Закономерности генезиса и динамики культуры кратко

Обновлено: 05.07.2024

Ни одна культура не является статичным образованием — и ней все всегда находится в движении, вся она — постоянно длящийся бесконечный поток событий и процессов. Определить культурную динамику на каком-то отрезке времени значит выделить в той или иной ее области такие изменения, которые приобрели упорядоченный, векторный характер, с присущими им общими темпо-ритмическими качествами, содержательной определенностью и сходной направленностью основных тенденции.

Типы культурной динамики на разных этапах исторического и социального развития. Раскроем сущность исторических стадии культурной эволюции человечества. В соответствии с этим представлением выделяется несколько стадий и модификаций культурной практики разных народов: культура архаического типа (как правило, это бесписьменные культуры); культура традиционного типа, культура современного типа. В свою очередь традиционные и современные культуры дополнительно членятся в зависимости от ведущих форм хозяйственных занятий и степени развития экономики.

Среди традиционных культур известны землепашенная, скотоводческая кочевая или полукочевая, скотоводческая оседлая культуры. Все эти разновидности объединяются под названием культуры доиндустриального общества. В культуре современного типа выделяются следующие стадии: культура индустриального и культура постиндустриального общества.

Выделение указанных исторических типов человеческой культуры помогает понять особенности общественной эволю­ции человека. Так, каждому типу и стадии соответствуют соб­ственные разновидности хозяйствования; формы социальной регуляции и коммуникативных связей, а также виды и глубина духовного освоения мира. В современном мире сосуществуют различные типы культурной динамики, т. е. оказывается возможным синхронное существование исторически разнотипных культур. В современной российской культуре, например, одновременно развиваются этнические культуры, сохраняющие черты архаики (малочисленные народности Севера), народы с традиционной культурой (ряд коренных этносов Сибири и Дальнего Востока, Северного Кавказа.

Под факторами культурных изменений понимаются те движущие силы, источники и условия их реализации, которые лежат в основе данных изменений. Иx длительное взаимодействие между собой создает эффект исторической самоорганизации культуры. В определенных условиях действие тех или иных факторов выходит на первый план, что в рамках научного анализа рассматривается как причина конкретных изменений и сдвигов. Ниже выделим типы факторов, лежащих в основе культурных изменений.

Природно-ресурсные факторы связаны с наличием или истощением необходимых для общества ресурсов окружающей сре­ды. Речь идет о тесной связи между природными ресурсами, климатом с такими областями культуры, как хозяйственные занятия, развитие орудий труда, образ жизни населения в це­лом. Нарушение равновесия между природно-ресурсной средой и указанными областями неизбежно сопровождается транс формациями внутри культуры.

Фактор пространственного размещения культурных форм связан с тем, что более плотное их размещение на территории (на пример, в городах), насыщенность культурных признаков в исторических центрах предполагают интенсивные изменения в обще­стве. Периферия культурного ареала связана с разреженностью культурных форм, с относительно слабым освоением территории, что вызывает замедленный темп социального развития и сравнении с центральными и урбанизированными регионами.

Фактор взаимодействия разных культур порождает диффузию достижений одного культурного сообщества в другое. При этом процессы взаимодействия культур не следует упрощать — они осуществляются через сложные механизмы освоения одних достижений и отталкивание других, через уничтожение традиций и созидание новых культурных форм, что может порождать конфликтное напряжение социальных сил как в культуре, транслирующей свои достижения, так и в принимающей культуре.

Фактор социальных институтов и отношений динамизирует одни культурные изменения и тормозит другие. Действие этого фактора проявляется в таких разнообразных социальных явлениях и процессах, как деле­ния; смена поколений; социальные столкновения и революции, общественные движения, выступающие за что-то или против чего-то; социальная политика, поддерживающая активность одних социальных групп, нейтральная по отношению к другим группам и репрессивная по отношению к третьим, и т.п.

Социальная значимость фактора рационального исследования и управления приобрела особую очевидность в современных условиях на фоне возрастания роли научной деятельности, информационных сетей, а также социальной политики, которую осуществляют органы власти, производственный менеджмент. Ярким проявлением действия данного фактора можно считать политику целенаправленной модернизации экономических и Политических отношений, осуществляемую государством.

Формы культурной динамики, которые отличаются друг от друга направленностью культурных изменений, их содержанием, интенсивностью, результатами. Так, еще в древности философы говорили об изменениях по кругу, когда развитие какого-либо общественного организма, культурного явления, пройдя через определенные циклы, завершается первоначальным состоянием. Ныне сходные изменения чаще называются циклическими, или волновыми, когда культурная практика проходит разные стадии, фазы и циклы своего развития. Тle изменения, которые развиваются в нарастающем режи­ме с аккумулированием целесообразных, с социальной точки зрения, культурных качеств, носят название прогрессивные из­менения. Им противоположны регрессивные изменения, свиде­тельствующие о затухании, уменьшении целесообразных ка­честв культуры и о разрастании кризисных признаков, о на­ступлении хаоса.

В качестве варианта циклического развития исследователи выделяют инверсионное развитие, которое реализуется в форме маятниковых колебаний культурных перемен (туда-обратно, например, от традиционного состояния к социальным преоб­разованиям, от преобразований — к восстановлению ряда ут­раченных культурных форм).

Культурный застой характеризуется как состояние длитель­ной неизменности, повторяемости культурных норм, ценнос­тей, смыслов. Вместе с тем застой следует отличать от наличия в любой культуре устойчивых традиций и обычаев. Застой на­ступает тогда, когда традиции доминируют над инновациями, подавляя их и снижая адаптационный потенциал культуры.

В противоположность застою период культурного взрыва характеризуется многообразными, быстрыми изменениями, результаты которых трудно прогнозировать. Для периода взрыва характерны неустойчивые социокультурные процессы, быстрая смена событий, втягивание в активные действия самых разных социальных сил и субъектов деятельности. Каждый момент взрыва приобретает свой набор равновероятностных возможностей перехода культуры в следующие состояния, за пределами которых находятся заведомо невозможные трансформации.

Нередко бывает весьма сложно определить характер и направленность культурной динамики. В этом случае для уяснения смысла происходящих перемен требуется определенный временной период, когда результаты культурного развития той или иной области социальной практики приобретают очевидные последствия для общества. Если изменения в конечном итоге ведут к обогащению и дифференциации культуры в целом, то они рассматриваются как позитивные и необходимые.

Вместе с тем обогащение культуры в целом может означать упадок или деградацию ее отдельных частей.

Особо следует выделить состояние культурного кризиса, для которого характерно нарастание хаотических тенденций, уве­личение противоречий и разрыва между традициями и иннова­циями в той или иной области социальной практики. Порой кризис перерастает в культурную катастрофу, когда прежнее функционирование той или иной области практики или всей культуры становится невозможным. В случае катастрофы культурная преемственность прерывается, культурная деятельность или субкультура исчезает.

Социологи выделяют несколько основных закономерностей в развитии культуры.

1) Зависимость типа культуры от природных и искусствен­ных условий жизни общества и ее обратное влияние на их изменение.

2) Преемственность в развитии культуры. Она может быть временной (вертикальной) и пространственной (горизонтальной), позитивной (продолжение той или иной культурной традиции) и негативной (отрицание прежнею культурного опыта).

3) Неравномерность развития культуры, которая выражается в двух аспектах: а) расцвет и упадок культуры не сов­падают с эпохами расцвета и упадка и других сферах об­щественной жизни, например, в экономике; б) сами ви­ды культуры развиваются неравномерно. Так, сегодня при более или менее приличном уровне развития худо­жественной культуры мы говорим об отсутствии полити­ческой культуры или катастрофическом состоянии куль­туры экологической.

4) Особая роль личности, человеческой индивидуальности в культурном процессе.

Большое значение для развития и функционирования куль­туры имеют качественные изменения в науке и технологии, от­крывающие новые возможности для производства и распро­странения культурных ценностей. Можно выделить три качест­венных скачка: появление письменности, позволившее сохранять многие произведения культуры и обмениваться ими; изобретение книгопечатания, благодаря которому резко увеличился объем распространения культурной продукции; современные достижения науки и техники (телевидение, видео- и звукозапись, голография, новые материалы в архитектуре и пр.).

Ни одна культура не является статичным образованием — и ней все всегда находится в движении, вся она — постоянно длящийся бесконечный поток событий и процессов. Определить культурную динамику на каком-то отрезке времени значит выделить в той или иной ее области такие изменения, которые приобрели упорядоченный, векторный характер, с присущими им общими темпо-ритмическими качествами, содержательной определенностью и сходной направленностью основных тенденции.

Типы культурной динамики на разных этапах исторического и социального развития. Раскроем сущность исторических стадии культурной эволюции человечества. В соответствии с этим представлением выделяется несколько стадий и модификаций культурной практики разных народов: культура архаического типа (как правило, это бесписьменные культуры); культура традиционного типа, культура современного типа. В свою очередь традиционные и современные культуры дополнительно членятся в зависимости от ведущих форм хозяйственных занятий и степени развития экономики.

Среди традиционных культур известны землепашенная, скотоводческая кочевая или полукочевая, скотоводческая оседлая культуры. Все эти разновидности объединяются под названием культуры доиндустриального общества. В культуре современного типа выделяются следующие стадии: культура индустриального и культура постиндустриального общества.

Выделение указанных исторических типов человеческой культуры помогает понять особенности общественной эволю­ции человека. Так, каждому типу и стадии соответствуют соб­ственные разновидности хозяйствования; формы социальной регуляции и коммуникативных связей, а также виды и глубина духовного освоения мира. В современном мире сосуществуют различные типы культурной динамики, т. е. оказывается возможным синхронное существование исторически разнотипных культур. В современной российской культуре, например, одновременно развиваются этнические культуры, сохраняющие черты архаики (малочисленные народности Севера), народы с традиционной культурой (ряд коренных этносов Сибири и Дальнего Востока, Северного Кавказа.

Под факторами культурных изменений понимаются те движущие силы, источники и условия их реализации, которые лежат в основе данных изменений. Иx длительное взаимодействие между собой создает эффект исторической самоорганизации культуры. В определенных условиях действие тех или иных факторов выходит на первый план, что в рамках научного анализа рассматривается как причина конкретных изменений и сдвигов. Ниже выделим типы факторов, лежащих в основе культурных изменений.

Природно-ресурсные факторы связаны с наличием или истощением необходимых для общества ресурсов окружающей сре­ды. Речь идет о тесной связи между природными ресурсами, климатом с такими областями культуры, как хозяйственные занятия, развитие орудий труда, образ жизни населения в це­лом. Нарушение равновесия между природно-ресурсной средой и указанными областями неизбежно сопровождается транс формациями внутри культуры.

Фактор пространственного размещения культурных форм связан с тем, что более плотное их размещение на территории (на пример, в городах), насыщенность культурных признаков в исторических центрах предполагают интенсивные изменения в обще­стве. Периферия культурного ареала связана с разреженностью культурных форм, с относительно слабым освоением территории, что вызывает замедленный темп социального развития и сравнении с центральными и урбанизированными регионами.

Фактор взаимодействия разных культур порождает диффузию достижений одного культурного сообщества в другое. При этом процессы взаимодействия культур не следует упрощать — они осуществляются через сложные механизмы освоения одних достижений и отталкивание других, через уничтожение традиций и созидание новых культурных форм, что может порождать конфликтное напряжение социальных сил как в культуре, транслирующей свои достижения, так и в принимающей культуре.

Фактор социальных институтов и отношений динамизирует одни культурные изменения и тормозит другие. Действие этого фактора проявляется в таких разнообразных социальных явлениях и процессах, как деле­ния; смена поколений; социальные столкновения и революции, общественные движения, выступающие за что-то или против чего-то; социальная политика, поддерживающая активность одних социальных групп, нейтральная по отношению к другим группам и репрессивная по отношению к третьим, и т.п.

Социальная значимость фактора рационального исследования и управления приобрела особую очевидность в современных условиях на фоне возрастания роли научной деятельности, информационных сетей, а также социальной политики, которую осуществляют органы власти, производственный менеджмент. Ярким проявлением действия данного фактора можно считать политику целенаправленной модернизации экономических и Политических отношений, осуществляемую государством.

Формы культурной динамики, которые отличаются друг от друга направленностью культурных изменений, их содержанием, интенсивностью, результатами. Так, еще в древности философы говорили об изменениях по кругу, когда развитие какого-либо общественного организма, культурного явления, пройдя через определенные циклы, завершается первоначальным состоянием. Ныне сходные изменения чаще называются циклическими, или волновыми, когда культурная практика проходит разные стадии, фазы и циклы своего развития. Тle изменения, которые развиваются в нарастающем режи­ме с аккумулированием целесообразных, с социальной точки зрения, культурных качеств, носят название прогрессивные из­менения. Им противоположны регрессивные изменения, свиде­тельствующие о затухании, уменьшении целесообразных ка­честв культуры и о разрастании кризисных признаков, о на­ступлении хаоса.

В качестве варианта циклического развития исследователи выделяют инверсионное развитие, которое реализуется в форме маятниковых колебаний культурных перемен (туда-обратно, например, от традиционного состояния к социальным преоб­разованиям, от преобразований — к восстановлению ряда ут­раченных культурных форм).

Культурный застой характеризуется как состояние длитель­ной неизменности, повторяемости культурных норм, ценнос­тей, смыслов. Вместе с тем застой следует отличать от наличия в любой культуре устойчивых традиций и обычаев. Застой на­ступает тогда, когда традиции доминируют над инновациями, подавляя их и снижая адаптационный потенциал культуры.

В противоположность застою период культурного взрыва характеризуется многообразными, быстрыми изменениями, результаты которых трудно прогнозировать. Для периода взрыва характерны неустойчивые социокультурные процессы, быстрая смена событий, втягивание в активные действия самых разных социальных сил и субъектов деятельности. Каждый момент взрыва приобретает свой набор равновероятностных возможностей перехода культуры в следующие состояния, за пределами которых находятся заведомо невозможные трансформации.

Нередко бывает весьма сложно определить характер и направленность культурной динамики. В этом случае для уяснения смысла происходящих перемен требуется определенный временной период, когда результаты культурного развития той или иной области социальной практики приобретают очевидные последствия для общества. Если изменения в конечном итоге ведут к обогащению и дифференциации культуры в целом, то они рассматриваются как позитивные и необходимые.

Вместе с тем обогащение культуры в целом может означать упадок или деградацию ее отдельных частей.

Особо следует выделить состояние культурного кризиса, для которого характерно нарастание хаотических тенденций, уве­личение противоречий и разрыва между традициями и иннова­циями в той или иной области социальной практики. Порой кризис перерастает в культурную катастрофу, когда прежнее функционирование той или иной области практики или всей культуры становится невозможным. В случае катастрофы культурная преемственность прерывается, культурная деятельность или субкультура исчезает.

Социологи выделяют несколько основных закономерностей в развитии культуры.

1) Зависимость типа культуры от природных и искусствен­ных условий жизни общества и ее обратное влияние на их изменение.

2) Преемственность в развитии культуры. Она может быть временной (вертикальной) и пространственной (горизонтальной), позитивной (продолжение той или иной культурной традиции) и негативной (отрицание прежнею культурного опыта).

3) Неравномерность развития культуры, которая выражается в двух аспектах: а) расцвет и упадок культуры не сов­падают с эпохами расцвета и упадка и других сферах об­щественной жизни, например, в экономике; б) сами ви­ды культуры развиваются неравномерно. Так, сегодня при более или менее приличном уровне развития худо­жественной культуры мы говорим об отсутствии полити­ческой культуры или катастрофическом состоянии куль­туры экологической.

4) Особая роль личности, человеческой индивидуальности в культурном процессе.

Большое значение для развития и функционирования куль­туры имеют качественные изменения в науке и технологии, от­крывающие новые возможности для производства и распро­странения культурных ценностей. Можно выделить три качест­венных скачка: появление письменности, позволившее сохранять многие произведения культуры и обмениваться ими; изобретение книгопечатания, благодаря которому резко увеличился объем распространения культурной продукции; современные достижения науки и техники (телевидение, видео- и звукозапись, голография, новые материалы в архитектуре и пр.).


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Культурогенез — процесс зарождения материальной и духовной культуры человечества, происходящей в тесной связи со становлением и развитием орудий труда и материально- технической деятельности и социальных закономерностей.

От биологической формы бытия —к антропо-социо-культурной:

Проблема происхождения культуры — одна из самых сложных в науке, потому что ее решение основывается на очень небольшом, случайно дошедшем до нас археологическом материале, который время от времени пополняется новыми фактическими данными, требующими кардинального пересмотра всех теоретических построений.

Каждый из подходов к проблеме генезиса культуры содержит в себе рациональное зерно, ибо указывает на некоторые важные аспекты этого процесса. Но их общий недостаток состоит в том, что происхождение культуры объясняется как следствие совершенствования интеллекта и возникновения сознания. Предполагается, что изменение психики индивидуальных особей — это первичный фактор, а возникновение культуры — вызванный этим фактором вторичный результат.

Но с синергетической точки зрения образование человеческого общества есть скачкообразный

процесс перехода от более низко организованной системы — обезьяньего стада — к более высоко

не изменение частей определяет свойства целого, а, наоборот, изменение организации системы как

целого ведет к появлению новых свойств у ее частей. Возникновение культуры и есть такого рода

в организмах и психике индивидуальных особей, — приводят к формированию культуры, а,

наоборот, преобразование системы — обезьяньего стада в человеческое общество — является ос-

новой изменения ее элементов-индивидов.

Иначе говоря, антропогенез есть продукт социогенеза и культурогенеза. Возникновение человека — животного вида Homo Sapiens (род гоминид, отряд приматов, класс млекопитающих) — вовсе не было обязательным и необходимым результатом биологической эволюции. В эволюции

отряда приматов, видно, что в ней существовало много точек, в которых возникали альтернативные возможности дальнейшего хода событий. При всех видовых особенностях в организме человека нет ничего такого, что с необходимостью порождало бы у него разумность и способность к свободной созидающей деятельности. Необходимость появления у него этих качеств не вытекает из законов биологической эволюции.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Иначе говоря, в биологической природе человека не заложено ничего, что принципиально

выделяло бы его из всего живого мира и обусловливало бы неизбежность его выхода из животного

состояния. Человек как биологическое существо не обязательно обладает этими характеристиками. В этом смысле правомерно утверждать, что человек не есть создание природы:

он творит себя сам по законам своего собственного — неприродного — бытия, т. е. бытия

социального. Именно в этом социальном бытии и следует искать объяснение всего, что в человеке

пр.). Вне общества, без особых социальных форм организации жизни человек — не более чем

животное. Таким образом, культура возникает не потому, что у человека появляется разум, а, наоборот, разум у человека развивается потому, что возникает культура.

Из всех рассмотренных выше теорий происхождения культуры наиболее приемлемой представляется созданная Марксом и Энгельсом трудовая теория. Она оправданно указывает на

С возникновением культуры законы биологической эволюции постепенно уступают место законам функционирования и развития социальных систем. Теория биологической эволюции утрачивает силу.

На заре общества — в полуобезьяньем состоянии — культура (предкультура) зиждется на

Таким образом, в результате длительнейшего — на протяжении нескольких миллионов лет — процесса развития в бесконечном пространстве природы и в конечном пространстве Земли на одном ее небольшом участке биологическая форма материального бытия преобразовалась в антропо-социо-культурную, т.е. в такую, в которой новое живое существо, живущее не в стаде и не в стае, а в стихийно самоорганизовавшемся обществе, — Человек — создал для себя искусственную среду обитания — вторую природу — и в ходе этой творческой деятельности обрел необходимые для него интеллектуальные и духовные качества -— наследственно непередаваемые, формируемые у каждого индивида прижизненно и потому не стабильные, как психические реакции животных, а меняющиеся по содержанию из поколения в поколение, постепенно все более разнообразные у разных представителей одного поколения. Совокупность

этих качеств, реализующихся в совместной созидательной деятельности и воплощающихся в ее предметных плодах, и является культурой в широком философском смысле этого понятия.

Ни одна культура не является статичным образованием — и ней все всегда находится в движении, вся она — постоянно длящийся бесконечный поток событий и процессов. Определить культурную динамику на каком-то отрезке времени значит выделить в той или иной ее области такие изменения, которые приобрели упорядоченный, векторный характер, с присущими им общими темпо-ритмическими качествами, содержательной определенностью и сходной направленностью основных тенденции.

Типы культурной динамики на разных этапах исторического и социального развития. Раскроем сущность исторических стадии культурной эволюции человечества. В соответствии с этим представлением выделяется несколько стадий и модификаций культурной практики разных народов: культура архаического типа (как правило, это бесписьменные культуры); культура традиционного типа, культура современного типа. В свою очередь традиционные и современные культуры дополнительно членятся в зависимости от ведущих форм хозяйственных занятий и степени развития экономики.

Среди традиционных культур известны землепашенная, скотоводческая кочевая или полукочевая, скотоводческая оседлая культуры. Все эти разновидности объединяются под названием культуры доиндустриального общества. В культуре современного типа выделяются следующие стадии: культура индустриального и культура постиндустриального общества.

Выделение указанных исторических типов человеческой культуры помогает понять особенности общественной эволю­ции человека. Так, каждому типу и стадии соответствуют соб­ственные разновидности хозяйствования; формы социальной регуляции и коммуникативных связей, а также виды и глубина духовного освоения мира. В современном мире сосуществуют различные типы культурной динамики, т. е. оказывается возможным синхронное существование исторически разнотипных культур. В современной российской культуре, например, одновременно развиваются этнические культуры, сохраняющие черты архаики (малочисленные народности Севера), народы с традиционной культурой (ряд коренных этносов Сибири и Дальнего Востока, Северного Кавказа.

Под факторами культурных изменений понимаются те движущие силы, источники и условия их реализации, которые лежат в основе данных изменений. Иx длительное взаимодействие между собой создает эффект исторической самоорганизации культуры. В определенных условиях действие тех или иных факторов выходит на первый план, что в рамках научного анализа рассматривается как причина конкретных изменений и сдвигов. Ниже выделим типы факторов, лежащих в основе культурных изменений.

Природно-ресурсные факторы связаны с наличием или истощением необходимых для общества ресурсов окружающей сре­ды. Речь идет о тесной связи между природными ресурсами, климатом с такими областями культуры, как хозяйственные занятия, развитие орудий труда, образ жизни населения в це­лом. Нарушение равновесия между природно-ресурсной средой и указанными областями неизбежно сопровождается транс формациями внутри культуры.

Фактор пространственного размещения культурных форм связан с тем, что более плотное их размещение на территории (на пример, в городах), насыщенность культурных признаков в исторических центрах предполагают интенсивные изменения в обще­стве. Периферия культурного ареала связана с разреженностью культурных форм, с относительно слабым освоением территории, что вызывает замедленный темп социального развития и сравнении с центральными и урбанизированными регионами.

Фактор взаимодействия разных культур порождает диффузию достижений одного культурного сообщества в другое. При этом процессы взаимодействия культур не следует упрощать — они осуществляются через сложные механизмы освоения одних достижений и отталкивание других, через уничтожение традиций и созидание новых культурных форм, что может порождать конфликтное напряжение социальных сил как в культуре, транслирующей свои достижения, так и в принимающей культуре.

Фактор социальных институтов и отношений динамизирует одни культурные изменения и тормозит другие. Действие этого фактора проявляется в таких разнообразных социальных явлениях и процессах, как деле­ния; смена поколений; социальные столкновения и революции, общественные движения, выступающие за что-то или против чего-то; социальная политика, поддерживающая активность одних социальных групп, нейтральная по отношению к другим группам и репрессивная по отношению к третьим, и т.п.

Социальная значимость фактора рационального исследования и управления приобрела особую очевидность в современных условиях на фоне возрастания роли научной деятельности, информационных сетей, а также социальной политики, которую осуществляют органы власти, производственный менеджмент. Ярким проявлением действия данного фактора можно считать политику целенаправленной модернизации экономических и Политических отношений, осуществляемую государством.

Формы культурной динамики, которые отличаются друг от друга направленностью культурных изменений, их содержанием, интенсивностью, результатами. Так, еще в древности философы говорили об изменениях по кругу, когда развитие какого-либо общественного организма, культурного явления, пройдя через определенные циклы, завершается первоначальным состоянием. Ныне сходные изменения чаще называются циклическими, или волновыми, когда культурная практика проходит разные стадии, фазы и циклы своего развития. Тle изменения, которые развиваются в нарастающем режи­ме с аккумулированием целесообразных, с социальной точки зрения, культурных качеств, носят название прогрессивные из­менения. Им противоположны регрессивные изменения, свиде­тельствующие о затухании, уменьшении целесообразных ка­честв культуры и о разрастании кризисных признаков, о на­ступлении хаоса.

В качестве варианта циклического развития исследователи выделяют инверсионное развитие, которое реализуется в форме маятниковых колебаний культурных перемен (туда-обратно, например, от традиционного состояния к социальным преоб­разованиям, от преобразований — к восстановлению ряда ут­раченных культурных форм).

Культурный застой характеризуется как состояние длитель­ной неизменности, повторяемости культурных норм, ценнос­тей, смыслов. Вместе с тем застой следует отличать от наличия в любой культуре устойчивых традиций и обычаев. Застой на­ступает тогда, когда традиции доминируют над инновациями, подавляя их и снижая адаптационный потенциал культуры.

В противоположность застою период культурного взрыва характеризуется многообразными, быстрыми изменениями, результаты которых трудно прогнозировать. Для периода взрыва характерны неустойчивые социокультурные процессы, быстрая смена событий, втягивание в активные действия самых разных социальных сил и субъектов деятельности. Каждый момент взрыва приобретает свой набор равновероятностных возможностей перехода культуры в следующие состояния, за пределами которых находятся заведомо невозможные трансформации.

Нередко бывает весьма сложно определить характер и направленность культурной динамики. В этом случае для уяснения смысла происходящих перемен требуется определенный временной период, когда результаты культурного развития той или иной области социальной практики приобретают очевидные последствия для общества. Если изменения в конечном итоге ведут к обогащению и дифференциации культуры в целом, то они рассматриваются как позитивные и необходимые.

Вместе с тем обогащение культуры в целом может означать упадок или деградацию ее отдельных частей.

Особо следует выделить состояние культурного кризиса, для которого характерно нарастание хаотических тенденций, уве­личение противоречий и разрыва между традициями и иннова­циями в той или иной области социальной практики. Порой кризис перерастает в культурную катастрофу, когда прежнее функционирование той или иной области практики или всей культуры становится невозможным. В случае катастрофы культурная преемственность прерывается, культурная деятельность или субкультура исчезает.

Социологи выделяют несколько основных закономерностей в развитии культуры.

1) Зависимость типа культуры от природных и искусствен­ных условий жизни общества и ее обратное влияние на их изменение.

2) Преемственность в развитии культуры. Она может быть временной (вертикальной) и пространственной (горизонтальной), позитивной (продолжение той или иной культурной традиции) и негативной (отрицание прежнею культурного опыта).

3) Неравномерность развития культуры, которая выражается в двух аспектах: а) расцвет и упадок культуры не сов­падают с эпохами расцвета и упадка и других сферах об­щественной жизни, например, в экономике; б) сами ви­ды культуры развиваются неравномерно. Так, сегодня при более или менее приличном уровне развития худо­жественной культуры мы говорим об отсутствии полити­ческой культуры или катастрофическом состоянии куль­туры экологической.

4) Особая роль личности, человеческой индивидуальности в культурном процессе.

Большое значение для развития и функционирования куль­туры имеют качественные изменения в науке и технологии, от­крывающие новые возможности для производства и распро­странения культурных ценностей. Можно выделить три качест­венных скачка: появление письменности, позволившее сохранять многие произведения культуры и обмениваться ими; изобретение книгопечатания, благодаря которому резко увеличился объем распространения культурной продукции; современные достижения науки и техники (телевидение, видео- и звукозапись, голография, новые материалы в архитектуре и пр.).

Ни одна культура не является статичным образованием — и ней все всегда находится в движении, вся она — постоянно длящийся бесконечный поток событий и процессов. Определить культурную динамику на каком-то отрезке времени значит выделить в той или иной ее области такие изменения, которые приобрели упорядоченный, векторный характер, с присущими им общими темпо-ритмическими качествами, содержательной определенностью и сходной направленностью основных тенденции.

Типы культурной динамики на разных этапах исторического и социального развития. Раскроем сущность исторических стадии культурной эволюции человечества. В соответствии с этим представлением выделяется несколько стадий и модификаций культурной практики разных народов: культура архаического типа (как правило, это бесписьменные культуры); культура традиционного типа, культура современного типа. В свою очередь традиционные и современные культуры дополнительно членятся в зависимости от ведущих форм хозяйственных занятий и степени развития экономики.

Среди традиционных культур известны землепашенная, скотоводческая кочевая или полукочевая, скотоводческая оседлая культуры. Все эти разновидности объединяются под названием культуры доиндустриального общества. В культуре современного типа выделяются следующие стадии: культура индустриального и культура постиндустриального общества.

Выделение указанных исторических типов человеческой культуры помогает понять особенности общественной эволю­ции человека. Так, каждому типу и стадии соответствуют соб­ственные разновидности хозяйствования; формы социальной регуляции и коммуникативных связей, а также виды и глубина духовного освоения мира. В современном мире сосуществуют различные типы культурной динамики, т. е. оказывается возможным синхронное существование исторически разнотипных культур. В современной российской культуре, например, одновременно развиваются этнические культуры, сохраняющие черты архаики (малочисленные народности Севера), народы с традиционной культурой (ряд коренных этносов Сибири и Дальнего Востока, Северного Кавказа.

Под факторами культурных изменений понимаются те движущие силы, источники и условия их реализации, которые лежат в основе данных изменений. Иx длительное взаимодействие между собой создает эффект исторической самоорганизации культуры. В определенных условиях действие тех или иных факторов выходит на первый план, что в рамках научного анализа рассматривается как причина конкретных изменений и сдвигов. Ниже выделим типы факторов, лежащих в основе культурных изменений.

Природно-ресурсные факторы связаны с наличием или истощением необходимых для общества ресурсов окружающей сре­ды. Речь идет о тесной связи между природными ресурсами, климатом с такими областями культуры, как хозяйственные занятия, развитие орудий труда, образ жизни населения в це­лом. Нарушение равновесия между природно-ресурсной средой и указанными областями неизбежно сопровождается транс формациями внутри культуры.

Фактор пространственного размещения культурных форм связан с тем, что более плотное их размещение на территории (на пример, в городах), насыщенность культурных признаков в исторических центрах предполагают интенсивные изменения в обще­стве. Периферия культурного ареала связана с разреженностью культурных форм, с относительно слабым освоением территории, что вызывает замедленный темп социального развития и сравнении с центральными и урбанизированными регионами.

Фактор взаимодействия разных культур порождает диффузию достижений одного культурного сообщества в другое. При этом процессы взаимодействия культур не следует упрощать — они осуществляются через сложные механизмы освоения одних достижений и отталкивание других, через уничтожение традиций и созидание новых культурных форм, что может порождать конфликтное напряжение социальных сил как в культуре, транслирующей свои достижения, так и в принимающей культуре.

Фактор социальных институтов и отношений динамизирует одни культурные изменения и тормозит другие. Действие этого фактора проявляется в таких разнообразных социальных явлениях и процессах, как деле­ния; смена поколений; социальные столкновения и революции, общественные движения, выступающие за что-то или против чего-то; социальная политика, поддерживающая активность одних социальных групп, нейтральная по отношению к другим группам и репрессивная по отношению к третьим, и т.п.

Социальная значимость фактора рационального исследования и управления приобрела особую очевидность в современных условиях на фоне возрастания роли научной деятельности, информационных сетей, а также социальной политики, которую осуществляют органы власти, производственный менеджмент. Ярким проявлением действия данного фактора можно считать политику целенаправленной модернизации экономических и Политических отношений, осуществляемую государством.

Формы культурной динамики, которые отличаются друг от друга направленностью культурных изменений, их содержанием, интенсивностью, результатами. Так, еще в древности философы говорили об изменениях по кругу, когда развитие какого-либо общественного организма, культурного явления, пройдя через определенные циклы, завершается первоначальным состоянием. Ныне сходные изменения чаще называются циклическими, или волновыми, когда культурная практика проходит разные стадии, фазы и циклы своего развития. Тle изменения, которые развиваются в нарастающем режи­ме с аккумулированием целесообразных, с социальной точки зрения, культурных качеств, носят название прогрессивные из­менения. Им противоположны регрессивные изменения, свиде­тельствующие о затухании, уменьшении целесообразных ка­честв культуры и о разрастании кризисных признаков, о на­ступлении хаоса.

В качестве варианта циклического развития исследователи выделяют инверсионное развитие, которое реализуется в форме маятниковых колебаний культурных перемен (туда-обратно, например, от традиционного состояния к социальным преоб­разованиям, от преобразований — к восстановлению ряда ут­раченных культурных форм).

Культурный застой характеризуется как состояние длитель­ной неизменности, повторяемости культурных норм, ценнос­тей, смыслов. Вместе с тем застой следует отличать от наличия в любой культуре устойчивых традиций и обычаев. Застой на­ступает тогда, когда традиции доминируют над инновациями, подавляя их и снижая адаптационный потенциал культуры.

В противоположность застою период культурного взрыва характеризуется многообразными, быстрыми изменениями, результаты которых трудно прогнозировать. Для периода взрыва характерны неустойчивые социокультурные процессы, быстрая смена событий, втягивание в активные действия самых разных социальных сил и субъектов деятельности. Каждый момент взрыва приобретает свой набор равновероятностных возможностей перехода культуры в следующие состояния, за пределами которых находятся заведомо невозможные трансформации.

Нередко бывает весьма сложно определить характер и направленность культурной динамики. В этом случае для уяснения смысла происходящих перемен требуется определенный временной период, когда результаты культурного развития той или иной области социальной практики приобретают очевидные последствия для общества. Если изменения в конечном итоге ведут к обогащению и дифференциации культуры в целом, то они рассматриваются как позитивные и необходимые.

Вместе с тем обогащение культуры в целом может означать упадок или деградацию ее отдельных частей.

Особо следует выделить состояние культурного кризиса, для которого характерно нарастание хаотических тенденций, уве­личение противоречий и разрыва между традициями и иннова­циями в той или иной области социальной практики. Порой кризис перерастает в культурную катастрофу, когда прежнее функционирование той или иной области практики или всей культуры становится невозможным. В случае катастрофы культурная преемственность прерывается, культурная деятельность или субкультура исчезает.

Социологи выделяют несколько основных закономерностей в развитии культуры.

1) Зависимость типа культуры от природных и искусствен­ных условий жизни общества и ее обратное влияние на их изменение.

2) Преемственность в развитии культуры. Она может быть временной (вертикальной) и пространственной (горизонтальной), позитивной (продолжение той или иной культурной традиции) и негативной (отрицание прежнею культурного опыта).

3) Неравномерность развития культуры, которая выражается в двух аспектах: а) расцвет и упадок культуры не сов­падают с эпохами расцвета и упадка и других сферах об­щественной жизни, например, в экономике; б) сами ви­ды культуры развиваются неравномерно. Так, сегодня при более или менее приличном уровне развития худо­жественной культуры мы говорим об отсутствии полити­ческой культуры или катастрофическом состоянии куль­туры экологической.

4) Особая роль личности, человеческой индивидуальности в культурном процессе.

Большое значение для развития и функционирования куль­туры имеют качественные изменения в науке и технологии, от­крывающие новые возможности для производства и распро­странения культурных ценностей. Можно выделить три качест­венных скачка: появление письменности, позволившее сохранять многие произведения культуры и обмениваться ими; изобретение книгопечатания, благодаря которому резко увеличился объем распространения культурной продукции; современные достижения науки и техники (телевидение, видео- и звукозапись, голография, новые материалы в архитектуре и пр.).


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Читайте также: