Джон мильтон творчество кратко

Обновлено: 02.07.2024

Джон Мильтон (John Milton) - один из величайших поэтов Англии, крупнейший публицист и деятель Великой английской революции.

Молодость. Первые произведения

Мильтон получил очень хорошее образование - сначала дома и в школе св. Павла, а потом - в Kембриджском университете (1632, степень магистра искусств). По окончании курса он провёл пять лет у родителей в маленьком городке Гортоне (близ Лондона), погруженный в самообразование и самосовершенствование. Этот первый юношеский период жизни Мильтона завершился в 1637 путешествием по Италии и Франции, где он познакомился с Галилеем, Гуго Гроцием и другими знаменитыми людьми того времени.

В противоположность большинству великих людей Мильтон провёл…

Джон Мильтон (John Milton) - один из величайших поэтов Англии, крупнейший публицист и деятель Великой английской революции.

Молодость. Первые произведения

Мильтон получил очень хорошее образование - сначала дома и в школе св. Павла, а потом - в Kембриджском университете (1632, степень магистра искусств). По окончании курса он провёл пять лет у родителей в маленьком городке Гортоне (близ Лондона), погруженный в самообразование и самосовершенствование. Этот первый юношеский период жизни Мильтона завершился в 1637 путешествием по Италии и Франции, где он познакомился с Галилеем, Гуго Гроцием и другими знаменитыми людьми того времени.

В противоположность большинству великих людей Мильтон провёл первую половину жизни среди полной душевной гармонии; страдания и душевные бури омрачили зрелый возраст его и старость.

Светлому настроению молодого Мильтона соответствует характер его первых поэм:

* "L’Allegro" ("Весёлый") и "Il Penseroso" ("Задумчивый"), где Мильтон рисует человека в двух противоположных настроениях, радостном и созерцательно-грустном, и показывает, как окрашивается для созерцателя природа со сменой этих настроений. Обе короткие поэмы проникнуты непосредственным чувством и особой грациозностью, характеризующей лирику Елизаветинской поры и уже более не встречающейся у самого Мильтона.
* "Lycidas" ("Лисидас") даёт тонкие описания идеализированной сельской жизни, но само настроение глубже и обнаруживает таящиеся в душе поэта патриотические страсти; фанатизм революционера-пуританина странным образом переплетается здесь с меланхолической поэзией в духе Петрарки.
* "Comus" ("Комус"). Это одна из самых блестящих драматических пасторалей, на которые в то время ещё не прошла мода.

С 1639 по 1660 длится второй период в жизни и деятельности. Вернувшись из Италии, он поселился в Лондоне, воспитывал своих племянников и написал трактат "О воспитании" ("Tractate of Education, to Master Samuel Hartlib"), имеющий главным образом биографический интерес и показывающий отвращение Мильтона ко всякой рутине.

В 1643 женился на Мэри Повэль — и эта женитьба превратила его до того безмятежное существование в целый ряд домашних бедствий и материальных невзгод. Жена уехала от него в первый год жизни, и своим отказом вернуться довела его до отчаяния. Свой собственный неудачный опыт семейной жизни Мильтон распространил на брак вообще и написал полемический трактат "The Doctrine and Discipline of Divorce" ("О разводе").

На старости Мильтон очутился один в тесном кругу семьи - второй жены (первая умерла рано, вернувшись в дом мужа за несколько лет до смерти), совершенно чуждой его духовной жизни, и двух дочерей; последних он заставлял читать ему вслух на непонятных им языках, чем возбуждал в них крайне недружелюбное к нему отношение. Для Мильтона наступило полное одиночество - и вместе с тем время величайшего творчества. Этот последний период жизни, с 1660 по 1674, ознаменовался тремя гениальными произведениями: "Потерянный рай" ("Paradise Lost"), "Возвращённый рай" ("Paradise Regained") и "Самсон-борец" ("Samson Agonistes").

Мильтон и политика

Перейдя в ряды партии "независимых", Мильтон посвятил целую серию политических памфлетов разным вопросам дня. Все эти памфлеты свидетельствуют о силе мятежной души поэта и о блеске его воображения и красноречия. Самая замечательная из его защит народных прав посвящена требованию свободы для печатного слова ("Ареопагитика" — "Areopagitica: A Speech for the Liberty of unlicensed Printing to the Parliament of England").

Из остальных 24 памфлетов первый ("О реформации" - "Of Reformation touching Church Discipline in England and the Causes that hitherto have hindered it") появился в 1641, а последний - "A ready and easy way to establish a free Commonwealth" в 1660; таким образом, они охватывают всё течение английской революции.

При наступлении парламентского правления Мильтон занял место правительственного секретаря для латинской корреспонденции. В числе других поручений, исполненных Мильтоном во время его секретарства, был ответ на анонимный роялистский памфлет "Образ короля, портрет его священного величества в одиночестве и страданиях" ("Eikon Basilike"), появившийся после казни Карла I. Мильтон написал памфлет "Иконоборец" ("Eikonoklastes"), в котором остроумно побивал доводы анонима. Менее удачной была полемика Мильтона с другими политическими и религиозными противниками, Салмазием и Морусом.

В 1652 Мильтон ослеп, и это тяжко отразилось на его материальных средствах, а реставрация Стюартов принесла ему полное разорение; ещё тяжелее был для Мильтона разгром его партии.

"Потерянный рай" ("Paradise Lost")

Будучи самым крупным феодалом, католическая церковь являлась объединяющим центром всей феодальной системы и освящала ее своим авторитетом. Естественно, антифеодальная буржуазная революция, стремясь прежде всего сокрушить этот основной оплот феодализма, не могла не использовать такого авторитетного источника аргументов против католической иерархии, как Библия; поскольку же религия захватывала тогда почти все области общественного сознания, постольку и социально-политическая борьба и идеология революционной буржуазии отливались в религиозные формы, тем более что Библия являлась всеобщей энциклопедией того времени. Целый ряд мест в "Потерянном рае" подтверждает его политический характер, воспроизводит различные сцены из великой борьбы. Так, образы ангелов-воинов, военный совет в раю, поражение сатаны повторяют картины гражданской войны; отдельные персонажи поэмы как бы списаны с натуры, символизируя борющиеся классы: сатана и бог - республиканцы и роялисты. Бог, сидящий на престоле и окруженный ангельскими чинами, напоминает Карла I и его двор. Вместе с тем он и олицетворение чистоты, разума и свободы, т. е. идеала революции. Так же двойственно изображен и сатана. Самый яркий и сильный персонаж "Потерянного рая", он больше всего удался Мильтону. Это действительно образ мирового мятежника и революционера; симпатии Мильтона в момент восстания сатаны всецело на его стороне. Столь же близок ему и побежденный сатана; здесь Мильтон как бы вновь переживает горечь поражения революции: это драма самого поэта и его соратников. Повествуя о его восстании против бога, Мильтон пишет апологию борьбы английской буржуазии. Но сатана-искуситель, погубивший человечество, посягнувший на царство святых (читай - революционных пуритан), для Мильтона - враг, символ зла. Эта двойственность типов весьма показательна для Мильтона, вынужденного в узкие рамки библейской традиции уместить описание событий своего времени. Но двойственность образа сатаны имела и другие, более глубокие причины: здесь невольно в Мильтоне сказалась характерная черта, присущая его классу, — идти в революции лишь до определенного предела. Сатана, в своем восстании не знавший границ, посягнувший на самое "царство божие", напоминает Мильтону выступления плебейских масс его времени, угрожавшие частной собственности, этому "святому святых" буржуазии. Другие типы "Потерянного рая", как например, Адам и Ева, столь же иррелигиозны: это идеал буржуазной пуританской семьи XVII века, выраженный в теплых, лирических тонах.

"Потерянный рай" интересен и как выражение философских взглядов Мильтона Он проводит здесь идею единства души и тела; между человеком и животным "разница только в степени", ибо все они — различные виды материи, которая является источником всего существующего. Сама материя есть атрибут бога - чистого разума, мировой субстанции, обитающей во всем живом (пантеизм). В "Потерянном рае" Мильтон отрицает догмат троицы: Христос - первое создание бога, последний же создал мир путем эманации своего существа; он все знает и предвидит, но мир развивается согласно законам природы-матери. Мильтон защищает свободу воли человека, который богом создан свободным. Но Мильтон противоречил самому себе, допуская всемогущество бога: результат незрелости его материализма, "Потерянный рай", таким образом, представляет интерес не только как гениальное поэтическое произведение, но и как одно из ранних проявлений непоследовательного философского материализма. Выражая в своей поэме надежду английской буржуазии на новую революцию, Мильтон мыслит ее как торжество "разума над страстями" - влияние реакции и горечь поражения заставили его отказаться от насильственного свержения монархии: победа для него заключалась теперь в духовном перерождении человечества.

"Возвращенный рай" ("Paradise Regained")

Вторая крупная поэма Мильтона - "Возвращенный рай" - значительно слабее. На ней лежит отпечаток уже определенного разочарования в целесообразности и возможности политической революции. Здесь несомненно влияние квакерства, куда ушли наиболее активные силы пуританской революции. Отсюда основная идея "Возвращенного рая" - выяснение путей грядущей революции как духовного перерождения человека. Эта задача олицетворяется в победе Христа над искусителем - сатаной. Ее разрешение является искуплением за падение Адама и Евы, иными словами - за ошибки революции. Мильтон не отказался от мечты "о новом обществе": в "Возвращенном рае" Христос основывает "царство божие" на земле, а не на небе, т. е. совершает определенную политическую акцию. Но последняя не есть насилие, а просветление и убеждение, отказ от борьбы. Таково содержание и смысл поэмы. Однако Мильтон не отказался от своих философских взглядов и политических симпатий: в "Возвращенном рае" - те же элементы материализма и в еще большей степени отход от официального христианства. Христос для Мильтона - лишь великий человек, он символизирует "избранных" представителей будущей революции, победивших силы реакции. Сатана же - воплощение дворянской реставрации - особенно щедро наделен чертами Карла I: его вероломством, двуличием и хитростью.

"Самсон-борец" ("Samson Agonistes")

Последняя поэма Мильтона - "Самсон-борец" - показала, что активный революционер не умер в нем. Этому способствовало и политическое брожение в Англии (с 70-х гг. XVIII в.), которого Мильтон не мог не заметить. Основная идея этой поэмы Мильтона - возмездие, расплата за пережитое угнетение. Пересказывая библейскую легенду о Самсоне, Мильтон символизирует в нем разбитое пуританство, многому научившееся за время реакции и восстановившее свои силы. Если в связи с неудачей пуританской революции Мильтон верил в необходимость морального перерождения, то теперь он все же убедился, что без революционного насилия никакая победа нового строя невозможна. Самсон, побеждая силою разума свои страсти, внутренне переродившись, активно борется против реакции - филистимлян - и достигает победы лишь благодаря насилию. В Мильтоне вновь воскресла вера в силы молодой буржуазии - он видел ее успехи, но он знал, что не доживет до окончательного торжества ее дела: Самсон - в нем есть автобиографические черты - гибнет одновременно со своими врагами. Мильтон вскоре умер, всеми забытый и в полном одиночестве.

Библиография

Поэзия и драматургия
1629: On the Morning of Christ's Nativity
1630: On Shakespeare
1631: On Arriving at the Age of Twenty-Three
1632: L'Allegro
1632: Il Penseroso
1634: A Mask Presented at Ludlow Castle, 1634, commonly known as Comus (a masque)
1637: Lycidas
1645: Poems of Mr John Milton, Both English and Latin
1652: When I Consider How My Light is Spent (Commonly referred to as "On his blindness", though Milton did not use this title)[a]
1655: On the Late Massacre in Piedmont
1667: Paradise Lost
1671: Paradise Regained
1671: Samson Agonistes
1673: Poems, &c, Upon Several Occasions
Arcades: a masque. (date is unknown).
On his Deceased wife, To The Nightingale, On reaching the Age of…

Поэзия и драматургия
1629: On the Morning of Christ's Nativity
1630: On Shakespeare
1631: On Arriving at the Age of Twenty-Three
1632: L'Allegro
1632: Il Penseroso
1634: A Mask Presented at Ludlow Castle, 1634, commonly known as Comus (a masque)
1637: Lycidas
1645: Poems of Mr John Milton, Both English and Latin
1652: When I Consider How My Light is Spent (Commonly referred to as "On his blindness", though Milton did not use this title)[a]
1655: On the Late Massacre in Piedmont
1667: Paradise Lost
1671: Paradise Regained
1671: Samson Agonistes
1673: Poems, &c, Upon Several Occasions
Arcades: a masque. (date is unknown).
On his Deceased wife, To The Nightingale, On reaching the Age of twenty four.

Проза
Of Reformation (1641)
Of Prelatical Episcopacy (1641)
Animadversions (1641)
The Reason of Church-Government Urged against Prelaty (1642)
Apology for Smectymnuus (1642)
Doctrine and Discipline of Divorce (1643)
Judgement of Martin Bucer Concerning Divorce (1644)
Of Education (1644)
Areopagitica (1644)
Tetrachordon (1645)
Colasterion (1645)
The Tenure of Kings and Magistrates (1649)
Eikonoklastes (1649)
Defensio pro Populo Anglicano [First Defence] (1651)
Defensio Secunda [Second Defence] (1654)
A Treatise of Civil Power (1659)
The Likeliest Means to Remove Hirelings from the Church (1659)
The Ready and Easy Way to Establish a Free Commonwealth (1660)
Brief Notes Upon a Late Sermon (1660)
Accedence Commenced Grammar (1669)
The History of Britain (1670)
Artis logicae plenior institutio [Art of Logic] (1672)
Of True Religion (1673)
Epistolae Familiaries (1674)
Prolusiones (1674)
A brief History of Moscovia, and other less known Countries lying Eastward of Russia as far as Cathay, gathered from the writings of several Eye-witnesses (1682)
De Doctrina Christiana (1823)

Русские переводы сочинений Мильтона:

Джон Мильтон в английском языке, как и Александр Пушкин в русском, — величайший поэт и мыслитель, чьи достижения неоценимы. Его личная жизнь и творчество напрямую зависели от политической ситуации в Британии: он начинал как памфлетист Карла I, а закончил обнищавшим и слепым, но известным по всей Европе автором.

Детство и юность

Поэт появился на свет 9 декабря 1608 года в Лондоне, сердце Британии, в союзе композитора Джона Мильтона и Сары Джеффри.

Доходы от музыки позволили Джону Мильтону – старшему нанять для сына лучшего частного репетитора в городе Томаса Янга, магистра Сент-Эндрюсского университета, уроженца Шотландии, пресвитерианина. Считается, что именно под его влиянием творчество Джона Мильтона – младшего пошло по пути религиозного радикализма.

Базовые науки Джон Мильтон постиг в St Paul's School в Лондоне. Затем он поступил в Christ's College в Кембридже, который окончил в 1629 году на 4-м месте среди 24 отличников.

Учеба давалась Джону Мильтону не без труда, что подтверждается цитатой его младшего брата Кристофера:

Дело в том, что не по годам эрудированному поэту было неинтересно постигать суть дебатов на заумные темы, анализировать которые их заставляли на риторике. Стремясь побороть скуку, Джон Мильтон стал сочинять стихи.

Личная жизнь

В 1642 году женой Джона Мильтона стала Мэри Пауэлл. Она несколько раз сбегала к родителям, не в силах мириться с уготованной участью: разница между супругами составляла 17 лет.

Тем не менее в браке Мэри Пауэлл родила четверых детей — Анну (7 июля 1646 г. р.), Марию (25 октября 1648 г. р.), Джона (16 марта 1651 г. р.) и Дебору (2 мая 1652 г. р.). Последние роды прошли неудачно, и 5 мая 1652 года Мэри Пауэлл покинула мир живых.

Единственный сын Джона Мильтона умер в младенчестве. Дочери дожили до зрелости, но поэт так и не смог наладить с ними тёплые отношения.

Кэтрин Вудкок, которая стала женой Джона Мильтона 12 ноября 1656 года, тоже погубило стремление иметь детей. Жертва оказалась напрасной: женщина скончалась 3 февраля 1658 года, а её новорождённая дочь Кэтрин — всего 4 месяца спустя.

Философия и творчество

Поэма в 12 томах, которую Джон Мильтон писал с 1658 по 1664 год, посвящена физическим лишениям человека. В центре сюжета — Бог и противостоящий ему сатана, история сотворения Адама и Евы.

Например, в одной из книг Адам, стремясь искупить грехи, задумывает возвести сотни алтарей для поклонения Богу. Архангел Михаил объясняет первочеловеку, что физические объекты не помогут почувствовать присутствие Господа. Иными словами, Джон Мильтон осуждает современную ему тенденцию воплощать веру не в мыслях к Богу, а в каменных строениях.

Неприятели раскритиковали Джона Мильтона, говоря: неужели Пантеон и собор Святого Петра в Риме — это тоже проявление идолопоклонства, не имеющее отношение к вере.

Джон Мильтон действительно опережал свое время. Одним из первых он начал рассуждать о браках и разводах безотносительно к церкви. Рассматривая историю Адама и Евы, которые формально находились в гражданском, но не небесном союзе, поэт утверждал: брак — это контракт, заключаемый между мужчиной и женщиной. Особое внимание Джон Мильтон уделял обоюдному согласию сторон как на брак, так и на развод.

Джон Мильтон также замечает, что борьба с несущими правду авторами не исправит ситуацию в обществе: искоренение тех, кто пишет о коррупции, не поможет искоренить саму коррупцию.

В качестве компромисса Джон Мильтон предлагает не облагать публикации предварительной цензурой, но ввести обязанность указывать в книгах сведения об авторе и издателе, чтобы в случае допуска в свет клеветнической или кощунственной литературы виновные могли быть наказаны.

Смерть

Причиной смерти Джона Мильтона стала почечная недостаточность. Болезнь начала мучить поэта ещё в 1660-х годах, а закончилась только 8 ноября 1674 года. Тело захоронили в церкви Сент-Джайлс Криплгейт в Лондоне. В 1793-м могилу украсил памятник, созданный Джоном Баконом.

Последнее десятилетие своей биографии Джон Мильтон провел в бедности и страхе быть арестованным за новаторские идеи.

Краткая биография Джона Мильтона (9 декабря 1608 - 8 ноября 1674).

Джон Мильтон - знаменитый английский поэт, публицист, мыслитель, политический деятель - родился в Лондоне 9 декабря 1608 г. Его отцом был успешный нотариус, разносторонне образованный человек, придерживавшийся, тем не менее, пуританских взглядов, воспитывавший сына в духе аскетизма и религиозного поклонения. Джон Мильтон был прекрасно образованным человеком. После обучения дома и в школе св. Павла в 1625 г. он стал студентом Крайстс-колледжа Кембриджского университета, который окончил в 1632 г. с получением степени магистра искусств.

Сделав тяжелый выбор, Мильтон отказывается от карьеры духовного лица и на шесть лет уезжает в отцовское имение, расположенное неподалеку от столицы, где продолжает самостоятельно заниматься. В начале 1638 г. он отправляется в путешествие по Франции и Италии, в ходе которого знакомится со многими знаменитостями, в частности, с Г. Галилеем. В 1639 г. срочно возвращается в Англию в связи со слухами о приближающейся гражданской войне.

50-ые стали в жизни Мильтона настоящей черной полосой. В феврале 1952 г. он полностью лишился зрения, в мае при родах умерла супруга, в июне умер маленький сын. Вторая жена, с которой он связал судьбу в конце 1656 г., умерла в начале 1658 г. До 1655 г. слепой Мильтон продолжал работать секретарем с помощью помощников - переписчиков, чтецов.

Мильтон получил очень хорошее образование — сначала дома и в школе св. Павла, а потом — в Кембриджском университете. По окончании курса он провёл шесть лет в имении отца Хортоне (близ Лондона), погруженный в самообразование и самосовершенствование. Там написал по меньшей мере четыре стихотворных произведения. Этот первый юношеский период жизни Мильтона завершился в 1637-1638 путешествием по Италии и Франции, где он познакомился с Галилеем, Гуго Гроцием и другими знаменитыми людьми того времени.


МИ́ЛЬТОН, Мил­тон (Milton) Джон (9.12.1608, Лон­дон – 8.11.1674, там же), англ. по­эт, дра­ма­тург, пуб­ли­цист, гос. и по­ли­тич. дея­тель. Cын но­та­риу­са и ком­по­зи­то­ра-лю­би­те­ля Джо­на Миль­то­на. Учил­ся в шко­ле Св. Пав­ла (1620–1625) в Лон­до­не, за­тем – в Крайст-кол­лед­же Кем­бридж­ско­го уни­вер­ситета (1625–32). При­ни­мал ак­тив­ное уча­стие в Анг­лий­ской ре­во­лю­ции 17 в., за­ни­мал пост ла­тин­ско­го сек­ре­та­ря в пра­ви­тель­ст­ве О. Кром­ве­ля (вёл ме­ж­ду­нар. пе­ре­пис­ку).

Читайте также: