Салемские ведьмы история кратко

Обновлено: 02.07.2024

Триста двадцать семь лет назад, 10 июня 1692 года, в Бостоне, штат Массачусетс, повесили первую обвиняемую по делу о так называемых салемских ведьмах. Этот эпизод американской истории, жертвами которого стали двадцать пять человек, чья невиновность впоследствии была установлена, послужил настолько болезненным уроком для жителей Новой Англии, что о нем там помнят до сих пор. Вопрос о том, что это было — случай массового помешательства или закономерное следствие провала правосудия, временно устранившегося от разбора конфликтов между соседями, волнует ученых до сих пор. О подробностях этого дела и уроках, которые с тех пор извлекли (или не извлекли) бостонцы, рассказывает историк Юлия Штутина.

В конце XVII века в Массачусетсе было два Салема: городок Salem town на берегу залива и деревня Salem village в 16 километрах к северу. За несколько десятилетий Salem town превратился из скромного поселка в богатый портовый город, а некогда зажиточная деревня, наоборот, обеднела. Современный Салем — это Salem town, а деревню переименовали еще в XVIII веке в Данверс (Danvers).

В то же время в середине XX века один из крупнейших специалистов по пуританизму Перри Миллер писал о салемском процессе как о незначительном событии: и действительно, суд над ведьмами ничего не изменил в религиозной доктрине и никак не повлиял на политическую структуру колонии. Если же посмотреть на салемские события не с точки зрения большой истории, истории доктрин и институтов, а с точки зрения малой, локальной истории, то процесс 1692-1693 годов оказался очень важен для формирования гражданского общества и системы сдержек и противовесов в политическом устройстве Массачусетса. После салемского процесса колонисты стали гораздо требовательнее по отношению к судам, местной законодательной власти и назначенным короной губернаторам, требуя гласности и отчетности. До Декларации независимости оставалось меньше ста лет.

Салемские события начались в январе 1692 года, когда две юные жительницы деревни Салем — девочки 9 и 11 лет — стали демонстрировать странные симптомы: их мучили судороги, их щипали и пинали невидимые руки, они издавали крики и рычали, бросались предметами. Словом, благовоспитанные дети из хороших семей так себя не ведут, а это были именно такие дети: девятилетняя Бетти была дочерью салемского проповедника Сэмюэла Пэрриса, а одиннадцатилетняя Абигайль приходилась Пэррису племянницей. Встревоженные родители Бетти пригласили священника из соседней деревни понаблюдать за странным поведением девочек, и он пришел к выводу, что те чем-то серьезно больны.

Бишоп: Я не ведьма, я не знаю даже, что такое ведьма.
Готорн: А откуда вы знаете, что вы — не ведьма?
Бишоп: Не понимаю, что вы говорите такое.
Готорн: Как же вы можете утверждать, что вы — не ведьма, и в то же время не знать, что такое ведьма?

По окончании допросов всех трех женщин — Сару Гуд, Сару Осберн и Титубу — отправили в тюрьму. Пока ничего экстраординарного (для Новой Англии XVII века) в Салеме не произошло: в колдовстве обвинили обычных подозреваемых — двух вредных старух и рабыню небелой расы (Титуба была, по-видимому, индеанкой из Флориды или с одного из островов Карибского моря). В большинстве случаев эта история завершилась бы тихо через пару месяцев: женщин оштрафовали бы и отпустили по домам. В худшем случае показательно бы казнили кого-нибудь. Но не тут-то было.

Энн Патнэм внезапно обнаружила, что теперь ее терзают духи Дороти Гуд, маленькой дочки Сары Гуд, и Марты Кори, жительницы деревни. Тут же выяснилось, что дух Марты мучает еще одну молодую девицу — Мэри Уоррен, служанку в зажиточном доме Проктеров. Но и это было не все: Энн Патнэм неожиданно для всех объявила, что ведьмой является и уважаемая всеми в деревне Ребекка Нерс, семидесятилетняя глуховатая старуха, матриарх большого семейства, раскиданного по всему Массачуссетсу. Таким образом, за каких-то две недели после рассказа Титубы о девяти ведьмах удалось идентифицировать шесть из них.

Вместе с Уоррен в апреле в тюрьму угодили еще трое: старик Джайлс Кори, отказавшийся свидетельствовать против своей жены Марты, и две женщины — салемская жительница Бриджет Бишоп, которую однажды уже обвиняли в колдовстве, но в тот раз отпустили, и 14-летняя Абигайль Хоббс. Показания юной Хоббс сыграли важнейшую роль в процессе: она рассказала, что ее околдовали не в Салеме, а где-то в районе городка Фалмут в пограничном районе Каско-бэй (нынешний штат Мэн). Очень скоро Энн Патнэм, все та же 12-летняя девица, усилиями которой в тюрьме уже сидели четыре человека, заявила, что теперь ее мучает дух некоего Джорджа Берроуза, покинувшего Салем проповедника, который к весне 1692 года осел в Фалмуте. 4 мая арестовали Берроуза, а заодно и еще четырех женщин из Каско-бэй. А 10 мая в тюрьме умерла первая обвиненная в колдовстве — Сара Осберн.

В современном мире никто не боится назвать себя ведьмой или экстрасенсом. Но несколько столетий назад даже за словесное обвинение в колдовстве человека могли казнить. Христианская религия активно выслеживала любого, кто обладал какими-то неординарными способностями.

Почти 300 лет люди охотились на женщин и мужчин, истребляя всех, кто хоть как-то отличался от общей массы. По подсчетам историков в этот период было казнено около 40-50 тысяч человек.

В основном, процессы были не такими громкими, но некоторые вошли в историю. Например, суд над Салемскими ведьмами, который запомнился своей безжалостностью и массовой истерией.

В этой подборке мы расскажем об этом судебном процессе, который до сих пор является самой смертоносной охотой на ведьм в США!

Предыстория Салемской охоты на ведьм

салемские ведьмы

Чтобы понять, что произошло в городке Салем штата Массачусетс, нужно знать всю историю сначала.

Итак, Салем был основан в 1626 году пуританами, прибывшими из Старого Света. На новой территории их ждали стычки с индейцами, неблагоприятные погодные условия, неурожай, голод, гибель скота и другие сопутствующие неприятности.

Так как пуритане верили в Бога, но не верили в иконы и почитание святых, они объясняли все бедствия гневом Божьим. А также они верили, что люди бывают одержимы дьяволом, особенно женщины. Поэтому в новом городке была введена смертная казнь за колдовство, и в 1692 году местные жители устроили настоящую охоту…

Странные события

Теперь понятно, что местные жители были измучены и напуганы.

В январе 1692 года дочь преподобного Сэмюеля Пэрриса, 9-летняя Елизавета, и его племянница, 11-летняя Эбигейл, стали мучиться от странных припадков. Тела девочек изгибались в странных позах, они кричали, забивались под мебель и закрывали уши, когда им читали Библию. Затем такие же симптомы появились у подружек девочек, и взрослые забили тревогу.

салемские ведьмы

После долгих бесед 29 февраля под давлением магистратов девочки обвинили трех женщин. Ими стали Сара Осборн, бездомная женщина Сара Гуд и рабыня Пэрриса Титуба. Женщин задержали и допрашивали, и две из них клялись, что невиновны.

Но Титуба призналась, что дьявол приходил к ней, и она согласилась уничтожить пуритан. Так же она сказала, что есть еще такие же ведьмы, как она. После этого всех трех обвиняемых заключили в тюрьму.

Город захлестнула волна паранойи, которая вышла за пределы Салема и распространилась по Новой Англии. Девочки сыграли главную роль в этом театре безумия. Они ходили по городу и прикасались к дверям, если начинался припадок - там жила ведьма.

Допросы и обвинения следовали один за другим, обвинили даже Марту Кори, члена церковной общины. Жители были обеспокоены, что любой житель города мог быть одержимым дьяволом.

салемские ведьмы

Так была допрошена даже 4-летняя малышка Дороти Гуд, дочь Сары. Ее невнятные речи были истолкованы как обвинение, хотя девочка просто хотела к маме. Ее тоже задержали.

На допросах стал присутствовать заместитель губернатора Томас Данфорт, что значило - дело зашло далеко. А 27 мая этого же года был создан специальный суд, который занялся рассмотрением всех обвинений.

Практически все обвинения строились на девочках. Они даже устраивали проверку через касание - вина доказана, если девочек начинало корчить в судорогах. Понятное дело, что они очень часто изображали припадки, подписывая тем самым смертные приговоры.

Первым было дело миссис Бишоп, пожилой вдовы, известной своей любовью к сплетням. На суде она сказала, что невинна, как младенец, но десять человек свидетельствовали против. И уже 10 июня ее казнили через повешение на главной площади Салема. Так Бриджит Бишоп стала первой жертвой Салемской охоты.

Разгар охоты на ведьм

После первой казни министр Коттон Мэзер обратился к суду с просьбой. Он молил не выносить смертные приговоры на основе снов и видений, а именно это утверждали свидетели обвинения.

Однако суд проигнорировал эту мольбу, и уже в июле были повешены пять человек, в августе - пять, и восемь в сентябре. Тогда его отец, президент Гарварда, тоже обратился к суду и попросил прекратить казни. Он заявил, что лучше десять ведьм сбегут, чем один невиновный будет казнен.

салемские ведьмы

Однако ущерб, нанесенный городу, уже был огромен. К тому моменту в тюрьмах сидели около 200 человек, из них осудили более 30 человек, а 19-ти был вынесен смертный приговор. Казни были жестокими и не поддающимися логическим объяснениям.

Сами обвинители спорили, ведь смертные приговоры выносились на основе видений. Практически все свидетели обвинения заявляли, что обвиняемые приходили к ним в видениях, говорили, что они дьяволы, и принуждали делать разные вещи.

В основу обвинений легли и труды Коттона Мэзера, и именно его считают виновным за суд над Салемскими ведьмами. Он описывал в своей книге такой же случай, мол прачка в Ирландии была одержима дьяволом и издевалась над хозяйскими детьми.

салемские ведьмы

Однако историки считают, что его роль сильно преувеличена, ведь Коттон был религиозным деятелем. А всех обвиняемых судил королевский суд с английскими адвокатами и соблюдением закона.

Кроме того, Коттон и его отец Инкрис обратились к суду после череды казней и жестоких расправ над подсудимыми с просьбой остановить безумие.

Например, преподобный и министр Джордж Берроуз до последнего надеялся на правосудие, но его повесили. Его сочли предводителем ведьм в Салеме. Сара Гуд перед повешением обратилась к священнику Ноесу, заявив, что Бог напоит его кровью. Так и произошло, он скончался от кровотечения через рот.

салемские ведьмы

Стоит понимать, что многие казненные признавались в колдовстве, ведь их подвергали пыткам. Особенно жестоко расправились с 80-летним фермером Джайлсом Кори. Его осудили вместе с женой, но он отказался давать показания. Против него выставили обвинение, что его образ являлся к людям с требованием подписать книгу. Поскольку нельзя было признать виновным человека, отказавшегося от показаний, к нему решили применить пытку.

К Джайлсу, единственному в истории США, применили старинную пытку Пайне Форте-эт Дюре. На него положили доску, на которую нагрузили камней. Он продержался под грузом камней три дня, но не сказал ни слова. Считается, что он хотел спасти свое наследство для детей, ведь все имущество казненного конфисковалось.

Окончание суда

Когда было повешено уже 19 человек, и под обвинения попала даже жена губернатора Фипса, он отдал приказ прекратить казни. Судей уволили, дело приостановили и рассмотрели адекватные мнения.

Несколько священников заявили, что нельзя казнить людей из-за того, что дьявол принимает их обличия и является другим людям. А чиновники решили не использовать в качестве обвинений сны и видения.

салемские ведьмы

В 1693 году был собран новый Верховный суд, который занялся расследованием дел. Уже первые пять дел закончились оправдательным вердиктом, затем из череды обвинений только трое были признаны виновными. И то, их приговорили к казни, но губернатор Фипс выдал помилование.

Дальнейшее расследование дел все же продолжилось, и уже в 1697 году все обвинения были признаны ошибочными. Но только в 1957 году все участники салемского процесса были оправданы. В 1992 году в Салеме установили памятник жертвам жестокой охоты.

Анна, Елизавета и Эбигейл, которые и спровоцировали эти судебные процессы, не принесли извинения освобожденным или родственникам погибших. Правда, Анна призналась, что была одурманена дьяволом, когда давала показания против жертв процесса. Обвинения строились на спектральных доказательствах, но до сих пор не ясно, как сотни людей были одурманены несколькими детьми.

Многие современные исследователи считают суд над Салемскими ведьмами ярким примером победы массовой истерии над государственной и юридической системой.

Объяснения и память

По сей день выдвигаются версии того, что послужило причиной массовой истерии среди жителей Салема.

Считается, что девочки могли быть отравлены грибком, страдать от энцефалита, болезнью Хангтингтона или просто сговориться. Однако, как в это поверили десятки взрослых и образованных людей, остается загадкой.

салемские ведьмы

Большую роль сыграли признания служанки Титубы, которая заявила, что является одержимой. Однако тут историки не сомневаются - к бедняге применяли пытки.

Процесс над Салемскими ведьмами является примером ужасающей массовой истерии, которая привела к гибели стольких людей.

Нравится статья? Поддержи наш проект и поделись с друзьями!

Пуританская колонизация

К моменту, когда в Салеме местные жители развернули кипучую деятельность по избавлению родного города от тех, кого они посчитали ведьмами, населенные пункты европейцев в этой части США были еще очень молодыми. Испанская колонизация шла успешнее: их форпосты во Флориде и современных штатах, прилегающих к Мексике, выживали и даже росли, а вот попытки англичан основать постоянное поселение долгое время заканчивались неудачей. Обитатели колонии Роанок просто бесследно исчезли, почти все жители Джеймстауна в Виргинии вымерли от голода в первый же, 1607 год основания городка.


Надо сказать, что там у них многое стало получаться. Протестантская этика предполагает трудолюбие, благочестие, большие семьи, отсутствие вредных привычек. Это было как раз то, что нужно на новом месте, в окружении коренного населения, настроенного зачастую к незваным гостям весьма агрессивно.


Спустя 60 лет существования салемское поселение (рядом существовали отдельно деревня Салем и одноименный город, в историю попала первая) состоялось, хотя уже накопились и серьезные болезни роста. Внутри общины стали вспыхивать постоянные конфликты, вызванные целым рядом причин. В первую очередь стал ощущаться недостаток свободной земли. Семьи были большие, и для выживания всех их членов требовалось все эффективнее вести сельское хозяйство. Споры из-за границ ферм, прав на выпас, церковных привилегий отравляли отношения внутри общины.


Дело ведьм

В самом начале 1692 года в том террариуме, который уже представлял собой к этому времени Салем, появилась и еще одна проблема. У двух ближайших родственниц пастора местной церкви Сэмюэла Пэрриса, его 9-летней дочки Элизабет и 11-летней племянницы Эбигейл, появились симптомы загадочной болезни. На такие сюжеты сейчас снимают множество фильмов ужасов. Дети ангельской внешности вдруг начинают себя необъяснимо вести: кричать, корчиться, прятаться под мебелью, утверждать, что их тело постоянно колют невидимыми иголками и щипают.



Вместе с ней арестовали двух других подозреваемых. Обе также принадлежали к слоям жителей Салема, которые сейчас назвали бы стигматизируемыми. Сара Гуд была матерью-одиночкой, и к тому же нищенкой. Сара Осборн — одинокой вдовой, втянутой в судебные тяжбы с несколькими респектабельными семействами Салема. Обе дамы практически не посещали церковь, и это в глазах местных жителей было отягчающим обстоятельством, доказывающим, что женщины продали душу дьяволу или хотя бы им одержимы.


Процесс

Арестовали и нескольких мужчин, в основном мужей женщин, подозреваемых в колдовстве. Но среди заключенных в тюрьму был даже бывший пастор местной церкви Берроуз, ушедший с этой должности из-за конфликта с влиятельными членами общины.



К весне 1693 года все находившиеся еще в тюрьмах по обвинению в колдовстве были отпущены, ранее осужденные к повешению оправданы. В общей сложности было казнено 19 человек, только пятеро были мужчинами. Еще один погиб в тюрьме под пытками.


Уже через четыре года суд официально признал вынесенные на тех процессах решения ошибочными, а в 1702 году их объявили незаконными. Еще спустя несколько лет одна из обвинительниц официально раскаялась и признала, что оговаривала невиновных. В 20-м веке жертв салемской охоты на ведьм еще несколько раз оправдали, открыли посвященный им мемориал и превратили всю эту историю в туристический бренд города. Весьма популярный, как и любая мистика, у широких туристических масс.

Остается вопрос: что это было? Разгадки произошедшего нет до сих пор, и стопроцентной правды мы уже никогда не узнаем. Возможно, речь шла о случае массовой истерии на почве фанатичной религиозности. Какие-то специалисты рассматривали возможность отравления спорыньей, вызывающей галлюцинации. Скорее всего же, было сочетание нескольких факторов и немаловажную роль в масштабе салемской охоты сыграли многочисленные конфликтные ситуации внутри общины. К сожалению, многие из участников событий, по всей видимости, решали свои личные вопросы за счет чужих жизней.



салем салемский процесс салемские ведьмы отвратительные мужики disgusting men

8 февраля 1692 года доктор, осмотревший двух девочек, заболевших странной болезнью в американском городе Салем, объявил, что они одержимы дьяволом. С этого момента начинается история процесса над салемскими ведьмами — на современный взгляд дикая и несуразная смесь человеческой глупости, подлости и жестокости.

Девятнадцать человек были повешены и один старик раздавлен камнями, потому что в те времена и в том месте жили добропорядочные и чистые духовно (по их мнению) люди. Рассказываем как это произошло.

Салем — царство чистоты в землях дьявола

салем салемский процесс салемские ведьмы отвратительные мужики disgusting men

Чтобы лучше понять, что происходило в головах людей в те трагические времена, немного расскажем о самом месте действия. В 1626 году рыбаки-колонисты основали на территории нынешнего штата Массачусетс городок Салем. Уже по названию можно понять, какие надежды были возложены на этот город, ведь так он был назван в честь Иерусалима, священного города для христиан.

Населяли его радикальные протестанты-пуритане, которым в старой Англии жить было не слишком комфортно из-за гонений, и которые прибыли в новые земли с мечтой наконец-то основать место, чистое от пороков. Так как жившие в этих местах индейцы были язычниками, пуритане считали эти территории землей дьявола, в которой они наконец смогли зажечь свет истинной веры.

салем салемский процесс салемские ведьмы отвратительные мужики disgusting men

Ко времени описываемых событий они успели проявить еще и склочность, постоянно враждуя между собой, а также жадность, так как управлял их общиной избираемый пастор, которому горожане совместно платили зарплату. А горожане Салема проявляли особенную прижимистость, да такую, что два пастора ушли с должности, проработав всего по два года — настолько плохо им платили. В семье же третьего, Самуэля Пэрриса и произошло то, с чего началась салемская охота на ведьм.

Заболевшие девочки и пирог на основе мочи — тучи сгустились над Салемом

салем салемский процесс салемские ведьмы отвратительные мужики disgusting men

Дом, в котором все началось.

В конце января 1692 года, в семье Самуэля Пэрриса произолшо несчастье — его девятилетняя дочь Элизабет и одиннадцатилетняя племянница Эбигейл Уильямс заболели. Причем болезнь начала проявлять себя странным образом: девочки катались по полу, их тела принимали странные позы, а когда пастор начинал читать над ними молитвы — убегали или затыкали уши.

Доктор Уильям Григгс, основываясь на работах знаменитого бостонского богослова Коттона Мэзера, решил, что происходящее с девочками — это происки дьявола. Их соседка, Мэри Сибли решила помочь — она приказала рабу пастора изготовить колдовской пирог — смешать муку и мочу больных девочек, а потом скормить его собаке — считалось что от этого наводившей порчу ведьме станет плохо. Пастор, узнав об этом, был в шоке и отчитал Мери, сказав что использование таких средств — это борьба с дьяволом с помощью дьявола.

Болезнь не прекращалась, тем более чуть позже заболели еще несколько девочек, а сами Элизабет и Эбигейл стали утверждать, что их кто-то колол иглой. Подозрение тут же пало на Титубу — еще одну рабыню пастора, которая была привезена с острова Барбадос, сама же была или индианкой или африканкой. К тому же, девочки утверждали, что она рассказывала им истории о колдовстве и учила гадать на будущего мужа.

салем салемский процесс салемские ведьмы отвратительные мужики disgusting men

Титубу и еще двух женщин — по странному стечению обстоятельств оказавшихся нищенкой и женщиной, ведущей тяжбу с пастором — арестовали. Под давлением Титуба начала рассказывать, что обучала девушек гаданиям, которым ее научила ее госпожа с Барбадоса, а затем начала указывать на других своих сообщников — скорее всего, чтобы избежать наказания. Кстати, ей это частично удалось — после окончания всех процессов ее выкупил из тюрьмы неизвестный.

Победившее мракобесие и дед с характером

И тут началось самое страшное — люди как будто взбесились. Те, на кого указывали девочки, попадали в тюрьму и под пытками и давлением оговаривали себя и других людей. Четырехлетняя девочка, дочь арестованной нищенки, оговорила себя, чтобы попасть к матери в тюрьму, и вышла оттуда уже инвалидом. Женщина, которая прилюдно усомнилась в правдивости доказательств на основе утверждений подростков, также была заподозрена в колдовстве и брошена за решетку.

салем салемский процесс салемские ведьмы отвратительные мужики disgusting men

А доказательства были самые неопровержимые — девочки утверждали, что к ним во сне приходят призраки людей и мучают их — и указывали на этих людей. При этом в общине разгорелся религиозный спор: мог ли дьявол использовать образы этих людей без их ведома, или нет? Большинство решили, что не мог, и значит те, в чьем облике он приходил к девочкам, виновны.

В качестве доказательств вины использовали такую проверку: подозреваемую с завязанными глазами подводили к девочкам, когда у них начинались припадки, и если от прикосновения женщины, они успокаивались — значит она ведьма. А самое интересное, что когда мать одной из девочек спросила ее, зачем та врет про соседей, та ей напрямую ответила, что для развлечения, но позже, испугавшись, снова начала рассказывать про колдовство.

салем салемский процесс салемские ведьмы отвратительные мужики disgusting men

Звучит безумно, но главой ковена ведьм объявили местного священника, пастора Джорджа Берроуза. И хотя он уже на виселице смог пройти проверку — прочитать по памяти молитву без запинки (считалось что одержимый дьяволом обязательно запнется) — палачи не дали ему шансов, сказав что это сам дьявол в виде черного человека стоял у него за спиной и помогал читать молитву.

Но самый дикий момент всей истории — случай с восьмидесятилетним Жилем Кори. Этот дед сам по себе не был символом добродетели — он был женат трижды, и уже был под следствием за то, что до смерти забил палкой своего слугу, когда тот украл у него яблоко. Да и когда посчитали ведьмой его третью жену, он не особо возражал. Но внезапно судьба обернулась к нему темной стороной — его самого обвинили в колдовстве.

салем салемский процесс салемские ведьмы отвратительные мужики disgusting men

Жиль Кори.

После смерти несгибаемого деда его тело было похоронено в безымянной могиле, а по легендам, его призрак появляется в городе перед большими несчастьями, как например, перед ужасным пожаром в 1914 году. А должность шерифа, все по тем же легендам, с той поры стала проклятой.

салем салемский процесс салемские ведьмы отвратительные мужики disgusting men

Охота на ведьм выплеснулась и за пределы Салема, девочки даже ездили в другие города, чтобы там находить одержимых дьяволом. Но все резко закончилось, когда они указали на жену губернатора — тот сразу приказал прекратить преследования и отменил суды. А чуть позже жертвы были реабилитированы.

Всего за время процессов были повешены 14 женщин и 5 мужчин, один старик был задавлен камнями, 5 человек умерли в тюрьме и от 175 до 200 были посажены за решетку.

Сами же девочки никак не пострадали из-за своих действий. Лишь одна из них, Анна Путнам, через 14 лет написала покаянное письмо, утверждая что была одержима дьяволом и оговорила людей. Но и тут ей ничего не было.

салем салемский процесс салемские ведьмы отвратительные мужики disgusting men

В чем же причина всех этих событий? Ученые сейчас выдвигают множество версий: и хлеб, зараженный спорыньей, и особый вид энцефалита, при котором возможны галлюцинации, точного ответа нет. Хотя до конца непонятно, что послужило спусковым крючком. Но вот то, что потом эстафету приняла человеческая жадность, глупость и необразованность — можно утверждать смело.

Исторический процесс: ведьмы Салема

Антиведовские законы

В Англии колдовство было запрещено. Об этом было сразу несколько законов: билли шли друг за другом. Они то отменяли положения о преступлениях (так называемые антиведовские акты), то возвращали их. Все это происходило с 1542 года по 1736, когда актом отменили все предыдущие документы и закончили преследовать ведьм.


1692 год, Салем

Все началось с болезни двух девочек – Элизабет Пэррис и Эбигейл Уильямс, обе были родственницами местного пастора. Они жаловались, будто кто-то колет их булавкой и ножами. Дети сами обвинили предполагаемую ведьму – служанку-рабыню Титубу, которая служила в их доме. Так начался самый громкий эпизод охоты на ведьм. Многие молодые девушки в городе стали копировать поведение пострадавших: корчились, шипели на молитвы и так далее. Аресты и подозрения стали массовыми. Чтобы попасть под суд, нужно было отличаться этнически или вести недостаточно пуританский образ жизни, носить отличающуюся одежду и так далее.

Доказать, что женщина является ведьмой, были призваны различные экспертизы и тесты. Если обвиняемая прикасалась к человеку в припадке и человеку становилось лучше, то это было доказательством ведьминской природы. Проходили эксперименты с выпечкой, которую якобы делали ведьмы: пироги скармливали собакам и смотрели на их реакцию.

Реабилитация

Дальше весь процесс посыпался как карточный домик: многие свидетели, которые прямо обвиняли горожан в колдовстве, говорили о том, что их обманул дьявол и они давали показания против невинных.

Салем не дает покоя многим исследователям: в 2016 году группа археологов обнаружила точное место, где были казнены жертвы Салема: им оказался участок леса за городской аптекой. Они же предположили, что виселицы там никогда не было: палачи просто перекидывали веревку через дерево.

Читайте также: