Великая схизма кратко 6 класс

Обновлено: 05.07.2024

Разделение церквей (Великая схизма), Великое разделение христианской церкви — церковный раскол, после которого окончательно произошло разделение Церкви на Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную — на Востоке с центром в Константинополе. Разделение не преодолено до настоящего времени.

Начало раскола

В IX веке произошел раскол между константинопольской патриархией и папством, который длился с 863 по 867 год. Константинопольскую патриархию в это время возглавлял патриарх Фотий (858—867, 877—886), во главе Римской курии был Николай I (858—867). Считается, что хотя формальным поводом к расколу стал вопрос о законности избрания Фотия на патриарший престол, глубинная причина раскола лежала в желании папы распространить своё влияние на епархии Балканского полуострова, что встретило сопротивление со стороны Византийской империи. Также с течением времени усиливался личный конфликт между двумя иерархами.

В X веке острота конфликта снизилась, споры сменяли длительные периоды сотрудничества.

Конец XI века ознаменовался началом активной экспансии выходцев из Нормандского герцогства в Южной Италии. Борьба за влияние в Италии вскоре привела к конфликту константинопольского патриарха и римского папы.

Отлучителная грамота. Взаимная анафема

В 1054 году папа Лев направил Керуларию послание, которое в обоснование папских притязаний на полноту власти в Церкви. Патриарх отверг притязания Папы на верховенство, после чего Лев послал в том же году легатов в Константинополь для улаживания спора.

16 июля 1054 года, уже после смерти самого папы Льва IX, три папских легата вошли в собор Святой Софии и положили на алтарь отлучительную грамоту, предающую анафеме патриарха и двух его помощников. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов.

Усиление раскола

События 1054 года ещё не означали полного разрыва между восточной и западной Церквями, Первый крестовый поход вначале сблизил церкви, но при продвижении к Иерусалиму обострились разногласия. Когда предводитель крестоносцев Боэмунд захватил бывший византийский город Антиохию (1098 год), он изгнал греческого патриарха и заменил его латинским; захватив Иерусалим в 1099 году, крестоносцы также поставили во главе местной Церкви латинского патриарха. Византийский император Алексей, в свою очередь, назначил собственных патриархов обоих городов, но проживали они в Константинополе. Существование параллельных иерархий означало, что восточная и западная церкви фактически пребывали в состоянии раскола.

Другим событием, усилившим раскол, стал погром латинского квартала в Константинополе при императоре Андронике I (1182 год). Доказательств того, что погром латинян был санкционирован сверху нет, однако репутации Византии на христианском Западе был нанесён серьёзный урон.

Существует альтернативная точка зрения, согласно которой действительной причиной раскола стали притязания Рима на политическое влияние и денежные сборы на территориях, подконтрольных Константинополю. Однако в качестве публичного обоснования конфликта обе стороны называли богословские разногласия.

Разделение христианской церкви

Раскол христианской церкви в 1054 году, также Великий раскол — церковный раскол, после которого окончательно произошло разделение Церкви на Римско-католическую церковь на Западе и Православную — на Востоке с центром в Константинополе.

Содержание

История раскола

Фактически разногласия между папой римским и патриархом Константинополя начались задолго до 1054, однако именно в 1054 римский папа Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта, начало которому было положено закрытием в 1053 году латинских церквей в Константинополе по распоряжению патриарха Михаила Кирулария, при котором его сакелларий Константин выбрасывал из дарохранительниц Святые Дары, приготовленные по западному обычаю из пресного хлеба, и топтал их ногами [1] . Однако найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении Кирулария и его отлучении от Церкви. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов.

Раскол не преодолён до сих пор, хотя в 1965 взаимные проклятия были сняты.

Причины раскола

Раскол имел множество причин: обрядовые, догматические, этические различия между западной и восточной Церквами, имущественные споры, борьба папы римского и константинопольского патриарха за первенство среди христианских патриархов, разные языки богослужения (латынь в западной церкви и греческий в восточной).

Точка зрения западной (католической) церкви.

Отлучительная грамота была вручена 16 июля 1054 г. в Константинополе в Софийском храме на святом алтаре во время богослужения легатом папы римского кардиналом Гумбертом. Отлучительная грамота содержала в себе следующие обвинения в адрес восточной церкви: [2]

    не признаёт Святую Римскую Церковь первой апостольской кафедрой, которой, как главе, принадлежит попечение о всех Церквах, неправо называют патриархом,
  1. подобно симонианам, они продают дар Божий,
  2. подобно валезианам, оскопляют пришельцев, и делают их не только клириками, но и епископами.
  3. Подобно арианам, перекрещивают крещёных во имя Святой Троицы, в особенности латинян.
  4. Подобно донатистам, утверждают, что во всём мире, за исключением церкви Греческой, погибли и церковь Христова, и истинная Евхаристия, и крещение.
  5. Подобно николаитам, позволяют браки служителям алтаря.
  6. Подобно северианам, злословят закон Моисеев.
  7. Подобно духоборцам, отсекают в символе веры исхождение Духа Святого и от Сына (филиокве).
  8. Подобно манихеям, считают квасное одушевлённым.
  9. Подобно назареям, наблюдают телесные очищения иудейские, новорождённых детей не крестят ранее восьми дней по рождении, родительниц не удостаивают причащения, и, если они язычницы, отказывают им в крещении.

Точка зрения восточной (православной) церкви

Во-вторых, в апреле, еще до того как переговорный процесс сколько-нибудь продвинулся вперед, Лев IX умер, а следующий папа был избран лишь через год. Следовательно, его легаты к моменту сочинения и оглашения грамоты утратили легитимность.

Реакция Патриарха на вызывающий поступок кардиналов была достаточно осторожной и в целом миролюбивой. Достаточно сказать, что с целью успокоения волнений было официально заявлено, что греческие переводчики извратили смысл латинской грамоты. Далее, на последовавшем Соборе 20 июля за недостойное поведение в храме были отлучены от Церкви все три члена папской делегации, однако Римская Церковь в решении собора специально не упоминалась. Было сделано всё, чтобы свести конфликт к самодеятельности нескольких римских представителей, что, собственно, и имело место. Патриарх отлучил от Церкви лишь легатов и только за дисциплинарные нарушения, а не за вероучительные вопросы. На Западную церковь или на римского епископа эти анафемы никак не распространялись.

Событие это стало оцениваться как нечто чрезвычайно важное лишь через пару десятков лет на Западе, когда к власти пришел папа Григорий VII Гильдебранд, а кардинал Гумберт стал его ближайшим советником. Его усилиями эта история и получила необычайное значение. Потом, уже в новое время, она рикошетом из западной историографии вернулась на Восток и стала считаться датой разделения Церквей также и там. [3]

Восприятие раскола на Руси

Покинув Константинополь, папские легаты отправились в Рим окружным путём, чтобы оповестить об отлучении Михаила Кирулария других восточных иерархов. Среди прочих городов они посетили Киев, где с подобающими почестями были приняты великим князем и русским духовенством.

В последующие годы Русская Церковь не занимала однозначной позиции в поддержку какой-либо из сторон конфликта, хотя и осталась православной. Если иерархи греческого происхождения были склонны к антилатинской полемике, то собственно русские священники и правители не только не участвовали в ней, но и не понимали сущности предъявляемых греками к Риму претензий догматического и обрядового характера. Таким образом, Русь поддерживала общение и с Римом, и с Константинополем, принимая те или иные решения в зависимости от политической необходимости.

В Киеве имелись латинские монастыри (в том числе доминиканский — с 1228), на землях, подвластных русским князьям, с их разрешения действовали латинские миссионеры (так, в 1181 князья Полоцкие разрешили монахам-августинцам из Бремена крестить подвластных им латышей и ливов на Западной Двине). В высшем сословии заключались (к неудовольствию греков) многочисленные смешанные браки. Большое западное влияние заметно в некоторых сферах церковной жизни.

Подобная ситуация сохранялась вплоть до монголо-татарского нашествия.

Снятие взаимных анафем


Произошедшее в 1054 году разделение церквей вошло в историю под названием Великой схизмы. Её результатом стал раскол христианства на западное и восточное. Этот термин также используется в исторической литературе для обозначения раскола в Римской церкви на рубеже XIV–XV веков. В те годы одни короли Европы поддерживали папу в Риме, а другие — его оппонента в Авиньоне.

Великая схизма 1054 года

Причиной раскола были не только религиозные вопросы, но и противостояние папства в Риме с патриархом в Константинополе за сферы влияния.

Великая схизма

Рис. 1. Великая схизма.

В том же году в Константинополе были закрыты латинские церкви. Папа Римский Лев IX стал претендовать на полноту власти в церкви, а также попытался получить от императора Византии помощь в борьбе с норманнами. 16 июля 1054 года папские легаты в соборе Святой Софии в Константинополе отлучили от церкви патриарха Михаила. Закрепление раскола произошло постепенно. Например, в 1098 году крестоносцы изгнали из Антиохии восточного патриарха и назначили на его место латинского. В 1204 году крестоносцы разорили Константинополь.

Датой снятия взаимных анафем стал 1965 год, хотя разделение и не было преодолено до сих пор. Анафемы были сняты римским папой Павлом VI и Вселенским патриархом из Константинополя Афинагором.

Великая схизма, 1054 г.

Рис. 2. Великая схизма, 1054 г.

Папский раскол

Западная церковь пережила внутренний раскол в 1378–1417 годах. В 1378 году скончался папа римский Григорий XI. За год до смерти он вернулся из французского города Авиньона в Рим и сделал своей резиденцией Ватикан. Его место занял Урбан VI, который не понравился кардиналам. В результате они избрали на папский престол Климента VII. Его резиденцией стал город Авиньон на юге Франции.

Симпатии европейских королей разделились. Урбана VI поддержали Англия, Ирландия, северная и центральная Италия, Венгрия, Польша и Скандинавия. Климента VII поддержали короли Франции, Кастилии, Арагона, Шотландии и Неаполя. Правители германских государств, Бургундии и Португалии колебались между двумя лагерями.

Раскол завершился на рубеже 1417–1418 годов на Вселенском соборе в Констанце. Папы из Рима, Авиньона и их оппонент из Пизы были низложены, и Собор избрал Мартина V на папский престол. Он находился на этом посту до 1431 года.

Великий западный раскол

Рис. 3. Великий западный раскол.

Что мы узнали?

Кратко о том, что такое Великая схизма и какова её роль в истории Европы, можно узнать из школьной программы 6 класса. Такой термин чаще всего используется для обозначения церковного раскола в 1054 году, но иногда его связывают с Папским расколом конца XIV — начала XV веков.

Христианство исторически состоит из нескольких церквей и самой крупной из них является католическая церковь. Она также известна, как римско-католическая, так как центром этой церкви является город Рим, а точнее – резиденция Папы Римского в Ватикане.

Католическая церковь – описание (история, 6 класс)

Античность и Средние Века

Термин “католический” взят из греческого языка и означает “вселенский”. Церковь является вселенской, так как в ней присутствует Христос. Термин ведет свою историю со II века нашей эры, но с XI века он стал использоваться для названия христианской церкви в Риме.

Католическая церковь – описание (история, 6 класс)

Рис. 1. Папа Римский.

Современная католическая церковь ведет свою историю от апостольских времен, то есть с I века н.э. В Риме тогда проповедовал христианство апостол Петр (с 43 по 67 или 68 год), хотя сама римская империя была языческой. Он погиб во время гонений императора Нерона. Именно поэтому основным собором католической церкви является собор Святого Петра в Ватикане.

Папское государство на территории Италии было создано в середине VIII века. В IX веке произошел первый раскол между Римом и Константинополем, но окончательно церкви разошлись в 1054 году.

К этому моменту уже почти 100 лет, с 962 года существовала Священная Римская империя. Ее первый император был коронован папой Иоанном XII.

Католическая церковь – описание (история, 6 класс)

Рис. 2. Великая схизма 1054.

Великая схизма

Разделение церквей произошло в 1054 году и это событие вошло в мировую историю под названием “великая схизма”. Раскол произошел из-за разногласий между папой римским и Константинопольским патриархом. Последнего поддержали четыре других восточных патриарха. В Константинополе (современный Стамбул) были закрыты латинские церкви из-за разногласий за сферы влияния на юге Италии и из-за борьбы с норманнами, которые там обосновались.

После смерти папы римского Льва IX, в июле 1054 года, папские легаты предали анафеме Константинопольского патриарха, а через 4 дня он предал анафеме их самих. Однако, “великая схизма” не означала еще полного раскола церквей. В 1096 их сблизил Первый крестовый поход, но уже в 1098 году крестоносцы изгнали из Антиохии греческого патриарха, а в 1099 поставили латинского патриарха в Иерусалиме.

В 1182 году в Константинополе произошел погром латинского квартала, а в 1204 году его взяли крестоносцы и создали Латинскую империю, которая существовала до 1261 года. В XIV-XV веках было несколько попыток сближения западной и восточной церквей, например, в 1439 между ними была заключена Флорентийская уния с целью защиты от османской экспансии. В 1453 году Константинополь заняли турки и униатский патриарх был изгнан в Италию, а его место заняли противники католичества.

Взаимные анафемы были сняты в 1965 году, когда произошла историческая встреча Папы Римского Павла VI и патриарха Константинопольского Афинагора I в Иерусалиме.

Кратко о католической церкви рассказывают в учебнике истории 6 класса, именно из него школьники узнают о “великой схизме” 1054 года, но лучше изучать ее по учебникам религиоведения.

Католическая церковь – описание (история, 6 класс)

Что мы узнали?

Католическая церковь – одна из христианских церквей на планете. Она ведет свою историю от апостола Петра, который погиб в языческом Риме. Ее главой является Папа Римский, а его резиденция расположена в Ватикане.

Читайте также: