Назови ведущий жанр русской музыки последней трети 18 века кратко

Обновлено: 04.07.2024

    ,
  • укрепление абсолютизма,
  • окончательное закрепощение крестьян,
  • введение системы всеобщего образования, учреждение первых академий наук и университетов –

все это не могло не сказаться на культурном облике страны. Большое место в духовной жизни людей стали занимать музыка и литература.

Положение народной музыки до Петра I

А с приходом к власти Петра I в 1682 году положение музыкантов существенно изменилось. Реформы Петра I дали толчок развитию всего светского искусства в целом и музыкального в частности.

Русская светская музыка 18 века – ассамблеи, салоны, маскарады, зарождение романса

Возникновение русских военных духовых оркестров в 18 веке

Русская светская музыка 18 века при Елизавете Петровне – капеллы, симфонический и бальный оркестры

В 1763 году императрицей организована Придворная певческая капелла. Ее выпускники — первые русские композиторы М.С. Березовский и Д.С. Бортнянский — полностью реформировали русскую хоровую музыку, связав национальные особенности русского многоголосного пения с достижениями прогрессивных европейских музыкантов.

Первый русский композитор-классицист Д.С. Бортнянский (1751-1825), вернувшись из заграницы после обучения у итальянских профессоров, был назначен капельмейстером (директором) Придворной певческой капеллы. Именно при Бортнянском музыканты капеллы достигли новых вершин творчества. Сам композитор прославился как автор опер на французский текст, квинтетов, концертных симфоний и большого количества сонат и пьес для фортепиано.

Параллельно с певческой капеллой при дворе существовал особый оркестр, играющий только для императорских и приближенных к ним особ. Из среды придворного оркестра выделились такие талантливые русские композиторы, как В.А. Пашкевич и И.А. Хандошкин.

Постепенно в 1760-е года музыканты оркестра разделились на две принципиально различающиеся группы:

  • на исполнителей оперно-симфонической
  • и бальной музыки.

Исполнители оперно-симфонической группы принимали участие в театральных постановках, а исполнители бальной музыки играли популярные в то время мелодии на торжествах, пиршествах и балах.

Запись нот музыки в 18 веке

Развитие книгопечатания позволило в 1730 году впервые в стране воспроизвести с гравировальных досок ноты на бумаге, а в 1766 году изобретатель С.И. Башковский разработал способ наборного воспроизведения нот. Теперь в российских типографиях возможность делать нотные записи народных песен.

Темы и жанры русской профессиональной музыки 18 века

Профессиональные музыканты при написании своих произведений – опер, симфоний, увертюр, вариаций – часто использовали народные мотивы в своих работах. Поэтому сборники фольклорных песен сыграли значительную роль в творчестве первых русских композиторов.

Но все же народные песни чаще всего использовались в комических операх, которые в век просвещенного абсолютизма стали самым популярным жанром в русской музыке 18 века. (Знакомство же с первыми операми произошло еще в 30-е годы 18 века, в эпоху царствования Анны Иоанновны, но эти оперы не получили широко распространения. В частности, из-за того, что они исполнялись на французском или итальянском языке. Русской музыке 18 века требовался новый жанр — национальная опера.

Первые русские национальные оперы

Другие первые русские оперы – это

Концертная жизнь и гастроли в России 18 века

Концертная жизнь постепенно приобрела все более систематический характер. Для многих оркестров и театров, особенно крепостных, гастроли становились привычным делом. Помпезные оратории и хоровые концерты русской музыки имели огромный успех у самой разной публики.

Одновременно набирала обороты и сольная деятельность исполнителей. Большой известностью пользовались клавесинисты и органисты В. Пальшау, И. Гесслер, А. Сартори, которые выступали не только в частных домах для ограниченного круга гостей, но и на городских площадях, театральных подмостках, в расположениях воинских частей. Многие из сольных исполнителей подрабатывали также музыкальными наставниками у детей обеспеченных дворян.

Значение периода 18 века для русской музыки

Музыка в России 18 века – особое явление в истории отечественной музыки. В этот период произошли имевшие большое значение события:

  • Появление, возрождение, реформирование и взаимопроникновение многих музыкальных жанров,
  • Широкое распространение домашнего музицирования и использования в быту многих музыкальных инструментов,
  • Возникновение первых капелл, оркестров и оперных трупп,
  • Становление системы музыкального образование,
  • Большой интерес общественности к национальным традициям русской музыки, намечающийся размах концертной деятельности,
  • Созревание национальной школы композиторов подготовили расцвет русской классической музыки в наступающем XIX веке.

Оркестры крепостных театров

Большое значение в культурной жизни России играл и крепостной театр. В стране и за рубежом был известен крепостной театр графа Нарышкина, конкурирующий по качеству исполнения не только с отечественными, но и европейскими театрами. Особенностью крепостных театров было использование роговых оркестров. Оркестры насчитывали десятки исполнителей. У каждого из них был рог, способный извлекать только одну ноту определенной тональности. Несмотря на кажущуюся простоту и даже примитивность исполнительских средств, роговые оркестры исполняли множество произведений из репертуара современной тогда музыки, включая симфонии Гайдна и Моцарта, а иногда принимали участие в оперных спектаклях.

Музыкальная жизнь. В последней трети XVIII века европейские формы музицирования прочно укоренились на русской почве. Получила развитие концертная жизнь. Наряду с зарубежными исполнителями в концертах стали принимать участие русские профессиональные музыканты. Зазвучали имена скрипача и дирижёра И.Е.Хандошкина, певиц Е.С.Сандуновой и П.И.Жемчуговой, певцов А.М.Крутицкого и А.Г.Ожогина. Появилось несколько частных театров, доступных более широкой аудитории (театр М.Медокса и П.В.Урусова в Москве – 1776, театр К.Книппера в Петербурге – 1779). Оба театра имели русские музыкально-драматические труппы и поочерёдно ставили пьесы, оперы и балеты.

Открылись первые частные музыкальные школы, а также музыкальные классы при Академии художеств и Московском университете. Преподавание музыки было введено во многих привилегированных учебных заведениях, главным образом женских. Однако и кадеты Шляхетского корпуса обучались пению и игре на разных инструментах. Воспитанники учебных заведений устраивали концерты и даже ставили музыкальные спектакли. Так, в течении 70-80-х годов на сцене Смольного института прозвучало несколько французских комических опер.

Формирование национальной композиторской школы. Самым значительным явлением в русской музыкальной культуре последней трети XVIII века стал процесс формирования национальной композиторской школы. Он начался с усвоения жанров, форм и стилистических принципов современной европейской музыки, то есть музыки эпохи классицизма.

Профессиональные музыканты XVIII века происходили из низших сословий. (Для дворян эта служба была неприемлема, приличия позволяли им заниматься музыкой только из любви к искусству), При том, что первые русские композиторы находились подчас в крепостной зависимости, они имели европейское музыкальное образование, нередко стажировались за рубежом (например, в Болонской академии, где, как известно, учился и В.А.Моцарт). Свободное владение принципами европейской композиции позволяло представителям русской композиторской школы не только мастерски претворять их в своих произведениях, но и выполнять актуальные для отечественной музыки художественные задачи. Важнейшая из них – поиск путей объединения норм классицистского стиля с особенностями русской песенной мелодики. В этом отношении особенно показательны процессы развития жанров камерно-вокальной музыки и оперы.

Среди жанров, с которыми связано формирование национальной композиторской школы, особое место занимает хоровой концерт. Именно в этом жанре, относящемся к сфере духовной музыки, в XVIII веке были созданы произведения, сравнимые по художественному совершенству с высшими достижениями европейской музыкальной классики. Наряду с вокальными жанрами в русской музыке второй половины XVIII века развивались инструментальные. Прежде всего это были жанры, бытующие в сфере домашнего музицирования.

Значение XVIII века в истории отечественной музыкального искусства трудно переоценить. Пройдя огромный путь эволюции от овладения европейскими формами музицирования до создания произведений искусства высокого художественного уровня, русская музыка оказалась готовой к решению важнейшей задачи – созданию национальной классической школы. Необходимая для этого деятельность по осуществлению органичного синтеза национального и общеевропейского велась первыми отечественными композиторами во всех жанрах от вокальной миниатюры до оперы, от сольной инструментальной сонаты до хорового концерта. Не прерываясь, этот процесс выйдет на качественно новый уровень в XIX веке.




Задание 1. Раскрыть содержание вопросов.

1. Процесс, происходящий в русской культуре XVIII века.

2. Идеи европейского Просвещения, проявившиеся в России в XVIII веке.

3. Задачи, ставшие перед русской музыкой XVIII века.

4. Условия, необходимые для выполнения данных задач.

5. Важнейший результат развития русской музыки в XVIII веке.

6. Этапы развития русской музыки в XVIII веке.

Первая треть XVIII века.

1. Новые формы музицирования в эпоху Петра I.

2. Придворные празднества. Военные парады.

3. Характеристика жанра панегирического канта.

4. Особенности партесных концертов начала XVIII века.

5. Придворные празднества. Ассамблеи.

6. Музыка в домашнем быту. Концертная жизнь.

7. Процессы, происходившие в русской музыке начала XVIII века.

8. Результат развития русской музыки начала XVIII века.

Середина XVIII века.

1. Опера seria на русской сцене.

2. Опера buffa на русской сцене.

3. Французская комическая опера на русской сцене.

4. Деятельность Ф.Арайи в России.

5. Значение деятельности европейских музыкантов в России.

6. Музыкальная культура в провинциальной среде.

7. Характеристика жанра канта середины XVIII века.

Последняя треть XVIII века.

1. Особенности музыкальной жизни в России конца XVIII века.

2. Значительное явление в русской музыке конца XVIII века.

3. Основные жанры в русской музыке конца XVIII века.

4. Значение XVIII века в истории отечественного музыкального искусства.

Задание 2. Прослушать музыкальный материал.

Музыкальная жизнь. В последней трети XVIII века европейские формы музицирования прочно укоренились на русской почве. Получила развитие концертная жизнь. Наряду с зарубежными исполнителями в концертах стали принимать участие русские профессиональные музыканты. Зазвучали имена скрипача и дирижёра И.Е.Хандошкина, певиц Е.С.Сандуновой и П.И.Жемчуговой, певцов А.М.Крутицкого и А.Г.Ожогина. Появилось несколько частных театров, доступных более широкой аудитории (театр М.Медокса и П.В.Урусова в Москве – 1776, театр К.Книппера в Петербурге – 1779). Оба театра имели русские музыкально-драматические труппы и поочерёдно ставили пьесы, оперы и балеты.

Открылись первые частные музыкальные школы, а также музыкальные классы при Академии художеств и Московском университете. Преподавание музыки было введено во многих привилегированных учебных заведениях, главным образом женских. Однако и кадеты Шляхетского корпуса обучались пению и игре на разных инструментах. Воспитанники учебных заведений устраивали концерты и даже ставили музыкальные спектакли. Так, в течении 70-80-х годов на сцене Смольного института прозвучало несколько французских комических опер.

Формирование национальной композиторской школы. Самым значительным явлением в русской музыкальной культуре последней трети XVIII века стал процесс формирования национальной композиторской школы. Он начался с усвоения жанров, форм и стилистических принципов современной европейской музыки, то есть музыки эпохи классицизма.

Профессиональные музыканты XVIII века происходили из низших сословий. (Для дворян эта служба была неприемлема, приличия позволяли им заниматься музыкой только из любви к искусству), При том, что первые русские композиторы находились подчас в крепостной зависимости, они имели европейское музыкальное образование, нередко стажировались за рубежом (например, в Болонской академии, где, как известно, учился и В.А.Моцарт). Свободное владение принципами европейской композиции позволяло представителям русской композиторской школы не только мастерски претворять их в своих произведениях, но и выполнять актуальные для отечественной музыки художественные задачи. Важнейшая из них – поиск путей объединения норм классицистского стиля с особенностями русской песенной мелодики. В этом отношении особенно показательны процессы развития жанров камерно-вокальной музыки и оперы.

Среди жанров, с которыми связано формирование национальной композиторской школы, особое место занимает хоровой концерт. Именно в этом жанре, относящемся к сфере духовной музыки, в XVIII веке были созданы произведения, сравнимые по художественному совершенству с высшими достижениями европейской музыкальной классики. Наряду с вокальными жанрами в русской музыке второй половины XVIII века развивались инструментальные. Прежде всего это были жанры, бытующие в сфере домашнего музицирования.

Значение XVIII века в истории отечественной музыкального искусства трудно переоценить. Пройдя огромный путь эволюции от овладения европейскими формами музицирования до создания произведений искусства высокого художественного уровня, русская музыка оказалась готовой к решению важнейшей задачи – созданию национальной классической школы. Необходимая для этого деятельность по осуществлению органичного синтеза национального и общеевропейского велась первыми отечественными композиторами во всех жанрах от вокальной миниатюры до оперы, от сольной инструментальной сонаты до хорового концерта. Не прерываясь, этот процесс выйдет на качественно новый уровень в XIX веке.

Назови ведущий жанр русской музыки последней трети 18 века?


XVIII век был очень важным этапом в истории России.

Это было время коренных преобразований во всех областях русского общества.

Реформы Петра I коснулись и русской культуры.

В первую очередь они способствовали расцвету светского, не церковного искусства.

В этом веке в России рождались новые формы музицирования и новые жанры.

По приказу Петра I во всех русских армиях были созданы духовые оркестры.

Они играли на торжественных парадах и празднествах.

Любовные канты в любительских домашних концертах пели под аккомпанемент арфы, гитары, клавесина.

На ассамблеях в царском дворце танцевали аллеманду, менуэт, гавот - танцы, пришедшие из Европы.

В это время очень популярными стали крепостные оркестры, создаваемые в усадьбах русских помещиков.

Особой известностью пользовалисьроговые оркестры.

В наше время о подобном оркестре говорить не приходится, так как их давно не существует.

Появились они в России в середине XVIII века, просуществовали примерно сто лет и исчезли.

Ни в одной другой стране подобных оркестров не было.

В ХХ веке в нашей стране возродили эту традицию.

В Российской музыкальной академии им.

Гнесиных в начале 8О - х годов даже было открыто отделение рожечников.

B городах Золотого кольца Владимире, Суздале были созданы Роговые оркестры, дававшие концерты.

Но, к сожалению, широкие круги любителей музыки так и не имеют возможности послушать такое уникальное явление, как роговой оркестр.

Играть в роговом оркестре было не только трудно, но даже мучительно.

Музыкант переставал быть человеком и превращался как бы в клавишу, на которую нажимает капельмейстер : ведь он должен был играть только один - единственный звук, причем нужно было его издавать абсолютно точно — вовремя и указанной длительности.

Конечно, добровольно играть в таком оркестре никто не стал бы.

Поэтому состояли роговые оркестры исключительно из крепостных музыкантов и принадлежали знатным вельможам.

Так, вначале XIX века славился роговой оркестр князя К.

Не меньшей популярностью в то время в России пользовались крепостные театры.

Первые из них появились в конце XVIII века.

Через сто лет их насчитывалось уже больше 170.

Но многие крепостные театры так и остались на уровне барского развлечения, хотя были весьма совершенными, в которых с глубоким знанием дела исполнялись сложные спектакли.

Особенно славились крепостные театры Н.

Позднякова и Ржевского, С.

Некоторые из них отличались вызывающей роскошью своих постановок, не уступали по уровню исполнения и оформления придворным театрам.

В XVIII веке еще не было четкого деления на театр драматический и оперный.

Эти театры стали подлинными очагами музыкально - театрального искусства благодаря великолепным творческим силам, подобранным из народа.

Во многих помещичьих усадьбах были школы крепостных актеров, некоторым из них удавалось получить образование за границей.

Крепостным актерам приходилось выступать во многих качествах, среди них были и прекрасные артисты, и выдающиеся певцы.

Достаточно вспомнить трагическое дарование замечательной артистки и певицы театра графа Шереметева Прасковьи Жемчуговой.

Как и скоморохи, большинство артистов в крепостных театрах говорили прозой или стихами, были одновременно танцорами, музыкантами, певцами, а иногда и авторами драматических или музыкальных спектаклей.

Но условия их жизни были просто ужасными.

Причем это относится не только к рядовым крепостным артистам, но и к многим выдающимся представителям театра той поры.

Будучи крепостными, они не имели права распоряжаться своим временем.

Хозяин решал за них все : кому и на ком жениться, кого отдать в солдаты, как их одеть.

Питание было недостаточным.

За любую провинность хозяин мог приговорить к телесному наказанию.

Он мог продать своих музыкантов и актеров, сдать их в аренду.

Но несмотря ни на что, именно эти крепостные артисты и музыканты двигали развитие русского театра вперед.

Впоследствии часть этих крепостных трупп влилась в казенные театры, заложив основу их дальнейшего развития.


Назови другие известные тебе произведения, где используются жанры народной музыки?

Назови другие известные тебе произведения, где используются жанры народной музыки?


Назови другие известные тебе произведения где используются жанры народной музыки?

Назови другие известные тебе произведения где используются жанры народной музыки.


НАЗОВИТЕ ПРИМЕРЫ НА ВСЕ РУССКИЕ ПЕСЕННЫЕ ЖАНРЫ?

НАЗОВИТЕ ПРИМЕРЫ НА ВСЕ РУССКИЕ ПЕСЕННЫЕ ЖАНРЫ.


Назовите жанры русской музыки 17 века?

Назовите жанры русской музыки 17 века.


Перечислить жанры русской духовной музыки?

Перечислить жанры русской духовной музыки.


Перечислить жанры русской духовной музыки?

Перечислить жанры русской духовной музыки!


Один из музыкальных жанров, ставший весьма популярным в русской музыке 19 века?

Один из музыкальных жанров, ставший весьма популярным в русской музыке 19 века?


В чем значение русской музыки 18 века?

В чем значение русской музыки 18 века.


Назовите основной жанр клавирной музыки Гайдна?

Назовите основной жанр клавирной музыки Гайдна.

Сколько известно его сонат.


Назови три главных типа музыки, какие музыкальные жанры от них произошли?

Назови три главных типа музыки, какие музыкальные жанры от них произошли?

На этой странице находится вопрос Назови ведущий жанр русской музыки последней трети 18 века?, относящийся к категории Музыка. По уровню сложности данный вопрос соответствует знаниям учащихся 1 - 4 классов. Здесь вы найдете правильный ответ, сможете обсудить и сверить свой вариант ответа с мнениями пользователями сайта. С помощью автоматического поиска на этой же странице можно найти похожие вопросы и ответы на них в категории Музыка. Если ответы вызывают сомнение, сформулируйте вопрос иначе. Для этого нажмите кнопку вверху.



Гусли, арфа, пиццикато и фортепиано.



Только аудиозапись, без видео.


Патриотизм простого человека, крестьянского ранга. В те времена, как правило воспевалось рыцарство и благородство дворян или рыцарей. Будь то опера или проза. Михаил Глинка хотел написать оперу с названием Иван Сусанин, но царские цензуры запретил..


Музика - невідємна частина життя людини. Слухаючи музику людина насолоджується всіма її барвами. В наш час багато молоді не уявляють свого життя без музики, побачити людину яка слухає музику можна будь де. Уявити тільки що б було , якби не було му..


Рахманинов, Глинка, Бородин, Чайковский.


Королева - скрипка, король - пианино.


Рояль и скрипка наверное.


© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

3. Русская музыка в конце XVIII столетия и ее основные жанры.

3.1 Формирование русской национальной композиторской школы.

Последняя треть XVIII века занимает рубежное положение в истории русской музыки. В это время в России укладывается и созревает своя, национальная композиторская школа. Наступает первый расцвет молодой светской музыкальной культуры, подготовленный реформами Петра I и всем предшествующим развитием музыкально-общественной жизни. Выдвигается группа талантливых композиторов, завоёвывающих известность не только в России, но и за рубежом. Березовский, Бортянский, Пашкевич, Фомин, Хандошкин утверждают самостоятельное значение молодой русской композиторской школы.

Это не было случайным явлением. Блестящими достижениями отмечен в конце XVIII века весь путь русского искусства. Особенно крупными сдвигами ознаменовался этот период в русской литературе, представленной именами Фонвизина, Новикова, Крылова, Державина, Карамзина. Её идейной вершиной явилось творчество Радищева, определившее великое историческое значение этой переломной эпохи.

К передовому направлению русской литературы близко примыкает русская композиторская школа. Возникшая на волне общественного подъема, она сложилась как школа подлинно народная и национальная по своим эстетическим принципам. Её демократические тенденции во многом определялись близостью самих композиторов к народной среде.

Деятельность всех этих музыкантов развертывалась в условиях ужасающего бесправия, сословного неравенства и социального гнета. Даже самые талантливые из них, как, например, Фомин, влачили существование людей, с трудом добывающих кусок хлеба своим искусством.

Одной из главных проблем в изучении русской композиторской школы

XVIII столетия до сих пор остается вопрос о влиянии на русскую музыку

установившихся западноевропейских традиций, соотношение в ней "русского" и "западного".

Значительность этих влияний не подлежит сомнению. В условиях стремительного роста светского искусства русские музыканты неминуемо должны были усваивать опыт старших композиторских школ Европы. Ведь именно им, талантливым создателям первых русских опер, ораторий, инструментальных произведений, и надлежало вывести отечественную музыку на путь общеевропейского развития и приобщить её к достижениям мировой культуры. В первых опытах русских композиторов нетрудно обнаружить следы влияния итальянской или французской оперы, инструментальных традиций итальянской, немецкой, австрийской или чешской школы, а главное - классических творений Моцарта, Глюка, Гайдна. Но это отнюдь не лишало русскую композиторскую школу национального своеобразия. Скорее напротив: помогало ей обрести свой самостоятельный облик, свое лицо.

Как и в других областях русского искусства, в русской музыке нашли отображение различные стилистические направления, сложившиеся в европейском искусстве XVIII столетия, - классицизм, сентиментализм, реализм. Но положение музыки было неодинаковым с литературой, архитектурой и живописью, ибо русская композиторская школа ко времени ее формирования была самой молодой среди различных художественных школ нашей страны.

Активно развивается в XVIII архитектура русского классицизма.

Наглядно эволюционирует и русская живопись, преодолевая условность сухого академизма и углубляя свое реалистическое содержание в искусстве портрета.

Музыка же конца века, естественно, не дает столь ясной картины последовательной эволюции. Русская композиторская школа, развивавшаяся на протяжении всего лишь тридцати лет, не могла за столь короткий срок пройти весь этот сложный путь; в ней не успели оформиться с той же законченностью художественные направления, которые нашли более полное выражение в смежных искусствах, Применительно к музыке можно говорить скорее о своеобразном усвоении, обобщении этих различных стилистических направлений при общей устремлённости крупных композиторов к национальной самобытности своего искусства.

Явственно прослеживается в русской музыке и влияние классицизма,

этого господствующего художественного направления XVII-XVIII веков.

В настойчивом стремлении русских музыкантов овладеть конструктивными законами музыкального искусства, сложившимися музыкальными формами, в уменье подчинить свои замыслы строгой логике музыкального мышления нельзя не усмотреть воздействия эстетики классицизма, с её идеалом гармонии форм, пластических образов, ясности выражения. Наиболее отчетливо и наглядно этот эстетический идеал выразился в творчестве Бортнянского - крупнейшего русского композитора XVIII века - в его хоровых композициях, сонатах и увертюрах.

И вместе с тем все эти художественные течения, присущие мировой культуре XVIII века осваивались русскими музыкантами отнюдь не механически, и было бы грубой, ошибкой рассматривать русскую музыку этого столетия только с точки зрения подражания западноевропейской культуре.

Осваивая достижения западноевропейской музыки, русские композиторы сумели проявить к ним творческое отношение, использовать их в духе своей национальной культуры.

Русские композиторы XVIII века стремились выразить в музыке свое национальное содержание, свою тематику, свой образный строй.

Процесс освоения основных форм профессиональной музыки носил у них творческий характер прежде всего потому, что в эти традиционные формы они стремились вложить оригинальное, самобытное содержание и опирались при этом в первую очередь на русскую народную песню.

Наступает время активного становления светского мировоззрения. Храмовое искусство продолжает свое развитие, однако постепенно отходит на второй план в культурной жизни России. Светская же традиция всемерно укрепляется.

В музыке XVIII века, как в литературе и живописи, утверждается новый стиль, близкий европейскому классицизму.

В петровскую эпоху продолжали развиваться такие национальные музыкальные жанры, как партесный концерт и кант.

В середине XVIII века стремление к хоровым эффектам в партесных концертах достигло гипертрофированных форм: появились сочинения, партитуры которых насчитывали до 48 голосов. Во второй половине столетия на смену торжественному пар­тесному концерту приходит новое художественное явление – ду­ховный концерт. Таким образом, в течение всего XVIII века русское хоровое пение прошло большой путь эволюции – от монументального партесного стиля, вызывающего ассоциации с архитектурным стилем барокко, к высоким образцам классицизма в творчестве М. С. Березовского и Д. С. Бортнянского, создавших классический тип русского духовного концерта.

Русский духовный хоровой концерт

Ведущим хоровым жанром становится русский духовный концерт, служивший своеобразным символом древней отечественной традиции. Своего наивысшего расцвета духовный концерт достиг в екатерининскую эпоху (1762- 1796 ). Это было благоприятное время для российской культуры. Попытка возродить дух петровских преобразований во многом увенчалась успехом. Политика, экономика, наука и культура вновь получили импульс к развитию. Возобновилась практика обучения наиболее талантливых представителей науки и искусства за границей. Тесные культурные контакты России с просвещенной Европой не могли не повлиять на появление первых опытов профессионального композиторского творчества.

В этот период было создано более 500 произведений концертного жанра. К нему обращались почти все известные нам русские композиторы второй половины XVIII столетия.

Рожденный в недрах партесного многоголосия, духовный концерт на протяжении своего развития интегрировал два начала – церковную певческую традицию и новое светское музыкальное мышление. Концерт получил распространение и как кульминационная часть церковной службы, и как украшение придворных церемониалов. Он был средоточием тем и образов, затрагивавших глубокие нравственные и философские проблемы.

Если «партесный концерт можно до известной степени сопоставить с concerto grosso , то структура классического хорового концерта имеет общие черты с сонатно-симфоническим циклом. Она обычно состояла из трех или четырех разнохарактерных частей с контрастными приёмами изложения. В заключительной части, как правило, преобладали приемы полифонического развития.

Большой вклад в становление русского классического хорового концерта внесли выдающиеся иностранные композиторы, жившие в Петербурге (Д.Сарти, Б. Галуппи) . Вершинные достижения русской хоровой музыки эпохи Просвещения связаны с именами М.С. Березовского и Д.С. Бортнянского.

Максим Созонтович Березовский(1745-1777)

М. С. Березовский – выдающийся мастер русской хоровой музыки XVIII века, один из первых представителей национальной композиторской школы. Сохранившееся творчество композитора невелико по объему [6] , однако весьма значительно по своей исторической и художественной сути. В музыкальной культуре 60-70-х годов XVIII столетия оно открывает новый этап – эпоху русского классицизма.

Имя Березовского называется в числе родоначальников классического хорового концерта a cap р ella : его произведения, наряду с творчеством итальянского композитора Галуппи, представляют первый этап в развитии этого жанра.

Дмитрий Степанович Бортнянский (1751-1825)

Д. С. Бортнянский развил основной тип русского классического хорового концерта, соединив в музыке элементы светского музыкального инструментализма и вокальной церковной музыки. Как правило, его концерты имеют три части, чередующиеся по принципу быстро – медленно – быстро. Нередко первая часть, самая весомая в цикле, содержит признаки сонатности, выраженные в сопоставлении двух контрастных тем, изложенных в тонико-доминантовом соотношении. Возвращение в основную тональность происходит в конце части, но без тематических повторов.

Сборники русских песен

Для всей передовой русской культуры XVIII века характерен глубокий интерес к образу жизни, нравам и обычаям народа. Начинается систематическое собирание и изучение фольклора. Известный литератор Михаил Дмитриевич Чулков составляет первый в России сборник текстов народных песен.

Песни из этих сборников использовались как любителями музы­ки, так и композиторами, которые заимствовали их для сво­их произведений – опер, инструментальных вариаций, сим­фонических увертюр.

Русская национальная композиторская школа

Большинство русских композиторов были выходцами из народной среды [11] . Они с детства впитали живое звучание русского фольклора. Естественным и закономерным, поэтому, стало включение народных песен в русскую оперную музыку (оперы В. А. Пашкевича и Е.И. Фомина), в инструментальные сочинения (творчество И.Е. Хандошкина).

По традиции предшествующих веков наиболее широко в век Просвещения развивались вокальные жанры, как светские, так и храмовые. Среди них выделяются духовный хоровой концерт, комическая опера и камерная песня. Как и в фольклористике, в этих жанрах сохраняется отношение к слову как к приоритетной основе музыки. Автором оперы считается либреттист, а автором песни – поэт; имя композитора нередко оставалось в тени, а со временем забывалось.

Русская комическая опера

Рождение национальной композиторской школы XVIII столетия было тесно связано с развитием русской оперы. Оно началось с музыкальной комедии, которая опиралась на комедийные произведения русских писателей и поэтов: Я. Княжнина, И. Крылова, М. Попова, А. Аблесимова, М. Матинского.

Комическая опера была бытовой по своему содержанию, с незамысловатой, но увлекательной фабулой из повседневной российской жизни. Ее героями были сметливые мужички, крепостные крестьяне, скупые и жадные богатеи, наивные и прекрасные девушки, злые и добрые дворяне.

Расцвету комической оперы способствовал талант выдающихся русских актеров – Е.С. Яковлевой (в замужестве Сандуновой, на сцене же – Урановой), крепостной актрисы П.И. Ковалевой-Жемчуговой, И.А. Дмитревского.

В увертюре, предшествующей мелодраме, во всей полноте раскрылось дарование Фомина-симфониста. В ней композитор с удивительным чувством стиля сумел передать трагический пафос древнего мифа. По сути, Фоминым был сделан первый шаг на пути создания русского симфонизма. Так в недрах театра, как это было и в Западной Европе, рождалась будущая русская симфония.

Бытовая вокальная лирика

Камерно-инструментальная музыка

Особенно любимыми были всевозможные танцевальные пьесы – ме­нуэты, полонезы, экоссезы, контрдансы – и вариа­ции на темы народных песен для различных инструментов. Множество таких вариаций для скрипки создал Иван Евстафьевич Хандошкин (1747-1804), представитель санкт-петербургской школы – композитор, выдающийся скрипач-виртуоз, дирижер и педагог. Хандошкин славился искусством импровизации, хорошо владел также игрой на альте, гитаре и балалайке.

В истории русской музыки имя Хандошкина связано с созданием национальной скрипичной школы. Большую часть его творческого наследия составляют вариации на темы русских народных песен и сонаты для скрипки, двух скрипок, скрипки и альта или скрипки с басом. С этими сочинениями русская камерно-инструментальная музыка впервые вышла из тесного круга домашнего музицирования, приобретя виртуозный размах. Важно и то, что в них достигнуто достаточно органичное единство европейского инструментального языка и русского фольклора. Исследователи считают, что мелодии некоторых песен, взятых композитором в качестве тем для вариаций, были впервые записаны им самим.

Вариации на русские темы для фортепиано писали Трутовский (например, на тему народной песни «Во лесочке комарочков много уродилось), Караулов, а также работавшие в России иностранные музыканты.

[1] Он был создан на основе хора государевых певчих дьяков.

[2] Особенно выделялись театры П. М. Волконского и Н. П. Шереметева (под Москвой).

[3] Роговая музыка, исполнявшаяся на открытом пространстве, существовала до начала XIX века.

[4] Роль иностранных музыкантов в развитии русской музыки была двойственной. Справедливые упрёки передовой общественности вызывало слепое преклонение аристократических кругов перед всем иностранным, связанное с недооценкой русского искусства. Вместе с тем деятельность иностранных композиторов, исполнителей и педагогов способствовала общему подъёму музыкальной культуры и воспитанию отечественных кадров музыкантов-профессионалов.

[6] Судьба его творческого наследия драматична: большинство сочинений композитора, звучавших на протяжении всего XIX столетия, оставалось в рукописях и хранилось в Придворной певческой капелле. В первых десятилетиях XX века весь богатейший архив капеллы с уникальными автографами многих русских композиторов был сожжен.

Успех и признание, покровительство высочайших особ пришли к Березовскому рано. Уже в молодом возрасте прославившись в России, он вскоре стал первым русским композитором, принятым в члены знаменитой Болонской академии. Однако, несмотря на все высокие отличия, вернувшись после 9-летнего пребывания за границей на родину, Максим Березовский не смог добиться сколько-нибудь заметного положения. Его зачисление в Придворную капеллу на скромную должность рядового служащего явно не соответствовало ни полученному зарубежному опыту, ни творческим возможностям. Очевидно, это вызывало у композитора чувство горького разочарования, хотя его хоровые духовные сочинения разучивались всеми любителями церковного пения и высоко оценивались современниками.

[7] Чайковский отредактировал все хоровые сочинения Бортнянского, вошедшие в издание Юргенсона (1885).

[8] видный деятель русской культуры, ученый, худож­ник, поэт, любитель музыки, собиратель текстов народных песен .

[9] чешский композитор, работавший в России. Подлинное имя Ян Богумир.

[12] Умный и хитрый мельник Фаддей, притворившись всесильным колдуном, совершенно заморочил голову простодушным своим соседям. Впрочем, все заканчивается веселой свадьбой девушки Анюты и красивого деревенского парня Филимона.

[13] На почтовой станции – подставе – собираются ямщики. Среди них молодой ямщик Тимофей, который удался и лицом, и умом, и сноровкой. С ним молодая красавица-жена Фадеевна, любящая мужа. Но у Тимофея есть завистник и злейший враг – вор и пройдоха Филька Пролаза. Этот Филька мечтает сбыть счастливчика Тимофея в рекруты и завладеть его женой, давно ему приглянувшейся. И быть бы Тимофею солдатом, если бы не проезжий офицер. Он помогает освободить Тимофея как единственного кормильца крестьянской семьи от службы. В солдаты же попадает сам Филька.

[14] Мелодрама – театральная пьеса с музыкой, которая чередуется с декламацией, а иногда исполняется одновременно с произнесением текста.

[15] стихотворение на французском языке, положенное на музыку, называлось романсом.

Читайте также: