Саврасов грачи прилетели история создания картины кратко

Обновлено: 02.07.2024

В 1870-м году художнику сообщили, что московское Училище живописи, ваяния и зодчества, в котором он преподавал, более не может предоставлять ему казенное жилище. Саврасов с семьей остался фактически на улице. Он взял отпуск и уехал на полгода в Ярославль, в качестве финансовой поддержки обзаведясь заказами Павла Третьякова.

Пейзаж оживлен закадровым присутствием человека. Художник вообще любил этот приём: ввести человека в картину опосредованно, в данном случае – через вьющийся из трубы покошенного домишки дым.

Прилетевшие вместе с весной грачи вьют гнезда в корявых березках. Среди берез различима небольшая верба, готовая распуститься – как символ оживления, воскресения жизни после зимней спячки. На стенах старенькой колокольни облупившаяся штукатурка.

Какой художник написал картину Грачи прилетели

Картина была написана в 1871 г. Холст, масло. Размеры: 62 × 48,5 см. Находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.

Саврасов картина Грачи прилетели

Грачи прилетели описание картины Саврасова

Работу над картиной Алексей Саврасов начал в 1871 году, когда посетил село Молвитино (в настоящее время — посёлок городского типа Сусанино, Костромская область). Некоторые исследователи считают, что первоначальные зарисовки для картины художник сделал в Ярославле.

Также известно, что в Молвитино художник сделал только зарисовки, а работал над картиной в Ярославле и Москве. В том же 1871 году он представил работу на 1-й выставке передвижников, 28 ноября в Санкт-Петербурге. Летом того же года она уже была куплена Павлом Третьяковым для его коллекции. Тогда картина вызвала широкий отклик у зрителей, которые высоко оценили работу Саврасова. Среди тех, кто с восхищением отозвался о картине, были Иван Крамской, Исаак Левитан и другие.

Фрагмент картины Грачи прилетели

На картине изображена ранняя весна. Снег только начал таять и ещё не сошёл полностью. На переднем плане мы можем увидеть голые берёзы. Берёзы выглядят достаточно коряво, но именно этим добавляют картине динамизма. Своим видом они будто бы демонстрируют, что зима выдалась нелёгкая. На земле лежит сырой снег, рядом стоят первые весенние лужи. Снег покрыт проталинами, опавшими ветками, следами птиц.

Фрагмент Грачи прилетели

Голые деревья заняли прилетевшие с зимовки грачи. Он расселись по веткам, где уже можно увидеть их гнёзда. Один из грачей находится у самого подножия берёзы и держит в клюве веточку. Идёт строительство гнезда.

Грачи прилетели фрагмент

За деревьями можно увидеть крыши деревенских домов и церковь. Данная церковь (Воскресенская церковь) и сегодня стоит в селе Сусанино.

На заднем плане — широкий русский простор. Равнинные поля пересекает река, которая с таянием снега разлилась и залила обширные пространства.

Картина достаточно проста по своему сюжету, однако именно этой простотой она и подкупает. Зрители видят в работе что-то знакомое душевное, родное.

Грачи прилетели — это наступающая весна. Уходят зимние холода, снега начинают таять, по улицам бегут ручьи, солнце начинает пригревать. Символом изменения природы становятся грачи, которые прилетели с зимовки на родную землю. Незатейливый сюжет, немного хмурый и даже холодный, делают картину ещё более понятной, так как зритель верит в правдивость происходящего, может с лёгкостью вспомнить весну, те ощущения, что просыпаются, когда птицы наконец начинают возвращаться с юга и приносить с собой тепло.

План сочинения по картине Грачи прилетели 8 класс

  1. Автор
  2. Время года
  3. Передний план
  4. Задний план
  5. Мои ощущения

Сочинение по картине Грачи прилетели 8 класс

На картине мы можем увидеть раннюю весну. На улице ещё холодно, но солнце уже пригревает. Выпавший за зиму снег начинает таять. Повсюду стоят лужи. Сам снег сырой, в проталинах, на нём чётко отпечатываются следы. Выглядит он не очень красиво, однако все прекрасно знают, насколько приятно видеть, что снег наконец-то тает и скоро наступит настоящая весна, а за ней и лето.

На переднем плане мы можем увидеть берёзы и главных героев картины — грачей. Берёзы в центре картины кривые, поломанные, будто зима далась им нелегко. Деревья ещё голые, почки не успели распуститься, но их стволы уже наливаются соком. Именно в такое время люди отправляются на опушку леса, чтобы набрать вкусного берёзового сока.

На верхушках деревьев сидят многочисленные грачи. Прилетев с юга, они сразу приступили к строительству гнёзд, которые прослужат им до самой осени. Один из грачей находится у ствола берёзы. В его клюве сухая берёзовая веточка. Птица собирает строительный материал для своего дома.

На заднем плане мы видим деревянные постройки. Известно, что картину Саврасов писал в посёлке Молвитино. За деревянным забором можно увидеть крыши домов, а за ними каменную церковь. Вдалеке, за широкими полями, течёт река, которая по весне разлилась и затопила всё пространство.

Картина вызывает приятные чувства. Несмотря на то, что она несколько грустная, чуть мрачная, с грязным снегом и хмурым небом, она дарит радость от ощущения прихода весны. Церковь вдалеке символизирует свет и добро, надежду на всё лучшее. Сами грачи — предвестники скорого потопления, когда можно будет снять пальто, шапку и насладиться весенними лучами солнца.

Грачи прилетели 1871 г.

Автор

Лето 1870 года художник провёл в путешествии по приволжским городам. Он был на подъёме – полон восторженных впечатлений и вдохновлён новыми темами. Вернувшись в Москву, он делился своими восторгами со всеми знакомыми. Блеск в глазах живописца предвещал рождение чего-то значительного, и Третьяков сделал заказ на зимние пейзажи на Волге. Художник взял отпуск до начала мая (он преподавал в Училище живописи и ваяния) и с семьёй отправился в Ярославль, старинный красивейший город, воодушевляющий не только природными видами, но и архитектурой с историей. Здесь семья сняла просторную квартиру и тихо, размеренно наслаждалась счастьем и ожиданием пополнения. Сохранились письма, в частности, Третьякову, в которых живописец делится бодрым настроением и жизнерадостными планами, надеждами.

Идиллия оборвалась внезапно. Только родившаяся в феврале дочка внезапно умерла – это была третья смерть ребёнка в семье. Жена, Софья, тяжело заболела. Сам живописец горько страдал, проводя много времени на кладбище у свежей могилки и рисуя последний приют дочери.

Источником сил стала сама природа, дав импульс к преодолению горя – весна, пробуждение жизни вокруг воскресили художника, а уж когда грачи прилетели, автор будущего шедевра уже вовсю писал подготовительные этюды, испытывая что-то вроде творческого экстаза.

Вернувшись в Москву, художник закончил картину в мастерской и в конце 1871 года представил её на суд зрителей.

Успех на выставках в России

Публика обеих столиц одна за другой увидела картину:

Картина понравилась даже зрителям, побывавшим на выставках мельком, как Салтыков-Щедрин, писавший о положительном впечатлении от произведения. Критики и публика восхваляли автора.

Востребованность

Ещё перед выставками, летом, картина обсуждалась в узком кругу допущенных в мастерскую. Привело сюда любопытство и Павла Третьякова, который восхитился картиной и предложил художнику 500 рублей (или 600 – данные разнятся). Саврасов всегда соглашался с предложенной суммой, не отказался и на этот раз.

По желанию императорской семьи Саврасов написал повторение.

Выставки за рубежом

  1. В 1873 году картина, а именно её авторское повторение для царской семьи, экспонировалась на Всемирной выставке в Вене.
  2. В 1878 году в Париж отправился оригинал, принадлежащий Третьякову.

Картина представляет собой сельскую панораму, на переднем плане которой из снежных сугробов тянутся вверх корявые стволы тонких берёз. Тёмные снизу от сырости и возраста, сверху они черны от стаи прилетевших грачей, суматошно снующих и кричащих в хлопотах обустройства. Они облюбовали верхушки этих берёз и, громко переговариваясь по-птичьи, таскают строительный материал для своих гнёзд – веточки, палочки, чудом уцелевшие сухие листочки. Вся суета происходит на фоне храма, маковки которого виднеются между берёзами, слева стоящей колокольни и

хозяйственных построек у забора вокруг церковного двора. Крыши темны от только стаявшего снега и медленно нагреваются под скудными ещё лучами солнца, которое с каждым часом отвоёвывает у зимы всё больше новых территорий – всюду тает ноздреватый посеревший снег, низина справа у берёз уже превратилась в большую лужу. Луга и поля вдали за церковью кое-где ещё белы, но там, на просторах, земля уже задышала, наполнив воздух ароматами пробуждающейся природы. Снеговые облака теряют плотность, открывая сияющую голубизну неба – навряд ли они уже способны на снегопад, а дождь только ускорит приход весны, которой так рада природа и сама жизнь.

Композиция

Для усиления впечатления и эффекта всеохватности пространства Саврасов в написанной картине применил приём нарушения перспективы. Ближний план написан художником с низкого уровня, будто живописец стоит на земле. Но такой ракурс сделал бы низкой линию горизонта, тогда как она расположена довольно высоко, разрезая холст посередине. Но художнику было важно на небольшом холсте изобразить как можно больше поверхности земли, далей, ведь они несут важную смысловую нагрузку – всё пространство вокруг чувствует поступь весны. И хотя картина небольшая, благодаря этому приёму с перспективой, зритель в полной мере ощущает и глобальность смены времени года, и невероятно свежий воздух, и будоражащую влажность. На картине – самый точный момент межсезонья, дающий полную уверенность в победе солнца, тепла и добра. И оживляют её именно грачи, шумные и хлопотливые, которые своим существованием и трудом утверждают, что жизнь продолжается.

История художника А. Саврасова – одна из многих, подтверждающих идею о том, что человек должен найти свое истинное призвание. Будучи подростком, он продавал свои акварели торговцам из Москвы, а после, поступил в училище живописи, ваяния и зодчества. Сильное влияние на мировоззрение живописца оказало творчество Венецианова – гармония его полотен затронула душу Саврасова.

Интересна история появления на свет этого полотна. Село Молвитино неподалеку от Костромы было большим живым центром с красивой церковью, построенной в начале XVIII века. Ее колокольня с кокошниками, украшавшая остроконечный шатер, небольшие купола белого храма были одними из тысяч на просторах царской России. Легенды села рассказывали, что именно отсюда родом Иван Сусанин.

Саврасов оказался в Молвитино весной 1871 года и практически сразу начал работать над этюдами глубинки. Художник любил весну, и на его карандашных набросках оживали березы, освещаемые солнцем, и слышалась музыка капели с крыш домов, журчания первых весенних ручейков.

Церковь живописец хотел изобразить давно. Он искал точку, с которой она будет лучше всего просматриваться и однажды остался там до самого вечера. Произошло то, что должно было рано или поздно произойти – природа околицы, пьянящий аромат мартовского воздуха подарили ему вдохновение. Этюд будущей картины был нарисован на удивление быстро.

Обычный весенний немного сероватый день. Коряво изогнутые березки на холме просто облепили грачи. Они галдят и деловито вьют новые гнезда или обновляют старые. Весенняя свежесть витает в воздухе, а проталины на снегу отражают голубое небо, спрятанное за сизыми облаками. Дощатые заборы домов не могут скрыть маленькую церквушку с облупленными стенами. Купол ее лишь подчеркивает типичность русской деревни и широту русской души. Чуть дальше видны поля, на которых скоро будет пахота, но пока на них еще лежит снег. Нежно-лиловые перелески дополняют горизонт. Где-то там, вдалеке течет своим чередом повседневный ход жизни, и лишь легкий ветерок объединяет его и природу в единое целое.

На переднем плане полотна – снег. Он грязный и тусклый, без бликов, на нем – лишь серые тени берез, унылых и изломанных. По мутному пепельному небу плывут облака. Из-за обилия серых красок деревенский пейзаж на первый взгляд довольно зауряден. Однако, это лишь поначалу. Яркие живые краски в него вносит светлая церквушка, проталина с водой и чудом прорвавшийся луч света. Кроме этого, Саврасов – один из немногих художников, кто умел изображать воздух. Полотно дышит, оно наполно свежестью весны и ее теплым дыханием, это подчеркивает необычность освещения. Передний план картины написан так, что березы, снег и галдящие грачи изображены против света. Таким образом, картина кажется исполненной приглушенными красками, что лишь подчеркивает неизбежность будущей весны.

В русском фольклоре есть поговорка о том, что грач может расклевать зиму – так начинается встреча весны. Саврасовский холст и поражает тем, что автор передал не только преображение всего живого, а и обновление внутреннего мира человека, который живет в единении с природой.

Почему эта картина так действует на зрителей уже 150 лет?

Сюжет

1.jpg

Контекст

Но в начале 1870-х на фоне разгоревшегося конфликта с Училищем живописи (из-за якобы недостаточного количества учеников Саврасова лишили казённой квартиры) он в разгар учебного года отправился с семьёй на Волгу. Он побывал в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде, Юрьевце. Этюдов, сделанных во время путешествия, хватило на следующие 5 лет работы.

2.jpg

Судьба автора

Как это ни прискорбно, но судьба Саврасова была печальна. Художник пил, а с возрастом всё больше, что в конце привело к алкоголизму, нищете, скитаниям по углам.

3.jpg

К концу жизни Саврасов каким-то чудом смог победить алкоголь. У него появилась новая жена, дети. Но здоровье было уже подорвано. Художник почти ослеп, а из дрожавших рук вываливалась кисть. Умер он в совершеннейшей нищете.

Читайте также: