Символ обломовской жизни кратко

Обновлено: 02.07.2024

В мировой литературе и культуре наиболее долгая жизнь выпадает на долю тех произведений, чьи герои стали символами определенной эпохи, человеческих типов, характеров, воплощением стремлений человечества. Среди таких героев человеколюб Прометей, вечный рыцарь Дон Кихот, философ Гамлет, великан Гулливер и многие другие. Чем шире, многозначнее символическое значение образа, тем ближе он разным людям, тем более популярен и живуч созданный фантазией автора персонаж.

Обломов – это и тип характера человека, распространенный и узнаваемый, и образ жизни, который до сих пор искушает человека, и национальная беда России, и одновременно лучшая сторона ее души.

Родовое имение героя “Обломовка” – тоже символ особого мира, в котором и поныне живут люди, “не смущая себя туманными умственными и нравственными вопросами”, а заботясь о пище и здоровом сне.

Обломову в романе противопоставлен Штольц. Немец по рождению и воспитанию, Штольц воплощает другой тип человека: деятельный, рассудительный, не лишенный при

этом порядочности и доброты. Всем хорош друг Обломова, но не под силу ему оказалось изменить образ жизни Ильи Ильича, передать ему свое самолюбие, свою энергию и свое понимание смысла жизни.

Слуга Обломова, Захар, тоже своеобразный символ повторения обломовского образа жизни на более низком уровне, лишенном философии и духовности Ильи Ильича.

Кроме символичных образов, в романе множество символичных деталей. Навечно срослись с Обломовым его любимый диван и халат. Они – главные вехи на пути Ильи Ильича к новой жизни.

К середине романа герой встает с дивана и сбрасывает наконец халат. Но сделав попытку изменить себя и свою жизнь, он снова возвращается к ней, как только появляются на его пути знакомые вещи: диван и халат в доме вдовы Пшеницыной снова поманили его к прежней жизни. Они оказались более цепкими и более долговечными, чем ветка сирени в руках Ольги Ильинской. “Жизнь, жизнь опять отворяется мне, – говорил он как в бреду, – вот она, в ваших глазах, в улыбке, в этой ветке, в Casta diva… все здесь…” Но “сирени отошли”, не состоялась любовь, не состоялась новая жизнь.

“Повалил густыми хлопьями снег” в конце третьей части романа. “Все засыпал”, – шепнул отчаянно Обломов, “лег в постель и заснул свинцовым безотрадным сном…” И читатель с грустью понимает, что “не проснуться” уже Илье Ильичу, хотя впереди еще четверть книги.

Герой еще очнется от свалившей его “горячки”, но никогда уже не вернется к прежним мечтам и планам. “Вечный покой, вечная тишина и ленивое переползание изо дня в день тихо остановили машину жизни”.

Образ, созданный Гончаровым, пережил уже десяток поколений. И через полтора века читатель может повторить слова Добролюбова: “…мы еще по-прежнему Обломовы”.

Обломовка-символ особого мира, в котором и живут люди,
"не смущая себя туманными умственными и нравственными вопросами",
а заботясь о пище и здоровом сне.
Обломовка - это всеми забытый, чудом уцелевший "блаженный уголок-
обломок Эдема (рая).
Пейзаж тоже символ обломовской жизни.
Мягкая, гармоничная природа Обломовки не требовала крестьян
трудиться,
что и создавало особое, ленное настроение жизни во всей деревне –
размеренное течение времени прерывалось только сменами пор года
или свадьбами, днями рождения и похоронами, которые так же быстро
отходили в прошлое, сменяясь спокойствием умиротворяющей природы
Сон Обломова – отражение его детских впечатлений и воспоминаний.
Сон об Обломовке показывает мечту героя, но её парадоксальность
в том, что она устремлена не в будущее, а в прошлое.
Герой мечтает об Обломовке, и в его сне создается подчеркнуто
идиллический образ "утраченного рая", "золотого века" его жизни.


Образ — воспроизведение объекта, информация о нём или его описание, структурно сходное, но не совпадающее с ним.

Символ в искусстве -характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой художественной идеи. В отличие от аллегории, смысл символа неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания.

Три буквы О .

О – это сфера, а сфера – это самая устойчивая форма материи (электроны, протоны, атомы, электростатические, магнитные поля, планеты, траектория движений электронов, планет, ядро клетки, яйцо – все имеют форму сферы или окружности).

  • Имя Илья ассоциируется со знаменитым Ильей Муромцем, который тридцать лет пролежал на печи.

Небесный покровитель Обломова ветхозаветный пророк Илия, имя которого Обломов носит.

Сердце Обломова подобно цветку, небесной розе, чаше.

На такой ассоциативный ряд указывает Р. Генон.

Он пишет, что чаша — это опрокинутый треугольник,

цветок, небесная роза.

Обломов — легкая, мягкая подушечка, на которой он спал. Какая она удобная, какая уютная! Какая добрая и домашняя! Она легко мнется и подкладывается, она вечно чистая!

Обломов — легкая, мягкая подушечка, на которой он спал.

Какая она удобная, какая уютная!

Какая добрая и домашняя!

Она легко мнется и подкладывается, она вечно чистая!

 Диван, халат и туфли — символы лени и апатии. Диван для Обломова — это среда обитания, его лучший друг и “опора”, поддержка в любое время, занавес от внешнего беспокойного мира, преграда к любому действию. Это основной фон его жизни, это его суть и цель. Это привычка, привычка всей жизни, от которой невозможно отучиться даже когда ее ненавидишь. С дивана все начиналось, на диване все и закончилось… Символ отдыха стал символом наслаждения, символом лени, символом цели, символом жизни, символом обломовщины.

Диван, халат и туфли —

Диван для Обломова — это среда обитания, его лучший друг и “опора”, поддержка в любое время, занавес от внешнего беспокойного мира, преграда к любому действию. Это основной фон его жизни, это его суть и цель. Это привычка, привычка всей жизни, от которой невозможно отучиться даже когда ее ненавидишь. С дивана все начиналось, на диване все и закончилось…

Символ отдыха стал символом наслаждения,

символом лени, символом цели, символом жизни,

символом обломовщины.

Халат Обломова Халат под своими широкими полами “скрывает” и жизненный уклад Обломова, и его “философию покоя”. Под халатом Обломова спрятаны его кристальная душа, его чистая совесть, его необычная жизнь, вспоминая о которой, нельзя охарактеризовать её однозначно..

Халат Обломова

Халат под своими широкими полами “скрывает” и жизненный уклад Обломова, и его “философию покоя”.

Под халатом Обломова спрятаны его кристальная душа, его чистая совесть, его необычная жизнь, вспоминая о которой, нельзя охарактеризовать её однозначно..

Психологизм романа заключается в том, что автор исследует внутренний мир всех героев. Для этого он вводит внутренние монологи — рассуждения героя, которые он не произносит вслух.

В монологах показывается отношение героя к себе и окружающим, к жизни, любви, смерти — ко всему.

Мотив сна в романе Гончарова объединяется с мотивом мечты, грёзы наяву.

“ Сон Обломова” — это экспозиция романа, находящаяся не в начале, а внутри произведения; используя такой художественный прием, показывая сначала характер героя, а затем истоки и условия его формирования, Гончаров показал основы и глубины души, сознания, психологии главного героя.

Штольц Андрей Иванович “ Человеком деятельным” назвали Штольца Добролюбов и Писарев, а Куликовский назвал его “человеком движения”. Имя Андрей напоминает об апостоле — покровителе Руси, да и просто о миссии странствующего проповедника. Штольца можно сравнить с часами, которые работают не за счет батарейки, а за счет жизненной силы. Он, как часы, движется всегда вперед, стремится к новому, Штольц не может остановиться на достигнутом, что делает его “новым” человеком.

Штольц Андрей Иванович

“ Человеком деятельным” назвали Штольца Добролюбов и Писарев, а Куликовский назвал его “человеком движения”.

Имя Андрей напоминает об апостоле — покровителе Руси, да и просто о миссии странствующего проповедника.

Штольца можно сравнить с часами, которые работают не за счет батарейки, а за счет жизненной силы.

Он, как часы, движется всегда вперед, стремится к новому, Штольц не может остановиться на достигнутом, что делает его “новым” человеком.

Ильинская Ольга Сергеевна

Ольга воспринимается Обломовым и читателем подобно красивой статуе.

Пшеницына Агафья Матвеевна

Трофимов Захар Трофимович “ Захар — это часть самого Обломова, Обломова без Захара нельзя себе вообразить, как Дон Кихота без Санчо Пансо” (Н.Д. Ахшарумов). Имя Захар переводится как “Память Господня. В Захаре вплоть до последней сцены подчёркивается комический аспект обломовщины.

Трофимов Захар Трофимович

“ Захар — это часть самого Обломова, Обломова без Захара нельзя себе вообразить, как Дон Кихота без Санчо Пансо” (Н.Д. Ахшарумов).

Имя Захар переводится как “Память Господня.

В Захаре вплоть до последней сцены подчёркивается комический аспект обломовщины.

Ольга и Штольц, лунный свет

Отношения Ольги и Штольца прежде всего разумны, а потому им постоянно сопутствует в романе лунный свет.

Их любовное объяснение происходит после захода солнца. Герои как бы специально ждут наступления темноты, чтобы раскрыть свои души друг перед другом.

Вечерний свет, свет лунный в романе осмыслен как родственный свету солнечному. Это свет истины, свет благодатный. Именно такое представление о ночном свете жило в сознании славян.

Недаром от этого света Ольга прячет лицо, желая скрыть от Штольца правду о своей любви к Обломову.

Конец.


-75%

Создавая образ Обломова, Иван Гончаров хотел изобразить апатичного человека, который безропотно передвигается по жизни и только в мечтах своих начинает что-то делать. Писатель использовал несколько вещей, которые были символами “обломовщины”. Ими стали домашние тапочки, халат и диван.

Хотел Илья Ильич сбросить свой домашний халат, выбраться из уютных домашних тапочек и встать с дивана. Хотел изменить свою жизнь, покончить с уютной и беспечной обстановкой. Но не сумел. Зона комфорта ему нравилась больше. Обломов вновь облачился в халат, надел тапочки и беспечно опустился на удобный диван.

Читайте также: