Ценностные ориентиры реформации кратко

Обновлено: 05.07.2024

Философия реформации – это направление, критикующее католический уклад, чтобы сделать церковь более демократичной. Ее задачей является создание взаимоотношений между прихожанами и Богом, основанных на справедливости. Реформация появилась на основании целого ряда причин:

  • Мистика, ересь, антикатолические религиозные и философские учения становятся популярными;
  • Мышление людей меняется, начинается становление сознания, культ индивидуальности;
  • Гуманизм завоевывает признание в европейских государствах;
  • Начало морального разложения, кризисная ситуация в католицизме;
  • Церковь развивается значительно медленнее, чем народ, общество, жизнь;
  • Феодализм переживает нелегкие времена;
  • Феодальная раздробленность становится слабее, задает урок многим государствам, формируется европейский строй;
  • Укрепляется, зарождается буржуазное общество, формируется торговый, промышленный класс;
  • Сильное влияние церквей и Папы Римского не выгодно для общеевропейского правительства, национальных властей;
  • Главы стран, политическая элита не поддерживают значимость католицизма.

Реформацией называли массовые общественные, политические, религиозные течения в начале семнадцатого века. Основное распространение они получили на западе Европы, в центральных регионах. Задача течения – реформировать католическую церковь. Различают две направленности реформации – народную и бюргерско-евангелическую.

Философские идеи реформации – философия реформации кратко

Приверженцы реформации боролись с авторитетом католических церквей. Движение стартовало в 1517 году. Местом зарождения стала Германия. Инициатор – Лютер, он является автором тезисов, отрицающих потребность католицизма, иерархического строя церквей, духовного наставничества. Он отрицал право церковных служителей на земли. Философский взгляд на реформацию выделяет ключевую причину начала течения во внутренней потребности людей в возврате к Божеству.

Реформация была начата Мартином Лютером

Мартин Лютер

Многие хотели возродить духовность, описанную в библейских рассказах. Современная вера разочаровывала прихожан. Новое направление внедрялось в жизнь поэтапно:

  • 1517 год. Представление девяноста пяти тезисов Лютером во время публичного выступления. Он оспаривает тот факт, что индульгенции можно приобрести или продать. Тема духовенства отходит на задний план, уступая место материальным интересам;
  • 1518 год. Монах продолжает придерживаться своих идей. Церковь старается заставить автора отказаться от тезисов и своего мнения, однако Лютер непоколебим;
  • 1520 год. Издание главных реформаторских трудов;
  • 1521 год. Анафема монаха по воле Папы Римского;
  • 1522 год. Выход Нового Завета. Лютер переводит книгу на немецкий язык;
  • 1523. Шестьдесят семь тезисов публично зачитывает народу Ульрих Цвингли.

Основные тезисы реформации

Реформация была начата Мартином Лютером – молодым монахом, который прибил табличку на двери Божьего храма с тезисами, критикующими индульгенцию. Государства столкнулись с массовыми идейными, вооруженными восстаниями. Приведенные тезисы положили начало реформации движению за отказ от идеалов католицизма. Мартину Лютеру удалось трансформировать текст библейских писаний, выстроить иную структуру христианской веры. Основной смысл тезисов:

  • Отсутствие посреднических отношений человека и Бога;
  • Библия как основа вероисповедания;
  • Божья милость – единственный возможный способ получить вечную жизнь;
  • Дела, поступки человека не способны вызвать милость Бога;
  • Люди – свободные индивиды, они самостоятельно принимают решение веровать в силу Божью или отказаться от нее.

Начало Реформации было связано с выступлением профессора Виттенбергского университета в Германии Мартина Лютера в 1517 г. против индульгенций. Лютер провозгласил, что церковь и духовенство не являются посредниками между Богом и человеком. Он объявил ложью то, что церковь может отпускать грехи с помощью таинств в силу особых полномочий от Бога. Основное положение Лютера гласило, что человек достигает спасения души не через церковные обряды, а с помощью своей веры.

Источником религиозной истины является Священное Писание. Роль церкви и духовенства должна сводиться только к разъяснению его текстов. Богослужение должно проводиться на понятном языке народу, а не на латыни. Лютер перевёл Библию на немецкий язык.

Поднявшееся в Германии движение в поддержку Лютера не позволило духовенству покончить с его учением. Лютеранство приняли многие горожане, крестьяне, дворяне и правители ряда германских государств. Лютер призывал действовать не только словом, но и оружием.

В ходе Реформации от церкви отделились разные направления в христианстве – протестантизм. Протестантами впервые стали называть германских правителей.

В 1524 – 1525 гг. в Германии вспыхнуло восстание крестьян против феодалов под лозунгами народной реформации. Идеологом народной реформации стал Томас Мюнцер. Он считал, что Германия не должна быть княжеской и дворянской. Врагами являются те, кто обрекают народ на страдания. Не должно быть различий между богатыми и бедными, частной собственности.

Крестьяне собирали целые армии и вели боевые действия против отрядов местных правителей и дворян. Поэтому эти события назвали Крестьянской войной. В 1525 г. произошёл бой между феодальной конницей и фактически безоружными крестьянами. Крестьянская армия была разбита, а Мюнцер попал в плен и был казнён.

Центром Реформации стала также Швейцария. Здесь распространилось учение француза Жана Кальвина. Кальвинизм предполагал целеустремлённость и действенность. Призывал к бережливости и скромности в быту.

Кальвинистская церковь строилась на республиканских основах. Церковная община избирала и контролировала своих руководителей. В кальвинистской церкви не было возведённых в сан священников. Пасторов избирали из числа наиболее грамотных прихожан.

Чтобы начать движение против Реформации, католической церкви необходимо провести свои реформы. Это произошло в 40-х гг. XVI в. После этого развернулось наступление против Реформации. Эту политику назвали контрреформацией. Она ярко отразилась в деятельности ордена иезуитов.

В XVI в. в Германии и Франции начались гражданские войны между сторонниками и противниками Реформации. В результате во второй половине XVI в. Европа разделилась на католические и протестантские государства. Протестантскими были северные страны – Англия, Швеция, Дания, Пруссия, Саксония.

Во Франции также шли жестокие войны между католиками и кальвинистами (гугенотами). Гугенотство во Франции стало знаменем борьбы против усиления королевской власти. 23 августа 1572 г. предводители католиков расправились над гугенотами. В Париже истребили 3 тыс. гугенотов, резня продолжалась 3 дня. Это событие получило название Варфоломеевская ночь. Война закончилась тем, что Генрих Наваррский стал королём Франции, основав династию Бурбонов. Затем он принял католичество, провозгласил Нантский эдикт, завершивший религиозные войны. Католицизм остался господствующей религией, но гугеноты получили свободу вероисповедания.

2. Возрождение считается переходной эпохой от Средневековья к Новому времени. Отличительными чертами культуры Ренессанса являлись: светский (нерелигиозный характер), гуманизм, обращение к античному культурному наследию.

Культура Возрождения возникла в эпоху, когда на первый план выдвигалась человеческая личность, обязанная своим уму, знаниям, усилиям. Человека уже не устраивали многие феодальные порядки, церковная мораль, традиции.

Великие гуманисты.

Ещё одним писателем – гуманистом был Уильям Шекспир, великий английский драматург. Главным принципом его произведений являлась правда чувств.

Согласно учению Джона Локка, человек является общественным существом. Человек имеет право на собственность. Верховная власть не может лишить человека какой-либо части его собственности. Локк заложил основу идеи разделения гражданского общества и государства.

Творцы культуры того времени – учёные, художники, писатели – были разносторонними людьми.

Итальянец Леонардо да Винчи прославился как живописец, автор величайших произведений. Портрет Моны Лизы (Джоконды) воплотил представление людей той эпохи о высокой ценности человеческой личности. В области механики ему принадлежат проекты ткацких станков, печатных машин, летательных аппаратов, проект парашюта.

Современник Леонардо да Винчи Микеланджело Буонарроти был скульптором, живописцем, архитектором и поэтом. Его работы это статуя Давида и статуя Мадонны. Вершиной творчества явилась роспись свода Сикстинской капеллы в Риме. Микеланджело руководил строительством собора Святого Петра в Риме.

Испанский художник Эль Греко воспринял традиции византийского искусства. Его картины выделяются глубокой психологической характеристикой персонажей.

Диего Веласкес в своих работах изображал правдивые сцены из народного быта.

Крупнейшим представителем германского Возрождения является художник Альбрехт Дюрер. Он искал новые средства выразительности, отвечающие требованиям гуманистического мировоззрения.

Известным нидерландским живописцем является Питер Брейгель Старший. В своих работах сатирического и бытового характера, художник выступал против социальной несправедливости.

Позже в Нидерландах творил художник Рембрандт Харменс ван Рейн, мастер портрета, картин на библейские и мифологические темы. Высочайшее мастерство позволило художнику создавать картины, на которых свет исходил как бы изнутри изображённых людей и предметов.

Таким образом, в эпоху Возрождения центром мироздания был объявлен не Бог, а человек как часть природы. Переживания человека, его внутренний мир, его земная жизнь становятся главными темами литературы и искусства. Стал формироваться идеал гармоничный, свободной, всесторонне развитой творческой личности.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что называют Реформацией?

2. С именем, какого человека и почему связано начало Реформации?

3. Что гласило учение Мартина Лютера?

4. Что стало последствием Реформации?

5. Что называют кальвинизмом?

6. Как католическая церковь боролась с движением за Реформацию?

7. В какое время настала эпоха Возрождения?

8. Чем характеризуется данная эпоха?

9. Назовите основные достижения эпохи Возрождения и их авторов?

10. Какие идеалы сформировало Возрождение в литературе и искусстве?

Образцы сочинений-рассуждений по русскому языку: Я думаю, что счастье – это чувство и состояние полного.

Опасности нашей повседневной жизни: Опасность — возможность возникновения обстоятельств, при которых.

Особенности философии Возрождения:

- гуманизм – в широком смысле: система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и реализацию творческих способностей;

- секуляризация – культура и философия приобретают светский характер, освобождаются от влияния богословия, однако этот процесс не дошел до возникновения атеизма;

- антисхоластическая направленность – изучать нужно не слова, а явления природы;

- пантеизм – философское учение, отождествляющее Бога и мир;

- взаимодействие с наукой;

- взаимодействие с художественной культурой.

Космология и онтология:

- гелиоцентризм – учение, что не Земля, а Солнце является центром мира;

- идея единства мироздания и его законов;

- идея бесконечность Вселенной и множественности миров.

Гносеология:

- укрепление позиций разума, развитие научных методов познания природы;

- скептицизм – в философии М.Монтеня: критическое рассмотрение на основе разума, сомнения относительно любых идей, какими бы истинными они не казались;

- эксперимент – у Г.Галилея: главный метод познания законов природы;

- математике принадлежит особая роль в познании природы (Н.Кузанский, Г.Галилей).

Философская антропология:

- принципы гуманизма;

- реабилитация телесного начала в человеке;

- подобие микрокосмоса макрокосмосу – принцип, указывающий на особый статус человека в мире, его возможность познать Бога и созданный им мир (Н.Кузанский, Мирандола);

- культ творческой, всесторонне развитой личности.

Этика:

- секуляризация морали – освобождение ее от религиозной санкции;

- гражданский гуманизм – доктрина, согласно которой участие в общественных и государственных делах – это обязанность каждого гражданина;

- гражданские добродетели, обеспечивающие разумное подчинение личных интересов общественным интересам в интересах общего блага;

- труд – главный фактор развития человека, способ реализации творческих способностей;

- гедонизм – получение удовольствий как главная цель жизни человека;

- благородство – понятие, характеризующее достоинство человека не по происхождению, а по личным качествам и заслугам;

- идея Фортуны – удача приходит только к деятельному, трудолюбивому человеку.

Социальная философия:




Философия истории:

- идея законов исторического развития, которые вырабатываются в ходе коллективной исторической деятельности людей, неучастия Бога в историческом процессе;

- теория исторического круговорота – учение, согласно которому все народы проходят примерно одинаковые, повторяющиеся стадии развития;

- концепция роли выдающейся личности в истории в ее связи с идеей Фортуны.

- предопределение - принцип учения М.Лютера: у человека нет свободы воли, воля Бога предопределяет жизнь каждого человека;

- профессиональная деятельность – в учении Ж.Кальвина: успех в ней – признак богоизбранности, профессия – это призвание, место служения Богу, профессиональный успех самоценен, а не является средством достижения мирских благ;

- мирской аскетизм – принцип учения Ж.Кальвина: человек в повседневной жизни должен довольствоваться только необходимым для жизни.

Особенности философии Возрождения:

- гуманизм – в широком смысле: система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и реализацию творческих способностей;

- секуляризация – культура и философия приобретают светский характер, освобождаются от влияния богословия, однако этот процесс не дошел до возникновения атеизма;

- антисхоластическая направленность – изучать нужно не слова, а явления природы;

- пантеизм – философское учение, отождествляющее Бога и мир;

- взаимодействие с наукой;

- взаимодействие с художественной культурой.

Космология и онтология:

- гелиоцентризм – учение, что не Земля, а Солнце является центром мира;

- идея единства мироздания и его законов;

- идея бесконечность Вселенной и множественности миров.

Гносеология:

- укрепление позиций разума, развитие научных методов познания природы;

- скептицизм – в философии М.Монтеня: критическое рассмотрение на основе разума, сомнения относительно любых идей, какими бы истинными они не казались;

- эксперимент – у Г.Галилея: главный метод познания законов природы;

- математике принадлежит особая роль в познании природы (Н.Кузанский, Г.Галилей).

Философская антропология:

- принципы гуманизма;

- реабилитация телесного начала в человеке;

- подобие микрокосмоса макрокосмосу – принцип, указывающий на особый статус человека в мире, его возможность познать Бога и созданный им мир (Н.Кузанский, Мирандола);

- культ творческой, всесторонне развитой личности.

Этика:

- секуляризация морали – освобождение ее от религиозной санкции;

- гражданский гуманизм – доктрина, согласно которой участие в общественных и государственных делах – это обязанность каждого гражданина;

- гражданские добродетели, обеспечивающие разумное подчинение личных интересов общественным интересам в интересах общего блага;

- труд – главный фактор развития человека, способ реализации творческих способностей;

- гедонизм – получение удовольствий как главная цель жизни человека;

- благородство – понятие, характеризующее достоинство человека не по происхождению, а по личным качествам и заслугам;

- идея Фортуны – удача приходит только к деятельному, трудолюбивому человеку.

Социальная философия:

Философия истории:

- идея законов исторического развития, которые вырабатываются в ходе коллективной исторической деятельности людей, неучастия Бога в историческом процессе;

- теория исторического круговорота – учение, согласно которому все народы проходят примерно одинаковые, повторяющиеся стадии развития;

- концепция роли выдающейся личности в истории в ее связи с идеей Фортуны.

- предопределение - принцип учения М.Лютера: у человека нет свободы воли, воля Бога предопределяет жизнь каждого человека;

- профессиональная деятельность – в учении Ж.Кальвина: успех в ней – признак богоизбранности, профессия – это призвание, место служения Богу, профессиональный успех самоценен, а не является средством достижения мирских благ;

- мирской аскетизм – принцип учения Ж.Кальвина: человек в повседневной жизни должен довольствоваться только необходимым для жизни.

Роль искусства

Средние века (с их религиозностью, равно как и светским кодексом чести) и Новое время (поставившее человеческий ум, его творческую энергию в центре своих интересов) находятся здесь в состоянии чуткого и непрерывного диалога.

Окончательную самоценность получает искусство печатной гравюры на дереве и металле, в период Реформации ставшее поистине массовым. Рисунок из рабочего эскиза превращается в отдельный вид творчества; индивидуальная манера мазка, штриха, а также фактура и эффект незаконченности (нон-финито) начинают цениться как самостоятельные художественные эффекты.

В литературе любовь к латыни как универсальному языку гуманистической учености (который стремятся восстановить в ее античном выразительном богатстве) соседствует со стилистическим совершенствованием национальных, народных языков. Городская новелла и плутовской роман наиболее ярко выражают живой и задорный универсализм ренессансной личности, которая как бы везде на своем месте. Характерны для эпохи также роман как таковой и героическая поэма (тесно связанные со средневековой авантюрно-рыцарской традицией), сатирическая поэзия и проза (образ мудрого шута обретает теперь центральное значение), разнообразная любовная лирика, пастораль как популярная межвидовая тема. В театре на фоне бурного развития разных форм драмы выделяются пышные придворные феерии и городские празднества, порождающие красочные синтезы искусств.

Леонардо да Винчи ( 1452 г ., Винчи близ Флоренции — 1519 г ., замок Клу, Франция), итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер.

Изучал устройство человеческого глаза, высказав догадки о природе бинокулярного зрения.

Вернувшись в 1501г. во Флоренцию, Микеланджело получил от правительства республики заказ на создание 5,5-метровой статуи Давида (1501-04, Академия, Флоренция). Установленная на главной площади Флоренции рядом с ратушей Палаццо Веккио (ныне заменена копией), она должна была стать символом свободы республики. Микеланджело изобразил Давида не в виде хрупкого подростка, попирающего отрубленную голову Голиафа, как это делали мастера XV в., а как прекрасного, атлетически сложенного гиганта в момент перед сражением, полного уверенности и грозной силы (современники называли ее terribilita — устрашающая).

В 1546 г . Микеланджело был назначен главным архитектором собора св. Петра, строительство которого было начато Браманте, успевшим возвести к моменту смерти ( 1514 г .) четыре гигантских столба и арки средокрестия, а также частично один из нефов. При его преемниках — Перуцци, Рафаэле, Сангалло, частично отошедших от плана Браманте, строительство почти не продвинулось. Микеланджело вернулся к центрическому плану Браманте, одновременно укрупнив все формы и членения, придав им пластическую мощь. Микеланджело успел при жизни закончить восточную часть собора и тамбур огромного ( 42 м в диаметре) купола, возведенного после его смерти Джакомо делла Порта.

Вторым грандиозным архитектурным проектом Микеланджело стал завершенный только в XVII в. ансамбль Капитолия. Он включает перестроенный по проекту Микеланджело средневековый дворец Сенаторов (ратушу), увенчанный башенкой, и два величественных дворца Консерваторов с одинаковыми фасадами, объединенными мощным ритмом пилястров. Установленная в центре площади античная конная статуя Марка Аврелия и широкая лестница, спускающаяся к жилым кварталам города, довершили это ансамбль, который связал новый Рим с расположенными по другую сторону Капитолийского холма грандиозными руинами древнего Римского форума.

Итоги Возрождения

В целом же эпоха Возрождения не слишком благоприятствовала философии и не породила великих результатов, за исключением доктрины Кузанца. Философия Возрождения развивалась в косвенных формах эстетической, этической, политической и натурфилософской мысли. Но для культурного поворота Европы к новому времени интуиции и схемы мысли, опробованные в ходе Возрождения, имели колоссальное значение.

Расширение географических горизонтов известного европейского мира, осознание того, что Земля обширна и многообразна, а устройство мира мало похоже на описанное в Библии, распространение идей гуманизма, во многом расходящихся со средневековым христианским мировоззрением, оказали огромное влияние на умы людей. Прежний незыблемый авторитет католической церкви был поколеблен. Алчность священников вызывала протест простых прихожан.

Раскол церкви, схизма, продолжавшийся до 1417 г ., значительно ослабил её влияние в крупнейших странах Европы – Англии, Франции и Испании.

В Чехии, которая входила в состав Священной Римской империи, возникло движение за создание национальной церкви с более демократичным порядком службы, её проведением на чешском языке. Основатель этого движения, профессор Пражского университета, Ян Гус (1371-1415), на церковном соборе в Констанце был обвинён в ереси и сожжён на костре. Однако его последователи в Чехии, которых возглавил рыцарь Ян Жижка (1360-1430), поднялись на вооружённую борьбу. Гуситы требовали, чтобы духовенство соблюдало аскетические нормы жизни, обличали римско-католических священнослужителей в совершении смертных грехов. Их требования широко поддержали крестьянство и горожане. Гуситы захватили почти всю территорию. Чехии и провели секуляризацию (конфискация) церковных земель, которые в основном переходили в руки светских феодалов.

В 1420-1431 гг. Рим и империя предприняли крестовые походы против гуситов, объявили их еретиками, но не добились военной победы и римско-католическая церковь (Базельский собор 1433 г .) пошла на уступки, признав право на существование в Чехии церкви с особым порядком службы.

В XVI в. центром движения против католической церкви и папского престола стала Германия. Было положено начало Реформации – религиозно-политическому движению, расколовшему католическую церковь и вызвавшему брожение и смуты по всей Европе. Основоположник Реформации профессор университета в Виттенбахе (Германия) Мартин Лютер выступил против продажи индульгенций, т.е. отпущения грехов за деньги, что было важным источником доходов церкви.

Лютер Мартин (10 ноября 1483 г ., Эйслебен, Саксония, — 18 февраля 1546 г ., там же), деятель Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма. Перевел на немецкий язык Библию, утвердив нормы общенемецкого литературного языка.

Мартин Лютер родился в семье бывшего рудокопа, ставшего одним из владельцев плавилен и меднорудных разработок. Окончив в 1505 году Эрфуртский университет со степенью магистра, Лютер поступил в августинский монастырь в Эрфурте. В 1508 году он начал читать лекции в Виттенбергском университете (с 1512 г . доктор богословия).

В обстановке подъема общественного движения в Германии, критики католической церкви, Лютер выступил с 95 тезисами против индульгенций (вывесил тезисы 31 октября 1517 г . на дверях виттенбергской Замковой церкви). Эти тезисы содержали основные положения его нового религиозного учения (развитые им затем в других сочинениях), отрицавшего основные догматы и весь строй католической церкви. Отвергнув католическую догму о том, что церковь и духовенство являются необходимыми посредниками между человеком и богом, Лютер объявил веру христианина единственным путем спасения души, которое даруется ему непосредственно богом (тезис об оправдании одной верой).

Лютер утверждал, что мирская жизнь и весь мирской порядок, обеспечивающий человеку возможность отдаваться вере (светское государство и его учреждения), занимают важное место в христианской религии. Он отверг авторитет папских декретов и посланий (Священное предание) и требовал восстановления авторитета Священного писания. Лютер отвергал претензии духовенства на господствующее положение в обществе. Роль духовенства Лютер ограничивал наставлением христиан в духе смирения, осознания человеком его полной зависимости от милости божьей в деле спасения его души. Важное историческое значение имело провозглашение Лютером идеи независимости светского государства от католической церкви.

В историю немецкой общественной мысли Лютер вошел и как деятель культуры — как реформатор образования, языка, музыки. Он не только испытал на себе влияние культуры Возрождения, но в интересах борьбы с папистами стремился использовать народную культуру и многое сделал для ее развития. Большое значение имел выполненный Лютером перевод на немецкий язык Библии (1522-1542 гг.), в котором ему удалось утвердить нормы общенемецкого национального языка

Лютер доказывал: это лишает смысла покаяние, которое должно способствовать духовному очищению человека. Он утверждал: не должно быть посредников между Богом и человеком, священники не обладают каким–то особым даром по сравнению с мирянами. Слово Божие, считал Лютер, изложено в Библии, и лишь Священное Писание, которое доступно каждому человеку, открывает людям путь к откровению, спасению души. Церковь не должна владеть богатствами и землями, и их необходимо отобрать у неё; монастыри должны быть закрыты. Взгляды Лютера нашли поддержку у многих светских правителей Германии, давно уже мечтавших прибрать к рукам церковные земли.

В 1520 г . папа римский Лев X отлучил Лютера от церкви. Имперский рейхстаг, в 1521 г . рассмотрев взгляды Лютера, осудил его. Однако число сторонников лютеранства возрастало. В 1524-1525 гг. германские земли были охвачены Крестьянской войной, которая началась под религиозными лозунгами. В среде восставших особой популярностью пользовались идеи анабабтистов. Они отрицали не только официальную, католическую, церковь, но и Священное Писание, считая, что каждый верующий может получить откровение Господа, обратившись к нему душой и сердцем.

Вслед за Лютером с проповедью создания новой церкви выступил Жан Кальвин, развернувший свою деятельность в Женеве (Швейцария). Он утверждал, что судьба человека – дано ли ем у спасти свою душу или нет – определена Богом, и изменить здесь ничего нельзя. Тот, кому предначертано спастись, обладает стойкой верой, дающей силы бороться с дьявольским искушением, помогающей в повседневных делах. Отсюда следовало, что избранником Бога является человек удачливый, а в то время удачей считалась возможность зарабатывать деньги. Подобная позиция идеально подходила для представителей зарождающейся буржуазии и была активно поддержана ею.

Порвала с католической церковью и Англия. Поводом к этому стал конфликт между папой и королём Генрихом VIII (1509-1547). Не получив разрешение Рима на развод, он добился в 1534 г . от парламента принятия закона, по которому в Англии учреждалась новая, англиканская церковь. Главой её провозглашался король. Ему переходило право проводить реформы церкви, искоренять ересь, назначать священнослужителей. Закрывались монастыри, конфисковывались земли церкви, богослужение стало вестись на английском языке, отменялся культ святых и нормы, требующие от духовенства соблюдения обета безбрачия.

Всех противников верховенства папы, стремившихся к реформе церкви, стали называть протестантами (протестующие). Они осуждали развлечения и роскошь. Скромность протестантских церквей резко констатировала с великолепием католических. Идеи Реформации распространились среди населения Швейцарии, Северной Германии, Южной Франции, Нидерландов, скандинавских стран.

С целью борьбы с врагами папства были созданы особые организации. Самой значительной из них явилось созданное в 1540 г . Игнатием Лойолой общество Иисуса, или орден иезуитов. Орден строился на принципе жёсткой дисциплины, его члены давали обеты нестяжательства, безбрачия, послушания и безоговорочного повиновения папе. В члены, или братья ордена принимались только люди, выдержавшие продолжительный искус, во время которого за ними тщательно наблюдали. Главной добродетелью считалось слепое подчинение старшим, иезуит должен был исповедовать им не только свои дела, но и все помыслы, братия следила друг за другом, и, кто оказывался неискренним, того немедленно изгоняли из общества. Судя по способностям, начальство назначало их на разные должности. Самых хитрых и ловких старались устроить духовниками при знатных особах и особенно при дворах владетельных лиц; и они приобретали большое влияние на своих духовных детей. Самые учёные из них определялись наставниками в школы, где старались воспитывать молодёжь в безграичной преданности католицизму и в ненависти ко всякой ереси. Самые красноречивые становились проповедниками, чтобы нести слово Божие в народ. Благодаря такому устройству и неутомимой деятельности, орден скоро приобрёл во многих странах большое влияние и собрал огромные богатства. Главные же усилия он обратил на борьбу с протестантизмом.

Победа протестантизма в ряде стран Европы повлекла за собой изменения в экономической и духовной жизни. Протестантские учения поощряли неустанный труд, деловую активность, предприимчивость. Протестантская этика оправдывала полученные трудом доходы и негативно относилась к бедности и нищете, считая их проявлением лени, праздности, пороков, отсутствия удачи. Новая идеология воспитывала

Культурное значение Реформации

Реформация была вызвана распадом феодального спосо­ба производства и зарождением новых капиталистических от­ношений. Дело в том, что движение за преобразование като­лической церкви поддерживали бюргеры, мелкие торговцы, ремесленники, крестьяне, которым был присущ религиозный фанатизм и чужд дух нравственной свободы деятелей эпохи Возрождения. Фактически Реформация требовала такой трансформации католической церкви, которая отвечала бы интересам не феодальной власти, а буржуазии.

Продажа индульгенций стала настолько важной статьей дохода католической церкви, что она вынуждала людей по­купать эти бумаги за еще несовершенные грехи. Эта пороч­ная практика вызвала возмущение у верующих — слишком откровенной стала алчность церковнослужителей.

Этика протестантизма отличалась простотой в отношениях между людьми, проповедью ограничения собственных по­требностей, отрицательным отношением к роскоши, расточи­тельности, праздности. Это отвечало интересам мелкой бур­жуазии, присущего капитализму духу предпринимательства, формированию высокой самооценки, исходящей из того, что именно они являются носителями божественной историчес­кой миссии. Воспитание и пропаганда таких нравственных качеств сыграли определенную роль в том, что именно пуритане, вынужденные в результате религиозных и политических гонений мигрировать в начале XVII века из Европы в Север­ную Америку, стали лидерами западной цивилизации.

Отказавшись от церковной организации католического типа, протестанты открыли путь буржуазно-демократичес­ким свободам, развитию буржуазного индивидуализма. Был упрощен и пышный религиозный католический культ. М. Лютер упразднил монашество, сам сбросил монашеский сан и женился на монашке, что было нарушением монашеского обета безбрачия (целибат). Литургия, которая обычно прово­дилась на латыни, была сведена к проповеди. Было также от­менено почитание икон и мощей, из семи религиозных таинств протестанты стали соблюдать лишь крещение и причастие. Протестанты не признают святых, ангелов, не чтят культ Богородицы, отрицают представление о чистилище. Религиозный культ упростился и стал дешевым. Протестантское духовенство избирается мирянами. Все это было близко первичному христианству.

Буржуазный характер протестантизма более четко про­являлся в учении Ж. Кальвина — идеолога Реформации в Швейцарии. Он провозгласил главными ценностями самоог­раничение, обогащение, аскетизм, выдвинул две идеи: о бо­жественном невмешательстве в закономерности мира (от­чуждение Бога от мира) и о том, что люди еще до рождения якобы предопределены — одни к спасению и блаженству, другие — к гибели и вечным мукам. Но это божественное предопределение скрыто от людей, поэтому каждый верую­щий должен вести себя так, как будто бы он предопределен к спасению. Никто не знает, учит Кальвин, что его ждет, но каж­дый человек должен думать, что именно он является Божьим избранником. И, напрягая все силы, доказывать своей жиз­нью, что он достоин спасения.

В бытовом плане, в практической жизни этот аскетизм приобрел характер буржуазной бережливости, привел к со­кращению религиозных праздников, увеличению рабочих дней. Добросовестный труд и покорность, по мнению каль­винистов, являются обязанностью человека, предопределен­ной Богом. Эта установка радикального протестантизма спо­собствовала его разрыву с ренессансным гуманизмом.

Учение М. Лютера и Ж. Кальвина способствовало возникновению новой морали, которая получила название пуритан­ской по названию одной из протестантских сект. Это название стало общим для всех течений и сект — баптистов, пресвите­риан, кальвинистов и т.д. Этика пуританства вытекала из ре­лигиозного мировоззрения и стиля жизни, которые рекомендовали аскетическую строгость нравов, трудолюбие, высокое чувствово долга, бережливость, мелкое благочестие. Источником нравственных принципов и норм считалась воля Бога.

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Читайте также: