Симон соловейчик биография кратко

Обновлено: 02.07.2024

Симон Соловейчик


Симон Львович Соловейчик – теоретик педагогики, журналист, писатель, общественный деятель, педагог, публицист, радиоведущий, телеведущий, корреспондент, колумнист.

Содержание

Симон Соловейчик / Биография

Симон Соловейчик родился 1 октября 1930 года в Симферополе. Позже семья переехала в Москву. В годы войны семья два года прожила на Урале в эвакуации. В 1943 году, в силу сложившихся обстоятельств, семья вернулась в Москву. В это же время мама ушла на фронт, и Симон Львович остался до конца войны в крохотной семье, состоящей из него, бабушки и маленькой сестренки — за старшего.

Окончив школу, он поступает в Московский государственный университет на филологический факультет. Так как на отделение журналистики (тогда еще не было такого факультета) пройти не удалось, он подал документы на филологическое отделение. Во время учебы Симон Львович продолжает работать вожатым. После окончания в 1953 году филологического факультета МГУ пробует себя в разных направлениях.

Симон Соловейчик

В это время, как он сам говорит, определились его направления работы: школа, дети, журналистика.

Главная работа жизни Симона Львовича Соловейчика — книга Педагогика Для Всех (1977—1986), где он изложил философские взгляды на цели, средства, и условия воспитания детей; показал как воспитывается сердце, ум и дух свободного человека и показал недостатки традиционного воспитания детей.

Лучшие книги автора

Ватага "Семь ветров"

Учение с увлечением

Мокрые под дождем

Педагогика для всех

Похожие авторы:

Алексей Свирский

Последние рецензии на книги автора



Имя Симона Соловейчика хорошо знакомо тем, кому за сорок. В 80-е годы многие зачитывались его книгами и статьями, многие благодаря ему пришли в профессию. В постсоветское время педагога, писателя, публициста и философа незаслуженно забыли. Мы решили вспомнить об этом человеке, чьи мысли о воспитании удивительно перекликаются с христианским мировосприятием.

Симон Львович Соловейчик (1930–1996)

Актуальная педагогика: Симон Соловейчик

Русский публицист, педагог и философ.

Рамка портрета

Как изменение системы воспитания отражается на человеке? Что ему делать в меняющемся мире? Как понять себя и окружающих? На эти вопросы пытались ответить многие авторы ХХ века, и в их числе оригинальный педагог-мыслитель Симон Соловейчик.

Библиографическая редкость

Современная популярная психология только сейчас начинает внятно излагать то, что было открыто Соловейчиком сорок лет назад.

Главное действующее лицо педагогики

Актуальная педагогика: Симон Соловейчик

Другой полюс человека

Для тех, кто полагает христианство просто сводом правил и запретов, а также препятствием для какой бы то ни было деятельной жизни, книги Соловейчика могут оказаться введением в область культуры, близкую к христианству и отражающую истинное положение вещей.

Учение с увлечением

. Среди мыслей наших есть центральные мысли; и что с того, что мы не сосредоточиваемся на них с утра до вечера, что не каждый день они приходят в голову? Они есть, эти центральные мысли, и именно они определяют центр тяжести нашей души, ее устойчивость, составляют духовную жизнь человека.

Дикарь в наши дни не тот, кто ходит в набедренной повязке и ест сырое мясо, — дикарь тот, к воспитанию которого не приложено никаких усилий, и потому он не умеет управлять собой, своими движениями, своими мыслями, желаниями, чувствами, интересами.

Кто старается работать лучше — тому интересно, кто отлынивает от работы — тому скучно. Скучна самая интересная работа, если не умеешь делать ее хорошо.

Всякое дело платит за нашу щедрость удовольствием!

Успех — вот что окрыляет человека и дает ему силы, вот что ведет к увлечению.

Когда впереди опасность, у каждого человека собираются силы, притом огромные. У одних — в руках, чтобы драться, у других — в ногах, чтобы бежать.

Внешние причины действуют только через внутренние — это один из основных законов человеческой психики.

Актуальная педагогика: Симон Соловейчик

Все, что нужно, — маленький первый успех в трудном деле.

Ничто так не поддерживает веру в себя, самоуважение, как однажды побежденный страх.

Скажи мне, чье одобрение тебе нужно, и я скажу тебе, кто ты.

Научить думать — самая трудная задача учителя. Научиться думать — самая трудная задача ученика.

Умственный труд абсолютно невозможен без труда души, работа ума — без работы сердца.

Для многих самые скучные собеседники на свете — это они сами.

Внимание — жизнь, ясность сознания. Невнимательность — сон, расслабленность, вялость мысли и чувства.

Лучший способ развить внимание — научить себя быть внимательным к людям.

Учение в школе неразрывно связано с учением в жизни, с отношением человека к человеку.

Способность отвлекаться от мыслей о себе, от своих забот — как раз эта способность и лежит в основе внимания, как раз она и необходима, когда садишься за уроки.

Учиться в классе, в котором никто не хочет и не умеет учиться, трудно. Это все равно что плыть против течения. Нужна огромная сила воли!

Педагогика для всех

В воспитании все начинается в детстве, это верно, но в чьем? — В детстве родителей.

Как бы высоко ни занесла человека судьба, как бы круто ни обошлась она с ним, счастье его или несчастье — в детях. Чем старше становишься, тем больше это понимаешь.

Образ Ребенка у каждого свой, а образ Человека у всех примерно одинаковый.

Когда мы наказываем ребенка, мы не усложняем его жизнь, как думают, а облегчаем, и притом опасно облегчаем. Мы берем выбор на себя. Мы освобождаем его совесть от необходимости выбирать и нести ответственность.

. И если мы постоянно наказываем, осуждаем, делаем замечания, то вырастают люди, которые боятся самостоятельности, боятся свободы.

Зависимое существо, духовный белоручка — не встречали? Руки могут быть в мозолях, ум изощрен, память забита знаниями, а дух спит, неразвит. К ответственному моральному выбору человек не способен, боится его, живет в полной зависимости от своего окружения, от сослуживцев, от жены, от каких-то темных сил, поднимающихся из глубин его души. Самостоятельным его никак не назовешь.

Воспитание — это научение свободе, научение самоосвобождению.

Дом должен быть норкой для маленького ребенка и берлогой для большого, для подростка. Когда бы и откуда ни вернулся сын домой, встретим его с радостью.

Все дети, видимо, делятся на тех, кого встречают с радостью, и на тех, кого встречают безразлично, хмуро, сердито, с выговорами и нотациями.

Детным людям нельзя не верить в красоту нравственного мира, иначе мы не воспитываем, а развращаем детские души.

Хронической, неизлечимой болезнью несчастья ребенок заболевает не от несчастных обстоятельств, а от людей, его окружающих. Несчастные люди не могут воспитывать счастливых, это невозможно.

Все счастливые семьи счастливы одинаково. Почему? Да потому, что люди до ужаса изобретательны на неправду.

Разоблачая ложь, мы гордимся своей проницательностью, но меньше любим ребенка, и он меньше любит нас.

Актуальная педагогика: Симон Соловейчик

Отец-пахарь, отец-кузнец и отец-телезритель — разные воспитатели, и разная у них воспитательная сила.

Бывает, что родители росли в ужасной нищете, а детей им приходится воспитывать чуть ли не в роскоши. Педагогическая катастрофа! Воспитание в этом случае возможно лишь тогда, когда к материальной роскоши прибавляется и духовная, но это бывает очень редко. Обычно заботы по достижению достатка вытесняют заботы духовного ряда. Но родителям духовность заменяет их энергия, их успех, их стремление к успеху — какие-никакие, а люди. На долю же детей их не остается ничего — ни духа, ни энергии, ни собственного успеха, и они погибают душой.

Мы не потому не верим в детей, что они плохие, а дети потому и становятся плохими, что мы в них не верим.

Не смейте подозревать ребенка в дурном! Даже если для подозрения есть все основания.

Чем искреннее я сегодня вижу в ребенке человека, тем лучше он будет, когда вырастет.

Мы все тянемся к родным, близким, любящим людям: они не оценивают, они принимают нас такими, какие мы есть. Нельзя, чтобы жизнь ребенка превращалась в вечный экзамен, а мы, родители, были вечными экзаменаторами.

Поэтому речи одного человека доходят до нас, другого — нет.

Когда ребенок набедокурил, провинился, у нас есть две возможности: показать, что мы его меньше любим, что мы сердимся, негодуем; и показать, что мы по-прежнему или даже больше любим его, жалеем и разделяем с ним его неприятности. Тогда источником неприятностей и мучений совести будем не мы, родители, а сам проступок. Плохо то, что я плохо поступил, а не то, что родители узнали об этом и наказали меня. Родители всегда со мной в моих бедах.


Симон Львович Соловейчик (1930–1996) - российский публицист, педагог, общественный философ.

Содержание

Краткая биография

В середине 1980-х он инициировал новое научно-практическое педагогическое движение - педагогику сотрудничества. С этой точки зрения воспитание ребенка рассматривалось не как воздействие на ребенка, а как диалог педагога и ученика. Он также регулярно публиковал педагогические статьи в Новое время (Новое время) журнал.

В 1992 году Соловейчик основал и возглавил газету. Первое сентября (Первое сентября), продвигавших гуманистические педагогические идеи.

Воспитание для всех

Главное дело его жизни - это его книга Педагогика для всех (Воспитание для всех) (1977-1986), где он поделился своими философскими взглядами на цели, средства и условия воспитание свободные дети; он объяснил, как поднять сердце, интеллект и дух свободного человека и подчеркнул недостатки традиционных подходов к воспитанию детей. По мнению Соловейчика, воспитание - это наука об искусстве воспитания детей. Основная идея в воспитании заключается в том, что родители во что бы то ни стало должны повышать воспитание ребенка. достоинство.

Читайте также: