Антуан ватто и художники стиля рококо кратко

Обновлено: 30.06.2024

Рококо — это стиль в искусстве XVIII века, воплотивший в себе галантность и беззаботность светской жизни. Рококо зародился во Франции и достиг наивысшего расцвета в эпоху Людовике XV и его блистательной фаворитке мадам Помпадур, поэтому часто считается французским художественным течением. Но всё-таки рококо — явление не локальное. Тенденции рокайльного стиля нашли развитие и в других странах, хотя и не стали там художественной доминантой на значительный период. А вот во Франции зрелое рококо стало визиткой правления Луи XV. И даже получило особое название — стиль Людовика XV.

Генезис стиля рококо и особенности рокайльной живописи

Рококо иногда считают продолжением барокко, но подобный взгляд, пожалуй, слишком упрощён. Прямо выводить рокайльную эстетику из барочной невозможно уже хотя бы потому, что во Франции барокко получило сравнительно небольшое распространение.

Но от барочной эстетики действительно были переняты некоторые внешние элементы: декоративная затейливость, плавность линий, пышность форм, эмоциональность, интерес к эротике — в противоположность холодной рационалистичности классицизма.

И в то же время представители нового направления отказались от ключевых барочных принципов:

Таким образом, новые тенденции противостояли на художественной арене не только классицизму. На первый взгляд парадоксально, но рокайльная эстетика стала не развитием, а смысловой противоположностью барокко.

После нас хоть потоп!

В итоге светская жизнь сосредоточилась в изящных гостиных и салонах (а не в огромных версальских залах), а в искусстве был взят курс на декоративность, утончённость, игривые формы, хрупкость, поэтическую меланхоличность и даже некоторую жеманность.

В живописи правили бал пасторали и буколика, на фоне которых разворачивались галантные сюжеты. Приметой времени стали пастушеские мотивы.

Впрочем, настоящих пастухов художники никогда не изображали. Их персонажи — это, скорее, переодетые дворяне, не знающие тягот жизни, далёкие от социальных проблем, томно воздыхающие на фоне роскошных пейзажей.

Художники без устали воспевали восторги возвышенной, но притом вполне плотской любви и с удовольствием живописали обнажённую натуру.

Венера, нимфы и другие женские образы из мифологии в изобилии представлены на полотнах.

В качестве жизненных ориентиров были провозглашены праздничность и праздность. В атмосфере произведений царит веселье, ликование. Кажется, что со многих полотен доносится смех.

Не было чуждо творцам и остроумие — например, оно искрится в сценках Фрагонара. Были популярны и домашние сентиментальные сюжеты, бытовые моменты фривольного типа.

Возникло и оригинальное ответвление — шинуазри: ориентальная ветвь, отразившая интерес европейцев к экзотическому Китаю.

Интенсивно развивался портретный жанр. Интересно, что появилась мода на изображение дам в мифологическом антураже — например, маркиза де Помпадур у Жан-Марка Натье (Jean-Marc Nattier) предстаёт в виде Дианы-охотницы.

Или же, наоборот, в мифологических персонажах прослеживались черты реальных красавиц. К примеру, у Психеи Шарля-Жозефа Натуара (Charles-Joseph Natoire) улавливаются черты герцогини де Субиз.

Очень много на рокайльных полотнах очаровательных путти — младенцев с крылышками и без.

Кстати, портретисты часто изображали детей в виде ангелочков.

Герои картин всегда молоды и красивы. Интересна ещё одна характерная особенность рокайльности — цветущий румянец.

Он украшает даже лица героинь, похожих на фарфоровые статуэтки (в том числе и мадам де Помпадур, которая отличалась очень слабой, болезненной натурой). Это довольно противоречивое сочетание бледной хрупкости и пылающего румянца типично для рококо.

Узнаваема и палитра: лёгкая, приглушённая, даже несколько блеклая, зато богатая тонкими переливами нежных оттенков. Живописцы с удовольствием используют розоватые, голубоватые, сиреневые тона.

Выдающиеся мастера рококо

Предтечей этого направления в живописи считается Антуан Ватто (полное имя Жан Антуан Ватто, Jean Antoine Watteau), великолепно изображавший беспечные празднества и увеселения благородной публики.

Крупнейшая фигура — портретист, мастер пейзажей и мифологических сюжетов Франсуа Буше. Его звёздный час настал при мадам Помпадур.

Для Буше характерно совершенство рисунка, тональная изысканность, эффектная динамичность композиций и безграничная чувственность.

Утончённые сценки на фоне буколических пейзажей писал ещё один известный француз — Николя Ланкре (Nicolas Lancret).

Популярностью у знатной публики пользовались работы Шарля-Жозефа Натуара и Франсуа Лемуана (François Lemoyne).

Большое значение для истории искусства имеет творчество создателя жанра исторического портрета Жан-Марка Натье. Ему позировали монархи и аристократы. В 1717 году Натье написал портреты Петра I и Екатерины I, встретив монархическую чету во время путешествия по Голландии.

Сочетание юмора и пикантности свойственно озорным картинам Жана-Оноре Фрагонара (Jean-Honoré Fragonard). Не получив признания как пейзажист и мастер батального жанра, он снискал мировую славу фривольными жанровыми сценками.

Фрагонар с юмором и деликатностью воспел маленькие радости любви. Эротика у него шаловлива и очаровательна.

В Италии рокайльное искусство тоже нашло своих поклонников. Например, в этой манере работал венецианец Пьетро Лонги (Pietro Longhi).

Работы Джованни Баттиста Тьеполо (Giovanni Battista Tiepolo) совмещают барочно-рокайльные черты: иногда у него прорывается тяга к пафосу и монументальности, но всё-таки превалирует изысканная воздушность.

В Англии прославился художник-пастелист Фрэнсис Котс (Francis Cotes), чьи портреты радуют взгляд нежным сочетанием красок.

Известность получили также работы ещё одного пастелиста — шведа Густафа Лундберга (Gustaf Lundberg), который учился и долго работал в Париже.

В Россию рокайльное искусство пришло во времена императрицы Елизаветы Петровны и сохранило определённое влияние при Екатерине II, в основном проявившись в портретистике:

  • Ивана Вишнякова (1699 — 1761);
  • Ивана Аргунова (1729 — 1802);
  • Алексея Антропова (1716 — 1795); (1736 — 1808); (1735 — 1822);
  • а также представителей так называемой россики (то есть у прибывших в империю художников-иностранцев) — например, у Луи Каравака (Louis Caravaque).

Закат и критика стиля рококо

Но, несмотря на легковесность, рокайльность внесла свою лепту в развитие искусства, показав, что оно может быть оптимистичным, светлым, лишённым морализаторства. Художники сделали искусство максимально светским и привлекли внимание к простым человеческим радостям (пускай и с точки зрения благородного сословия). Таким образом, они вновь, как мастера Возрождения, поставили в центр искусства человека.

Сейчас рококо пользуется высоким спросом на аукционах. С примерами лотов можно познакомиться на сайте VeryImportantLot. Коллекционеров привлекает и их инвестиционная ценность, и замечательная декоративность: эти картины — великолепное украшение интерьеров.

Спор пуссенистов и рубенсистов , о котором мы говорили в прошлой статье, закончился победой рубенсистов. А именно: эмоции, переживания и чувства победили в живописи разум, долг и возвышенность. Родилось самое мощное направление во французском искусстве XVIII века - рококо. Рококо прославлял радость и легкость бытия. МестА нравоучений и героизма заняли игривость, изящество и некоторая манерность. Все эти особенности характерны для живописи Антуана Ватто, творчество которого служит истоком нового стиля.

Сведения о жизни Ватто достаточно скудные, его писем почти не осталось, кроме того Антуан Ватто был человеком исключительно замкнутым. Точная дата рождения художника до нас не дошла. Известно лишь, что он был крещен 10 октября 1684 года. Ватто родился на севере Франции в городке Валансьен. В начале 1700-х юноша уехал в Париж, где поступил в мастерскую Клода Жилло. Но после четырех лет по неизвестным причинам бросил обучение. Существует версия, что это случилось из-за ревности Жилло к таланту молодого художника.

Так или иначе, в это время Ватто знакомится с Клодом Одраном. Он стал его новым учителем, вдобавок Одран был хранителем Люксембургского дворца. Это позволило Ватто вдоволь рассматривать картины Питера Пауля Рубенса, хранящиеся во дворце, он влюбился в этот колорит.

Поиски стиля

Некоторое время он провел в Валансьен, писал там картины, а затем вернулся в Париж, уже более или менее определившись в своих живописных пристрастиях. Он начинает писать небольшие жанровые сцены того рода, о котором никто до сих пор не знал, и который даже не имеет названия. Тем не менее его картины получают популярность. Ватто становится известен в определенных кругах и получает чрезвычайно ценную поддержку. Его оценил, полюбил и пригрел коллекционер, крупнейший финансист и очень богатый человек - Пьер Кроза. Его коллекция была просто замечательной, а современники характеризовали её как "самое большое количество сокровищ живописи и различных редкостей, которое могло быть собрано частным лицом". Если вы хотите с ней познакомиться, то это нетрудно сделать. Надо поехать в Санкт-Петербург, потому что бОльшая и ценнейшая часть этой коллекции сейчас хранится в Эрмитаже.

Миниатюра Луи-Николя Ван Бларенберга, на которой представлена часть картинной галереи Кроза в главном кабинете особняка на Вандомской площади, 1770

Миниатюра Луи-Николя Ван Бларенберга, на которой представлена часть картинной галереи Кроза в главном кабинете особняка на Вандомской площади, 1770

Ватто живёт в загородном доме Кроза. Коллекционер выделяет художнику мастерскую, и Ватто всем обеспечен. Он может любоваться всем, что есть в этой великой коллекции, гулять в роскошном парке, присутствовать на великолепных домашних концертах и спектаклях. В общем, наблюдать жизнь светской публики. Но вот тут надо сказать, что у Ватто был сложный, неуживчивый, нервный, беспокойный характер. Это был болезненный человек, худой, подверженный меланхолии. И ему не сиделось на одном месте. Он не ссорился с Кроза, но, проведя несколько счастливых и плодотворных лет под крышей гостеприимного дома, по не известным причинам просто ушёл.

Художник галантных празднеств

В 1712 году Ватто предпринял попытку вступления в Королевскую Академию художеств. Для того, чтобы его признали академиком, он должен был написать картину, которую бы Академия признала достойной. Ватто не спешил. На создание картины ушло пять лет вместо положенных двух. На суд академиков он представил работу "Паломничество на остров Киферу", которую подробно мы будем рассматривать в следующий раз.

Эта картина поставила в тупик академиков. Не только потому, что она была неакадемическая, они признали её достоинства, но Академия имела на всё свои жанры, а эта картина не вписывалась ни в один из них. Не понятно было: это историческая картина? - нет, не историческая, никакой истории там нет. Мифологическая? - не совсем. Может быть, это пейзаж? - пейзаж там присутствует, но тоже нет. Бытовой жанр? - так уж прямо это отнести к бытовой сцене тоже нельзя. И тогда академики проявили изобретательность и нашли название для этого жанра - галантные празднества. В 1717 году Ватто был принят в Академию художеств как "художник галантных празднеств".


Жан Антуан Ватто, более известный как Антуан Ватто— французский живописец и художник, основоположник и крупнейший мастер стиля рококо. Ватто принадлежит к числу известнейших художников в мировой истории искусства. Благодаря усилиям братьев Гонкур, Бодлера и Верлена, он занял место сначала в коллекции Уоллес, затем в Лувре (в 1869 году там находилось 8 его картин) и, наконец, в истории искусств.

Жан Антуан Ватто родился 10 октября 1684 года в городе Валансьен в семье плотника. В раннем возрасте Ватто был учеником художника Жак-Альбер Герена. Ватто приехал в Париж в 1702 году из северной Франции, из Валансьена. С 1703 по 1708 год Ватто работал в мастерской Клода Жилло, копировал и изображал сюжеты итальянской комедии. От этого важного этапа творческого формирования художника сохранилось лишь одно живописное свидетельство — московская картина Сатира на врачей.

В следующие годы Ватто пробовал себя в разных жанрах, спорная хронология немногих сохранившихся работ этого периода не позволяет сделать определённых выводов об эволюции его интересов, однако его манера становится более свободной, мазок — более свежим и легким.

В 1717 году Ватто было присвоено звание академика. В 1719-1720 художник посещает Англию. В конце 1717 года Ватто заболел туберкулёзом. Последние дни Антуан Ватто провёл в загородном доме своего друга, он скончался от туберкулёза 18 июля 1721 года. За свои 36 лет он оставил потомкам около двадцати тысяч картин.

Ватто был создателем своеобразного жанра, традиционно называемого галантными празднествами. Сущность этих сцен раскрывается не столько в их прямом сюжетном значении, сколько в тончайшей поэтичности, которой они проникнуты. Праздник любви (1717), как и другие картины Ватто, содержит в себе богатую гамму эмоциональных оттенков, которым вторит лирическое звучание пейзажного фона. Ватто открыл художественную ценность хрупких нюансов, чувств, едва уловимо сменяющих друг друга. Его искусство впервые ощутило разлад мечты и реальности, и поэтому оно отмечено печатью меланхолической грусти.

Рококо

Эдуард Петрович Гау. Гостиная в стиле второго рококо

Рококо родилось во Франции XVIII столетия , хотя само название узаконит лишь следующий век , девятнадцатый.

Стиль получил имя от французского слова rocaille — ракушка или раковина. Издавна раковинами декорировали искусственные гроты и чаши фонтанов, позднее в оформлении интерьеров стали активно использоваться орнаменты , повторяющие витые , округлые очертания раковин. К XVIII веку интерес к ним только рос. Они усложнялись и переплетались , становились всё более изощренными и причудливыми. Такие орнаменты назывались рокайлями , а сам стиль , построенный на капризных гнутых линиях и нежнейших цветовых переливах, — соответственно , рококо .

Антуан Ватто. Вывеска лавки Жерсена

Рококо – это образ жизни

короля-Солнце снимают со стены и убирают в коробку.

Но было бы неправильным отождествить всё XVIII столетие только со стилем рококо. Этот век многообразен , как никакой другой из предшествующих. Видоизменяясь , в искусстве продолжают существовать страстное барокко

Сменивший Ренессанс стиль барокко, в отличие от искусства Возрождения, сохранявшего дистанцию между произведением и зрителем, стремился потрясти душу. Разумеется, успешно: живописные жемчужины тех времен - истинные сокровища.

Классицизм прочно обосновался в европейском искусстве XVII века, сдав свои позиции лишь в первой трети следующего столетия. Классицисты преклонялись перед античностью, свято верили в идею порядка и логичности мироздания, а также в безграничные возможности человеческого разума. Читать дальше

Невинность очаровательных младенцев, безгрешность и чистота юности, удовлетворенность зенитом жизненного пути и трогательная мудрость преклонного возраста - подобные сюжеты в живописи всегда апеллируют к чувствам зрителя, вызывая у большинства приязнь и умиление. Художники, использующие приемы сентиментализма, пытаются проникнуть в сердце зрителя, минуя разум, и некоторые делают это действительно блестяще. Читать дальше

. Прогрессивная критика в лице Дени Дидро даже пытается угадать зачатки реализма.

Читайте также: