами собора во всей своей совокупности, сообщило его определениям весьма резкий обличительный тон, превосходивший своею резкостью даже тон тяжких отзывов ο России приезжавших в нее иностранцев. Таков, например, отзыв собора ο невежестве русского духовенства, что во священство поставляются невежды, которые ниже скоты пасти умеют, кольми паче людей, ο дурной жизни и беспорядках в монастырях и проч. По случаю появления раскола и усиления вредных для церкви западных влияний в то время чувствовалась особенная нужда в достойном низшем духовенстве, без которого высшая иерархия, не имея непосредственного влияния на народ, оказывалась бессильной. Для удовлетворения этой нужды собор настаивал на усилении образования в духовенстве и на возвышении его внешнего положения; велено строже производить выбор ставленников на церковные места, а духовным лицам внимательнее относиться к обучению своих детей, чтобы последние были более достойными наследниками отцовских мест. Крайнее развитие наследственности церковных мест породило своеобразный взгляд духовенства на церкви, как на свою частную собственность. Собор заметил, что церкви переходили в духовных семьях по наследству вместе с домовым строением духовенства на прицерковной земле доходило до того, что у кого из членов причта не было для наследия места родственников, тот продавал свое место чужим за деньги. Собор строго восстал против такого корчемства церквами и распорядился, чтобы прихожане выкупали их у причтов, дабы святые Божии церкви были свободны. Для возвышения авторитета духовенства собор указал ему носить приличное одеяние, не участвовать в пьяных свадебных поездах, не пьянствовать, не вдаваться в срамословие, мздоимство за совершение таинств, особенно таинства причащения, в недозволенные священному сану торги и промыслы и не бродяжничать, переходя с места на место. Бродячее и крестцовое духовенство обратило на себя особенное внимание, так как замечено было в незаконных священнодействиях и в потворстве расколу. Самым полезным распоряжением к уменьшению числа безместного духовенства была отмена собором старинного запрещения службы вдовым священнослужителям; тем из них, которые не уличены были в проступках, лишающих права священнослужения, дозволено было служить при церквах невозбранно. Относительно монашествующего духовенства собор принял меры против его непомерного размножения, против постригавшихся ради одного тунеядства и свободы от службы и тягла; не велено было постригать без разрешения духовной власти и правильного искуса, мужей без согласия жен и жен без согласия мужей, людей не свободных без согласия господ и прочих, запрещено постригать вне монастыря в мирских домах, даже болящих перед смертью. Еще Уложение запретило постригающимся отдавать в монастыри вкладом свои вотчины, а также владеть своими вотчинами после пострижения; собор подтвердил это запрещение и высказался даже против всяких вообще вкладов за пострижение. Изречены строгие правила против бродяжничества монахов и монахинь, проживание их в мирских домах, пьянства и прочего. Высказано несколько резких обличений против юродивых и пустосвятов, бродивших, распустив власы, в монашеских одеждах, в веригах, а иных ходящих нагими и босыми тщеславия ради, на прелесть людям простым и невеждам, да восприимут славу от народа.

Мало кто в истории России сыграл такую роль как патриарх Никон. Его деятельность, а это не только церковная реформа, была такой силы, что полностью изменила общество, а ее последствия мы ощущаем до сих пор. 355 лет назад, 22 декабря 1666 года, церковный суд вынес приговор самому известному патриарху.

Удивительна сама судьба этого церковного и государственного деятеля – он единственный крестьянин, который добился высшей власти в стране. И стоял в шаге от верховенства даже над царем. Собственно, это обстоятельство его и погубило, а непомерная гордыня не позволила остановиться в своих амбициях.

Родился Никита Минин, как до пострижения звали Никона, 17 мая 1605 года в селе Вельдеманово под Нижним Новгородом. Семья, судя по всему, была вполне зажиточной, раз отец сумел отдать ребенка обучению грамоте и Священному Писанию. В 12 лет он отправляется в Желтоводский Макарьев монастырь, где пробыл послушником до 1624 года.

Но стать монахом с первого раза не получилось – по настоянию семьи он возвращается домой. Тут он вскоре женится, но при этом получает сан иерея, самый низший священнический сан, которые позволяет проводить службы, даже причащать, но не даёт права освещать антиминсы (особые священные предметы в алтаре) и рукополагать священников. То есть батюшка Никита в это время был простым сельским священником.


Портрет патриарха Никона с клиром (Д. Вухтерс, 1660—1665 годы)

Но он был настолько начитан и так красиво правил службу, что уже в 1626 году московские купцы просят его назначить в одну из московских церквей. В 30 лет, в 1635 умирают все его дети и он с горя уходит в монастырь, приняв окончательное решение порвать с миром. Постриг принимает в 1635 году в Свято-Анзерском скиту Соловецкого монастыря. Ему даётся монашеское имя Никон и он войдёт в историю под ним.

Прожив на Соловках четыре года, он все же убегает оттуда и его принимают в Кожеозерском монастыре. Ещё через четыре года, в 1643 году, избирается игуменом этого монастыря.

Никон стал архимандритом Ново-Спасского монастыря и в этом качестве почти сразу же начинает давать советы государю, приезжая к тому каждую пятницу для бесед. Карьера продолжает стремительный рост, в 1649 году Никон становится митрополитом Новгородским и Великолукским, а по смерти патриарха Иосифа в 1652 году занимает высшую ступень в Русской православной церкви.

И уже здесь проявил свой властный характер – во время интронизации он вынудил царя Алексея Михайловича дать клятвенное обещание не вмешиваться в дела церкви. Самым громким делом, которого добился Никон, считается реформа церкви, которая привела к её расколу и появлению старообрядцев – этих протестантов в русском православии.

Собственно протестанты, только западные, и стали причиной реформы. Во всяком случае так считает знаменитый историк Василий Ключевский. Дело в том, что, придя в себя после Смуты, Россия начинает дальнейшее вытеснение поляков с западных рубежей, претендовать на земли, заселенные православными украинцами и белорусами. То есть противостоять католическому натиску.

Это привело к ряду войн с Речью Посполитой. А поскольку русская армия была отсталой, то были приглашены европейцы-протестанты. И много. Так что Петр только продолжил дело отца. Перед церковью встала задача противостоять их влиянию, не допустить того, чтобы протестантизм стал привлекательным для русских и, по возможности, способствовать принятию теми православия.


Церковный Собор 1654 года (Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты) А. Д. Кившенко, 1880 г

А в этом случае те ещё указали и на книги, по которым Русь принимала христианство и стало ясно, что за 650 лет многое исказилось. Собор 1654 года положил начало унификации действующих церковных книг с греческими, ввёл троеперстие и стал причиной раскола. Тем более, что противников реформы преследовали, поскольку её поддерживал царь, а противится его указам было тягчайшим государственным преступлением.

Никон несколько лет препирается с царём, тот всё это терпит, копя раздражение. В 1658 году противостояние достигает апогея, Никон добровольно покидает патриарший престол и удаляется из Москвы в надежде, что Алексей Михайлович униженно попросит его вернуться обратно. Но тот похоже лишь нечто подобного и ждал – не только прощения не попросил, но и инициировал церковный суд над опальным патриархом.


Суд над патриархом Никоном (С. Д. Милорадович, 1885 год)

22 декабря 1666 года в церкви Благовещения Чудова монастыря состоялось вынесение приговора Поместного собора Русской православной церкви. За вмешательство в государственные дела, злоупотребление анафемой, жестокое обращение с иноками (не всегда правда) он был низвергнут из сана патриарха, лишён даже священнического сана и сослан простым монахом в Феропонтов монастырь.

Надо сказать, что Алексей Михайлович и после этого довольно хорошо относился к Никону и даже присылал ему подарки в заточение. Многие человеческие качества последнего были вполне привлекательными, но натура настолько всеобъемлющая и настолько противоречивая, что к ней ещё придется обратиться не раз чтобы понять человека так сильно преобразившего Россию.

Заседания Большого Московского собора прошли в 1666-1667 гг. На Соборе, созванном по решению самого царя Алексея Романова, прошел суд над патриархом Никоном. Патриарха решили сана и избрали нового главу Русской церкви.

1666-1667. Церковный собор. Осуждение патриарха Никона

Цели созыва Собора

Собор был созван для решения конкретных задач. Все они сводились к окончательному утверждению церковной реформы с повторным анафематствованием противников и старообрядцев, прозванных еретиками. Необходимо было осуществить церковный суд над:

  • отдельными лидерами староверов;
  • патриархом Никоном, чтобы низвергнуть его из сана по причине того, что он попал в опалу русскому государю.

Соответственно, затем требовалось избрание нового патриарха. Но еще одним ключевым вопросом, без которого невозможно было решить поставленные задачи, было установление четкой дисциплины, дополняющейся церковными правовыми нормами и управлением в РПЦ.

Ход первого заседания

В феврале 1666 г. в столицу прибыли все епископы, а также влиятельное духовенство. Поскольку греческие иерархи не появились в Москве, то и суд над Никоном без них не состоялся. На Соборе 1666 г. были выполнены такие действия:

  1. В крестовой палате патриарха все архиереи, дав положительный ответ, уточнили, можно ли считать греческих патриархов православными. Уточнялось, правильны ли их богослужебные книги и имел ли законность проведенный в 1654 г. Собор в Москве.
  2. 29.04.1666 г. выступил царь, указав чистоту православной веры, с чем согласилось духовенство.
  3. Затем начался процесс принятия покаяний от обвиненных в ереси и противодействии реформам. В крестовой палате после покаяния получил прощение епископ Вятский Александр. Протопоп Аввакум 15.05.1666 г. не раскаялся, как и диакон Благовещенского собора Феодор. Поэтому первого сослали в Пустозерский острог, а второго – в Николо-Угрешский монастырь. Покаяние было принесено протопопом Суздальским Никитой, монахом Ефремом Потёмкиным, иеромонахом Сергием, иеромонахом Григорием. Поп Лазарь не покаялся. Его предали анафеме и отправили в Пустозерский острог.
  4. Последним деянием 02.07.1666 г. Собор вынес порицание всем, кто не принял реформу церкви. После этого определили основные изменения в богослужении и церковной жизни.

Ход первого заседания

Второй этап заседания Собора

По существующим свидетельствам 01.11.1666 г. в столицу Русского царства прибыли два патриарха. Это были Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский. Это дало возможность начать 28.11.1666 г. суд над патриархом Никоном. Его доставили из заточения, в котором он был в Воскресенском монастыре. Никона осудили на соборе и лишили сана. После лишения патриаршего куколя и панагии Никона в статусе обычного монаха сослали в Ферапонтов монастырь. Грамота с осуждением датирована 12.12.1666 г. К числу преступлений Никона отнесены:

  • нанесение обиды русскому царю после удаления патриарха в Воскресенский монастырь из-за удара чиновника, нанесенного патриаршему слуге;
  • отсутствие покаяния Никона и совершение им хиротонии в новом месте, глумление над божественным и святым;
  • предание анафеме Паисия и Макария за посещение ими Собора и суда над Никоном;
  • оскорбление государя в письмах на имя других патриархов;
  • лишение епископа Павла Коломенского сана без утверждения собором;
  • нанесение побоев своему духовному отцу.

После лишения Никона сана Собор выбрал нового патриарха. Им стал Иоасаф, которого определил сам Алексей Михайлович. Возведение Иоасафа на патриарший престол состоялось 31.01.1667 г.



Сергей Милорадович Суд над патриархом Никоном. 1885.

В ноябре 1666 года прибыли в Москву патриархи. Торжества в честь их длились целый месяц. Наконец, приступили к делу. Паисий Лигарид, которому поручено было исполнять обязанность докладчика, сумел подготовить патриархов, настроить их против Никона.
В начале декабря Никон был привезен в Москву. Перед отъездом из монастыря он приобщением и елеосвящением приготовился к собору, словно к смерти, сказал поучение братии и простился с нею. Повезли его ночью с такою тайной, что он даже в сильном раздражении спросил везших его, уж не хотят ли его задавить, как митрополита Филиппа.
Никогда еще не бывало в Москве такого собора, какой состоялся теперь. Два восточных патриарха (антиохийский - Макарий и Паисий - александрийский), 10 митрополитов и множество других духовных лиц заседали на этом соборе.
Никон явился сюда во всем величии патриаршего сана, с преднесением креста, так что все и сам царь должны были встать при его входе. Царь указал ему на место наряду с архиереями. Никон огляделся и, увидев, что не было для него особенного почетного патриаршего места, сказал:
- Благочестивый царь, я не принес своего места с собою; буду говорить стоя!
Все восемь часов, пока продолжалось заседание, Никон простоял, опершись на свой посох.



А. Земцов Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон на суде. 1892.

На соборе дело приняло такой вид, как будто бы между царем и патриархом шла тяжба, а собор должен был совершить суд. Сам государь со слезами на глазах, взволнованным голосом начал жаловаться на самовольное удаление патриарха, на восьмилетнюю смуту в церковных делах и заявил, что никакой вражды не питал к Никону.
Будь Никон уступчивее, смирись он хотя немного, и, кто знает, быть может, тут же на соборе совершилось бы примирение между прежними друзьями. Но Никон, во всем блеске своего величия, опершись на посох, гордо стоял пред царем и собором. Много горечи и обиды накопилось в его душе; не смирение и любовь, а чувство обиды говорило в сердце его! На обвинения он отвечал обвинениями, объяснил, что ушел от гнева государя, а патриаршества не оставлял. Царь предъявил собору перехваченное письмо Никона к византийскому патриарху и жаловался на обидные выражения. Никон отвечал, что послание писал он к своему собрату тайно и не виноват, что написанное тайно сделалось явным. На чтении и разборе письма собор остановился долго. Делались замечания, спорили, обвиняли патриарха в самовольстве, гордости, превышении власти. В жару спора Никон делал резкие замечания, тем более что он не мог не видеть, что к нему придираются, хотят его обвинить во что бы то ни стало.
На втором заседании, когда речь зашла о побоях, нанесенных боярином Хитрово патриаршему посланному, антиохийский патриарх Макарий заявил, что боярин вполне прав, так как он исполнял царскую службу, и при этих словах сам встал с места и благословил его. Сильно напали на Никона за его резкий отзыв о Паисий Лигариде, за обвинение его в неправославии. Никон, крайне раздраженный спором, выразил тут же сомнение в достоинстве собора и в праве собравшихся лиц судить его и даже усомнился в православии греческого Номоканона, напечатанного в Италии.
12 декабря в патриаршей крестовой были прочтены Никону обвинения: выставлялось на вид, что он смутил Русское царство, вмешивался в гражданские дела; что давал своему монастырю гордые названия Вифлеема, Голгофы, Иерусалима; что злоупотреблял анафемой, Номоканон называл еретической книгой; что мучил иноков мирскими наказаниями и пытками.
Его объявили лишенным патриаршества и священства, только иночество было оставлено за ним.
Затем был исполнен обряд снятия сана. При этом Никон спросил:
- Почему вы действуете здесь, в монастырской церкви, тайно, как воры? При всем народе в соборе умоляли меня принять патриаршество. Пойдем и теперь в ту же великую церковь.
Патриархи сами сняли с него клобук и панагию. Не смог снести всего этого молча бывший всесильный владыка, не сдержал своего сердца.
- Жемчуг-то с клобука поделите меж собою,- заговорил он,- придется вам по нескольку золотников. Бродяги. ходите повсюду за милостыней, чтобы султану заплатить дань!
Решено было отвезти Никона в заточение в Ферапонтов монастырь.
- Никон, Никон!- говорил он, садясь в сани.- Отчего все это тебе приключилось? Не говори правды, не теряй дружбы сильных. Устраивал бы ты богатые трапезы да вечерял бы с ними - не было бы тебе этого!
========
Из книги Родная старина. Отечественная история в рассказах и картинах(С XVI до XVII столетия).
Сост. В. Д. Сиповский.
Похоже на книгу для внеклассного чтения для гимназистов. Часть информации списана у Зебелина и Костомарова.

Читайте также: