Летопись это кратко в истории

Обновлено: 02.07.2024

Летопись – это историографический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую запись исторических событий.

Чаще всего древнерусским летописцем был учёный монах, который проводил за писанием летописей часто большую часть своей жизни. Летописцы приводили в порядок и переписывали труды своих предшественников, сводили в собственный труд несколько источников. Достоверность фактов при этом всегда сохранялась. Исказить летописные известия считалось страшным грехом. Каждый летописец вёл записи по рассказам очевидцев и осведомленных людей.

На страницах летописей встречаются произведения разных жанров: древние договоры, исторические повести, жизнеописания святых, мудрые поучения. Листы летописей часто украшались затейливыми заставками, яркими миниатюрами.

Понятие свод введено в науку А. А. Шахматовым. Его смысл становится понятным уже из перечисления форм летописного повествования: погодная запись, летописное сказание, летописный рассказ, летописная повесть, документы из княжеских архивов; в ней можно встретить и выдержки из переводных памятников, и богословские трактаты, и житийные фрагменты, и похвальные слова.




Мировоззрение древнерусских летописцев связано с их религиозными убеждениями. Именно под углом своих религиозных воззрений летописцы рассматривали события истории. Для них было несомненным следующее:

Летопись – это историографический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую запись исторических событий.

Чаще всего древнерусским летописцем был учёный монах, который проводил за писанием летописей часто большую часть своей жизни. Летописцы приводили в порядок и переписывали труды своих предшественников, сводили в собственный труд несколько источников. Достоверность фактов при этом всегда сохранялась. Исказить летописные известия считалось страшным грехом. Каждый летописец вёл записи по рассказам очевидцев и осведомленных людей.

На страницах летописей встречаются произведения разных жанров: древние договоры, исторические повести, жизнеописания святых, мудрые поучения. Листы летописей часто украшались затейливыми заставками, яркими миниатюрами.

Понятие свод введено в науку А. А. Шахматовым. Его смысл становится понятным уже из перечисления форм летописного повествования: погодная запись, летописное сказание, летописный рассказ, летописная повесть, документы из княжеских архивов; в ней можно встретить и выдержки из переводных памятников, и богословские трактаты, и житийные фрагменты, и похвальные слова.

Мировоззрение древнерусских летописцев связано с их религиозными убеждениями. Именно под углом своих религиозных воззрений летописцы рассматривали события истории. Для них было несомненным следующее:

Нов­го­род­ское ле­то­пи­са­ние воз­ник­ло ме­ж­ду 1039 и 1042 годами как со­кра­щён­ная вы­бор­ка или ко­пия ран­ней ки­ев­ской Летописи (воз­мож­но, Древ­ней­ше­го сво­да), ко­то­рая впо­след­ст­вии не­сис­те­ма­ти­че­ски про­дол­жа­ла по­пол­нять­ся до 1079 года. Около 1093 года соз­дан Нов­го­род­ский свод, ко­то­рый опи­рал­ся на пред­ше­ст­вую­щую нов­го­род­скую тра­ди­цию и ки­ев­ский На­чаль­ный свод (по мне­нию А.А. Гип­пи­уса, Т.В. Ги­мо­на). В середине - 2-й половине 1110-х годов со­став­лен т. н. свод Все­во­ло­да, в ко­то­ром Нов­го­род­ский свод был по­пол­нен вы­пис­ка­ми из ки­ев­ско­го ле­то­пи­са­ния и за­мет­ка­ми о нов­го­род­ских со­бы­ти­ях конце XI - начале XII веков, за­пи­сан­ными в ос­нов­ном по па­мя­ти. В даль­ней­шем по­год­ные за­пи­си в Нов­го­ро­де ве­лись ре­гу­ляр­но. Ис­сле­до­ва­те­ля­ми вы­де­ля­ют­ся нов­го­род­ский вла­дыч­ный свод, со­став­лен­ный Гер­ма­ном Во­ятой во 2-й половине 1160-х годов и про­дол­жен­ный им до 1188 года. Впо­след­ст­вии вла­дыч­ное ле­то­пи­са­ние ве­лось прак­ти­че­ски без пе­ре­ры­вов до 1430-х годов. По мне­нию Гип­пиу­са, Гер­ма­ном Во­ятой так­же соз­дан ле­то­пис­ный свод Юрь­е­ва монастыря, на ос­но­ва­нии ко­то­ро­го около 1195 года в этом мона­сты­ре был со­став­лен но­вый свод.

Важ­ным эта­пом нов­го­род­ско­го ле­то­пи­са­ния ста­ло соз­да­ние Нов­го­род­ской 1-й ле­то­пи­си, до­шед­шей до нас в 2 из­во­дах (ре­дак­ци­ях) - стар­шем и млад­шем (ряд спи­сков с середины XV века). Сле­дую­щий этап нов­го­род­ско­го ле­то­пи­са­ния от­ра­зил­ся в 2 под­бор­ках Нов­го­род­ской Ка­рам­зин­ской ле­то­пи­си, окан­чи­вав­ших­ся 1411 и 1428 годами и со­хра­нив­ших­ся в един­ст­вен­ном спи­ске конца XV - начала XVI веков. Со­ста­ви­тель этих под­бо­рок впер­вые уде­лил вни­ма­ние не толь­ко ме­ст­ным нов­го­род­ским, но и об­ще­рус­ским со­бы­ти­ям. Дан­ная тен­ден­ция по­лу­чи­ла своё раз­ви­тие в Нов­го­род­ской 4-й ле­то­пи­си стар­шей (из­ло­же­ние со­бы­тий до 1437 года; спи­ски 1470-х годов и 1-й четверти XVI века) и млад­шей (до 1447 года; спи­ски с по­след­ней четверти XV века) ре­дак­ций. Её осо­бой пе­ре­ра­бот­кой яв­ля­ет­ся Нов­го­род­ская 5-я ле­то­пись (из­ло­же­ние до 1446 года, спи­сок конца XV века), в ко­то­рой за­мет­на тен­ден­ция вер­нуть­ся пре­имущественно к из­ло­же­нию ме­ст­ных нов­го­род­ских со­бы­тий. Ле­то­пи­са­ние Нов­го­род­ской рес­пуб­ли­ки за 1447-1469 годы со­хра­ни­лось в наи­бо­лее пол­ном ви­де в со­ста­ве т. н. Ле­то­пи­си Ав­ра­ам­ки (1-я часть до 1469 года со­зда­на в конце 1460-х - начале 1470-х годов; 2-я часть - в 1495 году); бо­лее крат­кие вер­сии ле­то­пи­са­ния 3-й четверти XV века - в не­ко­то­рых спи­сках Нов­го­род­ской 4-й ле­то­пи­си, а так­же (до 1461 года) в Ле­то­пис­це епи­ско­па Пав­ла (спи­сок 2-й половины XVI века). Не­смот­ря на ут­ра­ту Нов­го­род­ской рес­пуб­ли­кой не­за­ви­си­мо­сти (1478), ле­то­пис­ная ра­бо­та в Нов­го­ро­де про­дол­жа­лась и в XVI веке. В 1539 году по по­ве­ле­нию ар­хи­епископа Ма­ка­рия со­став­лен ле­то­пис­ный свод, из­вест­ный под названием Нов­го­род­ской ле­то­писи Дуб­ров­ско­го (или Нов­го­род­ской 4-й ле­то­писи по спи­ску Дуб­ров­ско­го) (из­ло­же­ние до­ве­де­но до 1539 года; со­хра­ни­лась в спи­ске конце XVI - начале XVII веков). Ещё од­на Летопись XVI века - Нов­го­род­ская 2-я, до­ве­дён­ная до 1572 года, - по су­ти, не­за­вер­шён­ная за­го­тов­ка, в ко­то­рой со­б­ра­ны вы­пис­ки из различных Летописей без со­блю­де­ния хро­но­ло­гич. по­ряд­ка.

На ру­бе­же XVI и XVII веков со­став­ле­на Нов­го­род­ская Ува­ров­ская ле­то­пись (не­пре­рыв­ный текст до 1606 года, отдельные из­вес­тия 1612, 1645 и 1646 годов), за­клю­чительная часть ко­то­рой (с 1500 года) ос­но­ва­на на не­со­хра­нив­ших­ся нов­го­род­ских ис­точ­ни­ках. Во­зоб­нов­ле­ние ле­то­пис­ной ра­бо­ты в Нов­го­ро­де (1670-1680-е годы) свя­за­но с дея­тель­но­стью пат­ри­ар­ха Ио­а­ки­ма. В это вре­мя соз­да­ны Нов­го­род­ская 3-я ле­то­пись (про­стран­ная ре­дак­ция в пер­во­на­чаль­ном ви­де от­но­сит­ся ко вре­ме­ни ме­ж­ду 1674 и 1676 годами, в окон­чательном ви­де - к 1682 году и, воз­мож­но, несколь­ким по­сле­дую­щим го­дам; крат­кая ре­дак­ция в пол­ном ви­де со­став­ле­на ме­ж­ду 1682 и 1690 годами, в крат­ком - ме­ж­ду 1690 и 1695 годами), а так­же круп­ней­шая как по объ­ё­му, так и по оби­лию и раз­но­об­ра­зию ис­поль­зо­ван­ных ис­точ­ни­ков Нов­го­род­ская За­бе­лин­ская ле­то­пись (из­ло­же­ние до­ве­де­но до 1679 года; со­став­ле­на ме­ж­ду 1680 и 1681 годами). По­след­ним зна­чительным па­мят­ни­ком нов­го­род­ско­го ле­то­пи­са­ния ста­ла Нов­го­род­ская По­го­дин­ская ле­то­пись (со­став­ле­на в 1680-1690-х годах), до­ве­дён­ная до конца XVII века, а в не­ко­то­рых ру­ко­пи­сях про­дол­жен­ная до конца XVIII и да­же начала XIX веков. Осо­бен­но­стью нов­го­род­ских Летописей конца XVII века яв­ля­ет­ся по­яв­ле­ние в них сис­те­ма­тических ссы­лок на ис­точ­ни­ки и да­же отдельных эле­мен­тов кри­ти­ки ис­точ­ни­ка.

Пе­ре­яс­лав­ское ле­то­пи­са­ние воз­ник­ло в 1-й четверти XII века в городе Пе­ре­яс­лавль (Рус­ский), пер­во­на­чаль­но как епи­скоп­ский ле­то­пи­сец (до 1175 года), на сме­ну ко­то­ро­му при­шёл кня­же­ский ле­то­пи­сец, вед­ший­ся как ми­ни­мум до 1228 года.

На ос­но­ве ана­ли­за со­хра­нив­ших­ся Летописей вы­де­ля­ет­ся и до­мон­голь­ское чер­ни­гов­ское ле­то­пи­са­ние, пред­став­ляю­щее собой ле­то­пи­сец князя Свя­то­сла­ва Оль­го­ви­ча, воз­ник­ший в 1140-х годах и про­дол­жен­ный при его сы­новь­ях - Оле­ге Свя­то­сла­ви­че (умер в 1180 году) и Иго­ре Свя­то­сла­ви­че (умер в 1201 году).

В Рос­то­во-Суз­даль­ской зем­ле ле­то­пис­ные за­пи­си про­сле­жи­ва­ют­ся с середины XII века, сис­те­ма­тические ле­то­пис­ные за­пи­си в Северо-Восточной Ру­си ста­ли вес­тись с конца 1150-х годов во Вла­ди­ми­ре. В 1177 году при Ус­пен­ском со­бо­ре со­став­лен пер­вый вла­ди­мир­ский ле­то­пис­ный свод. В по­сле­дую­щих ве­ли­ко­кня­же­ских сво­дах (1193, 1212 и 1228 годы) ме­ст­ные из­вес­тия так­же со­че­та­лись со све­де­ния­ми из ле­то­пис­ных сво­дов Пе­ре­яс­лав­ля (Рус­ско­го). К па­мят­ни­кам вла­ди­мир­ско­го ле­то­пи­са­ния XIII века от­но­сит­ся Рад­зи­вил­лов­ская ле­то­пись, со­хра­нив­шая­ся в 2 спи­сках XV века. (Рад­зи­вил­лов­ский спи­сок про­ил­лю­ст­ри­ро­ван бо­лее чем 600 ми­ниа­тю­ра­ми). В XIII-XV веках по­сто­ян­ная ле­то­пис­ная ра­бо­та ве­лась и в Рос­то­ве, фраг­мен­ты рос­тов­ско­го ле­то­пи­са­ния со­хра­ни­лись в со­ста­ве об­ще­рус­ских сво­дов XV-XVI веков.

К XIII веку от­но­сит­ся на­ча­ло псков­ско­го ле­то­пи­са­ния, что бы­ло свя­за­но со стрем­ле­ни­ем пско­ви­чей при­об­ре­сти не­за­ви­си­мость от Нов­го­род­ской рес­пуб­ли­ки. С начала XIV века ле­то­пи­са­ние ве­лось при Тро­иц­ком со­бо­ре, ру­ко­во­ди­ли им по­сад­ни­ки. Про­то­граф до­шед­ших до нас псков­ских Летописей соз­дан в 1450-х или начале 1460-х годов в ре­зуль­та­те со­еди­не­ния ши­ро­ко­го кру­га ис­точ­ни­ков (псков­ских ле­то­пис­ных за­пи­сей, хро­но­гра­фически ма­те­риа­лов, смо­лен­ско-ли­товского ис­точ­ни­ка и др.). Со­глас­но А.Н. На­со­но­ву, в ре­зуль­та­те его до­пол­не­ния воз­ник­ли сво­ды 1464, 1469, 1481 и конца 1480-х годов. Древ­ней­шая со­хра­нив­шая­ся псков­ская Летопись - Псков­ская 2-я ле­то­пись (из­ло­же­ние до­ве­де­но до 1486 года), пред­став­лен­ная един­ст­вен­ным Си­но­даль­ным спи­ском (середина 1480-х годов), яв­ляв­шим­ся, по мне­нию На­со­но­ва, ко­пи­ей её про­то­гра­фа, а по мне­нию Б.М. Клос­са, - её под­лин­ни­ком. На ос­но­ве сво­да 1481 года воз­ник­ли 2 на­прав­ле­ния в раз­ви­тии псков­ско­го ле­то­пи­са­ния, со­хра­нив­ше­го­ся и по­сле при­сое­ди­не­ния Псков­ской респуб­ли­ки к Русскому государству (1510). Пер­вое из них пред­став­ле­но сво­дом 1547 года (Псков­ская 1-я ле­то­пись), со­ста­ви­тель ко­то­ро­го со­чув­ст­ву­ет московским го­су­да­рям, но об­ли­ча­ет их на­ме­ст­ни­ков; вто­рое - сво­дом игу­ме­на Пско­во-Пе­чер­ско­го монастыря. Кор­ни­лия 1567 года (Псков­ская 3-я лето­пись), от­ра­жаю­щим на­строе­ния бо­яр­ст­ва, оп­по­зи­ци­он­но­го Мо­ск­ве.

По мне­нию А.Н. На­со­но­ва, с конца XIII века и до при­сое­ди­не­ния Твер­ско­го великого княжества к Русскому государству (1485) не­пре­рыв­но ве­лось твер­ское ле­то­пи­са­ние. Од­на­ко твер­ской ле­то­пис­ный ма­те­ри­ал со­хра­нил­ся лишь в ви­де отдельных кус­ков и от­рыв­ков, т. к. был по­гло­щён московским ле­то­пи­са­ни­ем, а час­тич­но, воз­мож­но, на­ме­рен­но унич­то­жен московскими книж­ни­ка­ми. Твер­ской ма­те­ри­ал со­дер­жал­ся в ве­ли­ко­кня­же­ском сво­де 1305 года, став­шем ос­но­вой Лав­рен­ть­ев­ской ле­то­пи­си. Ис­сле­до­ва­те­ля­ми вы­де­ля­ют­ся твер­ские сво­ды 1327, 1409 годов и др. Твер­ские ис­точ­ни­ки ис­поль­зо­ва­лись при со­став­ле­нии Ро­гож­ско­го ле­то­пис­ца 1-й половины XV века (спи­сок середины XV века). Со­хра­ни­лась Твер­ская ле­то­пись (Твер­ской сбор­ник), со­дер­жа­щая фраг­мен­ты твер­ско­го ле­то­пи­са­ния конца XIII - конца XV веков (спи­ски XVII века).

Важ­ней­шей Летописью 1-й тре­ти XVII века стал Но­вый ле­то­пи­сец, ох­ва­ты­ваю­щий пе­ри­од с кон­ца цар­ст­во­ва­ния Ива­на IV Ва­силь­е­ви­ча Гроз­но­го до 1630 года. Ве­ро­ят­но, он со­став­лен в ок­ру­же­нии пат­ри­ар­ха Фи­ла­ре­та и ос­но­вы­вал­ся на мно­го­численных и раз­но­об­раз­ных ис­точ­ни­ках, вклю­чая официальные гра­мо­ты и до­ку­мен­ты пе­рио­да Смут­но­го вре­ме­ни, различные Летописи и др. Он ока­зал зна­чительное влия­ние на по­сле­дую­щее раз­ви­тие русского ле­то­пи­са­ния, позд­нее соз­да­ны его мно­го­численные про­дол­же­ния и пе­ре­ра­бот­ки.

В XV-XVI веках по­лу­чи­ли ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние крат­кие ле­то­пис­цы, со­став­ляв­шие­ся в мо­на­сты­рях: Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ском, Ио­си­фо-Во­ло­ко­лам­ском, Трои­це-Сер­гие­вом, Со­ло­вец­ком, Спа­со-Яро­слав­ском. Раз­ви­ва­лось про­винц. ле­то­пи­са­ние в Во­ло­где, Ве­ли­ком Ус­тю­ге и не­ко­то­рых других го­ро­дах. Зна­чительным свое­об­ра­зи­ем от­ли­ча­ют­ся ле­то­пи­си бе­ло­рус­ско-ли­тов­ские, соз­дан­ные на тер­ри­то­рии Великого княжества Ли­тов­ско­го в XIV-XVI веках и по­свя­щён­ные его ис­то­рии. В начале XVI века поя­вил­ся но­вый тип ис­то­рического по­ве­ст­во­ва­ния, ко­то­рый пред­став­лен в Рус­ском хро­но­гра­фе (т. н. ре­дак­ции 1512 года) (смотри в статье Хро­но­гра­фы). В XVII-XVIII веках ле­то­пис­ная фор­ма из­ло­же­ния ус­той­чи­во со­хра­ня­лась толь­ко в про­винциальном ле­то­пи­са­нии, а к концу XVIII века пре­кра­ти­ла своё су­ще­ст­во­ва­ние.

Язы­ку Летописей свой­ст­вен­ны как раз­но­об­ра­зие и пе­ст­ро­та, так и не­ко­то­рое един­ст­во, обу­слов­лен­ное ра­бо­той ре­дак­то­ров. Язык Летописей не пред­став­ля­ет со­бой од­но­род­ную сис­те­му. В нём, кро­ме двух сти­ли­стических ти­пов древне-русского литературного язы­ка - книж­но­го (смотри Цер­ков­но­сла­вян­ский язык) и на­род­но-раз­го­вор­но­го, - на­шли от­ра­же­ние ди­алистического от­ли­чия. Отдельные язы­ко­вые чер­ты, например в фо­не­ти­ке и лек­си­ке, ука­зы­ва­ют на их ис­точ­ник раз­ной ре­гио­наль­ной ло­ка­ли­за­ции; грам­ма­тические и син­так­сические яв­ле­ния ло­ка­ли­зо­вать труд­нее.

Смотреть что такое ЛЕТОПИСЬ в других словарях:

ЛЕТОПИСЬ

ЛЕТОПИСЬ

ЛЕТОПИСЬ, -и, ж. 1. Вид русской повествовательной литературы II -17вв.: погодная запись исторических событий. Древнерусские летописи. 2. перен.То же, что история (в 3 знач.) (высок.). Л. боевой славы. Семейная л. IIприл. летописный, -ая, -ое (к 1 знач.). Л. свод. смотреть

ЛЕТОПИСЬ

летопись ж. 1) Запись исторических событий древнего времени по годам, производимая современником; книга с такими записями. 2) перен. Регулярная запись каких-л. событий; история чего-л.

ЛЕТОПИСЬ

ЛЕТОПИСЬ

летопись Анналы, хроника, история. См. история. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. летопись анналы, хроника, история; изолетопись, временник Словарь русских синонимов. летопись хроника; анналы (книжн.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. летопись сущ., кол-во синонимов: 12 • анналы (1) • векопись (1) • временник (4) • изолетопись (1) • кинолетопись (1) • летописание (3) • логография (3) • палея (3) • паралипоменон (1) • телелетопись (1) • фасты (2) • хроника (10) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: анналы, векопись, временник, изолетопись, кинолетопись, летописание, логография, палея, паралипоменон, фасты, хроника. смотреть

ЛЕТОПИСЬ

ЛЕТОПИСЬ

ЛЕТОПИСЬ

ЛЕТОПИСЬ — см. статьи Русская литература (средневековая) и Хроника. Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической ака. смотреть

До нашего времени дошло порядка 5000 летописных списков XIV—XVIII веков. Списками их называют, потому, что эти рукописные книги были переписаны, списаны с другого источника (другой рукописной книги). Иногда разница между списками состоит только в небольшом числе орфографических ошибок, допущенных переписчиком при списывании.

Протографом называют летопись или какой-то иной текст, с которого переписывался текст изучаемой летописи.

Изводом называют одну или несколько очень близких вариантов летописей. Т.е. несколько книг, в которых написано почти одно и то же (±орфографические ошибки и мелкие разночтения).

Обычно в печатном виде публикуются летописные изводы, а в комментариях к ним указываются разночтения между разными экземплярами этих изводов.

Один извод от другого отличается уже, собственно, по смыслу. Но наибольшее количество различий наблюдается между летописями, составленными в разных регионах. Списки летописей по месту составления или по месту изображаемых событий иногда делятся на разряды. Существуют такие разряды "новгородские летописи", "псковские летописи" и т.д.

Любая дошедшая до нас летопись (древнерусская рукописная книга с погодными записями) относится к какому-то изводу. Обычно историки указывают на летописный извод, или даже на какое-то отдельное произведение "повесть", "поучение", "сказание", если оно записано в почти неизменном виде во многих летописях.

Наиболее древний летописный текст, дошедший до нас это, Новгородская первая летопись старшего извода в синодальном списке. Это пергаментная рукопись размером в четверть листа. Она хранится в Синодальном собрании ГИМ, в ней 169 листов. Предполагается, что в первоначальном варианте в ней было еще 136 листов, но когда-то в древности они были утеряны, и до нас этот список дошел в таком вот урезанном виде.

Первая часть этой летописи была записана в дошедшем до нас виде в XIII веке (в 20-е или в 60-е годы - тут мнения источниковедов расходятся). Вторая часть этой летописи была в дошедшем до нас виде записана в XIV веке, около 1330 года. Далее идут приписки разными почерками о событиях 1331—1333, 1337, 1345 и 1352 годов. Таким образом, можно сказать, что древнейшая часть дошедшей до нас летописи дошла до нас в списке XIII века. А в целом НПЛ старшего извода в синодального списке была дописана в XIV веке.

В то же время, до нас дошло несколько более поздних (т.е. более "младших") списков новгородской первой летописи. Два древнейших из них относятся к XV веку. Эти 2 и еще 7 других дошедших до нас списков НПЛ младшего извода почти не отличаются между собой и именно поэтому объединены в один извод. Новгородская первая летопись младшего извода очень незначительно отличаются от НПЛ старшего извода. Но в НПЛ старшего извода нет большого куска из первой части, описывавшей события, происходившие ранее 1016 года. А в НПЛ младшего извода описание этих событий есть. Поэтому обычно принято публиковать НПЛ обеих изводов - старшего и младшего - в одном томе, чтобы и исследователи, и просто любознательные люди могли ознакомится и с древнейшим вариантом текста из НПЛ старшего извода, и с более полной версией текста из НПЛ младшего извода.

Две другие древнейшие из дошедших до нас летописей это летопись монаха Лаврентия (Лаврентьевская летопись, датируемая 1377 годом), и Ипатьевская летопись начала XV века (по названию Ипатьевского монастыря под Костромой, где она хранилась). Именно эти летописи содержат самое древнее (дошедшее до нас) описание событий истории Руси до 1016 года. Поэтому часто именно Лаврентьевскую и Ипатиевскую летописи называют "древнейшими дошедшими до нас древнерусскими летописями".

Долгое время ученые-источниковеды считали первоисточником всех начальных сведений русских летописей так называемый "древний свод начала XII века", написанный в Киеве. Наиболее вероятным его создателем считался монах Нестор (сейчас ряд известных источниковедов опровергает мнение о том, что автором был именно Нестор, но дискуссия по этому вопросу пока продолжается).

Этот "древний свод XII века " и назвали по первым его строкам "Повесть Временных Лет" (ПВЛ). Иногда же его называют "Первоначальная летопись" или "Несторова летопись". Это наиболее ранний из дошедших до настоящего времени древнерусских летописных сводов начала XII века. Он известен по нескольким редакциям и спискам с незначительными отклонениями в орфографии.

С текста ПВЛ начинается текст большинства дошедших до нас летописей. Собственно, любая летопись писалась как история мира от его сотворения до нашего времени. Поэтому летописец сначала записывал древнейшие дошедшие до него сведения из других, более древних летописей, иногда соединяя сведения из нескольких имеющихся у него древних летописей, добавляя сведения из других имеющихся у него документов (договоров, законов и т.д.). О современных ему событиях, летописец добавлял и собственные сведения и сведения услышанные им от очевидцев. Порой в летопись добавлялись и художественные произведения: "поучения", "сказания" и т.д.

Таким образом, происхождение всех летописей можно представить как своего рода "куст", растущий из начального свода XII века (ПВЛ), к которому каждый следующий летописец дописывал какие-то свои сведения, создавая, таким образом, новую веточку на этом кусте. А его летопись, в свою очередь, могла послужить протографом (базовым текстом) для другой летописи, или источником для заимствования отдельных сведений в другую летопись.

Дальнейшее изучение и сопоставление летописей привело исследователей к идее о том, что и сам текст ПВЛ был составлен на основе еще более ранних, существовавших до него, летописей, естественно, с учетом имевшихся в распоряжении летописцев документов и устных преданий. Наиболее подробно вопрос происхождения текста ПВЛ исследовал в начале XX века академик А.А. Шахматов, создавший ставшую общепринятой схему сложения ПВЛ из предыдущих летописных и иных источников.

В целом же текст ПВЛ в той или иной редакции лег в основу всех русских летописей и был многократно переписан летописцами, в каждом регионе добавлявшими к изначальному тексту новые и новые погодные записи.

Собирать летописи для их изучения впервые в России начал в XVII в. историк Татищев. Но он не проводил, собственно, научного анализа текста, а просто компилировал сведения из различных летописей. По сути, Татищев был отчасти первым изучающим летописи историком, а отчасти — всё ещё летописцем-компилятором.

Так, например, до нас дошел список Иоакимовской летописи, сделанный Татищевым, в котором есть ряд уникальных сведений, касающихся ранней истории Древней Руси. В то время как сама Иоакимовская летопись утрачена. Логично было бы относиться к этому, Татищевскому, списку Иоакимовской летописи, не как к труду историка или писателя XVII-XVIII века, а как к еще одной русской летописи XVII-XVIII века, сделанной с более раннего, утраченного ныне протографа.

Первым, кто провел критический анализ русских летописей был приглашенный в Россию в XVIII веке немецкий историк Герхард Миллер. Он заложил основу русской школы критического анализа летописей. Разыскание и изучение летописей происходило весь XVIII и XIX век. В последние 100 лет почти никаких новых летописей не находится, но идет все более глубокое изучение найденного материала.

Издание Полного Собрания Русских Летописей (ПСРЛ) было начато в 1830 е годы. Издание это идет до сих пор. Наиболее древние и ценные летописи были изданы в XIX веке, а затем переизданы в XX. Некоторые летописи, особенно XVII-XVIII веков до сих пор не изданы в печатном виде. Но особого интереса для средневековой истории Руси они не представляют.

Читайте также: