Дуализм и деизм кратко

Обновлено: 02.07.2024

2. Основной вопрос философии. Основные направления в философии (материализм, идеализм, дуализм, деизм, пантеизм).

Из рассмотрения структуры философского знания (вопрос 1) очевидно, насколько разнообразными проблемами занимается философия, насколько широко её предметное поле. В сферу философского рассмотрения попадают бытие во всём разнообразии его проявлений, познание, развитие, человек, природа, общество, история и пр. Необходимо из всего разнообразия вопросов, которыми занимается философия, выделить главные, решение которых во многом будет определять ответы и на прочие интересующие философию вопросы. Однако однозначно выделить основные вопросы философии непросто из-за субъективного характера философского знания. Каждый мыслитель вправе поставить на первый план вопросы, интересующие лично его, а остальные отодвинуть на периферию, объявив малозначащими. Однако другие философы могут с этим не согласиться и объявить главными те вопросы, которые прежде главными не считались.

Несмотря на предложенное философами многообразие вариантов вопросов, которые можно считать основными вопросами философии, традиционно считается, что основной вопрос философии заключается в проблеме соотношения бытия и мышления. Такая формулировка основного вопроса философии была предложена немецким философом-марксистом Ф. Энгельсом в конце 19 в. Такая постановка основного вопроса философии подразумевает, что существует сознание человека (сфера чувств и мышления - идеального) и материальная реальность. Вопрос заключается в соотношении между этими частями бытия. Принято выделять две стороны основного вопроса философии в соответствии с проблематикой главных философских дисциплин. Можно говорить об онтологической и гносеологической стороне основного вопроса философии.

Онтологическая сторона основного вопроса философии касается соотношения двух различных видов бытия: материального (например, окружающих нас вещественных объектов) и идеального (понятия, числа, ощущения). При признании одной из разновидностей бытия главной, первичной другая будет считаться вторичной производной, зависимой от той, которая объявлена главной. Соответственно, философы делятся на два направления – материалистов, признающих первичную реальность материи, и идеалистов, утверждающих первичную реальность идеального бытия и производность, вторичность всего материального. Между этими направлениями (материализмом и идеализмом) и происходят главные дискуссии во всё время существования философии. Итак, материализм признаёт первичность материи и производность от неё всего идеального. Материя существовала изначально, в то время как идеальное появилось по меркам существования мироздания относительно недавно. Идеальное рассматривается как итог длительного развития материи, дошедшей до своей высокоорганизованной стадии, когда материя стала способной создавать образы (психика животных), а затем абстрактные понятия и прочие мыслительные конструкты (сознание человека). Признаётся, что материальное может существовать без идеального, но невозможно бытие идеального без материальной основы. Отметим, что материализм тесно связан с развитием науки и формы материалистической философии изменяются в зависимости от глубины научного познания окружающего мира.

Противоположностью материализма являются различные разновидности идеализма. Все идеалисты едины в том, что материальное не обладает самостоятельным, независимым от идеального бытием. Считается, что духовное первоначало является вечным, а материя появляется на одном из этапов развития, совершенствования этого идеального первоначала. Материя рассматривается как инобытие (бытие в другой, превращённой форме) первичного духовного начала. Всё мироздание объявляется отражением или результатом деятельности идеального первоначала. Однако когда встаёт вопрос о природе этого первичного идеального начала, среди идеалистов начинаются разногласия, разделившие идеализм на два направления: объективный идеализм и субъективный идеализм. Материализм, субъективный и объективный идеализм являются разновидностями монизма, учения признающего наличие единственного первоначала мироздания.

Соотношение между решением, предлагаемым в рамках онтологической и гносеологической стороны основного философии, достаточно сложно и может быть внутренне противоречиво. Как правило, материалисты и объективные идеалисты считают, что познание мира возможно, а субъективные идеалисты имеют тенденцию к агностическим и скептическим выводам. Аргументация, приводимая в пользу познаваемости мира материалистами и субъективными идеалистами, существенно различается. Как правило, материалисты утверждают, что свидетельством возможности истинного познания мира является успех человеческой деятельности, опирающейся на подобное познание. Если бы у людей не было истинного знание об окружающей действительности, то они не смогли бы создать даже простейшие орудия труда, не говоря уже о сложнейших механизмах и приборах. Да и выживание животных видов свидетельствует, что у их представителей есть адекватные знания об окружающем мире. Объективные идеалисты, не отрицая возможности познания окружающего мира, считают, что подобное познание становится возможным лишь благодаря связи человеческого сознания с высшим, первоначалом всего сущего, с божественным разумом. Объективные идеалисты защищают теорию наличия врождённого, априорного знания (нативизм), которое своим существованием обязано воздействию верховного начала. Нам нужно не столько получить знание из контакта с внешней реальности, сколько припомнить его (теория анамнезиса у Платона) или вывести из немногих данных Богом идей (Августин, Декарт). С точки зрения объективных идеалистов, лишь постоянный контакт с высшим идеальным началом обеспечивает истинное познание. Агностики утверждают, что мы можем познавать лишь то, что породило наше сознание (чувства, мыслительные конструкты); о реальности, выходящей за пределы сознания, мы можем строить лишь вероятностные, гипотетические положения, которые никогда полностью подтверждены не будут.

В философии большое значение также имеет выделение направлений по отношению к началу, признаваемому божественным. Здесь возможны следующие направления:

1. Теизм – учение, признающее существование отделённого от мира (трансцендентного) божественного первоначала, которому мир обязан своим бытием. Считается, что Бог создаёт мир и управляет ходом всех процессов в мироздании. В конечном итоге Бог признаётся рационально непознаваемым, приобщиться к нему можно только с помощью веры. Теистическое мировоззрение лежит в основе большинства мировых и национальных религий (в том числе христианства и ислама). Наиболее известными представителями философского теизма можно считать Аврелия Августина, Фому Аквинского, В. С. Соловьёва, С. Н. Булгакова.

2. Пантеизм – учение, согласно которому божественное начало не отделено от мироздания, является ему имманентным. Богом объявляется весь мир, взятый во всей совокупности своих проявлений. Пантеизм имеет тенденцию к сближению с материалистической философией, поскольку обожествляет материю, природу и признаёт именно их первоосновой всего сущего. Самыми известными пантеистами являются Д. Бруно, Б. Спиноза.

4. Атеизм – отрицание бытия Бога. Атеистические воззрения преимущественно характерны для представителей материализма. Атеизм вытекает из отрицания каких-либо сверхприродных, сверхматериальных начал, не обусловленных материальной субстанцией. Как и материализм в целом, атеистическая позиция в большинстве случаев связана с научным мировоззрением, требующим элиминации (исключения) всего сверхъестественного, в мироздании. Основными представителями атеизма можно считать таких мыслителей как Демокрит, Д. Дидро, П. Гольбах, Л. Фейербах, К. Маркс, Н. Г. Чернышевский, Б. Рассел и пр. Из представителей идеалистического атеизма отметим Ф. Ницше.

Деизм – Представление о Боге, как только о первопричине и творце мира, но не как о Промыслителе. Признавая, что Бог сотворил мир, деизм стоит на почве христианского учения о мире, как о тварном бытии. Но другое утверждение деизма идет вразрез с христианством: утверждение, что Бог, создав мир, в дальнейшем не принимает участия в жизни мира. Причина, по которой деисты отвергают Промысл Божий, состоит в принципиальном отвержении ими возможности чуда, каковым для деистов является участие Бога в жизни мира.

Теизм – вера в Бога не только как творца и первопричину, но и как Промыслителя. Теизм допускает общение с Богом в молитве и таинствах. Есть некоторая непоследовательность в том, чтобы принимать Бога как творца мира, но в то же время отвергать его участие в жизни созданного им мира. Промысл Божий о мире есть то же творение. Кроме того, живое религиозное чувство может принять только такое учение, согласно которому Бог хочет и может помочь миру и людям в тех затруднениях, в которые они могут попасть.

Политеизм и дуализм

Политеизм буквально значит многобожие. До появления великих монотеистических религий: христианства, ислама, политеизм был самым распространенным типом религии. Значение политеизма в истории религии оценивается по-разному. Одни считают, что политеизм более древен, чем монотеизм и соответствует более примитивному состоянию сознания; монотеизм же есть результат критической работы высокоразвитого сознания. Другие считают, что, напротив, монотеизм есть первичная форма религии, а политеизм появился впоследствии в результате извращения монотеизма. Последнее мнение соответствует библейской точке зрения.

Рене Декарт

В философской науке выделяют два противоположных друг к другу течения — идеализм и материализм. Их принципиальные отличия заключаются в различном понимании первопричины мира (материалисты считают таковой материю, идеалисты — сознание). А потому в философии не могло не возникнуть ответвления, пытающегося примирить два этих течения и привести их к компромиссу. Именно этим, компромиссным учением и стал дуализм.

Что такое дуализм?

Впоследствии сторонники Платона нашли собственные противоположности, к примеру:

  • Декарт понимал бытие как две (мыслящую и протяженную) материи;
  • Вольф называл последователей дуализма людьми, допускавшими существование и материальных, и нематериальных субстанций;
  • Мендельсон выделял две сущности — тело и душу.

Основоположником описываемого учения признается именно Рене Декарт, но автором данного термина стал немецкий мыслитель Х. Вольф, введший в научную сферу теорию о существовании двух разных субстанций — духовной и телесной.

Основополагающие идеи дуализма

В концепции дуализма выделяется ряд ключевых тезов, раскрывающих суть дуализма. К ним относят:

Следовательно, согласно учению сторонников дуализма, наш мир представляет собой место непрерывной борьбы различных начал, которая никогда не заканчивается. Результатом этой борьбы является стабильное развитие каждой из противоположностей, ведущее к стабильному развитию всей Вселенной.

Главные направления

В дуализме выделяют три следующих направления:

  • Гносеологическое, фундаментом которого считается разность понимания роли, играемой в процессе познания чувствами. Например, последователи эмпиризма превозносили опыт, полученный чувственным путем, в то время как рационалисты признавали основным инструментом познания не чувства, а разум;
  • Антропологическое, выдвигаемое еще Сократом и объединяющее телесную и духовную формы человека;
  • Онтологическое, разделявшее мир на идейный и телесный.

В этих, имеющих существенные различия направлениях есть и общее: все они полагают, что познание достижимо лишь посредством рационального понимания бытия.

Появление и развитие дуалистического учения

Таким образом, дуализм базируется на философском законе о единстве и борьбе противоположностей, согласно которому без противоположностей невозможно единство, хотя и противоположности не способны существовать без него. Соответственно, все объекты во Вселенной имеют противоположности, что приводит к неизбежным противоречиям и столкновениям между ними. В итоге столкновение заканчивается тем, что какой-либо из существующих объектов навсегда исчезает, а вместо него появляется новый. Этот процесс бесконечен, на нем основано всякое развитие и движение вперед.

Воззрения Платона и Аристотеля

Платон относил к истинным живым субстанциям вечно живые идеи и физические тела, выступающие в роли незавершенных копий таких идей. В своих работах мыслитель прямо говорит о бессмертии души и о сохранении разумом нематериальных идей, делая вывод о том, что души желают как можно быстрее покинуть свои физические оболочки, дабы жить исключительно идеями. Главной проблемой воззрений Платона было заключение души в физическое тело, при этом, он не мог доступно и обоснованно объяснить связи между душой и телом. Этот аспект покрывал связь духовного с телесным покровом тайны, что было явным минусом учения философа.

Отличием взглядов Аристотеля от тезисов Платона было его суждение о существовании свойств предметов и природы в физических телах. Такой вывод помог мыслителю объяснить единство духовного и телесного, назвав душу формой тела. Душу человека Аристотель относил к сфере человеческой природы, считая ее органичной частью тела. Интеллект он называл частью души, относя интеллектуальную деятельность к области нематериального. В целом, воззрения Аристотеля более близки дуализму в его современном понимании, нежели учение Платона.

Концепция Рене Декарта

Рене Декарт

В своем сравнении тесной и духовной составляющих, Декарт приходит к их взаимному противопоставлению. Его учение содержит два основополагающих тезиса:

  1. Дуализм духовного и телесного в человеке. И тело, и душу, Декарт относил к двум отдельным субстанциям, не единожды заявляя о пропасти, разделяющей их. Мышление, по его словам, не наделено пространственными параметрами, а тело является протяженной субстанцией, и такие параметры имеет. Согласно теории ученого, разум существует самостоятельно, в не тела, так же как и тело существует само по себе. Душа и тело признаются им противоположностями, наделенными различными качествами и свойствами. За мыслительную деятельность человека отвечает его душа, а тело человека относится к материальным предметам.
  2. Дуализм Бога и мира. По Декарту Бог является творцом всего сущего, именно он даровал миру природные и механические законы, но сам никогда не вмешивается в мирские дела, развивающиеся по законам механики. В этом выводе мыслителя не прослеживается жесткого дуализма, но он является одним из базовых в его концепции, заостряющей проблему соотношения между бытием и сознанием, являющейся основным философским вопросом.

Разновидности дуализма

Основополагающими разновидностями дуализма являются:

1. Субстанциальный (или картезианский) дуализм, последователи которого считают разум субстанцией, живущей независимо и не распространяемой в пространстве. Именно эту разновидность дуализма относил к наиболее верным и всегда защищал Р. Декарт, она же встречается в большинстве известных религиозных доктрин, четко различающих физическое тело человека и его бессмертную душу.

2. Пропетивный дуализм базируется на утверждении о том, что разум нельзя отнести к отдельной субстанции, он представляет собой совокупность независящих друг от друга свойств, появляющихся в мозгу человека. При этом свойства человеческого мышления проявляются лишь при должном формировании материи. В данном направлении выделяют:

  • интеракционизм, допускающий как проявление материальных последствий по ментальным причинам (к примеру, из-за пожелания конкретного индивидуума), так и наступлении последствий ментального характера по причинам материального плана;
  • окказионализм, относящий всякое взаимодействие духовного и физического начал к непосредственному вмешательству Бога, поскольку взаимодействие между материальными основами принципиально не возможно;
  • параллелизм, сторонники которого выдвинули теорию о ментальных причинах, способных вызывать лишь последствия ментального характера, и физических причинах, вызывающих исключительно физические последствия, что поддерживается установленной Богом гармонией;
  • эпифеноменализм, чьи последователи выдвинули теорию, согласно которой событие ментального типа не способно вызвать физические последствия, так как их вызывают исключительно физические события, а ментальные ни к чему не приводят.

3. Предикатный дуализм предполагает, что процесс осмысления индивидуумом окружающей реальности требует наличия одного и более предметов суждения (предикатов).

4. Гносеологический (называют еще эпистемологическим) дуализм основан на идее о том, что видимая человеком благодаря его сознанию реальность представляет собой лишь маленькую виртуальную копию реальности, но никак не ее саму.


Человеческие знания об окружающей реальности развивались постепенно на протяжении большого промежутка времени. То, что сейчас воспринимается как скучная заурядность, когда-то выглядело в глазах современников радикальным прорывом, величайшим открытием в истории человечества. Вот так когда-то, в далеком средневековье, была воспринята философия дуализма Декарта Рене. Одни возносили ее, другие проклинали.

декарт дуализм

Но прошли века. Сейчас о Декарте говорят достаточно редко и очень мало. А ведь из теории этого французского мыслителя когда-то появился рационализм. Кроме того, философ был также известен как превосходный математик. Многие ученые создавали свои концепции на тех размышлениях, которые когда-то записал именно Рене Декарт. А его главные труды вплоть до настоящего времени входят в сокровищницу человеческой мысли. Ведь Декарт – автор теории дуализма.

Биография философа

Р. Декарт появился на свет в конце шестнадцатого века во Франции в семье именитых и богатых дворян. Будучи представителем привилегированного французского сословия, Рене в детстве получил великолепное (как для того времени, так и для современности) образование в лучших образовательных учреждениях в стране. Сначала он обучался в иезуитской коллегии Ла Флэш, затем окончил университет Пуатье. Ему присвоили степень бакалавра права.

Постепенно у него вызревала мысль о всевластии науки (не Бога!) в этом мире. И в 1619 году Р. Декарт окончательно и бесповоротно принял твердое решение заниматься только наукой. Уже в это время он сумел заложить основы философии. При этом Рене Декарт особо отмечал тезис плотной взаимосвязи всех естественных и гуманитарных наук.

После этого он был представлен ученому-математику Мерсенну, который оказал на Декарта большое влияние (как на философа и как на математика). Началась его плодотворная деятельность как ученого.

дуализм в философии это

Приоритет разума

Дуализм в философии – это одновременно и противопоставление, и союз идеализма и материализма. Это такое мировоззрение, которое рассматривает в человеческом мире проявление и борьбу двух антагонистических друг другу факторов, их антагонизм образует все то, что есть в реальности. В этой неразрывной паре существуют противоречивые начала: Бог и сотворенный им мир; белое добро и темное зло; такое же противоположное белое и черное, наконец, присущие всему живому свет и тьма - именно это дуализм в философии. Он является философской базой теории психофизического параллелизма.

При этом концепция превосходства разума и его базовый приоритет в основе научного познания и обычного бытия доказывалась Декартом так: на свете чересчур много разных явлений и произведений, содержание которых постигнуть нельзя, это затрудняет жизнь, но зато позволяет выставлять сомнения по поводу того, что видится простым и ясным. Из этого нужно вывести тезис, что сомнения будут во все времена и при любых условиях. Сомнение проявляется уделом мысли – умеющий рационально сомневаться человек умеет размышлять. Вообще, мыслить способен лишь человек, который существует в реальности, а значит, способность мышления будет базой одновременно и бытия, и научного познания. Умение мыслить – это функция человеческого разума. Из этого нужно сделать вывод, что именно человеческий разум будет главной первопричиной всего существующего. Так сближались рационализм и дуализм Декарта.

Основа бытия

Как и многие тезисы Декарта, учение о дуализме раскрывается философски расплывчато. При изучении философии человеческого бытия Декарт какое-то время искал базовое определение, которое дало бы возможность определить все стороны этого термина. В итоге продолжительных размышлений он выводит фактор философской субстанции. Субстанция (по его мнению) – это то, что умеет существовать без чужой помощи – то есть для присутствия субстанции не надо принципиально ничего, кроме существования ее самой. Но этим свойством может располагать только единственная субстанция. Именно ее и определяют как Бога. Он существует всегда, он непонятен для человека, всесилен и является абсолютной основой всего существующего.

р декарт

Так рассуждал Декарт. Дуализм в этом отношении показывает свою двойственность не как слабость, а, наоборот, как сильную сторону концепции.

Принцип мышления

Человеческое мышление ученый делает основой всех принципов общей философии и науки. Он проводит преобразования, имеющие тайный смысл и исключительно важное значение для человеческого развития и его подлинной культуры вплоть до нашего времени. Сущность этих действий характерна для философского дуализма Декарта.

В базу человеческой жизни и деятельности, существования и действия с этого времени поставлены не только такие важные ценности, как духовность – основа человека, но и безусловно бессмертная, нацеленная на путь к Богу человеческая душа (это было признаком всей средневековой концепции). Новым в этом выступало то, что подобные ценности были непосредственно связаны с активностью человека, его свободой, самостоятельностью, а вместе с тем и ответственностью каждого члена общества.

Важность подобного поворота в человеческой мысли четко и понятно отметил Гегель, который указал на поиск Декартом сущности самого ученого на основе его научных и даже нравственных принципов. Гегель указал, что подавляющее число мыслителей в качестве нормализирующего признака находили авторитет христианской церкви, Декарт же этого не сделал.

Таким образом, дуализм в философии стал одной из первых и мягких попыток оттеснить религиозную составляющую в философии.

Когнитивный принцип

дуализм рене декарта

Умозрительная философская форма рационалистического дуализма Рене Декарта, в которую была обтянута эта глобальная для человеческой сущности реформа, не отгородила от нее для современников и некоторых потомков действительно всеобъемлющие реальные социальные и большие духовно-нравственные итоги. Мышление помогало мыслящему человеку сознательно формировать свое собственное Я, остаться свободным и в то же время ответственным в размышлениях и работе, при этом считая себя не скованным моральными узами и ответственностью за любое другое мыслящее существо на Земле.

Пусть ученый сделал только одно бесспорное утверждение - о непосредственном существовании мыслящего, но в этом тезисе философии дуализма Декарта объединено большое количество идей, некоторые из них (в частности, математические) имеют высокое понимание, как идеи человеческого мышления.

Способ реализации

Французский средневековый философ Р. Декарт решал проблему соотношения реального и идеального следующим методом: в рамках нашего мышления есть концепция Бога как абсолютно Совершенного Существа. Но весь предыдущий опыт живущих людей говорит о том, что мы, люди, хотя и разумные, но существа все же ограниченные и далеко не совершенные. И возникает вопрос: "Как эта не совсем простая концепция получила такое признание и дальнейшее развитие?"

Декарт считает единственно правильной мысль, что сама по себе эта идея была внушена человеку извне, а ее автор, созидатель, и есть всемогущий Бог, создавший людей и вложивший в человеческий разум понятие о самом себе как об абсолютно Совершеннейшем Существе. Но из этого понятного тезиса следует и необходимость наличия внешнего мирового окружения как предмета человеческого познания. Ведь Бог не может лгать своим детям, он сотворил мир, повинующийся постоянным законам и понятный человеческому разуму, который он также сотворил. И он не может не разрешить людям изучать его творение.

Таким образом, сам Бог делается у Декарта определенным гарантом понимания в будущем человеком мира и объективности этого познания. Слепое благоговение перед всемогущим Богом вытекает в большее доверие к существующему разуму. Таким образом у Декарта проявляется вера в Бога. Дуализм выступает как вынужденная слабость, оборачивающаяся сильной стороной.

автор теории дуализма

Производственные субстанции

Концепция эта рассматривалась достаточно широко Декартом. Дуализм рассматривался им не только с материальной стороны, но и с идеалистической составной. Всемогущий Бог некогда был созидателем, сотворившим окружающий мир, который, как и Бог, делится своей сущностью на субстанции. Сотворенные им собственные субстанции также в состоянии быть сами по себе, независимо от прочих производных. Автономны они, лишь касаясь друг друга. А по отношению к всемогущему Богу – только производны.

Концепция Декарта разделяет вторичные субстанции на следующие направления:

  • материальные субстанции;
  • духовные составляющие.

В дальнейшем он выделяет признаки обоих направлений существующих субстанций. Например, для материальных субстанций это обычное материальное притяжение, для духовных же – мышление. Рене Декарт дуализм души и тела соединяет и разделяет одновременно.

В своих размышлениях ученый отмечает, что человек образуется и из духовных, и из обычных материальных субстанций. Именно подобными признаками люди отделяются от прочих живых неразумных существ. Эти размышления подталкивают к идее дуализма или двойственности природы человека. Декарт указывает, что не существует особой причины искать непростой ответ на интересующий многих людей вопрос о том, что может быть первопричиной появления мира и человека: их сознание или приобретенная материя. Обе эти субстанции объединены только лишь в одном человеке, а поскольку тот от природы (Бога) дуалистичен, они по факту не могут быть реальной первопричиной. Существовали они все время и могут быть всевозможными сторонами одного и того же бытия. Их взаимозависимость четко обнаруживается и видна всем.

Познание

Одним из вопросов философии, которые разрабатывал Декарт, был о методе познания. Рассматривая проблемы о человеческом познании, философ свою главную базу поиска знаний сооружает как раз на научном методе. Он предполагает, что последний уже достаточно долго используется в таких сферах, как математическая, физическая и прочие науки. Но в отличие от них, в философии такие способы не применяются. Следовательно, продолжая мысль ученого, вполне допустимо указать, что при использовании методов других естественнонаучных дисциплин в философии удастся увидеть нечто неведомое и полезное. В качестве научного способа Декарт брал на вооружение дедукцию.

рене декарт дуализм души и тела

В то же время сомнение, с которого начинал ученый свои размышления, есть не твердая позиция агностика, а лишь предварительный методический способ познания. Можно не верить в то, что есть внешний мир, и даже в то, что есть в наличии человеческое тело. Но ведь само сомнение в этих терминах, несомненно, существует. Сомнение же можно воспринять как один из методов мышления: я не верю, т. е. мыслю, а так как я мыслю, значит, я еще существую.

В этом отношении важнейшая проблема заключалась в том, чтобы увидеть очевидные истины, находящиеся в основе всего человеческого знания. Здесь Декарт предлагает решать задачу, взяв за основу методическое сомнение. Лишь с его помощью можно найти истины, усомниться в которых нельзя априори. Надо указать, что проверке на несомненность даются очень жесткие требования, заранее превосходящие те, что совершенно удовлетворяют человека, хотя бы даже при изучении математических аксиом. Ведь и в правильности последних можно легко усомниться. В данном же случае надо определить такие истины, в которых усомниться никак нельзя.

Аксиомы

Философская концепция Декарта в своей основе базируется на течении о врожденных принципах учения о бытии. Дуализм Декарта, его понимание сущности - в том, что, с одной стороны, часть имеющихся знаний люди получают в ходе какого-то обучения, но с другой - есть и такие, которые бесспорны без познания, для их понимания не надо проводить ни обучения людей, ни даже искать факты и доказательства. Такие врожденные факты (или тезисы) получали у Декарта названия аксиом. В свою очередь, такие аксиомы подразделяются на понятия или суждения. Ученый приводил примеры подобных терминов:

  1. Понятия: всемогущий Бог, человеческая душа, обычное число.
  2. Суждения: существовать и не существовать одновременно невозможно, целое в объекте будет всегда больше его части, из ничего может удаться только лишь обычное ничего.

В этом проявляется концепция Декарта. Дуализм виден и в понятиях, и в суждениях.

Сущность философского метода

Свое учение о методе Декарт определяет в четырех четких тезисах:

  1. Нельзя верить ничему без проверки, особенно если в чем-то не совсем уверен. Необходимо сторониться любой торопливости и предубеждений, брать в содержание своей теории лишь то, что видится уму так понятно и отчетливо, чтобы ни в коем случае не спровоцировать какую-нибудь причину к сомнению.
  2. Дробить любую проблему, взятую для исследования, на такое количество частей, которое необходимо для самого лучшего ее разрешения.
  3. Ставить свои идеи в конкретной последовательности, начиная с наиболее нетрудных и легко познаваемых тезисов, и понемногу усложнять текст словно по определенным ступеням, до представления наиболее трудных мыслей, предполагая наличие четкой структуры даже среди тех предложений, которые в естественном виде не связываются друг с другом.
  4. Постоянно создавать списки описаний такие тщательные и обзоры такие четкие, чтобы быть убежденным, что ничего не оставлено в стороне.

декарт учение о дуализме

Заключение

Главным образом, философ Декарт в истории науки известен тем, что обосновал важность разума в ходе познания, сформировал теорию о рожденных мыслях, выдвинул учение о субстанциях, принципах и атрибутах. Также он стал автором концепции дуализма. Скорее всего, публикуя эту теорию, ученый пытался сблизить яростно отстаивающих свои взгляды идеалистов и материалистов.

Оценки и память

В честь ученого назвали его родной город, кратер на Луне и даже астероид. Также имя Декарта носит ряд следующих терминов: декартов овал, декартов лист, декартово дерево, декартово произведение, декартова система координат и так далее. Физиолог Павлов поставил памятник-бюст Декарта возле своей лаборатории.

Читайте также: