Летопись это кратко в истории
Обновлено: 02.07.2024
Летопись – это историографический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую запись исторических событий.
Чаще всего древнерусским летописцем был учёный монах, который проводил за писанием летописей часто большую часть своей жизни. Летописцы приводили в порядок и переписывали труды своих предшественников, сводили в собственный труд несколько источников. Достоверность фактов при этом всегда сохранялась. Исказить летописные известия считалось страшным грехом. Каждый летописец вёл записи по рассказам очевидцев и осведомленных людей.
На страницах летописей встречаются произведения разных жанров: древние договоры, исторические повести, жизнеописания святых, мудрые поучения. Листы летописей часто украшались затейливыми заставками, яркими миниатюрами.
Понятие свод введено в науку А. А. Шахматовым. Его смысл становится понятным уже из перечисления форм летописного повествования: погодная запись, летописное сказание, летописный рассказ, летописная повесть, документы из княжеских архивов; в ней можно встретить и выдержки из переводных памятников, и богословские трактаты, и житийные фрагменты, и похвальные слова.
Мировоззрение древнерусских летописцев связано с их религиозными убеждениями. Именно под углом своих религиозных воззрений летописцы рассматривали события истории. Для них было несомненным следующее:
Летопись – это историографический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую запись исторических событий.
Чаще всего древнерусским летописцем был учёный монах, который проводил за писанием летописей часто большую часть своей жизни. Летописцы приводили в порядок и переписывали труды своих предшественников, сводили в собственный труд несколько источников. Достоверность фактов при этом всегда сохранялась. Исказить летописные известия считалось страшным грехом. Каждый летописец вёл записи по рассказам очевидцев и осведомленных людей.
На страницах летописей встречаются произведения разных жанров: древние договоры, исторические повести, жизнеописания святых, мудрые поучения. Листы летописей часто украшались затейливыми заставками, яркими миниатюрами.
Понятие свод введено в науку А. А. Шахматовым. Его смысл становится понятным уже из перечисления форм летописного повествования: погодная запись, летописное сказание, летописный рассказ, летописная повесть, документы из княжеских архивов; в ней можно встретить и выдержки из переводных памятников, и богословские трактаты, и житийные фрагменты, и похвальные слова.
Мировоззрение древнерусских летописцев связано с их религиозными убеждениями. Именно под углом своих религиозных воззрений летописцы рассматривали события истории. Для них было несомненным следующее:
Новгородское летописание возникло между 1039 и 1042 годами как сокращённая выборка или копия ранней киевской Летописи (возможно, Древнейшего свода), которая впоследствии несистематически продолжала пополняться до 1079 года. Около 1093 года создан Новгородский свод, который опирался на предшествующую новгородскую традицию и киевский Начальный свод (по мнению А.А. Гиппиуса, Т.В. Гимона). В середине - 2-й половине 1110-х годов составлен т. н. свод Всеволода, в котором Новгородский свод был пополнен выписками из киевского летописания и заметками о новгородских событиях конце XI - начале XII веков, записанными в основном по памяти. В дальнейшем погодные записи в Новгороде велись регулярно. Исследователями выделяются новгородский владычный свод, составленный Германом Воятой во 2-й половине 1160-х годов и продолженный им до 1188 года. Впоследствии владычное летописание велось практически без перерывов до 1430-х годов. По мнению Гиппиуса, Германом Воятой также создан летописный свод Юрьева монастыря, на основании которого около 1195 года в этом монастыре был составлен новый свод.
Важным этапом новгородского летописания стало создание Новгородской 1-й летописи, дошедшей до нас в 2 изводах (редакциях) - старшем и младшем (ряд списков с середины XV века). Следующий этап новгородского летописания отразился в 2 подборках Новгородской Карамзинской летописи, оканчивавшихся 1411 и 1428 годами и сохранившихся в единственном списке конца XV - начала XVI веков. Составитель этих подборок впервые уделил внимание не только местным новгородским, но и общерусским событиям. Данная тенденция получила своё развитие в Новгородской 4-й летописи старшей (изложение событий до 1437 года; списки 1470-х годов и 1-й четверти XVI века) и младшей (до 1447 года; списки с последней четверти XV века) редакций. Её особой переработкой является Новгородская 5-я летопись (изложение до 1446 года, список конца XV века), в которой заметна тенденция вернуться преимущественно к изложению местных новгородских событий. Летописание Новгородской республики за 1447-1469 годы сохранилось в наиболее полном виде в составе т. н. Летописи Авраамки (1-я часть до 1469 года создана в конце 1460-х - начале 1470-х годов; 2-я часть - в 1495 году); более краткие версии летописания 3-й четверти XV века - в некоторых списках Новгородской 4-й летописи, а также (до 1461 года) в Летописце епископа Павла (список 2-й половины XVI века). Несмотря на утрату Новгородской республикой независимости (1478), летописная работа в Новгороде продолжалась и в XVI веке. В 1539 году по повелению архиепископа Макария составлен летописный свод, известный под названием Новгородской летописи Дубровского (или Новгородской 4-й летописи по списку Дубровского) (изложение доведено до 1539 года; сохранилась в списке конце XVI - начале XVII веков). Ещё одна Летопись XVI века - Новгородская 2-я, доведённая до 1572 года, - по сути, незавершённая заготовка, в которой собраны выписки из различных Летописей без соблюдения хронологич. порядка.
На рубеже XVI и XVII веков составлена Новгородская Уваровская летопись (непрерывный текст до 1606 года, отдельные известия 1612, 1645 и 1646 годов), заключительная часть которой (с 1500 года) основана на несохранившихся новгородских источниках. Возобновление летописной работы в Новгороде (1670-1680-е годы) связано с деятельностью патриарха Иоакима. В это время созданы Новгородская 3-я летопись (пространная редакция в первоначальном виде относится ко времени между 1674 и 1676 годами, в окончательном виде - к 1682 году и, возможно, нескольким последующим годам; краткая редакция в полном виде составлена между 1682 и 1690 годами, в кратком - между 1690 и 1695 годами), а также крупнейшая как по объёму, так и по обилию и разнообразию использованных источников Новгородская Забелинская летопись (изложение доведено до 1679 года; составлена между 1680 и 1681 годами). Последним значительным памятником новгородского летописания стала Новгородская Погодинская летопись (составлена в 1680-1690-х годах), доведённая до конца XVII века, а в некоторых рукописях продолженная до конца XVIII и даже начала XIX веков. Особенностью новгородских Летописей конца XVII века является появление в них систематических ссылок на источники и даже отдельных элементов критики источника.
Переяславское летописание возникло в 1-й четверти XII века в городе Переяславль (Русский), первоначально как епископский летописец (до 1175 года), на смену которому пришёл княжеский летописец, ведшийся как минимум до 1228 года.
На основе анализа сохранившихся Летописей выделяется и домонгольское черниговское летописание, представляющее собой летописец князя Святослава Ольговича, возникший в 1140-х годах и продолженный при его сыновьях - Олеге Святославиче (умер в 1180 году) и Игоре Святославиче (умер в 1201 году).
В Ростово-Суздальской земле летописные записи прослеживаются с середины XII века, систематические летописные записи в Северо-Восточной Руси стали вестись с конца 1150-х годов во Владимире. В 1177 году при Успенском соборе составлен первый владимирский летописный свод. В последующих великокняжеских сводах (1193, 1212 и 1228 годы) местные известия также сочетались со сведениями из летописных сводов Переяславля (Русского). К памятникам владимирского летописания XIII века относится Радзивилловская летопись, сохранившаяся в 2 списках XV века. (Радзивилловский список проиллюстрирован более чем 600 миниатюрами). В XIII-XV веках постоянная летописная работа велась и в Ростове, фрагменты ростовского летописания сохранились в составе общерусских сводов XV-XVI веков.
К XIII веку относится начало псковского летописания, что было связано со стремлением псковичей приобрести независимость от Новгородской республики. С начала XIV века летописание велось при Троицком соборе, руководили им посадники. Протограф дошедших до нас псковских Летописей создан в 1450-х или начале 1460-х годов в результате соединения широкого круга источников (псковских летописных записей, хронографически материалов, смоленско-литовского источника и др.). Согласно А.Н. Насонову, в результате его дополнения возникли своды 1464, 1469, 1481 и конца 1480-х годов. Древнейшая сохранившаяся псковская Летопись - Псковская 2-я летопись (изложение доведено до 1486 года), представленная единственным Синодальным списком (середина 1480-х годов), являвшимся, по мнению Насонова, копией её протографа, а по мнению Б.М. Клосса, - её подлинником. На основе свода 1481 года возникли 2 направления в развитии псковского летописания, сохранившегося и после присоединения Псковской республики к Русскому государству (1510). Первое из них представлено сводом 1547 года (Псковская 1-я летопись), составитель которого сочувствует московским государям, но обличает их наместников; второе - сводом игумена Псково-Печерского монастыря. Корнилия 1567 года (Псковская 3-я летопись), отражающим настроения боярства, оппозиционного Москве.
По мнению А.Н. Насонова, с конца XIII века и до присоединения Тверского великого княжества к Русскому государству (1485) непрерывно велось тверское летописание. Однако тверской летописный материал сохранился лишь в виде отдельных кусков и отрывков, т. к. был поглощён московским летописанием, а частично, возможно, намеренно уничтожен московскими книжниками. Тверской материал содержался в великокняжеском своде 1305 года, ставшем основой Лаврентьевской летописи. Исследователями выделяются тверские своды 1327, 1409 годов и др. Тверские источники использовались при составлении Рогожского летописца 1-й половины XV века (список середины XV века). Сохранилась Тверская летопись (Тверской сборник), содержащая фрагменты тверского летописания конца XIII - конца XV веков (списки XVII века).
Важнейшей Летописью 1-й трети XVII века стал Новый летописец, охватывающий период с конца царствования Ивана IV Васильевича Грозного до 1630 года. Вероятно, он составлен в окружении патриарха Филарета и основывался на многочисленных и разнообразных источниках, включая официальные грамоты и документы периода Смутного времени, различные Летописи и др. Он оказал значительное влияние на последующее развитие русского летописания, позднее созданы его многочисленные продолжения и переработки.
В XV-XVI веках получили широкое распространение краткие летописцы, составлявшиеся в монастырях: Кирилло-Белозерском, Иосифо-Волоколамском, Троице-Сергиевом, Соловецком, Спасо-Ярославском. Развивалось провинц. летописание в Вологде, Великом Устюге и некоторых других городах. Значительным своеобразием отличаются летописи белорусско-литовские, созданные на территории Великого княжества Литовского в XIV-XVI веках и посвящённые его истории. В начале XVI века появился новый тип исторического повествования, который представлен в Русском хронографе (т. н. редакции 1512 года) (смотри в статье Хронографы). В XVII-XVIII веках летописная форма изложения устойчиво сохранялась только в провинциальном летописании, а к концу XVIII века прекратила своё существование.
Языку Летописей свойственны как разнообразие и пестрота, так и некоторое единство, обусловленное работой редакторов. Язык Летописей не представляет собой однородную систему. В нём, кроме двух стилистических типов древне-русского литературного языка - книжного (смотри Церковнославянский язык) и народно-разговорного, - нашли отражение диалистического отличия. Отдельные языковые черты, например в фонетике и лексике, указывают на их источник разной региональной локализации; грамматические и синтаксические явления локализовать труднее.
Смотреть что такое ЛЕТОПИСЬ в других словарях:
ЛЕТОПИСЬ
ЛЕТОПИСЬ
ЛЕТОПИСЬ, -и, ж. 1. Вид русской повествовательной литературы II -17вв.: погодная запись исторических событий. Древнерусские летописи. 2. перен.То же, что история (в 3 знач.) (высок.). Л. боевой славы. Семейная л. IIприл. летописный, -ая, -ое (к 1 знач.). Л. свод. смотреть
ЛЕТОПИСЬ
летопись ж. 1) Запись исторических событий древнего времени по годам, производимая современником; книга с такими записями. 2) перен. Регулярная запись каких-л. событий; история чего-л.
ЛЕТОПИСЬ
ЛЕТОПИСЬ
летопись Анналы, хроника, история. См. история. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. летопись анналы, хроника, история; изолетопись, временник Словарь русских синонимов. летопись хроника; анналы (книжн.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. летопись сущ., кол-во синонимов: 12 • анналы (1) • векопись (1) • временник (4) • изолетопись (1) • кинолетопись (1) • летописание (3) • логография (3) • палея (3) • паралипоменон (1) • телелетопись (1) • фасты (2) • хроника (10) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: анналы, векопись, временник, изолетопись, кинолетопись, летописание, логография, палея, паралипоменон, фасты, хроника. смотреть
ЛЕТОПИСЬ
ЛЕТОПИСЬ
ЛЕТОПИСЬ
ЛЕТОПИСЬ — см. статьи Русская литература (средневековая) и Хроника. Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической ака. смотреть
До нашего времени дошло порядка 5000 летописных списков XIV—XVIII веков. Списками их называют, потому, что эти рукописные книги были переписаны, списаны с другого источника (другой рукописной книги). Иногда разница между списками состоит только в небольшом числе орфографических ошибок, допущенных переписчиком при списывании.
Протографом называют летопись или какой-то иной текст, с которого переписывался текст изучаемой летописи.
Изводом называют одну или несколько очень близких вариантов летописей. Т.е. несколько книг, в которых написано почти одно и то же (±орфографические ошибки и мелкие разночтения).
Обычно в печатном виде публикуются летописные изводы, а в комментариях к ним указываются разночтения между разными экземплярами этих изводов.
Один извод от другого отличается уже, собственно, по смыслу. Но наибольшее количество различий наблюдается между летописями, составленными в разных регионах. Списки летописей по месту составления или по месту изображаемых событий иногда делятся на разряды. Существуют такие разряды "новгородские летописи", "псковские летописи" и т.д.
Любая дошедшая до нас летопись (древнерусская рукописная книга с погодными записями) относится к какому-то изводу. Обычно историки указывают на летописный извод, или даже на какое-то отдельное произведение "повесть", "поучение", "сказание", если оно записано в почти неизменном виде во многих летописях.
Наиболее древний летописный текст, дошедший до нас это, Новгородская первая летопись старшего извода в синодальном списке. Это пергаментная рукопись размером в четверть листа. Она хранится в Синодальном собрании ГИМ, в ней 169 листов. Предполагается, что в первоначальном варианте в ней было еще 136 листов, но когда-то в древности они были утеряны, и до нас этот список дошел в таком вот урезанном виде.
Первая часть этой летописи была записана в дошедшем до нас виде в XIII веке (в 20-е или в 60-е годы - тут мнения источниковедов расходятся). Вторая часть этой летописи была в дошедшем до нас виде записана в XIV веке, около 1330 года. Далее идут приписки разными почерками о событиях 1331—1333, 1337, 1345 и 1352 годов. Таким образом, можно сказать, что древнейшая часть дошедшей до нас летописи дошла до нас в списке XIII века. А в целом НПЛ старшего извода в синодального списке была дописана в XIV веке.
В то же время, до нас дошло несколько более поздних (т.е. более "младших") списков новгородской первой летописи. Два древнейших из них относятся к XV веку. Эти 2 и еще 7 других дошедших до нас списков НПЛ младшего извода почти не отличаются между собой и именно поэтому объединены в один извод. Новгородская первая летопись младшего извода очень незначительно отличаются от НПЛ старшего извода. Но в НПЛ старшего извода нет большого куска из первой части, описывавшей события, происходившие ранее 1016 года. А в НПЛ младшего извода описание этих событий есть. Поэтому обычно принято публиковать НПЛ обеих изводов - старшего и младшего - в одном томе, чтобы и исследователи, и просто любознательные люди могли ознакомится и с древнейшим вариантом текста из НПЛ старшего извода, и с более полной версией текста из НПЛ младшего извода.
Две другие древнейшие из дошедших до нас летописей это летопись монаха Лаврентия (Лаврентьевская летопись, датируемая 1377 годом), и Ипатьевская летопись начала XV века (по названию Ипатьевского монастыря под Костромой, где она хранилась). Именно эти летописи содержат самое древнее (дошедшее до нас) описание событий истории Руси до 1016 года. Поэтому часто именно Лаврентьевскую и Ипатиевскую летописи называют "древнейшими дошедшими до нас древнерусскими летописями".
Долгое время ученые-источниковеды считали первоисточником всех начальных сведений русских летописей так называемый "древний свод начала XII века", написанный в Киеве. Наиболее вероятным его создателем считался монах Нестор (сейчас ряд известных источниковедов опровергает мнение о том, что автором был именно Нестор, но дискуссия по этому вопросу пока продолжается).
Этот "древний свод XII века " и назвали по первым его строкам "Повесть Временных Лет" (ПВЛ). Иногда же его называют "Первоначальная летопись" или "Несторова летопись". Это наиболее ранний из дошедших до настоящего времени древнерусских летописных сводов начала XII века. Он известен по нескольким редакциям и спискам с незначительными отклонениями в орфографии.
С текста ПВЛ начинается текст большинства дошедших до нас летописей. Собственно, любая летопись писалась как история мира от его сотворения до нашего времени. Поэтому летописец сначала записывал древнейшие дошедшие до него сведения из других, более древних летописей, иногда соединяя сведения из нескольких имеющихся у него древних летописей, добавляя сведения из других имеющихся у него документов (договоров, законов и т.д.). О современных ему событиях, летописец добавлял и собственные сведения и сведения услышанные им от очевидцев. Порой в летопись добавлялись и художественные произведения: "поучения", "сказания" и т.д.
Таким образом, происхождение всех летописей можно представить как своего рода "куст", растущий из начального свода XII века (ПВЛ), к которому каждый следующий летописец дописывал какие-то свои сведения, создавая, таким образом, новую веточку на этом кусте. А его летопись, в свою очередь, могла послужить протографом (базовым текстом) для другой летописи, или источником для заимствования отдельных сведений в другую летопись.
Дальнейшее изучение и сопоставление летописей привело исследователей к идее о том, что и сам текст ПВЛ был составлен на основе еще более ранних, существовавших до него, летописей, естественно, с учетом имевшихся в распоряжении летописцев документов и устных преданий. Наиболее подробно вопрос происхождения текста ПВЛ исследовал в начале XX века академик А.А. Шахматов, создавший ставшую общепринятой схему сложения ПВЛ из предыдущих летописных и иных источников.
В целом же текст ПВЛ в той или иной редакции лег в основу всех русских летописей и был многократно переписан летописцами, в каждом регионе добавлявшими к изначальному тексту новые и новые погодные записи.
Собирать летописи для их изучения впервые в России начал в XVII в. историк Татищев. Но он не проводил, собственно, научного анализа текста, а просто компилировал сведения из различных летописей. По сути, Татищев был отчасти первым изучающим летописи историком, а отчасти — всё ещё летописцем-компилятором.
Так, например, до нас дошел список Иоакимовской летописи, сделанный Татищевым, в котором есть ряд уникальных сведений, касающихся ранней истории Древней Руси. В то время как сама Иоакимовская летопись утрачена. Логично было бы относиться к этому, Татищевскому, списку Иоакимовской летописи, не как к труду историка или писателя XVII-XVIII века, а как к еще одной русской летописи XVII-XVIII века, сделанной с более раннего, утраченного ныне протографа.
Первым, кто провел критический анализ русских летописей был приглашенный в Россию в XVIII веке немецкий историк Герхард Миллер. Он заложил основу русской школы критического анализа летописей. Разыскание и изучение летописей происходило весь XVIII и XIX век. В последние 100 лет почти никаких новых летописей не находится, но идет все более глубокое изучение найденного материала.
Издание Полного Собрания Русских Летописей (ПСРЛ) было начато в 1830 е годы. Издание это идет до сих пор. Наиболее древние и ценные летописи были изданы в XIX веке, а затем переизданы в XX. Некоторые летописи, особенно XVII-XVIII веков до сих пор не изданы в печатном виде. Но особого интереса для средневековой истории Руси они не представляют.
Читайте также: