Символизм это в истории кратко

Обновлено: 01.07.2024

Лит.: Горький М., Поль Верлен и декаденты, Собр. соч. в 30 тт., т. 23, М., 1953; Горький и советские писатели, в кн.: Литературное наследство, т. 70, М., 1963; Луначарский А., Собр. соч., т. 1, 4—6, М., 1964—65.

С. в литературе. Балашов Н. И., Символизм. Малларме, Рембо, Верлен, в кн.: История французской литературы, т. 3, М., 1959; его же, [Послесловие], в кн.: Бодлер М., Цветы зла, М., 1970; его же, [Предисловие], в кн.: Сандрар Б., По всему миру и в глубь мира, М., 1974; Ivanov V., Symbolismo, в кн.: Enciclopedia Italiana, v. 31, Roma, 1936; Holthusen J., Studien zur Ästhetik und Poetik des russischen Symbolismus, Göttingen, 1957; Stepun F., Die Wege des Symbolismus, в кн.: Orbis scriptus, Munch., 1966.

С. в изобразит. искусстве. Ревалд Дж., Постимпрессионизм. От Ван Гога до Гогена, [пер. с англ., т. 1, Л. — М., 1962]; Всеобщая история искусств, т. 5—6, кн. 1—2, М., 1964—66; Denis M., Theories. 1890—1910, 4 ed., P., 1920; Chassé Ch., Le mouvement symboliste dans l'art du XIX siécle, P., 1947; Christoffel U., Malereiund Poesie. Die symbolistische Kunst des 19. Jahrhunderts, W., [1948]; Hofstätter Н. H., Symbolismus und die Kunst der Jahrhundertwende, Köln, 1965; его же, Idealismus und Symbolismus, [W. — Münch., 1972].

С. в театре. Гвоздев А. А., Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий, Л. — М., 1939; Ростоцкий Б. И., Модернизм в театре, в кн.: Русская художественная культура конца Х! Х — нач. XX века. (1895 — 1907), кн. 1, М., 1968; Пожарская М. Н., Русское театрально-декорационное искусство конца XIX — нач. XX века, М., 1970; Родина Т. М., А. Блок и русский театр начала XX века, М., 1972; Knowles D., La réaction idéaliste au théâtre depuis 1890, P., 1934; Dhomme S., La mise en scéne contemporaine d'André Antoine á Bertolt Brecht, [P., 1959].

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Полезное

Смотреть что такое "Символизм" в других словарях:

СИМВОЛИЗМ — филос. концепции, построенные на основе интерпретации понятия символа как первоосно вания связи бытия, мышления, личности и культуры. (В узком смысле эстетическое направление и художественный стиль в европейской культуре с 1880 х по 1920 е гг.)… … Философская энциклопедия

СИМВОЛИЗМ — худож. направление, сложившееся в зап. европ. культуре в к. 60 нач. 70 х гг. 19 в. (первоначально в лит ре, затем и в других видах искусства изобразит., муз., театральном) и вскоре включившее в себя иные явления культуры философию,… … Энциклопедия культурологии

Символизм — (франц. symbolisme, от греч. sэmbolon знак, символ), направление в европейской художественной культуре конца XIX начала XX вв. Возникший как реакция на господство в гуманитарной сфере норм буржуазного здравомыслия (в философии, эстетике… … Художественная энциклопедия

Символизм — СИМВОЛИЗМ. Символизмом в литературе называется такое течение, при котором символ (см. Символ) является основным приемом художественной изобразительности для художника, который в окружающей действительности ищет лишь соответствий с… … Словарь литературных терминов

СИМВОЛИЗМ — изображение действительных явлений, мыслей, чувств и отвлеченных понятий в символах, т. е. в чувственных образах, условно принимаемых за то, что хотят ими выразить. Во Франции возникла целая школа символистом в искусстве, влияние которой… … Словарь иностранных слов русского языка

СИМВОЛИЗМ — СИМВОЛИЗМ, направление в европейском и русском искусстве 1870 1910 х гг.; сосредоточено преимущественно на выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. Философско эстетические… … Современная энциклопедия

СИМВОЛИЗМ — направление в европейском и русском искусстве 1870 1910 х гг.; сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. Философско… … Большой Энциклопедический словарь

символизм — СИМВОЛИЗМ направление, сложившееся в западноевропейской культуре 60 х начале 70 х гг. 19 в., впервые в литературе, а затем в др. видах искусства, и включающее в себя философию, религию, мифологию, тем самым претендуя на культурную… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Символизм — СИМВОЛИЗМ, направление в европейском и русском искусстве 1870 – 1910–х гг.; сосредоточено преимущественно на выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь



Символизм — это художественное течение в литературе, живописи и других видах искусства. Для произведений символизма характерно формирование более глубокого и вдумчивого взгляда на привычные слова и предметы, а также приемы недосказанности и загадочности.

Наивысшей точки своего развития символизм достиг в конце XIX — начале XX века во Франции, Бельгии, Германии, Норвегии, Америке, России. Произведения авторов-символистов предлагали более глубокий и вдумчивый взгляд на привычные слова и предметы. Почти каждое слово в их текстах хранило множество образов, которые читатель должен был увидеть и разгадать самостоятельно.

Главными особенностями символизма являются идея о двух мирах (реальном и потустороннем) и воплощение в текстах тайных смыслов при помощи разнообразных символов.

В 1910-х годах символизм перестал существовать как единое направление, уступив место новым литературным течениям: акмеизму, футуризму и другим.

Символизм (конец XIX – начало XX веков) – литературное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижения мирового единства через символ. Другими словами, передача через предметы не их буквального значения, а переносного. Так, роза будет означать не всем известный цветок, а станет символом любви.

Немного истории. Символизм возникает в 1870-ые года во Франции, и одним из главных его представителей становится Поль Верн, который участвует в формировании теории символа. Она важна для понимания творчества в том числе Александра Блока.

В Россию символизм приходит в 1890-ые года и существует вплоть до 1920-ых годов. О гибели этого литературного направления говорят примерно следующее:

II. Два этапа в развитии символизма

В символизме выделяют два этапа развития.

· Московская – В.Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт

· Петербургская – Д.И. Мережковский, Ф. Сологуб

Свиваются бледные тени,

Видения ночи беззвездной,

И молча над сумрачной бездной

Касаются наши ступени.

Друзья! Мы спустились до края!

Стоим над разверзнутой бездной –

Мы, путники ночи беззвездной,

Искатели смутного рая.

Мы верили нашей дороге,

Мечтались нам отблески рая.

И вот – неподвижны – у края

Стоим мы, в стыде и тревоге.

Неверное только движенье,

Хоть шаг по заветной дороге, –

И нет ни стыда, ни тревоги,

И вечно, и вечно паденье!

Качается лестница тише,

Мерцает звезда на мгновенье,

Послышится ль голос спасенья:

Откуда – из бездны иль свыше?

К 1910 году символизм стал слишком популярен. Это повлекло за собой упрощение стихотворений, повторение одних и тех же мотивов и как следствие гибель литературного направления.

Направление в искусстве последней трети XIX – начала ХХ веков, в основе которого лежит выражение интуитивно постигаемых сущностей и идей посредством символа. Реальный мир в символизме мыслится как смутное отражение некоего потустороннего истинного мира, и творческий акт – единственное средство познания истинной сущности вещей и явлений.

Среди крупнейших европейских поэтов-символистов П. Валери, П. Клодель, Лотреамон, Э. Верхарн, Р.М. Рильке, Г. Гофмансталь, С. Георге, черты символизма присутствуют в творчестве У.Б. Йейтса и О. Уайльда и т.д.

Символизм в России

Русский символизм возник в 1890-е годы как противопоставление преобладающей в обществе позитивистской традиции, ярче всего проявившей себя в т.н. народнической литературе. Помимо источников влияния, общих для русских и европейских символистов, на отечественных авторов оказала влияние классическая русская литература XIX века, в особенности творчество М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, Ф.М. Достоевского. Особую роль в становлении символизма сыграла философия В.С. Соловьёва, в частности его учение о Софии, при этом сам философ к произведениям символистов относился довольно критически.

Читайте также: