Парламентская республика это тгп кратко

Обновлено: 04.07.2024

Выделяют три элемента формы государства: форма правления, форма государственного устройства, государственно-политический режим.

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними. Форма государственного правления дает возможность уяснить: как создаются высшие органы государства, и каково их строение; как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами; как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны; в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на: монархические (единоличные, наследственные) и республиканские (коллегиальные, выборные).

Монархия — это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Основными признаками классической монархической

формы управления являются:

- существование единоличного главы государства, своей властью пожизненно (царь, император);

- наследственный порядок преемственности верховной власти;

- юридическая безответственность монарха.

Монархия делится на: абсолютную; ограниченную; дуалистическую; теократическую; парламентарную.

Абсолютная монархия — такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.

Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию. Конституционная монархия бывает парламентской и дуалистической. Признаки парламентской монархии (Япония, Великобритания, Швеция):

- правительство формируется из представителей определенной партии, получивших большинство голосов на выборах в парламент;

- лидер партии становится главой государства;

- в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

- законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

- правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством и парламентом. Правительство формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархи носят название теократические (Саудовская Аравия, Иордания).

Республика — это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Общие признаки республиканской формы правления:

- существование единоличного и коллегиального главы государства;

- выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

- осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;

- юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

- обязательность решений верховной государственной власти.

Республики делятся на парламентские, президентские и смешанные.

Парламентская республика — разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту (Италия, Финляндия, ФРГ). В такой республике правительство формируется парламентским путем. Глава государства в подобных республиках избирается парламентом. Глава правительства назначается президентом. Он формирует возглавляемое им правительство. Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью.

Президентская республика — одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства (США, Аргентина, Мексика, Бразилия).

Характерные черты президентской республики:

- внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

- ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

- более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.

ответственности перед парламентом), а с другой — возникают полупарламентарные республики. Первый путь характерен для отдельных стран Латинской Америки (Венесуэла, Перу, Уругвай, Колумбия и др.). Второй путь создания смешанных, гибридных форм

был указан Французской Конституцией 1958 г. и со значительными изменениями воспринят Грецией (по Конституции 1975 г.), Португалией (по Конституции 1976 г. до последующих изменений), рядом развивающихся стран (Мадагаскар, Алжир и т. д.), где конституциями предусмотрена ответственность министров перед парламентом: он может выразить им недоверие, порицание. В этих государствах фактическим руководителем правительства является президент, что сближает их с президентскими республиками, под его председательством созываются так называемые официальные заседания правительства, но наряду с этим имеется конституционная должность премьер-министра. Его и членов правительства назначает президент, но ответственно правительство перед парламентом, что отличает данную форму от президентской республики и сближает с парламентской. Причем эта ответственность крайне затруднена.

Форма государственного устройства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз.

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы: унитарное; федеративное; конфедеративное.

Унитарное государство — это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают (Франция, Италия, Великобритания, Испания, Китай).

- единые, общие для всей страны высшие исполнительные, законодательные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами;

- единая система законодательства, одно гражданство;

- составные части унитарного государства государственным суверенитетом не обладают;

- все внешние международные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;

- имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

Федерация — единое государство, являющееся объединением относительно самостоятельных регионов (государственных образований) (Россия, США, ФРГ, Бразилия, Аргентина, Мексика, Индия).

- территория состоит из территорий ее отдельных

- верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;

- субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие государственные органы;

- существует союзное гражданство и гражданство федеральных единиц;

- в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации;

- основную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы.

Федерации строятся по территориальному и национальному признаку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства.

Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Их деятельность зависит от властных полномочий общефедеральных(союзных) государственных органов. Субъекты территориальной федерации конституционно лишены права прямого представительства в международных отношениях. В территориальных федерациях конституционное законодательство не предусматривает, а иногда и запрещает односторонний выход из союза.

Важнейшей особенностью национальной федерации является правовое положение ее субъектов — право наций на самоопределение (т. е. право любой нации самостоятельно решать вопрос о своей государственности). Каждый субъект национальной федерации имеет право отделиться от союза и образовать свое самостоятельное государство. Таким образом, основное различие между территори-

альной и национальной федерациями состоит в том, что в национальной федерации степень суверенности субъектов значительно выше, чем в территориальной.

Конфедерация — временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства. Конфедерации представляют собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (Объединенная Арабская республика (ОАР) распалась после выхода из ее состава в 1961 году Египта), либо преобразуются в федеративные государства. Последнее, например, произошло со Швейцарией и США. Появилась новая форма ассоциированного государственною объединения, названное содружеством государств. Примером может являться СНГ (Содружество Независимых Государств). Эта форма еще более аморфная и неопределенная, чем конфедерация.

Государственно-политический режим — это совокупность методов и способов осуществления государственной власти.

Все государственно-политические режимы подразделяются на демократические и антидемократические.

Для демократического политического режима характерны следующие признаки:

1. предоставление широкой свободы личности и организациям;

2. признание равноправия граждан;

3. реальная гарантированность прав и свобод личности;

4. возможность участия граждан в осуществлении государственной власти;

5.наличие судебной защиты прав и свобод личности от произвола и беззакония;

6. разделение властей;

7. наличие легальной оппозиции власти;

8. плюрализм политических течений и идеологий;

9. признание конституционности и законности.

Демократические режимы в различных странах имеют свои разновидности, которые зависят от особенностей политической системы, от расстановки политических сил в обществе и в государственном механизме и т. д.

Для антидемократических режимов характерны следующие признаки:

1. ущемление прав и свобод личности;

2. огосударствление всех общественных организаций;

3. фактическая ликвидация субъективных прав и свобод личности;

4. милитаризация общественной жизни и наличие военно-бюрократического аппарата;

5. отсутствие легальной оппозиции власти;

6. фактическая ликвидация парламентаризма и политических партий;

7. концентрация власти в руках главы государства

8. отказ от принципов конституционности и законности;

9. применение политических репрессий.

Разновидностями антидемократических режимов являются авторитарный и тоталитарный режимы.

Парадоксально, но подобная форма государственного устройства существовала задолго до рождения слова, ее называющего.

Республики СССР

В этой статье мы узнаем:

  1. Кто же на самом деле придумал термин республика?
  2. Что такое республика?
  3. Какие виды республик представлены в современном обществе?

Определение термина — что такое республика

Республика – это форма государственного устройства, при которой высшие органы государственной власти формируются на выборной основе и избираются на определенный срок. В этом заключается ее центральное отличие от монархии.

Конечно же, это более прогрессивная форма правления, но все же не лишенная своих недостатков, в основном вызванных работой исполнителей воли народа (чиновников). В этом плане мне кажется показательной цитата одного из величайших мыслителей:

Если в начале ХХ века в Европе было всего три республики: Франция, Швейцария и Сан-Марино, то сегодня монархия сохранилась только в 12 государствах, включая Ватикан.

Республика - что это такое

Внутри республиканского устройства государств существует несколько видов:

  1. президентская,
  2. парламентская,
  3. смешанная (полупрезидентская),
  4. советская,
  5. теократическая.

История возникновения термина

Вероятно, дело в том, что во времена Цицерона процветала Римская республика, но так тогда называли просто государство, философ решил таким замысловатым способом намекнуть, что Римская республика и есть та самая полития Аристотеля.

Цицерон

Самое интересное, что после Цицерона все переводили термин Аристотеля только так. Вот такая подмена понятий, которая вросла в разные языки мира.

Сейчас все эти трудности перевода стерлись, и слово имеет значение именно формы политического правления государства.

Президентская республика

При такой форме правления основная роль в системе государственных органов принадлежит президенту, который наделен широким кругом полномочий.

  1. Президент является и главой государства, и главой исполнительной власти.
  2. Президент избирается независимо от парламента (что это?):
    1. прямым народным голосованием,
    2. коллегией выборщиков.

    Эта форма политического строя родилась в США в 1789 году и до сих пор не потеряла своей актуальности. В основном она характерна для стран Латинской Америки.

    Президентская республика

    Нужно отметить, что в некоторых случаях президентские республики перерождаются в суперпрезидентские.

    Это происходит, когда власть президента становится авторитарной (это как?), принцип разделения законодательной и исполнительной власти носит условный характер, а по факту вся власть в государстве сосредоточена в руках президента и подконтрольных ему ведомств. По своей сути это аналог абсолютной монархии.

    По этому пути идут многие латиноамериканские и африканские страны, на нашем континенте яркие образчики – Туркмения и Беларусь. Ряд политологов вносит в этот список Казахстан.

    Парламентская республика

    Главная роль в устройстве государственной власти принадлежит парламенту. Основные признаки:

    К парламентскому типу относятся ФРГ, Италия, Израиль, Индия и др.

    Одна из негативных черт такого политического строя – частые отставки и смены кабинета министров из-за вотума недоверия, выраженного парламентом.

    Например, в Италии после Второй мировой войны за 72 года сменилось уже 65 кабинетов министров.

    Смешанная (полупрезидентская) республика

    Сочетает сильную власть президента и контроль парламента над работой правительства.

    Данный тип отличается в разных странах, но главный характерный признак – правительство ответственно как перед президентом, так и перед парламентом.

    Зародился подобный способ республиканского правления в 1958 году во Франции благодаря Шарлю де Голлю, который стремился усилить президентскую власть, но ему приходилось учитывать мощную традицию парламентаризма в стране.

    Полупрезидентская республика

    Примеры смешанных республик — Финляндия, Австрия, Франция и др. Российская Федерация официально также принадлежит к этому типу.

    Советская республика

    СССР

    РСФСР, Украина, Белоруссия, Грузия, Армения, Азербайджан, Туркмения, Узбекистан, Киргизия, Казахстан, Таджикистан, Латвия, Литва, Эстония и Молдавия – эти 15 сестер знал наизусть каждый советский ребенок.

    Советская республика – это форма государственного правления, характерная для стран социалистического лагеря. Основной орган власти – советы, в разных странах они могут именоваться по-разному (ассамблеи, собрания и проч.).

    Один из характерных признаков – это отсутствие разделения власти на исполнительную и законодательную. Такая форма государства громко провозглашает демократические принципы, но фактически это тоталитаризм с формальными выборами народных депутатов и жестким подавлением всякого инакомыслия. Одной из разновидностей можно назвать народно-демократическую республику.

    Лучше Маяковского про такие республики и не скажешь:

    Теократическая республика (исламская)

    Основной признак такого устройства государства – это придание духовенству статуса полноправной государственной власти.

    Теократия сегодня встречается только в исламских странах, поэтому ее также называют исламской республикой. Эта форма правления соединяет традиционный исламский Халифат и признаки современной республики. Пример такого государства – Иран.

    Краткое резюме

    Несмотря на имеющиеся недостатки, республиканский способ организации государства сегодня явно в приоритете. Из 195 признанных государств 164 являются республиками разных типов.

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (7)

    Республика — самая прогрессивная форма правления и государственного устройства. Только когда органы власти формируются на выборной основе демократия может существовать полноценно.

    Много веков потребовалось для того, чтоб достичь такой либеральности в сфере выборного права, ведь еще сто лет назад женщины не могли ни голосовать, ни баллотироваться.

    Самая лучшая форма государственного устройства, но только если республика парламентская. А если президентская, то будет прогрессивна только в случае жесткой лимитации президентской власти. Чтобы у президента не было никаких лазеек для самопревращения в диктаторы.

    Написано, что Российская Федерация официально смешанная республика, а неофициально она какая по вашему мнению?

    Максим: лучшая страна во всем мире. Но это неофициально.

    Почитал статью и что-то мне КНДР вспомнилась, это государство является не только республикой, но ещё и демократическим оазисом, если верить аббревиатуре, но, увы, что-то не верится.

    Теократическая республика самая жесть. Родился в исламской стране, но захотел стать христианином? — всё, голова с плеч или тюрьма, как минимум.

    В стране есть законодательная, исполнительная и судебная ветви, это называется — управа. В Русском языке чётко подметили и назвали два разных случая действия управы: если управа подчинена главе страны, то такое обстоятельство называется — опричнина (опричники); а если управа прежде всего следует законодательству, то такое обстоятельство называется — опричина (опричинцы). Есть страна с опричниной и есть страна с опричиной.

    Как капиталистические страны могут быть разными из-за опричины и опричнины, так и социалистические страны могут быть с опричниной и опричиной.

    Республика - это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.

    1) глава государства может быть как единоличным, так и коллегиальным;

    2) власть не передается по наследству, а является выборной;

    3) глава государства несет ответственность за принимаемые решения;

    4) осуществляет свои полномочия в течении определенного срока.

    Республики существовали в рабовладельческих государствах в двух разновидностях – демократической (Афины) и аристократической (Спарта) . В феодальных государствах носил городской характер (Новгородская республика).

    На данный момент республика преобладающая форма правления.

    Республики различают на:

    · Президентская республика , президент избирается независимо от парламента, является главой государства и правительства. Президент сам назначает правительство и руководит его деятельностью. В данной республике президент не может распустить парламент и его нижнюю палату, не может вынести вотум недоверия. Парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через утверждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить президента от должности (нарушение конституции, преступление) Президент в свою очередь, наделен правом отлагательного вето(запрета) на решения законодательного органа. (США)

    · Парламентская республика , правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства. Президент является главой государства, который либо избирается парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Президент занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, реальной же главой государства выступает руководитель правительства. Однако президент может распускать парламент или его нижнюю палату (Италия, Германия) Недостатками парламентский республик считаются нестабильность гос. политики, и ее зависимость от расстановки сил в парламенте, частая смена правительства вследствие вотумов недоверия.

    · Смешанная республика , в данном типе смешаны признаки президентской и парламентской республик (Россия, Франция). Глава государства в таких республиках обычно не относиться не к одной ветви власти. В таких республиках президент и парламент избираются народом. Президент глава государства, он назначает главу правительства и министров. Президент председательствует на заседаниях кабинета министров, утверждает его решения. Парламент имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

    Парла́ментская респу́блика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. Не путать с (парламента́рной) монархией.

    При такой форме правления правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуска парламента и назначения новых выборов. Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль и др.). Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию.

    Полномочия парламента

    В полномочия парламента, помимо законодательства, входит контроль за правительством. Кроме того, парламент обладает финансовой властью, поскольку он разрабатывает и принимает бюджет государства, определяет пути социально-экономического развития, курс внутренней и внешней политики.

    Глава государства

    Глава государства в таких республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления. Это и является главным видом контроля парламента за исполнительной властью.

    В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвует по три представителя от каждой области, избранных областными советами. В Федеративной Республике Германия президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. В парламентских республиках выборы могут быть также и всеобщими, например, в Австрии, где президент избирается населением сроком на 6 лет.

    Тем не менее, глава государства при такой форме правления обладает определенными серьёзными полномочиями. [источник не указан 1303 дня] Он обнародует законы, издаёт декреты, награждает, формально назначает главу правительства (только главу партии или блока партий победившей на выборах), имеет право амнистировать осуждённых, сохраняет за собой представительские функции, имеет право формального утверждения состава кабинета министров, право открыть первое заседание парламента нового созыва.

    Президент, являясь главой государства, не является здесь главой исполнительной власти, то есть правительства. Премьер-министр формально назначается президентом, но это может быть только глава фракции, имеющей парламентское большинство, и необязательно глава победившей партии. Как уже замечено выше, важной особенностью парламентской республики является то, что правительство правомочно управлять государством лишь тогда, когда оно пользуется доверием парламента.

    Читайте также: