Петров водкин биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (24 октября (5 ноября) 1878, Хвалынск - 15 февраля 1939, Ленинград) - русский художник и писатель, преподаватель и график. В многообразии европейских и российских художественных течений начала XX века Петров-Водкин находил близкие идеи, но всегда придерживался собственной живописной манеры. Он художник-одиночка, космополит и вечный бродяга, который искал общечеловеческие смыслы в каждом народе, в его традициях и направлениях развития.

Особенности творчества художника Кузьмы Петрова-Водкина : художественный язык Петрова-Водкина сложился на пересечении традиций и авангардных идей. Древнерусская икона, итальянское возрождение, кубизм, фовизм, постимпрессионизм - все эти влияния сплетались в поисках художника и становились опорой в его собственном искреннем, непосредственном изучении мира, людей. Никогда не отказываясь от фигуративности, Петров-Водкин смело экспериментировал с чистым цветом и плоскими формами, с мистическими, космическими перспективами и символическими сюжетами. Художник обретал собственный стиль не в школах и музеях (хотя живописному мастерству учился очень долго и настойчиво), а в путешествиях, изучении лиц и фигур, жестов и поступков.

Кузьма Петров-Водкин - человек земли. Крепко ступая и врастая в землю шагами, он чувствовал связь с ней. По африканским пустыням и по вязкому пеплу Везувия, по бретонским лесам и пыльным дорогам Самарканда он прокладывал ногами невидимые, извилистые строчки, сшивающие воедино общечеловеческую правду, когда-то утерянную, разделенную на национальные черты и традиции.

Кузьма Петров-Водкин - человек космоса. Озарения, предчувствия, сбывающиеся предвиденья были для него такими же реальными, вплетающимися в линию жизни событиями, как учеба в училище или революция в стране. Под Солнцем или под Луной - он чувствовал себя дома в любом месте, куда бы ни отправился. Везде это было то же Солнце и та же Луна, и та же планета с закругляющимся, обещающим космическую бесконечность горизонтом.
Восстановление связей, земных и небесных, межнациональных и социальных, связей форм и цветов он считал главным делом художника.

Кузьма был долгожданным ребенком. Для него мастерили колыбель и разрисовывали ее синими узорами. Бабушки, родители, дяди, а иногда и соседи бежали к этой колыбели, едва он подавал голос. Его отец Сергей Водкин был сапожником, а мать работала няней, а позже прислугой в доме местного купца.

В железнодорожники Петрову-Водкину помешает податься, видимо, уже тогда определяющийся литературный дар. На экзамене по истории России ему не хватит ни выданной бумаги, ни времени, чтоб изложить такой объемный материал. Он провалится.

Через несколько лет, когда Петров-Водкин будет давать уроки рисования двум гимназистам в Москве и станет близок со всем семейством, он вдруг поймет, что у него самого не было юности. Он из ребенка сразу стал взрослым. Наблюдал с волнением за старшей сестрой своих учеников, за ее кругом друзей, стихами, танцами, вздохами, романами. Кузьма ничего этого не знал. Провалив железнодорожное будущее, он начал брать уроки живописи в мастерской самарского художника Бурова и хвататься за любую работу. Перебивался скромными заработками, а в свободное время делал зарисовки лиц и пейзажей с натуры.

После смерти старика Бурова 17-летний Кузьма Петров-Водкин собрал артель художников-вывесочников, пробовал помогать местным иконописцам, но ни одна затея не сработала. Там - купцы не хотели мириться с бесполезным украшательством, тут - не хватало художественной сноровки самому недоучке Петрову-Водкину.
Впрочем, его умений и очевидного художественного дара хватило, чтобы получить неожиданную стипендию на ближайшие годы. Заехавшему в Хвалынск знаменитому архитектору показали работы Кузьмы, тот похвалил, а местная купчиха, из богатых, вдруг решила поддержать юного художника и назначила ему содержание, позволившее ехать учиться в Петербург.

Для Петрова-Водкина это не только время стремительного художественного взросления, но и время разрастания личности. Наспех и по верхам полученные в начальной школе представления о науке и устройстве мира он теперь жадно дополняет курсами химии и физики, читает запоем об истории культуры и строении Земли. Его интеллектуальный голод, перебивавшийся до сих пор мужицкими легендами и смутными догадками, наконец удовлетворяется теориями, спорами, научными исследованиями и собственными первыми писательскими удачами.

К 28 годам Петров-Водкин уже закончил Московское училище, набрался жизненного опыта и мастерски владел техникой рисунка и живописными приемами, его пьеса шла в театре, а рассказы печатались. Но последнего творческого озарения, собственной манеры все еще не хватало - и это было лучшее время собираться в Париж.

С 1909 по 1917 год Петров-Водкин востребован и знаменит. И в отличие от многих художников, жизнь которых резко меняется после революции, остается востребован и после переворота. Глобальные перемены в стране он принимает как возможность обновления: возглавляет живописное отделение Высшего художественного училища, берется за реформы в составе Особого совещания по делам искусства, верит в будущее, отправляется в Туркестан с научной экспедицией, лето проводит в Хвалынске, на зиму возвращается в столицу. Все это время, из долгих самаркандских экспедиций, с лекций и занятий его ждет дома Мара, Мария Йованович, которая сменила фамилию, образ жизни, оставила Париж, отказалась от занятий музыкой, обзавелась на русский манер отчеством и мечтает только об одном - родить Кузьме ребенка, которого он до одержимости ждет уже много лет и заговаривает-заклинает судьбу самым действенным, проверенным способом - живописью. Одну за другой он пишет матерей с младенцами на руках.

Петров-Водкин написал две автобиографические книги, после которых обиженный Максим Горький (его имя не было в них упомянуто даже вскользь) назвал автора Мюнхгаузеном. Очень уж романтически читались страстные столкновения художника с земными стихиями, голодное бродяжничество-паломничество через полпланеты, пророческие предчувствия. Но о пророческих видениях художника ходили легенды, так что можно верить в одно из самых судьбоносных.

Петров-Водкин видел Марию, дочку хозяйки, у которой он снимал жилье в Париже, не очень часто. Общался совсем мало. И вдруг прямо и настойчиво сделал ей предложение. На удивленный вопрос девушки, с какой стати она должна давать ответ на такое легкомысленное предложение, он ответил, что у него было видение. Он видел ее рядом с собой в России. И с ними была их дочь.

Дочь Елена родится лишь спустя 15 лет. Больная и плохо переносившая беременность Мара подпишет бумагу о том, что в случае критического выбора она настойчиво требует спасать жизнь ребенка, а не ее собственную. Три месяца после родов проведет в больнице, еще долго не будет вставать с постели - и все это время Петров-Водкин ухаживает за ребенком, кормит, купает и отдает всю настоянную на ожидании крепкую родительскую любовь и энергию. Он пишет малышку Лену бесконечно, бросает преподавательскую деятельность, чтоб увезти ее в деревню. Она становится смыслом его жизни. Она и… еще один ребенок.

Одинокая, отдавшая всю жизнь мужу Мара приглашает подругу пожить с ней, пока Кузьма Сергеевич ездит по Туркестану. И веселая, искренняя, легкая Натали скоро становится членом семьи. Ее дочь родится через 5 месяцев после Лены. И отцом девочки тоже будет Петров-Водкин. Беззаботный, яркий, декадентский, мучительный тройственный союз вскоре конечно станет невозможным - и Натали с дочерью уедет.


Кузьма Петров-Водкин – художник, график, писатель, педагог. В 1930 году удостоен звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Он должен был стать продолжателем семейного дела – стать сапожником, или работником железной дороги, как мечтал с детства. Но у судьбы на него были совершенно другие планы, природа наградила Кузьму Петрова-Водкина талантом художника, который и прославил его на весь мир. Причем, не просто художником, а разносторонней творческой личностью. Его интересовала живопись и графика, монументальное и театрально-декорационное искусство. Когда доктора запретили ему работать с красками, он взялся за перо и создал несколько автобиографических повестей.

Детство

Родился будущий знаменитый художник 5 ноября 1878 года в небольшом городке Хвалынск под Саратовом. Его отец работал сапожником, мама горничной, поэтому будущее мальчика было предрешено. Он мог стать разве что продолжателем отцовского дела, если бы с детства не научился восторгаться красотой родного края – зелеными садами, лесистыми холмами, берегами Волги. Мальчик рос в гармонии с природой, его любили и опекали бабушки и родители.

Первое образование Кузьма получил в четырехклассном городском училище. После его окончания он уехал в Самару, чтобы попытать свои силы в железнодорожном техникуме. У него даже не возникало мысли заниматься живописью. Только после того, как он провалил экзамены, нашел работу вывесочника. Так началась его трудовая биография. Параллельно с этим парень занимался рисованием у художника Федора Бурова. Спустя время Кузьма скажет, что это обучение не приносило никакой пользы для творчества, потому что они ни разу даже не попытались подойти к натуре.

Начало карьеры

Серьезные перемены в жизни юноши начались после того, как в его родном городе побывал архитектор из Петербурга Роберт Фридрих Мельцер. Он познакомился с работами талантливого художника, и дал обещание, что поможет ему поступить на учебу. В 1895-м Петров-Водкин достойно сдал экзамен и стал студентом Центрального училища технического рисования в Петербурге, которое принадлежало барону Штиглицу. Оплачивали обучение Кузьмы богатые хвалынские купцы. Первой работой начинающего художника стал образ Богоматери и ребенка, украсивший церковную аспиду в петербургском Александровском парке.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин

Кузьма Петров-Водкин с семьей

В те же годы Кузьма устроил и свою личную жизнь. Именно за границей в 1906 году он познакомился с Марией Иованович. В то время он жил в пригороде Парижа, в пансионе Фонтенэ-о-Роз, и страстно влюбился в дочь хозяйки – Мари. Влюбленные поженились и отправились в Россию. С тех пор они больше не расставались. Мария была очень предана супругу, они поселились в Петербурге, где и прошла вся оставшаяся жизнь художника. После его смерти именно Мария сумела сберечь все его творческое наследие и передать его в музеи.

Могут быть знакомы

Мир искусства

Купание красного коня

Певец революции

В 1928 году Петрова-Водкина пригласили на Международную выставку искусств в Венеции. В 1936-1937-м годах прошли персональные выставки художника в Москве и Ленинграде.

Памятник Кузьме Петрову-Водкину

У него еще было много творческих задумок, но силы его таяли в борьбе с серьезным недугом. Кузьма Петров-Водкин умер 15 февраля 1939 года. Местом его упокоения стало Волково кладбище Ленинграда.


Кузьма Сергеевич Петров-Водкин - русский и советский художник. Он работал в различных жанрах и направлениях: был и книжным иллюстратором, и мастером станковой живописи; кроме того, Петров-Водкин проявил себя и как драматург.

Родился будущий художник в маленьком Хвалынске, что в Саратовской губернии. Родители его были людьми простыми: отец - сапожник, а мать, бывшая крепостная, работала служанкой у богатого купца. Особым образованием родители не отличались, однако мать была довольно одарённой женщиной, хорошо знала народную поэзию.

Как и многие дети из простых семей, Кузьма поступил в городское четырёхклассное училище, в котором учителя отметили сильную тягу к знаниям. Тогда же он познакомился с местными иконописцами, начал брать у них уроки и сам попробовал писать иконы.

В 14 лет Петров-Водкин уехал в Самару, где попытался поступить в Железнодорожное училище, но не выдержал экзамен. Тогда он попал в мастерскую известного художника Ф. Е. Бурова. С этих пор Петров-Водкин пытается основательно заниматься живописью, но Буров не смог качественно организовать обучение. Тем более что через два года художник умер.

Таким образом, раннее образование Кузьмы Петрова-Водкина было обрывочным, беспорядочным и поверхностным. Многими вещами он пытался овладеть самостоятельно, что не всегда получалось.

В юные годы он попробовал себя и на поэтическом поприще. Он встретился с Максимом Горьким, которому показал собственную религиозно-философскую поэму. Известный писатель жёстко раскритиковал начинающего поэта.

С 1895 года Петров-Водкин учился изобразительному искусству в Петербурге, куда он попал благодаря знакомству с архитектором Р. Ф. Мельцером. Затем перебрался в Москву, где его учителями стали знаменитые художники, в том числе В. А. Серов. Петров-Водкин пользовался покровительством Мельцера и купцов Казариных, у которых работала служанкой его мать; однако он стремился к материальной независимости, поэтому достаточно рано принялся за работу. Он писал портреты на заказ, занимался художественным проектированием на производстве, давал уроки.

В 1902 году вместе с живописцами Уткиным и Кузнецовым Петров-Водкин расписывал одну из саратовских церквей. Однако росписи были уничтожены по решению местного правительства, поскольку были "неканоническими".

Благодаря столь плодотворной работе Петров-Водкин смог ездить за границу, где совершенствовал своё мастерство. Кроме того, в 1904 году, создавая внушительных размеров майоликовое панно для одной из петербургских церквей, он был отправлен в Лондон на керамическую фабрику "Дультон", где была завершена техническая часть работы.

В 1910 году Петров-Водкин обретает свой узнаваемый стиль, образцом которого была и знаменитая картина "Купание красного коня". Подобные работы художника (среди них были "Сон" и "Играющие мальчики") вызвали широкий общественный резонанс, но далеко не все современники оценили их по достоинству. Картины вызвали настоящий гнев Ильи Репина, который назвал Петрова-Водкина декадентом, "неучем" и "рабским подражателем неучам". Однако за художника заступились Александр Бенуа и Леон Бакст.

После Октябрьской революции Петров-Водкин переживает трудные годы, поскольку сама живопись в стране временно приходит в упадок. Но затем начинается новый период плодотворного творчества. Кроме того, с 1925 года картинами Петрова-Водкина заинтересовались европейские коллекционеры.

Последние годы жизни были для художника самыми трудными. Он начал тяжело болеть. Кроме того, Петров-Водкин жил теперь в условиях тоталитарного сталинского режима, наблюдал жестокие репрессии, постоянные аресты представителей интеллигенции. Тем не менее, к художнику весьма уважительно относится правительство. Он получил звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР, а также стал первым председателем созданного в 1932 году Союза советских художников (точнее - его Ленинградского отделения).

Умер Петров-Водкин в 1939 году в Ленинграде.

Кузьма́ Серге́евич Петро́в-Во́дкин (24 октября (5 ноября) 1878, Хвалынск — 15 февраля 1939, Ленинград) — российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1930) [1] .

Содержание

Биография

Будучи учеником четырёхклассного городского училища, Кузьма познакомился с двумя местными иконописцами, у которых он мог наблюдать за всеми этапами создания иконы. Под впечатлением он пробует самостоятельно писать иконы и пейзажи масляными красками. В 1893 году он окончил училище.



Свою карьеру Петров-Водкин начал с создания образа Богоматери с Младенцем на стене церковной апсиды Ортопедического института доктора Вредена в Александровском парке на Петроградской стороне. Для того, чтобы перевести эскиз своей иконы в майолику, Кузьма Сергеевич направился в Лондон, где картину обработали на керамической фабрике Дультон.





В 1897 году Петров-Водкин переехал в Москву, где поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где учился у Валентина Александровича Серова. В 1900 году работал на керамическом заводе в селе Всехсвятском под Москвой [2] . Окончил МУЖВЗ в 1905 году. [3]

Петров-Водкин был одним из реорганизаторов системы художественного образования. С 1918 по 1933 г. он преподавал последовательно в Петроградских Государственных свободных художественных учебных мастерских (ПГСХУМ), ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН, Институте пролетарского изобразительного искусства (ИНПИИ), ИЖСА. В августе 1932 года К. С. Петров-Водкин избирается первым председателем Ленинградского отделения Союза советских художников (ЛОССХ).



Творчество

Характер творчества

Эротизм в творчестве

Работы находятся в собраниях

Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде — Ленинграде

Ученики

Живописные работы















Свою работу "Богоматерь Умиление злых сердец" К. Петров-Водкин назвал не совсем точно: есть икона Божией Матери "Умягчение злых сердец" и есть икона Божией Матери "Умиление". Икона Божией Матери "Умиление"- это совсем иной иконографический тип, нежели икона "Умягчение злых сердец". Видимо, недостаточное знание этих тонкостей и подвело художника.

Сочинения

Источники

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Петров-Водкин, Кузьма Сергеевич" в других словарях:

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич — (1878 1939), советский живописец. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1930). Учился в МУЖВЗ у В. А. Серова (1897 1905), в Мюнхене (1901) и Париже (1905 08). Член объединений Мир искусства (с 1911), Четыре искусства (с 1924). Преподавал в… … Художественная энциклопедия

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич — [24.10(5.11).1878, Хвалынск, ныне Саратовской области ‒ 15.2.1939, Ленинград], советский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897‒1905) у В. А. Серова, в студии А. Ажбе в … Большая советская энциклопедия

ПЕТРОВ-ВОДКИН Кузьма Сергеевич — (1878 1939) российский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930). С нач. 1910 х гг. перешел от аллегорических к целостным монументально декоративным произведениям с ритмизированной компактной композицией, контрастами открытых и ярких… … Большой Энциклопедический словарь

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич — (1878 1939), живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930). С начала 1910 х гг. перешёл от аллегорических к целостным монументально декоративными произведениям с ритмизированной компактной композицией, контрастами открытых и ярких цветов… … Энциклопедический словарь

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич — К.С. Петров Водкин. Купание красного коня . 1912. Третьяковская галерея. ПЕТРОВ ВОДКИН Кузьма Сергеевич (1878 1939), российский живописец. С начала 1910 х гг. перешел от аллегорических к целостным монументально декоративным произведениям с… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Петров-Водкин, Кузьма Сергеевич — (1878 1939). Видный рус. сов. живописец, график, театр. художник; яркий представитель ранней сов. живописи. Род. в Хвалынске (ныне Саратовской обл.), учился в Моск. ун те живописи, ваяния и зодчества, в Мюнхене и Париже, чл. объединений "Мир … Большая биографическая энциклопедия

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич — Кузьма Сергеевич Петров Водкин Дата рождения: 5 ноября 1878 Место рождения: Хвалынск Дата смерти … Википедия

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Краткая биография

Кузьма́ Серге́евич Петро́в-Во́дкин (24 октября (5 ноября) 1878, Хвалынск, Саратовская губерния, Российская империя — 15 февраля 1939, Ленинград, СССР) — русский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930).

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин родился 24 октября (5 ноября) 1878 года в городе Хвалынске Саратовской губернии Российской империи, в семье сапожника.

Будучи учеником четырёхклассного городского училища, Кузьма познакомился с двумя местными иконописцами, у которых он мог наблюдать за всеми этапами создания иконы. Под впечатлением он пробует самостоятельно писать иконы и пейзажи масляными красками. В 1893 году он окончил училище.

hello_html_m150d7525.jpg

Yulia Ivanovna Kazarina (1900)

hello_html_m58dcede2.jpg

Мать и дитя.1927

Богородица с младенцем

hello_html_m77b83d68.jpg

Петров-Водкин, Автопортрет, 1918

В 1897 году Петров-Водкин переехал в Москву и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где учился у Валентина Александровича Серова. В 1900 году он работал на керамическом заводе в селе Всехсвятском под Москвой. Окончил МУЖВЗ в 1905 году.

С 1905 по 1908 год он занимался также в частных академиях Парижа. В этот период посетил Италию (1905) и Северную Африку (1907).

Был одним из членов-учредителей Вольной философской ассоциации (Вольфила, 1919—1924).

Петров-Водкин был одним из реорганизаторов системы художественного образования в стране. С 1918 по 1933 г. он преподавал последовательно в Петроградских Государственных свободных художественных учебных мастерских (ПГСХУМ), ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН, Институте пролетарского изобразительного искусства (ИНПИИ), ИЖСА.

В августе 1932 года К. С. Петров-Водкин избирается первым председателем Ленинградского отделения Союза советских художников (ЛОССХ).

Читайте также: